г. Казань
21 июня 2011 г. |
Дело N А55-15019/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 июня 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 июня 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хакимова И.А.,
судей Владимирской Т.В., Гатауллиной Л.Р.,
при участии представителей:
заявителя - Татаринцевой Т.И., доверенность от 10.11.2010 б/н,
ответчика (Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области) -Самарцева И.Ф., главный специалист-эксперт юридического отдела, доверенность от 28.12.2010 N 02-11/20764,
ответчика (Управления Федеральной налоговой службы по Самарской области) - Суркина С.А., главный специалист-эксперт юридического отдела, доверенность от 08.06.2011 б/н,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области, г. Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 09.12.2010 (судья Селиваткин В.П.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.02.2011 (председательствующий судья Рогалева Е.М., судьи Бажан П.В., Марчик Н.Ю.)
по делу N А55-15019/2010
по заявлению закрытого акционерного общества "Самара-Нафта", г. Самара (ИНН 6378002541, ОГРН 1026303779556) о признании недействительными решений Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области и Управления Федеральной налоговой службы по Самарской области, г. Самара,
УСТАНОВИЛ:
закрытое акционерное общество "Самара-Нафта" (далее - ЗАО "Самара-Нафта", заявитель, общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании недействительными решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области (далее - инспекция, налоговый орган) от 21.04.2010 N 10-28/36 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, от 21.04.2010 N 10-29/6 об отказе в возмещении полностью суммы налога на добавленную стоимость (далее - НДС), заявленной к возмещению, а также решения (вынесенное по результатам рассмотрения апелляционной жалобы) Управления Федеральной налоговой службы по Самарской области (далее - управление, УФНС России по Самарской области) от 15.06.2010 N 03-15/14920, обязании инспекции устранить допущенные нарушения прав ЗАО "Самара-Нафта" и возместить из бюджета НДС в сумме 32 704 908 руб. путем зачета.
В судебном заседании заявитель в порядке пункта 2 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) отказался от требования обязать инспекцию устранить допущенные нарушения прав ЗАО "Самара-Нафта" и возместить из бюджета НДС в сумме 32 704 908 руб. путем зачета.
Отказ в соответствии с пунктом 5 статьи 49 АПК РФ принят судом.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 09.12.2010 по настоящему делу заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.02.2011 данное судебное решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе налоговый орган просит об отмене судебных актов, удовлетворении кассационной жалобы, указывая на неправильное истолкование судебными инстанциями пункта 2 статьи 33, статей 171, 172 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии с пунктом 1 статьи 286 АПК РФ правильность применения судами предыдущих инстанций норм материального и процессуального права, заслушав явившихся представителей сторон, суд кассационной инстанции оснований для удовлетворения жалобы не находит.
Из приобщенных к делу материалов усматривается, что оспариваемые решения инспекцией приняты по результатам камеральной проверки представленной заявителем 20.11.2009 в налоговый орган уточненной налоговой декларации по НДС за октябрь 2007 года с заявлением к вычету по внутреннему рынку 183 526 265 руб. Отказывая обществу в возмещении НДС в сумме 32 704 908 руб., налоговый орган исходил из неправомерного завышения суммы заявленного вычета в связи с незаконным, по мнению инспекции, отнесением заявителем в состав вычетов полной суммы НДС, предъявленного ЗАО "Самара-Нафта" подрядными организациями при производстве строительно-монтажных работ.
По мнению проверяющих, поскольку заявитель осуществляет экспортные поставки нефти, налог, предъявленный подрядными организациями, в составе оплаты за выполненные строительно-монтажные работы, следовало относить к вычету пропорционально доле реализации продукции на внутреннем рынке.
Апелляционная жалоба заявителя решением Управления УФНС России по Самарской области от 15.06.2010 N 03-15/14920, также оспариваемым по настоящему делу, оставлена без удовлетворения, решение нижестоящего налогового органа от 21.04.2010 N 10-28/36 -утверждено.
Правомерно удовлетворяя заявленные обществом требования, судебные инстанции правильно руководствовались нормами пункта 9 статьи 167, пунктов 1, 2, 6 статьи 171, пунктов 1, 3, 5 статьи 172 НК РФ, с учетом судебных актов, принятых по делам N А55-7603/2010, А55-7635/2010, А55-15017/2010 по спорам между теми же лицами. При этом арбитражные суды предыдущих инстанций исходили из анализа исследованных и получивших надлежащую оценку имеющихся в деле доказательств и установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств.
Судебными инстанциями установлено и подтверждается материалами дела, что заявленные обществом налоговые вычеты по НДС относятся к строительно-монтажным работам, осуществленным как собственными силами, так и подрядчиками на объектах, являющихся основными средствами.
В подтверждение своего права на указанные вычеты заявителем, как в налоговый орган, так и суду были представлены первичные учетные документы, в том числе, счета-фактуры, акты выполненных работ, сметы на строительство, книги покупок и продаж за октябрь 2007 года. К достаточности и правильности оформления, представленных документов налоговый орган претензий не предъявлял.
В соответствии с пунктом 1 статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму НДС, исчисленную в порядке статьи 166 НК РФ, на установленные налоговые вычеты.
Согласно пункту 6 статьи 171 НК РФ, вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику подрядными организациями (заказчиками-застройщиками) при проведении ими капитального строительства, сборке (монтаже) основных средств, суммы налога, предъявленные налогоплательщику по товарам (работам, услугам), приобретенным им для выполнения строительно-монтажных работ, и суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении им объектов незавершенного капитального строительства (абзац 1).
В силу пункта 5 статьи 172 НК РФ вычеты сумм налога, указанных в абзацах первом и втором пункта 6 статьи 171 НК РФ, производятся в порядке, установленном абзацами первым и вторым пункта 1 настоящей статьи.
В пункте 1 статьи 172 НК РФ установлено, что налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога. Вычетам подлежат только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг), после принятия на учет данных товаров (работ, услуг).
Приказом от 30.12.2005 N 162 генерального директора ЗАО "Самара-Нафта" утверждено положение об учетной политике, которое согласно последующих приказов и применялось в спорные налоговые периоды. В этом положении, в частности, в разделе 12, не указано на необходимость ведения раздельного учета при расчетах с поставщиками (подрядчиками).
С учетом изложенного судебными инстанциями сделан правильный вывод о том, что поскольку объекты, в отношении которых осуществляется капитальное строительство, непосредственно не используются при производстве и реализации экспортируемых товаров, НДС, уплаченный по таким объектам, не может быть отнесен к вычету в порядке, определенном пунктом 3 статьи 172 НК РФ.
Судебными инстанциями правомерно указано на то, что НК РФ не ставит право на применение налоговых вычетов (возмещение сумм налога) по приобретаемым основным средствам в зависимость от использования этих средств для осуществления операций, признаваемых объектами обложения НДС, а также на то, что при соблюдении условий, определенных пунктом 1 статьи 172 НК РФ, налогоплательщик вправе принять к вычету из общей суммы НДС, подлежащей уплате в бюджет, суммы налога, уплаченные поставщикам товаров (работ, услуг). Необходимость распределения указанных сумм пропорционально выручке, полученной от реализации товаров на экспорт и на внутренний рынок, нормами главы 21 НК РФ не предусмотрена.
При принятии обжалуемых судебных актов судами было учтено и то, что по делу N А55-7603/2010 указанные выше обстоятельства были предметом судебного рассмотрения и оценки, поскольку по названному делу было оспорено и признано недействительным решение налогового органа по выездной налоговой проверке налогоплательщика, включавшей период камеральной проверки, которое было предметом рассмотрения по данному делу. Одним из оснований доначисления НДС налоговый орган указывал в решении по выездной налоговой проверке неправомерное отнесение налогоплательщиком в полном размере в состав вычетов сумм НДС по строительно-монтажным работам.
Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 19.11.2010 по делу N А55-7635/2010 также было подтверждено, что оспоренные решения налогового органа нарушают НК РФ, права и законные интересы налогоплательщика, поскольку обществом были выполнены все условия и требования, предусмотренные статьями 169, 171, 172 НК РФ, для подтверждения своего права на применение налоговых вычетов по НДС. НК РФ не устанавливает обязанность налогоплательщика вести раздельный учет затрат (сумм НДС) при реализации товаров (работ, услуг), подлежащих налогообложению по ставкам ноль процентов и восемнадцать процентов.
Обоснованным также является вывод судебных инстанций о том, что должностные лица УФНС России по Самарской области, рассматривая доводы заявителя, не применили подлежащие применению положения НК РФ и не удовлетворили законные требования по отмене оспариваемого решения инспекции в соответствующей части и что указанным решением управлением также нарушены охраняемые законом права налогоплательщика, поскольку в соответствии с положениями пункта 9 статьи 101 НК РФ решение налогового органа в случае подачи апелляционной жалобы вступает в силу со дня его утверждения вышестоящим налоговым органом полностью или в части.
Доводы кассационной жалобы сделанных судами выводов не опровергают, направлены на их переоценку, что в соответствии с положениями статьи 286 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
При таких обстоятельствах при правильном применении судами норм материального права, полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств и обстоятельств дела принятые по делу судебные акты являются законными и обоснованными.
Правовых оснований для их отмены не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 09.12.2010 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.02.2011 по делу N А55-15019/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
И.А. Хакимов |
Судьи |
Т.В. Владимирская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 19.11.2010 по делу N А55-7635/2010 также было подтверждено, что оспоренные решения налогового органа нарушают НК РФ, права и законные интересы налогоплательщика, поскольку обществом были выполнены все условия и требования, предусмотренные статьями 169, 171, 172 НК РФ, для подтверждения своего права на применение налоговых вычетов по НДС. НК РФ не устанавливает обязанность налогоплательщика вести раздельный учет затрат (сумм НДС) при реализации товаров (работ, услуг), подлежащих налогообложению по ставкам ноль процентов и восемнадцать процентов.
Обоснованным также является вывод судебных инстанций о том, что должностные лица УФНС России по Самарской области, рассматривая доводы заявителя, не применили подлежащие применению положения НК РФ и не удовлетворили законные требования по отмене оспариваемого решения инспекции в соответствующей части и что указанным решением управлением также нарушены охраняемые законом права налогоплательщика, поскольку в соответствии с положениями пункта 9 статьи 101 НК РФ решение налогового органа в случае подачи апелляционной жалобы вступает в силу со дня его утверждения вышестоящим налоговым органом полностью или в части."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 21 июня 2011 г. N Ф06-3835/11 по делу N А55-15019/2010