Екатеринбург |
|
30 мая 2022 г. |
Дело N А76-30601/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 мая 2022 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 мая 2022 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Кравцовой Е. А.,
судей Жаворонкова Д. В., Гавриленко О. Л.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Логист" (далее - управляющая компания, заявитель) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 30.11.2021 по делу N А76-30601/2021 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.01.2022 по тому же делу.
Определением Арбитражного суда Уральского округа от 04.05.2022 рассмотрение кассационной жалобы отложено на 30.05.2022.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании 30.05.2022 принял участие представитель:
управляющей компании - Чикунова А.М. (доверенность от 10.01.2022).
Управляющая компания обратилась в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Главному управлению "Государственная жилищная инспекция Челябинской области" (далее - инспекция, заинтересованное лицо) о признании недействительными предписания от 05.08.2021 N 21-3833-2 3775 об устранении выявленных нарушений обязательных требований жилищного законодательства.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 30.11.2021 (судья Белякович Е.В.) в удовлетворении требований заявителя отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.01.2022 (судьи Арямов А.А., Бояршинова Е.В., Киреев П.Н.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе управляющая компания просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
По мнению заявителя, контейнерная площадка, ограждение которой предписано установить, не входит в состав общедомового имущества в связи с тем, что используется собственниками помещений иных многоквартирных домов, земельные участки под многоквартирным домом не сформированы, их границы не определены.
Со ссылкой на письмо Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 11.10.2019 N 08-25-53/24802 "О направлении разъяснений по вопросу регулирования деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами", а также судебную практику судов общей юрисдикции управляющая компания указывает, что обязанность по организации мест накопления твердых коммунальных отходов, в условиях отсутствия соответствующего решения о включении спорного земельного участка с контейнерной площадкой в состав общего имущества, а также в отсутствие договора на ее обслуживание, лежит на органах местного самоуправления.
Заявитель также полагает неправомерным использование Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170 в связи с тем, что последние потеряли свою актуальность.
Проверив законность судебных актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов кассационной жалобы, суд кассационной инстанции пришел к следующим выводам.
Как установлено судами, управляющая компания на основании соответствующих лицензии и протокола общего собрания собственников помещений осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирным домом N 21 по ул. Ленинградской г. Магнитогорска Челябинской области (далее - МКД).
В связи с поступлением обращений граждан о нарушении управляющей компанией лицензионных требований инспекцией в отношении заявителя проведена внеплановая выездная проверка, по итогам которой составлен акт от 05.08.2021 N 21-3833-1 3775 о нарушении пунктов 3.7.1 и 3.7.4 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), и пункта 26(1) Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 (далее - Минимальный перечень) ввиду отсутствия ограждения контейнерной площадки для сбора и накопления ТКО, расположенной на придомовой территории указанного МКД.
Управляющей компании выдано оспариваемое предписание от 05.08.2021 N 21-3833-2 3775, которым предписано в срок до 20.09.2021 устранить указанное нарушение, предоставив акт выполненных работ.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды обеих инстанций исходили из вывода о доказанности факта нарушения управляющей компанией лицензионных требований.
В соответствии с частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
При этом исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных вышеуказанной статьей ЖК РФ, относится к лицензионным требованиям (подпункт "б" пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110).
Согласно частям 1, 2.3 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом; при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Содержание общего имущества включает в себя, в том числе, содержание мест накопления ТКО в соответствии с установленными требованиями (подпункт "д(2)" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2016 N 491 (далее - Правила N 491)).
Подпунктом 11(1) Правил N 491 установлено, что минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и Правила оказания услуг и выполнения работ, необходимые для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В Минимальный перечень включены работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления ТКО, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок (пункт 26(1)).
Как разъяснено в письме Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 11.10.2019 N 08-25-53/24802 "О направлении разъяснений по вопросу регулирования деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами", под организацией мест накопления понимается создание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с установленными требованиями. Обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок, расположенных на земельных участках, входящих в общедомовое имущество, лежит на собственниках помещений жилых домов или лицах, осуществляющих управление жилыми домами. При этом плата за организацию и содержание мест накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок входит в состав платы за содержание жилого помещения, оплачиваемой собственниками помещения в многоквартирном доме.
Пунктом 1.1 Правил N 170 определены цели установления требований и порядка обслуживания и ремонта жилищного фонда: обеспечения сохранности жилищного фонда всех форм собственности; проведения единой технической политики в жилищной сфере, обеспечивающей выполнение требований действующих нормативов по содержанию и ремонту жилых домов, их конструктивных элементов и инженерных систем, а также придомовых территорий; обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда.
В силу подпункта "а" пункта 1.2 Правил N 170, положения этих Правил распространяются, в том числе на частный жилищный фонд (жилищный фонд находящийся в собственности граждан и юридических лиц).
Установив, что заявитель осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению, в том числе общим имуществом спорного МКД, суды обоснованно отклонили довод управляющей компании о неприменимости Правил N 170.
Согласно пункту 3.7.1 Правил N 170, организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать, в том числе установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов.
В соответствии с пунктом 3.7.4 Правил N 170 мусоросборники всех типов должны устанавливаться на бетонированной или асфальтированной площадке, как правило, с ограждением из стандартных железобетонных изделий или других материалов.
Судами установлено и заявителем не оспаривается, что на придомовой территории МКД имеется используемое собственниками помещений спорного МКД место сбора твердых бытовых отходов (асфальтированное), на котором установлено два заглубленных контейнера, при этом ограждение контейнерной площадки в нарушение указанных положений Правил N 170, отсутствует.
Отклоняя довод управляющей компании об отсутствии обязанности по содержанию контейнерной площадки, не включенной в состав общего имущества многоквартирного дома, апелляционный суд указал следующее.
В силу части 1 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся, в том числе, создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
В соответствии с частями 1-6 статьи 13.4 этого же Закона, накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований. Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов. Накопление твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации, и порядком накопления (в том числе раздельного накопления) твердых коммунальных отходов, утвержденным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Пунктом 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039 (далее - Правила N 1039), также предусмотрено, что места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
В случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления ТКО лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления ТКО с органами местного самоуправления (далее - уполномоченный орган) на основании письменной заявки, форма которой устанавливается уполномоченным органом (пункт 4 Правил N 1039).
Из совокупности вышеназванных правовых норм апелляционная коллегия заключила, что создание и содержание мест накопления твердых коммунальных отходов относится к полномочиям органов местного самоуправления в тех случаях, когда такая обязанность не лежит на других лицах. В случае осуществления управления многоквартирным домом управляющей организацией именно на нее возложена обязанность по организации и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов для многоквартирного дома (подпункт "д(2)" пункта 11 Правил N 491, пункт 26(1) Минимального перечня).
Доводы о незаконности предписания ввиду использования контейнерной площадки иными лицами, а также ссылки на определения судов общей юрисдикции, являющиеся, по мнению заявителя, преюдициальными, рассмотрены и обоснованно отклонены нижестоящими судами.
Доводы управляющей компании о том, что площадка не является общедомовым имуществом МКД, поскольку земельный участок под ним не сформирован, границы земельного участка не определены, подлежат отклонению.
Как установлено судами, спорная площадка расположена вблизи дома на придомовой территории. При этом управляющей компанией не представлено доказательств того, что контейнерная площадка не входила бы в общее имущество МКД, в условиях, если бы соответствующий земельный участок был бы надлежащим образом сформирован.
При таких обстоятельствах выводы судов о законности предписания являются правомерными, соответствующими обстоятельствам дела.
Нормы права при рассмотрении дела применены судами правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие безусловную отмену обжалуемых судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
С учетом изложенного и исходя из конкретных фактических обстоятельств дела, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 30.11.2021 по делу N А76-30601/2021 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.01.2022 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Логист" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.А. Кравцова |
Судьи |
Д.В. Жаворонков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления ТКО лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления ТКО с органами местного самоуправления (далее - уполномоченный орган) на основании письменной заявки, форма которой устанавливается уполномоченным органом (пункт 4 Правил N 1039).
Из совокупности вышеназванных правовых норм апелляционная коллегия заключила, что создание и содержание мест накопления твердых коммунальных отходов относится к полномочиям органов местного самоуправления в тех случаях, когда такая обязанность не лежит на других лицах. В случае осуществления управления многоквартирным домом управляющей организацией именно на нее возложена обязанность по организации и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов для многоквартирного дома (подпункт "д(2)" пункта 11 Правил N 491, пункт 26(1) Минимального перечня)."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 30 мая 2022 г. N Ф09-2036/22 по делу N А76-30601/2021