Правила голосования

Глава 7. Правила голосования


Статья 82. Виды голосований

Виды голосований, применяемых на заседаниях Думы, классифицируются следующим образом:

1) по степени огласки - тайное или открытое;

2) по правам голосующего - "мягкое" или "жесткое";

3) по последствиям - решающее или справочное.


Статья 83. Порядок голосований

1. Тайное голосование проводится с использованием бюллетеней для тайного голосования.

2. Открытое голосование проводится с использованием автоматизированной системы подсчета голосов или при помощи информационно-счетной группы (поименное голосование).

3. Поименное голосование проводится с использованием бланков поименного голосования. Поименное голосование в соответствии с протокольным решением Думы может проводиться путем опроса депутатов, участвующих в заседании Думы. Порядок голосования определяется в конкретном случае протокольным решением или без голосования (при отсутствии возражений со стороны депутатов). Данные о поименных голосованиях депутатов подлежат опубликованию в официальных изданиях Думы.

4. Данные об открытых голосованиях депутатов доступны для всех заинтересованных лиц.

5. Особенности проведения тайного и поименного голосований определены статьями 92 - 101 настоящего Регламента.


Статья 84. "Мягкое" и "жесткое" голосование

1. При "мягком" голосовании депутат вправе голосовать за каждый из вариантов голосования.

2. При "жестком" голосовании депутат не вправе голосовать более чем за один из вариантов голосования.


Статья 85. Право депутата на неучастие в голосовании

Независимо от вида голосования депутат имеет право не принимать в нем участия, в том числе и сообщая об этом Думе.


Статья 86. Принятие решения относительным большинством голосов

1. Протокольное решение относительным большинством голосов считается принятым, если "за" него подано большее число голосов, чем "против", а при голосовании альтернативных предложений, кроме того, если "за" подано большее число голосов, чем за любое другое альтернативное предложение.

2. Альтернативными считаются такие предложения или проекты документов, из которых следует выбрать не более одного.

3. При голосовании альтернативных предложений число голосов против каждого из них не выясняется. Председательствующий на заседании предлагает голосовать за поступившие альтернативные предложения. До голосования перечисляются все альтернативные предложения.


Статья 87. Права председательствующего при проведении голосований

1. Председательствующий на заседании вправе:

1) проводить "мягкое" голосование альтернативных предложений в несколько туров;

2) обобщать несколько предложений в одно с тем, чтобы в случае его принятия сократить число альтернативных предложений;

3) вносить собственные предложения, не снимая с голосования ни одного из предложений депутатов;

4) проводить справочное голосование;

5) проводить по одному и тому же вопросу справочное голосование и после него - решающее голосование.

2. При большом количестве предложений председательствующий проводит серию голосований.

3. В первую очередь голосуются предложения по порядку ведения заседания Думы, а затем проводятся голосования по вопросам повестки дня.


Статья 88. Голосование альтернативных предложений

1. Если ни одно из альтернативных предложений не набрало необходимого числа голосов, то по предложению, набравшему наибольшее число голосов, проводится второй тур голосования. Председательствующий на заседании вправе поставить на голосование во втором туре два предложения, набравшие в первом туре большее число голосов, чем другие предложения.

2. Если баллотируются два кандидата на одно вакантное место и ни один из них не набирает необходимого числа голосов, то голосование проводится по кандидатуре, набравшей наибольшее число голосов.

3. Если баллотируется более двух кандидатов на одно вакантное место и ни один из них не набирает необходимого числа голосов, то проводится второй тур голосования по двум кандидатурам, набравшим большее число голосов по сравнению с другими кандидатами.

4. Если во втором туре ни один из кандидатов не избран, проводится третий тур голосования по кандидатуре, набравшей во втором туре большинство голосов.

5. Если в третьем туре кандидатура не набрала необходимого числа голосов или при голосовании по двум кандидатурам (в первом или втором туре) кандидаты набирают одинаковое число голосов, то выдвижение кандидатов и выборы проводятся повторно. Дата и время повторных выборов определяются протокольным решением Думы.


Статья 89. Принятие нового протокольного решения

Принятие нового протокольного решения по какому-либо вопросу не требует отмены предыдущих решений. При противоречии двух протокольных решений действует то из них, которое принято позже. Вновь принятое протокольное решение не отменяет действия тех положений предыдущих решений, которые не противоречат новому решению.


Статья 90. Справочные голосования

1. Справочное голосование не может служить основанием для принятия каких-либо решений и носит информационный характер.

2. Справочное голосование не может проводиться тайно или поименно.

Информация об изменениях:

Постановлением Московской городской Думы от 16 июля 2014 г. N 230 в часть 3 статьи 90 настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу со дня принятия названного постановления и не распространяющиеся на срок полномочий депутатов Московской городской Думы пятого созыва

См. текст части в предыдущей редакции

3. Председательствующий на заседании или редактор проекта вправе в любой момент поставить проект документа на справочное голосование.

4. При наличии альтернативных проектов документов председательствующий на заседании перед началом прений может поставить их на справочное голосование.


Статья 91. Повторное голосование

1. Повторное открытое голосование по одному и тому же вопросу допускается в случаях, предусмотренных настоящим Регламентом, а также в соответствии с протокольным решением Думы.

2. Основанием для такого решения может быть:

1) нарушение Регламента при проведении голосования;

2) объективно установленное нарушение в работе автоматизированной системы, очевидное для большинства голосовавших;

3) голосование депутата с использованием не принадлежащей ему карточки регистрации и голосование за другого депутата.

Информация об изменениях:

Постановлением Московской городской Думы от 16 июля 2014 г. N 230 в часть 3 статьи 91 настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу со дня принятия названного постановления и не распространяющиеся на срок полномочий депутатов Московской городской Думы пятого созыва

См. текст части в предыдущей редакции

3. Редактор проекта, депутат, ответственный за рассмотрение вопроса, председательствующий на заседании, Мэр Москвы или полномочный представитель Мэра Москвы вправе в двухнедельный срок однократно внести документ на повторное голосование, если при голосовании документ набрал относительное большинство голосов, которого, тем не менее, недостаточно для принятия решения.


Статья 92. Вопросы, по которым проводится тайное голосование

Информация об изменениях:

Постановлением Московской городской Думы от 26 сентября 2012 г. N 215 в часть 1 статьи 92 настоящего приложения внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

1. Тайное голосование проводится при принятии постановления Думы об избрании Председателя Думы, его заместителей, члена Совета Федерации - представителя от Московской городской Думы, об утверждении или избрании председателей постоянных комиссий и их заместителей, о присвоении звания "Почетный гражданин города Москвы", о доверии (недоверии). Тайное голосование проводится также в других случаях принятия постановлений Думы, содержащих персональные вопросы, по требованию не менее пяти депутатов Думы. При проведении тайного голосования постановление Думы принимается на основании его результатов.

2. Персональным считается вопрос избрания, назначения на должность, утверждения в должности, освобождения от должности, выражения доверия (недоверия) в отношении конкретной кандидатуры. При рассмотрении вопросов, требующих выбора из нескольких кандидатур на одно или несколько вакантных мест, вопрос считается персональным в отношении каждой из кандидатур.

Информация об изменениях:

Постановлением Московской городской Думы от 7 декабря 2011 г. N 364 статья 92 настоящего приложения дополнена частью 3

3. При рассмотрении проектов постановлений, содержащих персональные вопросы, после выступления докладчика и содокладчика (содокладчиков) и вопросов к ним, по предложению депутатов проводится обсуждение кандидатур, в ходе которого кандидаты выступают и отвечают на вопросы депутатов.


Статья 93. Счетная комиссия для тайного голосования

Для проведения тайного голосования избирается счетная комиссия. В счетную комиссию не могут входить те депутаты, по кандидатурам которых проводится голосование.


Статья 94. Бюллетени для тайного голосования

1. Бюллетени для тайного голосования изготавливаются под контролем счетной комиссии по установленной ею и утвержденной Думой форме и в установленном количестве.

2. Бюллетени должны иметь маркировку, препятствующую изготовлению дополнительного количества бюллетеней без контроля счетной комиссии.

3. Бюллетень должен содержать альтернативные варианты голосования, в том числе при наличии одного кандидата на должность - слова "за", "против".

4. Бюллетени выдаются депутатам под роспись.

5. Протоколы счетной комиссии и заполненные бюллетени для тайного голосования сохраняются в течение трех месяцев со дня проведения голосования. По истечении срока хранения протоколы счетной комиссии и заполненные бюллетени для тайного голосования подлежат уничтожению в установленном порядке.


Статья 95. Процедура тайного голосования

1. Для проведения тайного голосования в помещении, определенном Думой, устанавливаются кабины. Депутат может делать в бюллетене для тайного голосования необходимые отметки, соответствующие его волеизъявлению, как в кабине, так и вне ее. Агитация при проведении процедуры тайного голосования не допускается.

2. При тайном голосовании депутат не вправе голосовать более чем за один из вариантов голосования, если Дума не примет иного решения.


Статья 96. Основания для признания бюллетеня для тайного голосования недействительным

1. Недействительными считаются бюллетени, по которым невозможно установить волеизъявление голосовавшего. По каждому из таких бюллетеней счетная комиссия принимает решение.

2. При наличии в бюллетене вариантов голосования "за" и "против" бюллетень, в котором отмечены оба варианта голосования либо не отмечен ни один из них, считается недействительным.


Информация об изменениях:

Постановлением Московской городской Думы от 7 декабря 2011 г. N 364 в статью 97 настоящего Закона внесены изменения

См. текст статьи в предыдущей редакции

Статья 97. Проведение поименного голосования

Поименное голосование проводится при принятии закона города Москвы, постановления, за исключением постановлений, принимаемых в соответствии с частью первой статьи 92 настоящего Регламента, заявления, обращения Думы, а также в других случаях по требованию не менее 1/5 от числа избранных депутатов.


Статья 98. Бланки для поименного голосования и их заполнение

1. Бланк поименного голосования заполняется депутатом и содержит номер голосования, фамилию и инициалы депутата, формулировку предложения, результат голосования ("за" или "против"), подпись депутата, дату.

2. В бланках должны содержаться слова "за", "против". Если голосующий вычеркнул оба этих слова, это означает, что он воздержался. Бланк, в котором голосующий оставил оба этих слова, как и бланк, по которому голосующего установить невозможно, при подсчете голосов не учитывается.

3. Заполненные бланки сохраняются в течение трех месяцев после опубликования результатов поименного голосования. По истечении срока хранения заполненные бланки поименных голосований подлежат уничтожению в установленном порядке.


Информация об изменениях:

Постановлением Московской городской Думы от 16 июля 2014 г. N 230 в статью 99 настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу со дня принятия названного постановления и не распространяющиеся на срок полномочий депутатов Московской городской Думы пятого созыва

См. текст статьи в предыдущей редакции

Статья 99. Формулировка предложений для голосования

1. Формулировка предложения для голосования должна быть лаконичной, однозначно воспринимаемой и не содержащей отрицания или запрета.

2. Формулировка записывается в бланк под диктовку автора предложения (редактора проекта) или председательствующего на заседании.


Статья 100. Условия изменения решения при поименном голосовании

1. Прием бланков поименного голосования информационно-счетной группой производится до момента, установленного Думой. До этого момента депутат вправе изменить свое решение и заменить свой бланк голосования. Если момент окончания голосования не определяется, то депутат вправе изменить свое решение (или принять участие в голосовании) до момента объявления результатов голосования.

2. Исправление результата голосования в бланке не допускается. В спорных случаях информационно-счетная группа вправе запрашивать у депутатов пояснения по заполненным ими бланкам. Воспрещаются любые формы давления на депутатов с целью принудить их изменить результат голосования.


Информация об изменениях:

Постановлением Московской городской Думы от 28 декабря 2016 г. N 190 в статью 101 настоящего приложения внесены изменения

См. текст статьи в предыдущей редакции

Статья 101. Информирование о результатах поименного голосования

1. Результаты поименного голосования отображаются на информационных экранах в зале заседаний Думы. Результаты поименного голосования публикуются в официальных изданиях Думы в начале каждого квартала, а также на официальном сайте Думы в сети "Интернет" в течение семи дней со дня голосования.

2. Рядом с фамилиями депутатов, не проголосовавших "за", "против" или "воздержался", никакие отметки не проставляются.


Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.