Назначение референдума в г. Москве

Глава 2. Назначение референдума в городе Москве


Статья 8. Инициатива проведения референдума

1. Инициатива проведения референдума города Москвы принадлежит жителям города Москвы, имеющим право на участие в референдуме.

2. Инициатива проведения местного референдума принадлежит:

1) жителям города Москвы, имеющим право на участие в местном референдуме в соответствующем муниципальном образовании;

Информация об изменениях:

Законом г. Москвы от 11 декабря 2013 г. N 69 в пункт 2 части 2 статьи 8 настоящего Закона внесены изменения

См. текст пункта в предыдущей редакции

2) совместно представительному органу местного самоуправления и главе местной администрации.

3. Для выдвижения инициативы проведения референдума и сбора подписей участников референдума в ее поддержку образуется инициативная группа по проведению референдума. Указанную инициативную группу вправе образовать житель или группа жителей города Москвы, имеющие право на участие в референдуме. Выдвинуть инициативу проведения референдума вправе также избирательное объединение, иное общественное объединение, устав которого предусматривает участие в выборах и (или) референдумах и которое зарегистрировано в порядке, определенном федеральным законом, на уровне, соответствующем уровню референдума, или на более высоком уровне не позднее чем за один год до дня образования инициативной группы по проведению референдума.

4. Для назначения референдума инициативная группа по проведению референдума, образованная в соответствии с частью 3 настоящей статьи, должна представить в соответствующую комиссию референдума подписи участников референдума в поддержку инициативы его проведения.

Информация об изменениях:

Законом г. Москвы от 11 декабря 2013 г. N 69 в часть 5 статьи 8 настоящего Закона внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

5. При выдвижении инициативы проведения местного референдума совместно представительным органом местного самоуправления и главой местной администрации сбор подписей участников референдума не проводится.


Статья 9. Порядок реализации инициативы проведения референдума

1. Каждый житель или группа жителей города Москвы, имеющие право на участие в референдуме города Москвы, вправе образовать инициативную группу по проведению референдума города Москвы в количестве не менее 300 человек, имеющих право на участие в референдуме.

2. Каждый житель или группа жителей города Москвы, имеющие право на участие в местном референдуме, вправе образовать инициативную группу по проведению местного референдума в следующем количестве:

1) не менее 50 человек - в муниципальном образовании, в котором зарегистрировано до 50 тысяч участников референдума;

2) не менее 75 человек - в муниципальном образовании, в котором зарегистрировано от 50 до 100 тысяч участников референдума;

3) не менее 100 человек - в муниципальном образовании, в котором зарегистрировано свыше 100 тысяч участников референдума.

3. В случае если инициатором проведения референдума выступает избирательное объединение, иное общественное объединение, указанное в части 3 статьи 8 настоящего Закона, то руководящий орган этого избирательного объединения, иного общественного объединения либо руководящий орган его регионального отделения или иного структурного подразделения (соответственно уровню референдума) независимо от численности выступает в качестве инициативной группы по проведению референдума.

4. Инициативная группа по проведению референдума обращается с ходатайством о регистрации группы:

1) в Московскую городскую избирательную комиссию (далее - Городская комиссия) - при выдвижении инициативы по проведению референдума города Москвы;

2) в избирательную комиссию соответствующего муниципального образования (далее - муниципальная комиссия) - при выдвижении инициативы по проведению местного референдума.

5. С момента обращения инициативной группы соответствующая избирательная комиссия действует в качестве комиссии референдума.

6. В ходатайстве инициативной группы по проведению референдума указываются:

1) формулировка вопроса (вопросов), предлагаемого (предлагаемых) инициативной группой для вынесения на референдум. В случае вынесения на референдум проекта закона города Москвы или иного нормативного правового акта вопрос должен начинаться словами "Поддерживаете ли Вы принятие", после которых должно идти название проекта закона города Москвы или иного нормативного правового акта. При этом инициативная группа прилагает к ходатайству текст выносимого на референдум проекта закона города Москвы или иного нормативного правового акта;

2) фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, его заменяющего, с указанием наименования или кода выдавшего его органа, а также адрес места жительства каждого члена инициативной группы и каждого лица, уполномоченного действовать от ее имени на территории, где предполагается провести референдум.

Информация об изменениях:

Законом г. Москвы от 25 февраля 2015 г. N 8 в часть 7 статьи 9 настоящего Закона внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

7. Ходатайство инициативной группы по проведению референдума должно быть подписано всеми членами указанной группы, а в случае выдвижения инициативы проведения референдума избирательным объединением, иным общественным объединением ходатайство должно быть подписано всеми членами руководящего органа этого избирательного объединения, иного общественного объединения либо руководящего органа его регионального отделения или иного структурного подразделения (соответственно уровню референдума), поддержавшими решение о выдвижении инициативы проведения референдума. Подписи членов инициативной группы по проведению референдума удостоверяются нотариально.

8. В случае если инициативная группа по проведению референдума образована жителями города Москвы в соответствии с частью 1 или 2 настоящей статьи, к ходатайству должен быть приложен протокол собрания инициативной группы, на котором было принято решение о выдвижении инициативы проведения референдума.

9. В случае если инициатором проведения референдума выступает избирательное объединение, иное общественное объединение, указанное в части 3 статьи 8 настоящего Закона, к ходатайству прилагаются:

Информация об изменениях:

Законом г. Москвы от 11 декабря 2013 г. N 69 пункт 1 части 9 статьи 9 настоящего Закона изложен в новой редакции

См. текст пункта в предыдущей редакции

1) для общественных объединений (за исключением политических партий, их региональных отделений и иных структурных подразделений) - копия устава общественного объединения, заверенная постоянно действующим руководящим органом общественного объединения;

Информация об изменениях:

Законом г. Москвы от 11 декабря 2013 г. N 69 пункт 2 части 9 статьи 9 настоящего Закона изложен в новой редакции

См. текст пункта в предыдущей редакции

2) нотариально удостоверенная или заверенная постоянно действующим руководящим органом избирательного объединения, иного общественного объединения копия документа о государственной регистрации избирательного объединения, иного общественного объединения, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений;

3) протокол или выписка из протокола съезда, конференции, общего собрания избирательного объединения, иного общественного объединения, заседания руководящего органа указанного объединения или его регионального отделения, иного структурного подразделения, на которых было принято решение о выдвижении инициативы проведения референдума. Указанные протокол или выписка подписываются уполномоченным на то лицом (лицами) и заверяются печатью избирательного объединения, иного общественного объединения.

10. Городская комиссия в течение 15 дней со дня поступления ходатайства инициативной группы по проведению референдума города Москвы обязана рассмотреть ходатайство и приложенные к нему документы и принять решение:

1) в случае соответствия указанных ходатайства и документов требованиям Устава города Москвы и настоящего Закона - о направлении их в Московскую городскую Думу;

2) в противном случае - об отказе в регистрации инициативной группы.

11. Московская городская Дума в течение 20 дней со дня поступления ходатайства инициативной группы по проведению референдума города Москвы и приложенных к нему документов обязана рассмотреть указанные ходатайство и документы и принять мотивированное решение о соответствии или о несоответствии вопроса (вопросов), предлагаемого (предлагаемых) для вынесения на референдум города Москвы, требованиям статьи 5 настоящего Закона.

12. Московская городская Дума не позднее чем через пять дней со дня поступления ходатайства инициативной группы по проведению референдума города Москвы и приложенных к нему документов обязана уведомить об инициативе проведения референдума Президента Российской Федерации, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации и Центральную избирательную комиссию Российской Федерации.

13. Московская городская Дума не позднее чем через пять дней со дня принятия решения о соответствии или о несоответствии вопроса (вопросов), предлагаемого (предлагаемых) для вынесения на референдум города Москвы, требованиям статьи 5 настоящего Закона уведомляет об этом решении Городскую комиссию, Президента Российской Федерации, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации и Центральную избирательную комиссию Российской Федерации.

14. Если Московской городской Думой принято решение о том, что вопрос (вопросы), предлагаемый (предлагаемые) для вынесения на референдум города Москвы, соответствует (соответствуют) требованиям статьи 5 настоящего Закона, Городская комиссия в течение 15 дней со дня принятия указанного решения осуществляет регистрацию инициативной группы по проведению референдума города Москвы, выдает ей регистрационное свидетельство, а также сообщает об этом в средства массовой информации.

15. Регистрационное свидетельство, выданное инициативной группе по проведению референдума города Москвы, действительно до окончания кампании референдума. Форма регистрационного свидетельства устанавливается Городской комиссией.

16. Если Московской городской Думой принято решение о том, что вопрос (вопросы), предлагаемый (предлагаемые) для вынесения на референдум города Москвы, не соответствует (не соответствуют) требованиям статьи 5 настоящего Закона, Городская комиссия в течение 15 дней со дня принятия указанного решения принимает решение об отказе в регистрации инициативной группы по проведению референдума города Москвы.

17. В случае если Президент Российской Федерации, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации или Правительство Российской Федерации не согласны с решением Московской городской Думы о соответствии или о несоответствии вопроса (вопросов), предлагаемого (предлагаемых) для вынесения на референдум города Москвы, требованиям статьи 5 настоящего Закона, они вправе предложить Московской городской Думе создать согласительную комиссию. В работе согласительной комиссии вправе принять участие представители инициативной группы по проведению референдума города Москвы. По результатам работы согласительной комиссии Московская городская Дума подтверждает ранее принятое решение или принимает новое решение. На время работы согласительной комиссии сроки, указанные в частях 14 и 16 настоящей статьи, приостанавливаются.

18. Муниципальная комиссия в течение 15 дней со дня поступления ходатайства инициативной группы по проведению местного референдума обязана рассмотреть ходатайство и приложенные к нему документы и принять решение:

Информация об изменениях:

Законом г. Москвы от 11 декабря 2013 г. N 69 в пункт 1 части 18 статьи 9 настоящего Закона внесены изменения

См. текст пункта в предыдущей редакции

1) в случае соответствия указанных ходатайства и документов требованиям Устава города Москвы, настоящего Закона и устава муниципального образования - о направлении их в представительный орган местного самоуправления;

2) в противном случае - об отказе в регистрации инициативной группы.

Информация об изменениях:

Законом г. Москвы от 11 декабря 2013 г. N 69 в часть 19 статьи 9 настоящего Закона внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

19. Представительный орган местного самоуправления в течение 20 дней со дня поступления ходатайства инициативной группы по проведению местного референдума и приложенных к нему документов обязан их рассмотреть и принять решение о соответствии или о несоответствии вопроса (вопросов), предлагаемого (предлагаемых) для вынесения на местный референдум, требованиям статьи 5 настоящего Закона.

Информация об изменениях:

Законом г. Москвы от 11 декабря 2013 г. N 69 в часть 20 статьи 9 настоящего Закона внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

20. Если представительным органом местного самоуправления принято решение о том, что вопрос (вопросы), предлагаемый (предлагаемые) для вынесения на местный референдум, соответствует (соответствуют) требованиям статьи 5 настоящего Закона, муниципальная комиссия в течение 15 дней со дня принятия указанного решения осуществляет регистрацию инициативной группы по проведению местного референдума, выдает ей регистрационное свидетельство, а также сообщает об этом в средства массовой информации.

Информация об изменениях:

Законом г. Москвы от 11 декабря 2013 г. N 69 в часть 21 статьи 9 настоящего Закона внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

21. Если представительным органом местного самоуправления принято решение о том, что вопрос (вопросы), предлагаемый (предлагаемые) для вынесения на местный референдум, не соответствует (не соответствуют) требованиям статьи 5 настоящего Закона, муниципальная комиссия в течение 15 дней со дня принятия указанного решения принимает решение об отказе в регистрации инициативной группы по проведению местного референдума.

22. Регистрационное свидетельство, выданное инициативной группе по проведению местного референдума, действительно до окончания кампании референдума. Форма регистрационного свидетельства устанавливается Городской комиссией.

23. В случае отказа в регистрации инициативной группы по проведению референдума города Москвы, местного референдума соответствующая комиссия референдума обязана в течение одних суток с момента принятия решения об отказе в регистрации выдать уполномоченному представителю инициативной группы по проведению референдума копию решения комиссии с изложением оснований отказа.

24. Основанием отказа инициативной группе по проведению референдума в регистрации может быть только нарушение данной инициативной группой требований части 3 статьи 8 настоящего Закона и частей 1 - 3 настоящей статьи, несоответствие документов, указанных в частях 6 - 9 настоящей статьи, требованиям настоящего Закона или несоответствие вопроса (вопросов), выносимого (выносимых) на референдум, требованиям статьи 5 настоящего Закона. Отказ в регистрации может быть обжалован в порядке, установленном статьей 63 настоящего Закона.


Статья 10. Сбор подписей в поддержку инициативы проведения референдума

1. После получения регистрационного свидетельства инициативная группа по проведению референдума вправе добровольно и самостоятельно проводить сбор подписей в поддержку инициативы проведения референдума. Подписи в поддержку инициативы проведения референдума города Москвы могут собираться со дня, следующего за днем регистрации инициативной группы по проведению референдума, после оплаты изготовления подписных листов. Подписи в поддержку инициативы проведения местного референдума могут собираться со дня, следующего за днем регистрации инициативной группы по проведению референдума. Сбор подписей в поддержку инициативы проведения референдума города Москвы осуществляется в течение 30 дней со дня, следующего за днем регистрации инициативной группы по проведению референдума. Сбор подписей в поддержку инициативы проведения местного референдума осуществляется в течение 20 дней со дня, следующего за днем регистрации инициативной группы по проведению референдума. Инициативная группа по проведению референдума вправе создавать группы содействия для сбора подписей в поддержку инициативы проведения референдума.

2. Количество подписей, которое необходимо собрать в поддержку инициативы проведения референдума города Москвы, составляет 2 процента от числа участников референдума, зарегистрированных на территории города Москвы в соответствии с частью 3 статьи 13 настоящего Закона. Число указанных подписей определяется Городской комиссией одновременно с принятием решения о регистрации инициативной группы по проведению референдума города Москвы.

Информация об изменениях:

Законом г. Москвы от 11 декабря 2013 г. N 69 в часть 3 статьи 10 настоящего Закона внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

3. Количество подписей, которое необходимо собрать в поддержку инициативы проведения местного референдума, составляет 5 процентов от числа участников референдума, зарегистрированных на территории соответствующего муниципального образования в соответствии с частью 3 статьи 13 настоящего Закона. Число указанных подписей определяется муниципальной комиссией одновременно с принятием решения о регистрации инициативной группы по проведению местного референдума. При этом количество подписей, которое необходимо собрать в поддержку инициативы проведения местного референдума, не может быть менее 25.

Информация об изменениях:

Законом г. Москвы от 11 декабря 2013 г. N 69 статья 10 настоящего Закона дополнена частью 3.1

3.1. Подписные листы для сбора подписей участников референдума в поддержку инициативы проведения референдума должны изготавливаться за счет средств соответствующего фонда референдума. Подписные листы изготавливаются и оформляются по форме согласно приложению 9 к Федеральному закону.

4. В каждом подписном листе указываются:

1) слова "Город Москва" - в случае выдвижения инициативы проведения референдума города Москвы или наименование муниципального образования - в случае выдвижения инициативы проведения местного референдума;

2) формулировка вопроса (вопросов), предлагаемого (предлагаемых) для вынесения на референдум;

Информация об изменениях:

Законом г. Москвы от 11 декабря 2013 г. N 69 пункт 3 части 4 статьи 10 настоящего Закона изложен в новой редакции

См. текст пункта в предыдущей редакции

3) номер регистрационного свидетельства, дата его выдачи и наименование комиссии, выдавшей свидетельство;

Информация об изменениях:

Законом г. Москвы от 11 декабря 2013 г. N 69 пункт 4 части 4 статьи 10 настоящего Закона изложен в новой редакции

См. текст пункта в предыдущей редакции

4) в случае сбора подписей в поддержку инициативы проведения референдума города Москвы - номер специального счета фонда референдума.

5. Подписи могут собираться только среди участников референдума, имеющих право на участие в соответствующем референдуме.

Информация об изменениях:

Законом г. Москвы от 25 февраля 2015 г. N 8 в часть 6 статьи 10 настоящего Закона внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

6. Участие органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления организаций независимо от формы собственности, учреждений, членов комиссий референдума с правом решающего голоса в сборе подписей, равно как и принуждение участников референдума в процессе сбора подписей к внесению подписей и их вознаграждение за внесение подписей, не допускаются. Сбор подписей на рабочих местах, в процессе и в местах выдачи заработной платы, пенсий, пособий, стипендий, иных социальных выплат, а также при оказании благотворительной помощи запрещается. Подписи, собранные с нарушением положений настоящей части, являются недействительными.

Информация об изменениях:

Законом г. Москвы от 11 декабря 2013 г. N 69 в часть 7 статьи 10 настоящего Закона внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

7. Право сбора подписей участников референдума принадлежит гражданину Российской Федерации, достигшему к моменту сбора подписей возраста 18 лет и не признанному судом недееспособным. Уполномоченный представитель инициативной группы по проведению референдума может заключать с лицом, осуществляющим сбор подписей участников референдума, договор о сборе подписей. Оплата этой работы осуществляется только из средств фонда референдума, созданного инициативной группой по проведению референдума. Инициативная группа по проведению референдума города Москвы обязана составить список лиц, осуществлявших сбор подписей участников референдума, по форме, установленной комиссией, организующей референдум. В списке указываются сведения о каждом лице, осуществлявшем сбор подписей участников референдума: фамилия, имя и отчество, дата рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, его заменяющего, наименование или код выдавшего его органа, а также ставится подпись лица, осуществлявшего сбор подписей участников референдума. Сведения о лицах, осуществлявших сбор подписей участников референдума, и их подписи в указанном списке удостоверяются нотариально.

Информация об изменениях:

Законом г. Москвы от 11 декабря 2013 г. N 69 статья 10 настоящего Закона дополнена частью 7.1

7.1. При выдвижении инициативы проведения референдума города Москвы в подписном листе указывается номер специального счета фонда референдума, с которого произведена оплата изготовления подписных листов.

8. В случае вынесения на референдум проекта закона города Москвы, иного нормативного правового акта лицо, осуществляющее сбор подписей, должно представлять текст соответствующего проекта гражданину, ставящему свою подпись в поддержку инициативы проведения референдума, по его первому требованию.

9. Участник референдума вправе ставить подпись в поддержку выдвижения одной и той же инициативы проведения референдума только один раз.

Информация об изменениях:

Законом г. Москвы от 25 февраля 2015 г. N 8 в часть 10 статьи 10 настоящего Закона внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

10. Участник референдума ставит в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывает свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет - дополнительно число и месяц рождения), серию, номер паспорта или документа, его заменяющего, а также адрес места жительства, указанный в паспорте или документе, его заменяющем. Данные об участнике референдума, ставящем в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, могут вноситься в подписной лист по просьбе участника референдума лицом, осуществляющим сбор подписей в поддержку инициативы проведения референдума. Указанные данные вносятся только рукописным способом, при этом использование карандашей не допускается. Подпись и дату ее внесения участник референдума ставит собственноручно.

Информация об изменениях:

Законом г. Москвы от 11 декабря 2013 г. N 69 в часть 11 статьи 10 настоящего Закона внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

11. При сборе подписей участников референдума в поддержку инициативы проведения референдума допускается заполнение подписного листа на лицевой и оборотной сторонах. При этом оборотная сторона является продолжением лицевой стороны с единой нумерацией подписей, а заверительные записи вносятся на оборотной стороне подписного листа непосредственно после последней подписи участника референдума.

Информация об изменениях:

Законом г. Москвы от 11 декабря 2013 г. N 69 часть 12 статьи 10 настоящего Закона изложена в новой редакции

См. текст части в предыдущей редакции

12. Каждый подписной лист должен быть заверен подписью лица, осуществлявшего сбор подписей участников референдума. При заверении подписного листа лицо, осуществлявшее сбор подписей участников референдума, собственноручно указывает свои фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, его заменяющего, наименование или код выдавшего его органа, а также ставит свою подпись и дату ее внесения.

Информация об изменениях:

Законом г. Москвы от 11 декабря 2013 г. N 69 статья 10 настоящего Закона дополнена частью 12.1

12.1. Каждый подписной лист с подписями участников референдума в поддержку инициативы проведения референдума должен быть заверен уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума. При заверении подписного листа уполномоченный представитель инициативной группы по проведению референдума напротив своих фамилии, имени и отчества собственноручно ставит свою подпись и дату ее внесения.

Информация об изменениях:

Законом г. Москвы от 25 февраля 2015 г. N 8 часть 13 статьи 10 настоящего Закона изложена в новой редакции

См. текст части в предыдущей редакции

13. После окончания сбора подписей уполномоченные представители инициативной группы по проведению референдума подсчитывают общее число собранных подписей участников референдума и составляют протокол об итогах сбора подписей по форме, установленной комиссией, организующей референдум. Протокол подписывается уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума.


Статья 11. Проверка комиссией референдума достоверности данных, содержащихся в подписных листах

1. Уполномоченные представители инициативной группы по проведению референдума не позднее дня, следующего за днем окончания сроков, установленных частью 1 статьи 10 настоящего Закона, представляют в соответствующую комиссию референдума:

1) подписные листы с подписями участников референдума, собранными в поддержку инициативы проведения референдума;

Информация об изменениях:

Законом г. Москвы от 25 февраля 2015 г. N 8 в пункт 2 части 1 статьи 11 настоящего Закона внесены изменения

См. текст пункта в предыдущей редакции

2) протокол об итогах сбора подписей на бумажном носителе и в машиночитаемом виде по форме, установленной комиссией, организующей референдум. Протокол об итогах сбора подписей в машиночитаемом виде представляется, если в поддержку инициативы проведения референдума собрано более 100 подписей участников референдума;

Информация об изменениях:

Законом г. Москвы от 11 декабря 2013 г. N 69 часть 1 статьи 11 настоящего Закона дополнена пунктом 2.1

2.1) список лиц, осуществлявших сбор подписей участников референдума в поддержку инициативы проведения референдума города Москвы, составленный в соответствии с требованиями части 7 статьи 10 настоящего Закона, а также список указанных лиц в машиночитаемом виде по форме, установленной комиссией, организующей референдум;

3) первый финансовый отчет инициативной группы по проведению референдума.

2. Подписные листы, представляемые в соответствующую комиссию референдума, должны быть сброшюрованы и пронумерованы.

Информация об изменениях:

Законом г. Москвы от 11 декабря 2013 г. N 69 в часть 3 статьи 11 настоящего Закона внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

3. Количество представляемых для назначения референдума подписей участников референдума может превышать количество подписей, необходимое для назначения референдума, не более чем на 10 процентов. Если для назначения референдума требуется представить менее 40 подписей, количество представляемых подписей участников референдума может превышать количество подписей, необходимое для назначения референдума, не более чем на четыре подписи.

4. При приеме документов, указанных в части 1 настоящей статьи, соответствующая комиссия референдума заверяет каждую папку с подписными листами своей печатью, проверяет соответствие количества представленных подписных листов количеству, указанному в протоколе об итогах сбора подписей участников референдума, а затем выдает уполномоченному представителю инициативной группы по проведению референдума подтверждение в письменной форме о приеме подписных листов и других документов с указанием количества принятых подписных листов и заявленного количества подписей, даты и времени их приема.

5. Соответствующая комиссия референдума проверяет соблюдение порядка сбора подписей участников референдума, оформления подписных листов, достоверность сведений об участниках референдума и подписей участников референдума, содержащихся в этих подписных листах.

Информация об изменениях:

Законом г. Москвы от 25 февраля 2015 г. N 8 в часть 6 статьи 11 настоящего Закона внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

6. Соответствующая комиссия референдума для проведения проверки, предусмотренной частью 5 настоящей статьи, может своим решением создавать рабочие группы из числа членов комиссии, работников аппарата комиссии, привлеченных специалистов. К такой проверке могут привлекаться члены нижестоящих комиссий референдума, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, военных комиссариатов, органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также иных государственных органов. Заключения экспертов могут служить основанием для признания недостоверными и (или) недействительными содержащихся в подписных листах сведений об участниках референдума и их подписей. Заключения экспертов излагаются в письменной форме в ведомостях проверки подписных листов или ином документе. На период работы привлекаемые эксперты освобождаются от основной работы, за ними сохраняются место работы (должность), установленные должностные оклады и иные выплаты по месту работы. Для установления достоверности сведений, содержащихся в подписных листах, используется ГАС "Выборы", включая регистр участников референдума.

7. По решению соответствующей комиссии референдума могут быть проверены все представленные подписи или часть этих подписей, но не менее 20 процентов от установленного в соответствии со статьей 10 настоящего Закона количества подписей, которое необходимо собрать в поддержку инициативы проведения референдума.

8. Подписные листы для выборочной проверки отбираются посредством случайной выборки (жребия). Если число подписей в подписных листах, отобранных для выборочной проверки, окажется большим, чем количество подписей, которое должно быть проверено в соответствии с решением комиссии референдума посредством случайной выборки (жребия), выбирается один подписной лист и в этом подписном листе посредством случайной выборки (жребия) отбираются подписи, не подлежащие проверке.

Информация об изменениях:

Законом г. Москвы от 25 февраля 2015 г. N 8 в часть 9 статьи 11 настоящего Закона внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

9. Проверке и учету не подлежат подписи участников референдума, содержащиеся в подписных листах, но исключенные (вычеркнутые) лицами, заверяющими подписные листы, если это специально оговорено ими в подписном листе или протоколе об итогах сбора подписей участников референдума до представления подписных листов в комиссию.

10. При проведении проверки подписей, представленных инициативной группой по проведению референдума, включая проведение выборки подписей для проверки, вправе присутствовать уполномоченные представители инициативной группы по проведению референдума. Указанные лица должны быть извещены о времени проведения проверки.

Информация об изменениях:

Законом г. Москвы от 11 декабря 2013 г. N 69 часть 11 статьи 11 настоящего Закона изложена в новой редакции

См. текст части в предыдущей редакции

11. По результатам проверки подписей участников референдума и соответствующих им сведений об участниках референдума, содержащихся в подписных листах, подпись участника референдума может быть признана достоверной либо недостоверной и (или) недействительной.

12. Недостоверными считаются подписи, выполненные от имени одного лица другим лицом. Подпись признается недостоверной на основании письменного заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке достоверности подписей в соответствии с частью 6 настоящей статьи.

Информация об изменениях:

Законом г. Москвы от 25 февраля 2015 г. N 8 в часть 12.1 статьи 11 настоящего Закона внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

12.1. Если при проверке подписей участников референдума обнаруживается несколько подписей одного и того же участника референдума в поддержку выдвижения одной и той же инициативы проведения референдума, достоверной считается только одна подпись, а остальные подписи признаются недействительными.

Информация об изменениях:

Законом г. Москвы от 11 декабря 2013 г. N 69 часть 13 статьи 11 настоящего Закона изложена в новой редакции

См. текст части в предыдущей редакции

13. Недействительными признаются:

1) подписи участников референдума, собранные вне периода сбора подписей, в том числе до дня оплаты изготовления подписных листов, а при выдвижении инициативы проведения местного референдума - до дня, следующего за днем уведомления соответствующей комиссии референдума о регистрации инициативной группы по проведению местного референдума;

2) подписи лиц, не обладающих правом на участие в референдуме;

Информация об изменениях:

Законом г. Москвы от 25 февраля 2015 г. N 8 пункт 3 части 13 статьи 11 настоящего Закона изложен в новой редакции

См. текст пункта в предыдущей редакции

3) подписи участников референдума, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. В этом случае подпись признается недействительной только при наличии официальной справки органа, осуществляющего регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, либо на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с частью 6 настоящей статьи;

4) подписи участников референдума без указания каких-либо из сведений, требуемых в соответствии с настоящим Законом, и (или) без указания даты собственноручного внесения участником референдума своей подписи в подписной лист;

5) подписи участников референдума, сведения о которых внесены в подписной лист нерукописным способом или карандашом;

Информация об изменениях:

Законом г. Москвы от 25 февраля 2015 г. N 8 в пункт 6 части 13 статьи 11 настоящего Закона внесены изменения

См. текст пункта в предыдущей редакции

6) подписи участников референдума с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не оговорены участниками референдума, а также подписи участников референдума, даты внесения которых проставлены участниками референдума несобственноручно, - на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с частью 6 настоящей статьи;

Информация об изменениях:

Законом г. Москвы от 25 февраля 2015 г. N 8 в пункт 7 части 13 статьи 11 настоящего Закона внесены изменения

См. текст пункта в предыдущей редакции

7) подписи участников референдума с исправлениями в соответствующих этим подписям сведениях об участниках референдума, если эти исправления специально не оговорены участниками референдума или лицами, осуществляющими сбор подписей участников референдума;

Информация об изменениях:

Законом г. Москвы от 25 февраля 2015 г. N 8 пункт 8 части 13 статьи 11 настоящего Закона изложен в новой редакции

См. текст пункта в предыдущей редакции

8) все подписи участников референдума в подписном листе в случае, если подписной лист не заверен собственноручно подписями лица, осуществлявшего сбор подписей участников референдума, и (или) уполномоченного представителя инициативной группы по проведению референдума, либо если хотя бы одна из этих подписей недостоверна, либо если подписной лист заверен лицом, осуществлявшим сбор подписей участников референдума, не достигшим к моменту сбора подписей возраста 18 лет, и (или) указанное лицо признано судом недееспособным, либо если не указана или не внесена собственноручно хотя бы одна из дат заверения подписного листа, либо если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей участников референдума, и (или) в дате внесения подписи указанным лицом, уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума имеются исправления, специально не оговоренные соответственно лицом, осуществлявшим сбор подписей участников референдума, уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей участников референдума, об уполномоченном представителе инициативной группы по проведению референдума указаны в подписном листе не в полном объеме или не соответствуют действительности, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей участников референдума, не внесены им собственноручно либо внесены нерукописным способом или карандашом;

Информация об изменениях:

Законом г. Москвы от 25 февраля 2015 г. N 8 в пункт 9 части 13 статьи 11 настоящего Закона внесены изменения

См. текст пункта в предыдущей редакции

9) все подписи участников референдума в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям, установленным приложением 9 к Федеральному закону, и (или) в который не внесены сведения, предусмотренные частью 7.1 статьи 10 настоящего Закона, и (или) который изготовлен с несоблюдением требований, предусмотренных частями 1 и 3.1 статьи 10 настоящего Закона;

10) подписи участников референдума, собранные с нарушением требований, предусмотренных частями 5 и 6 статьи 10 настоящего Закона;

Информация об изменениях:

Законом г. Москвы от 25 февраля 2015 г. N 8 в пункт 11 части 13 статьи 11 настоящего Закона внесены изменения

См. текст пункта в предыдущей редакции

11) подписи участников референдума, если сведения о них внесены в подписной лист не самими участниками референдума, ставящими подписи, и не лицом, осуществлявшим сбор подписей участников референдума, внесенных в этот подписной лист, - на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с частью 6 настоящей статьи;

Информация об изменениях:

Законом г. Москвы от 25 февраля 2015 г. N 8 пункт 12 части 13 статьи 11 настоящего Закона изложен в новой редакции

См. текст пункта в предыдущей редакции

12) все подписи участников референдума в подписном листе, который заверен осуществлявшим сбор подписей участников референдума лицом, не внесенным в список, составленный в соответствии с частью 7 статьи 10 настоящего Закона;

13) подписи участников референдума, которые внесены в подписной лист позднее заверения подписного листа лицом, осуществлявшим сбор подписей участников референдума, и (или) уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума;

14) все подписи участников референдума в подписном листе, если заверительная запись лица, осуществлявшего сбор подписей участников референдума, внесена позднее внесения заверительной записи уполномоченного представителя инициативной группы по проведению референдума.

Информация об изменениях:

Законом г. Москвы от 11 декабря 2013 г. N 69 статья 11 настоящего Закона дополнена частью 13.1

13.1. При обнаружении в подписном листе заполненной строки (заполненных строк), не соответствующей (не соответствующих) требованиям настоящего Закона, не учитывается только подпись в данной строке (данных строках), за исключением случаев, предусмотренных пунктами 8, 9, 12 и 14 части 13 настоящей статьи.

Информация об изменениях:

Законом г. Москвы от 11 декабря 2013 г. N 69 в часть 14 статьи 11 настоящего Закона внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

14. Специально оговоренные участником референдума или лицом, заверяющим подписной лист, при составлении подписного листа исправления и помарки не могут служить основанием для признания подписи участника референдума недействительной, если не установлена ее недостоверность или недействительность в соответствии с пунктами 8, 9, 12 и 14 части 13 настоящей статьи. Не могут служить основанием для признания подписи участника референдума недействительной имеющиеся в сведениях об участнике референдума, содержащихся в подписных листах, сокращения слов и дат, не препятствующие однозначному восприятию этих сведений.

Информация об изменениях:

Законом г. Москвы от 11 декабря 2013 г. N 69 в часть 15 статьи 11 настоящего Закона внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

15. По окончании проверки подписных листов составляется итоговый протокол, в котором указываются количество заявленных подписей, количество представленных подписей и количество проверенных подписей участников референдума, а также количество подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными, с указанием оснований (причин) признания их таковыми. Копия протокола передается уполномоченному представителю инициативной группы по проведению референдума не позднее чем за двое суток до заседания комиссии референдума, на котором должен рассматриваться вопрос о проведении референдума. В случае если проведенная комиссией референдума проверка подписных листов повлечет за собой последствия, предусмотренные пунктом 3 части 19 настоящей статьи, уполномоченный представитель инициативной группы по проведению референдума вправе получить в комиссии референдума одновременно с копией итогового протокола заверенные копии ведомостей проверки подписных листов, в которых указываются основания (причины) признания подписей участников референдума недостоверными и (или) недействительными с указанием номеров папки, подписного листа и строки в подписном листе, в которых содержится каждая из таких подписей, а также получить копии официальных документов, на основании которых соответствующие подписи были признаны недостоверными и (или) недействительными. Итоговый протокол прилагается к решению комиссии референдума о результатах выдвижения инициативы проведения референдума. Повторная проверка подписных листов после принятия комиссией указанного решения может быть осуществлена только судом и только в пределах подписей, подлежавших проверке.

16. Соответствующая комиссия референдума в течение 14 дней со дня представления инициативной группой по проведению референдума подписных листов и протокола об итогах сбора подписей принимает решение о соответствии порядка выдвижения инициативы проведения референдума требованиям настоящего Закона или об отказе в проведении референдума.

Информация об изменениях:

Законом г. Москвы от 11 декабря 2013 г. N 69 в часть 17 статьи 11 настоящего Закона внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

17. В случае принятия Городской комиссией решения о соответствии порядка выдвижения инициативы проведения референдума города Москвы требованиям настоящего Закона указанная комиссия в течение одних суток после принятия решения направляет подписные листы, экземпляр протокола об итогах сбора подписей и копию своего решения в Московскую городскую Думу. В случае принятия муниципальной комиссией решения о соответствии порядка выдвижения инициативы проведения местного референдума требованиям настоящего Закона указанная комиссия в течение одних суток после принятия решения направляет подписные листы, экземпляр протокола об итогах сбора подписей и копию своего решения в представительный орган местного самоуправления. Копия решения соответствующей комиссии в тот же срок направляется инициативной группе по проведению референдума.

18. В случае отказа в проведении референдума соответствующая комиссия референдума в течение одних суток с момента принятия ею решения об отказе в проведении референдума обязана выдать уполномоченному представителю инициативной группы по проведению референдума копию соответствующего решения с изложением оснований отказа.

19. Основаниями отказа в проведении референдума являются:

1) отсутствие среди документов, представленных для назначения референдума, документов, необходимых в соответствии с настоящим Законом для назначения референдума;

Информация об изменениях:

Законом г. Москвы от 25 февраля 2015 г. N 8 в пункт 2 части 19 статьи 11 настоящего Закона внесены изменения

См. текст пункта в предыдущей редакции

2) наличие среди подписей участников референдума, представленных для назначения референдума, более 10 процентов подписей, собранных в местах, где в соответствии с настоящим Законом сбор подписей запрещен, если иное не установлено Федеральным законом;

Информация об изменениях:

Законом г. Москвы от 25 февраля 2015 г. N 8 часть 19 статьи 11 настоящего Закона дополнена пунктом 2.1

2.1) если для назначения референдума требуется представить 200 и более подписей участников референдума, - выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено Федеральным законом;

Информация об изменениях:

Законом г. Москвы от 25 февраля 2015 г. N 8 пункт 3 части 19 статьи 11 настоящего Закона изложен в новой редакции

См. текст пункта в предыдущей редакции

3) недостаточное количество достоверных подписей участников референдума, представленных для назначения референдума;

4) несоздание инициативной группой по проведению референдума фонда референдума (за исключением случаев, когда в соответствии с частью 1 статьи 41 настоящего Закона создание фонда референдума необязательно). Отсутствие средств в фонде референдума не является основанием отказа в проведении референдума;

5) использование инициативной группой по проведению референдума при финансировании своей деятельности по выдвижению инициативы проведения референдума, организации сбора подписей участников референдума, а также деятельности, направленной на получение определенного результата на референдуме, помимо средств фонда референдума иных денежных средств, составляющих более 5 процентов от установленного статьей 41 настоящего Закона предельного размера расходования средств фонда референдума;

6) превышение инициативной группой по проведению референдума при финансировании своей деятельности по выдвижению инициативы проведения референдума, организации сбора подписей участников референдума, а также деятельности, направленной на получение определенного результата на референдуме, более чем на 5 процентов установленного статьей 41 настоящего Закона предельного размера расходования средств фонда референдума;

7) установленный решением суда факт несоблюдения инициативной группой по проведению референдума в течение агитационного периода ограничений, предусмотренных частью 1 или 2 статьи 39 настоящего Закона;

8) неоднократное использование членом или уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума преимуществ своего должностного или служебного положения.

20. В случае принятия комиссией референдума решения об отказе в проведении референдума по предложенному вопросу члены соответствующей инициативной группы не могут в течение двух лет со дня принятия этого решения выступать повторно с инициативой проведения референдума по вопросу, имеющему такую же по смыслу или содержанию формулировку.


Статья 12. Назначение референдума

1. Московская городская Дума в течение 30 дней со дня поступления к ней документов, указанных в части 17 статьи 11 настоящего Закона, обязана принять решение о назначении референдума города Москвы.

2. Решение о назначении референдума города Москвы подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не менее чем за 60 дней до дня голосования и не позднее чем через пять дней со дня его принятия.

Информация об изменениях:

Законом г. Москвы от 11 декабря 2013 г. N 69 в часть 3 статьи 12 настоящего Закона внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

3. Представительный орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня поступления к нему документов, указанных в части 17 статьи 11 настоящего Закона, обязан принять решение о назначении местного референдума.

4. Решение о назначении местного референдума подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не менее чем за 45 дней до дня голосования и не позднее чем через пять дней со дня его принятия.

5. Голосование на референдуме может быть назначено только на воскресенье. Не допускается назначение голосования на предпраздничный и нерабочий праздничный дни, на день, следующий за нерабочим праздничным днем, а также на воскресенье, которое в установленном порядке объявлено рабочим днем.

6. Решение о назначении референдума, а также о переносе дня голосования на референдуме в соответствии с частями 7 и 8 настоящей статьи подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия.

7. Голосование на референдуме города Москвы не позднее чем за 25 дней до назначенного дня голосования может быть перенесено Московской городской Думой на более поздний срок (но не более чем на 90 дней) в целях его совмещения с днем голосования на назначенных выборах в органы государственной власти либо с днем голосования на ином назначенном референдуме.

Информация об изменениях:

Законом г. Москвы от 11 декабря 2013 г. N 69 в часть 8 статьи 12 настоящего Закона внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

8. В соответствии с уставом муниципального образования голосование на местном референдуме не позднее чем за 25 дней до назначенного дня голосования может быть перенесено соответствующим представительным органом местного самоуправления на более поздний срок (но не более чем на 90 дней) в целях его совмещения с днем голосования на назначенных выборах в органы государственной власти или органы местного самоуправления либо с днем голосования на ином назначенном референдуме.

Информация об изменениях:

Законом г. Москвы от 11 декабря 2013 г. N 69 в часть 9 статьи 12 настоящего Закона внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

9. Представительный орган местного самоуправления, принявший решение о назначении местного референдума, обязан в пятидневный срок уведомить об этом решении Мэра Москвы, Московскую городскую Думу и Городскую комиссию.

10. В случае возникновения спора о компетенции между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти города Москвы в связи с назначением референдума города Москвы подготовка такого референдума приостанавливается до вынесения решения Конституционным Судом Российской Федерации.


Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.