Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 18 июля 2011 г. N Ф09-2685/08 по делу N А76-7223/2007 (ключевые темы: земельный участок - кадастровый номер - площадь - постановка на кадастровый учет - единый государственный реестр)

Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 18 июля 2011 г. N Ф09-2685/08 по делу N А76-7223/2007


18 июля 2011 г.

N Ф09-2685/08
Дело N А76-7223/07

ГАРАНТ:

См. дополнительную информацию к настоящему постановлению

Резолютивная часть постановления объявлена 12 июля 2011 г.

Постановление изготовлено в полном объеме 18 июля 2011 г.


Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Семеновой З.Г.,

судей Мындря Д.И., Купреенкова В.А.

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской области (далее - Управление Росимущества) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 04.02.2011 по делу N А76-7223/07.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.

В судебном заседании приняла участие представитель Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска (далее - Комитет) - Афанасьева И.Р. (доверенность от 16.05.2011 N 8167).

Администрация города Челябинска (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о:

1) признании незаконными действий федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Челябинской области (далее - учреждение "ЗКП") по постановке на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 74:36:00 00 000:0262 площадью 7 747 736,4 кв. м;

2) признании незаконными действий учреждения "ЗКП" и Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Челябинской области (Территориального отдела N 4 Управления Роснедвижимости по Челябинской области; далее - отдел Управления Роснедвижимости) по проведению государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 74:36:00 00 000:0262 площадью 7 747 736,4 кв. м;

3) обязании учреждения "ЗКП" и отдела Управления Роснедвижимости аннулировать запись в Едином государственном реестре земель о вышеназванном земельном участке (с учетом уточнений заявленных требований, принятых судом в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Управление Росимущества, государственное научное учреждение "Южно-Уральский научно-исследовательский институт плодоовощеводства и картофелеводства Россельхозакадемии (далее - институт плодоовощеводства и картофелеводства), Главное управление Федеральной регистрационной службы по Челябинской области, Комитет, муниципальное унитарное предприятие "Фирма "Челябстройзаказчик", закрытое акционерное общество "Старый соболь и К", закрытое акционерное общество "Старый соболь", открытое акционерное общество "Полифарм", открытое акционерное общество "Э и Э "Челябэнерго", общество с ограниченной ответственностью "Артель-С", общество с ограниченной ответственностью "Евро-Строй", общество с ограниченной ответственностью "Компьютер ЛТД", общество с ограниченной ответственностью "Майдан-М", общество с ограниченной ответственностью "Монолит", общество с ограниченной ответственностью "МПС-строй", общество с ограниченной ответственностью "Техстрой-М", открытое акционерное общество "Уралсвязьинформ", общество с ограниченной ответственностью "Инвестстройком" (далее - общество "Инвестстройком"), общество с ограниченной ответственностью "Строительная компания "Стройком", общество с ограниченной ответственностью "Стройхолдинг", фонд развития жилищного строительства и реконструкции предприятий строительной индустрии Челябинска "Монолит-Инвест", Алешкин В.В., Алешкина Л.В., Алистратов В.Ю., Аманов Ш.М., Бобин И.Н., Бондаренко А.В., Бондарь М.А., Брагин А.А., Бухарин Д.Ю., Водопьянова А.М., Долгов Д.С., Епонешников В.А., Заборский Н.П., Катасонов П.В., Кичеджи М.Н., Кичеджи Н.Н., Клевитова В.И., Конарев П.Н., Кочихина Т.С., Кузенков В.А., Лихобаб Ф.З., Масагутова Р.А., Мягких Ю.М., Николаев Н.Ф., Редькин А.М., Розенблит О.Б., Русаков В.В., Русакова Е.В., Рыжков Е.П., Сербинов А.Ф., Сербинов И.А., Субачев В.В., Сумина О.И., Феклин И.Е., Щербаков М.П., Главное управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области.

Определением суда от 20.11.2007 общество "Инвестстройком" привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, заявляющего самостоятельные требования относительно предмет спора. Общество "Инвестстройком" просит признать незаконными действия учреждения "ЗКП" и отдела Управления Роснедвижимости по проведению государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 74:36:00 00 000:0262 площадью 7 747 736,4 кв. м, расположенного в г. Челябинске, и постановке на государственный кадастровый учет данного земельного участка, а также об обязании указанных лиц аннулировать в Едином государственном реестре земель запись о земельном участке с кадастровым номером 74:36:00 00 000:0262 площадью 7 747 736,4 кв. м и восстановить записи о земельных участках с кадастровым номером 74:36:05 01 007:0021 площадью 187 380 кв. м и с кадастровым номером 74:36:05 01 009:0022 площадью 165 240 кв. м, расположенных в Центральном р-не г. Челябинска.

Решением Арбитражного суда Челябинской области от 05.02.2008 (судья Васильева Т.Н.) требования администрации и общества "Инвестстройком" удовлетворены.

Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2008 (судьи Пивоварова Л.В., Баканов В.В., Костин В.Ю.) решение суда оставлено без изменения.

Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 24.06.2008 (судьи Семенова З.Г., Маликова Э.М., Татаркина Т.Н.) решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменены, в удовлетворении требований администрации и общества "Инвестстройком" отказано.

Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.11.2008 (N 10191/08) решение Арбитражного суда Челябинской области, постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда и постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Челябинской области.

При новом рассмотрении судом была произведена замена процессуальной стороны - Управления Роснедвижимости на его правопреемника - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области (далее - Управление Росреестра).

В порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом принято уточнение заявленных требований, согласно которым администрация просит:

1) признать незаконными действия учреждения "ЗКП" по постановке на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 74:36:00 00 000:0262 площадью 7 747 736,4 кв. м;

2) признать незаконными действия учреждения "ЗКП" и Управления Росреестра по проведению государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 74:36:00 00 000:0262 площадью 7 747 736,4 кв. м;

3) признать незаконными действия учреждения "ЗКП" по постановке на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 74:36:00 00 000:407 площадью 235 759 кв. м и земельного участка с кадастровым номером 74:36:00 00 000:0262 площадью 6 749 774 кв. м;

4) признать незаконными действия учреждения "ЗКП" и Управления Росреестра по проведению государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 74:36:00 00 000:407 площадью 235 759 кв. м и земельного участка с кадастровым номером 74:36:00 00 000:0262 площадью 6 749 774 кв. м;

5) обязать учреждение "ЗКП" и Управление Росреестра аннулировать в Едином государственном кадастре недвижимости записи о земельных участках: площадью 7 747 736,4 кв. м с кадастровым номером 74:36:00 00 000:0262, площадью 235 759 кв. м с кадастровым номером 74:36:00 00 000:407, площадью 6 749 774 кв. м с кадастровым номером 74:36:00 00 000:0262.

Определениями суда от 04.05.2010, 10.11.2010, 17.12.2010 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Мельников Д.В., закрытое акционерное общество "ПКФ "Илья", Министерство промышленности и природных ресурсов по Челябинской области, Федеральный фонд развития жилищного строительства (г. Москва), общество с ограниченной ответственностью "Салют".

Решением Арбитражного суда Челябинской области от 04.02.2011 (судья Щукина Г.С.) требования администрации и общества "Инвестстройком" удовлетворены частично. Признаны незаконными действия учреждения "ЗКП" по постановке на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 74:36:00 00 000:0262 площадью 7 747 736,4 кв. м, а также действия названного учреждения и Управления Росреестра по проведению государственного кадастрового учета указанного земельного участка. Признаны незаконными действия учреждения "ЗКП" по постановке на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 74:36:00 00 000:407 площадью 235 759 кв. м и земельного участка с кадастровым номером 74:36:00 00 000:0262 площадью 6 749 774 кв. м, а также действия названного учреждения и Управления Росреестра по проведению государственного кадастрового учета данных земельных участков. На указанных лиц возложена обязанность аннулировать в Едином государственном кадастре недвижимости записи о земельных участках: площадью 235 759 кв. м с кадастровым номером 74:36:00 00 000:407, площадью 6 749 774 кв. м с кадастровым номером 74:36:00 00 000:0262 и восстановить записи о земельных участках: площадью 187 380 кв. м с кадастровым номером 74:36:05 01 007:0021 и площадью 165 240 кв. м с кадастровым номером 74:36:05 01 009:0022. В удовлетворении остальной части заявленных требований судом отказано.

Определением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.04.2011 апелляционная жалоба Управления Росимущества на решение Арбитражного суда Челябинской области от 04.02.2011 возвращена заявителю на основании п. 3 ч. 1 ст. 264 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с отказом в восстановлении пропущенного срока на обжалование.

Определением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 08.06.2011 кассационная жалоба Управления Росимущества на решение суда от 04.02.2011 принята к производству суда кассационной инстанции в соответствии со ст. 273 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В кассационной жалобе Управление Росимущества просит решение суда отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать, ссылаясь на нарушение судом ст. 24, 27 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре недвижимости N 221-ФЗ), ст. 14 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" (далее - Закон о земельном кадастре N 28-ФЗ), ст. 84, 85 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 3 Федерального закона от 17.07.2001 N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю", ст. 69, 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, неприменение п. 4, 18, 60 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 20.02.2008 N 35, и несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела. По мнению заявителя, судом при рассмотрении настоящего дела установлены обстоятельства и сделаны выводы в отношении несуществующего земельного участка площадью 7 747 736,4 кв. м с кадастровым номером 74:36:00 00 000:0262, так как с момента образования из указанного земельного участка земельных участков с кадастровыми номерами 76:36:00 00 000:407, 74:36:00 00 000:408, 74:36:0501003:13, 74:36:0601006:23, 74:36:0601006:24, 74:36:0601007:28 и государственной регистрации права собственности Российской Федерации на вновь образованные земельные участки, а также на исходный земельный участок с прежним кадастровым номером в уточненных границах площадью 6 749 774 кв. м вышеназванный земельный участок прекратил своё существование. При этом, как считает Управление Росимущества, поскольку право Российской Федерации на исходный земельный участок площадью 7 747 736,4 кв. м с кадастровым номером 74:36:00 00 000:0262 было зарегистрировано в установленном порядке, у органа кадастрового учета отсутствовали основания для отказа в осуществлении кадастрового учета новых земельных участков, образованных в результате раздела преобразуемого земельного участка на основании заявления собственника. Кроме того, заявитель считает, что судом при рассмотрении настоящего спора не приняты во внимание доводы Управления Росимущества о том, что земельный участок с кадастровым номером 74:36:00 00 000:210 площадью 1238 га, поставленный на кадастровый учет как ранее учтенный, не прекращал своего существования, а также сделан ошибочный вывод об отсутствии у института плодоовощеводства и картофелеводства права постоянного (бессрочного) пользования данным земельным участком ввиду неподтвержденности его правопреемства по отношению к Челябинской плодоовощной селекционной станции им. И.В. Мичурина. Помимо этого заявитель считает, что администрация не является ни правообладателем спорных земельных участков, ни лицом, имеющим право оспаривать постановку на кадастровый учет этих земельных участков.

Как установлено судом и следует из материалов дела, на основании заявления института плодоовощеводства и картофелеводства в Единый государственный реестр земель учреждением "ЗКП" 18.05.2006 внесена запись о земельном участке площадью 1238 га как ранее учтенном, с кадастровым номером 74:36:00 00 000:0210, и выдан кадастровый план от 18.05.2006 N 36.08/06-01-788, в котором в строке 16 "Особые отметки" указано: "Площадь ориентировочная; сведения о границах не позволяют однозначно определить участок в качестве объекта недвижимости, подлежащего передаче по сделке. Сведения подлежат уточнению при межевании. Сведения о государственной регистрации отсутствуют".

В порядке уточнения границ земельного участка площадью 1238 га на основании заявления Управления Росимущества был образован земельный участок площадью 7 836 823 кв. м с кадастровым номером 74:36:00 00 000:0221.

Решением Центрального районного суда г. Челябинска от 24.11.2006 по делу N 2-2339/2006, оставленным без изменения определением судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда, по заявлению Конарева П.Н. признаны незаконными действия учреждения "ЗКП" и отдела Управления Роснедвижимости по проведению государственного кадастрового учета и постановке на кадастровый учет земельного участка площадью 7 836 823 кв. м с кадастровым номером 74:36:00 00 000:0221. На указанные органы возложена обязанность аннулировать в Едином государственном реестре земель запись о земельном участке с кадастровым номером 74:36:00 00 000:0221 и восстановить запись о земельном участке с кадастровым номером 74:36:05 01 009:0023, который постановлением главы администрации Центрального района г. Челябинска от 13.10.2005 N 926 был предоставлен в аренду Конареву П.Н. для строительства жилого дома.

Поскольку проведение государственного кадастрового учета и постановка на кадастровый учет земельного участка площадью 7 836 823 кв. м с кадастровым номером 74:36:00 00 000:0221 были признаны незаконными, Управление Росимущества 01.03.2007 вновь обратилось в Управление Роснедвижимости с заявлением N 36.08/07-1-165 о проведении государственного кадастрового учета изменений площади земельного участка с кадастровым номером 74:36:00 00 000:0210 в соответствии с представленными документами и о выдаче кадастрового плана земельного участка.

На основании заявки Управления Росимущества учреждением "ЗКП" 06.03.2007 выдан кадастровый план N 36.08/07-01-1187 земельного участка площадью 7 747 736,4 кв. м с кадастровым номером 74:36:00 00 000:0262, в котором в качестве наименования земельного участка в графе 5 указано: "Единое землепользование", в качестве категории земель - "земли населенных пунктов", в качестве разрешенного использования (назначения) - "для расширения опытной базы", в качестве вида права - "государственная собственность", в графе 16 "Особые отметки" указано: "площадь земельного участка соответствует материалам межевания", в качестве цели предоставления выписки указано: "для государственной регистрации прав Российской Федерации".

В кадастровом плане указаны также предыдущие кадастровые номера, в том числе 74:36:00 00 000:0210, 74:36: 05 01 007:0221 и 74:36:05 01 009:0022 (графа 4 плана), в графе 18.3 листа В.1 плана эти же земельные участки указаны в качестве ликвидированных.

На основании распоряжения Управления Росимущества от 20.11.2008 N 1483-р произведен раздел земельного участка с кадастровым номером 74:36:00 00 000:0262 площадью 7 747 736,4 кв. м, в результате которого образованы земельные участки:

- с кадастровым номером 74:36:00 00 000:0262 площадью 6 749 774 кв. м (назначение: земли населенных пунктов - для расширения опытной базы, местоположение: г. Челябинск, обременен правами аренды);

- с кадастровым номером 74:36:0000000:407 площадью 235 759 кв. м (назначение: земли населенных пунктов - для расширения опытной базы, местоположение: г. Челябинск, Курчатовский р-н, обременения не зарегистрированы);

- с кадастровым номером 74:36:0000000:408 площадью 531 668 кв. м (назначение: земли населенных пунктов - участок, занятый "Карповым прудом" с гидротехническими сооружениями (плотина), местоположение: г. Челябинск, обременения не зарегистрированы);

- с кадастровым номером 74:36:05 0501003:11 площадью 42 876 кв. м (назначение: земли населенных пунктов - для строительства центра сердечно-сосудистой хирургии, местоположение: г. Челябинск, Центральный р-н, пр. Новоградский, обременения не зарегистрированы);

- с кадастровым номером 74:36:0501003:12 площадью 15 722 кв. м (назначение: земли населенных пунктов - для строительства объекта центра сердечно-сосудистой хирургии (объекты инфраструктуры), местоположение: г. Челябинск, Центральный р-н, пр. Новоградский, обременения не зарегистрированы);

- с кадастровым номером 74:36:0501003:13 площадью 54 097 кв. м (назначение: земли населенных пунктов - участок, занятый прудом, местоположение: г. Челябинск, Центральный р-н, обременения не зарегистрированы);

- с кадастровым номером 74:36:0601006:23 площадью 2300 кв. м (назначение: земли населенных пунктов - для строительства объекта центра сердечно-сосудистой хирургии (аптека производственная), местоположение: г. Челябинск, Калининский р-н, обременения не зарегистрированы);

- с кадастровым номером 74:36:0601006:24 площадью 5540 кв. м (назначение: земли населенных пунктов - для строительства объекта центра сердечно-сосудистой хирургии (жилой дом для сотрудников), местоположение: г. Челябинск, Калининский р-н, обременения не зарегистрированы);

- с кадастровым номером 74:36:0601007:28 площадью 110 000 кв. м (назначение: земли населенных пунктов - для проектирования и строительства Ледового дворца местоположение: г. Челябинск, обременения не зарегистрированы).

В Государственный кадастр недвижимости 25.11.2008 внесены записи об образовании вышеназванных земельных участков.

24.02.2009 выдано свидетельство серии 74 АВ N 038886 о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 74:36:00 00 000:0262 площадью 6 749 774 кв. м взамен свидетельства о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок площадью 7 747 736,4 кв. м с кадастровым номером 74:36:00 00 000:0262, а также зарегистрировано право собственности Российской Федерации на вновь образованные земельные участки.

Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.01.2010 по делу N А76-11268/2009 Арбитражного суда Челябинской области (оставленном в силе постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 26.01.2011) признано отсутствующим право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 74:36:00 00 000:0262 площадью 7 47 736,4 кв. м, расположенный в Курчатовском, Калининском и Центральном районах г. Челябинска (с учётом изменения площади указанного участка до 6 749 774 кв. м) и на земельные участки, образованные из него: с кадастровым номером 74:36:0000000:407 площадью 235 759 кв. м, с кадастровым номером 74:36:0000000:408 площадью 531 668 кв. м, с кадастровым номером 74:36:0501003:11 площадью 42 876 кв. м, с кадастровым номером 74:36:0501003:12 площадью 15 722 кв. м, с кадастровым номером 74:36:0501003:13 площадью 54 097 кв. м, с кадастровым номером 74:36:0601006:23 площадью 2300 кв. м, с кадастровым номером 74:36:0601006:24 площадью 5540 кв. м, с кадастровым номером 74:36:0601007:28 площадью 110 000 кв. м.

Администрация, полагая, что действия учреждения "ЗКП" и Управления Роснедвижимости (в настоящее время - Управление Росреестра) по проведению кадастрового учета и постановке на кадастровый учет земельного участка площадью 7 747 736,4 кв. м с кадастровым номером 74:36:00 00 000:0262, а также по внесению в Государственный кадастр недвижимости записей об образовании земельных участков, возникших путем раздела земельного участка с кадастровым номером 74:36:00 00 000:0262 являются незаконными, нарушающими предусмотренные п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137 - ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон N 137-ФЗ) права органа местного самоуправления на распоряжение указанным земельным участком, обратилась в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

Общество "Инвестстройком", полагая, что ликвидация записи о земельных участках с кадастровыми номерами 74:36:05 01 007:0021 и 74:36:05 01 009:0022 в Едином государственном реестре земель нарушает его права пользования данными земельными участками, также обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с названными выше требованиями. В обоснование своей заинтересованности общество "Инвестстройком" указало, что земельные участки с кадастровыми номерами 74:36: 05 01 007:0221 и 74:36:05 01 009:0022 площадью, соответственно, 187380 кв. м и 165240 кв. м, переданы Комитетом по договорам аренды от 13.09.2005 УЗ N 007686-К-2005 и N 007685-К-2005 обществу СК "Стройком", а в дальнейшем по зарегистрированным в установленном порядке соглашениям о передаче прав и обязанностей по договорам аренды от 09.12.2005 - обществу "Инвестстройком". Кроме того, общество "Инвестстройком" указало, что в результате образования земельного участка с кадастровым номером 74:36:00 00 000:0262 были изменены его границы, однако смежных землепользователей о проведении землеустроительных работ не извещали.

Удовлетворяя заявленные требования частично, суд обоснованно исходил из следующего.

Согласно ч. 1 ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.

В соответствии с ч. 1 ст. 198, ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания ненормативного акта (решения), действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц недействительными (незаконными) необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствия их закону и иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В рассматриваемом случае суд, руководствуясь п. 10 ст. 3 Вводного закона N 137-ФЗ, а также, принимая во внимание, что в рамках дела N А76-11268/2009 право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 74:36:00 00 000:0262 площадью 747 736,4 кв. м (с учётом изменения площади указанного участка до 6 749 774 кв. м) и на образованные из него земельные участки с кадастровыми номерами 74:36:0000000:407, 74:36:0000000:408, 74:36:0501003:11, 74:36:0501003:12, 74:36:0501003:13, 74:36:0601006:23, 74:36:0601006:24, 74:36:0601007:28 признано отсутствующим ввиду отсутствия оснований для его возникновения в соответствии с абз. 4 п. 1 ст. 3.1 названного Закона, обоснованно указал на наличие у администрации права на подачу соответствующего заявления о признании незаконными действий уполномоченных лиц по проведению кадастрового учета названных земельных участков.

При этом суд также исходил из отсутствия в материалах дела доказательств, свидетельствующих о наличии у института плодоовощеводства и картофелеводства права постоянного (бессрочного) пользования спорным земельным участком с кадастровым номером 74:36:00 00 000:0262, а также в отношении земельного участка с кадастровым номером 74:36:00 00 000:0210 площадью 1238 га ввиду неподтвержденности правопреемства между Челябинской плодоовощной селекционной станцией им. И.В. Мичурина и государственным учреждением Южно-Уральский научно-исследовательский институт плодоовощеводства и картофелеводства, а также отсутствия в материалах дела доказательств фактического пользования земельным участком площадью 747 736,4 кв. м с кадастровым номером 74:36:00 00 000:0262 третьими лицами - Управлением Росимущества и названным институтом.

Статьей 1 Закона о земельном кадастре N 28-ФЗ, действовавшего на момент осуществления оспариваемых действий по проведению кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 74:36:00 00 000:0262, установлено, что государственный кадастровый учет земельных участков - описание и индивидуализация в Едином государственном реестре земель земельных участков, в результате чего каждый земельный участок получает такие характеристики, которые позволяют однозначно выделить его из других земельных участков и осуществить его качественную и экономическую оценки. Государственный кадастровый учет земельных участков сопровождается присвоением каждому земельному участку кадастрового номера.

В соответствии с п. 3 ст. 14 Закона о земельном кадастре N 28-ФЗ моментом возникновения или моментом прекращения существования земельного участка как объекта государственного кадастрового учета в соответствующих границах является дата внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр земель.

Согласно пунктам 3.1.3, 3.6.9 Временных методических указаний по ведению государственного земельного кадастра, утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по земельной политике, строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 25.09.1998 N 98-1, государственный кадастровый учет является юридически значимым подтверждением факта возникновения, существования или прекращения существования объекта кадастрового учета с границами, описанными при его формировании, объект считается учтенным со дня внесения записей об объекте в Единый государственный реестр земель.

Пунктом 1 Порядка ведения государственного реестра земель кадастрового района, утвержденного приказом Росземкадастра от 15.06.2001 N П/119 (в редакции приказа Росземкадастра от 29.07.2002 N П/301), определено: государственный реестр земель кадастрового района является составной частью Единого государственного реестра земель.

Исходя из п. 2 указанного Порядка ведение реестра осуществляется путем выполнения кадастровых процедур: внесения сведений о ранее учтенных земельных участках; выполнения учетных кадастровых записей о возникновении новых земельных участков (постановка на кадастровый учет), а также об изменении отдельных характеристик существующих земельных участков (кадастровый учет текущих изменений) или о прекращении их существования (снятие с кадастрового учета).

Согласно п. 5 Правил присвоения кадастровых номеров земельным участкам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2000 N 660, кадастровый номер присваивается каждому земельному участку, формируемому и учитываемому в качестве объекта имущества, права на который подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Пунктом 2 ст. 19 Закона о земельном кадастре N 28-ФЗ установлено, что для проведения государственного кадастрового учета земельных участков органы государственной власти, органы местного самоуправления, заинтересованные правообладатели земельных участков или уполномоченные правообладателями земельных участков лица подают в органы, осуществляющие деятельность по ведению государственного земельного кадастра, заявки, правоустанавливающие документы на земельные участки и документы о межевании земельных участков.

В силу п. 3 ст. 17 Закона о земельном кадастре N 28-ФЗ сведения о правах на земельные участки и об ограничениях (обременениях) этих прав вносятся в Единый государственный реестр земель на основании сведений Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также на основании иных документов о правах на земельные участки, являющихся юридически действительными на момент внесения указанных сведений в государственный земельный кадастр.

Сведения о площади, местоположении земельных участков, об их количественных, качественных, экономических и иных характеристиках вносятся в документы государственного земельного кадастра на основании материалов геодезических и картографических работ, землеустройства, лесоустройства, иных обследований и изысканий (п. 2 ст. 17 Закона о земельном кадастре N 28-ФЗ).

Согласно ст. 17 Федерального закона от 18.06.2001 N 78-ФЗ "О землеустройстве" (далее - Закон о землеустройстве N 78-ФЗ) межевание объектов землеустройства представляет собой работы по установлению на местности границ земельных участков с закреплением таких границ межевыми знаками и описанию их местоположения, осуществляется на основе сведений государственного земельного кадастра, землеустроительной, градостроительной и иной связанной с использованием, охраной и перераспределением земель документации и включает в себя работы по определению границ объекта землеустройства на местности и их согласованию; по закреплению на местности местоположения границ объекта землеустройства межевыми знаками и определению их координат или составлению иного описания местоположения границ объекта землеустройства; а также изготовлению карты (плана) объекта землеустройства.

Землеустройство проводится в обязательном порядке в случае изменения границ объектов землеустройства (ст. 3 Закона о землеустройстве N 78-ФЗ).

В соответствии с п. 4 ст. 69 Земельного кодекса Российской Федерации (действовавшей на момент постановки спорного земельного участка на кадастровый учет) при проведении землеустройства обеспечивается учет законных интересов лиц, права которых могут быть затронуты при его проведении, путем извещения их в письменной форме землеустроителями не позднее чем за семь календарных дней до начала работ. Отсутствие при проведении землеустроительных работ надлежащим образом извещенных лиц не является препятствием для проведения землеустройства. Заинтересованные лица вправе обжаловать действия, ущемляющие их права и законные интересы, в установленном порядке.

В силу п. 6 ст. 19 Закона о земельном кадастре N 28-ФЗ проведение государственного кадастрового учета земельных участков включает в себя проверку представленных заявителями документов, составление описаний земельных участков в Едином государственном реестре земель, присвоение кадастровых номеров земельным участкам, изготовление кадастровых карт (планов) земельных участков и формирование кадастровых дел.

Согласно п. 3 ст. 20 Закона о земельном кадастре N 28-ФЗ в проведении государственного кадастрового учета земельных участков должно быть отказано, в том числе, в случае, если документы, представленные в органы, осуществляющие деятельность по ведению государственного земельного кадастра, для проведения государственного кадастрового учета земельных участков, по форме или содержанию не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации, а также, если при межевании земельных участков, в отношении которых должен проводиться государственный кадастровый учет земельных участков, нарушены права смежных землепользователей.

В рассматриваемом случае оспариваемые действия по постановке на государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 74:36:00 00 000:0262 площадью 7 747 736,4 кв. м осуществлены на основании заявления Управления Росимущества от 01.03.2007 N 36.08/07-1-165 о проведении государственного кадастрового учета изменений площади земельного участка с кадастровым номером 74:36:00 00 000:0210.

Учитывая, что пунктом 2 Порядка ведения государственного реестра земель кадастрового района, утвержденного приказом Росземкадастра от 15.01.2001 N П/119, выполнение учетных кадастровых записей об изменении отдельных характеристик земельного участка предусмотрено только в отношении существующих земельных участков, в виде кадастрового учета текущих изменений по земельному участку, поставленному на кадастровый учет; земельный участок с кадастровым номером 74:36:00 00 000:210 прекратил свое существование в результате образования из него 19.07.2006 земельного участка с кадастровым номером 74:36:00 00 000:0221 площадью 7 836 823 кв. м; доказательств восстановления в Едином государственном реестре земель записи о земельном участке площадью 1238 га с кадастровым номером 74:36:00 00 000:0210 на дату обращения Управления Росимущества с заявлением об учете изменений площади данного участка (01.03.2007) не представлено, суд пришел к верному выводу о том, что спорный земельный участок с кадастровым номером 74:36:00 00 000:0262 образован органом кадастрового учета не в связи с внесением изменений в индивидуальные характеристики земельного участка с кадастровым номером 74:36:00 00 000:0210, а в результате кадастровой записи о возникновении нового земельного участка через постановку его на кадастровый учет.

При этом судом также принято во внимание, что для хранения документов по земельному участку с кадастровым номером 74:36:00 00 000:0262 площадью 7 747 736,4 кв. м сформировано новое кадастровое дело и открыт новый подраздел в государственном реестре земель кадастрового района.

Принимая во внимание, что законодательство о государственном кадастровом учете не наделяло кадастровый орган компетенцией, позволяющей ему заменять одну кадастровую процедуру другой, суд обоснованно указал на то, что действия заинтересованных лиц по постановке на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 74:36:00 00 000:0262 в виде учета изменений площади земельного участка с кадастровым номером 74:36:00 00 000:0210 являются нарушением порядка проведения государственного кадастрового учета земельных участков.

Помимо этого суд, исследовав и оценив в порядке, предусмотренном ст. 65, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства, и установив, что землеустроительные работы для постановки на кадастровый учет спорного земельного участка не проводились, соответствующие документы о межевании не изготавливались, в Описании земельных участков N 107 от 22.02.2007, представленном для проведения кадастрового учета, содержатся противоречивые сведения, землепользователи участков, вошедших в состав спорного земельного участка, об образовании нового участка не были извещены и границы земельного участка с ними не согласовывались, пришел к верному выводу о том, что оспариваемые действия органа кадастрового учета осуществлены им с нарушением положений действовавшего законодательства о государственном земельном кадастре и без учета интересов смежных землепользователей.

Судом также установлено, что в состав спорного земельного участка, сформированного как "единое землепользование" с видом разрешенного использования - для расширения опытной базы, включены земельные участки, расположенные в разных территориальных зонах: природоохранной, санитарно-защитной; природно-рекреационной (водоем, пойменные территории, полифункциональные, скверы, бульвары), общественно-деловой (лечебные, жилые), производственной (зона коммунально-складской деятельности, инженерно-транспортной инфраструктуры).

В силу п. 2 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).

Земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон, в том числе, в случае, если виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования (п. 4 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации).

Принимая во внимание, что вид разрешенного использования - для расширения опытной базы не соответствует видам разрешенного использования, установленным градостроительными регламентами для земельных участков, вошедших в его состав, суды правильно указали, что спорный участок сформирован с нарушением ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации и при отсутствии документа, которым устанавливается вышеназванный вид разрешенного использования, что, в свою очередь, также является основанием для отказа в проведении кадастрового учета в соответствии с п. 3 ст. 20 Закона о земельном кадастре N 28-ФЗ.

Таким образом, поскольку при проведении кадастрового учета земельного участка площадью 7 747 736,4 кв. м с кадастровым номером 74:36:00 00 000:0262 нарушены порядок проведения государственного кадастрового учета земельных участков, положения Закона о земельном кадастре N 28-ФЗ, а также п. 4 ст. 69 Земельного кодекса Российской Федерации, оспариваемые действия заинтересованных лиц в данной части обоснованно признаны судом незаконными.

Кроме того, учитывая, что выдел из земельного участка площадью 7 747 736,4 кв. м с кадастровым номером 74:36:00 00 000:0262 новых земельных участков на основании распоряжения Управления Росимущества от 20.11.2008 N 1483-р при отсутствии у Российской Федерации права собственности на указанный земельный участок осуществлен незаконно, в нарушение п. 2 ст. 9 Земельного кодекса Российской Федерации, и данными действиями также нарушены права и законные интересы администрации и общества "Инвестстройком", суд, руководствуясь ст. 16, 22, 24, 27, 38, 39 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", правомерно признал действия заинтересованных лиц по проведению государственного кадастрового учета вновь образованного земельного участка с кадастровым номером 74:36:00 00 000:407 площадью 235 759 кв. м и земельного участка с кадастровым номером 74:36:00 00 000:0262, оставшегося после выдела, площадью 6 749 774 кв. м незаконными.

Принимая во внимание, что надлежащим устранением нарушений прав администрации и общества "Инвестстройком" в данном случае будет восстановление в Едином государственном реестре земель записей о земельных участках с кадастровыми номерами 74:36:05 01 007:0021, 74:36:05 01 009:0022 и исключение из реестра записей о земельных участках с кадастровыми номерами 74:36:00 00 000:0262, 74:36:00 00 000:407, суд обоснованно возложил на заинтересованных лиц соответствующие обязанности в порядке, предусмотренном ч. 5 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Доводы заявителя кассационной жалобы, в том числе об отсутствии у администрации права оспаривать постановку на кадастровый учет вышеназванных земельных участков; о наличии у института плодоовощеводства и картофелеводства права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком с кадастровым номером 74:36:00 00 000:210 площадью 1238 га, который не прекращал своего существования; о подтвержденности правопреемства данного института по отношению к Челябинской плодоовощной селекционной станции им. И.В. Мичурина, были предметом исследования суда первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями, установленными ст. 65, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Оснований для переоценки доказательств и установленных судом обстоятельств дела у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.

Ссылка Управления Росимущества на неправомерность выводов суда, сделанных в отношении несуществующего земельного участка площадью 7 747 736,4 кв. м с кадастровым номером 74:36:00 00 000:0262, который, по мнению заявителя, с момента выделения из него новых земельных участков и государственной регистрации права собственности Российской Федерации на них прекратил своё существование, является несостоятельной, поскольку основана на неверном толковании норм действующего законодательства, в соответствии с которыми исходный земельный участок не прекратил своего существования и сохранен в измененных границах (ст. 24 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости").

Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основаниями для отмены или изменения судебного акта на основании ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.

С учетом изложенного решение суда первой инстанции следует оставить в силе, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ

решение Арбитражного суда Челябинской области от 04.02.2011 по делу N А76-7223/07 оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской области - без удовлетворения.


Председательствующий

З.Г.Семенова


Судьи

Д.И.Мындря
В.А.Купреенков


"Принимая во внимание, что вид разрешенного использования - для расширения опытной базы не соответствует видам разрешенного использования, установленным градостроительными регламентами для земельных участков, вошедших в его состав, суды правильно указали, что спорный участок сформирован с нарушением ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации и при отсутствии документа, которым устанавливается вышеназванный вид разрешенного использования, что, в свою очередь, также является основанием для отказа в проведении кадастрового учета в соответствии с п. 3 ст. 20 Закона о земельном кадастре N 28-ФЗ.

Таким образом, поскольку при проведении кадастрового учета земельного участка площадью 7 747 736,4 кв. м с кадастровым номером 74:36:00 00 000:0262 нарушены порядок проведения государственного кадастрового учета земельных участков, положения Закона о земельном кадастре N 28-ФЗ, а также п. 4 ст. 69 Земельного кодекса Российской Федерации, оспариваемые действия заинтересованных лиц в данной части обоснованно признаны судом незаконными.

Кроме того, учитывая, что выдел из земельного участка площадью 7 747 736,4 кв. м с кадастровым номером 74:36:00 00 000:0262 новых земельных участков на основании распоряжения Управления Росимущества от 20.11.2008 N 1483-р при отсутствии у Российской Федерации права собственности на указанный земельный участок осуществлен незаконно, в нарушение п. 2 ст. 9 Земельного кодекса Российской Федерации, и данными действиями также нарушены права и законные интересы администрации и общества "Инвестстройком", суд, руководствуясь ст. 16, 22, 24, 27, 38, 39 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", правомерно признал действия заинтересованных лиц по проведению государственного кадастрового учета вновь образованного земельного участка с кадастровым номером 74:36:00 00 000:407 площадью 235 759 кв. м и земельного участка с кадастровым номером 74:36:00 00 000:0262, оставшегося после выдела, площадью 6 749 774 кв. м незаконными.

Принимая во внимание, что надлежащим устранением нарушений прав администрации и общества "Инвестстройком" в данном случае будет восстановление в Едином государственном реестре земель записей о земельных участках с кадастровыми номерами 74:36:05 01 007:0021, 74:36:05 01 009:0022 и исключение из реестра записей о земельных участках с кадастровыми номерами 74:36:00 00 000:0262, 74:36:00 00 000:407, суд обоснованно возложил на заинтересованных лиц соответствующие обязанности в порядке, предусмотренном ч. 5 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

...

Ссылка Управления Росимущества на неправомерность выводов суда, сделанных в отношении несуществующего земельного участка площадью 7 747 736,4 кв. м с кадастровым номером 74:36:00 00 000:0262, который, по мнению заявителя, с момента выделения из него новых земельных участков и государственной регистрации права собственности Российской Федерации на них прекратил своё существование, является несостоятельной, поскольку основана на неверном толковании норм действующего законодательства, в соответствии с которыми исходный земельный участок не прекратил своего существования и сохранен в измененных границах (ст. 24 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости")."


Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.