Екатеринбург |
|
22 апреля 2019 г. |
Дело N А34-10957/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 апреля 2019 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 апреля 2019 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Токмаковой А.Н.,
судей Кравцовой Е.А., Гавриленко О.Л.
при ведении протокола помощником судьи Фоминой К.В., рассмотрел в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Курганской области кассационную жалобу государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Кургане Курганской области (межрайонное) (далее - управление, фонд, заинтересованное лицо) на решение Арбитражного суда Курганской области от 24.12.2018 по делу N А34-10957/2018 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2019 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель управления - Уткина В.В. (доверенность от 09.01.2019 N 10).
Полномочия представителя проверены Арбитражным судом Курганской области.
Учреждение обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением о взыскании с акционерного общества "Курганавторемонт" (далее также - общество, страхователь, заинтересованное лицо) штрафных санкций в размере 186 500 руб. за непредставление в установленный срок сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за отчётный период октябрь 2017 года.
Решением суда от 24.12.2018 (судья Задорина А.Ф.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2019 (судьи Бояршинова Е.В., Иванова Н.А., Скобелкин А.П. ) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе фонд просит указанные судебные акты отменить полностью, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела.
Заявитель жалобы настаивает на правомерности и обоснованности заявленных им требований, ввиду несвоевременного предоставления обществом сведений о застрахованных лицах.
Управление обращает внимание суда на то, что заинтересованным лицом сведения по форме СЗВ-М за отчетный период октябрь 2017 года представлены 17.11.2017, что подтверждается извещением о доставке. При этом фонд полагает, что представленное заинтересованным лицом извещение о доставке оператору от 10.11.2017 не является надлежащим доказательством своевременного направления в управление отчета по форме СЗВ-М за отчетный период октябрь 2017 года.
По мнению фонда, названное извещение подтверждает направление отчета оператору, а не в адрес территориального органа пенсионного фонда. Заявитель жалобы настаивает на том, что сбой в работе системы, через которую осуществляется передача данных, и неполадки в ее работы не свидетельствуют о наличии обстоятельств, исключающих ответственность общества, поскольку своевременность представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета возлагается на страхователя, следовательно, вина заинтересованного лица в совершении данного правонарушения доказана.
Управление отмечает, что не имело возможности снизить размер финансовых санкций с учетом смягчающих вину общества обстоятельств.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции оснований для их отмены не нашел.
Как следует из материалов дела, в ходе проведения управлением проверки сведений, представленных обществом 17.11.2017 в отношении 373 застрахованных лиц за отчетный период октябрь 2017 года по форме СЗВ-М "исходная" установлено непредставление в установленный срок сведений по форме СЗВ-М, в связи с чем 14.05.2018 составлен акт о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования N 055S18180001862, выразившегося в нарушении обществом требований пункта 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ).
По результатам рассмотрения акта от 14.05.2018 и иных документов управлением вынесено решение о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 19.06.2018 N 055S19180002562, которым заинтересованное лицо привлечено к ответственности по части 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ в виде штрафа в размере 186 500 руб.
Решение направлено страхователю заказным почтовым отправлением.
Требованием от 10.07.2018 N 055S01180008360, направленным страхователю заказными почтовыми отправлениями, страхователю предложено уплатить сумму штрафа в срок до 30.07.2018.
Неисполнение требования страхователем в установленный срок в добровольном порядке послужило основанием для обращения фонда в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Управление 17.09.2018 обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании штрафных санкций за непредставление в установленный срок сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за отчетный период октябрь 2017 года.
Арбитражным судом Курганской области по делу N А34-10018/2018 26.09.2018 вынесено определение об отказе в принятии заявления о выдаче судебного приказа о взыскании с общества штрафных санкций за непредставление в установленные сроки сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за отчетный период октябрь 2017 года в сумме 186 500 руб.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении требования заявителя, исходили из недоказанности управлением факта представления страхователем сведений о застрахованных лицах с пропуском установленного срока.
Выводы судов являются правильными, соответствуют действующему законодательству, материалам дела.
В силу статьи 6 Федерального закона Российской Федерации от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее по тексту - Закон N 167-ФЗ) заинтересованное лицо является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
В соответствии с абзацем 3 части 2 статьи 14 Закона N 167-ФЗ страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
Статьей 1 Закона N 27-ФЗ дано понятие "отчетного периода", под которым понимается период, за который страхователь представляет в территориальный орган пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета. Отчетными периодами признаются первый квартал, девять месяцев и календарный год.
Согласно статье 1 Закона N 27-ФЗ под индивидуальным (персонифицированным) учетом понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 11 Закона N 27-ФЗ страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах, на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.
В соответствии с частью 2 статьи 15 Закона N 27-ФЗ страхователь обязан в установленный законом срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенных настоящим Законом.
В силу пункта 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Сведения подаются по форме СЗВ-М, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п "Сведения о застрахованных лицах".
Из содержания абзаца 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, следует, что объективную сторону правонарушения составляют действия (бездействие) по непредставлению в установленные сроки необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования сведений либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах. За непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи Закона N 27-ФЗ, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что 10.11.2017 обществом подготовлен неформализованный отчет, который направлен в управление с использованием программы "РЕФЕРЕНТ". Вместе с тем отчет фондом не принят по причине ошибки программы "ЭЦП предоставлено сертификатом, на который нет заключенного соглашения с обществом".
В дальнейшем обществом предпринимались попытки по предоставлению отчетности как в электронной форме (13.11.2017), так и на бумажном носителе (15.11.2017), однако, отчет не принят.
Только 17.11.2017 после исправления технических ошибок отчет по форме СЗВ-М направлен в фонд.
Указанные действия, по мнению фонда, образуют объективную сторону правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ.
В обоснование заявленных требований, управление ссылается на положения распоряжения Правления Пенсионного Фонда Российской Федерации от 11.10.2007 N 190-р "О внедрении защищенного электронного документооборота в целях реализации законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании" (далее - распоряжение Правления ПФ РФ N 190-р), в соответствии с которыми факт доставки (представления) документов подтверждается соответствующей квитанцией о доставке, сформированной в соответствии с "Протоколом обмена документами по телекоммуникационным каналам связи в системе электронного документооборота Пенсионного фонда Российской Федерации", факт приема документов органом ПФР - соответствующим протоколом контроля, подтверждающего правильность формы представления документа (формата) и подлинность ЭЦП на документе.
По мнению фонда, ввиду неполучения обществом 10.11.2017 подтверждения от фонда, отчет не может считаться сданным в установленные сроки.
Вместе с тем фондом не учтено, что в соответствии с пунктом 32 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н, датой представления индивидуальных сведений в электронной форме считается дата их отправки по телекоммуникационным каналам связи в адрес территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, подтвержденная оператором электронного документооборота или территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Таким образом, названная Инструкция предусматривает два альтернативных случая определения даты представления сведений в электронной форме: подтверждение получения оператором электронного документооборота либо подтверждение получения фондом.
Оператором электронного документооборота является российская организация, соответствующая установленным требованиям и осуществляющая деятельность по обеспечению электронного документооборота.
Учитывая, что приказ Минтруда России от 21.12.2016 N 766н вступил в действие с 06.02.2017, суды первой и апелляционной инстанций правомерно указали на то, что распоряжение Правления Пенсионного Фонда Российской Федерации N 190-р подлежит применению с учетом дополнительного регулирования, установленного данным приказом N 766н.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, суды первой и апелляционной инстанций установив, что отчет о доставке оператору электронного документооборота подтверждает представление обществом отчетности в установленный срок (10.11.2017), пришли к правомерному выводу о том, что правомерность привлечения заинтересованного лица к ответственности фондом не подтверждена.
Судами первой и апелляционной инстанции отмечено, что при привлечении к ответственности необходимо исследовать вопрос вины общества в совершенном деянии, однако, в акте выявления правонарушения и в решении о привлечении страхователя к ответственности отсутствует надлежащее исследование вопроса о виновности страхователя.
Кроме того, материалы дела содержат доказательства добросовестности действий общества по представлению в управление исходных сведений, а невозможность предоставления отчетности в надлежащем виде в установленный срок возникла не по вине сотрудников организации, а по не зависящим от нее обстоятельствам - в результате некорректной работы программного обеспечения.
С учетом изложенного суды первой и апелляционной инстанций обоснованно отказали в удовлетворении заявленных фондом требования.
Доводы фонда по существу свидетельствуют о несогласии заявителя с оценкой фактических обстоятельств дела и представленных доказательств. Между тем несогласие стороны с выводами судов, основанными на установленных фактических обстоятельствах дела, не свидетельствует о неправильном применении ими норм материального и процессуального права, повлиявшем на исход дела.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курганской области от 24.12.2018 по делу N А34-10957/2018 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2019 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Кургане Курганской области (межрайонное) - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Н. Токмакова |
Судьи |
Е.А. Кравцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.