Информирование участников референдума и агитация по вопросу (вопросам) референдума

Глава 6. Информирование участников референдума и агитация по вопросу (вопросам) референдума


Статья 26. Информационное обеспечение референдума

Информационное обеспечение референдума включает в себя информирование участников референдума, агитацию по вопросу (вопросам) референдума и способствует осознанному волеизъявлению граждан, гласности референдума.


Статья 27. Организации телерадиовещания и периодические печатные издания, используемые для информационного обеспечения референдума

1. Информационное обеспечение референдума соответствующего уровня осуществляется с использованием государственных, муниципальных и негосударственных организаций телерадиовещания, редакций государственных, муниципальных и негосударственных периодических печатных изданий.

Информация об изменениях:

Законом г. Москвы от 25 мая 2016 г. N 25 в часть 2 статьи 27 настоящего Закона внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

2. Под государственными организациями телерадиовещания, государственными периодическими печатными изданиями в настоящем Законе понимаются организации телерадиовещания и периодические печатные издания, учредителями (соучредителями) которых или учредителями (соучредителями) редакций которых на день официального опубликования решения о назначении референдума являются государственные органы и организации, и (или) которым за год, предшествующий дню официального опубликования решения о назначении референдума, выделялись бюджетные ассигнования из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации на их функционирование (в том числе в форме субсидий), и (или) в уставном (складочном) капитале которых на день официального опубликования решения о назначении референдума имеется доля (вклад) Российской Федерации и (или) города Москвы.

Информация об изменениях:

Законом г. Москвы от 25 мая 2016 г. N 25 в часть 3 статьи 27 настоящего Закона внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

3. Под муниципальными организациями телерадиовещания, муниципальными периодическими печатными изданиями в настоящем Законе понимаются организации телерадиовещания и периодические печатные издания, учредителями (соучредителями) которых или учредителями (соучредителями) редакций которых на день официального опубликования решения о назначении референдума являются органы местного самоуправления и муниципальные организации, и (или) которым за год, предшествующий дню официального опубликования решения о назначении референдума, выделялись бюджетные ассигнования из местного бюджета на их функционирование (в том числе в форме субсидий), и (или) в уставном (складочном) капитале которых на день официального опубликования решения о назначении референдума имеется доля (вклад) муниципального образования (муниципальных образований).

4. Под негосударственными организациями телерадиовещания, негосударственными периодическими печатными изданиями в настоящем Законе понимаются организации телерадиовещания и периодические печатные издания, не подпадающие под действие частей 2 и 3 настоящей статьи.

5. В зависимости от территории распространения информации организации телерадиовещания и периодические печатные издания разделяются в настоящем Законе:

Информация об изменениях:

Законом г. Москвы от 25 мая 2016 г. N 25 в пункт 1 части 5 статьи 27 настоящего Закона внесены изменения

См. текст пункта в предыдущей редакции

1) на общероссийские организации телерадиовещания, то есть организации телерадиовещания, имеющие лицензию на вещание на территориях половины или более чем половины субъектов Российской Федерации, а также организации телерадиовещания, осуществляющие выпуск средств массовой информации (телеканалы, радиоканалы, телепрограммы, радиопрограммы), распространяемых на основании договора иными организациями телерадиовещания на территориях половины или более чем половины субъектов Российской Федерации;

Информация об изменениях:

Законом г. Москвы от 25 мая 2016 г. N 25 в пункт 2 части 5 статьи 27 настоящего Закона внесены изменения

См. текст пункта в предыдущей редакции

2) на региональные (городские) организации телерадиовещания, то есть организации телерадиовещания, имеющие лицензию на вещание и распространяющие средства массовой информации (телеканалы, радиоканалы, телепрограммы, радиопрограммы) на территориях менее чем половины субъектов Российской Федерации, а также соответствующие подразделения организаций телерадиовещания, указанных в пункте 1 настоящей части;

3) на общероссийские периодические печатные издания, то есть издания, зарегистрированные для распространения на территориях половины или более чем половины субъектов Российской Федерации;

4) на региональные (городские) периодические печатные издания, то есть издания, зарегистрированные для распространения на территориях менее чем половины субъектов Российской Федерации.

6. В периодических печатных изданиях, учрежденных органами государственной власти, органами местного самоуправления исключительно для опубликования их официальных материалов и сообщений, нормативных правовых и иных актов, не могут публиковаться агитационные материалы, а также редакционные материалы, освещающие деятельность инициативной группы по проведению референдума, иных групп по проведению референдума.

Информация об изменениях:

Законом г. Москвы от 25 мая 2016 г. N 25 часть 7 статьи 27 настоящего Закона изложена в новой редакции

См. текст части в предыдущей редакции

7. Перечень региональных (городских) государственных и (или) муниципальных организаций телерадиовещания, а также региональных (городских) государственных и (или) муниципальных периодических печатных изданий публикуется комиссией, организующей референдум, по представлению органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по регистрации средств массовой информации, не позднее чем на 15-й день после дня официального опубликования (публикации) решения о назначении референдума.

Информация об изменениях:

Законом г. Москвы от 25 мая 2016 г. N 25 в часть 8 статьи 27 настоящего Закона внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

8. Перечень, указанный в части 7 настоящей статьи, представляется в комиссию, организующую референдум, не позднее чем на 10-й день после дня официального опубликования решения о назначении референдума. В указанный перечень включаются следующие сведения о каждой организации телерадиовещания, каждом периодическом печатном издании:

1) наименование организации телерадиовещания и соответствующего средства массовой информации, форма периодического распространения (телеканал, радиоканал, телепрограмма, радиопрограмма) и территория распространения в соответствии с лицензией на телевизионное вещание, радиовещание либо наименование периодического печатного издания и территория распространения в соответствии со свидетельством о регистрации средства массовой информации;

1.1) регистрационный номер и дата выдачи свидетельства о регистрации средства массовой информации;

2) юридический адрес организации телерадиовещания либо редакции периодического печатного издания;

3) учредитель (учредители) организации телерадиовещания либо учредитель (учредители) периодического печатного издания, редакции периодического печатного издания;

4) вид и объем выделявшихся бюджетных ассигнований из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета на функционирование организации телерадиовещания, периодического печатного издания (если таковые выделялись за год, предшествующий дню официального опубликования (публикации) решения о назначении референдума);

5) доля (вклад) Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в уставном (складочном) капитале (если таковая имелась (таковой имелся) на день официального опубликования решения о назначении референдума);

6) периодичность выпуска периодического печатного издания;

7) указание на то, что соответствующие телеканал, радиоканал, телепрограмма, радиопрограмма, периодическое печатное издание являются специализированными (для культурно-просветительских, детских, технических, научных и других специализированных средств массовой информации).

Информация об изменениях:

Законом г. Москвы от 25 мая 2016 г. N 25 статья 27 настоящего Закона дополнена частью 9

9. При проведении референдума города Москвы орган исполнительной власти города Москвы не позднее чем на пятый день после дня официального опубликования (публикации) решения о назначении референдума представляет в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по регистрации средств массовой информации, список организаций телерадиовещания и периодических печатных изданий, учредителями (соучредителями) которых или учредителями (соучредителями) редакций которых на день официального опубликования (публикации) решения о назначении референдума являются государственные органы и организации субъекта Российской Федерации, и (или) которым за год, предшествующий дню официального опубликования (публикации) решения о назначении референдума, выделялись бюджетные ассигнования из бюджета субъекта Российской Федерации на их функционирование (в том числе в форме субсидий) с указанием сведений о виде и об объеме таких ассигнований, и (или) в уставном (складочном) капитале которых на день официального опубликования (публикации) решения о назначении референдума имеется доля (вклад) субъекта (субъектов) Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Законом г. Москвы от 25 мая 2016 г. N 25 статья 27 настоящего Закона дополнена частью 10

10. При проведении местного референдума орган местного самоуправления не позднее чем на пятый день после дня официального опубликования (публикации) решения о назначении референдума представляет в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по регистрации средств массовой информации, список организаций телерадиовещания и периодических печатных изданий, подпадающих под действие части 3 настоящей статьи, с указанием в отношении организаций телерадиовещания и периодических печатных изданий, которым за год, предшествующий дню официального опубликования (публикации) решения о назначении референдума, выделялись бюджетные ассигнования из местного бюджета на их функционирование (в том числе в форме субсидий), вида и объема таких ассигнований.


Статья 28. Информирование участников референдума

Информация об изменениях:

Законом г. Москвы от 25 мая 2016 г. N 25 в часть 1 статьи 28 настоящего Закона внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

1. Информирование участников референдума осуществляют органы государственной власти, органы местного самоуправления, комиссии референдума, организации, осуществляющие выпуск средств массовой информации, редакции сетевых изданий, физические и юридические лица в соответствии с федеральными законами и настоящим Законом.

2. Содержание информационных материалов, размещаемых в средствах массовой информации или распространяемых иным способом, должно быть объективным и достоверным.

Информация об изменениях:

Законом г. Москвы от 25 мая 2016 г. N 25 часть 3 статьи 28 настоящего Закона изложена в новой редакции

См. текст части в предыдущей редакции

3. Организации, осуществляющие выпуск средств массовой информации, редакции сетевых изданий свободны в своей деятельности по информированию участников референдума, осуществляемой в соответствии с федеральными законами.

Информация об изменениях:

Законом г. Москвы от 25 мая 2016 г. N 25 часть 4 статьи 28 настоящего Закона изложена в новой редакции

См. текст части в предыдущей редакции

4. В информационных телепрограммах и радиопрограммах, публикациях в периодических печатных изданиях, выпусках либо обновлениях сетевого издания сообщения о проведении мероприятий, связанных с референдумом, должны даваться исключительно отдельным информационным блоком, без комментариев. Такие информационные блоки не оплачиваются инициативной группой по проведению референдума, иной группой участников референдума. В них не должно отдаваться предпочтение ни инициативной группе по проведению референдума, ни какой бы то ни было иной группе участников референдума, не должна допускаться дискриминация (умаление прав), в том числе по времени освещения их деятельности, связанной с проведением референдума, объему печатной площади, отведенной для таких сообщений.

Информация об изменениях:

Законом г. Москвы от 25 мая 2016 г. N 25 в часть 5 статьи 28 настоящего Закона внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

5. Журналист, иной творческий работник, должностное лицо организации, осуществляющей выпуск средства массовой информации, редакции сетевого издания, участвующие (участвовавшие) в деятельности по информационному обеспечению референдума в соответствии с законодательством о референдуме, не могут быть по инициативе администрации (работодателя) уволены с работы или без их согласия переведены на другую работу в период соответствующей кампании референдума и в течение одного года после окончания соответствующей кампании референдума, за исключением случая, когда на них было наложено в соответствии с трудовым законодательством взыскание, не оспоренное в судебном порядке либо признанное в судебном порядке законным и обоснованным.

Информация об изменениях:

Законом г. Москвы от 11 декабря 2013 г. N 69 часть 6 статьи 28 настоящего Закона изложена в новой редакции

См. текст части в предыдущей редакции

6. В день голосования до момента окончания голосования на территории соответствующего округа референдума запрещается публикация (обнародование) данных о результатах референдума, в том числе размещение таких данных в информационно-телекоммуникационных сетях, доступ к которым не ограничен определенным кругом лиц (включая сеть "Интернет").


Статья 29. Информирование участников референдума комиссиями референдума

Информация об изменениях:

Законом г. Москвы от 11 декабря 2013 г. N 69 в часть 1 статьи 29 настоящего Закона внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

1. Информирование участников референдума, в том числе через средства массовой информации, о ходе подготовки и проведения референдума, сроках и порядке совершения действий по участию в референдуме, законодательстве о референдуме осуществляют комиссии референдума. Комиссии референдума также принимают необходимые меры по информированию участников референдума, являющихся инвалидами.

2. Комиссии референдума в своих помещениях оборудуют стенды, на которых размещают информацию о вопросе (вопросах) референдума, включая текст проекта закона города Москвы, иного нормативного правового акта, вынесенного на референдум.

Информация об изменениях:

Законом г. Москвы от 11 декабря 2013 г. N 69 в часть 3 статьи 29 настоящего Закона внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

3. Региональные (городские) государственные организации телерадиовещания, а также общероссийские организации телерадиовещания, учредителями (соучредителями) которых являются органы государственной власти города Москвы и (или) которым за год, предшествующий дню официального опубликования решения о назначении референдума города Москвы, оказывалась государственная поддержка в форме субсидий и (или) субвенций на текущее функционирование за счет средств бюджета города Москвы, предоставляют безвозмездно Городской комиссии не менее 15 минут эфирного времени еженедельно в период, который начинается в день официального опубликования решения о назначении референдума города Москвы и заканчивается через 14 дней со дня голосования.

Информация об изменениях:

Законом г. Москвы от 11 декабря 2013 г. N 69 в часть 4 статьи 29 настоящего Закона внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

4. Муниципальные организации телерадиовещания предоставляют безвозмездно муниципальной комиссии не менее 10 минут эфирного времени еженедельно в период, который начинается в день официального опубликования решения о назначении местного референдума и заканчивается через 14 дней со дня голосования.

Информация об изменениях:

Законом г. Москвы от 11 декабря 2013 г. N 69 в часть 5 статьи 29 настоящего Закона внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

5. Редакции региональных (городских) государственных периодических печатных изданий, выходящих не реже одного раза в неделю, предоставляют безвозмездно Городской комиссии не менее одной двадцатой от еженедельного объема печатной площади в период, который начинается в день официального опубликования решения о назначении референдума города Москвы и заканчивается через два месяца со дня голосования.

Информация об изменениях:

Законом г. Москвы от 11 декабря 2013 г. N 69 в часть 6 статьи 29 настоящего Закона внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

6. Редакции муниципальных периодических печатных изданий, выходящих не реже одного раза в месяц, предоставляют безвозмездно муниципальной комиссии не менее одной восьмой от ежемесячного объема печатной площади в период, который начинается в день официального опубликования решения о назначении местного референдума и заканчивается через два месяца со дня голосования.

7. Эфирное время и печатная площадь, указанные в частях 3 - 6 настоящей статьи, используются комиссиями референдума для разъяснения законодательства о референдуме, информирования участников референдума о сроках и порядке осуществления действий, связанных с референдумом, ответов на вопросы участников референдума. Печатная площадь, указанная в частях 5 и 6 настоящей статьи, используется комиссиями референдума также для опубликования своих решений, информирования участников референдума о вопросе (вопросах) референдума, публикации сведений о поступлении средств в фонды референдума и расходах средств фондов референдума в порядке, предусмотренном настоящим Законом.


Статья 30. Гарантии права участников референдума на своевременное ознакомление с текстом проекта закона города Москвы, иного нормативного правового акта, вынесенного на референдум

1. В случае вынесения на референдум проекта закона города Москвы, иного нормативного правового акта каждый участник референдума не позднее чем за 30 дней до дня голосования имеет право получить текст этого проекта в территориальной комиссии (при проведении референдума города Москвы) или муниципальной комиссии (при проведении местного референдума).

2. В случае выдвижения инициативы проведения референдума инициативной группой по проведению референдума обязанность изготовления и распространения текста, указанного в части 1 настоящей статьи, возлагается на инициативную группу по проведению референдума. Оплата изготовления указанного текста осуществляется за счет средств соответствующего фонда референдума.

Информация об изменениях:

Законом г. Москвы от 11 декабря 2013 г. N 69 в часть 3 статьи 30 настоящего Закона внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

3. В случае выдвижения инициативы проведения местного референдума совместно представительным органом местного самоуправления и главой местной администрации обязанность изготовления и распространения текста, указанного в части 1 настоящей статьи, возлагается на администрацию соответствующего муниципального образования. Оплата изготовления указанного текста осуществляется за счет средств бюджета соответствующего муниципального образования.


Статья 31. Опросы общественного мнения

1. Опубликование (обнародование) результатов опросов общественного мнения, связанных с референдумом, является разновидностью информирования участников референдума.

2. При опубликовании (обнародовании) результатов опросов общественного мнения, связанных с референдумом, редакции средств массовой информации, граждане и организации, публикующие (обнародующие) эти результаты, обязаны указывать организацию, проводившую опрос, время его проведения, число опрошенных (выборку), метод сбора информации, регион, где проводился опрос, точную формулировку вопроса, статистическую оценку возможной погрешности, лицо (лиц), заказавшее (заказавших) проведение опроса и оплатившее (оплативших) указанную публикацию (обнародование).

Информация об изменениях:

Законом г. Москвы от 11 декабря 2013 г. N 69 часть 3 статьи 31 настоящего Закона изложена в новой редакции

См. текст части в предыдущей редакции

3. В течение пяти дней до дня голосования, а также в день голосования запрещается опубликование (обнародование) результатов опросов общественного мнения, прогнозов результатов референдума, иных исследований, связанных с проводимым референдумом, в том числе их размещение в информационно-телекоммуникационных сетях, доступ к которым не ограничен определенным кругом лиц (включая сеть "Интернет").


Статья 32. Агитация по вопросу (вопросам) референдума

1. Граждане Российской Федерации, общественные объединения вправе в допускаемых законом формах и законными методами проводить агитацию по вопросу (вопросам) референдума.

2. Агитация по вопросу (вопросам) референдума может проводиться:

Информация об изменениях:

Законом г. Москвы от 25 мая 2016 г. N 25 в пункт 1 части 2 статьи 32 настоящего Закона внесены изменения

См. текст пункта в предыдущей редакции

1) на каналах организаций телерадиовещания, в периодических печатных изданиях и сетевых изданиях;

2) посредством проведения агитационных публичных мероприятий;

3) посредством выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и других агитационных материалов;

4) иными не запрещенными законом методами.

3. Инициативная группа по проведению референдума, иная группа участников референдума самостоятельно определяют содержание, формы и методы своей агитации, самостоятельно проводят ее, а также вправе в установленном законодательством порядке привлекать для ее проведения иных лиц.

4. Расходы на проведение агитации по вопросу (вопросам) референдума осуществляются исключительно за счет средств соответствующих фондов референдума в установленном настоящим Законом порядке.

5. Запрещается привлекать к агитации по вопросу (вопросам) референдума лиц, не достигших на день голосования возраста 18 лет, в том числе использовать изображения и высказывания таких лиц в агитационных материалах.

6. Запрещается проводить агитацию по вопросу (вопросам) референдума, выпускать и распространять любые агитационные материалы:

1) федеральным органам государственной власти, органам государственной власти города Москвы, иным государственным органам, органам местного самоуправления;

Информация об изменениях:

Законом г. Москвы от 25 мая 2016 г. N 25 в пункт 2 части 6 статьи 32 настоящего Закона внесены изменения

См. текст пункта в предыдущей редакции

2) лицам, замещающим государственные или выборные муниципальные должности, государственным и муниципальным служащим, лицам, являющимся членами органов управления организаций независимо от формы собственности (в организациях, высшим органом управления которых является собрание, - членами органов, осуществляющих руководство деятельностью этих организаций), за исключением политических партий, при исполнении ими своих должностных или служебных обязанностей, кроме случая, предусмотренного частью 7 настоящей статьи, и (или) с использованием преимуществ своего должностного или служебного положения. Указание в агитационном материале должности такого лица не является нарушением настоящего запрета;

3) воинским частям, военным учреждениям и организациям;

4) благотворительным и религиозным организациям, учрежденным ими организациям, а также членам и участникам религиозных объединений при совершении обрядов и церемоний;

5) комиссиям референдума, членам комиссий референдума с правом решающего голоса;

6) иностранным гражданам, за исключением случая, предусмотренного частью 6 статьи 4 настоящего Закона, лицам без гражданства, иностранным юридическим лицам;

7) международным организациям и международным общественным движениям;

Информация об изменениях:

Законом г. Москвы от 25 мая 2016 г. N 25 в пункт 8 части 6 статьи 32 настоящего Закона внесены изменения

См. текст пункта в предыдущей редакции

8) представителям организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, и представителям редакций сетевых изданий при осуществлении ими профессиональной деятельности;

9) лицам, в отношении которых решением суда в период проводимой кампании референдума установлен факт нарушения ограничений, предусмотренных частью 1 статьи 39 настоящего Закона.

7. Лица, замещающие государственные или выборные муниципальные должности, вправе проводить агитацию по вопросу (вопросам) референдума, в том числе на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях, выпускать и распространять агитационные материалы, но не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения.

Информация об изменениях:

Законом г. Москвы от 25 мая 2016 г. N 25 статья 32 настоящего Закона дополнена частью 8

8. Использование в агитационных материалах высказываний физического лица, не имеющего в соответствии с настоящим Законом права проводить агитацию по вопросу (вопросам) референдума, по вопросу (вопросам) референдума не допускается.

Информация об изменениях:

Законом г. Москвы от 25 мая 2016 г. N 25 статья 32 настоящего Закона дополнена частью 9

9. Использование в агитационных материалах высказываний физического лица, не указанного в части 8 настоящей статьи, по вопросу (вопросам) референдума допускается только с письменного согласия данного физического лица. Документ, подтверждающий такое согласие, представляется в комиссию референдума вместе с экземплярами агитационных материалов, представляемых в соответствии с частью 4 статьи 38 настоящего Закона. В случае размещения агитационного материала на канале организации телерадиовещания либо в периодическом печатном издании указанный документ представляется в комиссию референдума по ее требованию.

Информация об изменениях:

Законом г. Москвы от 25 мая 2016 г. N 25 статья 32 настоящего Закона дополнена частью 10

10. Использование в агитационных материалах изображений физического лица допускается только с письменного согласия этого физического лица. Документ, подтверждающий такое согласие, представляется в комиссию референдума вместе с экземплярами агитационных материалов, представляемых в соответствии с частью 4 статьи 38 настоящего Закона. В случае размещения агитационного материала на канале организации телерадиовещания либо в периодическом печатном издании указанный документ представляется в комиссию референдума по ее требованию.


Статья 33. Агитационный период

Информация об изменениях:

Законом г. Москвы от 25 мая 2016 г. N 25 в часть 1 статьи 33 настоящего Закона внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

1. Агитационный период начинается со дня регистрации инициативной группы по проведению референдума. Агитационный период прекращается в ноль часов дня, предшествующего дню голосования.

Информация об изменениях:

Законом г. Москвы от 25 мая 2016 г. N 25 в часть 2 статьи 33 настоящего Закона внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

2. Агитация по вопросу (вопросам) референдума на каналах организаций телерадиовещания, в периодических печатных изданиях и в сетевых изданиях проводится в период, который начинается за 28 дней до дня голосования и прекращается в ноль часов дня, предшествующего дню голосования.

3. Проведение агитации по вопросу (вопросам) референдума в день голосования и в предшествующий ему день запрещается.

Информация об изменениях:

Законом г. Москвы от 25 мая 2016 г. N 25 часть 4 статьи 33 настоящего Закона изложена в новой редакции

См. текст части в предыдущей редакции

4. Агитационные печатные материалы (листовки, плакаты и другие материалы), ранее изготовленные в соответствии с настоящим Законом и размещенные в установленном законом порядке на специальных местах, указанных в части 7 статьи 38 настоящего Закона, на рекламных конструкциях или иных стабильно размещенных объектах в соответствии с частями 8 и 10 статьи 38 настоящего Закона, могут сохраняться в день голосования на прежних местах.


Информация об изменениях:

Законом г. Москвы от 25 мая 2016 г. N 25 в название статьи 34 настоящего Закона внесены изменения

См. текст названия в предыдущей редакции

Статья 34. Общие условия проведения агитации по вопросу (вопросам) референдума на каналах организаций телерадиовещания, в периодических печатных изданиях и сетевых изданиях

Информация об изменениях:

Законом г. Москвы от 11 декабря 2013 г. N 69 в часть 1 статьи 34 настоящего Закона внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

1. Государственные и муниципальные организации телерадиовещания и редакции государственных и муниципальных периодических печатных изданий обязаны обеспечить инициативной группе по проведению референдума и иным группам участников референдума равные условия проведения агитации по вопросу (вопросам) референдума в порядке, установленном настоящим Законом.

Информация об изменениях:

Законом г. Москвы от 11 декабря 2013 г. N 69 статья 34 настоящего Закона дополнена частью 1.1

1.1. Эфирное время на каналах организаций телерадиовещания может предоставляться инициативной группе по проведению референдума и иным группам участников референдума в порядке, предусмотренном настоящей статьей и статьей 35 настоящего Закона, безвозмездно (бесплатное эфирное время) либо за плату.

Информация об изменениях:

Законом г. Москвы от 11 декабря 2013 г. N 69 часть 2 статьи 34 настоящего Закона изложена в новой редакции

См. текст части в предыдущей редакции

2. В случае одновременного проведения на одной и той же территории нескольких кампаний референдумов или избирательной кампании и кампании референдума и совпадения на указанных кампаниях периодов проведения агитации на каналах организаций телерадиовещания общий объем бесплатного эфирного времени, предоставляемого для проведения агитации по вопросу (вопросам) референдума, не увеличивается без согласия на то организации телерадиовещания.

Информация об изменениях:

Законом г. Москвы от 11 декабря 2013 г. N 69 статья 34 настоящего Закона дополнена частью 2.1

2.1. Общероссийские государственные и муниципальные организации телерадиовещания и редакции общероссийских государственных и муниципальных периодических печатных изданий вправе предоставлять инициативной группе по проведению референдума и иным группам участников референдума эфирное время, печатную площадь за плату при условии выполнения указанными организациями и редакциями требований, предусмотренных частями 4 и 5 настоящей статьи.

Информация об изменениях:

Законом г. Москвы от 25 мая 2016 г. N 25 часть 3 статьи 34 настоящего Закона изложена в новой редакции

См. текст части в предыдущей редакции

3. Негосударственные организации телерадиовещания, редакции негосударственных периодических печатных изданий и редакции сетевых изданий, осуществляющие выпуск средств массовой информации, зарегистрированных не менее чем за один год до начала кампании референдума, а также редакции негосударственных периодических печатных изданий и редакции сетевых изданий, учрежденных избирательными объединениями (в том числе их структурными подразделениями) независимо от срока регистрации изданий, вправе предоставлять инициативной группе по проведению референдума и иным группам участников референдума платное эфирное время, платную печатную площадь, платные услуги по размещению агитационных материалов в сетевых изданиях при условии выполнения указанными организациями и редакциями требований, предусмотренных частями 4 и 5 настоящей статьи. Иные негосударственные организации телерадиовещания, редакции негосударственных периодических печатных изданий, редакции сетевых изданий не вправе предоставлять инициативной группе по проведению референдума и иным группам участников референдума эфирное время, печатную площадь.

Информация об изменениях:

Законом г. Москвы от 25 мая 2016 г. N 25 часть 4 статьи 34 настоящего Закона изложена в новой редакции

См. текст части в предыдущей редакции

4. Условия оплаты эфирного времени, печатной площади, услуг по размещению агитационных материалов, предоставляемых негосударственными организациями телерадиовещания, редакциями негосударственных периодических печатных изданий и редакциями сетевых изданий, должны быть едины для инициативной группы по проведению референдума и иных групп участников референдума. Это требование не распространяется на редакции негосударственных периодических печатных изданий, редакции сетевых изданий, учрежденных гражданами, входящими в инициативную группу по проведению референдума.

Информация об изменениях:

Законом г. Москвы от 25 мая 2016 г. N 25 часть 5 статьи 34 настоящего Закона изложена в новой редакции

См. текст части в предыдущей редакции

5. При проведении референдума сведения о размере (в валюте Российской Федерации) и других условиях оплаты эфирного времени, печатной площади, услуг по размещению агитационных материалов должны быть опубликованы соответствующей организацией телерадиовещания, редакцией периодического печатного издания, редакцией сетевого издания не позднее чем за один день до дня выпуска первого агитационного материала. Указанные сведения, информация о дате и об источнике их опубликования, сведения о регистрационном номере и дате выдачи свидетельства о регистрации средства массовой информации и уведомление о готовности предоставить эфирное время, печатную площадь для проведения агитации по вопросам референдума, услуги по размещению агитационных материалов в сетевом издании в тот же срок должны быть представлены в соответствующую комиссию референдума.

Информация об изменениях:

Законом г. Москвы от 25 мая 2016 г. N 25 часть 6 статьи 34 настоящего Закона изложена в новой редакции

См. текст части в предыдущей редакции

6. Допускается отказ от предоставления эфирного времени, печатной площади для проведения агитации по вопросам референдума, услуг по размещению агитационных материалов в сетевом издании, выраженный путем непредставления в соответствующую комиссию референдума уведомления, указанного в части 5 настоящей статьи, в установленные в указанной части сроки:

1) негосударственных организаций телерадиовещания и редакций негосударственных периодических печатных изданий;

2) редакций государственных периодических печатных изданий, выходящих реже чем один раз в неделю;

3) организаций телерадиовещания, осуществляющих выпуск специализированных телеканалов, радиоканалов, телепрограмм, радиопрограмм, и редакций специализированных периодических печатных изданий;

4) редакций сетевых изданий;

5) при проведении референдума города Москвы - муниципальных организаций телерадиовещания и редакций муниципальных периодических печатных изданий.

Информация об изменениях:

Законом г. Москвы от 25 мая 2016 г. N 25 часть 7 статьи 34 настоящего Закона изложена в новой редакции

См. текст части в предыдущей редакции

7. Организации, осуществляющие выпуск средств массовой информации, редакции сетевых изданий независимо от формы собственности обязаны вести отдельный учет объемов и стоимости эфирного времени и печатной площади, предоставленных для проведения агитации по вопросам референдума, объемов и стоимости услуг по размещению агитационных материалов в сетевых изданиях в соответствии с формами такого учета, которые установлены комиссией, организующей референдум, и представлять данные такого учета в эту комиссию не позднее чем через 10 дней со дня голосования.

Информация об изменениях:

Законом г. Москвы от 25 мая 2016 г. N 25 часть 8 статьи 34 настоящего Закона изложена в новой редакции

См. текст части в предыдущей редакции

8. Организации, осуществляющие выпуск средств массовой информации, редакции сетевых изданий обязаны хранить указанные в частях 7 и 10 настоящей статьи документы о безвозмездном и платном предоставлении эфирного времени и печатной площади, предоставлении услуг по размещению агитационных материалов в сетевых изданиях не менее трех лет после дня голосования.

Информация об изменениях:

Законом г. Москвы от 11 декабря 2013 г. N 69 часть 9 статьи 34 настоящего Закона изложена в новой редакции

См. текст части в предыдущей редакции

9. Расходы государственных и муниципальных организаций телерадиовещания, связанные с предоставлением бесплатного эфирного времени для проведения агитации по вопросу (вопросам) референдума, относятся на результаты деятельности этих организаций.

Информация об изменениях:

Законом г. Москвы от 25 мая 2016 г. N 25 часть 10 статьи 34 настоящего Закона изложена в новой редакции

См. текст части в предыдущей редакции

10. Предоставление эфирного времени на каналах организаций телерадиовещания и печатной площади в периодических печатных изданиях для проведения агитации по вопросам референдума, предоставление услуг по размещению агитационных материалов в сетевых изданиях производятся в соответствии с договором, заключенным в письменной форме между организацией телерадиовещания, редакцией периодического печатного издания, редакцией сетевого издания и представителем инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума до предоставления указанных эфирного времени, печатной площади, услуг.


Статья 35. Условия проведения агитации по вопросу (вопросам) референдума на телевидении и радио

1. Региональные (городские) государственные организации телерадиовещания при проведении референдума города Москвы обязаны предоставлять бесплатное эфирное время инициативной группе по проведению референдума и иным группам участников референдума, в качестве которых выступают руководящие органы общественных объединений (их структурных подразделений), указанных в части 1 статьи 24, если выдвинутые ими списки кандидатов допущены к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации и (или) Московской городской Думе.

Информация об изменениях:

Законом г. Москвы от 11 декабря 2013 г. N 69 в часть 2 статьи 35 настоящего Закона внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

2. Муниципальные организации телерадиовещания при проведении местного референдума обязаны предоставлять бесплатное эфирное время инициативной группе по проведению референдума и иным группам участников референдума, в качестве которых выступают руководящие органы общественных объединений (их структурных подразделений), указанных в части 1 статьи 24, если выдвинутые ими списки кандидатов допущены к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации и (или) Московской городской Думе, соответствующем представительном органе местного самоуправления.

3. Предоставляемое бесплатное эфирное время должно приходиться на определяемый соответствующей организацией телерадиовещания период, когда теле- и радиопередачи собирают наибольшую аудиторию.

4. Общий объем бесплатного эфирного времени, которое каждая из региональных (городских) государственных или муниципальных организаций телерадиовещания предоставляет для проведения агитации по вопросу (вопросам) референдума, должен составлять на каждом из каналов не менее 30 минут по рабочим дням, а если общее время вещания организации телерадиовещания составляет менее двух часов в день, - не менее одной четверти общего времени вещания. Если в результате предоставления бесплатного эфирного времени на каждую инициативную группу по проведению референдума или иную группу участников референдума придется более 60 минут бесплатного эфирного времени, общий объем бесплатного эфирного времени, которое каждая из организаций телерадиовещания предоставляет для проведения агитации, сокращается и должен составлять 60 минут, умноженных соответственно на количество групп, которым предоставлено право на проведение агитации по вопросу (вопросам) референдума.

5. Не менее половины общего объема бесплатного эфирного времени должно быть предоставлено инициативной группе по проведению референдума, иным группам участников референдума для проведения совместных дискуссий, "круглых столов" и иных совместных агитационных мероприятий.

Информация об изменениях:

Законом г. Москвы от 25 мая 2016 г. N 25 часть 6 статьи 35 настоящего Закона изложена в новой редакции

См. текст части в предыдущей редакции

6. При отказе инициативной группы по проведению референдума от участия в совместном агитационном мероприятии доля эфирного времени, отведенная инициативной группе по проведению референдума для участия в совместном агитационном мероприятии, распределяется между другими участниками данного совместного агитационного мероприятия (в том числе если в данном мероприятии может принять участие только один участник).

7. Оставшаяся часть общего объема бесплатного эфирного времени (при ее наличии) предоставляется государственными и муниципальными организациями телерадиовещания инициативной группе по проведению референдума и иным группам участников референдума для размещения агитационных материалов в равных долях.

8. После завершения регистрации инициативной группы по проведению референдума и иных групп участников референдума, но не позднее чем за 32 дня до дня голосования комиссия, организующая референдум, проводит с участием представителей соответствующих организаций телерадиовещания жеребьевку, в результате которой определяются даты и время выхода в эфир агитационных материалов инициативной группы по проведению референдума и иных групп участников референдума. При проведении жеребьевки вправе присутствовать лица, указанные в части 2 статьи 23 настоящего Закона. Результаты жеребьевки оформляются протоколом. Определенный в результате жеребьевки график распределения эфирного времени публикуется в государственных региональных (городских) периодических печатных изданиях при проведении референдума города Москвы или муниципальных - при проведении местного референдума.

Информация об изменениях:

Законом г. Москвы от 25 мая 2016 г. N 25 в часть 9 статьи 35 настоящего Закона внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

9. Государственные и муниципальные организации телерадиовещания, обязанные предоставлять бесплатное эфирное время на соответствующем референдуме, обязаны также резервировать эфирное время для проведения агитации по вопросу (вопросам) референдума за плату. Размер и условия оплаты должны быть едиными для инициативной группы по проведению референдума и иных групп участников референдума. Общий объем резервируемого эфирного времени должен быть равен установленному общему объему бесплатного эфирного времени или превышать его, но не более чем в два раза. Инициативная группа по проведению референдума, иная группа участников референдума вправе за соответствующую плату получить время из общего объема зарезервированного эфирного времени в пределах доли, полученной в результате деления этого объема на число групп, которым предоставлено право на проведение агитации по вопросу (вопросам) референдума. Если после такого распределения платного эфирного времени останется нераспределенное эфирное время, оно может быть предоставлено за плату инициативной группе по проведению референдума, иным группам участников референдума, подавшим заявку на предоставление такого эфирного времени, на равных условиях.

10. Эфирное время, указанное в части 9 настоящей статьи, должно предоставляться организацией телерадиовещания в период, указанный в части 2 статьи 33 настоящего Закона. Даты и время выхода в эфир агитационных материалов определяются жеребьевкой, проводимой организацией телерадиовещания с участием заинтересованных лиц на основании письменных заявок на участие в жеребьевке, поданных уполномоченными представителями инициативной группы по проведению референдума и иных групп участников референдума не позднее дня, предшествующего дню проведения жеребьевки. Жеребьевка должна проводиться в срок, установленный частью 8 настоящей статьи. Дату проведения жеребьевки организация телерадиовещания сообщает соответствующей комиссии референдума не позднее чем за 40 дней до дня голосования. Комиссия референдума информирует инициативную группу по проведению референдума, иную группу участников референдума о дате проведения жеребьевки.

11. Если инициативная группа по проведению референдума, иная группа участников референдума после проведения жеребьевки откажутся от использования эфирного времени, они обязаны не позднее чем за пять дней до выхода в эфир сообщить в письменной форме об этом соответствующей организации телерадиовещания, которая вправе использовать высвободившееся эфирное время по своему усмотрению, за исключением целей агитации по вопросу (вопросам) референдума.

12. Негосударственные организации телерадиовещания, выполнившие требования части 5 статьи 34 настоящего Закона, обязаны предоставлять эфирное время инициативной группе по проведению референдума и иным группам участников референдума на равных условиях (в том числе по времени выхода в эфир). Общий объем эфирного времени, предоставляемого указанной организацией телерадиовещания инициативной группе по проведению референдума и иным группам участников референдума, которым предоставлено право на проведение агитации по вопросу (вопросам) референдума, определяется этой организацией телерадиовещания.

Информация об изменениях:

Законом г. Москвы от 25 мая 2016 г. N 25 в часть 13 статьи 35 настоящего Закона внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

13. Платежный документ о перечислении средств на оплату стоимости эфирного времени в полном объеме должен быть представлен в филиал публичного акционерного общества "Сбербанк России" инициативной группой по проведению референдума, иной группой участников референдума не позднее чем за два дня до дня предоставления эфирного времени. Копия платежного документа с отметкой филиала публичного акционерного общества "Сбербанк России" должна быть представлена инициативной группой по проведению референдума, иной группой участников референдума в организацию телерадиовещания до предоставления эфирного времени. В случае нарушения указанных условий предоставление эфирного времени на каналах организаций телерадиовещания не допускается.

14. Запрещается перекрывать, прерывать передачу агитационных материалов инициативной группы по проведению референдума, иных групп участников референдума на каналах организаций телерадиовещания трансляцией иных теле- и радиопрограмм, иных агитационных материалов, рекламой товаров, работ и услуг.

Информация об изменениях:

Законом г. Москвы от 11 декабря 2013 г. N 69 в часть 15 статьи 35 настоящего Закона внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

15. Видео- и аудиозаписи выпущенных в эфир теле- и радиопрограмм, содержащих агитацию по вопросу (вопросам) референдума, хранятся в соответствующей организации телерадиовещания не менее 12 месяцев со дня официального опубликования результатов референдума. Организации телерадиовещания обязаны безвозмездно предоставлять копии указанных теле- и радиопрограмм по требованию комиссий референдума.


Статья 36. Условия проведения агитации по вопросу (вопросам) референдума в периодических печатных изданиях

Информация об изменениях:

Законом г. Москвы от 11 декабря 2013 г. N 69 в часть 1 статьи 36 настоящего Закона внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

1. Редакции региональных (городских) государственных периодических печатных изданий, выходящих не реже одного раза в неделю, при проведении референдума города Москвы обязаны предоставлять инициативной группе по проведению референдума и иным группам участников референдума платную печатную площадь.

Информация об изменениях:

Законом г. Москвы от 11 декабря 2013 г. N 69 в часть 2 статьи 36 настоящего Закона внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

2. Редакции муниципальных периодических печатных изданий, выходящих не реже одного раза в неделю, при проведении местного референдума обязаны предоставлять инициативной группе по проведению референдума и иным группам участников референдума платную печатную площадь.

Информация об изменениях:

Законом г. Москвы от 11 декабря 2013 г. N 69 в часть 3 статьи 36 настоящего Закона внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

3. Общий минимальный объем печатной площади, которую каждая из редакций периодических печатных изданий, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, предоставляет за плату для проведения агитации по вопросу (вопросам) референдума, должен составлять не менее 10 процентов общего объема ежемесячной печатной площади соответствующего издания в период, установленный частью 2 статьи 33 настоящего Закона. Информация об общем объеме печатной площади, которую такое периодическое печатное издание предоставляет за плату для агитации по вопросу (вопросам) референдума в течение периода, установленного частью 2 статьи 33 настоящего Закона, публикуется редакцией данного издания не позднее чем через 30 дней после официального опубликования решения о назначении референдума.

Информация об изменениях:

Законом г. Москвы от 11 декабря 2013 г. N 69 в часть 4 статьи 36 настоящего Закона внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

4. Общий объем платной печатной площади, декларированной редакцией периодического печатного издания, распределяется между инициативной группой по проведению референдума и иными группами участников референдума путем деления общего объема выделяемой печатной площади на общее число групп, которым предоставлено право на проведение агитации по вопросу (вопросам) референдума.

Информация об изменениях:

Законом г. Москвы от 11 декабря 2013 г. N 69 в часть 5 статьи 36 настоящего Закона внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

5. После завершения регистрации инициативной группы по проведению референдума и иных групп участников референдума, но не позднее чем за 32 дня до дня голосования периодические печатные издания, указанные в частях 1 и 2 настоящей статьи, проводят жеребьевку, в результате которой определяются даты публикаций агитационных материалов инициативной группы по проведению референдума, иных групп участников референдума. При проведении жеребьевки вправе присутствовать лица, указанные в части 2 статьи 23 настоящего Закона. Результаты жеребьевки оформляются протоколом.

Информация об изменениях:

Законом г. Москвы от 25 мая 2016 г. N 25 в часть 6 статьи 36 настоящего Закона внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

6. Размер и условия оплаты печатной площади, предоставляемой редакциями государственных и муниципальных периодических печатных изданий, должны быть едиными для инициативной группы по проведению референдума, иных групп участников референдума. Инициативная группа по проведению референдума, иные группы участников референдума вправе за соответствующую плату получить печатную площадь из общего объема зарезервированной печатной площади в пределах доли, полученной в результате деления этого объема на число групп, которым предоставлено право на проведение агитации по вопросу (вопросам) референдума. Если после такого распределения печатной площади за плату останется нераспределенная печатная площадь, она может быть предоставлена за плату инициативной группе по проведению референдума, иным группам участников референдума, подавшим заявку на предоставление такой печатной площади, на равных условиях.

7. Печатная площадь, указанная в части 6 настоящей статьи, должна предоставляться редакцией периодического печатного издания в период, указанный в части 2 статьи 33 настоящего Закона. Даты опубликования агитационных материалов определяются жеребьевкой, проводимой редакцией периодического печатного издания с участием заинтересованных лиц на основании письменных заявок на участие в жеребьевке, поданных уполномоченными представителями инициативной группы по проведению референдума и иных групп участников референдума не позднее дня, предшествующего дню проведения жеребьевки. Жеребьевка должна проводиться в срок, установленный частью 5 настоящей статьи. Дату проведения жеребьевки редакция периодического печатного издания сообщает соответствующей комиссии референдума не позднее чем за 40 дней до дня голосования. Комиссия референдума информирует инициативную группу по проведению референдума, иную группу участников референдума о дате проведения жеребьевки.

Информация об изменениях:

Законом г. Москвы от 11 декабря 2013 г. N 69 статья 36 настоящего Закона дополнена частью 7.1

7.1. Печатная площадь предоставляется на основании договора, заключенного после проведения жеребьевки.

8. Если инициативная группа по проведению референдума, иная группа участников референдума после проведения жеребьевки откажутся от использования печатной площади, они обязаны не позднее чем за пять дней до дня опубликования агитационных материалов сообщить в письменной форме об этом соответствующей редакции периодического печатного издания, которая вправе использовать высвободившуюся печатную площадь по своему усмотрению, за исключением целей агитации по вопросу (вопросам) референдума.

Информация об изменениях:

Законом г. Москвы от 11 декабря 2013 г. N 69 в часть 9 статьи 36 настоящего Закона внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

9. Редакции государственных и муниципальных периодических печатных изданий, не подпадающие под действие частей 1 и 2 настоящей статьи, редакции негосударственных периодических печатных изданий, выполнившие условия части 5 статьи 34 настоящего Закона, вправе предоставлять платную печатную площадь инициативной группе по проведению референдума и иным группам участников референдума. Общий объем платной печатной площади, предоставляемой инициативной группе по проведению референдума и иным группам участников референдума, которым предоставлено право на проведение агитации по вопросу (вопросам) референдума, определяется указанными редакциями периодических печатных изданий.

10. Редакции негосударственных периодических печатных изданий, выполнившие требования части 5 статьи 34 настоящего Закона, вправе отказать в предоставлении печатной площади для проведения агитации по вопросу (вопросам) референдума.

Информация об изменениях:

Законом г. Москвы от 25 мая 2016 г. N 25 в часть 11 статьи 36 настоящего Закона внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

11. Оплата печатной площади инициативной группой по проведению референдума, иной группой участников референдума осуществляется в соответствии с договорами, заключенными ими с редакциями периодических печатных изданий. Платежный документ о перечислении в полном объеме средств на оплату стоимости печатной площади должен быть представлен в филиал публичного акционерного общества "Сбербанк России" инициативной группой по проведению референдума, иной группой участников референдума не позднее чем за два дня до дня публикации. Копия платежного документа с отметкой филиала публичного акционерного общества "Сбербанк России" должна быть представлена инициативной группой по проведению референдума, иной группой участников референдума в редакцию периодического печатного издания до предоставления печатной площади. В случае нарушения этого условия предоставление печатной площади не допускается.

12. Публикация агитационных материалов, осуществляемая в соответствии с настоящей статьей, не должна сопровождаться редакционными комментариями в какой бы то ни было форме, а также заголовками и иллюстрациями, не согласованными с соответствующей инициативной группой по проведению референдума, иной группой участников референдума.

Информация об изменениях:

Законом г. Москвы от 11 декабря 2013 г. N 69 в часть 13 статьи 36 настоящего Закона внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

13. Во всех агитационных материалах, размещаемых в периодических печатных изданиях, должна помещаться информация о том, за счет средств фонда референдума какой группы была произведена оплата соответствующей публикации. Ответственность за выполнение данного требования несет редакция периодического печатного издания.

14. Редакции периодических печатных изданий, публикующих агитационные материалы, не вправе отдавать предпочтение инициативной группе по проведению референдума, иной группе участников референдума путем изменения тиража и периодичности выхода периодических печатных изданий.


Статья 37. Условия проведения агитации по вопросу (вопросам) референдума посредством агитационных публичных мероприятий

1. Государственные органы, органы местного самоуправления обязаны оказывать содействие инициативной группе по проведению референдума, иным группам участников референдума в организации и проведении агитационных публичных мероприятий.

2. Уведомления организаторов митингов, демонстраций, шествий и пикетирований подаются и рассматриваются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

3. По заявке инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума помещение, пригодное для проведения агитационных публичных мероприятий в форме собраний и находящееся в государственной или муниципальной собственности, безвозмездно предоставляется собственником, владельцем помещения на время, установленное комиссией, организующей референдум, представителям инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума для встреч с участниками референдума. При этом комиссия, организующая референдум, обязана обеспечить равные условия проведения указанных мероприятий для инициативной группы по проведению референдума и иных групп участников референдума.

Информация об изменениях:

Законом г. Москвы от 11 декабря 2013 г. N 69 в часть 4 статьи 37 настоящего Закона внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

4. Если указанное в части 3 настоящей статьи помещение, а равно помещение, находящееся в собственности организации, имеющей на день официального опубликования решения о назначении референдума в своем уставном (складочном) капитале долю (вклад) Российской Федерации, города Москвы и (или) муниципальных образований, превышающую (превышающий) 30 процентов, было предоставлено инициативной группе по проведению референдума (иной группе участников референдума), собственник, владелец помещения не вправе отказать иной группе участников референдума (инициативной группе по проведению референдума) в предоставлении помещения на таких же условиях в иное время в течение агитационного периода. В случае предоставления помещения инициативной группе по проведению референдума (иной группе участников референдума) собственник, владелец помещения не позднее дня, следующего за днем предоставления помещения, обязаны уведомить в письменной форме комиссию, организующую референдум, о факте предоставления помещения, об условиях, на которых оно было предоставлено, а также о том, когда это помещение может быть предоставлено в течение агитационного периода иным группам участников референдума (инициативной группе по проведению референдума).

Информация об изменениях:

Законом г. Москвы от 11 декабря 2013 г. N 69 статья 37 настоящего Закона дополнена частью 4.1

4.1. Соответствующая комиссия референдума, получившая уведомление о факте предоставления помещения инициативной группе по проведению референдума (иной группе участников референдума), в течение двух суток с момента получения уведомления обязана разместить содержащуюся в нем информацию в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" или иным способом довести ее до сведения иных групп участников референдума (инициативной группы по проведению референдума).

5. Заявки на выделение помещений, указанных в частях 3 и 4 настоящей статьи, для проведения встреч представителей инициативной группы по проведению референдума, иных групп участников референдума с участниками референдума рассматриваются собственниками, владельцами этих помещений в течение трех дней со дня подачи указанных заявок.

6. Инициативная группа по проведению референдума, иные группы участников референдума вправе арендовать на основе договора здания и помещения, принадлежащие гражданам и организациям независимо от формы собственности, для проведения агитационных публичных мероприятий.

7. Агитация по вопросу (вопросам) референдума в расположении воинских частей, военных организаций и учреждений запрещается.

8. Обеспечение безопасности при проведении агитационных публичных мероприятий осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.


Статья 38. Условия выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов

1. Инициативная группа по проведению референдума, иные группы участников референдума вправе беспрепятственно распространять печатные, а равно аудиовизуальные и иные агитационные материалы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Все агитационные материалы должны изготавливаться на территории Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Законом г. Москвы от 25 мая 2016 г. N 25 в часть 11 статьи 36 настоящего Закона внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

2. Организации, индивидуальные предприниматели, выполняющие работы или оказывающие услуги по изготовлению печатных агитационных материалов, обязаны обеспечить инициативной группе по проведению референдума, иным группам участников референдума равные условия оплаты изготовления этих материалов. Сведения о размере (в валюте Российской Федерации) и других условиях оплаты работ или услуг указанных организаций, индивидуальных предпринимателей по изготовлению печатных агитационных материалов должны быть опубликованы соответствующей организацией, соответствующим индивидуальным предпринимателем не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования решения о регистрации инициативной группы по проведению референдума и в тот же срок представлены в комиссию, организующую референдум. Вместе с указанными сведениями в комиссию должны быть представлены также сведения, содержащие наименование, юридический адрес и идентификационный номер налогоплательщика организации (фамилию, имя, отчество индивидуального предпринимателя, наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, где находится место его жительства).

3. Все печатные и аудиовизуальные агитационные материалы должны содержать наименование, юридический адрес и идентификационный номер налогоплательщика организации (фамилию, имя, отчество лица и наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, где находится место его жительства), изготовившей (изготовившего) данные материалы, наименование организации (фамилию, имя, отчество лица), заказавшей (заказавшего) их, а также информацию о тираже и дате выпуска этих материалов и указание об оплате их изготовления из средств соответствующего фонда референдума.

Информация об изменениях:

Законом г. Москвы от 25 мая 2016 г. N 25 в часть 4 статьи 38 настоящего Закона внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

4. Экземпляры печатных агитационных материалов или их копии, экземпляры аудиовизуальных агитационных материалов, фотографии или экземпляры иных агитационных материалов до начала их распространения должны быть представлены инициативной группой по проведению референдума, иной группой участников референдума в соответствующую комиссию референдума. Вместе с указанными материалами должны быть также представлены сведения о месте нахождения (об адресе места жительства) организации (лица), изготовившей и заказавшей (изготовившего и заказавшего) эти материалы, и копия документа об оплате изготовления данного агитационного материала из соответствующего фонда референдума. При проведении референдума города Москвы, местного референдума вместе с указанными материалами в соответствующую комиссию референдума должны быть представлены электронные образы этих агитационных материалов в машиночитаемом виде.

Информация об изменениях:

Законом г. Москвы от 25 мая 2016 г. N 25 часть 5 статьи 38 настоящего Закона изложена в новой редакции

См. текст части в предыдущей редакции

5. Запрещается изготовление печатных агитационных материалов в организациях и у индивидуальных предпринимателей, не выполнивших требования, предусмотренные частью 2 настоящей статьи, либо по договору с физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, а также изготовление агитационных материалов без предварительной оплаты за счет средств соответствующего фонда референдума, с нарушением требований, установленных частями 5, 6 и 8 статьи 32 настоящего Закона, частью 3 настоящей статьи.

Информация об изменениях:

Законом г. Москвы от 25 мая 2016 г. N 25 часть 6 статьи 38 настоящего Закона изложена в новой редакции

См. текст части в предыдущей редакции

6. Запрещается распространение агитационных материалов, изготовленных с нарушением части 5 настоящей статьи и (или) с нарушением требований, предусмотренных частями 9 и 10 статьи 32 настоящего Закона, частью 4 настоящей статьи.

Информация об изменениях:

Законом г. Москвы от 11 декабря 2013 г. N 69 в часть 7 статьи 38 настоящего Закона внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

7. Не позднее чем за 30 дней до дня голосования глава муниципального образования по предложению муниципальной комиссии или территориальной комиссии обязан выделить специальные места для размещения печатных агитационных материалов на территории каждого участка референдума. Такие места должны быть удобны для посещения участниками референдума и располагаться таким образом, чтобы участники референдума могли ознакомиться с размещенной там информацией. Площадь выделенных мест должна быть достаточной для размещения на них информационных материалов комиссий референдума и агитационных материалов инициативной группы по проведению референдума, иных групп участников референдума. Инициативной группе по проведению референдума, иным группам участников референдума должна быть выделена равная площадь для размещения печатных агитационных материалов. Перечень указанных мест доводится комиссиями референдума, по предложениям которых выделены эти места, до сведения инициативной группы по проведению референдума, иных групп участников референдума.

Информация об изменениях:

Законом г. Москвы от 25 мая 2016 г. N 25 в часть 8 статьи 38 настоящего Закона внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

8. Печатные агитационные материалы могут размещаться в помещениях, на зданиях, сооружениях и иных объектах (за исключением мест, предусмотренных частью 7 настоящей статьи) только с согласия и на условиях собственников, владельцев указанных объектов. Размещение агитационных материалов на объекте, находящемся в государственной или муниципальной собственности либо в собственности организации, имеющей на день официального опубликования (публикации) решения о регистрации инициативной группы по проведению референдума в своем уставном (складочном) капитале долю (вклад) Российской Федерации, города Москвы и (или) муниципальных образований, превышающую (превышающий) 30 процентов, осуществляется на равных условиях для инициативной группы по проведению референдума и иных групп участников референдума. При этом за размещение агитационных материалов на объекте, находящемся в государственной или муниципальной собственности, плата не взимается.

Информация об изменениях:

Законом г. Москвы от 25 мая 2016 г. N 25 часть 9 статьи 38 настоящего Закона изложена в новой редакции

См. текст части в предыдущей редакции

9. Организации, индивидуальные предприниматели, выполняющие работы (оказывающие услуги) по подготовке и размещению агитационных материалов, обязаны обеспечить инициативной группе по проведению референдума и иным группам участников референдума равные условия оплаты своих работ (услуг).

Информация об изменениях:

Законом г. Москвы от 25 мая 2016 г. N 25 часть 10 статьи 38 настоящего Закона изложена в новой редакции

См. текст части в предыдущей редакции

10. Запрещается размещать агитационные материалы на памятниках, обелисках, зданиях, сооружениях и в помещениях, имеющих историческую, культурную или архитектурную ценность. Запрещается размещать агитационные материалы в зданиях, в которых размещены комиссии референдума, помещения для голосования, и на расстоянии менее 50 метров от входа в них.

11. Положения настоящей статьи не применяются в отношении агитационных материалов, распространяемых в соответствии со статьями 35 и 36 настоящего Закона.


Статья 39. Ограничения при проведении агитации по вопросу (вопросам) референдума

Информация об изменениях:

Законом г. Москвы от 11 декабря 2013 г. N 69 в часть 1 статьи 39 настоящего Закона внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

1. Выступления представителей инициативной группы по проведению референдума и иных групп участников референдума, иные агитационные материалы (в том числе размещаемые в информационно-телекоммуникационных сетях, доступ к которым не ограничен определенным кругом лиц, включая сеть "Интернет") не должны содержать призывы к совершению деяний, определяемых в статье 1 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" как экстремистская деятельность, либо иным способом побуждать к таким деяниям, а также обосновывать или оправдывать экстремизм. Запрещается агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную или религиозную рознь, унижающая национальное достоинство, пропагандирующая исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, а также агитация, при проведении которой осуществляются пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени их смешения. Не может рассматриваться как разжигание социальной розни агитация, направленная на защиту идей социальной справедливости.

2. При проведении агитации по вопросу (вопросам) референдума также не допускается злоупотребление свободой массовой информации в иных, чем указанные в части 1 настоящей статьи, формах. Запрещается агитация, нарушающая законодательство Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

3. Инициативной группе по проведению референдума, иным группам участников референдума и их уполномоченным представителям, а также иным лицам и организациям при проведении агитации по вопросу (вопросам) референдума запрещается осуществлять подкуп участников референдума: вручать им денежные средства, подарки и иные материальные ценности, кроме как за выполнение организационной работы (за сбор подписей участников референдума, агитационную работу); производить вознаграждение участников референдума, выполнявших указанную организационную работу, в зависимости от итогов голосования или обещать произвести такое вознаграждение; проводить льготную распродажу товаров, бесплатно распространять любые товары, за исключением печатных материалов (в том числе иллюстрированных) и значков, специально изготовленных для кампании референдума; предоставлять услуги безвозмездно или на льготных условиях, а также воздействовать на участников референдума посредством обещаний передачи им денежных средств, ценных бумаг и других материальных благ (в том числе по итогам голосования), оказания услуг иначе чем на основании принимаемых в соответствии с законодательством решений органов государственной власти, органов местного самоуправления.

4. В период кампании референдума не допускается проведение лотерей и других основанных на риске игр, в которых выигрыш призов или участие в розыгрыше призов зависит от итогов голосования, результатов референдума либо которые иным образом связаны с референдумом.

5. Оплата рекламы коммерческой и иной не связанной с референдумом деятельности с использованием фамилии или изображения члена или уполномоченного представителя инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума в период кампании референдума осуществляется только за счет средств соответствующего фонда референдума. В день голосования и в день, предшествующий дню голосования, такая реклама, в том числе оплаченная за счет средств соответствующего фонда референдума, не допускается.

6. Члены и уполномоченные представители инициативной группы по проведению референдума, иных групп участников референдума, а также зарегистрированные после начала кампании референдума организации, учредителями, собственниками, владельцами и (или) членами органов управления которых (в организациях, высшим органом управления которых является собрание, - членами органов, осуществляющих руководство деятельностью этих организаций) являются указанные лица и (или) организации, в период кампании референдума не вправе заниматься благотворительной деятельностью. Иные физические и юридические лица в период кампании референдума не вправе заниматься благотворительной деятельностью по просьбе, поручению или от имени членов и уполномоченных представителей инициативной группы по проведению референдума, иных групп участников референдума, а также проводить одновременно с благотворительной деятельностью агитацию по вопросу (вопросам) референдума. Членам и уполномоченным представителям инициативной группы по проведению референдума и иных групп участников референдума запрещается обращаться к иным физическим и юридическим лицам с предложениями об оказании материальной, финансовой помощи или услуг участникам референдума.

7. Агитационные материалы не могут содержать коммерческую рекламу.

8. Комиссии референдума контролируют соблюдение установленного порядка проведения агитации при проведении референдума и принимают меры по устранению допущенных нарушений.

Информация об изменениях:

Законом г. Москвы от 25 мая 2016 г. N 25 в часть 9 статьи 39 настоящего Закона внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

9. В случае распространения подложных печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов, распространения печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов с нарушением требований частей 3 - 6, 8 и 10 статьи 38 настоящего Закона, а также в случае нарушения организацией телерадиовещания, редакцией периодического печатного издания, редакцией сетевого издания установленного настоящим Законом порядка проведения агитации по вопросу (вопросам) референдума соответствующая комиссия референдума обязана обратиться в правоохранительные органы, суд, орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, в том числе электронных, и массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, с представлением о пресечении противоправной агитационной деятельности, об изъятии незаконных агитационных материалов и о привлечении организации телерадиовещания, редакции периодического печатного издания, редакции сетевого издания, их должностных лиц, а также иных лиц к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Правоохранительные и иные органы обязаны принимать меры по пресечению противоправной агитационной деятельности, предотвращению изготовления подложных и незаконных печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов и их изъятию, устанавливать изготовителей указанных материалов и источник их оплаты, а также незамедлительно информировать соответствующую комиссию референдума о выявленных фактах и принятых мерах.


Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.