Екатеринбург |
|
21 июля 2020 г. |
Дело N А07-20196/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 июля 2020 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 июля 2020 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Полуяктова А.С.,
судей Татариновой И.А., Сулейменовой Т.В.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ишимбайский известняк" (далее - общество "Ишимбайский известняк") на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 25.12.2019 по делу N А07-20196/2019 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2020 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества "Ишимбайский известняк" - Шапилова Я.О. (доверенность от 14.05.2020);
Управления по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан (далее - Управление) - Гареев А.Ф. (доверенность от 23.06.2020).
Управление обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с иском к обществу "Ишимбайский известняк" об обязании общества прекратить проведение земляных (буровых) работ по геологическому изучению, разведке и добыче полезных ископаемых, на территории участка недр - Гумеровский участок (Республика Башкортостан, Ишимбайский муниципальный район) до исполнения требований статей 28, 30, 31, 32, 36, 45.1 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации": обеспечения обществом "Ишимбайский известняк" проведения историко-культурной экспертизы земельного участка, подлежащего воздействию земляных, строительных, хозяйственных и иных работ, путем археологической разведки, в порядке, установленном статьей 45.1 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ; предоставления в Управление документации, подготовленной на основе археологических полевых работ, содержащей результаты исследований, в соответствии с которыми определяется наличие или отсутствие объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия на земельном участке, подлежащем воздействию земляных, строительных, хозяйственных и иных работ, а также заключения государственной историко - культурной экспертизы указанной документации (либо земельного участка) (в виде акта); принятия Управлением решения на основании предоставленной документации о возможности проведения работ.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Департамент по недропользованию по Приволжскому федеральному округу, Администрация муниципального района Ишимбайский район Республики Башкортостан.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 25.12.2019 исковые требования удовлетворены.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2020 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "Ишимбайский известняк" просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам, неправильное применение норм материального права.
Заявитель считает, что в силу статьи 31 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ историко-культурная экспертиза подлежит проведению в случае наличия на земельном участке объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия либо объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия. Указывает, что согласно представленным в материалы дела реестрам объектов культурного наследия федерального, регионального и местного значения, перечню выявленных объектов культурного наследия, карты размещения объектов культурного наследия на территории Республики Башкортостан, выписок из ЕГРН, следует, что на территории Гумеровского участка недр указанные объекты отсутствуют. Заявитель отмечает, что Управлением не представлено заявление о включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в реестр с приложением сведений о местонахождении объекта и его историко-культурной ценности, доказательств соблюдения порядка выявления объектов культурного наследия, предусмотренного статьей 16.1 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ. Кроме того, заявитель полагает, что судам следовало принять во внимание, что геологоразведочные работы на соответствующем земельном участке проводились с 20.05.2019 по 18.06.2019. По его мнению, с учетом данного обстоятельства обжалуемые судебные акты являются неисполнимыми. Кроме того, заявитель указывает, что судами не учтены пояснения специалиста Никонова В.Н. Также заявитель полагает, что у Управления отсутствует право на обращение в суд с рассматриваемым иском.
В отзыве на кассационную жалобу Администрация муниципального района Ишимбайский район Республики Башкортостан просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения.
В представленном отзыве Департамент по недропользованию по Приволжскому федеральному округу изложил свои пояснения по делу.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
При рассмотрении спора судами установлено, что в соответствии с лицензией серии УФА N 02052 ТР от 28.03.2014, с учетом изменений N 1081 от 05.12.2016 обществу "Ишимбайский известняк" предоставлено право на геологическое изучение, разведку и добычу известняков для цементной промышленности на Гумеровском участке недр площадью 3,03 кв. км, расположенном на территории муниципального района Ишимбайский район Республики Башкортостан, сроком до 28.03.2039.
В связи с поступлением коллективных обращений граждан и органа территориального самоуправления деревни Гумерово, расположенной на расстоянии 1 км от границы участка недр, о наличии археологических ценностей, Управлением были проведены служебные проверки, которыми установлен факт осуществления земляных (буровых) работ ответчиком.
Из письма Министерства культуры Республики Башкортостан от 18.11.2015 усматривается, что в пределах зоны геологического изучения недр включенные в единый государственный реестр объектов культурного наследия народов Российской Федерации и выявленные объекты культурного наследия отсутствуют.
Управление, указывая на отсутствие государственной историко-культурной экспертизы, по результатам которой определяется наличие или отсутствие объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, на земельных участках, подлежащих воздействию земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, работ по использованию лесов и иных работ, обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Удовлетворяя исковые требования, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно исходили из следующего.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
Согласно статье 6 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ под государственной охраной объектов культурного наследия в целях настоящего Федерального закона понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда.
В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ одной из целью проведения историко-культурной экспертизы является определение наличия или отсутствия объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия либо объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, на земельных участках, землях лесного фонда либо в границах водных объектов или их частей, подлежащих воздействию земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 данного Закона работ по использованию лесов и иных работ, в случае, если орган охраны объектов культурного наследия не имеет данных об отсутствии на указанных земельных участках, землях лесного фонда либо водных объектах или их частях объектов культурного наследия либо объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия в соответствии со статьей 3 названного Закона.
Согласно абзацу третьему статьи 30 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ (в редакции Федерального закона от 22.10.2014 N 315-ФЗ, действующей на дату выдачи обществу лицензии на пользование недрами) к объектам историко-культурной экспертизы относятся, в частности, земли, подлежащие воздействию земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, предусмотренных статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации работ по использованию лесов (за исключением работ, указанных в пунктах 3, 4 и 7 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации) и иных работ, в случае, если орган охраны объектов культурного наследия не имеет данных об отсутствии на указанных землях объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия либо объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия.
Исходя из приведенных правовых норм, историко-культурная экспертиза должна проводиться в случае, если орган охраны объектов культурного наследия не имеет данных об отсутствии на земельных участках, землях лесного фонда либо в границах водных объектов или их частей объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия либо объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия.
В силу абзаца третьего статьи 30 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ в действующей редакции (в редакции Федеральных законов от 22.10.2014 N 315-ФЗ, от 03.08.2018 N 342-ФЗ) земли, подлежащие воздействию земляных, строительных, мелиоративных и иных работ, относятся к объектам экспертизы, в случае если указанные земли расположены в границах территорий, утвержденных в соответствии с пунктом 34.2 пункта 1 статьи 9 настоящего Федерального закона (введен Федеральным законом от 03.08.2018 N 342-ФЗ).
В соответствии с пунктом 56 статьи 26 Федерального закона от 03.08.2018 N 342-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" до утверждения в соответствии с подпунктом 34.2 пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ границ территорий, в отношении которых у федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, уполномоченных в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, имеются основания предполагать наличие на таких территориях объектов археологического наследия либо объектов, обладающих признаками объекта археологического наследия, государственная историко-культурная экспертиза проводится в соответствии с абзацем девятым статьи 28, абзацем третьим статьи 30, пунктом 3 статьи 31 указанного Федерального закона (в редакции, действовавшей до дня официального опубликования настоящего Федерального закона).
Таким образом, отсутствие утвержденных в соответствии с пунктом 34.2 пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ границ территорий, не исключает необходимость проведения историко-культурной экспертизы.
В пункте 1 статьи 31 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ определено, что историко-культурная экспертиза проводится до начала работ по сохранению объекта культурного наследия, землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ, осуществление которых может оказывать прямое или косвенное воздействие на объект культурного наследия, включенный в реестр, выявленный объект культурного наследия либо объект, обладающий признаками объекта культурного наследия, и (или) до утверждения градостроительных регламентов.
Судами установлено, что в соответствии с выданной лицензией и проектом полевых геологоразведочных работ в 2019 году были выполнены работы по фактическому прохождению 18 геологоразведочных скважин, предусмотренных проектом "Оценка и разведка известняков для цементной и химической промышленности Гумеровского месторождения в Ишимбайском районе Республики Башкортостан" без проведения историко-культурной экспертизы.
С учетом изложенного, принимая во внимание необходимость проведения историко-культурной экспертизы для целей определения наличия или отсутствия объектов культурного наследия, на земельных участках, подлежащих воздействию земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, суды обоснованно удовлетворили исковые требования Управления, и возложили на ответчика обязанность прекратить проведение земляных (буровых) работ по геологическому изучению, разведке и добыче полезных ископаемых, на территории участка недр - Гумеровский участок (Республика Башкортостан, Ишимбайский муниципальный район) до исполнения требований статей 28, 30, 31, 32, 36, 45.1 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ, до обеспечения проведения обществом историко-культурной экспертизы и связанных с этим действий.
Довод заявителя кассационной жалобы об отсутствии у Управления права на обращение в суд с рассматриваемыми требованиями был предметом оценки судов и обоснованно ими отклонен.
В силу пункта 2 статьи 11 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ федеральный государственный надзор в области охраны объектов культурного наследия осуществляется федеральным органом охраны объектов культурного наследия и региональными органами охраны объектов культурного наследия, которым переданы полномочия Российской Федерации по осуществлению федерального государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия, согласно их компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно подпункту 6 пункта 6 статьи 11 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ предъявлять в суд иски о понуждении исполнить обязательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в натуре имеют право должностные лица органов охраны объектов культурного наследия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Ссылка заявителя на фактическое завершении геологоразведочных работ обоснованно не принята во внимание судами, поскольку на основании действующей лицензии обществу "Ишимбайский известняк" предоставлено право не только на геологическое изучение, разведку, но и добычу известняков для цементной промышленности на Гумеровском участке недр площадью 3,03 кв. км, расположенном на территории муниципального района Ишимбайский район Республики Башкортостан, сроком до 28.03.2039. Суды отметили, что обстоятельств, исключающих добычу известняков после проведения их оценки и разведки, из материалов дела не следует. Указание ответчика на то, что проект геологоразведки предусматривает разработку грунта - почвенно-растительного слоя на 20 см, а выполненные работы не попадают под определение земляных, не охватывает всего перечня работ, предусмотренных лицензией.
Иные доводы, изложенные в кассационной жалобе, выводов судов не опровергают, основаны на неверном толковании норм права, направлены на переоценку установленных фактических обстоятельств и имеющихся в деле доказательств, в связи с чем отклоняются судом кассационной инстанции.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены обжалуемых судебных актов (статья 288 АПК РФ), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 25.12.2019 по делу N А07-20196/2019 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2020 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ишимбайский известняк" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.С. Полуяктов |
Судьи |
И.А. Татаринова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судами установлено, что в соответствии с выданной лицензией и проектом полевых геологоразведочных работ в 2019 году были выполнены работы по фактическому прохождению 18 геологоразведочных скважин, предусмотренных проектом "Оценка и разведка известняков для цементной и химической промышленности Гумеровского месторождения в Ишимбайском районе Республики Башкортостан" без проведения историко-культурной экспертизы.
С учетом изложенного, принимая во внимание необходимость проведения историко-культурной экспертизы для целей определения наличия или отсутствия объектов культурного наследия, на земельных участках, подлежащих воздействию земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, суды обоснованно удовлетворили исковые требования Управления, и возложили на ответчика обязанность прекратить проведение земляных (буровых) работ по геологическому изучению, разведке и добыче полезных ископаемых, на территории участка недр - Гумеровский участок (Республика Башкортостан, Ишимбайский муниципальный район) до исполнения требований статей 28, 30, 31, 32, 36, 45.1 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ, до обеспечения проведения обществом историко-культурной экспертизы и связанных с этим действий.
...
В силу пункта 2 статьи 11 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ федеральный государственный надзор в области охраны объектов культурного наследия осуществляется федеральным органом охраны объектов культурного наследия и региональными органами охраны объектов культурного наследия, которым переданы полномочия Российской Федерации по осуществлению федерального государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия, согласно их компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно подпункту 6 пункта 6 статьи 11 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ предъявлять в суд иски о понуждении исполнить обязательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в натуре имеют право должностные лица органов охраны объектов культурного наследия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 21 июля 2020 г. N Ф09-3869/20 по делу N А07-20196/2019
Хронология рассмотрения дела:
21.07.2020 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-3869/20
04.03.2020 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-1584/20
25.12.2019 Решение Арбитражного суда Республики Башкортостан N А07-20196/19
11.11.2019 Определение Арбитражного суда Республики Башкортостан N А07-20196/19