Письмо Управления МАП по г. Москве и Московской области от 25 марта 2005 г. N 4-158/1902 "Информация для НПП "Гарант-Сервис"

Письмо Управления МАП по г. Москве и Московской области
от 25 марта 2005 г. N 4-158/1902
"Информация для НПП "Гарант-Сервис"


В соответствии с Договором между нашими организациями направляю Вам информацию для включения в правовые системы ГАРАНТ.


Приложение: упомянутое по тексту на 12-ти листах, только в адрес.


Заместитель руководителя управления

А.Н. Андрухович


Федеральный арбитражный суд Московского округа отказал ЗАО "Коммерсантъ. Издательский Дом" в удовлетворении его заявления о признании незаконным решения и постановления о штрафе Московского УФАС


Комиссия Территориального управления по г. Москве и Московской области МАП России 17 июня 2004 года рассмотрело дело по признакам нарушения п. 1 ст. 17 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции" ЗАО "Коммерсанта# Издательский Дом".

В приложении к газете "Коммерсанта#" - "Коммерсанта# Weekend" N 54 от 26.03.04 г., N 59 от 02.04.04 г. размещены авторские статьи Игоря Мальцева "Водка с Игорем Мальцевым", "Вино с Игорем Мальцевым", который является штатным сотрудником ЗАО "Коммерсанта#, Издательский Дом"

Представители ЗАО "Коммерсантъ. Издательский Дом" пояснили, что указанные статьи по своему содержанию носят информационно-аналитический характер и не направлены на формирование и поддержание у читателей интереса к приобретению товара.

Представленные ЗАО "Коммерсантъ. Издательский Дом" доводы Члены Комиссии признали несостоятельными, поскольку в соответствии со ст. 2 Федерального закона "О рекламе" реклама - это распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддержать интерес к этим физическому, юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний.

Приложение к газете "Коммерсантъ" - "Коммерсанта# Weekend" распространяется в открытой продаже на лотках г. Москвы, а также по подписке в любом почтовом отделении, следовательно, предназначена для неопределенного круга лиц.

В рублике "Ресторан" в приложении к газете "Коммерсантъ" - "Коммерсантъ Weekend" N 54 от 26.03.04 г., N 59 от 02.04.04 г. изображены виды алкогольной продукции (водки "Флагман", "Прозрачная водка", "Кристальная водка", коньяка "Бастион"), формирующие и поддерживающие интерес к товару, а именно к алкогольной продукции. Это реклама алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции.

В соответствии с п. 1 ст. 17 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" реклама алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции допускается только в организациях, осуществляющих деятельность по производству и обороту алкогольной продукции, с соблюдением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о рекламе.

Таким образом, ЗАО "Коммерсантъ. Издательский Дом" размещена реклама алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции (водки "Флагман", "Прозрачная водка", "Кристальная водка", коньяка "Бастион") вне организации, осуществляющей деятельность по производству и обороту алкогольной продукции, что является нарушением п. 1 ст. 17 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции".

Согласно ч. 3 ст. 30 Федерального закона "О рекламе" ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе в части, касающейся времени, места и средств размещения рекламы, несет рекламораспространитель ЗАО "Коммерсантъ. Издательский Дом".

Реклама алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции (водки "Флагман", "Прозрачная водка", "Кристальная водка", коньяка "Бастион"), размещенная ЗАО "Коммерсантъ. Издательский Дом" в приложении к газете "Коммерсантъ" - "Коммерсантъ Weekend" N 54 от 26.03.04 г., N 59 от 02.04.04 г., является ненадлежащей.

Комиссия решила:

1. Признать ЗАО "Коммерсантъ. Издательский Дом" нарушившим п. 1 ст. 17 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции", а рекламу указанного хозяйствующего субъекта, размещенную в приложении к газете "Коммерсанты#) - "Коммерсантъ Weekend" N 54 от 26.03.04 г., N 59 от 02.04.04 г., ненадлежащей.

2. В связи с прекращением распространения рекламы алкогольной продукции (водки "Флагман", "Прозрачная водка", "Кристальная водка", коньяка "Бастион") в приложении к газете "Коммерсантъ" - "Коммерсантъ Weekend" производство по делу в отношении ЗАО "Коммерсантъ. Издательский Дом" прекратить.

На основании статей 23.48, 28.1, 28.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, п. 1 ст. 26 Федерального закона "О рекламе" Территориальным управлением МАП России по г. Москве и Московской области в отношении ЗАО "Коммерсантъ. Издательский Дом" было возбуждено дело о нарушении статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, п. 1 ст. 17 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции".

Согласно постановлению Московского антимонопольного управления от 29 июня 2004 года по делу об административном нарушении ЗАО "Коммерсантъ. Издательский Дом" было оштрафовано на 40000 рублей.

О признании незаконным решения по делу и об отмене постановления о наложении штрафа ЗАО "Коммерсантъ. Издательский Дом" обращалось в Арбитражный Суд г. Москвы, Девятый арбитражный апелляционный суд и, наконец, в Федеральный арбитражный суд Московского округа.

Арбитражным судом г. Москвы исковые требования ЗАО "Коммерсантъ. Издательский Дом" были удовлетворены.

Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда решение Арбитражного суда г. Москвы было отменено.

Точку в этом деле поставил Федеральный арбитражный суд Московского округа, который оставил без изменения постановление Девятого арбитражного апелляционного суда.

Суд 07 февраля 2005 года принял Постановление, которым установил, что решение антимонопольного управления о прекращении производства в отношении ЗАО "Коммерсантъ. Издательский Дом" в связи с прекращением распространения рекламы алкогольной продукции (водки "Флагман", "Прозрачная водка", "Кристальная водка", коньяка "Бастион") в приложении к газете "Коммерсантъ" - "Коммерсантъ Weekend" не противоречит факту привлечения антимонопольным органом в соответствии с предоставленными ему полномочиями ЗАО "Коммерсантъ. Издательский Дом" к административной ответственности.

Суд признал справедливым привлечение антимонопольным органом ЗАО "Коммерсантъ. Издательский Дом" к административной ответственности и к уплате штрафа в размере 40000 рублей.


Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда
от 27 октября 2004 г.
"По проверке законности и обоснованности решений арбитражных судов, не вступивших в законную силу"


Именем Российской Федерации


Резолютивная часть объявлена 26.10.2004 г.

Девятый арбитражный апелляционный суд:

Председательствующего судьи

судей:

при ведении протокола судебного заседания при помощи компьютера: секретарем судебного заседания

при участии:

заявителей - по дов. от 18.06.2004 г., по дов. от 05.08.04 г.

Ответчика -

Рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управлению Федеральной антимонопольной службы по г. Москве и МО на решение арбитражного суда г. Москвы от 23.08.04 г.

по заявлению ЗАО "Коммерсантъ. Издательский Дом" к Управлению Федеральной антимонопольной службы по г. Москве и Московской Области

о признании незаконными решения от 17.06.04 г. и постановления от 29.06.04 г. административного органа и его отмене.

Установил:

ЗАО "Коммерсантъ. Издательский Дом" просит признать незаконными: решение от 17.06.2004 г. и постановление ТУ МАП России по г. Москве и Московской области от 29.06.2004 г. N о наложении административного штрафа за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 14.3 КоАП РФ и его отменить.

Арбитражный суд г. Москвы удовлетворил заявленные требования в полном объеме, о чем свидетельствует решение от 23.08.2004 г. При этом суд сделал вывод, что публикации (статьи И. Мальцева), размещенные на страницах приложения к газете "Коммерсант" в рубрике "ресторан", "Водка с Игорем Мальцевым", "Вино с Игорем Мальцевым" не отвечают признакам рекламной информации, поскольку не направлены на формирование или поддержание интереса к конкретному товару, услугам и др., не способствуют реализации данного товара.

Антимонопольный орган с решением Арбитражного суда г. Москвы не согласился, в апелляционной жалобе просит его отменить, отказать в удовлетворении требования, считает, что факт совершения ЗАО "Коммерсантъ. Издательский Дом" административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.3 КоАП РФ подтвержден материалами дела. Являясь рекламораспространителем, ЗАО "Коммерсантъ. Издательский Дом" в нарушении ст. 2 ФЗ "О рекламе", п. 1 ст. 17 ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" осуществил размещение рекламы спиртных напитков с содержанием 15 процентов вне организации, осуществляющей деятельность по производству и обороту алкогольной продукции на страницах приложения к газете "Коммерсант". Такая реклама спиртосодержащей продукции признана ненадлежащей, о чем свидетельствует оспариваемое решение от 17.06.2004 г. Представитель антимонопольного органа поддержал доводы апелляционной жалобы, пояснив, что после принятия оспариваемого решения, а в дальнейшем постановления о привлечении к административной ответственности размещение ненадлежащей рекламы, а именно: водки "Флагман", "Прозрачная водка", "Кристальная водка", коньяк "Бастион" прекращено.

Представители заявителя требования считают оспариваемое решение Арбитражного суда законным и обоснованным, просили в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, т.к. по их мнению размещенная на страницах приложения к газете информация о преимуществах так и о недостатках, качестве, упаковке и других свойствах конкретной спиртосодержащей продукции не содержит признаков рекламы и не может быть признана ненадлежащей, поскольку носит информационно-аналитический характер и не может вызывать у читателей-потребителей формирование или интерес к приобретению этих конкретных спиртосодержащих товаров, в связи с чем такая публикация не может способствовать реализации этих товаров, представлен отзыв на жалобу.

Законность и обоснованность оспариваемого решения проверены в соответствии со ст.ст. 266 и 268 АПК РФ.

Арбитражный апелляционный суд, выслушав объяснения сторон, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, считает, что оспариваемое решение подлежит отмене.

Из материалов дела видно, что антимонопольный орган, установив факт размещения статей И. Мальцева - "Водка с Игорем Мальцевым", "Вино с Игорем Мальцевым", который является штатным сотрудником ЗАО "Коммерсант. Издательский Дом" на страницах приложения к газете "Коммерсантъ" - "Коммерсантъ Weekend" N 54 от 26.03.2004 г., N 59 от 02.04.2004 г., признал ее ненадлежащей, нарушающей требования ст. 2 Федерального Закона "О рекламе", п. 1 ст. 17 Федерального Закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции", о чем свидетельствует решение от 17.06.2004 г. (л.д. 33 - 34).

Антимонопольный орган привлек ЗАО "Коммерсантъ. Издательский Дом" по итогам рассмотрения документов и материалов по указанному факту, к административной ответственности, предусмотренной ст. 14.3 КоАП РФ в виде взыскания штрафа в размере 40000 рублей, о чем свидетельствуют протокол от 29.06.2004 г., постановление N от 29.06.2004 г.

Апелляционный суд не может согласиться с выводом суда первой инстанции, что указанные публикации не отвечают признакам рекламной информации, не направлены на формирование или поддержание интереса к конкретному товару, не способствуют реализации конкретного товара.

В соответствии со ст. 2 ФЗ "О рекламе" рекламой признается распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим физическому, юридическому лицу, товарам, идеям, начинаниям и способствовать реализации товаров, идей, начинаний.

Ненадлежащей рекламой является недобросовестная, недостоверная, неэтичная, заведомо ложная и иная реклама. в которой допущены нарушения требований к ее содержанию, времени, месту и способу распространения, установленных законодательством Российской Федерации.

Заявителем требования размещена рекламная информация алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции в средствах массовой информации, а именно водки "Флагман", "Прозрачная водка", "Кристальная водка", коньяка "Бастион" с описанием дизайнерского оформления товара (коньяка Бастион), а именно: - "смены имиджа бутылки", которая "теперь выглядит тяжелее, мужественней, рисунок в виде холодного оружия накатан прямо на стекле и каждый жаждущий теперь может рассмотреть цвет напитка на свет без всяких помех". Публикация содержит рекламную информацию о вкусовых достоинствах этого коньяка, сравнения с традиционными вкусами коньяков "Дагестанский" и других, указывая его преимущество. В публикациях содержит вкусовые, дизайнерские характеристики этикеток, бутылок, пробок водки "Флагман", "Прозрачная водка", "Кристальная водка" с указанием разработчика, завода изготовителя спиртосодержащей продукции, а также упоминания об отличительных характеристиках водки, отмеченные медалями различных конкурсов. Автор также упомянул об использовании при изготовлении этой продукции зернового спирта "люкс", который "делают из мытого зерна", что позволяет их "использовать даже при изготовлении настоек, так как в них нет лишних вкусов и ароматов" и др.

Из вышеизложенного следует, что рекламораспространителем размещена рекламная информация в средствах массовой информации о конкретной спиртосодержащей продукции, содержащей этиловый спирт более 15 процентов объема готовой продукции вне организации, осуществляющей деятельность по производству и обороту алкогольной продукции, что обоснованно признано ненадлежащей рекламой, за что предусмотрена административная ответственность статей 14.3 Кодекса об административных правонарушениях.

При таких обстоятельствах выводы суда первой инстанции признаны ошибочными, не соответствующими фактическим обстоятельствам дела.

В соответствии со ст. 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается. Заявителем оплачена госпошлина в сумме 2000 рублей, которая подлежит возврату. Доказательств о возврате судом первой инстанции, уплаченной госпошлины в сумме 2000 рублей в материалах дела не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 110, 266, 268, 269, п. 1 ст. 270, 271 АПК РФ

Постановил:

Решение Арбитражного суда г. Москвы от 23.08.2004 г. по делу N

отменить. В удовлетворении заявления ЗАО "Коммерсантъ. Издательский Дом" о признании незаконными решения от 17.06.2004 г., постановления от 29.06.2004 г. и его отмене отказать.

Возвратить ЗАО "Коммерсантъ. Издательский Дом" из федерального бюджета РФ государственную пошлину в сумме 2000 рублей.


Председательствующий судья


Судьи



Письмо Управления МАП по г. Москве и Московской области от 25 марта 2005 г. N 4-158/1902 "Информация для НПП "Гарант-Сервис"


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение