Постановление Правительства Москвы от 17 сентября 1991 г. N 84 "О ходе выполнения программы реконструкции центральной части г. Москвы"

Постановление Правительства Москвы от 17 сентября 1991 г. N 84
"О ходе выполнения программы реконструкции центральной части г. Москвы"


В соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 24 сентября 1987 г. N 1101 и решением исполкома Московского Совета от 30 декабря 1987 г. N 3079 организациями Москвы проведена определенная работа по реконструкции центральной части города.

Разработана проектно-сметная документация со значительными объемами историко-культурных, археологических, инженерно-технических и других видов обследований. Подготовлена рабочая документация по реконструкции кварталов, пусковых комплексов и отдельных объектов на 347,2 млн. руб. строительно-монтажных работ.

Из районов реконструкции отселено 1634 человека и выведено 38 организаций-арендаторов.

Осуществляется опережающая инженерная подготовка территории комплексной реконструкции. Выполнено переустройство магистральных сетей в районах улиц Сретенки, Трубной, Б. Полянки, Столешникова пер., ведутся работы по ул. Герцена, Цветному бульвару, Театральной площади и др.

Завершена реконструкция Малого театра, Петровского пассажа, гостиницы "Метрополь", развернуты работы по реконструкции Третьяковской галереи, Государственной библиотеки им. В.И. Ленина, гостиниц "Балчуг", "Националь" и ряда других объектов.

На объектах центра в пределах Садового кольца строительными организациями Мосстройкомитета, Мосжилинжа, министерств, ведомств, а также другими государственными и кооперативными организациями за 1989 - 1990 гг. выполнено 131,7 млн. руб. строительно-монтажных работ. В 1991 г. планируется выполнить 187,6 млн. руб. строительно-монтажных работ, в том числе силами Мосстройкомитета - 136,1 млн. руб. За 1-е полугодие 1991 г. объемы выполненных строительно-монтажных работ составили 75,3 млн. руб., или 103,4 проц. от плана 1-го полугодия, в том числе организациями Мосстройкомитета - 54,6 млн. руб., или 104,6 проц. плана.

Вместе с тем темпы реконструкции центральной части города остаются низкими.

Выполненная работа по организации реконструкции выявила ряд значительных проблем, недостаточное внимание к решению которых не позволило достичь уровня заданий, определенных решениями исполкома Моссовета по данному вопросу.

До настоящего времени не утвержден разработанный Главмосархитектурой проект детальной планировки центра Москвы, историко-архитектурный опорный план с проектом зон охраны, что не позволяет достоверно определить очередность, объемы и сроки комплексной реконструкции кварталов в увязке с инженерной подготовкой территории.

В 1990 - 1991 гг. обеспечение комплексной реконструкции было осложнено изменением районных структур. Действия ряда райсоветов и исполкомов во изменение ранее утвержденных социальных программ привели к значительной корректировке разработанной документации, что вызвало необоснованную задержку начала производства работ, а также изменение функционального назначения помещений без учета общегородских задач.

Крайне сложным остается вопрос подготовки и освобождения площадок для производства работ. В результате разбалансированности взаимодействия городских и районных служб ряд исполкомов использовал выделенную им для освобождения объектов жилую площадь не по назначению. Исполкомами районных Советов и Мосжилучетом не решен вопрос создания переселенческого фонда. Площади, вводимые после капитального ремонта и нового строительства в центре города, не используются для отселения коренных москвичей из зданий, подлежащих реконструкции, как это определено решениями Мосгорисполкома. Значительная часть площади продолжает выделяться в отдаленных районах-новостройках, в том числе Марьине, Бутове, Солнцеве.

Не выполнена программа перебазирования организаций и предприятий из центра в увязке с использованием имеющихся и строительством новых административных помещений, изложенная в решении исполкома Моссовета от 13 июля 1989 г. N 1183. В центре города сохраняется значительное количество производств с несвойственными для этой части города функциями. Продолжается практика выдачи ордеров организациям на аренду помещений, освобожденных для реконструкции.

В то же время районы часто вели необоснованное отселение жителей. Освобожденные здания своевременно не предлагались к включению в план проектирования и реконструкции. В результате на Арбате, Сретенке, в Замоскворечье и в других районах имеется большое количество отселенных зданий и сооружений, к реконструкции которых не приступают годами.

Не отработана система экономической заинтересованности предприятий и организаций в выполнении работ по реконструкции центра. Применяемые действующие нормы и расценки не учитывают специфических условий работы в зоне исторической застройки.

Не решен вопрос с обеспечением объектов реконструкции индивидуальными малотиражными изделиями (чугунным литьем, столярными, скобяными изделиями, керамикой и т.п.).

Недостаточный учет влияния перечисленных проблем на реализацию программы реконструкции привел к тому, что предусмотренные решением исполкома Моссовета от 30 декабря 1987 г. N 3079 задания не были сбалансированы по срокам.

В целях принятия кардинальных мер по переходу на новую систему организации и управления реализацией комплексной программы реконструкции, а также в условиях образования новых организационных структур управления городом правительство г. Москвы постановляет:

1. Отметить, что решение исполкома Моссовета от 30 декабря 1987 г. N 3079 "О комплексной реконструкции и застройке в период до 2000 г. исторически сложившегося центра г. Москвы" по его основным направлениям не выполнено, в том числе и по объему строительно-монтажных работ.

2. Институту развития Москвы в соответствии с решением Мосгорисполкома от 28 апреля 1991 г. N 721 ускорить разработку комплекса экономических мер, обеспечивающих привлечение инвесторов и подрядных организаций, и системы взаимоотношений между участниками реконструкции и эксплуатирующими организациями, с окончанием работ до 1 ноября 1991 г.

3. Главмосархитектуре:

3.1. Принять за основу представленные Главмосархитектурой "Основные положения реконструкции центральной части г. Москвы", разработанные на основании согласованного Госкомэкспертизой Госкомархитектуры СССР (протокол N 3 от 26.07.90 г.) проекта детальной планировки центральной части г. Москвы и историко-архитектурный план с проектом зон охраны памятников истории и культуры для решения последующих задач реализации программы реконструкции центральной части г. Москвы.

3.2. В срок до 1 января 1992 г. разработать и представить на рассмотрение правительства согласованную с Координационным советом концепцию по улучшению художественного оформления площадей, улиц, набережных в центре Москвы.

3.3. По заказу объединения "Москапстрой" совместно с городскими службами СЭС, Госпожнадзора, Госгортехнадзора переработать применительно к особым условия центральной части города градостроительные, санитарные, пожарные и технологические нормы, по согласованию с заинтересованными организациями и утвердить в установленном порядке до 1 января 1992 г.

4. Префектуре Центрального округа:

4.1. Совместно с объединением "Москапстрой", Мосстройкомитетом, Комитетом экономики и Главмосархитектурой, взяв за основу ранее согласованные социальные программы районов, до 1 октября 1991 г. разработать и представить на утверждение программу реконструкции на 1992 - 1993 гг., с учетом первоочередных задач:

- максимального сохранения в центре Москвы пригодного для проживания жилищного фонда, с ликвидацией коммунального заседания;

- развития системы учреждений социально-бытового обслуживания для удовлетворения потребностей населения города, а также туристов и гостей столицы;

- повышения уровня благоустройства территории с использованием подземного пространства.

4.2. Совместно с Москомимуществом, Мосжилкомитетом, Мосстройкомитетом, объединением "Москапстрой" и "Главмосархитектурой в срок до 1 января 1992 г. разработать программы переселения жителей и первоочередного перебазирования организаций и предприятий из центра, увязав ее с планами проектирования, строительства, реконструкции и капитального ремонта, а также с интересами коренных жителей города.

4.3. Совместно с Москомимуществом и Главмосархитектурой в срок до 1 января 1992 г. проанализировать исполнение ранее принятых решений о передаче в аренду строений и земельных участков, по которым не обеспечены строительно-восстановительные работы в установленный срок, и внести предложения об их дальнейшем использовании.

4.4. Совместно с Москомимуществом и Главмосархитектурой до 1 января 1992 г. внести предложения об условиях пользования городской собственностью и земельными участками для расположенных в центре организаций и предприятий с целью привлечения их сил и средств к участию в программе комплексной реконструкции.

5. Москомимуществу совместно с префектурой Центрального округа:

5.1. Предоставлять подрядным строительным организациям, осуществляющим работы по реконструкции центра, включая инженерные объекты, преимущественное право приватизации части реконструированных площадей в соответствии с разрабатываемыми ТЭО.

5.2. Разрешить в качестве компенсации предоставлять право на эксплуатацию части отреконструированных площадей инвесторам, участвующим в реконструкции объектов центра.

6. Объединению "Москапстрой":

6.1. Совместно с Мосстройкомитетом и Мосинжкомитетом обеспечить переход с 1 января 1992 г. на контрактно-договорную систему расчетов между участниками реконструкции.

6.2. Совместно с Гласмосархитектурой и префектурой Центрального округа ускорить разработку эскизных проектов застройки и выполнение историко-архитектурных обследований. Дальнейшее рабочее проектирование осуществлять после определения инвесторов, пользователей и подрядных строительных организаций для каждого конкретного здания или комплекса.

6.3. С участием Главмосархитектуры, Мосстройкомитета и префектуры Центрального округа в месячный срок откорректировать программы проектирования и строительства административных зданий и представить ее на утверждение правительства.

6.4. Совместно с Главмосархитектурой разработать программу по значительному увеличению объемов работ по опережающей инженерной подготовке территории центральной части Москвы.

7. Мосстройкомитету совместно с Мосинжкомитетом:

7.1. Обеспечить начиная с 1992 г. увеличение годовых объемов работ, выполняемых по реконструкции центра, не менее чем в 1,5 раза, с привлечением дополнительных производственных мощностей организаций и предприятий министерств, ведомств, других государственных и кооперативных организаций.

7.2. Дать предложения по организации производства малотиражных индивидуальных изделий на предприятиях стройиндустрии города, с использованием передовых зарубежных технологий, обеспечить их реализацию.

7.3. Совместно с Комитетом экономики в срок до 1 ноября 1992 г. разработать Положение о порядке введения налоговых льгот для организаций и предприятий, принимающих участие в реконструкции центральной части г. Москвы.

8. Комитету экономики г. Москвы:

8.1. Упорядочить систему планирования и отчетности реконструкции центра Москвы и обеспечить целевое финансирование в счет общих капитальных вложений всех видов работ и услуг, необходимых для осуществления программы реконструкции с 1 января 1992 г.

8.2. В срок до 25 сентября 1991 г. заключить договор на выполнение работ по п. 2 настоящего постановления.

8.3. По предложениям объединения "Москапстрой" и других заказчиков подготовить сводные предложения в правительства РСФСР и СССР о выделении капитальных вложений для финансирования реконструкции центра в 1992 - 1993 гг.

9. Обратить внимание руководителей муниципальных подразделений и служб на необходимость безусловного выполнения решения исполкома Моссовета от 21 августа 1990 г. N 1432 "Об утверждении плана дальнейшего использования строений, освобожденных полностью или частично, для проведения работ по реконструкции центральной части г. Москвы".

10. Запретить Москомимуществу и Главмосархитектуре рассматривать вопросы передачи и закрепления помещений и отвода земельных участков в центре Москвы без согласования с префектурой Центрального округа.

11. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя премьера - министра правительства Москвы т. Ресина В.И.


Премьер правительства Москвы

Ю.М. Лужков



Постановление Правительства Москвы от 17 сентября 1991 г. N 84 "О ходе выполнения программы реконструкции центральной части г. Москвы"


Текст постановления опубликован в "Вестнике мэрии Москвы", октябрь 2004 г., N 4


Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.