г. Тюмень |
|
13 ноября 2020 г. |
Дело N А02-215/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 ноября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 ноября 2020 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Буровой А.А.
судей Кокшарова А.А.
Чапаевой Г.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Шороховой И.Г. с использованием системы веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседания)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Научно-производственное предприятие "Завод модульных дегазационных установок" на решение от 09.06.2020 Арбитражного суда Республики Алтай (судья Соколова А.Н.) и постановление от 05.08.2020 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Логачев К.Д., Бородулина И.И., Хайкина С.Н.) по делу N А02-215/2020 по иску заявление общества с ограниченной ответственностью "Научно-производственное предприятие "Завод модульных дегазационных установок" (649006, Республики Алтай, г. Горно-Алтайск, пр. Коммунистический, 76, офис 303, ОГРН 1094218001811, ИНН 4218105785) к Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Алтай (649000, Республика Алтай, г. Горно-Алтайск, ул. Чорос-Гуркина Г.И., д. 40, ОГРН 1040400770783, ИНН 0411119764) о признании незаконными действий по составлению акта о воспрепятствовании доступа должностных лиц налогового органа на территорию или в помещение проверяемого лица от 22.10.2019, признании недействительным указанного акта.
Путем использования систем видеосвязи информационной системы "Картотека арбитражных дел" в режиме онлайн в заседании участвовали представители общества с ограниченной ответственностью "Научно-производственное предприятие "Завод модульных дегазационных установок" - Чекменева Е.О. по доверенности от 02.12.2019 N 4, Щеглакова В.Н. по доверенности от 01.01.2020.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Научно-производственное предприятие "Завод модульных дегазационных установок" (далее - заявитель, Общество, налогоплательщик) обратилось в суд с заявлением о признании незаконными действий Управления Федеральной налоговой службы по Республике Алтай (далее - Управление, налоговый орган) по составлению акта о воспрепятствовании доступа должностных лиц налогового органа на территорию или в помещение проверяемого лица от 22.10.2019 и признании недействительным указанного акта.
Решением от 09.06.2020 Арбитражного суда Республики Алтай, оставленным без изменения постановлением от 05.08.2020 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, просит принятые по делу судебные акты отменить, вынести новое решение об удовлетворении требований.
Управление возражает против удовлетворения кассационной жалобы согласно отзыву.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, если иное не предусмотрено АПК РФ.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы, отзыва, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены принятых по делу судебных актов.
Судами установлено, что решением заместителя руководителя Управления от 05.08.2019 N 7 была назначена выездная налоговая проверка Общества по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты налогов и сборов за период с 01.01.2017 по 31.12.2018.
18.10.2019 в адрес Общества налоговым органом по телекоммуникационным каналам связи было направлено уведомление N 11-27/41815 от 17.10.2019 с указанием на обеспечение 22.10.2019 и 23.10.2019 доступа должностных лиц налогового органа на территорию и в помещение налогоплательщика в г. Новокузнецке и присутствие руководителя либо иного лица, уполномоченного представлять интересы Общества, в том числе с правом подписи документов.
22.10.2019 руководителем проверяющей группы Кыбыевой И.Н. был составлен акт о воспрепятствовании доступа должностных лиц налогового органа на территорию или в помещение проверяемого лица, который был вручен заместителю генерального директора Щеглаковой В.Н.
Общество, считая действия налогового органа по составлению указанного акта незаконными, а также, что акт от 22.10.2019 не соответствуют требованиям налогового законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере хозяйственной деятельности, обратилось с апелляционной жалобой в вышестоящий налоговый орган, по результатам рассмотрения которой акт налогового органа оставлен без изменения.
Данные обстоятельства явились основанием для обращения в суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении требований, суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь статьями 31, 89, 91, 92 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), пришли к выводам об отсутствии совокупности предусмотренных законодательством условий, необходимой для признания оспоренных действий налогового органа незаконными. При этом суды в рассматриваемой ситуации не установили злоупотребления правом со стороны должностных лиц Управления.
Выводы судов основаны на материалах дела и соответствуют действующему законодательству.
Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, плательщиков страховых взносов, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных НК РФ (пункт 1 статьи 82 НК РФ).
Согласно пункту 13 статьи 89 НК РФ при необходимости уполномоченные должностные лица налоговых органов, осуществляющие выездную налоговую проверку, могут проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика, а также производить осмотр производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, в порядке, установленном статьей 92 настоящего Кодекса.
Указанное право налогового органа также предусмотрено подпунктом 6 пункта 1 статьи 31 Кодекса.
Должностные лица налоговых органов, непосредственно проводящие налоговую проверку, могут производить осмотр используемых для осуществления предпринимательской деятельности территорий или помещения налогоплательщика либо осмотр объектов налогообложения для определения соответствия фактических данных об указанных объектах документальным данным, представленным налогоплательщиком.
В соответствии со статьей 91 НК РФ доступ на территорию или в помещение проверяемого лица должностных лиц налоговых органов, непосредственно проводящих налоговую проверку, осуществляется при предъявлении этими должностными лицами служебных удостоверений и решения руководителя (его заместителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки этого лица.
При воспрепятствовании доступу должностных лиц налоговых органов, проводящих налоговую проверку, на указанные территории или в помещения (за исключением жилых помещений) руководителем проверяющей группы (бригады) составляется акт, подписываемый им и проверяемым лицом (пункт 3 статьи 91 НК РФ).
При рассмотрении настоящего дела суды установили, что в рамках выездной налоговой проверки Общества в связи с необходимостью ознакомления должностными лицами налогового органа с производственным процессом по созданию модульных дегазационных установок Управлением было принято решение о проведении осмотра помещений и территории налогоплательщика, руководителем проверяющей группы назначена старший государственный налоговый инспектор Кыбыева И.Н.
В целях соблюдения права налогоплательщика на участие в проведении осмотра налоговым органом в адрес Общества 18.10.2019 по телекоммуникационным каналам связи было направлено уведомление N 11-27/41815 от 17.10.2019 с указанием на обеспечение 22.10.2019 и 23.10.2019 доступа должностных лиц налогового органа на территорию и в помещение налогоплательщика в г. Новокузнецке и присутствие руководителя либо иного лица, уполномоченного представлять интересы Общества, в том числе с правом подписи документов, которое получено заявителем 18.10.2019.
Решением от 06.08.2019 N 14 в состав проверяющей группы были внесены изменения, включен оперуполномоченный по ОВД УЭБиПК МВД по Республике Алтай Дымов Д.И.
Решением от 21.10.2019 N 21 в состав проверяющей группы дополнительно были включены начальник контрольного отдела N 2 Управления Сухорукова Е.Г., заместитель начальника контрольного отдела N 3 Дьяконова Л.А., главный специалист-эксперт отдела безопасности Управления Ощепкова О.С., главный государственный налоговый инспектор правового отдела Немов А.Г. Указанное решение также было направлено налоговым органом в адрес Общества по телекоммуникационным каналам связи и получено заявителем 22.10.2019.
22.10.2019 проверяющие прибыли на место проведения осмотра по адресу осуществления Обществом производственной деятельности, однако указанным лицам было отказано в допуске на территорию налогоплательщика ввиду отсутствия уведомления Общества о внесении изменений в состав проверяющей группы, также отсутствия лица, имеющего право представлять интересы Общества в рамках проводимой проверки, наличие недостатков в решении от 21.10.2019, что послужило основанием для составления 22.10.2019 акта N 1 о воспрепятствовании доступу должностных лиц налогового органа, проводящих проверку, на территорию или в помещение проверяемого лица.
Исследовав и оценив в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, суды пришли к выводу о том, что действия налогового органа по составлению акта соответствуют требованиям НК РФ.
Формулируя указанный вывод, суды обоснованно исходили из следующего:
- уведомление N 11-27/41815 об осмотре, решение N 21 были направлены в адрес Общества по телекоммуникационным каналам связи и получено налогоплательщиком, что подтверждается соответствующими извещениями и не опровергнуто заявителем; указанный способ направления документов не противоречит нормам действующего законодательства;
- решение N 21 содержит обязательные реквизиты, список лиц, включенных в проверяющую группу, подпись уполномоченного лица, наличие печати на решении не является обязательным реквизитом, допущенные технические ошибки были исправлены налоговым органом;
- 22.10.2019 при прибытии на место проведения осмотра проверяющих встретили представители Общества, уполномоченные осуществлять любые юридические и фактические действия, необходимые для представления интересов доверителя при проведении осмотра в рамках выездной налоговой проверки: Соловьева Е.С. по доверенности от 15.10.2019 N 0-1, Чекменева Е.О. по доверенности от 15.10.2019 N 0-2, Щеглакова В.Н. по доверенности от 15.10.2019 N 0-3, при этом в оспариваемом акте одним из представителей заявителя - Щеглаковой В.Н. были внесены возражения на действия налогового органа;
- поскольку для проведения осмотра территории (помещения) Общества была сформирована группа проверяющих, полномочия которых были подтверждены решением от 21.10.2019 и служебными удостоверениями, в связи с чем разрешение пройти на территорию налогоплательщика для проведения осмотра только руководителю группы проверяющих не может свидетельствовать об отсутствии со стороны Общества воспрепятствования в допуске должностных лиц, проводящих проверку, на территорию заявителя для проведения осмотра.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
С учетом фактических обстоятельств, установленных судами при рассмотрении дела, кассационная коллегия считает правильным вывод о том, что оспариваемый ненормативный акт и действия налогового органа по составлению акта соответствует нормам НК РФ и не нарушает права заявителя.
Доводы заявителя о ненадлежащем уведомлении Общества о проведении осмотра и о составе должностных лиц, проводящих проверку, об отсутствии на момент проведения осмотра сотрудников заявителя, имеющих полномочия на получение соответствующих документов, о наличии недостатков в оформлении решения от 21.10.2019 N 21, о нарушении оспариваемым актом налогового органа прав и законных интересов налогоплательщика были предметом рассмотрения судов и получили соответствующую правовую оценку.
В целом изложенные в кассационной жалобе доводы основаны на ошибочном толковании Обществом вышеприведенных норм материального права применительно к установленным по делу обстоятельствам.
При рассмотрении дела и вынесении обжалуемых судебных актов суды установили все существенные для дела обстоятельства и дали им надлежащую правовую оценку, их выводы основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу, нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, которые могли явиться основанием для отмены обжалуемых судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.
С учетом изложенного кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 09.06.2020 Арбитражного суда Республики Алтай и постановление от 05.08.2020 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А02-215/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.А. Бурова |
Судьи |
А.А. Кокшаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.