• ДОКУМЕНТ

Основные направления реализации государственной политики содействия занятости населения

Глава 2. Основные направления реализации государственной политики содействия занятости населения


Статья 9. Городские целевые программы по содействию занятости населения

1. В целях создания условий для развития рынка труда и эффективной занятости населения принимаются и реализуются городские целевые программы по содействию занятости населения.

2. Городские целевые программы по содействию занятости населения предусматривают меры по:

1) рациональному размещению и использованию трудовых ресурсов;

2) проведению анализа спроса и предложения рабочей силы на рынке труда;

3) определению текущей и перспективной потребности в работниках по видам экономической деятельности, профессиям и должностям;

4) совершенствованию форм и методов работы по профилактике безработицы;

5) содействию трудоустройству населения и подбору персонала для организаций города;

6) информационному обеспечению рынка труда;

7) разработке и реализации эффективных механизмов профилирования безработных граждан;

8) обеспечению и совершенствованию услуг по профессиональной ориентации, психологической поддержке и социальной адаптации граждан;

9) совершенствованию системы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных граждан, незанятого населения и работников организаций, увольняемых в связи с ликвидацией организаций, сокращением численности или штата работников организаций;

10) социальной поддержке безработных граждан и граждан, испытывающих трудности в поиске работы (инвалиды; лица, освобожденные из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; лица предпенсионного возраста (за два года до наступления возраста, дающего право выхода на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую трудовую пенсию по старости); одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, детей-инвалидов; граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей; граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие Чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф; беженцы и вынужденные переселенцы; несовершеннолетние граждане в возрасте от 14 до 18 лет; беременные женщины и женщины, воспитывающие несовершеннолетних детей и детей-инвалидов; граждане, имеющие на попечении лиц, которым по заключению уполномоченного на то органа исполнительной власти необходим постоянный уход; супруги, в случае если они оба признаны безработными; граждане в возрасте до 30 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования; бездомные граждане, утратившие право пользования жилой площадью в городе Москве и не имеющие регистрации по месту жительства);

11) реализации специальных мероприятий, способствующих трудоустройству безработных граждан и граждан, испытывающих трудности в поиске работы;

12) развитию форм и методов регулирования трудовой миграции;

13) координации деятельности сторон социального партнерства и органов исполнительной власти города Москвы по обеспечению занятости населения;

14) поощрению работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места, включая временные;

15) организации проведения оплачиваемых общественных работ;

16) иным направлениям в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы.


Статья 10. Социальная экспертиза проектов городских целевых программ в целях выявления их влияния на создание и сохранение рабочих мест в городе Москве

1. В целях выявления и оценки возможных результатов влияния реализации проектов городских целевых программ на состояние рынка труда в городе Москве проводится их социальная экспертиза.

2. Социальной экспертизе подлежат проекты городских целевых программ, реализация которых влияет на занятость населения в городе Москве, по следующим позициям:

1) мероприятия по созданию или сохранению (модернизации) рабочих мест, в том числе квотируемых, с уровнем заработной платы не ниже прожиточного минимума;

2) мероприятия, в том числе образовательные, по повышению качества рабочей силы в соответствии с требованиями рынка труда;

3) прогнозируемые итоги реализации мероприятий программы по обеспечению занятости населения по соответствующему виду экономической деятельности;

4) прогнозируемая численность высвобождаемых работников в результате реализации мероприятий программы.

3. Порядок проведения социальной экспертизы определяется Правительством Москвы.


Статья 11. Московский информационный банк данных получателей государственных услуг в сфере занятости населения

1. В целях информационного обеспечения городской системы содействия занятости населения формируется московский информационный банк данных получателей государственных услуг в сфере занятости населения (далее - московский информационный банк занятости населения).

2. Сведения, содержащиеся в московском информационном банке занятости населения, являются открытыми и доступными для граждан и работодателей.

3. Московский информационный банк занятости населения состоит из:

1) регистра физических лиц - получателей государственных услуг в сфере занятости населения (далее - государственные услуги);

2) регистра работодателей - получателей государственных услуг;

3) базы данных вакансий;

4) специализированных регистров получателей государственных услуг.

4. Регистр физических лиц включает в себя следующие данные:

1) регистрационный номер учетной записи;

2) фамилию, имя, отчество;

3) информацию о профессиональных навыках и образовании;

4) иную информацию, необходимую для эффективного предоставления государственной услуги.

5. Регистр работодателей включает в себя следующие данные:

1) регистрационный номер учетной записи;

2) полное наименование работодателя;

3) юридический и фактический адреса, номера телефона и факса, адрес электронной почты, идентификационный номер налогоплательщика, присвоенные работодателю значения в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности работодателя;

4) информацию о численности работников;

5) общее количество имеющихся рабочих мест с указанием перечня необходимых профессий;

6) иную информацию, необходимую для эффективного предоставления государственной услуги.

6. База данных вакансий включает в себя сведения о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей.

7. Специализированные регистры получателей государственных услуг формируются по:

1) отдельным категориям граждан;

2) профессиональному признаку;

3) социально-демографическим характеристикам;

4) иным характеристикам, установленным уполномоченным органом.

8. Специализированные государственные учреждения самостоятельно формируют специализированные банки получателей государственных услуг в соответствии со спецификой собственной работы и обмениваются информацией с уполномоченным органом, иными уполномоченными органами исполнительной власти города Москвы, государственными учреждениями службы занятости населения на безвозмездной основе.

9. Формирование московского информационного банка занятости населения в части сведений о физических лицах осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных".

10. Порядок формирования московского информационного банка занятости населения и специализированных банков получателей государственных услуг, обмена сведениями между ними устанавливается Правительством Москвы.


Статья 12. Информационное обеспечение рынка труда в городе Москве

1. Информация о положении на рынке труда в городе Москве является общедоступной и содержит сведения о регулировании социально-трудовых отношений, спросе и предложении на рабочую силу по видам экономической деятельности, перераспределении рабочей силы, миграционных процессах, привлечении и использовании иностранной рабочей силы.

2. Информация о положении на рынке труда в городе Москве основывается на аналитических, статистических, социально-экономических, социологических и иных материалах, формируемых органами и учреждениями, участвующими в предоставлении государственных услуг по информированию граждан и работодателей.

3. Основными способами информирования о положении на рынке труда в городе Москве являются:

1) предоставление информации по запросу граждан или работодателей;

2) проведение ярмарок вакансий;

3) издание информационных материалов, публикация соответствующих сведений в средствах массовой информации;

4) иные доступные способы распространения информации.

4. Информация о положении на рынке труда в городе Москве предоставляется уполномоченным органом и государственными учреждениями службы занятости населения бесплатно.


Статья 13. Дополнительная социальная и материальная поддержка безработных граждан и иных категорий граждан

1. Безработным гражданам, а также гражданам, проходящим профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению государственных учреждений службы занятости населения, оказывается дополнительная социальная и материальная поддержка в виде:

1) компенсации расходов за пользование услугами городского общественного транспорта в период поиска работы, профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации (за исключением лиц, имеющих право бесплатного проезда на всех видах городского пассажирского транспорта);

2) материальной помощи в период временной нетрудоспособности безработного, утратившего право на пособие по безработице;

3) единовременной материальной помощи в период безработицы, профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации в случае смерти члена семьи безработного, а также одному из членов семьи безработного в случае его смерти;

4) доплаты к пособию по безработице и стипендии в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации.

2. Дополнительная социальная и материальная поддержка оказывается:

1) безработным гражданам в период участия в оплачиваемых общественных работах либо временного трудоустройства;

2) несовершеннолетним гражданам в возрасте от 14 до 18 лет в период временного трудоустройства;

3) обучающимся и студентам образовательных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования в период временного трудоустройства.

4) гражданам в возрасте до 30 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования в период временного трудоустройства.

3. Размеры и порядок предоставления дополнительной социальной и материальной поддержки, предусмотренной настоящей статьей, устанавливаются Правительством Москвы.

ГАРАНТ:

См. Порядок предоставления финансовой поддержки безработным гражданам при переезде и безработным гражданам и членам их семей при переселении в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости населения г. Москвы, утвержденный постановлением Правительства Москвы от 7 февраля 2014 г. N 37-ПП

Об утверждении положений о порядке оказания дополнительной социальной и материальной поддержки безработным гражданам и иным категориям граждан см. постановление Правительства Москвы от 27 января 2009 г. N 47-ПП


Статья 14. Профессиональная ориентация и психологическая поддержка населения

1. Под профессиональной ориентацией понимается проведение комплекса специальных мер в профессиональном самоопределении и выборе оптимального вида занятости гражданина с учетом его потребностей, индивидуальных особенностей и возможностей, а также востребованности профессий (специальностей) на рынке труда города Москвы.

2. Гражданам предоставляется бесплатное получение услуг по профессиональной ориентации в государственных учреждениях службы занятости населения и специализированных государственных учреждениях, иных уполномоченных органах исполнительной власти города Москвы в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства и профессионального обучения.

3. Безработным гражданам предоставляются бесплатные услуги по психологической поддержке в государственных учреждениях службы занятости населения и специализированных государственных учреждениях, иных уполномоченных органах исполнительной власти города Москвы в целях повышения трудовой мотивации, разрешения психологических проблем, препятствующих процессу самоопределения, или снижения их актуальности, профессионального обучения либо трудоустройства.

4. Оказание услуг по профессиональной ориентации и психологической поддержке осуществляется с учетом индивидуальных особенностей, уровня образования, потребностей и возможностей гражданина.

5. Порядок оказания услуг в области профессиональной ориентации и психологической поддержки населения утверждается Правительством Москвы.


Статья 15. Социальная адаптация безработных граждан на рынке труда в городе Москве

1. Под социальной адаптацией безработных граждан на рынке труда понимается система мероприятий, направленных на повышение конкурентоспособности указанных граждан путем обучения их навыкам самостоятельного поиска работы, формирования позитивного отношения к труду и повышения уровня трудовой активности.

2. Безработным гражданам обеспечивается бесплатное получение услуг по социальной адаптации в государственных учреждениях службы занятости населения и специализированных государственных учреждениях, иных уполномоченных органах исполнительной власти города Москвы.

3. Безработным гражданам предоставляются услуги по социальной адаптации в случае, если они испытывают трудности в поиске работы либо:

1) впервые ищут работу (ранее не работали);

2) стремятся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва;

3) состоят на учете в государственных учреждениях службы занятости населения более шести месяцев;

4) утратили способность к выполнению работы по прежней профессии (специальности).

4. Порядок оказания услуг по социальной адаптации безработных граждан на рынке труда в городе Москве устанавливается Правительством Москвы.


Статья 16. Профессиональное обучение безработных граждан

1. Профессиональное обучение (профессиональная подготовка, переподготовка, повышение квалификации) безработных граждан проводится на основе анализа потребности в работниках по профессиям и специальностям, пользующимся устойчивым спросом на рынке труда в городе Москве, в целях повышения их конкурентоспособности при поиске работы.

2. Профессиональное обучение безработных граждан в городе Москве осуществляется по образовательным программам дополнительного профессионального образования с учетом требований государственных образовательных стандартов и индивидуальных особенностей обучаемых.

3. Формы профессионального обучения безработных граждан в городе Москве определяются с учетом их профессиональной подготовки, трудового опыта и состояния здоровья.

4. Услуги по профессиональному обучению предоставляются безработным гражданам по направлению государственных учреждений службы занятости населения и оказываются бесплатно.

5. Порядок профессионального обучения безработных граждан в городе Москве устанавливается Правительством Москвы.


Статья 17. Организация общественных работ

1. Уполномоченный орган и иные уполномоченные органы исполнительной власти города Москвы организуют проведение оплачиваемых общественных работ в целях обеспечения потребностей города и работодателей в выполнении работ социально полезной направленности, носящих временный или сезонный характер, а также сохранения мотивации к труду и обеспечения дополнительной социальной поддержки граждан, ищущих работу, и безработных граждан.

2. Отношения между уполномоченным органом, иными органами исполнительной власти города Москвы и работодателями регулируются договорами о совместной деятельности по организации и проведению общественных работ.

3. Объемы и виды общественных работ, порядок их финансирования устанавливаются Правительством Москвы.


Статья 18. Содействие самозанятости безработных и иных категорий граждан

1. Под самозанятостью понимаются самостоятельные организация и ведение предпринимательской деятельности, осуществляемые в соответствии с федеральным законодательством.

2. Для целей настоящего Закона к самостоятельно занятым относятся:

1) работодатели - лица, управляющие собственным малым предприятием или занимающиеся предпринимательской деятельностью и имеющие одного или нескольких наемных работников;

2) самостоятельные работники - лица, которые, работая самостоятельно или с одним или несколькими партнерами, не нанимают на постоянной основе работников;

3) неоплачиваемые семейные работники - лица, как правило, работающие без вознаграждения на предприятии (в хозяйстве), управляемом лицом, с которым они находятся в родственных отношениях;

4) члены производственного кооператива.

3. Содействие самозанятости безработных граждан осуществляется в формах:

1) бесплатного информирования:

а) о системе государственной поддержки малого предпринимательства в городе Москве и приоритетных направлениях его развития;

б) о возможностях и условиях обучения безработных граждан по направлению службы занятости основам предпринимательской деятельности и профессиям, необходимым для организации самозанятости, с учетом рекомендаций психолога и специалиста по профессиональной ориентации;

в) о порядке подготовки учредительных документов для создания малого предприятия или получения разрешения на право заниматься предпринимательской деятельностью;

г) о порядке разработки технико-экономического обоснования (бизнес-плана);

д) о порядке и условиях предоставления безработным гражданам финансовых средств для организации самозанятости;

е) об иных видах оказываемых услуг по организации самозанятости;

2) консультирования, тестирования и профессионального обучения в целях подготовки к предпринимательской деятельности с учетом индивидуальных особенностей, способностей и возможностей каждого гражданина;

3) предоставления финансовой помощи для организации самозанятости в порядке, предусмотренном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы.

4. Содействие самозанятости безработных граждан осуществляется на основе договора, заключаемого между государственным учреждением службы занятости населения и безработным гражданином.

5. Необходимыми условиями предоставления финансовой помощи для организации самозанятости являются:

1) достижение гражданином 16-летнего возраста;

2) регистрация гражданина в качестве безработного в государственном учреждении, службы занятости населения;

3) избрание вида деятельности, являющегося приоритетным для города Москвы;

4) представление технико-экономического обоснования избранного вида деятельности (бизнес-плана);

5) заключение договора между государственным учреждением службы занятости населения и гражданином;

6) получение свидетельства на право заниматься предпринимательской деятельностью или свидетельства о регистрации малого предприятия в соответствии с заключенным договором.

6. В целях вовлечения в предпринимательскую деятельность иных категорий граждан, нуждающихся в занятости или специальных мерах по содействию занятости, уполномоченным органом разрабатываются дополнительные меры по содействию занятости.

7. Порядок содействия самозанятости безработных граждан и иных категорий граждан определяется Правительством Москвы.

ГАРАНТ:

См. Порядок предоставления безработным гражданам единовременной финансовой помощи при государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства, утвержденный постановлением Правительства Москвы от 19 декабря 2012 г. N 757-ПП


Актуальный текст документа