Комиссии референдума

Глава 4. Комиссии референдума


Статья 17. Система и статус комиссий референдума

1. Подготовку и проведение референдумов в городе Москве осуществляют следующие комиссии референдума:

1) Городская комиссия;

2) муниципальные комиссии;

3) территориальные комиссии;

4) участковые комиссии референдума.

2. Порядок формирования, компетенция и полномочия Городской комиссии определяются Законом города Москвы от 23 апреля 2003 года N 23 "О Московской городской избирательной комиссии" и настоящим Законом. Городская комиссия при проведении референдума города Москвы осуществляет руководство деятельностью территориальных и участковых комиссий референдума, действующих на территории города Москвы, и является вышестоящей по отношению к этим комиссиям.

3. Порядок формирования, компетенция и полномочия муниципальных комиссий определяются Федеральным законом, настоящим Законом и уставами муниципальных образований. Муниципальная комиссия при проведении местного референдума является вышестоящей по отношению к участковым комиссиям референдума, действующим на территории соответствующего муниципального образования. В случае если в порядке, установленном Федеральным законом, полномочия муниципальной комиссии возложены на территориальную избирательную комиссию, указанная территориальная избирательная комиссия осуществляет полномочия муниципальной комиссии по подготовке и проведению местного референдума.

4. Полномочия территориальных комиссий осуществляют территориальные избирательные комиссии, порядок формирования которых определяется Федеральным законом. Территориальные комиссии при проведении референдума города Москвы осуществляют руководство деятельностью участковых комиссий референдума, действующих на соответствующей территории, и являются вышестоящими по отношению к этим комиссиям. В случае если в соответствии с Федеральным законом полномочия территориальной избирательной комиссии возложены на муниципальную комиссию, муниципальная комиссия осуществляет и полномочия территориальной комиссии.

Информация об изменениях:

Законом г. Москвы от 11 декабря 2013 г. N 69 статья 17 настоящего Закона дополнена частью 4.1

4.1. Полномочия участковых комиссий референдума осуществляют участковые избирательные комиссии, сформированные в соответствии с Федеральным законом, Избирательным кодексом города Москвы.

5. Комиссии референдума обеспечивают реализацию и защиту права на участие в референдуме жителей города Москвы.

6. Комиссии референдума обязаны в пределах своей компетенции рассматривать поступившие к ним в период кампании референдума обращения о нарушении настоящего Закона, проводить проверки по этим обращениям и давать лицам, направившим обращения, письменные ответы в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а по обращениям, поступившим в день голосования или в день, следующий за днем голосования, - немедленно. Если факты, содержащиеся в обращениях, требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в десятидневный срок. Если обращение указывает на нарушение настоящего Закона инициативной группой по проведению референдума, эта инициативная группа или ее уполномоченные представители должны быть незамедлительно оповещены о поступившем обращении и вправе давать объяснения по существу обращения.

7. Комиссии референдума вправе, в том числе в связи с обращениями, указанными в части 6 настоящей статьи, обращаться с представлениями о проведении соответствующих проверок и пресечении нарушений настоящего Закона в правоохранительные органы, органы исполнительной власти. Указанные органы обязаны в пятидневный срок, если представление получено за пять и менее дней до дня голосования, - не позднее дня, предшествующего дню голосования, а если в день голосования или в день, следующий за днем голосования, - немедленно принять меры по пресечению этих нарушений и незамедлительно проинформировать о результатах обратившуюся комиссию референдума. Если факты, содержащиеся в представлении, требуют дополнительной проверки, указанные меры принимаются не позднее чем в десятидневный срок.

8. В случае нарушения инициативной группой по проведению референдума настоящего Закона соответствующая комиссия вправе вынести инициативной группе по проведению референдума предупреждение, которое доводится до сведения участников референдума через средства массовой информации либо иным способом.

9. Комиссии референдума обеспечивают информирование участников референдума о сроках и порядке осуществления действий, связанных с подготовкой и проведением референдума, о ходе кампании референдума.

10. Комиссии референдума в пределах своей компетенции независимы от органов государственной власти и органов местного самоуправления.

11. Решения и иные акты комиссий референдума, принятые в пределах их компетенции, обязательны для органов исполнительной власти города Москвы, государственных учреждений, органов местного самоуправления, общественных объединений, организаций, должностных лиц, участников референдума. Решения и иные акты комиссий референдума не подлежат государственной регистрации.

12. Решения вышестоящей комиссии референдума, принятые в пределах ее компетенции, обязательны для нижестоящих комиссий референдума.

13. Решение комиссии референдума, противоречащее закону либо принятое с превышением установленной компетенции, подлежит отмене вышестоящей комиссией референдума или судом. При этом вышестоящая комиссия референдума вправе принять решение по существу вопроса или направить нижестоящей комиссии, решение которой было отменено, соответствующие материалы на повторное рассмотрение. В случае если нижестоящая комиссия референдума повторно не рассмотрит вопрос, решение по существу данного вопроса вправе принять вышестоящая комиссия референдума.

14. Государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения, а также их должностные лица обязаны оказывать комиссиям референдума содействие в реализации их полномочий, в частности предоставлять на безвозмездной основе необходимые помещения, в том числе для обеспечения функционирования ГАС "Выборы", хранения документации референдума, обеспечивать охрану предоставляемых помещений и указанной документации, а также предоставлять на безвозмездной основе транспортные средства, средства связи, техническое оборудование.

Информация об изменениях:

Законом г. Москвы от 11 декабря 2013 г. N 69 статья 17 настоящего Закона дополнена частью 14.1

14.1. Сведения о численности на территории муниципального образования участников референдума, являющихся инвалидами, с указанием групп инвалидности представляются по состоянию на 1 января и 1 июля каждого года Пенсионным фондом Российской Федерации в Городскую комиссию.

15. Организации, в уставном (складочном) капитале которых доля (вклад) Российской Федерации, города Москвы и (или) муниципальных образований превышает 30 процентов на день официального опубликования (публикации) решения о назначении референдума, должностные лица указанных организаций обязаны оказывать комиссиям референдума содействие в реализации их полномочий, в частности предоставлять транспортные средства, средства связи, техническое оборудование, помещения.

Информация об изменениях:

Законом г. Москвы от 11 декабря 2013 г. N 69 в часть 16 статьи 17 настоящего Закона внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

16. Государственные и муниципальные организации, осуществляющие теле- и (или) радиовещание (далее - организации телерадиовещания), и редакции государственных и муниципальных периодических печатных изданий обязаны безвозмездно предоставлять комиссиям референдума эфирное время для информирования участников референдума в порядке, установленном статьей 29 настоящего Закона, и печатную площадь для опубликования решений комиссий референдума и размещения иной информации. При этом расходы организаций телерадиовещания и редакций периодических печатных изданий осуществляются в порядке, установленном частью 9 статьи 34 настоящего Закона.

Информация об изменениях:

Законом г. Москвы от 11 декабря 2013 г. N 69 в часть 17 статьи 17 настоящего Закона внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

17. Государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения, организации независимо от форм собственности, в том числе организации телерадиовещания, редакции периодических печатных изданий, а также должностные лица указанных органов и организаций обязаны предоставлять комиссиям референдума необходимые сведения и материалы, давать ответы на обращения комиссий референдума в пятидневный срок, если обращение получено за пять и менее дней до дня голосования, - не позднее дня, предшествующего дню голосования, а если в день голосования или в день, следующий за днем голосования, - немедленно. Указанные сведения и материалы предоставляются комиссиям референдума безвозмездно.

18. Комиссия референдума может быть расформирована в случаях и порядке, установленных Федеральным законом.


Статья 18. Полномочия территориальной комиссии

1. При проведении референдума города Москвы территориальная комиссия:

1) осуществляет на соответствующей территории контроль за соблюдением права на участие в референдуме жителей города Москвы;

2) обеспечивает на соответствующей территории соблюдение нормативов технологического оборудования (кабины для голосования, ящики для голосования) для участковых комиссий референдума;

3) обеспечивает на соответствующей территории реализацию мероприятий, связанных с подготовкой и проведением референдума, внедрением, эксплуатацией и развитием средств автоматизации, правовым обучением участников референдума, профессиональной подготовкой членов комиссий референдума и других организаторов референдума;

Информация об изменениях:

Законом г. Москвы от 11 декабря 2013 г. N 69 часть 1 статьи 18 настоящего Закона дополнена пунктом 3.1

3.1) обеспечивает на соответствующей территории использование ГАС "Выборы";

4) осуществляет на соответствующей территории меры по соблюдению единого порядка подсчета голосов и установления итогов голосования;

5) распределяет выделенные ей из бюджета города Москвы средства на финансовое обеспечение подготовки и проведения референдума, контролирует целевое использование указанных средств;

6) составляет списки участников референдума по соответствующей территории отдельно по каждому участку референдума и передает их в участковые комиссии референдума;

Информация об изменениях:

Законом г. Москвы от 11 декабря 2013 г. N 69 пункт 7 части 1 статьи 18 настоящего Закона изложен в новой редакции

См. текст пункта в предыдущей редакции

7) формирует участковые комиссии референдума на участках референдума, образованных в местах временного пребывания участников референдума, и назначает их председателей;

8) оказывает методическую, организационно-техническую помощь нижестоящим участковым комиссиям референдума;

9) заслушивает сообщения территориальных органов исполнительной власти города Москвы и органов местного самоуправления по вопросам, связанным с подготовкой и проведением референдума;

10) рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) нижестоящих участковых комиссий референдума и принимает по указанным жалобам (заявлениям) мотивированные решения;

11) организует доставку бюллетеней для голосования на референдуме и иных документов участковым комиссиям референдума;

Информация об изменениях:

Законом г. Москвы от 25 мая 2016 г. N 25 часть 1 статьи 18 настоящего Закона дополнена пунктом 11.1

11.1) выдает открепительные удостоверения;

12) устанавливает итоги голосования на соответствующей территории, сообщает их представителям средств массовой информации и передает протоколы об итогах голосования в Городскую комиссию;

13) обеспечивает хранение и передачу документов, связанных с подготовкой и проведением референдума, уничтожает документы референдума по истечении сроков хранения;

14) осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными законами, настоящим Законом, иными законами города Москвы.

2. Если срок полномочий территориальной избирательной комиссии истекает в период после назначения референдума города Москвы и до окончания соответствующей кампании референдума, срок ее полномочий продлевается до окончания этой кампании референдума.


Статья 19. Полномочия муниципальной комиссии при проведении местного референдума

1. Муниципальная комиссия при проведении местного референдума:

1) осуществляет на территории муниципального образования контроль за соблюдением права на участие в референдуме жителей города Москвы;

2) обеспечивает на территории муниципального образования реализацию мероприятий, связанных с подготовкой и проведением местного референдума;

3) регистрирует инициативную группу по проведению референдума;

4) проверяет подписные листы в поддержку инициативы проведения референдума;

5) осуществляет на территории муниципального образования меры по обеспечению при проведении местного референдума соблюдения единого порядка распределения эфирного времени и печатной площади между инициативной группой по проведению референдума и иными группами участников референдума для проведения агитации по вопросу (вопросам) референдума;

Информация об изменениях:

Законом г. Москвы от 11 декабря 2013 г. N 69 часть 1 статьи 19 настоящего Закона дополнена пунктом 5.1

5.1) обеспечивает на соответствующей территории использование ГАС "Выборы";

6) осуществляет на территории муниципального образования меры по обеспечению при проведении местного референдума соблюдения единого порядка установления итогов голосования, определения результатов референдума;

7) утратил силу;

Информация об изменениях:

См. текст пункта 7 части 1 статьи 19

8) составляет списки участников референдума отдельно по каждому участку референдума и передает их участковым комиссиям референдума;

9) утверждает текст бюллетеня для голосования на референдуме, обеспечивает изготовление бюллетеней и снабжение ими участковых комиссий референдума;

10) осуществляет на территории муниципального образования меры по организации финансирования подготовки и проведения местного референдума, распределяет выделенные из местного бюджета и (или) бюджета города Москвы средства на финансовое обеспечение подготовки и проведения местного референдума, контролирует целевое использование указанных средств;

11) оказывает правовую, методическую, организационно-техническую помощь нижестоящим участковым комиссиям референдума;

12) заслушивает сообщения органов местного самоуправления по вопросам, связанным с подготовкой и проведением местного референдума;

Информация об изменениях:

Законом г. Москвы от 25 мая 2016 г. N 25 часть 1 статьи 19 настоящего Закона дополнена пунктом 12.1

12.1) выдает открепительные удостоверения;

13) устанавливает итоги голосования и определяет результаты референдума, публикует итоги голосования и результаты референдума;

14) рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) нижестоящих участковых комиссий референдума и принимает по указанным жалобам (заявлениям) мотивированные решения;

15) осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными законами, настоящим Законом, иными законами города Москвы, уставом муниципального образования.

2. Если срок полномочий муниципальной комиссии истекает в период после назначения местного референдума и до окончания соответствующей кампании референдума, срок ее полномочий продлевается до окончания кампании местного референдума.


Информация об изменениях:

Законом г. Москвы от 11 декабря 2013 г. N 69 статья 20 настоящего Закона изложена в новой редакции

См. текст статьи в предыдущей редакции

Статья 20. Полномочия участковой комиссии референдума

Участковая комиссия референдума:

1) информирует население об адресе и о номере телефона участковой комиссии референдума, времени ее работы, а также о дне, времени и месте голосования;

2) уточняет список участников референдума, производит ознакомление участников референдума с данным списком, рассматривает заявления об ошибках и о неточностях в данном списке и решает вопросы о внесении в него соответствующих изменений;

3) обеспечивает подготовку помещений для голосования, ящиков для голосования и другого оборудования;

4) обеспечивает информирование участников референдума о вопросе (вопросах) референдума на основе сведений, полученных из вышестоящей комиссии референдума;

5) контролирует соблюдение на территории участка референдума порядка проведения агитации по вопросу (вопросам) референдума;

Информация об изменениях:

Законом г. Москвы от 25 мая 2016 г. N 25 часть 1 статьи 19 настоящего Закона дополнена пунктом 5.1

5.1) выдает открепительные удостоверения;

6) организует на участке референдума голосование в день голосования, а также досрочное голосование;

7) проводит подсчет голосов, устанавливает итоги голосования на участке референдума, составляет протокол об итогах голосования и передает его в вышестоящую комиссию референдума;

8) объявляет итоги голосования на участке референдума и выдает заверенные копии протокола об итогах голосования лицам, осуществлявшим наблюдение за ходом голосования;

9) рассматривает в пределах своих полномочий жалобы (заявления) на нарушение законодательства о референдуме и принимает по указанным жалобам (заявлениям) мотивированные решения;

10) обеспечивает хранение и передачу в вышестоящие комиссии референдума документов, связанных с подготовкой и проведением референдума;

11) осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными законами, настоящим Законом, иными законами города Москвы.


Статья 21. Организация деятельности комиссий референдума

1. Деятельность комиссий референдума осуществляется коллегиально.

2. Комиссия референдума правомочна приступить к работе, если ее состав сформирован не менее чем на две трети от установленного числа.

3. Заседания комиссии референдума созываются ее председателем по мере необходимости. Заседание также обязательно проводится по требованию не менее одной трети от установленного числа членов данной комиссии с правом решающего голоса.

4. Член комиссии референдума с правом решающего голоса обязан присутствовать на всех ее заседаниях.

5. Заседание комиссии референдума является правомочным, если на нем присутствует большинство от установленного числа членов данной комиссии с правом решающего голоса.

6. При рассмотрении жалоб (заявлений), а также в иных случаях, когда рассматривается вопрос о нарушениях права граждан на участие в референдуме, законодательства о референдуме, на заседание комиссии референдума приглашаются заинтересованные стороны (авторы жалоб (заявлений), лица, чьи действия (бездействие) обжалуются) или их представители. Указанные лица вправе давать объяснения и представлять доказательства по существу рассматриваемого вопроса.

7. Комиссия референдума по требованию любого ее члена, а также любого присутствующего на заседании члена вышестоящей комиссии обязана проводить голосование по любым вопросам, входящим в ее компетенцию и рассматриваемым данной комиссией на заседании в соответствии с утвержденной повесткой дня.

8. Решения комиссии референдума об избрании, о назначении на должность либо об освобождении от должности председателя, заместителя председателя, секретаря данной комиссии, а также о внесении предложений по кандидатурам на указанные должности, финансовом обеспечении подготовки и проведения референдума, об итогах голосования, о результатах референдума, признании референдума несостоявшимся или недействительным, об отмене решения комиссии в порядке, предусмотренном частью 13 статьи 17 и частями 6 и 7 статьи 63 настоящего Закона, принимаются на заседании данной комиссии большинством голосов от установленного числа членов комиссии с правом решающего голоса. Решения об освобождении от должности председателя, заместителя председателя, секретаря комиссии референдума, замещающих указанные должности в результате избрания, принимаются тайным голосованием (за исключением случая освобождения от должности по личному заявлению).

9. Решения комиссии референдума по иным вопросам принимаются большинством голосов от числа присутствующих на заседании членов данной комиссии с правом решающего голоса.

10. При принятии комиссией референдума решения в случае равного числа голосов членов данной комиссии с правом решающего голоса, поданных "за" и "против", голос председателя комиссии (председательствующего на заседании) является решающим.

11. Решения комиссии референдума подписываются председателем и секретарем данной комиссии (председательствующим на заседании и секретарем заседания).

12. Члены комиссии референдума с правом решающего голоса, несогласные с решением комиссии референдума, вправе изложить в письменной форме особое мнение, отражаемое в протоколе комиссии референдума и прилагаемое к ее решению, в связи с которым это мнение изложено. Если в соответствии с настоящим Законом указанное решение комиссии референдума подлежит опубликованию (обнародованию), особое мнение должно быть опубликовано (обнародовано) в том же порядке, что и решение комиссии референдума.

Информация об изменениях:

Законом г. Москвы от 25 мая 2016 г. N 25 в часть 13 статьи 21 настоящего Закона внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

13. Комиссия референдума может привлекать по гражданско-правовым договорам граждан к выполнению работ и оказанию услуг, связанных с подготовкой и проведением референдума, а также с обеспечением полномочий комиссий.


Информация об изменениях:

Законом г. Москвы от 11 декабря 2013 г. N 69 статья 22 настоящего Закона изложена в новой редакции

См. текст статьи в предыдущей редакции

Статья 22. Статус членов комиссий референдума

Статус членов комиссий референдума как с правом решающего, так и с правом совещательного голоса устанавливается статьей 29 Федерального закона.


Статья 23. Гласность в деятельности комиссий референдума

1. Деятельность комиссий референдума при подготовке и проведении референдума, подсчете голосов, установлении итогов голосования, определении результатов референдума осуществляется открыто и гласно.

Информация об изменениях:

Законом г. Москвы от 25 мая 2016 г. N 25 в часть 2 статьи 23 настоящего Закона внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

2. На всех заседаниях комиссии референдума, а также при подсчете голосов участников референдума и осуществлении участковой, территориальной комиссиями работы со списками участников референдума, с бюллетенями, открепительными удостоверениями, протоколами об итогах голосования и со сводными таблицами вправе присутствовать члены вышестоящих комиссий референдума и работники их аппаратов, уполномоченный представитель инициативной группы по проведению референдума. Для присутствия на заседаниях комиссии референдума и при осуществлении ею работы с указанными документами, связанными с подготовкой и проведением референдума, указанным лицам не требуется дополнительное разрешение. Комиссия референдума обязана обеспечить оповещение и возможность свободного доступа указанных лиц на свои заседания и в помещение, в котором проводится подсчет голосов участников референдума, осуществляется работа с указанными документами, связанными с подготовкой и проведением референдума.

Информация об изменениях:

Законом г. Москвы от 25 мая 2016 г. N 25 статья 23 настоящего Закона дополнена частью 2.1

2.1. На всех заседаниях комиссии референдума и при осуществлении ею работы с документами, указанными в части 2 настоящей статьи, вправе присутствовать представители средств массовой информации, за исключением случая, предусмотренного частью 2.2 настоящей статьи.

Информация об изменениях:

Законом г. Москвы от 25 мая 2016 г. N 25 статья 23 настоящего Закона дополнена частью 2.2

2.2. На заседаниях комиссии референдума при установлении ею итогов голосования, определении результатов референдума, а также при подсчете голосов участников референдума вправе присутствовать представители средств массовой информации, работающие в редакциях средств массовой информации на основании заключенного не менее чем за два месяца до дня официального опубликования (публикации) решения о назначении референдума трудового или возмездного гражданско-правового договора, аккредитованные в соответствии с частью 12.2 настоящей статьи.

3. Решения комиссий референдума, непосредственно связанные с подготовкой и проведением референдума, не позднее чем через пять дней со дня их принятия передаются для опубликования в государственные или муниципальные периодические печатные издания либо доводятся до сведения участников референдума иным путем, а также передаются в иные средства массовой информации.

Информация об изменениях:

Законом г. Москвы от 25 мая 2016 г. N 25 в часть 4 статьи 23 настоящего Закона внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

4. С момента начала работы участковой комиссии референдума в день голосования, а также в дни досрочного голосования и до получения сообщения о принятии вышестоящей комиссией референдума протокола об итогах голосования, а равно при повторном подсчете голосов участников референдума на участках референдума вправе присутствовать лица, указанные в частях 2 и 2.2 настоящей статьи, а также наблюдатели, иностранные (международные) наблюдатели.

Информация об изменениях:

Законом г. Москвы от 25 мая 2016 г. N 25 часть 5 статьи 23 настоящего Закона изложена в новой редакции

См. текст части в предыдущей редакции

5. Наблюдатель может быть назначен инициативной группой по проведению референдума, общественным объединением, которое должно быть создано и зарегистрировано на уровне, соответствующем уровню референдума, или на более высоком уровне. Инициативная группа по проведению референдума, общественное объединение вправе назначить в каждую комиссию не более двух наблюдателей, которые имеют право поочередно осуществлять наблюдение в помещении для голосования. Одно и то же лицо может быть назначено наблюдателем только в одну комиссию. Наблюдателями не могут быть назначены выборные должностные лица, депутаты, высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), главы местных администраций, лица, находящиеся в непосредственном подчинении этих должностных лиц, судьи, прокуроры, члены комиссий референдума с правом решающего голоса, за исключением членов комиссий, полномочия которых были приостановлены в соответствии с пунктом 7 статьи 29 Федерального закона.

Информация об изменениях:

Законом г. Москвы от 25 мая 2016 г. N 25 в часть 6 статьи 23 настоящего Закона внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

6. Доступ в помещение участковой комиссии референдума, сформированной на участке референдума, образованном в воинской части, больнице, санатории, доме отдыха, местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, а также в помещение для голосования на этом участке референдума и помещение, в котором проводится подсчет голосов участников референдума, должен быть обеспечен всем членам участковой комиссии референдума, лицам, указанным в части 2 настоящей статьи, наблюдателям.

7. Наблюдатели, иностранные (международные) наблюдатели вправе присутствовать при проведении комиссиями референдума досрочного голосования, установлении ими итогов голосования, определении результатов референдума, составлении соответствующих протоколов об итогах голосования, о результатах референдума, а также при повторном подсчете голосов участников референдума.

Информация об изменениях:

Законом г. Москвы от 25 мая 2016 г. N 25 в часть 8 статьи 23 настоящего Закона внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

8. Полномочия наблюдателя должны быть удостоверены в письменной форме в направлении, выданном общественным объединением, инициативной группой по проведению референдума, интересы которых представляет данный наблюдатель. В направлении указываются фамилия, имя и отчество наблюдателя, адрес его места жительства, номер участка референдума, наименование комиссии референдума, куда наблюдатель направляется, а также делается запись об отсутствии ограничений, предусмотренных частью 5 настоящей статьи. Указание каких-либо дополнительных сведений о наблюдателе, а в случае направления наблюдателя инициативной группой по проведению референдума и проставление печати не требуются. Направление действительно при предъявлении наблюдателем паспорта или документа, его заменяющего.

Информация об изменениях:

Законом г. Москвы от 25 мая 2016 г. N 25 статья 23 настоящего Закона дополнена частью 8.1

8.1. Инициативная группа по проведению референдума, общественное объединение, назначившие наблюдателей в участковые комиссии референдума, не позднее чем за три дня до дня голосования (досрочного голосования) представляют список назначенных наблюдателей в соответствующую территориальную комиссию, а при проведении местного референдума - в соответствующую муниципальную комиссию. В данном списке указываются фамилия, имя и отчество каждого наблюдателя, адрес его места жительства, номер участка референдума, наименование комиссии, куда наблюдатель направляется.

Информация об изменениях:

Законом г. Москвы от 25 мая 2016 г. N 25 часть 9 статьи 23 настоящего Закона изложена в новой редакции

См. текст части в предыдущей редакции

9. Направление, указанное в части 8 настоящей статьи, должно быть представлено наблюдателем в комиссию, в которую он назначен, в день, предшествующий дню голосования (досрочного голосования), либо непосредственно в день голосования (досрочного голосования). В участковую комиссию референдума направление может быть представлено только наблюдателем, указанным в списке, предусмотренном частью 8.1 настоящей статьи. Установление иных, кроме указанных в Федеральном законе, ограничений, касающихся присутствия наблюдателей в помещении для голосования, наблюдения за проведением голосования, подсчетом голосов участников референдума, составлением протоколов об итогах голосования, а также выдачи копий этих протоколов, не допускается.

10. Наблюдатели вправе:

Информация об изменениях:

Законом г. Москвы от 25 мая 2016 г. N 25 в пункт 1 части 10 статьи 23 настоящего Закона изложена в новой редакции

См. текст пункта в предыдущей редакции

1) знакомиться со списками участников референдума, реестром выдачи открепительных удостоверений, находящимися в комиссии открепительными удостоверениями, реестром заявлений (обращений) о голосовании вне помещения для голосования;

2) находиться в помещении для голосования соответствующего участка референдума в день голосования, а также в дни досрочного голосования в любое время в период, указанный в части 4 настоящей статьи;

3) наблюдать за выдачей бюллетеней участникам референдума;

4) присутствовать при голосовании участников референдума вне помещения для голосования;

5) наблюдать за подсчетом числа граждан, внесенных в списки участников референдума, бюллетеней, выданных участникам референдума, погашенных бюллетеней; наблюдать за подсчетом голосов участников референдума на участке референдума на расстоянии и в условиях, обеспечивающих им обозримость содержащихся в бюллетенях отметок участников референдума; знакомиться с любым заполненным или незаполненным бюллетенем при подсчете голосов участников референдума; наблюдать за составлением соответствующей комиссией протокола об итогах голосования и иных документов в период, указанный в части 4 настоящей статьи;

6) обращаться к председателю участковой комиссии референдума, а в случае его отсутствия к лицу, его замещающему, с предложениями и замечаниями по вопросам организации голосования;

7) знакомиться с протоколами соответствующей комиссии референдума, нижестоящих комиссий об итогах голосования, о результатах референдума и приложенными к ним документами, получать от соответствующей комиссии заверенные копии указанных протоколов;

8) носить нагрудный знак с обозначением своего статуса и указанием своих фамилии, имени и отчества, а также наименования общественного объединения, инициативной группы по проведению референдума, направивших наблюдателя в комиссию референдума. Форма нагрудного знака устанавливается комиссией, организующей референдум;

9) обжаловать в порядке, установленном статьей 63 настоящего Закона, действия (бездействие) комиссии референдума в вышестоящую комиссию референдума, Городскую комиссию, Центральную избирательную комиссию Российской Федерации или в суд;

10) присутствовать при повторном подсчете голосов участников референдума в соответствующих комиссиях референдума;

Информация об изменениях:

Законом г. Москвы от 25 мая 2016 г. N 25 часть 10 статьи 23 настоящего Закона доплнена пунктом 11

11) производить в помещении для голосования (с того места, которое определено председателем участковой комиссии референдума) фото- и (или) видеосъемку, предварительно уведомив об этом председателя, заместителя председателя или секретаря участковой комиссии.

11. Наблюдатель не вправе:

1) выдавать участникам референдума бюллетени;

2) расписываться за участника референдума, в том числе по его просьбе, в получении бюллетеней;

3) заполнять за участника референдума, в том числе по его просьбе, бюллетени;

4) предпринимать действия, нарушающие тайну голосования;

5) принимать непосредственное участие в проводимом членами комиссии референдума с правом решающего голоса подсчете бюллетеней;

6) совершать действия, препятствующие работе комиссии референдума;

7) проводить агитацию среди участников референдума;

8) участвовать в принятии решений соответствующей комиссией референдума.

12. Представители средств массовой информации, принимая участие в информационном освещении подготовки и проведения референдума, вправе:

1) утратил силу;

Информация об изменениях:

См. текст пункта 1 части 12 статьи 23


Информация об изменениях:

Законом г. Москвы от 25 мая 2016 г. N 25 в пункт 2 части 12 статьи 23 настоящего Закона изложена в новой редакции

См. текст пункта в предыдущей редакции

2) знакомиться с протоколами участковой комиссии референдума об итогах голосования, а также с протоколами иных комиссий референдума об итогах голосования, о результатах референдума, в том числе составляемыми повторно, получать от соответствующей комиссии референдума копии указанных протоколов;

3) присутствовать на агитационных мероприятиях, освещать их проведение;

4) утратил силу;

Информация об изменениях:

См. текст пункта 4 части 12 статьи 23


Информация об изменениях:

Законом г. Москвы от 25 мая 2016 г. N 25 статья 23 настоящего Закона дополнена пунктом 12.1

12.1. Представители средств массовой информации, указанные в части 2.2 настоящей статьи, вправе находиться в помещении для голосования в день голосования, в дни досрочного голосования, а также производить фото- и видеосъемку, предварительно уведомив об этом председателя, заместителя председателя или секретаря соответствующей комиссии.

Информация об изменениях:

Законом г. Москвы от 25 мая 2016 г. N 25 статья 23 настоящего Закона дополнена пунктом 12.2

12.2. Для осуществления полномочий, указанных в частях 2.2, 4 и 12.1 настоящей статьи, представители средств массовой информации аккредитуются в порядке, установленном Центральной избирательной комиссией Российской Федерации или по ее поручению Городской комиссией. Заявки на аккредитацию для осуществления указанных полномочий должны быть поданы редакциями средств массовой информации в комиссию не позднее чем за три дня до дня голосования (досрочного голосования).

Информация об изменениях:

Законом г. Москвы от 25 мая 2016 г. N 25 статья 23 настоящего Закона дополнена пунктом 12.3

12.3. Аккредитованный в соответствии с частью 12.2 настоящей статьи представитель средства массовой информации считается извещенным о проведении мероприятия комиссии, если выполнены требования закона об опубликовании (обнародовании) соответствующей информации.

13. Заверение копий протоколов и иных документов комиссий референдума производится председателем, или заместителем председателя, или секретарем соответствующей комиссии референдума. При этом лицо, заверяющее копию документа, на указанной копии делает запись: "Верно" или "Копия верна", расписывается, указывает свои фамилию и инициалы, дату и время заверения копии и проставляет печать соответствующей комиссии референдума.


Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.