Екатеринбург |
|
15 ноября 2016 г. |
Дело N А76-28947/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 ноября 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 ноября 2016 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Поротниковой Е.А.,
судей Ященок Т.П., Черкезова Е.О.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения - Челябинское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала N 9 (далее - государственное учреждение) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 20.05.2016 по делу N А76-28947/2015 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.08.2016 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Ходатайство общества с ограниченной ответственностью "Гарант-Евразия-Плюс" (далее - общество) о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие его представителей судом кассационной инстанции рассмотрено и удовлетворено на основании ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Общество обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании недействительным решения государственного учреждения от 10.11.2015 N 142лт.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 20.05.2016 (судья Трапезникова Н.Г.) заявленные требования удовлетворены. Решение государственного учреждения от 10.11.2015 N 142лт признано недействительным.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.08.2016 (судьи Скобелкин А.П., Кузнецов Ю.А., Малышева И.А.) решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе государственное учреждение просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судами положений Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон о страховых взносах), иных норм материального права, указанных в кассационной жалобе, а также на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела. Государственное учреждение полагает, что у общества в данном конкретном случае отсутствовали предусмотренные действующим законодательством основания для применения пониженного тарифа.
Общество представило отзыв на кассационную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не нашел оснований для их отмены.
Как установлено судами обеих инстанций и следует из материалов дела, государственным учреждением по результатам проведения в отношении общества камеральной проверки по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за период с 01.01.2015 по 30.06.2015 выявлено нарушение обществом положений ч. 5 ст. 58 Закона о страховых взносах, выразившееся в необоснованном применении пониженного тарифа страховых взносов, уплачиваемых во внебюджетный фонд.
По результатам проверки государственным учреждением составлен акт от 22.09.2015 N 1169, вынесено решение от 10.11.2015 N 142лт о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, которым обществу начислены страховые взносы в сумме 54 361 руб. 28 коп., пени в сумме 949 руб. 06 коп., штраф в сумме 10 872 руб. 26 коп.
Считая решение государственного учреждения от 10.11.2015 N 142лт о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах недействительным, нарушающим его права и охраняемые законом интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные обществом требования, суды исходили из несоответствия оспариваемого решения государственного учреждения от 10.11.2015 N 142лт требованиям действующего законодательства.
Выводы судов являются правильными, соответствуют материалам дела и действующему законодательству.
В силу ч. 1 ст. 198, ст. 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установить наличие двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение указанными ненормативными правовыми актами, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Согласно ч. 1 ст. 7 Закона о страховых взносах объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подп. "а" и "б" п. 1 ч. 1 ст. 5 названного Федерального закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.
На основании п. 6 ч. 1 ст. 58 Закона о страховых взносах в течение переходного периода применяются пониженные тарифы страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в п. 1 ч. 1 ст. 5 названного Федерального закона, в частности для организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий (за исключением организаций, заключивших с органами управления особыми экономическими зонами соглашения об осуществлении технико-внедренческой деятельности и производящих выплаты физическим лицам, работающим в технико-внедренческой особой экономической зоне или промышленно-производственной особой экономической зоне), которыми признаются российские организации, осуществляющие разработку и реализацию разработанных ими программ для ЭВМ, баз данных на материальном носителе или в электронном виде по каналам связи независимо от вида договора и (или) оказывающие услуги (выполняющие работы) по разработке, адаптации, модификации программ для ЭВМ, баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), установке, тестированию и сопровождению программ для ЭВМ, баз данных.
В силу ч. 5 ст. 58 Закона о страховых взносах указанные в п. 6 ч. 1 названной статьи плательщики страховых взносов применяют тарифы страховых взносов, предусмотренные ч. 3 названной статьи, при выполнении ими условий, установленных ч. 2.1 и 2.2 ст. 57 названного Федерального закона.
Частью 2.1 ст. 57 Закона о страховых взносах предусмотрено, что организации, осуществляющие деятельность в области информационных технологий (за исключением организаций, имеющих статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны, и вновь созданных организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий), применяют тарифы страховых взносов, предусмотренные п. 4 ч. 2 названной статьи, при выполнении ими следующих условий: организацией получен документ о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; доля доходов от реализации экземпляров программ для ЭВМ, баз данных, передачи исключительных прав на программы для ЭВМ, базы данных, предоставления прав использования программ для ЭВМ, баз данных по лицензионным договорам, от оказания услуг (выполнения работ) по разработке, адаптации и модификации программ для ЭВМ, баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), а также услуг (работ) по установке, тестированию и сопровождению указанных программ для ЭВМ, баз данных по итогам девяти месяцев года, предшествующего году перехода организации на уплату страховых взносов по тарифам страховых взносов, предусмотренным п. 4 ч. 2 названной статьи, составляет не менее 90 процентов в сумме всех доходов организации за указанный период; средняя численность работников, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, за девять месяцев года, предшествующего году перехода организации на уплату страховых взносов по тарифам страховых взносов, предусмотренным п. 4 ч. 2 названной статьи, составляет не менее 7 человек.
Судами с учетом названных норм права отмечено, что страхователь-организация имеет право на применение пониженного тарифа при соблюдении совокупности следующих условий: наличие у организации документа о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, средняя численность работников не менее 7 человек, осуществление деятельности по разработке и реализации разработанных ими программ для ЭВМ, баз данных на материальном носителе или в электронном виде по каналам связи независимо от вида договора и (или) оказанию услуг (выполнению работ) по разработке, адаптации, модификации программ для ЭВМ, баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), установке, тестированию и сопровождению программ для ЭВМ, баз данных, доля доходов от которой составляет не менее не менее 90 процентов в сумме всех доходов организации по итогам девяти месяцев года, предшествующего году перехода организации на уплату страховых взносов по пониженным тарифам.
При этом судами отмечено, что право на применение пониженного тарифа страховых взносов не связывается с оказанием услуг лишь в отношении разработанных самим страхователем программ для ЭВМ, баз данных. Организации, не являющиеся разработчиками и не осуществляющие деятельность по разработке программ для ЭВМ (баз данных), оказывающие услуги (выполняющие работы) по разработке, адаптации, модификации программ для ЭВМ, баз данных, установке, тестированию и сопровождению программ для ЭВМ, баз данных, вправе применять пониженные тарифы страховых взносов.
Судами при рассмотрении материалов дела установлено, что основным видом деятельности общества является "Прочая деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий" (ОКВЭД 72.60). В проверяемом периоде обществом осуществлялась деятельность по оказанию услуг (работ) по адаптации ЭПС "Система ГАРАНТ" (база данных, свидетельство о государственной регистрации базы данных N 2010620706), установке, тестированию, сопровождению адаптированной обществом ЭПС "Система ГАРАНТ".
Судами выявлено, что общество имеет государственную аккредитацию в качестве организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий (запись в реестре аккредитованных организаций от 14.02.2011 N 1037), средняя численность работников общества в проверяемых периодах составляла не менее 30 человек, все полученные обществом доходы (100%) получены от деятельности по адаптации, модификации баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), установке, тестированию и сопровождению баз данных (справочно-правовой системы "Гарант").
Правильно применив указанные нормы права, а также оценив в порядке, предусмотренном ст. 65, 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, имеющиеся в материалах дела документы и установленные по делу фактические обстоятельства в их совокупности, суды при рассмотрении спора пришли к обоснованному выводу о том, что обществом в данном конкретном случае соблюдены все условия, необходимые для применения пониженного тарифа страховых взносов, что, в свою очередь, свидетельствует об отсутствии оснований для доначисления ему страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, соответствующих пени и штрафа за неуплату указанных страховых взносов.
При таких обстоятельствах суды, сделав правомерный вывод о несоответствии оспариваемого решения государственного учреждения от 10.11.2015 N 142лт о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах требованиям действующего законодательства, обоснованно удовлетворили заявленные обществом требования.
Ссылка государственного учреждения, изложенная в кассационной жалобе, на отсутствие у общества в данном конкретном случае предусмотренных действующим законодательством оснований для применения пониженного тарифа подлежит отклонению как основанная на неправильном толковании норм материального права применительно к установленным по делу фактическим обстоятельствам.
Иные доводы государственного учреждения, изложенные в кассационной жалобе, направлены по существу на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств, оснований для которой у суда кассационной инстанции в силу положений ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции и постановления апелляционного суда, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 20.05.2016 по делу N А76-28947/2015 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.08.2016 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - Челябинское региональное отделение Фонд социального страхования Российской Федерации в лице филиала N 9 - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.А. Поротникова |
Судьи |
Т.П. Ященок |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.