Решение Арбитражного суда г. Москвы от 22 июня 2004 г. N А40-24091/04-120-203 Решение и предписание ТУ МАП РФ признаны судом недействительными, поскольку данные нормативные акты не соответствуют законодательству в части ограничения самостоятельности хозяйствующих субъектов, создания дискриминационных условий деятельности отдельным хозяйствующим субъектам

Решение Арбитражного суда г. Москвы от 22 июня 2004 г. N А40-24091/04-120-203

ГАРАНТ:

Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 9 сентября 2004 г. N 09АП-1329/04-АК настоящее решение оставлено без изменения

Постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа от 17 декабря 2004 г. N КА-А40/11661-04 настоящее решение и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 9 сентября 2004 г. N 09АП-1329/04-АК оставлены без изменения

Иск заявлен о признании недействительными решение и предписание ТУ МАП России по г. Москве и Московской обл. от 15.04.04 г. по делу N 3-23-44.

Требования истца основаны на следующих доводах. По мнению истца, оспариваемые акты не соответствуют ст. 78 Конституции РФ, ст. 7 Закону# РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" и нарушают права и законные интересы истца.

Ответчик требования истца не признал. В отзыве пояснил, что истцом вынесены постановления, которые противоречат п. 1 ст. 7 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" в части ограничения самостоятельности хозяйствующих субъектов, создания дискриминационных условий деятельности отдельным хозяйствующим субъектам. При вынесении постановлений истец вышел за пределы предоставленных ему полномочий.

Рассмотрев материалы дела, выслушав доводы истца, ответчика, суд пришел к выводу о том, что требования истца обоснованы и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, ТУ МАП РФ по Москве и Московской обл. вынесено решение от 15.04.04 г., которым Правительство Москвы признано нарушившим п. 1 ст. 7 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" и выдано предписание от 15.04.04 г. N 3-23-44 о прекращении нарушения антимонопольного законодательства путем исключения из Постановления правительства Москвы от 26.08.03 г. N 703-ПП "О мерах противодействия распространению контрафактной аудио-, видеопродукции и компьютерных информационных носителей" п.п. 1.1, 1.3, 3.1, 3.3, 6.1; отмены Постановления от 03.02.04 г. N 54-ПП "Об условиях присвоения идентификационных знаков на аудио-, видеопродукцию, компьютерные информационные носители в г. Москве".

Удовлетворяя исковые требования, суд исходил из следующего.

В соответствии со ст.ст. 26.5, 26.6, 26.7 ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" субъекты РФ действуют в рамках полномочий, предоставленных им в соответствии с подписанными Договорами о разграничении полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и субъектами Федерации.

Согласно ст. 2 Договора от 16.06.98 г. "О разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти города федерального значения Москвы" исходя из особенностей Москвы и ее права статуса столицы Российской Федерации, к предметам совместного ведения относятся: решение вопросов защиты прав потребителей, осуществление государственного контроля за качеством товаров, отработка систем сертификации и идентификации продукции и услуг в соответствии с федеральным законодательством, установление правил продажи отдельных видов товаров бытового и иных видов обслуживания потребителей на территории Москвы в части не противоречащей федеральному законодательству.

Согласно п. 3 ст. 5 Договора до принятия федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации по конкретным предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ, органы государственной власти Москвы вправе осуществлять по этим предметам собственное правовое регулирование.

Таким образом, Правительство Москвы имеет право в целях недопущения распространения контрафактной продукции до издания федерального закона осуществлять по этим предметам собственное правовое регулирование.

Правительством Москвы изданы Постановления от 26.08.03 г. N 703-ПП "О мерах противодействия распространению контрафактной аудио-, видеопродукции и компьютерных информационных носителей", от 03.02.04 г. N 54-ПП "Об условиях присвоения идентификационных знаков на аудио-, видеопродукцию, компьютерные информационные носители и г. Москве".

Постановления изданы в пределах предоставленных Договором полномочий, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 19.01.98 г. N 55 "Об утверждении правил продажи отдельных видов товаров...", а также в развитие принятых резолюций, согласно Протоколу заседания правительственной комиссии по противодействию нарушениям в сфере интеллектуальной собственности от 06.05.03 г. N 1. В протоколе указано, что механизм введения единой системы идентификации основывается на поправках в Закон РСФСР "Об авторском праве и смежных правах", которые находятся на рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания РФ.

Следовательно, постановления изданы в соответствии с п. 3 ст. 5 Договора.

В Предписании ответчик предлагает истцу исключить п.п. 1.1, 1.3, 3.1, 3.3, 6.1 из Постановления N 703-ПП. Указанные пункты не направлены на ограничение самостоятельности хозяйствующих субъектов и не создают дискриминационные условия деятельности отдельным хозяйствующим субъектам.

Пунктом 1.1 Постановления N 703-ПП утвержден порядок организации розничной торговли аудио-, видеопродукцией, компьютерными информационными носителями на территории г. Москвы (Приложение N 1 к Постановлению). Утвержденный Порядок соответствует Постановлению Правительства РФ N 55, ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт".

Пунктом 1.3 Постановления N 703-ПП утверждает Порядок организации проката видеопродукции на территории города Москвы (Приложение N 3 к Постановлению). Утвержденный Порядок также соответствует постановлению Правительства РФ N 55 И Закону о ККТ.

Пункт 3.1 Постановления N 703-ПП направлен на защиту прав потребителей и утвержден в пределах предоставленных Договором полномочий.

Пункт 6.1 Постановления N 703-ПП не нарушает п. 1 ст. 7 Закона О конкуренции, поскольку предусматривает разработку проекта распоряжения Мэра о создании единой системы идентификации аудио-, видеопродукции, компьютерных информационных носителей. Указание на разработку проекта распоряжения не может ограничивать самостоятельность хозяйствующих субъектов и не создает дискриминационных условий деятельности отдельным хозяйствующим субъектам.

Ссылка ответчика на отсутствие специального регулирования Правительством РФ порядка сертификации и реализации компьютерных информационных носителей не может быть принята судом во внимание, поскольку компьютерные информационные носители являются экземплярами аудиовизуальных произведений и фонограмм на определенных технологических носителях и на них, соответственно, распространяются все правила, применяемые к указанным видам продукции, в т.ч. установленные федеральным законодательством.

Постановлением от 03.02.04 г. N 54-ПП утвержден Порядок взаимодействия органов исполнительной власти и городских организаций по присвоению идентификационных знаков на аудио-, видеопродукцию, компьютерные информационные носители в г. Москве.

В оспариваемом Предписание# ответчик предлагает истцу полностью отменить указанное постановление.

Постановлением N 54-ПП уставлено# положения, связанные не только с маркировкой аудио-, видеопродукции, но и проведение экспертиз и исследований контрафактной продукции, в том числе в рамках расследования уголовных дел и по делам об административных правонарушениях по поручениям органов МВД, прокуратуры, Госторгинспекции, иных контролирующих и правоохранительных органов, а также хранением, транспортировкой и уничтожением контрафактной продукции. Постановлением предусматривается порядок финансирования расходов, связанные с созданием и функционированием системы маркирования аудио-, видеопродукции, компьютерных носителей в г. Москве.

Следует отметить, что все расходы по изготовлению и присвоению аудио-, видеопродукции идентификационной марки, подтверждающей легальность производимой продукции, осуществляет Правительство Москвы и указанные мероприятия не влекут дополнительных расходов для изготовителей и распространителей аудио-, видеопродукции.

Доводы ответчика о несоответствии постановление# Правительства Москвы ст.ст. 8, 34, 72, 73, 74 Конституции не обоснованы, поскольку в постановлениях нет положений, нарушающих единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, свободу экономической деятельности, не вводятся ограничения на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и прочей не запрещенной законом деятельности, не устанавливаются таможенные границы, пошлины и сборы.

Учитывая изложенное, судом установлено, что оспариваемые решение и предписание ТУ МАП РФ по г. Москве и Московской обл. не соответствует ст. 78 Конституции РФ, ст. 7 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках и нарушают права Правительства Москвы по правовому регулированию по конкретным предметам совместного ведения РФ и субъекта РФ.

В соответствии со ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных актов, незаконными решений и действий (бездействий) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Поскольку указанные факты судом установлены, оспариваемые решение и предписания признаются судом недействительными.

На основании ст. 13 ГК РФ, руководствуясь ст.ст. 29, 65, 75, 167 - 170, 198, 201 АПК РФ,

решил:

Проверив на соответствие ст. 78 Конституции РФ, ст. 7 ФЗ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", признать недействительным решение и предписание ТУ МАП РФ по г. Москве и Московской обл. от 15.04.04 г. по делу N 3-23-44.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в апелляционную инстанцию Арбитражного суда г. Москвы.


Судья

И.А. Блинникова


В полном объеме решение изготовлено 25.06.2003 г. (дата принятия решения).



Решение Арбитражного суда г. Москвы от 22 июня 2004 г. N А40-24091/04-120-203


Текст решения официально опубликован не был


Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 9 сентября 2004 г. N 09АП-1329/04-АК настоящее решение оставлено без изменения

Постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа от 17 декабря 2004 г. N КА-А40/11661-04 настоящее решение и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 9 сентября 2004 г. N 09АП-1329/04-АК оставлены без изменения


Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.