Екатеринбург |
|
22 декабря 2014 г. |
Дело N А60-11255/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 декабря 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 декабря 2014 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Гавриленко О.Л.,
судей Токмаковой А.Н., Ященок Т.П.
рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 31 по Свердловской области (ИНН: 6685000017, ОГРН: 1126672000014); (далее - инспекция, налоговый орган) и открытого акционерного общества "Аэропорт Кольцово" (ИНН: 6608000446, ОГРН: 1026605419202); (далее - общество "Аэропорт Кольцово") на решение Арбитражного суда Свердловской области от 17.06.2014 по делу N А60-11255/2014 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.08.2014 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
инспекции - Наумова А.С. (доверенность от 30.12.2013 N 07-02), Бачурин В.В. (доверенность от 12.12.2014 N 0702);
общества "Аэропорт Кольцово" - Нежданов С.В. (доверенность от 01.03.2014 N 272).
Общество "Аэропорт Кольцово" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным решения инспекции, выраженного в письме от 03.03.2014 N 20-10/03746 об отказе в предоставлении государственной услуги по регистрации контрольно-кассовой техники (далее - ККТ); (модель ШТРИХ-МИНИ-ФР-К версия 01, заводской номер 00078000) в части, касающейся необходимости предоставления заявления по регистрации ККТ обособленным подразделением, о создании обособленного подразделения по адресу: г. Екатеринбург, площадь Бахчиванджи, д. 1 (1, 2, 3 абзацы сверху стр. 3).
Решением суда от 17.06.2014 (судья Ремезова Н.И.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.08.2014 (судьи Гулякова Г.Н., Борзенкова И.В., Васева Е.Е.) решение суда отменено в части. Заявленное требование удовлетворено частично. Признано недействительным решение инспекции, выраженное в письме от 03.03.2014 N 20-10/03746 об отказе в предоставлении государственной услуги по регистрации ККТ в части, касающейся необходимости предоставления заявления по регистрации ККТ обособленным подразделением. В остальной части решение суда оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми судебными актами, общество "Аэропорт Кольцово" обратилось с кассационной жалобой. В обоснование доводов жалобы заявитель ссылается на нарушение судами норм материального права и несоответствие выводов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Вывод суда первой инстанции о том, что общество "Аэропорт Кольцово" имеет обособленное подразделение по месту ведения деятельности по продаже пассажирских авиаперевозок и место ведения деятельности по продаже пассажирских перевозок территориально обособлено от места нахождения общества "Аэропорт Кольцово" противоречит ст. 11 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), п. 15 Положения о регистрации и применении контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2007 N 470.
Общество "Аэропорт Кольцово" неоднократно заявляло в ходе судебных заседаний о том, что ни по состоянию на 03.03.2014 (дата вынесения отказа в регистрации ККТ налоговым органом), ни по состоянию на 24.02.2014 (дата подписания заявления о регистрации ККТ), ни по состоянию на 28.02.2014 (дата подачи в налоговый орган заявления о регистрации ККТ) не имело (и не имеет на сегодняшний день) обособленных подразделений, в том числе находящихся по адресу: г. Екатеринбург, площадь Бахчиванджи, 1, терминал внутренних воздушных линий (далее - ВВЛ).
Правоприменительная практика исходит из того, что под территориальной обособленностью подразумевается расположение структурного подразделения организации географически отдельно от головной организации и за пределами административно-территориальной единицы ее регистрации, подконтрольной тому или иному налоговому органу. То есть подразделение является территориально-обособленным от головной организации в том случае, если оно находится на территории, где налоговый учет и налоговый контроль осуществляет иной налоговый орган, нежели тот, в котором организация состоит на учете в качестве налогоплательщика.
Общество "Аэропорт Кольцово" не отрицает, что структурное подразделение - агентство по продаже пассажирских перевозок - располагается в терминале ВВЛ по адресу: г. Екатеринбург, пл. Бахчиванджи, д.1, но не является территориально обособленным по отношению к обществу "Аэропорт Кольцово", так как находится в территориальной компетенции одного и того же налогового органа - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 31 по Свердловской области. В связи с чем один из признаков обособленного подразделения по смыслу ст. 11 Кодекса отсутствует, что не позволяет сделать вывод о создании обществом "Аэропорт Кольцово" обособленного подразделения по указанному адресу.
Выводы суда апелляционной инстанции о том, что указанный в решении от 03.03.2014 N 20-10/03746 вывод о создании стационарного рабочего места и создании обособленного подразделения не затрагивает права и законные интересы заявителя по причине описания возможного предстоящего процесса, отказ в предоставлении государственной услуги в указанной части не возлагает на общество дополнительных обязанностей и не влечёт ответственность за их неисполнение, вопрос о регистрации обособленного подразделения общества является самостоятельным и не подлежит разрешению в рамках настоящего спора противоречат п. l ст. 4, п. 1 ст. 5 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-03 "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Федеральный закон от 22.05.2013 N 54-ФЗ), п. 31 Административного регламента предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по регистрации контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями в соответствии с законодательством Российской Федерации", утвержденного Приказом Минфина России от 29.06.2012 N 94н (далее - Административный регламент), фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, нарушают нормы процессуального права - п. 4 ст.200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Оспариваемый отказ налогового органа в указанной части препятствует осуществлению заявителем деятельности по продаже пассажирских авиаперевозок с использованием ККТ, в регистрации которого отказано.
Пунктом 31 Административного регламента предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении государственной услуги по регистрации контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Такого основания для отказа в предоставлении государственной услуги как отсутствие в ЕГРЮЛ сведений о регистрации филиала или обособленного подразделения по адресу использования ККТ, п. 31 Административного регламента не содержит.
В отзыве на кассационную жалобу налоговый орган просит оставить оспариваемые судебные акты в обжалуемой обществом "Аэропорт Кольцово" части без изменения.
Налоговый орган в своей кассационной жалобе просит постановление апелляционного суда отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции, ссылаясь на нарушение судом положений ст. 55 Гражданского кодекса Российской Федерации и ст. 5 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ, которая не содержит запрета на осуществление полномочий обособленным подразделением в интересах головной организации, а напротив наделяет его рядом полномочий, в том числе правом обращения в государственные органы.
Регистрация ККТ головной организацией, используемой при этом обособленным подразделением, по месту нахождения отличного от места нахождения головной организации является прямым нарушением п. 15 Постановления Правительства Российской Федерации от 23.07.2007 N 470, в соответствии с которым заявление о регистрации ККТ, подлежащей применению обособленным подразделением пользователя, представляется им в налоговый орган по месту нахождения подразделения.
Если организация осуществляет деятельность на территории, обособленной от места нахождения организации, посредством создания оборудованных рабочих мест, возникает основание для постановки на учет в налоговом органе этой организации по месту нахождения (создания) обособленного подразделения.
Таким образом, выводы суда апелляционной инстанции не соответствуют положениям п. 1-3 ст. 55 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 15 Положения о регистрации и применении контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2007 N 470, ст. 5 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ и установленным фактическим обстоятельствам, доказательствам имеющимся в материалах дела.
В отзыве на кассационную жалобу общество "Аэропорт Кольцово" просит оставить постановление апелляционного суда в обжалуемой налоговым органом части без изменения.
Как следует из материалов дела, 28.02.2014 общество "Аэропорт Кольцово" обратилось в инспекцию с заявлением о регистрации ККТ - модель ШТРИХ-МИНИ-ФР-К версия 01, заводской номер 00078000 с местом установки по адресу: г. Екатеринбург, пл. Бахчиванджи, 1, терминал ВВЛ.
По результатам рассмотрения указанного заявления налоговым органом 03.03.2014 вынесено решение N 20-10/03746 об отказе в предоставлении государственной услуги по регистрации ККТ.
Заявитель, не согласившись с принятым решением от 03.03.2014 N 20-10/03746 об отказе в предоставлении государственной услуги по регистрации ККТ в части, касающейся необходимости представления заявлений по регистрации ККТ обособленным подразделением общества "Аэропорт Кольцово", обратился в Управление Федеральной налоговой службы по Свердловской области с апелляционной жалобой.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Свердловской решение инспекции, выраженное в письме от 03.03.2014 N 20-10/03746, оставлено без изменений, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Не согласившись с позицией налоговых органов, общество "Аэропорт Кольцово" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для признания решения от 03.03.2014 N 20-10/03746 незаконным, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционный суд, решение суда изменил, заявленные требования удовлетворил в части, указав на необоснованность вывода суда и налогового органа об обязанности обособленного подразделения обращаться самостоятельно с заявлением о регистрации ККТ. В остальной части решение суда первой инстанции оставил без изменения, посчитав, что отказ в этой части не возлагает на общество "Аэропорт Кольцово" дополнительных обязанностей и не влечет ответственности за их невыполнение, а также отметил, что вопрос о регистрации обособленного подразделения является самостоятельным и не подлежит разрешению в рамках настоящего дела.
Проверив законность принятых по делу судебных актов, суд кассационной инстанции исходит из следующего.
Согласно ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с п. 5. ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Основанием отказа обществу "Аэропорт Кольцово" в регистрации ККТ послужил вывод инспекции о том, что в Едином государственном реестре налогоплательщиков отсутствуют сведения о регистрации филиала или обособленного подразделения по адресу использования ККТ, кроме того, заявление представлено не обособленным подразделением - пользователем ККТ, а обществом "Аэропорт Кольцово".
Отношения, связанные с применением ККТ при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт, регулируются Федеральным законом от 22.05.2003 N 54-ФЗ.
Статьей 5 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ на организации (за исключением кредитных организаций) и индивидуальных предпринимателей, применяющих ККТ, возложена обязанность осуществлять регистрацию ККТ в налоговых органах.
В силу ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ требования к ККТ, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями, порядок и условия ее регистрации и применения определяются Правительством Российской Федерации. При этом ККТ, применяемая организациями (за исключением кредитных организаций) и индивидуальными предпринимателями, должна быть зарегистрирована в налоговых органах по месту учета организации или индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика.
В соответствии со ст. 83 Кодекса налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, по месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению.
Таким образом, указанная норма регламентирует порядок постановки на налоговый учет самих налогоплательщиков, а не входящих в их состав обособленных подразделений.
Пунктом 15 Положения о регистрации и применении контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июля 2007 года N 470, для регистрации ККТ в налоговом органе (за исключением кредитных организаций) пользователь представляет в налоговый орган (по месту нахождения - для юридического лица или по месту жительства - для физического лица) заявление о регистрации ККТ по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять контроль и надзор за соблюдением порядка и условий регистрации и применения контрольно-кассовой техники.
Заявление о регистрации ККТ, подлежащей применению обособленным подразделением пользователя, представляется им в налоговый орган по месту нахождения данного подразделения.
Апелляционный судом верно отмечено, что в соответствии с п. 3 ст. 55 Гражданского кодекса Российской Федерации обособленное подразделение юридического лица не является самостоятельным юридическим лицом, вывод инспекции об обязанности обособленного подразделения обращаться самостоятельно с заявлением о регистрации ККТ, как пользователя ККТ, не обоснован. Исходя из смысла указанных норм, пользователем ККТ и лицом, на которого ст. 5 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ возложена обязанность по регистрации ККТ, является юридическое лицо - ОАО "Аэропорт Кольцово".
Таким образом, апелляционный суд пришел к верному выводу о том, что условия, необходимые для регистрации ККТ соблюдены обществом "Аэропорт Кольцово", заявление о регистрации ККТ представлено юридическим лицом, являющимся пользователем ККТ.
Кроме того, обществом "Аэропорт Кольцово" заявлено требование о признании решения от 03.03.2014 N 20-10/03746 недействительным в части, касающейся выводов инспекции о создании обособленного подразделения по адресу: г. Екатеринбург, площадь Бахчиванджи, д. 1.
В соответствии со ст. 55 Гражданского кодекса Российской Федерации представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту.
Представительства и филиалы должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица.
В силу ст. 11 Кодекса обособленным подразделением организации признается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.
Между тем налоговым органом не представлено и материалы дела не содержат доказательств наличия (создания) у общества "Аэропорт Кольцово" обособленного подразделения по адресу: г. Екатеринбург, площадь Бахчиванджи, д. 1, терминал ВВЛ в том понимании, которое придается указанными выше нормами права.
Также следует отметить, что перечень оснований для отказа в предоставлении государственной услуги по регистрации ККТ предусмотрен в п. 31 Административного регламента, который является исчерпывающим. Такое основание как отсутствие регистрации обособленного подразделения в указанном перечне не содержится.
При таких обстоятельствах, суд кассационной инстанции считает, что отказ в регистрации ККТ следует признать незаконным в полном объеме.
Частичное удовлетворение требований апелляционным судом исходя из того, что оспариваемое решение налогового органа не возлагает на общество "Аэропорт Кольцово" дополнительных обязанностей и не влечет ответственности за их невыполнение, а также, что вопрос о регистрации обособленного подразделения является самостоятельным и не подлежит разрешению в рамках настоящего дела, не привело к восстановлению нарушенных прав общества "Аэропорт Кольцово", поскольку как пояснил представитель общества "Аэропорт Кольцово", при повторном обращении в налоговый орган заявлением о регистрации ККТ на основании принятого апелляционным судом постановления о частичном удовлетворении заявленных требований, инспекцией вновь отказано в регистрации ККТ по причине отсутствия регистрации обособленного подразделения.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 17.06.2014 по делу N А60-11255/2014 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.08.2014 по тому же делу отменить, заявленные требования удовлетворить полностью.
Признать недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 31 по Свердловской области, выраженное в письме от 03.03.2014 N 20-10/03746 об отказе в предоставлении государственной услуги по регистрации контрольно- кассовой техники (модель ШТРИХ-МИНИ-ФР-К версия 01Ю заводской номер 00078000) в части, касающейся необходимости предоставления заявления по регистрации контрольно-кассовой техники обособленным подразделением, о создании обособленного подразделения по адресу: г. Екатеринбург, площадь Бахчиванджи, д.1 (1, 2, 3 абзацы сверху стр.3).
Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 31 по Свердловской области устранить допущенные нарушения прав налогоплательщика.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 31 по Свердловской области в пользу открытого акционерного общества "Аэропорт Кольцово" в возмещение расходов по уплате государственной пошлины по кассационной жалобе 1000 руб.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Л. Гавриленко |
Судьи |
А.Н. Токмакова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Апелляционный судом верно отмечено, что в соответствии с п. 3 ст. 55 Гражданского кодекса Российской Федерации обособленное подразделение юридического лица не является самостоятельным юридическим лицом, вывод инспекции об обязанности обособленного подразделения обращаться самостоятельно с заявлением о регистрации ККТ, как пользователя ККТ, не обоснован. Исходя из смысла указанных норм, пользователем ККТ и лицом, на которого ст. 5 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ возложена обязанность по регистрации ККТ, является юридическое лицо - ОАО "Аэропорт Кольцово".
...
В соответствии со ст. 55 Гражданского кодекса Российской Федерации представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту.
...
В силу ст. 11 Кодекса обособленным подразделением организации признается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 22 декабря 2014 г. N Ф09-7407/14 по делу N А60-11255/2014