Екатеринбург |
|
27 июля 2012 г. |
Дело N А60-46622/11 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 июля 2012 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 июля 2012 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Василенко С.Н.,
судей Ященок Т.П., Татариновой И.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Первоуральске Свердловской области (ИНН: 6625025112, ОГРН: 1026601506612; далее - управление, фонд) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 13.02.2012 по делу N А60-46622/2011 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.05.2012 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы надлежащим образом, путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказными письмами с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились, явку своих представителей не обеспечили.
Индивидуальный предприниматель Шенгареева Елена Сергеевна (ИНН: 662502583474, ОГРНИП: 307662535400015; далее - предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным постановления управления от 08.08.2011 N 07502090040252 и обязании восстановить нарушенные права в виде освобождения от уплаты страховых взносов с 01.01.2010 по 15.09.2010, перерасчета пеней, штрафов.
Решением суда от 13.02.2012 (судья Иванова С.О.) заявление предпринимателя удовлетворено.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.05.2012 (судьи Гулякова Г.Н., Голубцов В.Г., Полевщикова С.Н.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе фонд просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами положений Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ).
Как следует из материалов дела, управлением установлено наличие у предпринимателя задолженности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 12 433 руб. 65 коп.
В адрес предпринимателя управление направило требование от 25.04.2011 N 075020410133550 об уплате недоимки по страховым взносам в срок до 04.06.2011.
Поскольку требование предпринимателем в установленный срок исполнено не было, управлением вынесено постановление от 09.06.2011 N 07502090022672 о взыскании недоимки по страховым взносам за счет имущества плательщика страховых взносов, которое направлено в Первоуральский районный отдел Управления Федеральной службы судебных приставов по Свердловской области.
Данное постановление отозвано ввиду учета платежей от 14.05.2011 и 20.05.2011.
Предпринимателю направлено уточненное требование от 14.07.2011 N 07502040231785 об уплате недоимки по страховым взносам на сумму 7 557 руб. 18 коп. до 14.07.2011.
Поскольку данное требование заявителем не исполнено, управлением вынесено постановление от 08.08.2011 N 07502090040252 о взыскании недоимки по страховым взносам за счет имущества плательщика страховых взносов, которое направлено в Первоуральский районный отдел Управления Федеральной службы судебных приставов по Свердловской области России по Свердловской области.
Не согласившись с названным постановлением, предприниматель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из отсутствия у предпринимателя в спорном периоде обязанности по уплате страховых взносов, ввиду нахождения Шенгареевой Е.С. в отпуске по уходе за ребенком до достижения им 1,5 лет.
Выводы судов являются правильными и соответствуют обстоятельствам дела.
Согласно п. 2 ст. 14 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации.
В соответствии со ст. 28 Закона N 167-ФЗ страхователи - индивидуальные предприниматели уплачивают суммы страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа. Размер фиксированного платежа в расчете на месяц устанавливается исходя из стоимости страхового года, ежегодно утверждаемой Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 3 ст. 28 Закона N 167-ФЗ страховые взносы в виде фиксированного платежа в минимальном размере уплачиваются не позднее 31 декабря текущего года.
Данная обязанность возникает в силу факта регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя и прекращается с момента государственной регистрации прекращения деятельности в таком качестве.
Из ст. 10 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Закон N 173-ФЗ) следует, что периоды работы и(или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в статье 3 названного Федерального закона, включаются в страховой стаж для начисления пенсии при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Статьей 11 Закона N 173-ФЗ предусмотрено, что наравне с периодами работы и(или) иной деятельности, которые предусмотрены ст. 10 данного Закона, в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию, засчитываются также иные (нестраховые) периоды, в том числе: период получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности и период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет.
В соответствии с Федеральным законом от 21.03.2005 N 18-ФЗ "О средствах федерального бюджета, выделяемых Пенсионному фонду Российской Федерации на возмещение расходов по выплате страховой части трудовых пенсий отдельным категориям граждан" (далее - Закон N 18-ФЗ) на возмещение расходов по выплате страховой части трудовых пенсий, связанных с зачетом в страховой стаж нестраховых периодов, перечисленных в ст. 2 Закона N 18-ФЗ (в том числе периода ухода за ребенком до достижения им возраста полутора лет), Пенсионному фонду Российской Федерации выделяются средства из федерального бюджета.
Согласно ст. 3 Закона N 18-ФЗ сумма средств федерального бюджета, выделяемых Пенсионному фонду Российской Федерации на возмещение расходов по выплате страховой части трудовой пенсии в связи с зачетом в страховой стаж нестраховых периодов за каждое застрахованное лицо, включается в расчетный пенсионный капитал застрахованного лица, исходя из которого ему исчисляется страховая часть трудовой пенсии.
В определении от 12.05.2005 N 182-О Конституционный Суд Российской Федерации разъяснил, что нормативные положения п. 1-3 ст. 28 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (в редакции от 29.05.2002) во взаимосвязи с положениями его ст. 17, а также ст. 2, 3, 10 и 11 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не предполагают взимание с индивидуального предпринимателя сумм страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии за период, в течение которого предпринимательская деятельность им не осуществлялась в связи с уходом за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 5 Закона N 212-ФЗ, вступившего в законную силу с 01.01.2010, плательщиками страховых взносов являются, в том числе, индивидуальные предприниматели.
В соответствии с п. 1 ст. 14 Закона N 212-ФЗ индивидуальные предприниматели уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года.
Из положений ст. 13, п. 1 ст. 16 и п. 1, 4 ст. 57 Закона N 212-ФЗ следует, что индивидуальные предприниматели, не производящие выплаты физическим лицам, обязаны производить исчисление и уплату суммы страховых взносов вне зависимости от размера полученного дохода в фиксированном размере.
Вместе с тем ч. 1 ст. 8 Закона N 212-ФЗ предусмотрено, что база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных ч. 1 ст. 7 данного Закона.
Из анализа данной нормы суды сделали правильный вывод о том, что работодателем не уплачиваются взносы работнику, оформившему отпуск по уходу за ребенком до достижения им полутора лет, так как в этот период доход отсутствует.
Таким образом, обоснованным является вывод судов о том, что Закон N 212-ФЗ также ставит предпринимателей, работающих самостоятельно в иное положение, обязывая уплачивать их страховые взносы вне зависимости от осуществления деятельности и ухода за ребенком до достижения им полутора лет.
Из вышеизложенного суды обоснованно указали, что, несмотря на вступление с 01.01.2010 в силу Закона N 212-ФЗ, не изменился правовой принцип освобождения от уплаты страховых взносов предпринимателей, которые не занимаются деятельностью в связи с уходом за ребенком в возрасте до полутора лет, установленный определением Конституционного Суда Российской Федерации 12.05.2005 N 182-О.
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что 15.03.2009 у предпринимателя родился ребенок - Шенгареев Сергей Александрович.
Предпринимателем представлена единая (упрощенная) налоговая декларация за 2010 год, а также направлено в Пенсионный фонд заявление о невзимании страховых взносов в связи с неосуществлением деятельности и неполучением дохода ввиду нахождения в отпуск по уходу за ребенком.
При этом доказательств фактического ведения предпринимательской деятельности фондом в материалы дела не представлено.
Следовательно, суды пришли к обоснованному выводу о том, что предприниматель до 16.09.2010 года подлежал освобождению от уплаты сумм страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, в том числе, в виде фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии. За иные периоды 2010 г. страховые взносы, пени и штрафные санкции перечислены в адрес Пенсионного фонда.
При таких обстоятельствах, суды правомерно удовлетворили заявленные требования, признав недействительным постановление управления от 08.08.2011 N 07502090040252, в связи с отсутствием у фонда правовых оснований для начисления предпринимателю страховых взносов в спорном периоде.
Доводы, изложенные управлением в кассационной жалобе, основаны на неверном толковании закона, в связи с чем, подлежат отклонению.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 13.02.2012 по делу N А60-46622/2011 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.05.2012 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Первоуральске Свердловской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.Н.Василенко |
Судьи |
Т.П.Ященок |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из положений ст. 13, п. 1 ст. 16 и п. 1, 4 ст. 57 Закона N 212-ФЗ следует, что индивидуальные предприниматели, не производящие выплаты физическим лицам, обязаны производить исчисление и уплату суммы страховых взносов вне зависимости от размера полученного дохода в фиксированном размере.
Вместе с тем ч. 1 ст. 8 Закона N 212-ФЗ предусмотрено, что база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных ч. 1 ст. 7 данного Закона.
Из анализа данной нормы суды сделали правильный вывод о том, что работодателем не уплачиваются взносы работнику, оформившему отпуск по уходу за ребенком до достижения им полутора лет, так как в этот период доход отсутствует.
Таким образом, обоснованным является вывод судов о том, что Закон N 212-ФЗ также ставит предпринимателей, работающих самостоятельно в иное положение, обязывая уплачивать их страховые взносы вне зависимости от осуществления деятельности и ухода за ребенком до достижения им полутора лет.
Из вышеизложенного суды обоснованно указали, что, несмотря на вступление с 01.01.2010 в силу Закона N 212-ФЗ, не изменился правовой принцип освобождения от уплаты страховых взносов предпринимателей, которые не занимаются деятельностью в связи с уходом за ребенком в возрасте до полутора лет, установленный определением Конституционного Суда Российской Федерации 12.05.2005 N 182-О."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 24 июля 2012 г. N Ф09-6429/12 по делу N А60-46622/2011
Хронология рассмотрения дела:
06.12.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-15963/12
15.11.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-15963/12
24.07.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-6429/12
05.05.2012 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-3064/12
13.02.2012 Решение Арбитражного суда Свердловской области N А60-46622/11