Порядок рассмотрения проектов документов

Глава 6. Порядок рассмотрения проектов документов


Информация об изменениях:

Постановлением Московской городской Думы от 16 июля 2014 г. N 230 в статью 44 настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу со дня принятия названного постановления и не распространяющиеся на срок полномочий депутатов Московской городской Думы пятого созыва

См. текст статьи в предыдущей редакции

Статья 44. Оформление проектов документов

1. Проекты законов города Москвы и постановлений Думы оформляются в соответствии с требованиями статьи 8 Закона города Москвы "О законах города Москвы и постановлениях Московской городской Думы".

2. На проекте заявления или обращения Думы указываются:

1) название проекта - слева вверху первой страницы текста;

2) субъект законодательной инициативы - справа вверху под словом "ПРОЕКТ";

3) должность редактора проекта, его инициалы, фамилия, номер телефона - под текстом проекта;

4) ознакомительная виза начальника Государственно-правового управления Аппарата Думы, а для проектов заявлений и обращений, касающихся вопросов деятельности органов исполнительной власти города Москвы, - дополнительно ознакомительная виза полномочного представителя Мэра Москвы.

Информация об изменениях:

Постановлением Московской городской Думы от 28 декабря 2016 г. N 190 часть 3 статьи 44 настоящего приложения изложена в новой редакции

См. текст части в предыдущей редакции

3. Проставление ознакомительной визы на проекте документа осуществляется начальником Государственно-правового управления Аппарата Думы не позднее трех дней со дня его поступления в Аппарат Думы и полномочным представителем Мэра Москвы не позднее четырнадцати дней со дня его поступления в Аппарат Мэра и Правительства Москвы. Визирование осуществляется последовательно в порядке, определяемом субъектом законодательной инициативы.

Информация об изменениях:

Постановлением Московской городской Думы от 28 декабря 2016 г. N 190 в часть 4 статьи 44 настоящего приложения внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

4. Лица, визирующие подготовленный к внесению в Думу проект документа, вправе получить у редактора проекта копию указанного проекта документа.

Информация об изменениях:

Постановлением Московской городской Думы от 28 декабря 2016 г. N 190 часть 5 статьи 44 настоящего приложения изложена в новой редакции

См. текст части в предыдущей редакции

5. В случае истечения сроков, установленных частью 3 настоящей статьи, подготовленный к внесению в Думу проект документа направляется субъектом законодательной инициативы в Думу в порядке, установленном статьей 45 настоящего Регламента, без соответствующих виз.


Информация об изменениях:

Постановлением Московской городской Думы от 28 декабря 2016 г. N 190 в статью 45 настоящего приложения внесены изменения

См. текст статьи в предыдущей редакции

Статья 45. Внесение проектов документов в Думу

1. Проекты законов города Москвы и постановлений Думы вносятся в Думу в порядке, установленном Законом города Москвы "О законах города Москвы и постановлениях Московской городской Думы" и настоящим Регламентом.

2. Проекты обращений и заявлений Думы вносятся депутатами Думы, фракциями, комиссиями и рабочими группами Думы. Проект заявления или обращения Думы передается в Аппарат Думы для регистрации.

3. Датой официального внесения проекта документа считается дата его регистрации в Думе.

3.1. Утратила силу.

Информация об изменениях:

См. текст части 3.1 статьи 45

4. Утратила силу.

Информация об изменениях:

См. текст части 4 статьи 45

5. Председатель Думы в течение трех дней направляет поступивший в Думу подготовленный к внесению в Думу проект документа и сопроводительные материалы к нему в профильную комиссию и в Государственно-правовое управление Аппарата Думы.

Государственно-правовое управление Аппарата Думы осуществляет подготовку заключения на подготовленный к внесению в Думу проект документа о соответствии требованиям части 3 статьи 4 и статьи 8 Закона города Москвы "О законах города Москвы и постановлениях Московской городской Думы", соблюдении требований частей 3 и 5 статьи 44 настоящего Регламента, в случае направления подготовленного к внесению в Думу проекта документа без соответствующих ознакомительных виз и представляет его в комиссию по организации работы Думы в течение семи дней со дня поступления соответствующего документа.

По итогам рассмотрения подготовленного к внесению в Думу проекта документа с учетом заключения Государственно-правового управления Аппарата Думы комиссия по организации работы Думы или по ее поручению председатель комиссии по организации работы Думы принимает решение о соответствии данного проекта требованиям части 3 статьи 4 и статьи 8 Закона города Москвы "О законах города Москвы и постановлениях Московской городской Думы".

Комиссия по организации работы Думы вправе вернуть подготовленный к внесению в Думу проект документа в Государственно-правовое управление Аппарата Думы и установить срок его повторного представления в случае выявления обстоятельств, требующих дополнительного изучения.

В случае несоответствия подготовленного к внесению в Думу внесенного проекта документа требованиям статьи 8 Закона города Москвы "О законах города Москвы и постановлениях Московской городской Думы" председатель комиссии по организации работы Думы возвращает указанный проект документа внесшему его субъекту законодательной инициативы. Такой проект документа не считается официально внесенным в Думу в соответствии со статьей 9 Закона города Москвы "О законах города Москвы и постановлениях Московской городской Думы".

Подготовленный к внесению в Думу проект документа, соответствующий требованиям Закона города Москвы "О законах города Москвы и постановлениях Московской городской Думы", считается принятым Думой к рассмотрению, регистрируется в качестве проекта закона города Москвы, проекта постановления Думы днем поступления в Думу проекта документа, оформленного в соответствии с требованиями статьи 8 Закона города Москвы "О законах города Москвы и постановлениях Московской городской Думы", и направляется Председателем Думы в профильную комиссию.

Профильная комиссия либо по ее поручению председатель профильной комиссии направляет в комиссию по организации работы Думы предложения по включению проекта закона города Москвы, проекта постановления Думы в план работы Думы.

При поступлении проектов документов, внесенных Мэром Москвы для рассмотрения в первоочередном порядке, сроки, указанные в настоящей части, сокращаются до одного дня.

6. Председатель Думы в установленном порядке направляет проект закона города Москвы, проект постановления Думы депутатам, Мэру Москвы и Прокурору города Москвы.

Если проект закона города Москвы, проект постановления Думы, указанные в части 3 статьи 4 Закона города Москвы "О законах города Москвы и постановлениях Московской городской Думы", требуют заключения Мэра Москвы, такие проекты документов направляются Председателем Думы Мэру Москвы для подготовки заключения.

По принятому Думой к рассмотрению проекту закона города Москвы, проекту постановления Думы готовится заключение Государственно-правового управления Аппарата Думы, в котором определяется соответствие данного проекта документа Конституции Российской Федерации, федеральному законодательству, правовым актам более высокой юридической силы, требованиям юридической техники, кроме того, в заключении может быть указано на альтернативность и идентичность внесенного проекта документа ранее внесенным и находящимся на рассмотрении Думы проектам.


Информация об изменениях:

Постановлением Московской городской Думы от 28 декабря 2016 г. N 190 статья 46 настоящего приложения изложена в новой редакции

См. текст статьи в предыдущей редакции

Статья 46. Предварительное обсуждение проекта закона города Москвы, проекта постановления Думы

1. До рассмотрения проекта закона города Москвы, проекта постановления Думы на заседании Думы проводится их предварительное обсуждение профильной комиссией, а также может быть проведено предварительное обсуждение иными комиссиями и рабочими группами, фракциями, иными постоянными депутатскими объединениями. До рассмотрения проекта закона города Москвы, проекта постановления Думы в первом чтении на заседании Думы профильная комиссия вправе подготовить заключения на проекты с мотивированным обоснованием необходимости их принятия либо отклонения.

Профильные комиссии в соответствии с настоящим Регламентом самостоятельно определяют порядок подготовки документов к рассмотрению Думой, если иное не установлено комиссией по организации работы Думы.

При проведении внеочередного заседания Думы предварительное обсуждение вынесенных на внеочередное заседание Думы проектов законов города Москвы, проектов постановлений Думы может не проводиться.

2. Депутаты, фракции, иные постоянные депутатские объединения, комиссии и рабочие группы вправе проводить обсуждения проектов документов и поправок к ним на любой стадии их подготовки и рассмотрения, проводить в установленном порядке пресс-конференции и организовывать выступления в средствах массовой информации для ознакомления общественности со своей точкой зрения по обсуждаемым проектам документов.

По решению профильной комиссии проект документа может быть направлен в органы государственной власти, органы местного самоуправления, другие организации для подготовки отзывов, замечаний и предложений, а также для проведения научной экспертизы.

По предложению профильной комиссии проект документа может быть направлен Председателем Думы для проведения независимой общественной экспертизы в Общественную палату города Москвы.

3. По итогам обсуждения проекта документа или поправок к нему на заседании комиссии может быть принято соответствующее заключение.

4. До рассмотрения Думой на ее заседании проекта закона города Москвы также могут быть проведены общественное обсуждение проекта, публичные или депутатские слушания.

5. Регламенты публичных и депутатских слушаний утверждаются протокольным решением Думы.


Информация об изменениях:

Постановлением Московской городской Думы от 16 июля 2014 г. N 230 в статью 47 настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу со дня принятия названного постановления и не распространяющиеся на срок полномочий депутатов Московской городской Думы пятого созыва

См. текст статьи в предыдущей редакции

Статья 47. Общественное обсуждение, депутатские слушания проектов законов города Москвы

1. Проект закона города Москвы может быть вынесен на общественное обсуждение Думой или Мэром Москвы в соответствии с порядком, предусмотренным статьей 9 Закона города Москвы "О правовых актах города Москвы".

2. Утратила силу.

Информация об изменениях:

См. текст части 2 статьи 47

3. Публичные слушания проводятся в соответствии с протокольным решением Думы. В рамках публичных слушаний осуществляется ознакомление депутатов с мнением экспертов и жителей города Москвы по обсуждаемому проекту закона. Во время публичных слушаний ведется протокол.

4. Депутатские слушания проводятся по инициативе субъектов законодательной инициативы в рамках заседаний профильных комиссий в соответствии с решениями комиссий (рабочих групп) Думы. В рамках депутатских слушаний осуществляется ознакомление депутатов с аргументами разработчиков проектов законов города Москвы и мнением экспертов, а также с мнением экспертов по интересующим депутатов вопросам, решение которых находится в компетенции Думы.


Статья 48. Утратила силу

Информация об изменениях:

См. текст статьи 48


Статья 49. Основные элементы процедуры рассмотрения проекта документа на заседании Думы

1. Основные элементы процедуры рассмотрения проекта документа на заседаниях Думы:

1) доклад, содоклады в случаях, предусмотренных настоящим Регламентом;

2) вопросы докладчику и содокладчикам и ответы на вопросы;

3) прения по обсуждаемому проекту документа;

4) заключительное слово докладчика и содокладчиков;

5) выступление по мотивам голосования и голосование о принятии проекта документа;

6) внесение поправок к принятому проекту документа;

7) выступления по мотивам голосования и голосование по принятию документа.

Информация об изменениях:

Постановлением Московской городской Думы от 16 июля 2014 г. N 230 в часть 2 статьи 49 настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу со дня принятия названного постановления и не распространяющиеся на срок полномочий депутатов Московской городской Думы пятого созыва

См. текст части в предыдущей редакции

2. По каждому проекту документа, находящемуся в плане работы Думы, должно пройти не менее одного чтения. Проект документа снимается с рассмотрения до завершения первого чтения только по решению субъекта законодательной инициативы, внесшего проект документа.


Статья 50. Доклад и содоклады по проекту документа

Информация об изменениях:

Постановлением Московской городской Думы от 28 декабря 2016 г. N 190 в часть 1 статьи 50 настоящего приложения внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

1. При рассмотрении проекта документа на заседании Думы доклад делает редактор проекта (докладчик), если Думой по предложению субъекта законодательной инициативы, внесшего проект документа, не принято протокольное решение о замене докладчика. В случае отказа докладчика от доклада либо в случае отсутствия докладчика на заседании Думы, в повестку которого включен соответствующий проект документа, Дума вправе принять протокольное решение о рассмотрении проекта документа без доклада или о замене докладчика.

2. Право на содоклад при рассмотрении проекта документа имеют представитель профильной комиссии, Мэр Москвы, полномочный представитель Мэра Москвы или иное лицо, уполномоченное Мэром Москвы.

Информация об изменениях:

Постановлением Московской городской Думы от 28 декабря 2016 г. N 190 в часть 3 статьи 50 настоящего приложения внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

3. Представитель профильной комиссии сообщает о позиции профильной комиссии по проекту документа, а также о позиции иных комиссий, информирует депутатов Думы об итогах рассмотрения профильной комиссией заключений, представленных иными субъектами законодательной инициативы, органами государственной власти, органами местного самоуправления и другими организациями.

4. Утратила силу.

Информация об изменениях:

См. текст части 4 статьи 50

5. Право на доклад по вопросам сметы расходов Думы и структуры Аппарата имеет Руководитель Аппарата Думы.

6. Право на доклад об отчете Контрольно-счетной палаты Москвы имеет Председатель Контрольно-счетной палаты Москвы.


Статья 51. Вопросы к докладчику и содокладчикам

1. Вопросы докладчику и содокладчикам задаются участниками заседания после окончания доклада и содокладов.

2. При наличии записи на вопросы участник заседания может задать не более двух вопросов подряд.


Статья 52. Открытие прений

По каждому проекту документа, рассматриваемому Думой в соответствии с повесткой дня заседаний Думы, прения открываются в обязательном порядке.


Статья 53. Порядок установления очередности выступлений

1. Очередность выступлений устанавливается председательствующим на заседании, как правило, в соответствии с очередностью записи на выступление.

2. Исключена.

Информация об изменениях:

См. текст части 2 статьи 53

3. Дума вправе протокольным решением изменить очередность выступлений.

Информация об изменениях:

Постановлением Московской городской Думы от 28 декабря 2016 г. N 190 в часть 4 статьи 53 настоящего приложения внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

4. Дума вправе рассмотреть персональные обращения лиц, приглашенных для присутствия на заседании при рассмотрении конкретного вопроса повестки дня, с просьбой о предоставлении слова при рассмотрении проекта документа на заседании Думы и принять соответствующее протокольное решение. При рассмотрении проекта документа на заседании Думы председательствующий на заседании вправе предоставить слово иным лицам, указанным в части 1 статьи 3 настоящего Регламента.


Статья 54. Внеочередные выступления

Право на внеочередное выступление без предварительной записи имеют Мэр Москвы, полномочный представитель Мэра Москвы и председательствующий на заседании Думы.


Статья 55. Запись на выступления в прениях

Запись на выступления в прениях начинается сразу после предоставления слова докладчику по рассматриваемому проекту документа.


Статья 56. Место выступления в прениях

Выступления в прениях проводятся из-за трибуны зала заседаний Думы.


Статья 57. Основные правила выступлений в прениях

Информация об изменениях:

Постановлением Московской городской Думы от 16 июля 2014 г. N 230 в часть 1 статьи 57 настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу со дня принятия названного постановления и не распространяющиеся на срок полномочий депутатов Московской городской Думы пятого созыва

См. текст части в предыдущей редакции

1. Выступающий в прениях вправе поддержать обсуждаемый проект документа, обосновать невозможность его поддержки или невозможность определить свое отношение к проекту документа, а также высказать обоснованные замечания и предложения.

2. Личные обращения выступающего в прениях к присутствующим в зале заседаний воспрещаются.

3. Выступающий в прениях не вправе употреблять в своей речи грубые, оскорбительные выражения, наносящие ущерб чести и достоинству граждан, призывать к незаконным действиям, использовать заведомо ложную информацию, допускать необоснованные обвинения в чей-либо адрес. В случае нарушения данных правил выступающий может быть лишен слова без предупреждения. Указанным лицам слово для повторного выступления по обсуждаемому вопросу не предоставляется.


Статья 58. Обязанности председательствующего в ходе выступлений в прениях

1. Председательствующий на заседании следит за соответствием содержания выступления вопросу повестки дня, соблюдением установленной продолжительности выступления и при необходимости напоминает об этом выступающему.

2. Если выступающий игнорирует указания председательствующего на заседании, допускает в своей речи оскорбительные выражения, то председательствующий призывает его к порядку или лишает слова.


Статья 59. Открытие дебатов по порядку ведения заседания Думы

Более трех выступлений по порядку ведения в течение 30 минут работы заседания Думы квалифицируются как дебаты по порядку ведения. Такие дебаты открываются в соответствии с протокольным решением Думы или по решению председательствующего на заседании.


Статья 60. Выступления после завершения времени, отведенного для прений

1. По истечении времени, отведенного на прения, слово предоставляется тем из записавшихся депутатов, кто настаивает на выступлении. Председательствующий на заседании выясняет число таких депутатов и либо предоставляет каждому из них слово в пределах трех минут, либо ставит на голосование вопрос о продлении времени прений при сохранении установленной настоящим Регламентом продолжительности выступлений.

2. Предложения о прекращении прений не голосуются. Тексты выступлений депутатов, записавшихся на выступление, но не выступивших, прилагаются к стенограмме заседания по их просьбе. В этом случае тексты выступлений на бумажном носителе передаются в Аппарат Думы.


Статья 61. Заключительное слово докладчика и содокладчиков и выступления по мотивам голосования

Информация об изменениях:

Постановлением Московской городской Думы от 28 декабря 2016 г. N 190 в часть 1 статьи 61 настоящего приложения внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

1. После окончания прений докладчик, а также содокладчики вправе выступить с заключительным словом. Затем проводятся выступления по мотивам голосования. Депутату предоставляется возможность выступить по мотивам голосования один раз и высказать свое мнение о голосовании "за" или "против" принятия документа. После выступлений по мотивам голосования председательствующим на заседании Думы ставится на голосование предложение о принятии проекта документа в первом чтении.

Информация об изменениях:

Постановлением Московской городской Думы от 16 июля 2014 г. N 230 часть 2 статьи 61 настоящего приложения изложена в новой редакции, вступающей в силу со дня принятия названного постановления и не распространяющейся на срок полномочий депутатов Московской городской Думы пятого созыва

См. текст части в предыдущей редакции

2. Редактор проекта (докладчик) вправе по итогам прений внести в проект документа изменения до его принятия в первом чтении и сообщить о них Думе до голосования.

Информация об изменениях:

Постановлением Московской городской Думы от 16 июля 2014 г. N 230 статья 61 настоящего приложения дополнена частью 3, вступающей в силу со дня принятия названного постановления и не распространяющейся на срок полномочий депутатов Московской городской Думы пятого созыва

3. По предложению Председателя Думы, редактора проекта (докладчика) Дума вправе протокольным решением отложить голосование по принятию проекта документа в первом чтении. Рассмотрение данного вопроса проводится на ближайшем заседании Думы, начинается с прений и заканчивается голосованием о принятии проекта документа в первом чтении.


Информация об изменениях:

Постановлением Московской городской Думы от 16 июля 2014 г. N 230 в статью 62 настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу со дня принятия названного постановления и не распространяющиеся на срок полномочий депутатов Московской городской Думы пятого созыва

См. текст статьи в предыдущей редакции

Статья 62. Порядок отзыва проекта документа до принятия его в первом чтении, порядок прекращения рассмотрения проекта закона города Москвы, принятого в первом или во втором чтении

1. До принятия Думой проекта документа в первом чтении внесший проект субъект законодательной инициативы либо по его поручению редактор проекта имеют право официально отозвать проект письменным заявлением или устным заявлением на заседании Думы (в том числе в ходе прений). В этом случае прения прекращаются.

2. Рассмотрение проекта закона города Москвы, принятого в первом или во втором чтении, может быть прекращено на основании письменного обращения о прекращении рассмотрения проекта закона города Москвы внесшего его субъекта законодательной инициативы (лица, уполномоченного представлять данный проект закона города Москвы в соответствии со статьей 10 Закона города Москвы "О законах города Москвы и постановлениях Московской городской Думы") или полномочного представителя Мэра Москвы (в случае прекращения рассмотрения проекта закона города Москвы, внесенного Мэром Москвы) либо на основании письменного согласия субъекта законодательной инициативы о прекращении рассмотрения проекта закона города Москвы. Решение о прекращении рассмотрения проекта закона города Москвы оформляется постановлением Думы.


Статья 63. Принятие проекта документа в первом чтении

Информация об изменениях:

Постановлением Московской городской Думы от 16 июля 2014 г. N 230 в часть 1 статьи 63 настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу со дня принятия названного постановления и не распространяющиеся на срок полномочий депутатов Московской городской Думы пятого созыва

См. текст части в предыдущей редакции

1. Принятие проекта документа в первом чтении означает, что Дума согласилась с концепцией проекта документа, но принятый текст будет дорабатываться путем внесения в него поправок, не изменяющих одобренную концепцию.

2. Если никто из депутатов и иных участников заседания, являющихся субъектами законодательной инициативы, не заявит о желании подать поправки к принятому в первом чтении проекту документа, то проект предлагается для голосования о принятии Думой данного документа.


Статья 64. Рассмотрение альтернативных проектов документов

Информация об изменениях:

Постановлением Московской городской Думы от 16 июля 2014 г. N 230 в часть 1 статьи 64 настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу со дня принятия названного постановления и не распространяющиеся на срок полномочий депутатов Московской городской Думы пятого созыва

См. текст части в предыдущей редакции

1. Альтернативные проекты законов города Москвы и проекты постановлений Думы (в том числе внесенные на рассмотрение различными субъектами законодательной инициативы заранее в плановом порядке) рассматриваются в рамках одного вопроса повестки дня в порядке, установленном статьей 15 Закона города Москвы "О законах города Москвы и постановлениях Московской городской Думы".

2. Альтернативные проекты заявлений и обращений Думы рассматриваются в аналогичном порядке.


Информация об изменениях:

Постановлением Московской городской Думы от 28 декабря 2016 г. N 190 в статью 64.1 настоящего приложения внесены изменения

См. текст статьи в предыдущей редакции

Статья 64.1. Предварительное обсуждение поправок к проекту документа

1. Поправки к проекту документа и, при необходимости, текст проекта документа, подготовленный ко второму чтению, должны быть представлены редактором проекта не позднее чем за три дня до дня заседания профильной комиссии, на котором планируется рассмотрение поправок к проекту документа, а по проектам документов, внесенным или рассматриваемым в первоочередном порядке, - не позднее дня, предшествующего дню соответствующего заседания профильной комиссии.

2. Поправки к проекту документа (текст проекта документа, подготовленный ко второму чтению) рассматриваются профильной комиссией не позднее дня, предшествующего дню заседания Думы, на котором планируется рассмотрение проекта документа во втором чтении.

3. По итогам рассмотрения профильная комиссия вправе подготовить заключение по поправкам к проекту документа (тексту проекта документа, подготовленному ко второму чтению), в котором может рекомендовать Думе принять или отклонить проект документа, подготовленный ко второму чтению, и (или) поправки к проекту документа. Указанное заключение распространяется на заседании Думы, на котором рассматривается соответствующий проект документа.

4. Дума вправе принять протокольное решение о рассмотрении поправок к проекту документа без их предварительного обсуждения на заседании профильной комиссии.


Информация об изменениях:

Постановлением Московской городской Думы от 28 декабря 2016 г. N 190 статья 65 настоящего приложения изложена в новой редакции

См. текст статьи в предыдущей редакции

Статья 65. Порядок рассмотрения поправок к проекту документа и голосования по ним

1. Поправки к проекту документа, принятому Думой, рассматриваются по представлению редактора проекта в порядке, установленном статьей 16 Закона города Москвы "О законах города Москвы и постановлениях Московской городской Думы".

2. После принятия проекта документа в первом чтении по инициативе редактора проекта все одобренные им поправки, а также поправки редакционного и юридико-технического характера, корректорская правка могут быть включены в текст проекта документа. Текст проекта документа с включенными в него поправками направляется депутатам и иным субъектам законодательной инициативы. Измененный таким образом проект документа выносится для обсуждения на заседании Думы и голосования по принятию его во втором чтении.

3. Поправки к проекту документа, принятому во втором чтении, рассматриваются в порядке, установленном статьей 16 Закона города Москвы "О законах города Москвы и постановлениях Московской городской Думы".

4. Автор голосуемой поправки (либо уполномоченный им участник заседания Думы) зачитывает поправку и аргументирует необходимость ее принятия. После этого редактор проекта вправе дать комментарий.

5. Поправка, снятая автором с голосования, может быть поддержана другим участником заседания Думы и в этом случае должна быть поставлена на голосование.

6. В ходе рассмотрения поправок к проекту документа (текста проекта документа, подготовленного ко второму чтению) на заседании Думы член профильной комиссии в рамках содоклада вправе доводить до сведения депутатов позицию профильной комиссии по указанным поправкам (указанному тексту проекта документа).

7. Мэр Москвы, Председатель Московского городского суда, Председатель Совета муниципальных образований города Москвы, Председатель Арбитражного суда города Москвы и Прокурор города Москвы вправе поручить представление внесенных ими поправок к проекту документа другому лицу.

8. По истечении одного часа после начала рассмотрения поправок Дума принимает протокольное решение о продолжении дальнейшего рассмотрения поправок или переносит вопрос на другое заседание Думы.

9. Перед голосованием поправки допускается по одному выступлению по мотивам голосования "за" и "против" принятия поправки. Выступления, не содержащие мотивировки "за" или "против" принятия поправки, а также не относящиеся к содержанию поправки, не допускаются.

10. На голосование не ставятся поправки редакционного и юридико-технического характера, поправки, внесенные с нарушением установленных сроков, а также поправки, внесенные устно, если Дума не примет иного решения.


Статья 66. Утратила силу

Информация об изменениях:

См. текст статьи 66


Статья 67. Утратила силу

Информация об изменениях:

См. текст статьи 67


Информация об изменениях:

Постановлением Московской городской Думы от 16 июля 2014 г. N 230 в статью 68 настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу со дня принятия названного постановления и не распространяющиеся на срок полномочий депутатов Московской городской Думы пятого созыва

См. текст статьи в предыдущей редакции

Статья 68. Устранение противоречий, возникших в результате принятия поправок

1. Порядок устранения противоречий, возникших после рассмотрения всех поправок к проекту документа, устанавливается частью 1 статьи 17 Закона города Москвы "О законах города Москвы и постановлениях Московской городской Думы".

2. Если по истечении установленного указанным Законом срока редактор проекта не представил Думе текст проекта документа, то он выносится на голосование в том виде, в каком ранее было отложено его принятие (с учетом принятых поправок).


Статья 69. Принятие закона города Москвы, постановления, обращения, заявления Думы

Информация об изменениях:

Постановлением Московской городской Думы от 16 июля 2014 г. N 230 в часть 1 статьи 69 настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу со дня принятия названного постановления и не распространяющиеся на срок полномочий депутатов Московской городской Думы пятого созыва

См. текст части в предыдущей редакции

1. Законы города Москвы и постановления Думы принимаются в порядке, установленном статьями 13 и 14 Закона города Москвы "О законах города Москвы и постановлениях Московской городской Думы".

2. Обращения и заявления Думы принимаются после принятия в первом чтении и завершения рассмотрения всех поправок в соответствии с настоящим Регламентом.

3. Перед голосованием о принятии закона города Москвы, постановления, обращения, заявления Думы до заполнения бланка поименного голосования проводятся выступления по мотивам голосования.

4. Закон города Москвы в установленный Уставом города Москвы срок направляется Мэру Москвы для подписания и обнародования.

5. Постановления, обращения и заявления Думы подписываются Председателем Думы.


Информация об изменениях:

Постановлением Московской городской Думы от 7 декабря 2011 г. N 364 настоящий Регламент дополнен статьей 69.1

Статья 69.1. Рассмотрение вопроса об отчете начальника Главного управления МВД России по городу Москве о деятельности подчиненных органов внутренних дел

1. В соответствии с частью 3 статьи 8 Федерального закона от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции" Дума регулярно заслушивает отчеты начальника Главного управления МВД России по городу Москве (далее - ГУВД по городу Москве) о деятельности подчиненных органов внутренних дел. Периодичность и порядок отчетности определяются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

2. Дума рассматривает вопрос об отчете начальника ГУВД по городу Москве о результатах деятельности подчиненных органов внутренних дел (далее - отчет) на одном из очередных заседаний Думы. Дата рассмотрения вопроса об отчете устанавливается комиссией по организации работы Думы по согласованию с начальником ГУВД по городу Москве.

3. Дума рассматривает вопрос об отчете не ранее чем через две недели после получения отчетных материалов, состав которых определяется федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Информация об изменениях:

Постановлением Московской городской Думы от 28 декабря 2016 г. N 190 в часть 4 статьи 69.1 настоящего приложения внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

4. При рассмотрении отчета Дума на своем заседании заслушивает доклад начальника ГУВД по городу Москве. В порядке, установленном настоящим Регламентом, депутаты вправе задавать вопросы и высказывать свое мнение о деятельности Главного управления МВД России по городу Москве. При этом преимущественное право на выступление принадлежит представителям фракций в Думе. Порядок рассмотрения вопроса об отчете устанавливается протокольным решением Думы.

5. По итогам рассмотрения отчета Дума принимает постановление, проект которого готовит и вносит на рассмотрение Думы комиссия по организации работы Думы.


Информация об изменениях:

Постановлением Московской городской Думы от 7 декабря 2011 г. N 364 настоящий Регламент дополнен статьей 69.2

Статья 69.2. Участие в заседаниях Думы политических партий, не представленных в Думе

1. В соответствии с федеральным законодательством представители политических партий, не представленных в Московской городской Думе (далее - представители партий), вправе не менее одного раза в год участвовать в заседании Думы при рассмотрении вопросов о проектах законов города Москвы.

2. Решение о приглашении представителей партий для участия в заседании Думы принимается комиссией по организации работы Думы, в том числе с учетом обращений об участии в заседании Думы представителей партий, поступивших от политических партий, не представленных в Думе.

3. Приглашения политическим партиям для участия их представителей в заседании Думы направляются Председателем Думы не позднее чем за неделю до дня заседания. От каждой политической партии, не представленной в Думе, в заседании Думы может участвовать один представитель, уполномоченный коллегиальным постоянно действующим руководящим органом соответствующей политической партии или ее регионального отделения, действующего на территории города Москвы, если это предусмотрено уставом партии.

4. При проведении заседания Думы с участием представителей партий они занимают в зале заседаний специально отведенные для этого места.

5. Представители партий, участвующие в заседании Думы, при рассмотрении вопросов повестки дня, указанных в части 1 настоящей статьи, имеют право задавать вопросы докладчикам и содокладчикам и выступать в прениях в порядке, установленном настоящим Регламентом.


Статья 70. Обеспечение доступа к информации о голосованиях

Результаты всех голосований вводятся в базу данных электронной системы, обеспечивающей сопровождение законотворческой деятельности Думы. Аппарат Думы проводит статистическую обработку результатов голосований, передает результаты обработки для опубликования в официальном издании Думы, обеспечивает депутатов информацией о результатах голосований.


Статья 71. Контроль за исполнением постановлений Думы

1. В каждом постановлении Думы определяется лицо (структурное подразделение Думы), контролирующее его исполнение.

2. Контроль осуществляется в целях определения степени эффективности реализации положений постановления Думы, причин, затрудняющих его исполнение, определения лиц (органов), препятствующих его исполнению, привлечения их к ответственности, а также при необходимости обеспечения исполнения положений постановления Думы в судебном порядке. Для выполнения перечисленных полномочий лицу (органу), на которое Дума возложила контроль, никаких специальных доверенностей не требуется.


Статья 72. Полномочия Думы по контролю за исполнением постановлений Думы

При осуществлении контрольных функций Дума вправе:

1) снять постановление Думы с контроля как выполненное;

2) снять с контроля отдельные пункты постановления Думы как выполненные;

3) продлить срок исполнения отдельного пункта постановления Думы;

4) возложить контрольные полномочия на иное лицо либо иной орган;

5) заменить исполнителя (одного или нескольких) или структурное подразделение Думы, которые указаны в постановлении Думы;

6) отменить постановление Думы;

7) изменить постановление Думы;

8) принять новое постановление Думы по данному вопросу.


Статья 73. Установление срока отчетности при контроле за исполнением постановлений Думы

Срок отчетности при контроле за исполнением постановлений Думы устанавливается либо в самом постановлении, либо Председателем Думы, который вправе поручить лицу (органу), контролирующему исполнение постановления, сделать соответствующее сообщение на заседании Думы.


Статья 74. Требования к протоколу заседания Думы

1. На каждом заседании Думы ведутся протокол и стенограмма, а также аудиозапись заседания с момента его открытия до момента окончания, исключая перерывы.

Информация об изменениях:

Постановлением Московской городской Думы от 16 июля 2014 г. N 230 в часть 2 статьи 74 настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу со дня принятия названного постановления и не распространяющиеся на срок полномочий депутатов Московской городской Думы пятого созыва

См. текст части в предыдущей редакции

2. В протоколе заседания Думы указываются:

1) дата, место проведения заседания, год созыва Думы, порядковый номер заседания;

2) число депутатов, установленное для Думы, число избранных депутатов Думы и число депутатов, присутствовавших на заседании;

3) вопрос повестки дня и фамилия докладчика (содокладчиков);

4) список лиц, выступивших на заседании;

5) результаты голосований.

3. В начале протокола заседания Думы перечисляются фамилии депутатов, зарегистрированных на заседании, с указанием их избирательных округов, фамилии других присутствующих и приглашенных лиц перечисляются с указанием их должности и места работы.


Статья 75. Сроки оформления протокола и стенограммы заседания Думы

1. Протокол заседания Думы оформляется в трехдневный срок. Протокол подписывается Председателем Думы и Руководителем Аппарата Думы. На протоколе указываются фамилия и инициалы ведущего протокол (ответственного исполнителя), его телефон.

2. Расшифровка стенограммы заседания Думы осуществляется в семидневный срок. Подлинник стенограммы заседания Думы заверяется начальником Организационного управления Аппарата Думы.


Статья 76. Хранение подлинников протокола и стенограммы заседания Думы

1. Оригиналы протокола и стенограммы заседания Думы хранятся в Организационном управлении Аппарата Думы.

2. Указанные документы передаются на архивное хранение в установленном порядке.

3. Депутаты имеют открытый доступ к копиям протоколов и стенограмм заседаний Думы.


Информация об изменениях:

Постановлением Московской городской Думы от 16 июля 2014 г. N 230 в статью 77 настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу со дня принятия названного постановления и не распространяющиеся на срок полномочий депутатов Московской городской Думы пятого созыва

См. текст статьи в предыдущей редакции

Статья 77. Материалы закрытых заседаний Думы

Оформление материалов закрытых заседаний Думы, их хранение, тиражирование, распространение, пересылка и допуск к ним депутатов Думы, гражданских служащих в Аппарате Думы и иных лиц производятся по правилам, установленным законодательством Российской Федерации для сведений, степень секретности которых соответствует степени секретности сведений, обсуждаемых на заседании Думы.


Статья 78. Хранение листов табельной регистрации, текстов проектов документов, поправок и сопроводительных материалов к ним

1. Листы табельной регистрации депутатов на заседании Думы хранятся в Информационно-аналитическом управлении Аппарата Думы.

2. Оригиналы текстов проектов документов, поправок и сопроводительных материалов к ним хранятся в Организационном управлении Аппарата Думы.

3. Указанные документы передаются на архивное хранение в установленном порядке.


Статья 79. Оформление документов, принятых Думой

Информация об изменениях:

Постановлением Московской городской Думы от 16 июля 2014 г. N 230 в часть 1 статьи 79 настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу со дня принятия названного постановления и не распространяющиеся на срок полномочий депутатов Московской городской Думы пятого созыва

См. текст части в предыдущей редакции

1. В семидневный срок после принятия документа гражданские служащие в Аппарате Думы совместно с редактором проекта и депутатом, ответственным за рассмотрение вопроса, производят оформление документа.

2. На оборотной стороне титульного листа документа размещаются следующие сведения:

1) дата принятия документа, число голосов "за", "против", "воздержались";

Информация об изменениях:

Постановлением Московской городской Думы от 16 июля 2014 г. N 230 в пункт 2 части 2 статьи 79 настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу со дня принятия названного постановления и не распространяющиеся на срок полномочий депутатов Московской городской Думы пятого созыва

См. текст пункта в предыдущей редакции

2) кем внесен проект документа;

3) должности инициалы, фамилия, номер телефона и виза редактора проекта;

4) должность, инициалы, фамилия, номер телефона и виза депутата, ответственного за рассмотрение вопроса в Думе;

5) в случаях, установленных законом и настоящим Регламентом, - виза полномочного представителя Мэра Москвы;

6) виза начальника Государственно-правового управления Аппарата Думы;

7) виза Руководителя Аппарата Думы;

8) для законов города Москвы - виза Председателя Думы;

9) список адресатов рассылки.

3. Оформленный в соответствии с требованиями настоящей статьи документ сдается в Организационное управление Аппарата Думы, которое в семидневный срок направляет его на подписание соответствующему должностному лицу.

4. При оформлении документа не допускается внесение правок, за исключением редакционных, непосредственно оговоренных на соответствующих заседаниях Думы, и согласованных с редактором проекта корректорских правок, внесенных Организационным управлением Аппарата Думы.


Статья 80. Опубликование документов, принятых Думой

1. Порядок опубликования принятых Думой законов города Москвы и постановлений Думы определяется законами города Москвы.

2. Заявления и обращения Думы публикуются в "Ведомостях Московской городской Думы", а в случае принятия соответствующего протокольного решения Думы - также в иных изданиях.


Статья 81. Порядок рассылки документов, принятых Думой

Информация об изменениях:

Постановлением Московской городской Думы от 7 декабря 2011 г. N 364 в часть 1 статьи 81 настоящего приложения внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

1. Тексты принятых Думой документов в трехдневный срок после их подписания рассылаются Аппаратом Думы депутатам Думы, Мэру Москвы, Прокурору города Москвы, Председателю Московского городского суда, Председателю Арбитражного суда города Москвы, члену Совета Федерации - представителю от Московской городской Думы, полномочному представителю Мэра Москвы, заместителю Мэра Москвы в Правительстве Москвы - руководителю Аппарата Мэра и Правительства Москвы, префектам административных округов города Москвы, Руководителю Аппарата Думы, в Совет Федерации и Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, официальным изданиям Правительства Москвы, "Ведомостям Московской городской Думы", другим лицам по списку, составленному редактором проекта соответствующего документа.

2. Тексты обращений Думы направляются адресатам в день подписания.


Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.