Екатеринбург |
|
02 февраля 2016 г. |
Дело N А71-5612/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 января 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 февраля 2016 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Токмаковой А. Н.,
судей Гусева О. Г., Жаворонкова Д. В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Приволжского межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в лице отдела (инспекции) в Удмуртской Республике (далее - Управление, Отдел, административный орган, заявитель) на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 17.07.2015 по делу N А71-5612/2015 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2015 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
Автономного учреждения Удмуртской Республики "Спортивный комплекс "Чекерил" (далее - АУ УР "Спортивный комплекс "Чекерил") - Кремер К.Г., руководитель, приказ Министерства по физической культуре, спорту и молодежной политике УР от 16.04.2015 N 79-л;
Управления - Овчаренко К.Г. (доверенность от 03.12.2015 N 41).
АУ УР "Спортивный комплекс "Чекерил" обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлениями к административному органу о признании незаконными предписания от 18.03.2015 N 17-п (дело N А71-5613/2015) и постановления от 08.05.2015 N 27 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 300 000 руб. (дело N А71-5612/2015).
Определением суда от 16.06.2015 дела N А71-5612/2015 и А71-5613/2015 объединены для совместного рассмотрения в одно производство с присвоением делу N А71-5612/2015.
Решением суда от 17.07.2015 (судья Бушуева Е.А.) заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2015 (судьи Варакса Н.В., Грибиниченко О.Г., Муравьева Е.Ю.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе заявитель просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, неполное выяснение судами обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела. Считает, что трасса для катания на тюбингах не является спортивным сооружением, а является составной частью аттракциона для катания на тюбингах, и на нее распространяются требования ГОСТ Р 53130-2008 "Безопасность аттракционов. Общие требования".
Как следует из материалов дела, на основании приказа от 16.02.2015 N 274 Управлением в отношении АУ УР "Спортивный комплекс "Чекерил" проведена внеплановая выездная проверка по вопросу соблюдения требований технических регламентов.
По результатам проверки (акт проверки от 18.03.2015 N 17-С) Отделом сделаны выводы о том, что АУ УР "Спортивный комплекс "Чекерил", являясь исполнителем-эксплуатантом аттракциона-спуска (трассы для катания на тюбингах), осуществляло эксплуатацию данного объекта с нарушением требований ГОСТ Р 53130-2008, а именно:
- в нарушение п. 4.7, 7.4.7.4, 7.4.8.2 ГОСТ Р 53130-2008 на табличках для посетителей отсутствовала следующая информация: минимальный возраст или минимальный/максимальный рост посетителей, на которых рассчитан аттракцион; необходимость сохранять предписанное положение (не высовывать руки и ноги или не вставать во время движения), запрет брать с собой острые, длинные и объемные предметы (трости, зонтики, и пр.), а также животных; опасность, которую представляют свободно свисающие шарфы и длинные волосы; запрет для посетителей в обуви с металлическими набойками или на высоких каблуках; информация об адресах и телефонах экстренных служб;
- в нарушение п. 4.2, 4.3, 4.4, 5.9.4.4 Приложения А ГОСТ Р 53130-2008 отсутствует оценка действующих на пассажиров ускорений и анализ уклона каналов спуска, отсутствует анализ дополнительных рисков, связанных с использованием аттракциона;
- в нарушение п. 7.4.7.2 ГОСТ Р 53130-2008 в эксплуатационных документах не указаны ограничения, связанные с изменением погодных условий, информация о ежедневном контроле погодных условий отсутствует;
- в нарушение п. 6.3, 7.2 Приложения В ГОСТ Р 53130-2008 отсутствует формуляр, содержащий точную идентификацию аттракциона, требования к фундаменту или площадке основания и ограничения по снеговой нагрузке;
- в нарушение п. 5.11 Приложения Ж, Приложения И ГОСТ Р 53130-2008 отсутствует минимально необходимый состав эксплуатационных документов, а именно: формуляр, обоснование безопасности, руководство по эксплуатации на аттракцион;
- в нарушение п. 7.4.4.1 ГОСТ Р 53130-2008 отсутствует информация о регулярном контроле состояния грунта после возведения аттракциона.
По результатам проверки Отделом в отношении АУ УР "Спортивный комплекс "Чекерил" составлен протокол об административном правонарушении от 18.03.2015 N 13 и вынесено постановление от 08.05.2015 N 27 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.43 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 300 000 руб.
Кроме того, Отделом АУ УР "Спортивный комплекс "Чекерил" выдано предписание от 18.03.2015 N 17-п, которым в срок до 18.01.2016 предписано устранить названные нарушения.
Не согласившись с постановлением о привлечении к административной ответственности и предписанием, АУ УР "Спортивный комплекс "Чекерил" обратилось в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из следующего.
Из содержания оспариваемых постановления о привлечении к административной ответственности и предписания следует, что АУ УР "Спортивный комплекс "Чекерил" вменяется невыполнение требований ГОСТ Р 53130-2008 "Безопасность аттракционов. Общие требования".
Область применения указанного Стандарта предусмотрена разделом 1 ГОСТ Р 53130-2008 "Безопасность аттракционов. Общие требования", в котором указано, что настоящий Стандарт устанавливает общие требования безопасности, которые необходимо соблюдать при проектировании, изготовлении, проверке и испытаниях, эксплуатации и утилизации таких аттракционов, как механизированные, немеханизированные, аттракционы для детей, а также вспомогательных устройств для развлечений, используемых в парках аттракционов или совместно с аттракционами, например, такими, как платформы, лестницы, настилы, ограждения, временные трибуны, палатки, шатры, навесы, рекламные стойки и подобные им аттракционы, и устанавливаемых в парках, торгово-развлекательных центрах, ярмарках и других общественных местах.
Требования настоящего Стандарта не распространяются на аттракционы, изготовленные или запущенные в производство до введения в действие настоящего Стандарта, а также на строительные объекты, фундаменты, постоянные трибуны, строительные мостки, устройства для содержания животных, тиры, надувные аттракционы (батуты), простое детское оборудование и игровые автоматы, использующие жетоны, оборудование для зоопарков, кинотеатры, театры, цирки, спортивные сооружения, детские площадки, оборудование для казино, боулинги и иные аналогичные устройства, бассейны, аквапарки, аквариумы и океанариумы, канатные дороги и подъемники, лифты, тренажеры, картинги, лодки, в том числе моторные, авто- и авиатранспортные средства.
В п. 3.2 ГОСТа Р 53130-2008 "Безопасность аттракционов. Общие требования" дано определение термина "аттракцион" - это устройство для развлечений в общественных местах, создающее для посетителей развлекательный эффект за счет психоэмоциональных или биомеханических воздействий.
Под указанное в ГОСТ Р 53130-2008 "Безопасность аттракционов. Общие требования" определение аттракциона и в область применения данного ГОСТа подпадают механизированные, немеханизированные, аттракционы, а также вспомогательные устройства для развлечений, используемые в парках аттракционов или совместно с аттракционами, и подобные им аттракционы, и устанавливаемых в парках, торгово-развлекательных центрах, ярмарках и других общественных местах.
Судами принято во внимание, что согласно п. 3.2 ГОСТ Р 55881-2013 "Туристские услуги. Общие требования к услугам горнолыжного туризма", введенным в действие с 01.03.2015, содержится понятие горно-туристического комплекса, которым является совокупность технических, технологических, организационных средств и оказываемых услуг, обеспечивающих активный и пассивный отдых в горах, связанных с катанием с гор на горных лыжах, сноубордах, тюбингах, санках и т.п., а также с различными физкультурно-оздоровительными и туристско-рекреационными услугами в горах. Согласно приложения А к указанному ГОСТу катание на тюбингах относится к зимним физкультурно-оздоровительным услугам на склонах.
В ГОСТ Р 55881-2013 "Туристские услуги. Общие требования к услугам горнолыжного туризма" перечислены ГОСТы, которые подлежат применению к указанным услугам. В силу п. 5.2 ГОСТ Р 55881-2013 "Туристские услуги. Общие требования к услугам горнолыжного туризма" безопасность оказания и потребления данных услуг должна обеспечиваться согласно ГОСТ Р 52025-2003 "Услуги физкультурно-оздоровительные и спортивные. Требования безопасности потребителей"; ГОСТ Р 54601-2011 "Туристские услуги. Безопасность активных видов туризма. Общие положения". При этом ГОСТ Р 53130-2008 "Безопасность аттракционов. Общие требования" не указан как подлежащий применению к данным услугам.
Учитывая изложенное, суды пришли к обоснованному выводу о том, что трасса для катания на тюбингах не является аттракционом, а относится к горно-туристическому комплексу, на который не распространяются требования ГОСТ Р 53130-2008, в связи с чем нарушения, выразившиеся в невыполнении требований данного ГОСТа, необоснованно вменяются АУ УР "Спортивный комплекс "Чекерил".
Судом апелляционной инстанции также установлено, что АУ УР "Спортивный комплекс "Чекерил" при эксплуатации трассы для катания на тюбингах принимались меры по обеспечению безопасности потребителей. Доказательств, опровергающих данные обстоятельства, в материалах дела не имеется. При этом административным органом не установлены и не доказаны обстоятельства, свидетельствующие о нарушении АУ УР "Спортивный комплекс "Чекерил" требований национальных стандартов, регулирующих осуществление спорной деятельности (ст. 65, ч. 5 ст. 200, ч. 4 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
С учётом изложенного суды пришли к выводу о том, что предписание незаконно и нарушает права заявителя в сфере предпринимательской деятельности, в действиях (бездействии) заявителя нет состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.43 КоАП РФ, и удовлетворили заявленные требования.
К установленным обстоятельствам нормы права применены судами правильно. Доводы заявителя жалобы по существу являются несогласием с оценкой судами обстоятельств дела. Следовательно, оснований для удовлетворения жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 17.07.2015 по делу N А71-5612/2015 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2015 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Приволжского межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в лице отдела (инспекции) в Удмуртской Республике - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Н. Токмакова |
Судьи |
О.Г. Гусев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.