г. Казань
17 августа 2011 г. |
Дело N А12-23408/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 августа 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 августа 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Гильмановой Э.Г.,
судей Закировой И.Ш., Мосунова С.В. ,
при участии представителей:
истца - Владимирова К.Г., доверенность от 08.06.2011 N 25 ,
ответчика - Ладыгиной Л.А. доверенность от 09.08.2011 N 13, Дрожжина А.В. доверенность от 08.08.2011 N12
третьих лиц - Нафикова И.И., служебное удостоверение серии ТО N 206965 от 07.02.2011, Антонова А.В., доверенность от 30.06.2011 N 05-ид/102
в отсутствие: иных лиц, извещены не явились,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Волгоградской области, г. Волгоград,
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 18.02.2011 (судья Наумова М.Ю.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2011 (председательствующий судья Комнатная Ю.А., судьи Кузьмичев С.А., Смирников А.В.)
по делу N А12-23408/2010
по заявлению муниципального унитарного предприятия "Автомобильный коммунальный транспорт Волгограда" (ОГРН 1023402976630; ИНН 34430495554) к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Волгоградской области (ОГРН 1043400433240; ИНН 3445070230), о признании незаконными действий; с участием третьих лиц, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: администрации Волгограда, Департамента по охране окружающей среды и природных ресурсов администрации Волгограда, с участием Волгоградской межрайонной природоохранной прокуратуры,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Волгоградской области обратилось муниципальное унитарное предприятие "Автомобильный коммунальный транспорт Волгограда" (далее - МУП "Автомобильный коммунальный транспорт Волгограда", предприятие) с заявлением о признании незаконными действий Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Волгоградской области (далее - Управление Росприроднадзора по Волгоградской области, управление), выразившихся в отказе в выдаче лицензии на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV классов опасности по заявлению предприятия о предоставлении лицензии от 09.11.2010; об обязании Управления Росприроднадзора по Волгоградской области выдать МУП "Автомобильный коммунальный транспорт Волгограда" лицензию на деятельность по сбору использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV классов опасности по заявлению предприятия о предоставлении лицензии от 09.11.2010.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 18.02.2011 заявленные предприятием требования удовлетворены в полном объеме: признан незаконным и не соответствующим статье 9 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", Положению о лицензировании деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV класса опасности, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 26.08.2006 N 524 действия Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Волгоградской области, выразившиеся в отказе муниципальному унитарному предприятию "Автомобильный коммунальный транспорт Волгограда" в выдаче лицензии на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV классов опасности по заявлению о предоставлении лицензии от 09.11.2010. В порядке восстановления нарушенного права на Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Волгоградской области возложена обязанность выдать муниципальному унитарному предприятию "Автомобильный коммунальный транспорт Волгограда" лицензию на деятельность по сбору использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV классов опасности по заявлению о предоставлении лицензии от 09.11.2010.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2011 решение Арбитражного суда Волгоградской области от 18.02.2011 оставлено без изменения.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой обратилось Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Волгоградской области, в которой просит отменить обжалуемые судебные акты, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Проверив законность обжалуемых судебных актов по правилам главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит их подлежащими отмене в силу следующего.
Как следует из материалов дела, 09.11.2010 МУП "Автомобильный коммунальный транспорт Волгограда" обратилось в Управление Росприроднадзора по Волгоградской области с заявлением о предоставлении лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV классов опасности.
Управление Росприроднадзора по Волгоградской области отказало в выдаче лицензии, указав в письме от 01.12.2010 N 3680 на отсутствие у соискателя лицензии принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании объекта размещения отходов I - IV классов опасности, соответствующего установленным требованиям (нарушение лицензионного требования и условия осуществления деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV классов опасности, установленного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.08.2006 N 524); кроме того, указано, что в соответствии с договором аренды земельного участка от 14.09.2010 N 9425 земельный участок из земель населенных пунктов предоставлен для размещения санкционированной свали твердых бытовых отходов, в границах населенных пунктов запрещается захоронение отходов (нарушение статьи 12 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления").
Данный отказ послужил основанием для обращения МУП "Автомобильный коммунальный транспорт Волгограда" в суд с соответствующим заявлением.
Суды, удовлетворяя заявленные предприятием требования, указали, что у лицензирующего органа отсутствовали правовые основания для отказа в выдаче лицензии.
Кроме того, в судебных актах указано, что в соответствии с пунктом 2.2.1 Устава МУП "Автомобильный коммунальный транспорт Волгограда" предприятие выполняет работы по вывозу твердых бытовых и жидких отходов. Согласно договору аренды земельного участка от 14.09.2010 N 9425 предприятие является арендатором земельного участка, предоставленного для размещения санкционированной свалки твердых бытовых отходов - специально организованного и предназначенного для хранения отходов, кадастровый номер 34:03:140112:19.
Свалка твердых бытовых отходов, кадастровый номер 34:03:140112:19, включена в региональный реестр объектов размещения отходов под N 714 (N 7351 в государственном реестре размещения отходов), что подтверждается письмом Облкомприрода от 22.07.2010 N 05-2922/02.
Решением Тракторозаводского районного суда города Волгограда от 09.11.2009 по делу N 2-2778/2009, оставленным без изменения определением Судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда, установлено, что МУП "Автомобильный коммунальный транспорт Волгограда" эксплуатирует объект на законных основаниях.
Между тем судами не учтено следующее.
Согласно постановлению Правительства РФ от 26.01.2006 N 45 "Об организации лицензирования отдельных видов деятельности"*(65) и Положению о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 N 401*(66) (в редакции от 27.01.2009) деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV класса опасности подлежит лицензированию Ростехнадзором и его соответствующими территориальными органами.
Процедура лицензирования деятельности в области обращения с отходами закреплена Положением о лицензировании деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов, утв. постановлением Правительства РФ от 26.08.2006 N 524*(67) (в редакции от 15.06.2009). В частности данным положением закрепляется перечень лицензионных требований и условий для осуществления указанной деятельности, к которым в том числе относятся:
наличие у соискателя лицензии (лицензиата) принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании производственных помещений, объектов размещения отходов I-IV класса опасности, специализированных установок по обезвреживанию отходов I-IV класса опасности, специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств, соответствующих установленным требованиям;
наличие у соискателя лицензии в соответствии с Федеральным Законом "Об экологической экспертизе" положительного заключения государственной экологической экспертизы проектной документации объектов, связанных с размещением и обезвреживанием отходов I-IV класса опасности, в случае, если соискатель лицензии предполагает использовать такие объекты для осуществления деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению отходов I-IV класса опасности, за исключением тех объектов, которые введены в эксплуатацию или разрешение на строительство которых выдано до вступления в силу настоящего Постановления.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", под размещением отходов понимается их хранение или захоронение. При этом понятие хранение отходов законодатель определяет как их содержание в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования. Захоронением является изоляция отходов в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.
Объект размещения отходов - специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).
Следовательно, вывод суда со ссылкой на наличие у заявителя права аренды земельного участка, предоставленного под свалку, сделан без учета приведенных норм закона. В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что данный земельный участок оформлен как объект размещения отходов.
В соответствии с пунктом 5 статьи 12 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", захоронение отходов в границах населенных пунктов запрещается.
Из материалов дела следует, что предприятие обратилось с заявлением о выдаче лицензии на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов на территории населенного пункта. Однако, судами не дана оценка указанному обстоятельству, как препятствующему в выдаче лицензии.
В силу статьи 12 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основании специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке установленном законодательством Российской Федерации; создание объектов размещения отходов осуществляется на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией, эта же норма устанавливает особые требования к объектам размещения отходов: объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов; ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
Согласно статье 20 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации вправе вести региональные кадастры отходов.
Внесение объекта размещения отходов в региональный реестр объектов размещения отходов не является предусмотренным законом обязательным требованием к объекту размещения отходов, а носит информационный характер.
Пункт 7 статьи 12 указанного закона устанавливает особые требования к объектам размещения отходов: запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
Кроме того, в кассационной жалобе заявитель указывает, что судами не исследовался весь пакет документов, представленных предприятием для получения лицензии, в частности отсутствовало положительное заключение государственной экологической экспертизы.
В материалах дела имеется заключение экспертизы Нижне-Волжского управления Ростехнадзора, в котором указано на несоответствие свалки ТБО экологическим требованиям. Однако, судами данный документ не исследовался и ему не дана оценка в обжалуемых судебных актах. В данном случае несоответствие свалки экологическим требованиям является основанием для отказа в выдаче лицензии, поэтому установление данного обстоятельства имеет существенное значения для рассмотрения настоящего спора.
Согласно части 1 статьи 22 Федерального Закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания. Данная деятельность должна осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287 АПК РФ суд кассационной инстанции вправе отменить решение суда первой инстанции и постановление апелляционной инстанции полностью и направить дело на новое рассмотрение в соответствующий арбитражный суд, решение которого отменено.
В силу части 1 статьи 288 АПК РФ основаниями отмены решения арбитражного суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции является несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, нарушение либо неправильное применение норм материального права.
Так как, фактические обстоятельства, имеющие значение для данного дела, установлены судом без их полного и всестороннего исследования и правовой оценки, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа считает принятые по делу судебные акты подлежащим отмене на основании частей 1, 2 статьи 288 АПК РФ с направлением дела на новое рассмотрение.
Суду при новом рассмотрении необходимо учесть изложенное, выполнить требования о всестороннем, полном и объективном исследовании доказательств, вынести законный и обоснованный судебный акт.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 18.02.2011 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2011 по делу N А12-23408/2010 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Волгоградской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Э.Г. Гильманова |
Судьи |
И.Ш. Закирова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу статьи 12 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основании специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке установленном законодательством Российской Федерации; создание объектов размещения отходов осуществляется на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией, эта же норма устанавливает особые требования к объектам размещения отходов: объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов; ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
Согласно статье 20 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации вправе вести региональные кадастры отходов.
...
Пункт 7 статьи 12 указанного закона устанавливает особые требования к объектам размещения отходов: запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
...
Согласно части 1 статьи 22 Федерального Закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания. Данная деятельность должна осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации"
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 17 августа 2011 г. N Ф06-6191/11 по делу N А12-23408/2010
Хронология рассмотрения дела:
14.09.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-15566/11
28.08.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-15566/11
21.05.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-3040/12
10.02.2012 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-9887/11
24.11.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-15566/11
07.11.2011 Решение Арбитражного суда Волгоградской области N А12-23408/10
17.08.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-6191/11