• ДОКУМЕНТ

Информирование избирателей и предвыборная агитация

Глава 8. Информирование избирателей и предвыборная агитация


Статья 43. Информационное обеспечение выборов

Информационное обеспечение выборов включает в себя информирование избирателей и предвыборную агитацию, способствует осознанному волеизъявлению граждан, гласности выборов.


Статья 44. Организации телерадиовещания и периодические печатные издания, используемые для информационного обеспечения выборов в органы государственной власти города Москвы и выборов в органы местного самоуправления

1. Информационное обеспечение выборов в органы государственной власти города Москвы и выборов в органы местного самоуправления осуществляется с использованием государственных, муниципальных и негосударственных организаций телерадиовещания, редакций государственных, муниципальных и негосударственных периодических печатных изданий.

Информация об изменениях:

Законом г. Москвы от 25 мая 2016 г. N 25 в часть 2 статьи 44 настоящего Закона внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

2. Под государственными организациями телерадиовещания, государственными периодическими печатными изданиями в настоящем Кодексе понимаются организации телерадиовещания и периодические печатные издания, учредителями (соучредителями) которых или учредителями (соучредителями) редакций которых на день официального опубликования решения о назначении выборов являются государственные органы и организации, и (или) которым за год, предшествующий дню официального опубликования решения о назначении выборов, выделялись бюджетные ассигнования из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации на их функционирование (в том числе в форме субсидий), и (или) в уставном (складочном) капитале которых на день официального опубликования решения о назначении выборов, имеется доля (вклад) Российской Федерации и (или) субъекта Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Законом г. Москвы от 25 мая 2016 г. N 25 в часть 3 статьи 44 настоящего Закона внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

3. Под муниципальными организациями телерадиовещания, муниципальными периодическими печатными изданиями в настоящем Кодексе понимаются организации телерадиовещания и периодические печатные издания, учредителями (соучредителями) которых или учредителями (соучредителями) редакций которых на день официального опубликования решения о назначении выборов, являются органы местного самоуправления и муниципальные организации, и (или) которым за год, предшествующий дню официального опубликования решения о назначении выборов, выделялись бюджетные ассигнования из местного бюджета на их функционирование (в том числе в форме субсидий), и (или) в уставном (складочном) капитале которых на день официального опубликования решения о назначении выборов имеется доля (вклад) муниципального образования.

4. Под негосударственными организациями телерадиовещания, негосударственными периодическими печатными изданиями в настоящем Кодексе понимаются организации телерадиовещания и периодические печатные издания, не подпадающие под действие частей 2 и 3 настоящей статьи.

5. В зависимости от территории распространения информации государственные организации телерадиовещания и государственные периодические печатные издания подразделяются в настоящем Кодексе на:

1) общероссийские организации телерадиовещания, то есть организации телерадиовещания, осуществляющие вещание на территориях половины или более чем половины субъектов Российской Федерации;

2) региональные (городские) организации телерадиовещания, то есть организации телерадиовещания, осуществляющие вещание на территориях менее чем половины субъектов Российской Федерации, включая город Москву, а также соответствующие подразделения организаций телерадиовещания, указанных в пункте 1 настоящей части;

3) утратил силу;

Информация об изменениях:

См. текст пункта 3 части 5 статьи 44

4) утратил силу;

Информация об изменениях:

См. текст пункта 4 части 5 статьи 44

5) общероссийские периодические печатные издания, то есть периодические печатные издания, распространяемые на территориях половины или более чем половины субъектов Российской Федерации;

6) региональные (городские) периодические печатные издания, то есть периодические печатные издания, распространяемые на территориях менее чем половины субъектов Российской Федерации, включая город Москву;

7) утратил силу;

Информация об изменениях:

См. текст пункта 7 части 5 статьи 44

8) утратил силу.

Информация об изменениях:

См. текст пункта 8 части 5 статьи 44

6. В периодических печатных изданиях, учрежденных органами законодательной (представительной), исполнительной и судебной власти, органами местного самоуправления исключительно для опубликования их официальных материалов и сообщений, нормативных правовых и иных актов, не могут публиковаться агитационные материалы, а также редакционные материалы, освещающие деятельность кандидатов, избирательных объединений.

Информация об изменениях:

Законом г. Москвы от 25 мая 2016 г. N 25 часть 7 статьи 44 настоящего Закона изложена в новой редакции

См. текст части в предыдущей редакции

7. При проведении выборов в органы государственной власти города Москвы перечень региональных (городских) государственных и муниципальных организаций телерадиовещания, периодических печатных изданий публикуется Городской комиссией по представлению органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по регистрации средств массовой информации, не позднее чем на 15-й день после дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов.

Информация об изменениях:

Законом г. Москвы от 25 мая 2016 г. N 25 часть 8 статьи 44 настоящего Закона изложена в новой редакции

См. текст части в предыдущей редакции

8. При проведении выборов в органы местного самоуправления перечень муниципальных организаций телерадиовещания и периодических печатных изданий публикуется комиссией муниципального образования по представлению органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по регистрации средств массовой информации, не позднее чем на 15-й день после дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов.

Информация об изменениях:

Законом г. Москвы от 25 мая 2016 г. N 25 в часть 9 статьи 44 настоящего Закона внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

9. Перечни, указанные в частях 7 и 8 настоящей статьи, представляются в соответствующую комиссию не позднее чем на 10-й день после дня официального опубликования решения о назначении выборов. В указанные перечни включаются следующие сведения о каждой организации телерадиовещания, каждом периодическом печатном издании:

1) наименование организации телерадиовещания и соответствующего средства массовой информации, форма периодического распространения (телеканал, радиоканал, телепрограмма, радиопрограмма) и территория распространения в соответствии с лицензией на телевизионное вещание, радиовещание либо наименование периодического печатного издания и территория распространения в соответствии со свидетельством о регистрации средства массовой информации;

1.1) регистрационный номер и дата выдачи свидетельства о регистрации средства массовой информации;

2) юридический адрес организации телерадиовещания либо редакции периодического печатного издания;

3) учредитель (учредители) организации телерадиовещания либо учредитель (учредители) периодического печатного издания, редакции периодического печатного издания;

4) вид и объем выделявшихся бюджетных ассигнований из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета на функционирование организации телерадиовещания, периодического печатного издания (если таковые выделялись за год, предшествующий дню официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов);

5) доля (вклад) Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в уставном (складочном) капитале (если таковая имелась (таковой имелся) на день официального опубликования решения о назначении выборов);

6) периодичность выпуска периодического печатного издания;

7) указание на то, что соответствующие телеканал, радиоканал, телепрограмма, радиопрограмма, периодическое печатное издание являются специализированными (для культурно-просветительских, детских, технических, научных и других специализированных средств массовой информации).

Информация об изменениях:

Законом г. Москвы от 25 мая 2016 г. N 25 статья 44 настоящего Закона дополнена частью 10

10. При проведении выборов в органы государственной власти города Москвы орган исполнительной власти города Москвы не позднее чем на пятый день после дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов представляет в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по регистрации средств массовой информации, список организаций телерадиовещания и периодических печатных изданий, учредителями (соучредителями) которых или учредителями (соучредителями) редакций которых на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов являются государственные органы и организации субъекта Российской Федерации, и (или) которым за год, предшествующий дню официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов, выделялись бюджетные ассигнования из бюджета субъекта Российской Федерации на их функционирование (в том числе в форме субсидий) с указанием сведений о виде и об объеме таких ассигнований, и (или) в уставном (складочном) капитале которых на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов имеется доля (вклад) субъекта (субъектов) Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Законом г. Москвы от 25 мая 2016 г. N 25 статья 44 настоящего Закона дополнена частью 11

11. При проведении выборов в органы государственной власти города Москвы, выборов в органы местного самоуправления орган местного самоуправления не позднее чем на пятый день после дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов представляет в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по регистрации средств массовой информации, список организаций телерадиовещания и периодических печатных изданий, подпадающих под действие части 3 настоящей статьи, с указанием в отношении организаций телерадиовещания и периодических печатных изданий, которым за год, предшествующий дню официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов, выделялись бюджетные ассигнования из местного бюджета на их функционирование (в том числе в форме субсидий), вида и объема таких ассигнований.


Статья 45. Информирование избирателей

Информация об изменениях:

Законом г. Москвы от 25 мая 2016 г. N 25 в часть 1 статьи 45 настоящего Закона внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

1. Информирование избирателей осуществляют органы государственной власти, органы местного самоуправления, избирательные комиссии, организации, осуществляющие выпуск средств массовой информации, редакции сетевых изданий, физические и юридические лица в соответствии с Федеральным законом, настоящим Кодексом. Органы государственной власти, органы местного самоуправления не вправе информировать избирателей о кандидатах, избирательных объединениях.

2. Содержание информационных материалов, размещаемых в средствах массовой информации или распространяемых иным способом, должно быть объективным, достоверным, не должно нарушать равенства кандидатов, избирательных объединений.

Информация об изменениях:

Законом г. Москвы от 25 мая 2016 г. N 25 часть 3 статьи 45 настоящего Закона изложена в новой редакции

См. текст части в предыдущей редакции

3. Организации, осуществляющие выпуск средств массовой информации, редакции сетевых изданий свободны в своей деятельности по информированию избирателей, осуществляемой в соответствии с федеральными законами. Организации, осуществляющие выпуск средств массовой информации, редакции сетевых изданий вправе на основании части 2 настоящей статьи публиковать (обнародовать) интервью с кандидатами, выпускать в свет (в эфир) иные сообщения и материалы о кандидатах, избирательных объединениях, передачи с участием кандидатов. Организации телерадиовещания, редакции электронных сетевых изданий вправе также на основании части 2 настоящей статьи организовывать совместные мероприятия с участием кандидатов и осуществлять их трансляцию (обнародование) на каналах организаций телерадиовещания, в электронных сетевых изданиях.

Информация об изменениях:

Законом г. Москвы от 25 мая 2016 г. N 25 часть 4 статьи 45 настоящего Закона изложена в новой редакции

См. текст части в предыдущей редакции

4. В информационных телепрограммах и радиопрограммах, публикациях в периодических печатных изданиях, выпусках либо обновлениях сетевого издания сообщения о проведении предвыборных мероприятий должны даваться исключительно отдельным информационным блоком, без комментариев. Такие информационные блоки не оплачиваются избирательными объединениями, кандидатами. В них не должно отдаваться предпочтение какому бы то ни было кандидату, избирательному объединению, не должна допускаться дискриминация (умаление прав), в том числе по времени освещения их предвыборной деятельности, объему печатной площади, отведенной для таких сообщений.

Информация об изменениях:

Законом г. Москвы от 25 мая 2016 г. N 25 в часть 5 статьи 45 настоящего Закона внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

5. Журналист, иной творческий работник, должностное лицо организации, осуществляющей выпуск средства массовой информации, редакции сетевого издания, участвующие (участвовавшие) в деятельности по информационному обеспечению выборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о выборах, не могут быть по инициативе администрации (работодателя) уволены с работы или без их согласия переведены на другую работу в период соответствующей избирательной кампании и в течение года после окончания этой избирательной кампании, за исключением случая, когда на них было наложено в соответствии с трудовым законодательством взыскание, не оспоренное в судебном порядке либо признанное в судебном порядке законным и обоснованным.

6. В день голосования до момента окончания голосования на территории соответствующего избирательного округа запрещается публикация (обнародование) данных об итогах голосования о результатах выборов, в том числе размещение таких данных в информационно-телекоммуникационных сетях, доступ к которым не ограничен определенным кругом лиц (включая сеть "Интернет").


Статья 46. Информирование избирателей избирательными комиссиями

1. Информирование избирателей, в том числе через средства массовой информации, о ходе подготовки и проведения выборов, о сроках и порядке совершения избирательных действий, о законодательстве о выборах, о кандидатах, об избирательных объединениях осуществляют избирательные комиссии. Избирательные комиссии также принимают необходимые меры по информированию избирателей, являющихся инвалидами.

2. Избирательные комиссии в своих помещениях оборудуют стенды, на которых размещают информацию о выдвинутых кандидатах, о заверенных списках кандидатов в объеме, определяемом организующей выборы избирательной комиссией.

3. Утратила силу.

Информация об изменениях:

См. текст части 3 статьи 46

4. Избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, в течение 48 часов после регистрации передает в средства массовой информации сведения о зарегистрированном кандидате. Комиссия муниципального образования в течение 48 часов после регистрации муниципального списка кандидатов передает в средства массовой информации зарегистрированный список и сведения о каждом кандидате из зарегистрированного списка.

5. Перечень сведений о кандидатах, в том числе об их доходах и имуществе, подлежащих опубликованию, устанавливается избирательной комиссией, организующей выборы.

6. Избирательная комиссия, регистрирующая кандидатов, не позднее чем за 15 дней до дня голосования подготавливает и издает сводный информационный материал (плакат), содержащий сведения о зарегистрированных кандидатах, а также по усмотрению избирательной комиссии и с согласия зарегистрированных кандидатов - фотографии кандидатов. В текст плаката обязательно помещается вся информация о кандидатах, включаемая в избирательный бюллетень, а также сведения об их доходах и имуществе (включая информацию о фактах представления кандидатами недостоверных сведений). Помимо указанных выше сведений в текст плаката может включаться информация биографического характера, которая представляется зарегистрированными кандидатами и должна быть ими документально подтверждена. Текст плаката не должен содержать материалы агитационного характера, а также оценки личности и деятельности кандидата. Всем зарегистрированным кандидатам должны быть предоставлены равные возможности для размещения информации о них в сводном плакате. Порядок подготовки сводных плакатов устанавливает избирательная комиссия, организующая выборы.

7. При проведении выборов депутатов представительного органа местного самоуправления комиссия муниципального образования не позднее чем за 15 дней до дня голосования подготавливает и издает сводный информационный материал (плакат), содержащий сведения об избирательных объединениях, муниципальные списки кандидатов которых были зарегистрированы. В текст плаката помещается вся информация об избирательном объединении, включаемая в избирательный бюллетень. В текст плаката помещаются также (при наличии таких сведений) сведения о судимости кандидатов, включенных в муниципальный список, о недостоверности сведений, представленных кандидатами, включенными в муниципальный список, в соответствии с частями 1 и 3 статьи 32 настоящего Кодекса. Порядок размещения сведений об избирательных объединениях в указанном плакате должен соответствовать порядку их размещения в избирательном бюллетене.

8. Сводные информационные материалы (плакаты) размещаются в помещениях избирательных комиссий, местах голосования, в специальных местах для размещения информационных и агитационных печатных материалов, предусмотренных частью 8 статьи 54 настоящего Кодекса, а также в других местах, удобных для ознакомления с ними избирателей (с согласия собственников или владельцев объектов, на которых указанные плакаты размещаются).

9. Региональные (городские) государственные организации телерадиовещания, а также общероссийские организации телерадиовещания, учредителями (соучредителями) которых являются органы государственной власти города Москвы и (или) которым за год, предшествующий дню официального опубликования решения о назначении выборов, оказывалась государственная поддержка в форме субсидий и (или) субвенций на текущее функционирование за счет средств бюджета города Москвы, предоставляют безвозмездно Городской комиссии не менее 5 минут эфирного времени еженедельно в период, который начинается за 60 дней до истечения срока, когда должны быть назначены выборы в органы государственной власти города Москвы, и заканчивается в день официального опубликования решения о назначении выборов, и не менее 15 минут эфирного времени еженедельно в период, который начинается в день официального опубликования решения о назначении выборов в органы государственной власти города Москвы и заканчивается через 30 дней со дня голосования.

10. Утратила силу.

Информация об изменениях:

См. текст части 10 статьи 46

11. Муниципальные организации телерадиовещания предоставляют безвозмездно комиссии муниципального образования не менее 5 минут эфирного времени еженедельно в период, который начинается за 30 дней до истечения срока, когда должны быть назначены выборы в органы местного самоуправления, и заканчивается в день официального опубликования решения о назначении выборов, и не менее 10 минут эфирного времени еженедельно в период, который начинается в день официального опубликования решения о назначении выборов в органы местного самоуправления и заканчивается через 30 дней со дня голосования.

12. Редакции городских государственных периодических печатных изданий, выходящих не реже одного раза в неделю, предоставляют безвозмездно Городской комиссии не менее одной сотой от еженедельного объема печатной площади в период, который начинается за 60 дней до истечения срока, когда должны быть назначены выборы в органы государственной власти города Москвы, и заканчивается в день официального опубликования решения о назначении выборов, и не менее одной тридцатой от еженедельного объема печатной площади в период, который начинается в день официального опубликования решения о назначении выборов в органы государственной власти города Москвы и заканчивается через три месяца со дня голосования.

13. Утратила силу.

Информация об изменениях:

См. текст части 13 статьи 46

14. Редакции муниципальных периодических печатных изданий, выходящих не реже одного раза в месяц, предоставляют безвозмездно комиссии муниципального образования не менее одной тридцатой от ежемесячного объема печатной площади в период, который начинается за 30 дней до истечения срока, когда должны быть назначены выборы в органы местного самоуправления, и заканчивается в день официального опубликования решения о назначении выборов, и не менее одной восьмой от ежемесячного объема печатной площади в период, который начинается в день официального опубликования решения о назначении выборов в органы местного самоуправления и заканчивается через три месяца со дня голосования.

15. Эфирное время и печатная площадь, указанные в частях 9-14 настоящей статьи, используются избирательными комиссиями для разъяснения законодательства о выборах, информирования избирателей о сроках и порядке осуществления избирательных действий, ходе избирательной кампании, ответов на вопросы избирателей. Печатная площадь, указанная в частях 12-14 настоящей статьи, используется избирательными комиссиями также для опубликования своих решений, для информирования избирателей о кандидатах, избирательных объединениях, в том числе для публикации сведений о поступлении средств в избирательные фонды и о расходах средств избирательных фондов в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.


Статья 47. Опросы общественного мнения

1. Опубликование (обнародование) результатов опросов общественного мнения, связанных с выборами, является разновидностью информирования избирателей.

2. При опубликовании (обнародовании) результатов опросов общественного мнения, связанных с выборами, редакции средств массовой информации, граждане и организации, публикующие (обнародующие) эти результаты, обязаны указывать организацию, проводившую опрос, время его проведения, число опрошенных (выборку), метод сбора информации, регион, где проводился опрос, точную формулировку вопроса, статистическую оценку возможной погрешности, лицо (лиц), заказавшее (заказавших) проведение опроса и оплатившее (оплативших) указанную публикацию (обнародование).

3. В течение пяти дней до дня голосования, а также в день голосования запрещается опубликование (обнародование) результатов опросов общественного мнения, прогнозов результатов выборов, иных исследований, связанных с проводимыми выборами, в том числе их размещение в информационно-телекоммуникационных сетях, доступ к которым не ограничен определенным кругом лиц (включая сеть "Интернет").


Статья 48. Предвыборная агитация

1. Граждане Российской Федерации, общественные объединения вправе в допускаемых законом формах и законными методами проводить предвыборную агитацию.

2. Предвыборной агитацией, осуществляемой в период избирательной кампании, признаются:

1) призывы голосовать за или против кандидата, кандидатов, муниципальный список, муниципальные списки кандидатов;

2) выражение предпочтения какому-либо кандидату, избирательному объединению, в частности указание на то, за какого кандидата, за какой муниципальный список кандидатов, за какое избирательное объединение будет голосовать избиратель (за исключением случая опубликования (обнародования) результатов опроса общественного мнения в соответствии с частью 2 статьи 47 настоящего Кодекса);

3) описание возможных последствий, в случае если тот или иной кандидат будет избран или не будет избран, тот или иной муниципальный список кандидатов будет допущен или не будет допущен к распределению депутатских мандатов;

4) распространение информации, в которой явно преобладают сведения о каком-либо кандидате (кандидатах), избирательном объединении в сочетании с позитивными либо негативными комментариями;

5) распространение информации о деятельности кандидата, не связанной с его профессиональной деятельностью или исполнением им своих служебных (должностных) обязанностей;

6) деятельность, способствующая созданию положительного или отрицательного отношения избирателей к кандидату, избирательному объединению, выдвинувшему кандидата, муниципальный список кандидатов.

Информация об изменениях:

Законом г. Москвы от 25 мая 2016 г. N 25 в часть 3 статьи 48 настоящего Закона внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

3. Действия, совершаемые при осуществлении представителями организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, и представителями редакций сетевых изданий профессиональной деятельности и указанные в пункте 1 части 2 настоящей статьи, признаются предвыборной агитацией в случае, если эти действия совершены с целью побудить избирателей голосовать за кандидата, кандидатов, муниципальный список, муниципальные списки кандидатов или против него (них), а действия, указанные в пунктах 2-6 части 2 настоящей статьи, если эти действия совершены с такой целью неоднократно.

4. Предвыборная агитация может проводиться:

Информация об изменениях:

Законом г. Москвы от 25 мая 2016 г. N 25 в пункт 1 части 4 статьи 48 настоящего Закона внесены изменения

См. текст пункта в предыдущей редакции

1) на каналах организаций телерадиовещания, в периодических печатных изданиях и сетевых изданиях;

2) посредством проведения агитационных публичных мероприятий;

3) посредством выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и других агитационных материалов;

4) иными не запрещенными законом методами.

5. Кандидат, избирательное объединение самостоятельно определяют содержание, формы и методы своей предвыборной агитации, самостоятельно проводят ее, а также вправе в установленном законодательством порядке привлекать для ее проведения иных лиц.

6. Расходы на проведение предвыборной агитации осуществляются исключительно за счет средств соответствующих избирательных фондов в установленном настоящим Кодексом порядке. Агитация за кандидата, избирательное объединение, оплачиваемая из средств избирательных фондов других кандидатов, избирательных объединений, запрещается.

Информация об изменениях:

Законом г. Москвы от 25 мая 2016 г. N 25 в часть 7 статьи 48 настоящего Закона внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

7. Запрещается привлекать к предвыборной агитации лиц, не достигших на день голосования возраста 18 лет, в том числе использовать изображения и высказывания таких лиц в агитационных материалах.

8. Запрещается проводить предвыборную агитацию, выпускать и распространять любые агитационные материалы:

1) федеральным органам государственной власти, органам государственной власти города Москвы, иным государственным органам, органам местного самоуправления;

Информация об изменениях:

Законом г. Москвы от 25 мая 2016 г. N 25 в пункт 2 части 8 статьи 48 настоящего Закона внесены изменения

См. текст пункта в предыдущей редакции

2) лицам, замещающим государственные или выборные муниципальные должности, государственным и муниципальным служащим, лицам, являющимся членами органов управления организаций независимо от формы собственности (в организациях, высшим органом управления которых является собрание, - членами органов, осуществляющих руководство деятельностью этих организаций), за исключением политических партий, при исполнении ими своих должностных или служебных обязанностей, и (или) с использованием преимуществ своего должностного или служебного положения. Указание в агитационном материале должности такого лица не является нарушением настоящего запрета;

3) воинским частям, военным учреждениям и организациям;

4) благотворительным и религиозным организациям, учрежденным ими организациями, а также членам и участникам религиозных объединений при совершении обрядов и церемоний;

5) избирательным комиссиям, членам избирательных комиссий с правом решающего голоса;

6) иностранным гражданам, за исключением случая, предусмотренного частью 12 статьи 4 настоящего Кодекса, лицам без гражданства, иностранным организациям;

Информация об изменениях:

Законом г. Москвы от 25 мая 2016 г. N 25 в пункт 7 части 8 статьи 48 настоящего Закона внесены изменения

См. текст пункта в предыдущей редакции

7) представителям организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, и представителям редакций сетевых изданий при осуществлении ими профессиональной деятельности.

8) международным организациям и международным общественным движениям.

9) лицам, в отношении которых решением суда в период проводимой избирательной кампании установлен факт нарушения ограничений, предусмотренных частью 1 статьи 55 настоящего Кодекса.

9. Лицам, замещающим государственные или выборные муниципальные должности, запрещается проводить предвыборную агитацию на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях, за исключением случая, если указанные лица зарегистрированы в качестве кандидатов в депутаты или на выборные должности.

Информация об изменениях:

Законом г. Москвы от 25 мая 2016 г. N 25 статья 48 настоящего Закона дополнена частью 9.1

9.1. Использование в агитационных материалах высказываний физического лица, не имеющего в соответствии с настоящим Кодексом права проводить предвыборную агитацию, об избирательном объединении, выдвинувшем список кандидатов, кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, о кандидате (кандидатах) не допускается.

Информация об изменениях:

Законом г. Москвы от 25 мая 2016 г. N 25 часть 10 статьи 48 настоящего Закона изложена в новой редакции

См. текст части в предыдущей редакции

10. Использование в агитационных материалах высказываний физического лица, не указанного в части 9.1 настоящей статьи, о кандидате, об избирательном объединении допускается только с письменного согласия данного физического лица. Документ, подтверждающий такое согласие, представляется в избирательную комиссию вместе с экземплярами агитационных материалов, представляемых в соответствии с частью 4 статьи 54 настоящего Кодекса. В случае размещения агитационного материала на канале организации телерадиовещания либо в периодическом печатном издании указанный документ представляется в избирательную комиссию по ее требованию. Представление указанного документа не требуется в случаях:

1) использования избирательным объединением на соответствующих выборах высказываний выдвинутых им кандидатов;

2) использования обнародованных высказываний о кандидатах, об избирательных объединениях с указанием даты (периода времени) обнародования таких высказываний и наименования средства массовой информации, в котором они были обнародованы;

3) цитирования высказываний об избирательном объединении, о кандидате, обнародованных на соответствующих выборах иными избирательными объединениями, кандидатами в своих агитационных материалах, изготовленных и распространенных в соответствии с настоящим Кодексом.

Информация об изменениях:

Законом г. Москвы от 25 мая 2016 г. N 25 статья 48 настоящего Закона дополнена частью 10.1

10.1. Использование в агитационных материалах изображений физического лица допускается только в следующих случаях:

1) использование избирательным объединением изображений выдвинутых им на соответствующих выборах кандидатов (в том числе в составе списка кандидатов), включая кандидатов среди неопределенного круга лиц;

2) использование кандидатом своих изображений, в том числе среди неопределенного круга лиц.

Информация об изменениях:

Законом г. Москвы от 25 мая 2016 г. N 25 статья 48 настоящего Закона дополнена частью 10.2

10.2. В случаях, указанных в части 10.1 настоящей статьи, получение согласия на использование соответствующих изображений не требуется.

11. Политическая партия, выдвинувшая кандидатов, муниципальный список кандидатов, которые зарегистрированы избирательной комиссией, не позднее чем за 10 дней до дня голосования публикует свою предвыборную программу не менее чем в одном региональном (городском) государственном или муниципальном (соответственно уровню выборов) периодическом печатном издании, а также размещает ее в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Для такой публикации используется печатная площадь, предоставляемая избирательным объединениям, кандидатам в соответствии с настоящим Кодексом.


Статья 49. Агитационный период

Информация об изменениях:

Законом г. Москвы от 25 мая 2016 г. N 25 часть 1 статьи 49 настоящего Закона изложена в новой редакции

См. текст части в предыдущей редакции

1. Агитационный период для избирательного объединения начинается со дня принятия им решения о выдвижении кандидата, кандидатов, списка кандидатов. Агитационный период для кандидата, выдвинутого в составе списка кандидатов, начинается со дня представления в соответствующую избирательную комиссию списка кандидатов. Агитационный период для кандидата, выдвинутого непосредственно, начинается со дня представления кандидатом в избирательную комиссию заявления о согласии баллотироваться, а в случае, предусмотренном частью 7 статьи 33 настоящего Кодекса, - со дня представления в избирательную комиссию документов, предусмотренных в указанной части. Агитационный период прекращается в ноль часов дня, предшествующего дню голосования.

Информация об изменениях:

Законом г. Москвы от 25 мая 2016 г. N 25 часть 2 статьи 49 настоящего Закона изложена в новой редакции

См. текст части в предыдущей редакции

2. Предвыборная агитация на каналах организаций телерадиовещания, в периодических печатных изданиях и в сетевых изданиях проводится в период, который начинается за 28 дней до дня голосования и прекращается в ноль часов дня, предшествующего дню голосования.

3. Проведение предвыборной агитации в день голосования и в предшествующий ему день запрещается.

Информация об изменениях:

Законом г. Москвы от 25 мая 2016 г. N 25 часть 4 статьи 49 настоящего Закона изложена в новой редакции

См. текст части в предыдущей редакции

4. Агитационные печатные материалы (листовки, плакаты и другие материалы), ранее изготовленные в соответствии с настоящим Кодексом и размещенные в установленном законом порядке на специальных местах, указанных в части 8 статьи 54 настоящего Кодекса, на рекламных конструкциях или иных стабильно размещенных объектах в соответствии с частями 9 и 11 статьи 54 настоящего Кодекса, могут сохраняться в день голосования на прежних местах.

Информация об изменениях:

Законом г. Москвы от 25 мая 2016 г. N 25 в часть 5 статьи 49 настоящего Закона внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

5. В случае проведения повторного голосования агитационный период начинается со дня принятия решения Городской комиссии о назначении повторного голосования и прекращается в соответствии с частью 2 настоящей статьи.


Информация об изменениях:

Законом г. Москвы от 25 мая 2016 г. N 25 в статью 50 настоящего Закона внесены изменения

См. текст статьи в предыдущей редакции

Статья 50. Общие условия проведения предвыборной агитации на каналах организаций телерадиовещания, в периодических печатных изданиях и сетевых изданиях

1. Государственные и муниципальные организации телерадиовещания и редакции государственных и муниципальных периодических печатных изданий обязаны обеспечить равные условия проведения предвыборной агитации зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, выдвинувшим зарегистрированные муниципальные списки кандидатов, в том числе для представления избирателям предвыборных программ, в порядке, установленном настоящим Кодексом.

2. Зарегистрированный кандидат, избирательное объединение не вправе использовать предоставленные им эфирное время, печатную площадь для проведения предвыборной агитации за других зарегистрированных кандидатов, за другие избирательные объединения. Зарегистрированный кандидат, выдвинутый избирательным объединением, вправе использовать предоставленное ему эфирное время, печатную площадь для проведения на тех же выборах предвыборной агитации за выдвинувшее его избирательное объединение, а также за других кандидатов, выдвинутых этим избирательным объединением. Избирательное объединение, выдвинувшее кандидатов, муниципальный список кандидатов, вправе использовать предоставленное ему эфирное время, печатную площадь для проведения на тех же выборах предвыборной агитации за любого выдвинутого им кандидата.

3. В случае одновременного проведения на одной и той же территории нескольких избирательных кампаний, кампаний референдума и совпадения на указанных кампаниях периодов проведения агитации на каналах организаций телерадиовещания общий объем бесплатного эфирного времени, предоставляемого для проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума, не увеличивается без согласия на то организации телерадиовещания.

4. Негосударственные организации телерадиовещания, редакции негосударственных периодических печатных изданий и редакции сетевых изданий, осуществляющие выпуск средств массовой информации, зарегистрированных не менее чем за один год до начала избирательной кампании, а также редакции негосударственных периодических печатных изданий и редакции сетевых изданий, учрежденных избирательными объединениями (в том числе их структурными подразделениями) независимо от срока регистрации изданий, вправе предоставлять зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям платное эфирное время, платную печатную площадь, платные услуги по размещению агитационных материалов в сетевых изданиях при условии выполнения указанными организациями и редакциями требований, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи. Иные негосударственные организации телерадиовещания, редакции негосударственных периодических печатных изданий, редакции сетевых изданий не вправе предоставлять зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям эфирное время, печатную площадь.

5. Условия оплаты эфирного времени, печатной площади, услуг по размещению агитационных материалов, предоставляемых негосударственными организациями телерадиовещания, редакциями негосударственных периодических печатных изданий и редакциями сетевых изданий, должны быть едины для всех зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений. Это требование не распространяется на редакции негосударственных периодических печатных изданий, редакции сетевых изданий, учрежденных кандидатами, избирательными объединениями.

6. При проведении выборов сведения о размере (в валюте Российской Федерации) и других условиях оплаты эфирного времени, печатной площади, услуг по размещению агитационных материалов должны быть опубликованы соответствующей организацией телерадиовещания, редакцией периодического печатного издания, редакцией сетевого издания не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов. Указанные сведения, информация о дате и об источнике их опубликования, сведения о регистрационном номере и дате выдачи свидетельства о регистрации средства массовой информации и уведомление о готовности предоставить эфирное время, печатную площадь для проведения предвыборной агитации, услуги по размещению агитационных материалов в сетевом издании в тот же срок должны быть представлены в организующую выборы избирательную комиссию.

7. Допускается отказ от предоставления эфирного времени, печатной площади для проведения предвыборной агитации, услуг по размещению агитационных материалов в сетевом издании, выраженный путем непредставления в соответствующую комиссию уведомления, указанного в части 6 настоящей статьи, в установленные в указанной части сроки:

1) негосударственных организаций телерадиовещания и редакций негосударственных периодических печатных изданий;

2) редакций государственных периодических печатных изданий, выходящих реже чем один раз в неделю;

3) организаций телерадиовещания, осуществляющих выпуск специализированных телеканалов, радиоканалов, телепрограмм, радиопрограмм, и редакций специализированных периодических печатных изданий;

4) редакций сетевых изданий;

5) при проведении выборов в органы государственной власти города Москвы - муниципальных организаций телерадиовещания и редакций муниципальных периодических печатных изданий.

8. Организации, осуществляющие выпуск средств массовой информации, редакции сетевых изданий независимо от формы собственности обязаны вести отдельный учет объемов и стоимости эфирного времени и печатной площади, предоставленных для проведения предвыборной агитации, объемов и стоимости услуг по размещению агитационных материалов в сетевых изданиях в соответствии с формами такого учета, которые установлены соответствующей комиссией, и представлять данные такого учета в эту комиссию не позднее чем через 10 дней со дня голосования.

9. Организации, осуществляющие выпуск средств массовой информации, редакции сетевых изданий обязаны хранить указанные в частях 8 и 11 настоящей статьи документы о безвозмездном и платном предоставлении эфирного времени и печатной площади, предоставлении услуг по размещению агитационных материалов в сетевых изданиях не менее трех лет после дня голосования.

10. Расходы государственных и муниципальных организаций телерадиовещания, связанные с предоставлением бесплатного эфирного времени для проведения предвыборной агитации, относятся на результаты деятельности этих организаций.

11. Предоставление эфирного времени на каналах организаций телерадиовещания и печатной площади в периодических печатных изданиях для проведения предвыборной агитации, предоставление услуг по размещению агитационных материалов в сетевых изданиях производятся в соответствии с договором, заключенным в письменной форме между организацией телерадиовещания, редакцией периодического печатного издания, редакцией сетевого издания и кандидатом, избирательным объединением до предоставления указанных эфирного времени, печатной площади, услуг.

12. В случае одновременного проведения на одной и той же территории нескольких избирательных кампаний и совпадения на указанных кампаниях периодов проведения агитации на каналах организаций телерадиовещания зарегистрированный кандидат, выдвинутый одновременно в нескольких избирательных округах на разных выборах, вправе получить бесплатное эфирное время в государственных и муниципальных организациях телерадиовещания в объеме, не превышающем объем, который должен быть предоставлен ему на выборах более высокого уровня.


Статья 51. Условия проведения предвыборной агитации на телевидении и радио

1. Утратила силу.

Информация об изменениях:

См. текст части 1 статьи 51

Информация об изменениях:

Законом г. Москвы от 25 февраля 2015 г. N 7 в часть 2 статьи 51 настоящего Закона внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

2. Региональные (городские) государственные организации телерадиовещания обязаны предоставлять бесплатное эфирное время зарегистрированным кандидатам на должность Мэра Москвы, кандидатам в депутаты Московской городской Думы.

3. Утратила силу.

Информация об изменениях:

См. текст части 3 статьи 51

4. Муниципальные организации телерадиовещания обязаны предоставлять бесплатное эфирное время кандидатам в депутаты представительного органа местного самоуправления, зарегистрированным по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, избирательным объединениям, выдвинувшим зарегистрированные муниципальные списки кандидатов, кандидатам на должность главы муниципального образования.

5. Предоставляемое бесплатное эфирное время должно приходиться на определяемый соответствующей организацией телерадиовещания период, когда теле- и радиопередачи собирают наибольшую аудиторию.

6. Общий объем бесплатного эфирного времени, которое каждая из организаций телерадиовещания, указанных в частях 2-4 настоящей статьи, предоставляет для проведения предвыборной агитации, должен составлять на каждом из каналов не менее 30 минут по рабочим дням, а если общее время вещания организации телерадиовещания составляет менее двух часов в день, - не менее одной четверти общего времени вещания. Если в результате предоставления бесплатного эфирного времени на каждого зарегистрированного кандидата, каждое избирательное объединение, выдвинувшее зарегистрированный муниципальный список кандидатов, придется более 60 минут бесплатного эфирного времени, общий объем бесплатного эфирного времени, которое каждая из организаций телерадиовещания предоставляет для проведения агитации, сокращается и должен составлять 60 минут, умноженных соответственно на количество зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, выдвинувших зарегистрированные муниципальные списки кандидатов.

6.1. При проведении дополнительных или повторных выборов объем эфирного времени, предоставляемого организациями телерадиовещания, указанными в частях 2-4 настоящей статьи, определяется избирательной комиссией, организующей выборы.

Информация об изменениях:

Законом г. Москвы от 25 мая 2016 г. N 25 часть 7 статьи 51 настоящего Закона изложена в новой редакции

См. текст части в предыдущей редакции

7. Не менее половины общего объема бесплатного эфирного времени должно быть предоставлено зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям для проведения совместных дискуссий, "круглых столов" и иных совместных агитационных мероприятий. Данное правило не применяется при предоставлении бесплатного эфирного времени избирательным объединениям, если указанного объема эфирного времени недостает для проведения хотя бы одного совместного агитационного мероприятия, в котором на каждое избирательное объединение, зарегистрировавшее муниципальный список кандидатов, придется пять или более минут, а также при предоставлении бесплатного эфирного времени кандидатам, зарегистрированным по соответствующему одномандатному (многомандатному) избирательному округу, если указанного объема эфирного времени недостает для проведения хотя бы одного совместного агитационного мероприятия, в котором на каждого кандидата придется пять или более минут. Избирательное объединение, зарегистрировавшее муниципальный список кандидатов, зарегистрированный кандидат обязаны участвовать в совместных агитационных мероприятиях.

Информация об изменениях:

Законом г. Москвы от 25 мая 2016 г. N 25 статья 51 настоящего Закона дополнена частью 7.1

7.1. В совместных агитационных мероприятиях могут участвовать зарегистрированные кандидаты только лично (в том числе от имени избирательного объединения только зарегистрированные кандидаты, выдвинутые этим избирательным объединением на соответствующих выборах).

Информация об изменениях:

Законом г. Москвы от 25 мая 2016 г. N 25 часть 8 статьи 51 настоящего Закона изложена в новой редакции

См. текст части в предыдущей редакции

8. При невыполнении избирательным объединением, зарегистрированным кандидатом требований части 7 настоящей статьи доля эфирного времени, отведенная избирательному объединению, зарегистрированному кандидату для участия в совместном агитационном мероприятии, распределяется между другими участниками данного совместного агитационного мероприятия (в том числе если в данном мероприятии может принять участие только один участник).

9. Оставшаяся часть общего объема бесплатного эфирного времени (при ее наличии) предоставляется государственными и муниципальными организациями телерадиовещания зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям для размещения агитационных материалов.

Информация об изменениях:

Законом г. Москвы от 25 февраля 2015 г. N 7 в часть 10 статьи 51 настоящего Закона внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

10. После завершения регистрации кандидатов, муниципальных списков кандидатов, но не позднее чем за 33 дня до дня голосования избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидатов, муниципальные списки кандидатов, проводит с участием представителей соответствующих организаций телерадиовещания жеребьевку, в результате которой определяются даты и время выхода в эфир предвыборных агитационных материалов зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, выдвинувших зарегистрированные городские списки кандидатов. При проведении жеребьевки вправе присутствовать лица, указанные в части 2 статьи 23 настоящего Кодекса. Результаты жеребьевки оформляются протоколом. Определенный в результате жеребьевки график распределения эфирного времени публикуется соответственно в государственных региональных (городских) или муниципальных периодических печатных изданиях. Эфирное время предоставляется на основании договора, заключенного после проведения жеребьевки.

Информация об изменениях:

Законом г. Москвы от 25 мая 2016 г. N 25 в часть 11 статьи 51 настоящего Закона внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

11. Государственные и муниципальные организации телерадиовещания, обязанные предоставлять бесплатное эфирное время на соответствующих выборах, обязаны также резервировать эфирное время для проведения предвыборной агитации за плату. Размер и условия оплаты должны быть едиными для всех зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, выдвинувших зарегистрированные муниципальные списки кандидатов. Общий объем резервируемого эфирного времени должен быть равен установленному общему объему бесплатного эфирного времени или превышать его, но не более чем в два раза. Зарегистрированный кандидат, указанное избирательное объединение вправе за соответствующую плату получить время из общего объема зарезервированного эфирного времени в пределах доли, полученной в результате деления этого объема на число соответственно зарегистрированных кандидатов, указанных избирательных объединений. Если после такого распределения платного эфирного времени останется нераспределенное эфирное время, оно может быть предоставлено за плату избирательным объединениям, зарегистрированным кандидатам, подавшим заявку на предоставление такого эфирного времени, на равных условиях.

12. Эфирное время, указанное в части 11 настоящей статьи, должно предоставляться организацией телерадиовещания в период, указанный в части 2 статьи 49 настоящего Кодекса. Дата и время выхода в эфир предвыборных агитационных материалов определяются жеребьевкой, проводимой организацией телерадиовещания с участием заинтересованных лиц на основании письменных заявок на участие в жеребьевке, поданных зарегистрированными кандидатами, уполномоченными представителями избирательных объединений не позднее дня, предшествующего дню проведения жеребьевки. Жеребьевка должна проводиться в срок, установленный частью 10 настоящей статьи. Дату проведения жеребьевки организация телерадиовещания сообщает соответствующей избирательной комиссии не позднее чем за 40 дней до дня голосования. Избирательная комиссия информирует зарегистрированных кандидатов, избирательные объединения о дате проведения жеребьевки. Эфирное время предоставляется на основании договора, заключенного после проведения жеребьевки.

13. Если зарегистрированный кандидат, избирательное объединение, выдвинувшее зарегистрированный муниципальный список кандидатов, после проведения жеребьевки откажутся от использования эфирного времени, они обязаны не позднее чем за два дня до выхода в эфир сообщить в письменной форме об этом соответствующей организации телерадиовещания, которая вправе использовать высвободившееся эфирное время по своему усмотрению, за исключением целей предвыборной агитации.

14. Государственные и муниципальные организации телерадиовещания, не подпадающие под действие части 11 настоящей статьи, а также негосударственные организации телерадиовещания, выполнившие условия части 6 статьи 50 настоящего Кодекса, обязаны предоставлять эфирное время зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, выдвинувшим зарегистрированные муниципальные списки кандидатов, на равных условиях (в том числе по времени выхода в эфир). Общий объем эфирного времени, предоставляемого зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям указанной организацией телерадиовещания, определяется этой организацией телерадиовещания.

Информация об изменениях:

Законом г. Москвы от 25 мая 2016 г. N 25 в часть 15 статьи 51 настоящего Закона внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

ГАРАНТ:

Решением Московского городского суда от 21 сентября 2009 г., оставленным без изменения Определением СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 23 декабря 2009 г. N 5-Г09-123, часть 15 статьи 51 настоящего Закона признана не противоречащей действующему законодательству

15. Платежный документ о перечислении средств на оплату стоимости эфирного времени в полном объеме должен быть представлен зарегистрированным кандидатом, избирательным объединением в филиал публичного акционерного общества "Сбербанк России" не позднее чем за два дня до дня предоставления эфирного времени. Копия платежного документа с отметкой филиала публичного акционерного общества "Сбербанк России" должна быть представлена зарегистрированным кандидатом, избирательным объединением в организацию телерадиовещания до предоставления эфирного времени. В случае нарушения указанных условий предоставление эфирного времени на каналах организаций телерадиовещания не допускается.

16. Запрещается перекрывать, прерывать передачу агитационных материалов на каналах организаций телерадиовещания трансляцией иных теле- и радиопрограмм, иных агитационных материалов, рекламой товаров, работ и услуг.

17. Видео- и аудиозаписи выпущенных в эфир теле- и радиопрограмм, содержащих предвыборную агитацию, хранятся в соответствующей организации телерадиовещания не менее 12 месяцев со дня официального опубликования результатов соответствующих выборов. Организации телерадиовещания обязаны безвозмездно предоставить копии указанных теле- и радиопрограмм по требованию избирательных комиссий.


Статья 52. Условия проведения предвыборной агитации в периодических печатных изданиях

Информация об изменениях:

Законом г. Москвы от 25 февраля 2015 г. N 7 в часть 1 статьи 52 настоящего Закона внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

1. Редакции региональных (городских) государственных периодических печатных изданий, выходящих не реже одного раза в неделю, обязаны предоставлять платную печатную площадь зарегистрированным кандидатам на должность Мэра Москвы, кандидатам в депутаты Московской городской Думы.

2. Утратила силу.

Информация об изменениях:

См. текст части 2 статьи 52

3. Редакции муниципальных периодических печатных изданий, выходящих не реже одного раза в неделю, обязаны предоставлять платную печатную площадь избирательным объединениям, зарегистрировавшим муниципальные списки кандидатов, кандидатам в депутаты представительного органа местного самоуправления, зарегистрированным по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, кандидатам на должность главы муниципального образования.

4. Общий минимальный объем печатной площади, которую каждая из редакций периодических печатных изданий, указанных в частях 1-3 настоящей статьи, предоставляет за плату соответственно зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, выдвинувшим зарегистрированные муниципальные списки кандидатов, должен составлять не менее 10 процентов общего объема ежемесячной печатной площади соответствующего издания в период, установленный частью 2 статьи 49 настоящего Кодекса. Информация об общем объеме печатной площади, которую такое периодическое печатное издание предоставляет за плату для целей предвыборной агитации в течение периода, установленного частью 2 статьи 49 настоящего Кодекса, публикуется редакцией данного издания не позднее чем через 30 дней после официального опубликования решения о назначении выборов.

Информация об изменениях:

Законом г. Москвы от 25 мая 2016 г. N 25 в часть 5 статьи 52 настоящего Закона внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

5. Общий объем платной печатной площади, декларированной редакцией периодического печатного издания, распределяется между зарегистрированными кандидатами, избирательными объединениями, выдвинувшими зарегистрированные муниципальные списки кандидатов, путем деления общего объема выделяемой печатной площади на общее число зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, выдвинувших зарегистрированные муниципальные списки кандидатов, имеющих право на предоставление печатной площади в данном периодическом печатном издании. Если после такого распределения печатной площади за плату останется нераспределенная печатная площадь, она может быть предоставлена за плату избирательным объединениям, зарегистрированным кандидатам, подавшим заявку на предоставление такой печатной площади, на равных условиях.

6. После завершения регистрации кандидатов, муниципальных списков кандидатов, но не позднее чем за 33 дня до дня голосования редакции государственных и муниципальных периодических печатных изданий, обязанные предоставлять платную печатную площадь на соответствующих выборах, проводят жеребьевку, в результате которой определяются даты публикаций предвыборных агитационных материалов зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, выдвинувших зарегистрированные муниципальные списки кандидатов. При проведении жеребьевки вправе присутствовать лица, указанные в части 2 статьи 23 настоящего Кодекса. Результаты жеребьевки оформляются протоколом.

7. Размер и условия оплаты печатной площади, предоставляемой редакциями государственных и муниципальных периодических печатных изданий, должны быть едиными для всех зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, выдвинувших зарегистрированные муниципальные списки кандидатов. Зарегистрированный кандидат, указанные избирательные объединения вправе за соответствующую плату получить печатную площадь из общего объема зарезервированной печатной площади в пределах доли, полученной в результате деления этого объема на число соответственно зарегистрированных кандидатов, указанных избирательных объединений.

8. Печатная площадь предоставляется на основании договора, заключенного после проведения жеребьевки.

9. Если зарегистрированный кандидат, избирательное объединение после проведения жеребьевки откажутся от использования печатной площади, они обязаны не позднее чем за пять дней до дня опубликования агитационного материала сообщить в письменной форме об этом соответствующей редакции периодического печатного издания, которая вправе использовать высвободившуюся печатную площадь по своему усмотрению, за исключением целей предвыборной агитации.

10. Редакции государственных и муниципальных периодических печатных изданий, не подпадающие под действие частей 1-3 настоящей статьи, редакции негосударственных периодических печатных изданий, выполнившие условия части 6 статьи 50 настоящего Кодекса, вправе предоставлять платную печатную площадь зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, выдвинувшим зарегистрированные муниципальные списки кандидатов. Общий объем платной печатной площади, предоставляемой зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям указанными редакциями периодических печатных изданий, определяется этими редакциями.

11. Редакции негосударственных периодических печатных изданий, выполнившие условия части 6 статьи 50 настоящего Кодекса, вправе отказать в предоставлении печатной площади для проведения предвыборной агитации.

Информация об изменениях:

Законом г. Москвы от 25 мая 2016 г. N 25 в часть 12 статьи 52 настоящего Закона внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

12. Оплата печатной площади зарегистрированными кандидатами, избирательными объединениями, выдвинувшими зарегистрированные муниципальные списки кандидатов, осуществляется в соответствии с договорами, заключенными ими с редакциями периодических печатных изданий. Платежный документ о перечислении средств на оплату стоимости печатной площади в полном объеме должен быть представлен зарегистрированным кандидатом, избирательным объединением в филиал публичного акционерного общества "Сбербанк России" не позднее чем за пять дней до дня публикации. Копия платежного документа с отметкой филиала публичного акционерного общества "Сбербанк России" должна быть представлена зарегистрированным кандидатом, избирательным объединением в редакцию периодического печатного издания до предоставления печатной площади. В случае нарушения этого условия предоставление печатной площади не допускается.

13. Публикация агитационных материалов, осуществляемая в соответствии с настоящей статьей, не должна сопровождаться редакционными комментариями в какой бы то ни было форме, а также заголовками и иллюстрациями, не согласованными с соответствующим кандидатом, избирательным объединением.

14. Во всех агитационных материалах, размещаемых в периодических печатных изданиях, должна помещаться информация о том, за счет средств избирательного фонда какого кандидата, избирательного объединения была произведена оплата соответствующей публикации. Ответственность за выполнение данного требования несет редакция периодического печатного издания.

15. Редакции периодических печатных изданий, публикующих агитационные материалы, за исключением учрежденных кандидатами, избирательными объединениями, не вправе отдавать предпочтение какому-либо кандидату, избирательному объединению путем изменения тиража и периодичности выхода периодических печатных изданий.


Статья 53. Условия проведения предвыборной агитации посредством агитационных публичных мероприятий

1. Государственные органы, органы местного самоуправления обязаны оказывать содействие зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям в организации и проведении агитационных публичных мероприятий.

2. Уведомления организаторов митингов, демонстраций, шествий и пикетирований подаются и рассматриваются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

3. По заявке зарегистрированного кандидата, избирательного объединения, зарегистрировавшего муниципальный список кандидатов, помещение, пригодное для проведения агитационных публичных мероприятий в форме собраний и находящееся в государственной или муниципальной собственности, безвозмездно предоставляется собственником, владельцем помещения зарегистрированному кандидату, его доверенным лицам, представителям избирательного объединения для встреч с избирателями на время, установленное избирательной комиссией, зарегистрировавшей соответственно кандидата, муниципальный список кандидатов. При этом комиссия обязана обеспечить равные условия проведения указанных мероприятий для зарегистрированных кандидатов и избирательных объединений, зарегистрировавших муниципальные списки кандидатов.

4. Если указанное в части 3 настоящей статьи помещение, а равно помещение, находящееся в собственности организации, имеющей на день официального опубликования решения о назначении выборов в своем уставном (складочном) капитале долю (вклад) Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований, превышающую (превышающий) 30 процентов, было предоставлено одному зарегистрированному кандидату, избирательному объединению, собственник, владелец помещения не вправе отказать другому зарегистрированному кандидату, избирательному объединению в предоставлении помещения на таких же условиях в иное время в течение агитационного периода. В случае предоставления помещения зарегистрированному кандидату, избирательному объединению собственник, владелец помещения не позднее дня, следующего за днем предоставления помещения, обязан уведомить в письменной форме избирательную комиссию, зарегистрировавшую соответственно кандидата, муниципальный список кандидатов, о факте предоставления помещения, об условиях, на которых оно было предоставлено, а также о том, когда это помещение может быть предоставлено в течение агитационного периода другим зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям.

4.1. Избирательная комиссия, получившая уведомление о факте предоставления помещения зарегистрированному кандидату, избирательному объединению, в течение двух суток с момента получения уведомления обязана разместить содержащуюся в нем информацию в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" или иным способом довести ее до сведения других зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений.

5. Заявки на выделение помещений, указанных в частях 3 и 4 настоящей статьи, для проведения встреч зарегистрированных кандидатов, их доверенных лиц, представителей избирательных объединений, зарегистрировавших муниципальные списки кандидатов, с избирателями рассматриваются собственниками, владельцами этих помещений в течение трех дней со дня подачи указанных заявок.

Информация об изменениях:

Законом г. Москвы от 25 мая 2016 г. N 25 в часть 6 статьи 53 настоящего Закона внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

6. Кандидаты, избирательные объединения, выдвинувшие муниципальные списки кандидатов, вправе арендовать на основе договора здания и помещения, принадлежащие гражданам и организациям независимо от формы собственности, для проведения агитационных публичных мероприятий.

7. Предвыборная агитация в расположении воинских частей, военных организаций и учреждений запрещается.

8. Обеспечение безопасности при проведении агитационных публичных мероприятий осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.


Статья 54. Условия выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов

Информация об изменениях:

Законом г. Москвы от 25 мая 2016 г. N 25 в часть 1 статьи 54 настоящего Закона внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

1. Кандидаты, избирательные объединения, выдвинувшие муниципальные списки кандидатов, вправе беспрепятственно распространять печатные, а равно аудиовизуальные и иные агитационные материалы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Все агитационные материалы должны изготавливаться на территории Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Законом г. Москвы от 25 мая 2016 г. N 25 часть 2 статьи 54 настоящего Закона изложена в новой редакции

См. текст части в предыдущей редакции

2. Организации, индивидуальные предприниматели, выполняющие работы или оказывающие услуги по изготовлению печатных агитационных материалов, обязаны обеспечить кандидатам, избирательным объединениям, выдвинувшим муниципальные списки кандидатов, равные условия оплаты изготовления этих материалов. Сведения о размере (в валюте Российской Федерации) и других условиях оплаты работ или услуг указанных организаций, индивидуальных предпринимателей по изготовлению печатных агитационных материалов должны быть опубликованы соответствующей организацией, соответствующим индивидуальным предпринимателем не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов и в тот же срок представлены в избирательную комиссию, организующую выборы. Вместе с указанными сведениями в комиссию должны быть представлены также сведения, содержащие наименование, юридический адрес и идентификационный номер налогоплательщика организации (фамилию, имя, отчество индивидуального предпринимателя, наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, где находится место его жительства).

3. Все печатные и аудиовизуальные агитационные материалы должны содержать наименование, юридический адрес и идентификационный номер налогоплательщика организации (фамилию, имя, отчество лица и наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, где находится место его жительства), изготовившей (изготовившего) данные материалы, наименование организации (фамилию, имя, отчество лица), заказавшей (заказавшего) их, а также информацию о тираже и дате выпуска этих материалов и указание на то, что их изготовление оплачено из средств соответствующего избирательного фонда.

Информация об изменениях:

Законом г. Москвы от 25 мая 2016 г. N 25 в часть 4 статьи 54 настоящего Закона внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

4. Экземпляры печатных агитационных материалов или их копии, экземпляры аудиовизуальных агитационных материалов, фотографии или экземпляры иных агитационных материалов до начала их распространения должны быть представлены: кандидатом на должность Мэра Москвы - в Городскую комиссию; кандидатом в депутаты Московской городской Думы, выдвинутым по одномандатному избирательному округу, - в соответствующую окружную комиссию, а если указанная комиссия еще не сформирована, - в Городскую комиссию; избирательным объединением, выдвинувшим муниципальный список кандидатов, кандидатом в депутаты представительного органа местного самоуправления, кандидатом на должность главы муниципального образования - в комиссию муниципального образования. Вместе с указанными материалами должны быть также представлены сведения о месте нахождения организации (об адресе места жительства лица), изготовившей и заказавшей (изготовившего и заказавшего) эти материалы, и копия документа об оплате изготовления данного предвыборного агитационного материала из соответствующего избирательного фонда. При проведении выборов в органы государственной власти города Москвы, органы местного самоуправления вместе с указанными материалами в комиссию должны быть представлены электронные образы этих предвыборных агитационных материалов в машиночитаемом виде.

5. Исключена.

Информация об изменениях:

См. текст части 5 статьи 54

Информация об изменениях:

Законом г. Москвы от 25 мая 2016 г. N 25 часть 6 статьи 54 настоящего Закона изложена в новой редакции

См. текст части в предыдущей редакции

6. Запрещается изготовление печатных агитационных материалов в организациях и у индивидуальных предпринимателей, не выполнивших требования, предусмотренные частью 2 настоящей статьи, либо по договору с физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, а также изготовление агитационных материалов без предварительной оплаты за счет средств соответствующего избирательного фонда, с нарушением требований, установленных частями 7, 8, 9.1 и 10.1 статьи 48 настоящего Кодекса, частью 3 настоящей статьи.

Информация об изменениях:

Законом г. Москвы от 25 мая 2016 г. N 25 часть 7 статьи 54 настоящего Закона изложена в новой редакции

См. текст части в предыдущей редакции

7. Запрещается распространение агитационных материалов, изготовленных с нарушением части 6 настоящей статьи и (или) с нарушением требований, предусмотренных частью 10 статьи 48 настоящего Кодекса, частью 4 настоящей статьи.

8. Не позднее чем за 30 дней до дня голосования глава муниципального образования по предложению комиссии муниципального образования или территориальной комиссии обязан выделить специальные места для размещения печатных агитационных материалов на территории каждого избирательного участка. Такие места должны быть удобны для посещения избирателями и располагаться таким образом, чтобы избиратели могли ознакомиться с размещенной там информацией. Площадь выделенных мест должна быть достаточной для размещения на них информационных материалов избирательных комиссий и агитационных материалов зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений. Зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям должна быть выделена равная площадь для размещения печатных агитационных материалов. Перечень указанных мест доводится комиссиями, по предложениям которых выделены эти места, до сведения кандидатов, избирательных объединений.

Информация об изменениях:

Законом г. Москвы от 25 мая 2016 г. N 25 в часть 9 статьи 54 настоящего Закона внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

9. Печатные агитационные материалы могут размещаться в помещениях, на зданиях, сооружениях и иных объектах (за исключением мест, предусмотренных частью 8 настоящей статьи) только с согласия и на условиях собственников, владельцев указанных объектов. Размещение агитационных материалов на объекте, находящемся в государственной или муниципальной собственности либо в собственности организации, имеющей на день официального опубликования решения о назначении выборов в своем уставном (складочном) капитале долю (вклад) Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований, превышающую (превышающий) 30 процентов, осуществляется на равных условиях для всех кандидатов, избирательных объединений. При этом за размещение агитационных материалов на объекте, находящемся в государственной или муниципальной собственности, плата не взимается.

Информация об изменениях:

Законом г. Москвы от 25 мая 2016 г. N 25 часть 10 статьи 54 настоящего Закона изложена в новой редакции

См. текст части в предыдущей редакции

10. Организации, индивидуальные предприниматели, выполняющие работы (оказывающие услуги) по подготовке и размещению агитационных материалов, обязаны обеспечить кандидатам, избирательным объединениям равные условия оплаты своих работ (услуг).

Информация об изменениях:

Законом г. Москвы от 25 мая 2016 г. N 25 часть 11 статьи 54 настоящего Закона изложена в новой редакции

См. текст части в предыдущей редакции

11. Запрещается размещать агитационные материалы на памятниках, обелисках, зданиях, сооружениях и в помещениях, имеющих историческую, культурную или архитектурную ценность. Запрещается размещать агитационные материалы в зданиях, в которых размещены избирательные комиссии, помещения для голосования, и на расстоянии менее 50 метров от входа в них.

12. Избирательная комиссия, поставленная в известность о распространении подложных печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов либо о распространении агитационных материалов с нарушением требований частей 3, 4, 9 и 11 настоящей статьи, принимает соответствующие меры и при необходимости обращается в правоохранительные и иные органы с представлением о пресечении противоправной агитационной деятельности и об изъятии незаконных предвыборных агитационных материалов.

13. Положения настоящей статьи не применяются в отношении агитационных материалов, распространяемых в соответствии со статьями 51 и 52 настоящего Кодекса.


Статья 55. Ограничения при проведении предвыборной агитации

1. Предвыборные программы кандидатов, избирательных объединений, иные агитационные материалы (в том числе размещаемые в информационно-телекоммуникационных сетях, доступ к которым не ограничен определенным кругом лиц, включая сеть "Интернет"), выступления кандидатов и их доверенных лиц, представителей и доверенных лиц избирательных объединений, граждан на публичных мероприятиях, в средствах массовой информации (в том числе размещаемые в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования, включая "Интернет") не должны содержать призывы к совершению деяний, определяемых в статье 1 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" как экстремистская деятельность, либо иным способом побуждать к таким деяниям, а также обосновывать или оправдывать экстремизм. Запрещается агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную или религиозную рознь, унижающая национальное достоинство, пропагандирующая исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, а также агитация, при проведении которой осуществляются пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени их смешения. Не может рассматриваться как разжигание социальной розни агитация, направленная на защиту идей социальной справедливости.

1.1. При проведении предвыборной агитации также не допускается злоупотребление свободой массовой информации в иных, чем указанные в части 1 настоящей статьи, формах. Запрещается агитация, нарушающая законодательство Российской Федерации об интеллектуальной собственности.";

2. Кандидатам, избирательным объединениям, их доверенным лицам и уполномоченным представителям, а также иным лицам и организациям при проведении предвыборной агитации запрещается осуществлять подкуп избирателей: вручать им денежные средства, подарки и иные материальные ценности, кроме как за выполнение работ по гражданско-правовым договорам, оплачиваемым из средств избирательного фонда кандидата, избирательного объединения (сбор подписей избирателей, агитационная работа); производить вознаграждение избирателей, выполнявших указанную организационную работу, в зависимости от итогов голосования или обещать произвести такое вознаграждение; проводить льготную распродажу товаров, бесплатно распространять любые товары, за исключением печатных материалов (в том числе иллюстрированных) и значков, специально изготовленных для избирательной кампании; предоставлять услуги безвозмездно или на льготных условиях, а также воздействовать на избирателей посредством обещаний передачи им денежных средств, ценных бумаг и других материальных благ (в том числе по итогам голосования), оказания услуг иначе, чем на основании принимаемых в соответствии с законодательством решений органов государственной власти, органов местного самоуправления.

3. В период избирательной кампании не допускается проведение лотерей и других основанных на риске игр, в которых выигрыш призов или участие в розыгрыше призов зависит от итогов голосования, результатов выборов либо которые иным образом связаны с выборами.

Информация об изменениях:

Законом г. Москвы от 25 мая 2016 г. N 25 в часть 4 статьи 55 настоящего Закона внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

4. Оплата рекламы коммерческой и иной не связанной с выборами деятельности с использованием фамилии или изображения кандидата, а также с использованием наименования, эмблемы, иной символики избирательного объединения, выдвинувшего кандидата, муниципальный список кандидатов, в период избирательной кампании осуществляется только за счет средств соответствующего избирательного фонда. В день голосования и в день, предшествующий дню голосования, такая реклама, в том числе оплаченная за счет средств соответствующего избирательного фонда, не допускается. На этих же условиях могут размещаться объявления (иная информация) о связанной с выборами деятельности избирательного объединения, кандидата при условии указания в объявлении (иной информации) сведений, из средств избирательного фонда какого избирательного объединения, какого кандидата оплачено их размещение.

5. Кандидаты, избирательные объединения, выдвинувшие кандидатов, муниципальные списки кандидатов, их доверенные лица и уполномоченные представители, а также зарегистрированные после начала избирательной кампании организации, учредителями, собственниками, владельцами и (или) членами органов управления которых (в организациях, высшим органом управления которых является собрание, - членами органов, осуществляющих руководство деятельностью этих организаций) являются указанные лица и (или) организации, в период избирательной кампании не вправе заниматься благотворительной деятельностью. Иные физические и юридические лица в период избирательной кампании не вправе заниматься благотворительной деятельностью по просьбе, поручению или от имени кандидатов, избирательных объединений, их доверенных лиц и уполномоченных представителей, а также проводить одновременно с благотворительной деятельностью предвыборную агитацию. Кандидатам, избирательным объединениям, их доверенным лицам и уполномоченным представителям запрещается обращаться к иным физическим и юридическим лицам с предложениями об оказании материальной, финансовой помощи или услуг избирателям.

5.1. Агитационные материалы не могут содержать коммерческую рекламу.

5.2. Зарегистрированный кандидат, избирательное объединение не вправе использовать эфирное время на каналах организаций, осуществляющих телевещание, предоставленное им для размещения агитационных материалов, в целях:

1) распространения призывов голосовать против кандидата, кандидатов, муниципального списка кандидатов, городских списков кандидатов;

2) описания возможных негативных последствий в случае, если тот или иной кандидат будет избран, тот или иной муниципальный список кандидатов будет допущен к распределению депутатских мандатов;

3) распространения информации, в которой явно преобладают сведения о каком-либо кандидате (каких-либо кандидатах), избирательном объединении в сочетании с негативными комментариями;

4) распространения информации, способствующей созданию отрицательного отношения избирателей к кандидату, избирательному объединению, выдвинувшему кандидата, муниципальный список кандидатов.

6. Организации, осуществляющие выпуск средств массовой информации, в случае обнародования (опубликования) ими агитационных и информационных материалов (в том числе содержащих достоверную информацию), способных нанести ущерб чести, достоинству или деловой репутации кандидата, деловой репутации избирательного объединения, обязаны предоставить соответствующему кандидату, избирательному объединению возможность до окончания агитационного периода бесплатно обнародовать (опубликовать) опровержение или иное разъяснение в защиту своей чести, достоинства или деловой репутации. Для обнародования указанного опровержения или иного разъяснения эфирное время должно быть предоставлено кандидату, избирательному объединению в то же время суток, в которое была обнародована первоначальная информация, и его объем не должен быть меньше, чем объем эфирного времени, предоставленного для изложения первоначальной информации, но не менее двух минут. При опубликовании указанного опровержения или иного разъяснения его текст должен быть набран тем же шрифтом, помещен на том же месте полосы и по объему должен быть не меньше, чем опровергаемый текст. Непредоставление кандидату, избирательному объединению возможности обнародовать (опубликовать) указанное опровержение или иное разъяснение до окончания агитационного периода является основанием для привлечения таких организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, и их должностных лиц к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Установленные настоящей частью требования не распространяются на случаи размещения агитационных материалов, представленных зарегистрированными кандидатами, избирательными объединениями, в рамках использования ими в соответствии с настоящим Кодексом бесплатного и платного эфирного времени, платной печатной площади.

7. Избирательные комиссии контролируют соблюдение установленного порядка проведения предвыборной агитации на соответствующей территории и принимают меры к устранению допущенных нарушений.

Информация об изменениях:

Законом г. Москвы от 25 мая 2016 г. N 25 в часть 8 статьи 55 настоящего Закона внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

8. В случае распространения подложных печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов, распространения печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов с нарушением требований статьи 54 настоящего Кодекса, а также в случае нарушения организацией телерадиовещания, редакцией периодического печатного издания, редакцией сетевого издания установленного настоящим Кодексом порядка проведения предвыборной агитации соответствующая комиссия обязана обратиться в правоохранительные органы, суд, органы исполнительной власти, осуществляющие функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, в том числе электронных, и массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, с представлением о пресечении противоправной агитационной деятельности, изъятии незаконных агитационных материалов и привлечении организации телерадиовещания, редакции периодического печатного издания, редакции сетевого издания, их должностных лиц, а также иных лиц к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

9. Правоохранительные и иные органы обязаны принимать меры по пресечению противоправной агитационной деятельности, предотвращению изготовления подложных и незаконных предвыборных печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов и их изъятию, устанавливать изготовителей указанных материалов и источник их оплаты, а также незамедлительно информировать соответствующую избирательную комиссию о выявленных фактах и принятых мерах.


Актуальный текст документа