Приложение 1. Прогноз социально-экономического развития г. Москвы до 2011 г.

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства Москвы от 27 ноября 2007 г. N 1017-ПП в настоящее приложение внесены изменения

См. текст приложения в предыдущей редакции

Приложение 1
к постановлению Правительства Москвы
от 3 июля 2007 г. N 546-ПП

 

Прогноз социально-экономического развития города Москвы до 2011 года

С изменениями и дополнениями от:

27 ноября 2007 г.

 

Основные тенденции предыдущего периода

 

В 2000-2006 гг. наблюдался устойчивый экономический рост. Валовой региональный продукт увеличивался в среднем на 10,1% в год. Высокие темпы экономики опирались на высокие темпы развития обрабатывающих производств и строительства, динамично развивалась оптовая и розничная торговля, чему способствовал рост потребительского спроса на фоне растущих доходов населения.

Среднегодовые темпы инфляции снизились с 24,4% в 2000 году до 9,3% в 2006 году, заработная плата выросла с 3,2 тыс.рублей в месяц до 18,0 тыс. руб., а ее покупательная способность - в 2,8 раза.

Высокому экономическому развитию содействовало увеличение в 2006 году объемов привлекаемых иностранных инвестиций к уровню 2000 года в 5,9 раза. Размеры поступлений прямых иностранных инвестиций до 2006 года колебались от 1155 до 2492 млн.долларов США, в 2006 году наблюдался их значительный рост - до 4531 млн. долларов США (в 3 раза к уровню 2000 года).

Внешнеторговый оборот товаров и услуг в 2006 году увеличился в 3,4 раза по сравнению с 2000 годом, составив 61461 млн. долларов США, в том числе экспорт - 13663 млн. долларов США, импорт - 47798 млн. долларов США. На фоне роста экономики города вырос спрос на инвестиционные товары, в том числе импортные, доля продукции машиностроения в составе импорта выросла с 33,6% до 53,8%.

В результате целенаправленных мероприятий Правительства Москвы заработная плата работников социальной сферы города росла темпами, превышающими среднегородские: в 2000 году - на 2,7%, в 2006 году - на 23,5%.

В 2006 году повышен до 4900 рублей городской минимум оплаты труда. Влияние этих факторов обеспечило рост реальных располагаемых денежных доходов в 1,7 раза к уровню 2000 года. Это позволило сократить уровень бедности с 23,6% до 14,2%, несмотря на десятипроцентный рост размера прожиточного минимума с 1 января 2006 г. вследствие законодательного изменения содержания потребительской корзины.

 

(в % к предыдущему году)

  2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2006
в % к
1999
Валовой региональный
продукт (в сопоставимых
основных ценах)
118,9 103,0 110,0 108,8 107,2 112,5 110,5
*
195,3
Объем промышленной про-
дукции
120,6 107,7 115,3 122,0 107,7 123,6 118,5 288,2
Инвестиции в основной
капитал
114,5 92,9 108,1 107,6 110,6 112,8 109,4 168,9
Розничный товарооборот 106,1 107,9 103,0 104,1 108,3 106,2 107,1 151,2
Индекс потребительских
цен (среднегодовой)
124,4 123,0 119,2 113,0 110,2 112,1 109,3 278,3
Индекс оптовых цен
(среднегодовой)
129,2 123,5 110,3 112,6 112,0 111,1 109,6 270,3
Среднемесячная заработ-
ная плата
137,1 152,5 129,7 134,8 123,5 135,7 124,8 764,5
Внешнеторговый оборот 115,0 105,3 114,1 126,1 127,4 126,1 141,9 397,1
Экспорт 107,6 68,7 125,0 120,8 111,6 106,3 125,9 167,0
Импорт 122,2 137,4 109,3 128,7 134,9 133,8 146,8 626,3

 

     *) - 2005-2006 гг. - оценка Департамента  экономической  политики  и
развития города Москвы

 

В I квартале 2007 г. сохранились основные позитивные тенденции развития экономики, сложившиеся в предыдущие годы.

Индекс промышленного производства составил 108%, в том числе по крупным и средним предприятиям - 109,9%. Наиболее значительный рост отмечен в производстве транспортных средств - в 1,82 раза, обувном производстве - в 1,35 раза, производстве резиновых и пластмассовых изделий - в 1,29 раза, обработке древесины и производстве изделий из дерева - в 1,21 раза. Прирост инвестиций в основной капитал составил 7,9%.

Оборот розничной торговли вырос на 4,9%, а без учета оборота неорганизованного рынка - на 11,4%. Основную часть оборота розничной торговли по-прежнему формировали торгующие организации и предприниматели, осуществляющие деятельность в стационарной торговой сети. Доля объема продаж через неорганизованные рынки в обороте розничной торговли снизилась по сравнению с январем-мартом 2006 года на 4,6 процентных пункта.

Оборот оптовой торговли продовольствием в январе-марте 2007 год вырос на 3,2%.

Реальные располагаемые доходы населения увеличились на 1,4% при опережающем росте реальной заработной платы - на 17,9%.

Индекс потребительских цен в январе-марте 2007 года к аналогичному периоду предыдущего года составил 108% против 110,2% за соответствующий период 2006 года. Более всего повысились цены и тарифы на платные услуги населению - 114,8%.

 

Факторы и условия социально-экономического развития Москвы в 2008-2011 гг.

 

При разработке прогноза учитывались прогноз основных тенденций мирового и внутреннего рынка, параметры социальной, кредитно-финансовой и налоговой политики, разработанные на среднесрочную перспективу Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации и согласованные Правительством Российской Федерации, а также особенности социально-экономического развития и социальной политики, сложившиеся в городе Москве.

 

Основные показатели развития экономики России

 

(в % к предыдущему году)

  2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010
Валовой внутренний
продукт
107,2 106,4 106,7 106,5 106,1 106,0 106,2
Продукция промышлен-
ности
108,3 104,0 104,4 105,2 105,1 104,8 105,2
Оборот розничной тор-
говли
113,3 112,8 113,9 111,6 110,5 109,1 108,4
Инвестиции в основной
капитал
113,7 110,9 113,7 112,8 111,9 110,5 111,4
Потребительские цены
(среднегодовые)
110,9 112,7 109,7 108,0 107,6 106,8 106,3
Номинальная среднеме-
сячная заработная пла-
та
122,6 126,9 125,4 121,8 119,2 116,2 115,0
Реальная заработная
плата
110,6 112,6 113,4 112,8 110,8 108,8 108,2
Пенсии 117,2 123,1 115,7 113,1 120,4 116,6 116,1
Курс рубля к доллару
(среднегодовой)
28,8 28,3 27,2 26,0 25,9 26,2 26,8
Курс евро к доллару
(среднегодовой)
1,24 1,24 1,26 1,33 1,35 1,36 1,365
Цены на нефть (долл./
баррель)
34,4 50,6 61,1 55,0 53,0 52,0 50,0

 

Особое значение для города Москвы имеют принятые Правительством Российской Федерации решения об уровне цен на продукцию субъектов естественных монополий и тарифов на услуги жилищно-коммунального хозяйства, в частности о повышении в течении 2007-2010 гг. в 2 раза оптовых цен на газ и цен на газ, реализуемый населению, а также о повышении цен на электроэнергию для всех категорий потребителей в 1,43 раза и для населения - в 1,5 раза. При этом предусмотрена постепенная либерализация рынка электроэнергии для промышленных потребителей - доля рынка с 5-10% в 2007 году достигнет 80% к концу 2010 года. В результате растущего спроса на энергию фактический рост цен на розничном рынке превысит размеры повышения регулируемых тарифов.

В налоговой системе предусматривается сохранить в 2008 году ставки акцизов на нефтепродукты и постепенно индексировать их в последующие годы, ставки акцизов на спирт и спиртосодержащую продукцию - индексировать в соответствии с прогнозируемыми значениями индекса потребительских цен.

По налогу на прибыль с 1 января т.г. разрешено в полном размере уменьшать налоговую базу на сумму убытков предыдущего года, включать в состав прочих расходов фактически произведенные расходы на НИОКР, а с 1 января 2008 г. применять специальный коэффициент к основной норме амортизации в отношении основных средств организаций, используемых только для осуществления научно-технической деятельности. Кроме того, с 1 января 2009 г. предусмотрено введение понятия "консолидированный налогоплательщик", применяемого к холдингам и группам компаний, для распределения налога по субъектам Российской Федерации, где находятся дочерние компании и предприятия. Эти новации окажут влияние на доходы бюджета города Москвы.

В рамках прав, предоставленных субъектам Российской Федерации, предусматривается производить в соответствии с инфляцией индексацию ставок транспортного налога и инвентаризационной стоимости жилищного фонда.

В соответствии с решениями Правительства Российской Федерации в текущем году должны быть актуализированы удельные показатели кадастровой стоимости земель города Москвы. Изменения кадастровой стоимости земельных участков, а также постепенный переход на исчисление ставок аренды в процентах от кадастровой стоимости арендуемых участков позволит к концу прогнозного периода увеличить доходы от аренды земли и земельного налога в 1,7 - 1,8 раза.

 

Демографическая ситуация

 

В 2007-2010 гг. рождаемость, растущая с 2000 года, стабилизируется, а в дальнейшем в силу возрастной структуры женского населения города произойдет ее сокращение. С 2011 года, с учетом сокращения числа женщин в возрасте 20-34 лет, число родившихся начнет сокращаться (к 2020 году примерно вдвое по сравнению с современным уровнем) и восстановится на современном уровне лишь к 2025-2030 гг.

Будет нарастать тенденция сокращения численности населения в трудоспособном возрасте. Численность собственного трудоспособного населения в городе к 2010 году сократится примерно на 350 тыс. человек, а в последующие годы будет сокращаться каждые 5 лет на 450 - 470 тыс.человек. В то же время, возможности пополнения трудовых ресурсов за счет миграции также снижаются, так как наметилась тенденция сокращения миграции из других регионов России.

В связи с вышеизложенным приобретают особое значение разработка и реализация программ сокращения смертности в трудоспособном возрасте, реабилитации инвалидов, совершенствования системы профессиональной подготовки молодежи, укрепления материальной базы детского здравоохранения и охраны материнства, повышения рождаемости, снижения материнской и младенческой смертности, укрепления репродуктивного здоровья населения, детей и подростков, социального института семьи, повышение производительности труда во всех отраслях экономики и социальной сферы.

 

Валовой региональный продукт, инвестиции

 

Особенность предстоящего среднесрочного периода состоит в том, что экономика города Москвы будет развиваться в условиях падающей динамики мировых цен на сырьевые товары.

С учетом снижения влияния данного внешнего фактора на формирование валового регионального продукта города Москвы предполагается замедление темпов его роста до 107% - 107,5%. Базой станет наращивание объемов промышленного производства и рыночных услуг, внедрение инновационных технологий. Здесь важной компонентой становится повышение внешнеэкономической активности, что требует мобилизации производственно-технического потенциала московских предприятий и продвижения их услуг и поставок на зарубежный рынок, а также в российские регионы.

Прогнозируемая динамика экономического роста позволит увеличить производство валового регионального продукта на одного занятого в экономике города с 823 тыс. руб. в 2006 году до 1442 тыс. руб. в 2010 году и до 1653 тыс. руб. - в 2011 году.

Повышение эффективности и конкурентоспособности производства будет определяться ростом инвестиционной активности, направленной на расширение существующего производства, его интенсификацию и модернизацию, выпуск новой продукции. В этой связи значительно возрастает роль экономической политики Правительства Москвы.

Для роста инвестиций, оптимального использования средств бюджета города Москвы и достижения максимальных количественных и качественных показателей эффективности инвестиционных проектов деятельность Правительства Москвы будет направлена на расширение масштабов частного финансирования за счет развития новых форм привлечения инвестиций в экономику города в том числе в рамках государственно-частного партнерства.

В целом по городу прогнозируется ежегодный рост инвестиций в размере 105,5% - 107,0%, при этом доля инвестиций за счет средств бюджета города Москвы будет постепенно снижаться за счет увеличения вклада собственных средств организаций и привлеченных средств, в том числе новых инструментов развития и иностранного капитала.

 

Отрасли экономики

 

Темпы роста промышленного производства в городе Москве в прогнозируемом периоде будут выше среднероссийских и составят 112% ежегодно. Определенные преимущества город получает вследствие развитой базы обувного и швейного производства, пищевой промышленности, а также таких отраслей, как производство электротехнического, электронного и оптического оборудования (трансформаторы, электродвигатели, приборы учета ресурсов, телевизоры), легковых автомобилей, других отраслей машиностроения. Основными факторами, определяющими динамику роста этих отраслей, являются намечаемый рост располагаемых расходов населения, меры, принимаемые Правительством Москвы для развития электроэнергетики, а также планируемые Правительством Российской Федерации расходы по поддержке авиационной промышленности и на техническое перевооружение армии.

Особое значение имеет реализация программы развития энергетики, разработанная Правительством Москвы совместно с энергетическими компаниями. В соответствии с этой программой в 2006-2010 гг. предстоит создать трансформаторные мощности на 12309 МВА, генерирующие мощности на 4511 МВт на станциях Мосэнерго и на 2178 Вт на газотурбинных электростанциях, за счет средств бюджета города Москвы и средств инвесторов.

Развитие городского транспортного комплекса будет происходить на фоне стабильного роста объемов коммерческих перевозок грузов на железнодорожном транспорте, роста подвижности населения, увеличения авиаперевозок через аэропорт Внуково. В эти годы намечено завершить строительство Звенигородского проспекта, реконструкцию магистрали Ленинградский проспект-шоссе, приступить к строительству 4-го транспортного кольца, ввода в город скоростной трассы Санкт-Петербург - Москва, выхода южной рокады на Каширское шоссе, завершить реконструкцию взлетно-посадочных полос и строительство нового терминала аэропорта Внуково.

В период 2007-2011 гг. Правительство Москвы сформирует и приступит к реализации комплекса мероприятий в рамках городской транспортной стратегии, направленных на формирование эффективной транспортной системы города и в первую очередь на решение приоритетных городских проблем: создание систем городского парковочного пространства, новых форм организации дорожного движения, новых проектных и конструктивных ресурсосберегающих решений, снижение негативного воздействия автотранспортного комплекса на окружающую среду, и других мероприятий.

Это позволит снизить загруженность транспортных магистралей города, увеличить ежегодный денежный оборот от использования комплекса объектов парковочного пространства всех типов до 25 млрд. руб., создать дополнительно более 1000 новых рабочих мест, значительная часть из которых - в малых предприятиях.

Ожидается увеличение нагрузки на городской пассажирский транспорт общего пользования, развитию которого Правительство Москвы будет уделять особое внимание с реализацией конкретных мероприятий в рамках городских целевых программ.

В прогнозируемом периоде сохранятся высокие темпы роста услуг связи за счет увеличения спроса на новые технологии электросвязи, в том числе цифровое телевидение и подвижную радиотелефонную связь, как со стороны коммерческого сектора, так и со стороны населения. Основной источник инвестиций в этом секторе - частные средства.

Рост доходов населения, распространение компьютерной грамотности и увеличение предпринимательской активности будут стимулировать рост рынка информационных услуг, продаж компьютеров, количества пользователей сети Интернет. Увеличению объема рынка будет способствовать внедрение информационных технологий в сферу управления и в социально-экономическую сферу. Перспективным направлением развития рынка информационных технологий в городе Москве может стать разработка программного обеспечения.

Прогнозируемый рост промышленности и экономики предполагает перелом в показателях инновационного развития благодаря активизации инновационной деятельности бизнеса, модернизации государственного сектора науки и образования.

Высокие темпы роста доходов населения обеспечат сохранение высоких темпов развития потребительского рынка. При этом темпы роста розничного товарооборота будут несколько ниже среднероссийских, так как рост доходов населения других регионов позволит несколько сократить их отставание в уровне товарооборота на душу населения от московского. В обороте розничной торговли сохранятся сформировавшиеся в 2005-2006 гг. тенденции снижения удельного веса вещевых, смешанных и продовольственных рынков, а также активного развития торговых сетей. Начнет формироваться тенденция снижения расходов домашних хозяйств на покупку продуктов питания при увеличении расходов на покупку непродовольственных товаров и услуг.

В предстоящие годы сохранится позитивная динамика развития рынка услуг, обусловленная опережающим ростом тарифов на жилищно-коммунальные услуги, а также ростом спроса на услуги связи, спорта, медицинские, другие виды бытовых услуг.

Рост реальных располагаемых денежных доходов населения будет стимулировать деятельность оптового продовольственного комплекса по увеличению оборота оптовой торговли продовольственными товарами. Оборот оптовой торговли продовольствием возрастет с 10,14 млн. тонн в 2006 году до 11,95 млн.тонн в 2011 году или на 17,9%. В условиях роста покупательной способности москвичей и насыщенности продовольственного рынка повысится уровень потребления продуктов питания в семьях москвичей. Улучшится качественный состав рациона питания за счет более ценных, с питательной точки зрения, продуктов.

Для обеспечения продовольственной безопасности города стратегическими задачами оптового продовольственного комплекса на перспективу будут являться: дальнейшее развитие кооперации и интеграции московских предприятий с отечественными сельхозпроизводителями, создание современных высокотехнологичных, многопрофильных агропромышленных комплексов, реализация приоритетного национального проекта "Развитие АПК", совершенствование инфраструктуры оптового продовольственного рынка, развитие информационно-коммуникационных технологий в продовольственной сфере.

В прогнозируемом периоде сохраняется и совершенствуется финансовая поддержка за счет средств бюджета города Москвы развития малого бизнеса. Предусматривается реализация мероприятий по развитию инфраструктуры малого предпринимательства, по поддержке субъектов малого предпринимательства, производящих товары, работы и услуги, а также малых предприятий в научно-технической сфере.

Приоритетным направлением в сфере развития малого предпринимательства определено развитие системы поддержки малых предприятий, ориентированных на развитие конкурентоспособных, экспортно-ориентированных проектов, в том числе через поддержку таких проектов фондами содействия кредитованию малого бизнеса города Москвы и содействия венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере города Москвы.

Количество малых предприятий к 2011 году по отношению к 2006 году увеличится на 25% и составит более 260 тысяч.

 

Тарифы на жилищно-коммунальные услуги

 

В расчетный период предполагается сохранить политику Правительства Москвы, в соответствии с которой повышение цен и тарифов для населения на жилищно-коммунальные услуги производилось пропорционально росту среднемесячной зарплаты в городе. При этом при подготовке прогноза учитывалось, что как минимум до 2009 года будут действовать ограничения на размер (изменения) тарифов, вводимые Федеральной службой тарифов.

 

(% к предыдущему году)

  2007 2008 2009 2010 2011
Темпы роста цен и тарифов на жилищно-ком-
мунальные услуги для населения
118,2 118,4 119,0 119,5 120,0

 

Предполагается также сохранить действующую ныне в городе систему предоставления жилищных субсидий малоимущим семьям на оплату жилищно-коммунальных услуг, а также систему льгот для ветеранов, инвалидов и некоторых других категорий граждан по названным платежам.

В среднесрочном периоде предполагается увеличить долю платежей населения в стоимости жилищно-коммунальных услуг до 69,3%. При этом число семей, получающих жилищную субсидию, увеличится на 20-23% (600-650 тыс. семей), а средний размер субсидии на одну семью - в 1,5 раза (до 1580 руб. в месяц).

Перекрестное субсидирование на электрическую и тепловую энергию, услуги водоснабжения и водоотведения сократится и будет ликвидировано по электроэнергии в 2009 году, а по водоснабжению и водоотведению в 2010 году. Платежи населения за тепловую энергию к 2011 году обеспечат компенсацию 80% реальной стоимости услуг.

 

Реформирование жилищно-коммунального хозяйства

 

В 2007-2011 гг. предстоит решить важнейшие задачи:

- создание организованных объединений собственников помещений, способных в полной мере реализовать свои права и обязанности в сфере управления и содержания многоквартирных домов, - товарищества собственников жилья (ТСЖ);

- описание общего имущества многоквартирного дома как основы для создания объекта управления для ТСЖ и иных управляющих организаций, межевание земельных участков с целью закрепления их в составе имущественных комплексов;

- совершенствование действующей системы налогообложения организаций, занятых в отрасли жилищно-коммунального хозяйства, в том числе ТСЖ;

- создание единого реестра управляющих организаций и проведение их добровольной сертификации, что позволит собственникам помещений в многоквартирных домах выбирать в качестве одного из способов управления управление специализированной управляющей организации;

- проведение тарифной политики, направленной на последовательное установление для нанимателей и собственников жилья обоснованных цен и тарифов на услуги организаций жилищного и коммунального хозяйства, а также предоставление управляющим организациям субсидий на содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома исходя из планово-нормативных расходов.

С 2008 года нормативная стоимость по содержанию и ремонту многоквартирных домов будет устанавливаться более дифференцировано, не только от уровня обеспеченности домов удобствами, наличия в составе домовладения придомовой территории, но и с учетом степени износа и технической оснащенности;

- введение платы за капитальный ремонт для собственников жилых помещений многоквартирных домов в составе расходов по содержанию и ремонту при одновременном соблюдении социальных гарантий, то есть обеспечивая начисление гражданам субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг с учетом капитального ремонта дома;

- обеспечение социальной защиты населения через расширение механизмов адресной социальной поддержки (субсидирование и возмещение компенсаций отдельным категориям льготников);

- перевод льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг на персонифицированные социальные счета граждан.

В целях реализации нормы Жилищного кодекса об оплате предоставляемых услуг собственниками помещений многоквартирного дома по фактической стоимости предполагается переход на полную оплату потребляемых жилищно-коммунальных услуг той частью населения, которая имеет достаточный доход, при одновременном обеспечении мер адресной социальной защиты малоимущих слоев населения. В этом случае исчезнет потребность предоставлять дотации предприятиям жилищно-коммунального комплекса, а бюджетные расходы будут связаны только с компенсацией предоставляемых гражданам льгот и субсидий, что приведет к их существенному снижению.

 

Уровень жизни населения

 

В связи с сокращением численности трудоспособного населения и миграционного притока рабочей силы, которые не могут быть компенсированы ростом производительности труда, уровень безработицы не повысится - 0,5% от экономически активного населения Москвы.

В 2007-2011 гг. сохранятся высокие темпы роста денежных доходов населения. В структуре доходов с 47,2% до 58% увеличится доля фонда заработной платы и пенсий.

Рост заработной платы будет опережать рост городской экономики, что обусловлено возросшими темпами развития обрабатывающих отраслей промышленности, реализацией мер по повышению оплаты труда работников социальной сферы, а также конкурентной борьбой за привлечение высококвалифицированных специалистов в связи с сокращением предложения трудовых ресурсов.

Доля пенсий вырастет в связи с реализацией государственной политики по повышению трудовой и социальной пенсии, совершенствованием государственной поддержки граждан, сохранением политики города Москвы в области социальной поддержки пенсионеров.

На федеральном уровне предусматривается довести к 2011 году минимальный размер оплаты труда (МРОТ) работников бюджетной сферы до прожиточного минимума населения. В городском секторе бюджетной сферы МРОТ будет доведен до уровня прожиточного минимума трудоспособного населения к концу 2008 года, и на последующие годы предусмотрено его изменение темпами, превышающими общероссийские.

 

  2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010
Среднегодовой прожиточный минимум трудо-
способного населения (руб. в месяц)
4107 4808 5792 6453 7137 7847 8641
Индекс роста прожиточного минимума 1,15 1,17 1,20 1,11 1,11 1,10 1,10
Среднегодовая зарплата I разряда Единой
тарифной сетки (ЕТС) в месяц (руб.)
2058 2983 4200 5467 6800 8433 10059
Индекс роста среднегодовой зарплаты I
разряда ЕТС
1,25 1,45 1,41 1,30 1,24 1,24 1,19
Доля среднегодовой заработной платы I
разряда ЕТС к среднегодовому прожиточному
минимуму трудоспособного населения (%)
50,1 62,0 72,5 84,7 95,3 107,5 116,4
Затраты на заработную плату в социальной
сфере (млрд. руб.)
36,84 47,27 70,74 105,9 156,4 202,8 245,4

 

К 2011 году минимальный размер оплаты труда (МРОТ) будет на 28% превышать прожиточный минимум трудоспособного москвича. Повышение МРОТ позволит вывести из "тени" часть заработной платы, снизить масштабы бедности среди работающего населения.

Среднемесячная заработная плата в социальной сфере к 2011 году достигнет общегородского уровня. Существенным фактором дополнительного ускорения роста заработной платы работников бюджетной сферы может стать перевод учреждений на новые организационно-правовые формы и переход на новые отраслевые системы оплаты труда.

Правительством Российской Федерации предусмотрена индексация базовой части трудовой пенсии и увеличение размера социальной пенсии к концу 2009 года до размера прожиточного минимума пенсионера, при этом политика города по социальной поддержке инвалидов будет сохранена. Темпы повышения размера пенсий в 1,7 раза опережают рост прожиточного минимума пенсионера. В результате впервые за многие годы значительно более стабильными станут расходы городского бюджета на доплаты к пенсиям. В 2010 году средний размер назначенных пенсий составит 5,4 тысяч рублей.

 

2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010
Прожиточный минимум (среднегодовой), рублей
1480 2249 2698 3165 3580 4169 5122 5703 6306 6934 7635
Прожиточный минимум (среднегодовой) трудоспособного населения, рублей
1726 2501 3020 3586 4107 4808 5792 6453 7137 7847 8641
Среднемесячная зарплата на одного работающего, рублей
3229 4924 6388 8612 10634 14425 17998 22767 27588 32265 37420
Среднемесячная зарплата в социальной сфере, рублей
2406 3672 5416 6975 8803 10552 15651 20346 25229 31285 37229
Соотношение зарплаты в социальной сфере к средней по городу (%)
74,5 74,6 84,8 81,0 82,8 73,2 87,0 89,4 91,4 97,0 99,5
Величина прожиточного минимума пенсионера, рублей
1786 1832 1969 2248 2474 2851 3531 3940 4338 4778 5263
Численность пенсионеров, получающих городские доплаты (тыс. чел.)
1976 1847,7 1950,6 1950,3 1950 1972 1985,5 1992 2010 2030 2050
Средний размер городских доплат (руб.)
288 460 588 851 980 1030 1160 1290 1423 1568 1728
Предусмотрено в бюджете и перспективном финансовом плане на доплаты к пенсиям
(млн. руб.)
4745,2 8977,5 12291,2 16772,2 22721,7 23565,8 27925,3 31610 35201,1 37745 41657,2

 

Отрасли социальной сферы

 

В сфере образования будет продолжено совершенствование и развитие материальной базы учреждений. К 2011 году численность детей дошкольного возраста возрастет в сравнении с 2006 годом более чем на 50 тыс., что требует дополнительных мер по строительству дошкольных учреждений. В то же время, численность детей школьного возраста, сократившаяся с 2000 по 2006 год на 309,1 тыс., уменьшится еще на 19,6 тыс. Однако после 2009 года она начнет нарастать, в связи с чем необходимо предусмотреть меры по сохранению школьного фонда. Одновременно для обеспечения населения новых районов жилищного строительства предстоит построить 85 школьных зданий и 62 здания взамен школ устаревших конструкций. Сокращение контингента учащихся и строительство новых школьных зданий позволили сократить число учащихся, занимающихся во вторую смену, с 6,6% в 2000 году до 1,1% в настоящее время. Новое строительство школьных зданий позволит еще больше сократить эту цифру и повысить качество школьного фонда.

Нарастающее сокращение численности квалифицированных специалистов в связи с увеличением числа лиц, достигших пенсионного возраста, предъявляет новые требования к системе специального образования, переданного в 2005 году в ведение города Москвы, в связи с чем предстоит приведение профессионально-квалификационной структуры подготовки кадров в соответствие с потребностями рынка труда и перспективами развития экономики, а также модернизация и обновление профессионального образования, расширение подготовки специалистов по договорам с юридическими и физическими лицами.

В рамках национального проекта предусматривается дальнейшая поддержка вузов, школ, учреждений начального и среднего профобразования, внедряющих инновационные образовательные программы, поддержка талантливой молодежи.

Продолжатся выплаты дополнительного ежемесячного вознаграждения классным руководителям, поощрение лучших учителей, подключение образовательных учреждений к сети Интернет, оснащение школ комплектами учебно-наглядных пособий и оборудования по физике, химии, географии, биологии, интерактивными аппаратными комплексами.

В здравоохранении в рамках реализации национального проекта будет продолжена деятельность по повышению качества медицинской помощи, усилению профилактики заболеваний, совершенствованию ранней диагностики заболеваний.

Намечено реализовать мероприятия по дальнейшему развитию материальной базы городского здравоохранения. С 2000 по 2006 год в городе взамен устаревших существующих корпусов построены и оснащены современным медицинским оборудованием новые больничные корпуса на 3,9 тыс.коек, поликлиники и стационары оснащались современным высокотехнологичным оборудованием. Смертность населения понизилась за это время с 13,1 до 12,2 на 1000 жителей, в том числе младенческая смертность со 108,7 до 79,2 на 10 тыс. новорожденных.

Предстоит завершить реконструкцию старейших стационаров: НИИ СП им. Н.В. Склифосовского, городской клинической больницы N 1 им. Пирогова, городской инфекционной больницы N 2. Особое внимание планируется уделить детскому здравоохранению. В рамках реализации программы по развитию материально-технической базы организаций детского здравоохранения будет проведена реконструкция и осуществлено строительство новых корпусов лечебно-диагностического корпуса городской больницы N 13 им. Н.Ф. Филатова, детской городской клинической больницы N 9 им Г.Н. Сперанского, Морозовской детской клинической городской больницы, Тушинской детской городской клинической больницы, Измайловской детской городской клинической больницы, детской городской клинической больницы Св. Владимира, НИИ неотложной детской хирургии и травматологии. При выполнении данной программы будут построены новая многопрофильная детская больница в Юго-Западном административном округе города Москвы на 1000 коек, два дома ребенка, новые корпуса в трех детских санаториях на 420 коек, начато строительство пристроек к взрослым (для вывода 25 женских консультаций из первых этажей жилых зданий) и детским поликлиникам, а также строительство новых детских поликлиник (32 детские поликлиники размещены на первых этажах жилых домов).

Будет продолжено совершенствование системы социального обслуживания людей пожилого возраста и инвалидов, уровень обеспеченности населения местами в учреждениях социального обслуживания людей пожилого возраста и инвалидов вырастет с 15,95 до 19,1 мест на 10 тыс. жителей. К 2011 году будет введено в эксплуатацию 16 новых учреждений социальной защиты. Особое внимание будет уделено совершенствованию системы реабилитации инвалидов.

В целях решения проблемы социального сиротства предусмотрено усилить работу по защите прав и интересов социально незащищенных детей, противодействию социальному сиротству, детской беспризорности и безнадзорности. Будет продолжена практика предоставления жилья выпускникам детских домов, выделены средства на поддержку детей из малообеспеченных семей, посещающих платные учреждения дополнительного образования (секции, кружки и т.п.).

Развитие материальной базы физической культуры и спорта города Москвы, в том числе новое строительство и реконструкция, будет осуществляться за счет средств федерального бюджета и бюджета города Москвы, а также внебюджетных источников.

Продолжится модернизация учебных заведений спортивной направленности, будут начаты работы по реконструкции и строительству инфраструктурных объектов для 8 детско-юношеских школ системы Москомспорта.

В целях формирования благоприятных условий для массовых занятий населения физической культурой и спортом планируется осуществить комплекс мероприятий, направленных на создание сети физкультурно-оздоровительных комплексов шаговой доступности. Ежегодно предполагается осуществлять строительство не менее 45 таких комплексов.

Продолжится проектирование и строительство горнолыжных склонов, плоскостных сооружений спортивной направленности, в том числе футбольных полей с искусственным покрытием и специализированными тренировочными городками.

В целях создания инфраструктуры, необходимой для проведения соревнований по конному спорту как международного, так и российского уровня, будут продолжены работы по реконструкции и модернизации существующих, а также строительству новых объектов конно-спортивного комплекса "Битца".

Планируется реализация крупномасштабных инвестиционных проектов, связанных со строительством Центра всесезонных видов спорта на Электролитном проезде, созданием на территории города многофункционального спортивного экстрим-центра и реконструкцией легкоатлетического ядра для государственного образовательного учреждения экспериментальной школы высшего спортивного мастерства "Москвич".

В целях сохранения и развития территории природного комплекса, организации и сохранения ландшафтных особенностей в долине реки Сходни и на прилегающих территориях района Куркино планируется осуществить реализацию проекта по созданию комплекса гольф-полей с соответствующей инфраструктурой.

В рамках развития материально-технической базы объектов культуры предусматривается завершить реконструкцию и строительство московских театров "Геликон-опера", "Глас", под руководством О. Табакова, Мультимедийного комплекса актуальных искусств, картинной галереи В. Нестеренко, музыкальных школ имени Гнесиных и Ю. Шапорина.

Будут продолжены работы по строительству и реконструкции объектов музеев-заповедников "Коломенское" и "Царицыно", Академии акварели и изящных искусств С. Андрияки, Московского зоопарка, музея Истории города Москвы, Музейно-мемориального комплекса Военно-морского флота Российской Федерации, детских музыкальных школ и других объектов.

С целью улучшения жилищных условий населения в 2008-2011 гг. предусмотрено реализовать программу жилищного строительства в объеме 24,3 млн.кв. метров жилой площади, в том числе 8,9 млн.кв. метров для решения общегородских социальных программ. Будет завершен снос пятиэтажных домов первого поколения индустриального домостроения.

Главная задача развития туризма до 2011 года - становление в городе Москве полноценной туристской отрасли с развитой инфраструктурой, сохранение историко-культурного наследия города.

Запланированы работы по комплексному развитию туристско-рекреационной зоны "Золотое кольцо Москвы", продолжение формирования и развития комплекса пешеходного туристского маршрута "Нескучный сад - ММДЦ "Москва-Сити", создания туристско-рекреационной зоны в Северо-Восточном административном округе города Москвы.

Будет продолжена работа в рамках Генеральной схемы размещения гостиниц. На начало 2007 года в городе Москве функционировало 203 гостиницы на 68,4 тыс. мест. На различных стадиях реализации инвестиционного проекта находятся 243 гостиницы. В течение 2007 года предусмотрено завершение строительства 20 гостиниц на 4,3 тыс. мест, к концу 2011 года количество гостиниц достигнет 554 единиц на 186,2 тыс. мест.

Для обеспечения строящихся объектов квалифицированным персоналом продолжится комплексное развитие материально-технической базы Московской академии туристского и гостинично-ресторанного бизнеса при Правительстве Москвы.

В целях развития туризма предусматриваются масштабные рекламные кампании для презентации города Москвы в качестве международного туристского центра, участие города в крупных международных выставках и ярмарках.

В 2007 году в столице ожидается туристский поток около 4 млн. иностранных и 7 млн. российских туристов, число иностранных туристов к 2011 году предполагается увеличить до 5 млн. человек.

Особое значение в среднесрочной перспективе будет уделено мероприятиям, направленным на улучшение экологической обстановки в городе Москве.

Приоритетными задачами в области охраны окружающей среды определены:

- снижение уровня загрязнения атмосферного воздуха не менее чем на 10% по следующим загрязняющим веществам: оксиды азота, оксид углерода, акролеин, бензол, конденсированные ароматические соединения;

- снижение заболеваемости населения на 5% болезнями органов дыхания, в том числе пневмонией, аллергическим ринитом и бронхиальной астмой, болезнями органов кровообращения, онкологическими заболеваниями;

- реабилитация 500 га территорий водоохранных зон и 1500 га почвенного покрова;

- достижение среднедушевого показателя водопотребления в жилищно-коммунальной сфере в размере 250 л/сут. при нормативном показателе 235 л/сут.;

- образование особо охраняемых природных территорий на площади 4342 га.

Снижение негативного воздействия реального сектора экономики на окружающую среду предусматривается за счет модернизации производственных мощностей, внедрения современных энерго- и ресурсосберегающих технологий, вывода "вредных" промышленных производств с территории города, снижение выбросов от автотранспортных средств - за счет перехода на использование качественного моторного топлива.

В настоящее время около 25 кв.км почвенного покрова территории города нуждается в первоочередной реабилитации. До 2011 года планируется создание системы экологического мониторинга почв и почвогрунтов, проведение комплекса мероприятий по их охране и реабилитации.

Предусматривается дальнейшая деятельность по защите населения от воздействия шума.

К 2011 году предполагается довести площадь озеленения в городе до 800 га.

В целях решения проблемы образования, накопления и утилизации отходов производства и потребления в прогнозируемом периоде предусмотрено увеличение объемов промышленной переработки отходов на 927 тыс. тонн за счет ввода новых мощностей объектов санитарной очистки, что позволит сократить общий вывоз твердых бытовых отходов на полигоны в 2,2 раза, а прямой вывоз твердых бытовых отходов - в 3,7 раза по сравнению с 2006 годом.

Повышение эффективности функционирования системы обращения с бытовыми отходами предполагается осуществить за счет:

- развития и совершенствования системы раздельного сбора отходов и создания производств по переработке вторичного сырья (стационарные, передвижные пункты платного приема вторсырья от населения, расширение парка специализированных контейнеров и транспортных средств для раздельного сбора, организация производств по переработке основных видов вторичного сырья);

- максимально возможного использования высококалорийной неутилизируемой фракции крупногабаритного мусора, выделяемой на сортировочных комплексах, для повышения энергетической эффективности заводов по термической переработке за счет кондиционирования твердых бытовых отходов;

- унификации основного технологического оборудования и максимально возможного снижения доли импортного оборудования с целью минимизации эксплуатационных и капитальных затрат на строительство объектов по промышленной переработке, а также повышения эффективности выработки тепловой и электрической энергии на объектах термической переработки отходов с доведением этих показателей до уровня мировых стандартов - не менее 400-450 КВтч электрической энергии на одну тонну отходов;

- создания на базе предприятий термической переработки отходов производственных комплексов по сортировке, переработке отдельных фракций отходов в товарную продукцию.

В 2007-2010 гг. планируется за счет средств бюджета города Москвы и привлеченных инвесторов создать производства по первичной переработке ПЭТФ-тары (1-й Котляковский пер., 15; ввод в 2008 году), по термическому обезвреживанию опасных видов отходов (Угрешская, 22; ввод - 2010 год), приступить к созданию производств по переработке токсичных, гальванических, ртутьсодержащих отходов, отходов кинопроизводств (срок ввода - 2011 год).

В целях улучшения экологического и санитарного состояния города предусмотрены мероприятия по развитию и совершенствованию системы канализации, реконструкции сооружений канализации с внедрением новейших технологий очистки сточных вод с глубоким удалением биогенных элементов (экспериментальный блок комплексной очистки Курьяновских очистных сооружений и со строительством дополнительного блока биологической очистки с удалением биогенных элементов), строительству новых и реконструкции существующих станций аэрации (сооружения механической и биологической очистки Люберецких и Курьяновских очистных сооружений), реконструкции существующих канализационно-насосных станций (КНС) с увеличением их производительности (Хорошовская КНС, Ново-Кунцевская КНС, Ново-Солнцевская КНС), строительство канализационных каналов и коллекторов (дюкера Юго-Западных каналов, Чертановский канал глубокого заложения, дюкера Филевского канала).

В рамках управления государственным имуществом будет продолжена работа по реструктуризации портфеля акций, находящихся в государственной собственности города Москвы.

В акционерных обществах, акции которых находятся в собственности города Москвы, будут внедрены принципы стратегического и оперативного планирования их деятельности.

Предстоит завершить работу по реорганизации унитарных предприятий, регистрации прав на находящееся у них имущество и сокращению их количества.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.