Перспективные задачи градостроительного развития г. Москвы

Глава 2. Перспективные задачи градостроительного развития города Москвы


Статья 4. Перспективные задачи обеспечения безопасности территории и охраны окружающей среды

1. Перспективными задачами обеспечения безопасности территории и охраны окружающей среды являются:

1) обеспечение соответствия территории города Москвы требованиям экологической безопасности, охраны окружающей среды и санитарных норм;

2) снижение интенсивности транзитных транспортных потоков на жилых и общественных территориях, повышение равномерности движения на магистральных улицах городского значения, более равномерное распределение транспортных потоков по территории города;

3) защита от шумового воздействия транспорта примагистральных территорий, жилых и общественных зданий, расположенных в зонах превышения нормативного уровня шума, установленного санитарными нормами;

4) ограничение размещения открытых стоянок автомобильного транспорта на жилых и общественных территориях;

5) ликвидация стационарных источников загрязнения окружающей среды, расположенных на жилых, общественных, природных и озелененных территориях;

6) ликвидация на территориях производственных зон источников загрязнения окружающей среды, оказывающих негативное воздействие на жилые, общественные, природные и озелененные территории, окружающие указанные производственные зоны;

7) обеспечение инженерной защиты территорий, зданий и сооружений от воздействия опасных геологических процессов;

8) улучшение микроклиматических характеристик жилых и общественных территорий, режимов их проветривания, ветрозащиты, пылезащиты, теплообмена, кислородообмена, влажности и рассеивания загрязняющих веществ;

9) восстановление и очистка акваторий и водоохранных зон рек, водоемов, обеспечение в них режима санитарного водообмена;

10) применение экологически безопасных технологий переработки и утилизации твердых бытовых и промышленных отходов.

2. Указанные в части 1 настоящей статьи перспективные задачи реализуются в комплексе с правовыми, организационными, инженерными, технологическими, экономическими мерами по обеспечению экологической безопасности транспорта, промышленности, энергетики, систем водоснабжения, канализации, утилизации твердых бытовых и промышленных отходов, иными мерами, определяемыми городскими программами в области обеспечения безопасности территории, охраны окружающей среды и природопользования.

3. На территориях, подверженных опасным воздействиям природного и (или) техногенного характера, могут в соответствии с законодательством устанавливаться особые требования к использованию территорий, особые требования и ограничения функционирования предприятий, объектов транспортной инфраструктуры, иные особые требования, направленные на устранение источников опасных воздействий и последствий их воздействия на среду жизнедеятельности.


Статья 5. Перспективные задачи сохранения и развития системы природных и озелененных территорий

1. Перспективными задачами сохранения и развития системы природных и озелененных территорий являются:

1) реабилитация и повышение устойчивости системообразующих элементов системы природных и озелененных территорий города - природных зеленых массивов и долин рек;

2) восстановление территориальной целостности и непрерывности системы природных и озелененных территорий города путем объединения отдельных природных и озелененных массивов сетью зеленых долин рек и озелененных полос;

3) сохранение и восстановление естественного ландшафтного и биологического своеобразия природных территорий;

4) сохранение и восстановление исторических ландшафтных и садово-парковых ансамблей;

5) воссоздание утраченных природно-ландшафтных систем долин малых рек;

6) комплексное ландшафтно-композиционное решение и благоустройство существующих и создаваемых озелененных территорий;

7) резервирование территорий для целей нового садово-паркового строительства и озеленения;

8) ликвидация на природных и озелененных территориях объектов, противоречащих режимам охраны и назначению указанных территорий.

2. Границы природных и озелененных территорий, в том числе границы особо охраняемых природных территорий, режимы регулирования градостроительной деятельности на указанных территориях устанавливаются в соответствии с федеральными законами и законами города Москвы. Уполномоченные органы исполнительной власти города Москвы осуществляют в установленном порядке ведение мониторинга состояния природных и озелененных территорий, в том числе биологического мониторинга.


Статья 6. Перспективные задачи сохранения объектов культурного наследия и исторических территорий

1. Перспективными задачами сохранения объектов культурного наследия и исторических территорий являются:

1) установление на территориях объектов культурного наследия, на иных исторических территориях, а также на территориях зон охраны объектов культурного наследия режимов охраны и режимов регулирования градостроительной деятельности, соответствующих требованиям законодательства об охране объектов культурного наследия;

2) реконструкция, реорганизация, ликвидация на указанных выше территориях объектов, не соответствующих требованиям законодательства об охране объектов культурного наследия и о регулировании градостроительной деятельности на исторических территориях;

3) восстановление на исторических территориях утраченных или нарушенных элементов исторической планировки, застройки, ландшафта;

4) сохранение исторической преемственности в формировании планировочной, архитектурно-пространственной, ландшафтной структуры территории города.

2. Указанные в части 1 настоящей статьи перспективные задачи реализуются в комплексе с городскими и федеральными программами сохранения, реставрации, восстановления исторического и культурного наследия города Москвы.

3. Границы территорий объектов культурного наследия и зон их охраны, границы других исторических территорий, режимы охраны, режимы регулирования градостроительной деятельности в указанных границах устанавливаются в соответствии с федеральными законами и законами города Москвы. Уполномоченные органы исполнительной власти города Москвы осуществляют в установленном порядке контроль за состоянием объектов культурного наследия и исторических территорий.


Статья 7. Перспективные задачи жилищного строительства и комплексного развития жилых территорий

1. Перспективными задачами жилищного строительства и комплексного развития жилых территорий являются:

1) увеличение жилищного фонда в границах территории города Москвы в соответствии с потребностями жителей города Москвы при обязательном выполнении экологических, санитарно-гигиенических и градостроительных требований к плотности, этажности и комплексности застройки жилых территорий;

2) ликвидация аварийного и ветхого жилищного фонда, сокращение объемов физически и морально устаревшего жилищного фонда, увеличение объемов комплексной реконструкции и капитального ремонта существующего жилищного фонда;

3) создание экономичного жилищного фонда, необходимого для предоставления социальной нормы жилища малообеспеченным категориям населения, инвалидам, пожилым и одиноким гражданам, постоянно проживающим в городе Москве;

4) увеличение разнообразия жилой среды, категорий и типов жилых домов, их архитектурных, конструктивных и планировочных решений, отвечающих разнообразию градостроительных условий и интересов различных социальных групп населения;

5) достижение полного соответствия жилых территорий нормативам обеспеченности социально значимыми объектами обслуживания и озелененными территориями, нормативам комплексного благоустройства жилых территорий, нормативам пешеходной и транспортной доступности социально значимых объектов, нормативам доступности объектов транспортного обслуживания, местных общественных центров, мест приложения труда;

6) ликвидация на жилых территориях объектов, размещение которых противоречит градостроительным нормативам и правилам, изоляция жилых территорий от интенсивных пешеходных и транзитных транспортных потоков;

7) реставрация и модернизация жилищного фонда, представляющего историческую, архитектурную, градостроительную ценность, комплексное благоустройство жилых кварталов, являющихся образцами градостроительства различных исторических периодов.

2. Указанные в части 1 настоящей статьи перспективные задачи реализуются в комплексе с городскими программами в области жилищной политики, жилищного строительства, реконструкции и капитального ремонта жилищного фонда, благоустройства жилых территорий.

3. Границы жилых территорий устанавливаются в порядке, определенном законодательством города Москвы о градостроительстве. В границах жилых территорий не допускается градостроительная деятельность, противоречащая требованиям градостроительных нормативов и правил города Москвы в части планировки и застройки жилых территорий.


Статья 8. Перспективные задачи развития общественных территорий и центров

1. Перспективными задачами развития общественных территорий и центров являются:

1) формирование единой системы городских общественных центров, общественных пространств, главных городских улиц, площадей, магистралей и транспортных узлов;

2) повышение роли исторического центра как главного общественного, культурного и представительского центра города, символа многовековой истории российского градостроительства;

3) формирование Московского международного делового центра;

4) формирование новых городских общественно-деловых, торговых центров в транспортных узлах на периферии исторического центра, в срединном и периферийном поясах, размещение в этих центрах объектов, концентрирующих массовые потоки работающих и посетителей;

5) развитие системы городских рекреационных, спортивных, культурных, досуговых, медицинских комплексов, взаимосвязанной с системой природных и озелененных территорий и транспортной системой города;

6) организация системы городских туристических зон, объединяющих комплексы объектов туристического посещения, гостиницы, объекты досуга, обслуживания и торговли;

7) формирование в жилых массивах местных общественных центров и зон, сопряженных с местной пешеходной сетью, остановками и пересадочными узлами пассажирского транспорта;

8) реставрация и восстановление существующих, воссоздание утраченных и размещение новых объектов религиозных конфессий в соответствии с законодательством и с учетом потребностей верующих.

2. Указанные в части 1 настоящей статьи перспективные задачи реализуются в комплексе с городскими программами развития социальной инфраструктуры, потребительского рынка, туризма, культуры, досуга, спорта, образования, науки, делового строительства, транспортной и инженерной инфраструктур и иными городскими программами, связанными с использованием, реконструкцией и развитием общественных территорий.

3. Границы общественных территорий устанавливаются в порядке, определенном законодательством города Москвы о градостроительстве. В границах общественных территорий не допускается градостроительная деятельность, противоречащая требованиям градостроительных нормативов и правил города Москвы в части планировки и застройки общественных территорий.


Статья 9. Перспективные задачи развития и реорганизации производственных территорий

1. Перспективными задачами развития и реорганизации производственных территорий являются:

1) комплексное, включающее меры в области безопасности, модернизации производства, повышения эффективности использования и комплексного благоустройства территории, развитие промышленных зон, научно-производственных и других производственных зон, обеспечивающих потребности города в развитии и эффективном использовании его научно-технического и промышленного потенциала, развитии и размещении объектов городского хозяйства, сохранении существующих и создании новых рабочих мест в научно-производственной сфере, перебазировании производственных объектов, размещение которых не соответствует экологическим, санитарно-гигиеническим и градостроительным требованиям;

2) реорганизация территорий существующих производственных зон, состояние и использование которых не соответствует экологическим, санитарно-гигиеническим и градостроительным требованиям, путем полного или частичного освобождения указанных территорий для последующего делового, общественного, жилищного строительства, реабилитации природных объектов и озеленения территории;

3) ликвидация расположенных на жилых, общественных, природных и озелененных территориях производственных объектов, размещение которых противоречит назначению указанных территорий;

4) реконструкция и комплексное благоустройство существующих участков производственных территорий, расположенных на жилых, общественных, природных и озелененных территориях, если производственное использование таких участков необходимо для обслуживания жилых, общественных, природных и озелененных территорий.

2. Указанные в части 1 настоящей статьи перспективные задачи осуществляются в комплексе с городскими программами развития, реконструкции, реформирования, перебазирования объектов промышленности, инженерной и транспортной инфраструктур, коммунального и складского хозяйства, модернизации существующих и создания новых рабочих мест в производственной сфере.

3. Границы промышленных зон и других производственных территорий, сохраняющих производственное назначение, устанавливаются в порядке, определенном законодательством города Москвы о градостроительстве. В границах производственных территорий не допускается градостроительная деятельность, противоречащая их промышленному или иному установленному производственному назначению, требованиям градостроительных нормативов и правил города Москвы в части планировки и застройки производственных территорий.

4. На участках производственных территорий, подлежащих реорганизации, в том числе изменению функционального назначения, органами исполнительной власти города Москвы устанавливается порядок использования таких участков при осуществлении градостроительной деятельности, а также порядок землепользования, исключающий последующие препятствия к их реорганизации.


Статья 10. Перспективные задачи развития транспортной инфраструктуры

1. Перспективными задачами развития транспортной инфраструктуры являются:

1) формирование единой системы магистральных улиц, линий скоростного внеуличного пассажирского транспорта, транспортных сооружений и транспортно-пересадочных узлов посредством: реконструкции и строительства кольцевых и поперечных магистралей, а также радиальных, в том числе дублирующих существующие, магистралей; ввода линий скоростного внеуличного пассажирского транспорта во все жилые районы периферийного пояса и создания новых поперечных связей между радиальными линиями метрополитена, строительства новых станций и дополнительных входов на действующих станциях метрополитена; реконструкции и строительства развязок и пересечений магистральных улиц в разных уровнях, а также мостов, путепроводов, тоннелей и внеуличных пешеходных переходов; организации транспортно-пересадочных узлов пассажирского общественного и индивидуального транспорта и задерживающих автостоянок в транспортно-пересадочных узлах срединного и периферийного поясов;

2) приоритетное развитие и повышение конкурентоспособности общественного, прежде всего внеуличного, пассажирского транспорта;

3) реконструкция, развитие, повышение плотности местной уличной сети и сети общественного уличного транспорта, достижение нормативной пешеходной доступности остановок общественного уличного транспорта;

4) совершенствование систем организации и регулирования движения, в том числе создание преимущественных условий для движения общественного уличного транспорта, выделение зон с ограниченным режимом движения и паркирования индивидуальных автомобилей;

5) достижение нормативной обеспеченности и доступности мест для хранения и паркирования индивидуальных автомобилей на территории города путем преимущественного строительства многоуровневых гаражей-стоянок;

6) реконструкция и развитие Московского железнодорожного узла, в том числе реконструкция существующих вокзалов, путей, транспортно-пересадочных узлов и станций, а также строительство новых путей и вокзалов для поездов высокоскоростного движения;

ГАРАНТ:

О Генеральной схеме развития Московского железнодорожного узла см. постановление Правительства Москвы от 18 ноября 2008 г. N 1070-ПП


7) реконструкция и развитие Московского авиационного узла, включая организацию скоростных транспортных связей города с аэропортами;

8) развитие систем обслуживания и эксплуатации объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, грузовых терминалов, складских и перегрузочных комплексов;

ГАРАНТ:

О создании условий для размещения на территории г. Москвы многофункциональных комплексов по обслуживанию автотранспортных средств см. постановление Правительства Москвы от 7 апреля 2009 г. N 281-ПП


9) реконструкция и развитие объектов пассажирского и грузового речного транспорта, в том числе перегрузочных комплексов и пассажирских причалов.

2. Границы участков территорий существующих и перспективных объектов транспортной инфраструктуры устанавливаются в порядке, определенном законодательством города Москвы о градостроительстве, исходя из необходимости увеличения доли территорий в границах существующих и перспективных объектов улично-дорожной сети не менее чем до 15 процентов территории города Москвы. В границах перспективных объектов транспортной инфраструктуры устанавливается порядок использования территории, исключающий последующие препятствия к созданию указанных объектов.


Статья 11. Перспективные задачи развития инженерной инфраструктуры

1. Перспективными задачами развития инфраструктуры водохозяйственного комплекса являются:

1) повышение безопасности и надежности систем водоснабжения посредством совершенствования систем защиты поверхностных источников питьевого водоснабжения и технологий очистки питьевой воды, создания автономного подземного источника питьевого водоснабжения на базе московского артезианского бассейна, обеспечения бесперебойной подачи и распределения воды системами водопроводной сети;

2) совершенствование водопользования посредством сокращения потерь воды в водопроводных сетях, снижения удельного потребления воды в жилых домах, развития специализированных водосберегающих систем промышленного водоснабжения;

3) повышение безопасности и надежности систем водоотведения посредством модернизации, реконструкции и развития систем транспортировки сточных вод; обеспечения сбора, отвода и очистки поверхностных стоков на всех застроенных территориях; достижения нормативного уровня очистки промышленных, бытовых и поверхностных стоков, применения технологий глубокой очистки стоков и промышленной обработки и утилизации осадков сточных вод.

2. Перспективными задачами развития инфраструктуры энергетического комплекса являются:

1) повышение безопасности и надежности систем тепло- и электроснабжения, в том числе посредством внедрения экологически чистых децентрализованных источников тепло- и электроснабжения;

2) сокращение потерь тепла в сетях и потребителями, в том числе посредством модернизации тепловых сетей, сокращения теплопотерь в зданиях, внедрения технических средств регулирования и контроля теплопотребления;

3) повышение безопасности и надежности систем газоснабжения.

3. Перспективными задачами развития инфраструктуры связи являются:

1) обеспечение доступности для всех категорий населения современных массовых средств телефонной связи;

2) развитие кабельных и спутниковых сетей телевидения, систем передачи информации и предоставления мультимедийных услуг;

3) увеличение количества телевизионных программ и повышение качества цветового изображения и звука;

4) обеспечение международных стандартов продолжительности и надежности доставки почтовой корреспонденции, увеличение объемов и видов услуг экстренной и специализированной почтовой связи.


Статья 12. Перспективные задачи развития комплексного благоустройства территории

1. Перспективными задачами комплексного благоустройства территории являются:

1) формирование единых ансамблей комплексного благоустройства городских общественных центров, главных улиц, площадей, общественных пространств, важнейших транспортных узлов, объектов, формирующих архитектурно-художественный облик города Москвы;

2) создание средствами комплексного благоустройства безопасной и комфортной среды жизнедеятельности;

3) создание во взаимодействии со средствами ландшафтной и садово-парковой архитектуры ансамблей природных, озелененных и водных пространств;

4) воссоздание исторических приемов благоустройства исторических зон города Москвы;

5) повышение качества и художественного уровня благоустройства производственных территорий.

2. Требования к осуществлению и порядок комплексного благоустройства территории устанавливаются законодательством города Москвы о градостроительстве, нормативами и правилами комплексного благоустройства территории города Москвы.


Статья 13. Перспективные задачи градостроительного развития территорий исторического центра, срединного пояса, периферийного пояса города Москвы

1. Перспективными задачами градостроительного развития территории исторического центра города Москвы являются:

1) обеспечение преемственности градостроительного развития, основанной на сохранении объектов культурного наследия, исторически сложившихся планировочной и архитектурно-пространственной структуры территории, ландшафта и городской среды;

2) оздоровление окружающей среды;

3) комплексное решение транспортных проблем исторического центра посредством ограничения транзитных транспортных потоков, грузового движения и массовых транспортных потоков, связанных с производственными и торгово-бытовыми целями, комплексной реконструкции магистральной и местной улично-дорожной сети, строительства и реконструкции транспортных развязок, тоннелей и внеуличных пешеходных переходов, совершенствования системы организации уличного движения, в том числе посредством обеспечения преимущественных условий движения общественного уличного транспорта и организации зон с ограниченным режимом движения и паркирования индивидуальных автомобилей, строительства подземных автостоянок и транспортно-пересадочных узлов, организации дополнительных входов на действующих станциях метрополитена;

4) разгрузка исторического центра от неэффективно использующих территорию производственных объектов, объектов внешнего транспорта, а также от административных, деловых, торговых объектов массового посещения;

5) формирование системы общественных зон, градостроительных ансамблей и комплексов представительского, культурного, досугового и туристического профиля, объединенных системой общественных пространств и пешеходных коммуникаций;

6) комплексное использование подземного пространства для организации транспортно-пересадочных узлов, общественных пространств, размещения общественных, торговых, складских объектов, постоянного и временного хранения индивидуальных автомобилей;

7) сохранение и развитие жилых территорий посредством благоустройства, озеленения и обеспечения социально значимыми объектами обслуживания существующих жилых территорий, ограничения размещения объектов, не связанных с обслуживанием жителей, и ограничения транзитных пешеходных потоков на жилых территориях, модернизации существующего жилищного фонда, строительства новых жилых комплексов на реорганизуемых территориях;

8) сохранение, восстановление и воссоздание исторических элементов природного ландшафта, садово-парковых комплексов, сохранение и развитие системы озеленения жилых и общественных территорий;

9) реконструкция существующих инженерных сетей, применение автономных систем инженерного оборудования новых зданий и комплексов.

2. Перспективными задачами градостроительного развития территории срединного пояса являются:

1) комплексная реорганизация территорий, примыкающих к трассам третьего транспортного кольца и малого кольца Московской железной дороги, включающая создание системы транспортно-пересадочных узлов, автостоянок, городских общественно-деловых и торговых центров, жилых комплексов и озелененных территорий;

2) комплексная реконструкция, благоустройство территорий производственных зон, ликвидация на указанных территориях источников опасных техногенных воздействий на окружающие территории;

3) воссоздание, восстановление, комплексное благоустройство системы природных и озелененных территорий;

4) комплексная реконструкция жилой застройки 50 - 60-х годов XX века.

3. Перспективными задачами градостроительного развития территории периферийного пояса являются:

1) комплексное благоустройство, реконструкция, развитие жилых районов, создание в них комфортной среды жизнедеятельности, формирование местных общественных центров, создание рабочих мест, развитие местной улично-дорожной сети и сети маршрутов пассажирского транспорта;

2) развитие системы транспортного обслуживания территории периферийного пояса и транспортных связей с историческим центром, общественно-деловыми центрами срединного пояса и территорией Московской области;

3) сохранение и развитие единой системы природных и озелененных территорий города Москвы и Московской области и системы городских природно-рекреационных зон, спортивных, историко-культурных, садово-парковых и водных комплексов.


Актуальный текст документа