г. Тюмень |
|
14 февраля 2019 г. |
Дело N А27-4359/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 февраля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 февраля 2019 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Черноусовой О.Ю.
судей Григорьева Д.В.
Киричёк Ю.Н.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Центр медицинской экспертизы, консалтинга, аудита" на решение от 09.07.2018 Арбитражного суда Кемеровской области (судья Иващенко А.П.) и постановление от 16.10.2018 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Бородулина И.И., Логачев К.Д., Хайкина С.Н.) по делу N А27-4359/2018 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Центр медицинской экспертизы, консалтинга, аудита" (214009, город Смоленск, микрорайон Южный, дом 4-А, ИНН 6732112144, ОГРН 1156733016406) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области (650000, город Кемерово, улица Ноградская, 5, 312, ОГРН 1034205025799, ИНН 4207012419), Департаменту контрактной системы Кемеровской области (650000, город Кемерово, проспект Советский, 63, ИНН 4205120352, ОГРН 1064205130373), Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Кемеровской области (650000, город Кемерово, улица Красноармейская, 136; ОГРН 1024200705242, ИНН 4200000446) об оспаривании решений.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Центр медицинской экспертизы, консалтинга, аудита" (далее - общество, ООО "Центр ЭКА-М") обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области (далее - управление, антимонопольный орган), Департаменту контрактной системы Кемеровской области (далее - департамент) и Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Кемеровской области (далее - фонд) о признании недействительными решений от 28.12.2017 по делам N 930/З-2017, N 931/З-2017, N 932/З-2017, N 933/З-2017, N 934/З-2017, от 23.01.2018 по делу N 74/З-2018.
Решением от 09.07.2018 Арбитражного суда Кемеровской области, оставленным без изменения постановлением от 16.10.2018 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, ООО "Центр ЭКА-М" просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований и взыскании судебных расходов.
По мнению заявителя кассационной жалобы, фондом неправильно определен способ закупки услуг экспертизы качества медицинской помощи (исходя из идентичных предметов контрактов и временных промежутков осуществления закупок более эффективным способом определения исполнителя услуг является электронный аукцион); в нарушение положений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Федерального закона Российской Федерации от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закона о лицензировании) не установлено требование о наличии у участника закупки лицензии на осуществление медицинской деятельности; привлечение к участию в закупке лишь экспертов, входящих в соответствующий территориальный реестр Кемеровской области, ограничивает конкуренцию на рынке оказания услуг экспертизы качества медицинской помощи.
В отзывах на кассационную жалобу управление и фонд просят оставить обжалуемые судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.
Департамент отзыв на кассационную жалобу в порядке статьи 279 АПК РФ не представил.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе и отзывах на нее, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 13.12.2017, 14.12.2017 и 27.12.2017 в единой информационной системе в сфере закупок в сети Интернет www.zakupki.gov.ru размещены извещения о проведении запроса котировок N 0139200000117013762, N 0139200000117013760, N 0139200000117013758, N 0139200000117013840, N 0139200000117013841, N 0139200000117014425 на оказание услуг по проведению экспертизы качества медицинской помощи и реэкспертизы, проведенной страховыми медицинскими организациями (заказчик - фонд, уполномоченный орган - департамент).
ООО "Центр ЭКА-М" обратилось в управление с жалобами на положения вышеназванных извещений о проведении запроса котировок.
Решениями антимонопольного органа от 28.12.2017 по делам N 930/З-2017, N 931/З-2017, N 932/З-2017, N 933/З-2017, N 934/З-2017, от 23.01.2018 по делу N 74/З-2018 данные жалобы признаны необоснованными.
Не согласившись с указанными решениями, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о соответствии оспариваемых решений антимонопольного органа положениям Закон о контрактной системе, Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон об обязательном медицинском страховании) и отсутствии нарушений прав и законных интересов общества.
Закон о контрактной системе регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (часть 1 статьи 1).
В соответствии с частями 1, 2 и 5 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), к числу которых относятся конкурсы, аукционы, запрос котировок, запрос предложений. Заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями главы 3 названного Закона. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.
В рассматриваемом случае закупки услуг по проведению экспертизы качества медицинской помощи и реэкспертизы, проведенной страховыми медицинскими организациями, осуществлялись фондом в 2017 и 2018 годах путем проведения запроса котировок.
В силу статьи 79 Закона о контрактной системе под запросом котировок понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором информация о закупаемых для обеспечения государственных или муниципальных нужд товарах, работах или услугах сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении запроса котировок и победителем запроса котировок признается участник закупки, предложивший наиболее низкую цену контракта (часть 1).
Заказчик вправе осуществлять закупки путем проведения запроса котировок при условии, что начальная (максимальная) цена контракта не превышает пятьсот тысяч рублей. При этом годовой объем закупок, осуществляемых путем проведения запроса котировок, не должен превышать десять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем сто миллионов рублей (часть 2).
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что начальная (максимальная) контрактов по спорным закупкам не превышала пятьсот тысяч рублей; на момент рассмотрения жалоб ООО "Центр ЭКА-М" антимонопольным органом информации о превышении годового объема закупок, осуществляемых фондом путем проведения запроса котировок, десяти процентов совокупного годового объема его закупок и ста миллионов рублей не имелось.
Доводы общества о необходимости проведения закупок в форме электронного аукциона обоснованно признаны судами несостоятельными.
Согласно статье 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором (часть 1).
Заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, за исключением случаев закупок товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок, запроса предложений, осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с учетом требований названного Закона.
Перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион), утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.03.2016 N 471-р.
Услуги по проведению экспертизы качества медицинской помощи и реэкспертизы, проведенной страховыми медицинскими организациями, в данный перечень не включены.
Вопреки доводам ООО "Центр ЭКА-М" объединение закупок и проведение электронного аукциона в целях более эффективного расходования средств могло привести к ограничению (устранению) конкуренции, поскольку объекты закупок не являлись идентичными (услуги экспертов различных специальностей "онкология", "нейрохирургия", "анестезиолог-реаниматолог" и др.).
По мнению общества, осуществление закупок названных услуг путем проведения запроса котировок неправомерно позволяет участникам исходя из положений части 3 статьи 73 Закона о контрактной системе не предоставлять в составе заявки документы, подтверждающие их соответствие требованиям пункта 1 части 1 статьи 31 названного Закона (применительно к рассматриваемым закупкам - копию действующей лицензии на осуществление медицинской деятельности).
Пункт 46 части 1 статьи 12 Закона о лицензировании, Положение о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения на территории инновационного центра "Сколково"), утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 291, обозначают экспертизу качества медицинской помощи в качестве самостоятельного вида работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, для осуществления которой необходима лицензия.
При этом лицензии могут быть выданы лишь юридическими лицам и индивидуальным предпринимателям (часть 1 статьи 1, пункт 2 статьи 3 Закона о лицензировании).
В соответствии с частью 1 статьи 64 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" экспертиза качества медицинской помощи проводится в целях выявления нарушений при оказании медицинской помощи, в том числе оценки своевременности ее оказания, правильности выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, степени достижения запланированного результата. Экспертиза качества медицинской помощи, оказываемой в рамках программ обязательного медицинского страхования, проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании.
Согласно части 7 статьи 40 Закона об обязательном медицинском страховании экспертиза качества медицинской помощи проводится экспертом качества медицинской помощи, включенным в территориальный реестр экспертов качества медицинской помощи. Экспертом качества медицинской помощи является врач - специалист, имеющий высшее образование, свидетельство об аккредитации специалиста или сертификат специалиста, стаж работы по соответствующей врачебной специальности не менее 10 лет и прошедший подготовку по вопросам экспертной деятельности в сфере обязательного медицинского страхования. Федеральный фонд, территориальный фонд, страховая медицинская организация для организации и проведения экспертизы качества медицинской помощи поручают проведение указанной экспертизы эксперту качества медицинской помощи из числа экспертов качества медицинской помощи, включенных в территориальные реестры экспертов качества медицинской помощи.
Территориальный реестр экспертов качества медицинской помощи содержит сведения об экспертах качества медицинской помощи, осуществляющих экспертизу качества медицинской помощи в рамках контроля в субъекте Российской Федерации, и является сегментом единого реестра экспертов качества медицинской помощи (пункт 84 Порядка организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, утвержденного приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования 01.12.2010 N 230, далее - Порядок N 230).
Действующим законодательствам не установлены требования к врачам - экспертам качества медицинской помощи в рамках обязательного медицинского страхования - о наличии у них статуса индивидуального предпринимателя и лицензии на осуществление медицинской деятельности.
Проанализировав вышеназванные нормы права, принимая во внимание разъяснения Министерства здравоохранения Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, изложенные в письмах от 08.05.2015 N 2812/30-5, от 28.05.2015 N 11-11/10/2-2554, суды первой и апелляционной инстанций пришли к верному выводу об отсутствии правовых оснований для установления фондом требования к участникам закупки на оказание услуг экспертизы качества медицинской помощи и реэкспертизы, проведенной страховыми медицинскими организациями, о наличии у них лицензии на осуществление медицинской деятельности.
Доводы общества о том, что определение заказчиком места оказания услуг (территория одного субъекта - Кемеровская область) влечет за собой ограничение конкуренции, поскольку исключает возможность участия в закупке экспертов, включенных в территориальные реестры иных субъектов Федерации, обоснованно отклонены судами.
Из анализа положений статьи 40 Закона об обязательном медицинском страховании, Порядка N 230 следует, что для оказания услуг экспертизы качества медицинской помощи в рамках обязательного медицинского страхования на территории субъекта Федерации подлежат привлечению эксперты, включенные в территориальные реестры экспертов качества медицинской помощи, а не в единый реестр экспертов качества медицинской помощи Российской Федерации. Эксперты качества медицинской помощи могут быть включены в несколько территориальных реестров при желании оказывать услуги по поручениям различных территориальных органов Фонда обязательного медицинского страхования.
При ограничении места оказания спорных услуг территорией Кемеровской области фонд также обоснованно руководствовался положениями Инструкции о ведении медицинских архивов в лечебных учреждениях, утвержденной приказом Министерства здравоохранения СССР от 30.09/01.10.1949 N 718, о запрете выемки документов из дел и выдачи архивных материалов из архива за пределы лечебного учреждения.
С учетом изложенного суды пришли к выводу об отсутствии у антимонопольного органа правовых оснований для признания обоснованными жалоб общества и правомерно отказали в удовлетворении требований о признании недействительными оспариваемых решений.
Иное толкование подателем кассационной жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Суд кассационной инстанции не усматривает предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 09.07.2018 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление от 16.10.2018 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-4359/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Ю. Черноусова |
Судьи |
Д.В. Григорьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с частью 1 статьи 64 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" экспертиза качества медицинской помощи проводится в целях выявления нарушений при оказании медицинской помощи, в том числе оценки своевременности ее оказания, правильности выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, степени достижения запланированного результата. Экспертиза качества медицинской помощи, оказываемой в рамках программ обязательного медицинского страхования, проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании.
...
Территориальный реестр экспертов качества медицинской помощи содержит сведения об экспертах качества медицинской помощи, осуществляющих экспертизу качества медицинской помощи в рамках контроля в субъекте Российской Федерации, и является сегментом единого реестра экспертов качества медицинской помощи (пункт 84 Порядка организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, утвержденного приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования 01.12.2010 N 230, далее - Порядок N 230)."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 14 февраля 2019 г. N Ф04-6976/18 по делу N А27-4359/2018