Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 3 сентября 2013 г. N Ф06-7478/13 по делу N А72-791/2013 (ключевые темы: градостроительный план земельного участка - муниципальные услуги - объекты капитального строительства - административные регламенты - границы земельного участка)

Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 3 сентября 2013 г. N Ф06-7478/13 по делу N А72-791/2013

 

г. Казань

 

03 сентября 2013 г.

Дело N А72-791/2013

 

Резолютивная часть постановления объявлена 27 августа 2013 года.

Полный текст постановления изготовлен 03 сентября 2013 года.

 

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Афанасьева И.Н.,

судей Хайруллиной Ф.В., Карповой В.А.,

в отсутствие:

заявителя - извещен надлежащим образом,

ответчика - извещен надлежащим образом,

заинтересованного лица - извещено надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска и администрации города Ульяновска

на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 05.04.2013 (судья Лубянова О.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.06.2013 (председательствующий судья Кузнецов В.В., судьи Марчик Н.Ю., Рогалева Е.М.)

по делу N А72-791/2013

по заявлению индивидуального предпринимателя Петрова Эдуарда Юрьевича к Комитету архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска о признании незаконным отказа, обязании совершить определенные действия,

заинтересованное лицо: администрация города Ульяновска,

УСТАНОВИЛ:

индивидуальный предприниматель Петров Эдуард Юрьевич (далее -заявитель, предприниматель) обратился в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к Комитету архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска (далее - ответчик, Комитет архитектуры) о признании незаконным отказа от 20.12.2012 N 01-12/4481 в подготовке градостроительного плана земельного участка по адресу г. Ульяновск, ул. Жуковского, д. 38 в Заволжском районе для строительства торгово-административного здания и о возложении на ответчика обязанности подготовить и выдать заявителю градостроительный план земельного участка по адресу: г. Ульяновск, ул. Жуковского, д. 38, в Заволжском районе для строительства торгово-административного здания.

Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 05.04.2013 отказ Комитета архитектуры от 20.12.2012 N 01-12/4481 признан незаконным. На ответчика возложена обязанность подготовить и выдать предпринимателю в течении 15 дней со дня вступления решения в законную силу градостроительный план земельного участка по адресу: г. Ульяновск, ул. Жуковского, 38 для строительства торгово-административного здания.

Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.06.2013 решение Арбитражного суда Ульяновской области от 05.04.2013 оставлено без изменения.

Не согласившись с вынесенными судебными актами, Комитет архитектуры обратился с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, принять по делу новый судебный акт.

В кассационной жалобе ответчик указывает, что заявителю был направлен отказ на основании распоряжения Губернатора Ульяновской области от 27.07.2012 N 271-р "О дополнительных мерах по защите зеленых насаждений", которое приоритетной задачей ставило сохранение и защиту зеленых насаждений в городских округах и сельских поселениях Ульяновской области.

В соответствии с Правилами благоустройства территории муниципального образования "Город Ульяновск", утвержденными постановлением главы города Ульяновска от 24.04.2008 N 2951, снос (пересадку) деревьев, кустарников допускается производить только при наличии разрешения на снос (пересадку) насаждений, выдаваемого при предъявлении положительного заключения государственной экспертизы, по согласованию с собственником и иным владельцем насаждений после оплаты восстановительной стоимости и заключения договора на производство компенсационных посадок.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов исходя из следующего.

Из материалов дела видно, что 20.07.2009 между Комитетом по управлению городским имуществом мэрии г. Ульяновска (продавец) и предпринимателем (покупатель) заключен договор купли-продажи недвижимого имущества N 305, в соответствии с которым продавец продает, а покупатель приобретает на условиях, изложенных в настоящем договоре, следующее недвижимое имущество, расположенное по адресу г. Ульяновск, Заволжский район, ул. Жуковского, 38:

- комплекс зданий общей площадью 142,5 кв.м (литеры А, А1, Б, Г, Г1-Г5, Г7, У, I), условный номер 73-73-01/020/2008-377, принадлежащие городу Ульяновску на основании постановления мэра г. Ульяновска от 30.07.2004 N 1908, постановления главы г. Ульяновска от 28.01.2008 N 455;

- земельный участок площадью 746, 2 кв.м., на котором расположен комплекс зданий, кадастровый номер 73:24:020835:68 согласно кадастровому паспорту от 16.12.2008 N 48/0846218, категория - земля населенных пунктов.

13.08.2009 Управлением Федеральной государственной службы по Ульяновской области предпринимателю выдано свидетельство серия 73-АТ N 904956 о государственной регистрации права собственности на объект права: комплекс зданий, назначение: нежилое, 1-этажное, общая площадь 142,5 кв.м, инвентарный N 5649, литеры: А, А1, Б, Г, Г1-Г5, Г7, У, I, адрес объекта: Ульяновская область, г. Ульяновск, ул. Жуковского, N 38, кадастровый (условный номер) 73-73-01/020/2008-377.

02.11.2012 Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области предпринимателю выдано повторное свидетельство о государственной регистрации права взамен свидетельства от 13.08.2009 серия 73-АТ N 904956.

На обращение заявителя от 19.05.2011 N 6726-4 ответчик письмом от 02.06.2011 N 01-12/1459 сообщил, что подготовка градостроительного плана не представляется возможной, поскольку согласно представленным документам выявлено смещение границ земельного участка, построенных по координатам, состоящим на кадастровом учете, относительно границ земельного участка на топографической съемке, что не позволяет правильно указать на чертеже градостроительного плана земельного участка зону допустимого размещения объекта, а, следовательно, противоречит требованиям заполнения формы градостроительного плана земельного участка.

На обращение заявителя о выдаче градостроительного плана земельного участка по ул. Жуковского, 38 от 09.07.2012 N 12706-4 ответчик письмом от 06.08.2012 N 01-12/2427 сообщил о необходимости предоставления правоустанавливающих документов на земельный участок с соответствующим видом разрешенного использования земельного участка, топографической съемки земельного участка и прилегающей территории.

20.12.2012 ответчик письмом N 01-12/4481 отказал в выдаче градостроительного плана земельного участка в связи с нахождением на вышеуказанном земельном участке многолетних насаждений.

Считая отказ Комитета архитектуры в подготовке градостроительного плана земельного участка для строительства торгово-административного здания незаконным, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Удовлетворяя заявленные требования, суды предыдущих инстанций правомерно исходили из следующего.

Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Из статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка осуществляется по заявлению заинтересованного в строительстве и реконструкции лица, обратившегося за данным планом в целях получения в дальнейшем разрешения на строительство (реконструкцию) объектов.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства земельным участкам. Подготовка градостроительного плана земельного участка осуществляется в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа.

Пунктом 3 статьи 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в составе градостроительного плана земельного участка указываются: 1) границы земельного участка; 2) границы зон действия публичных сервитутов; 3) минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений; 4) информация о градостроительном регламенте (в случае, если на земельный участок распространяется действие градостроительного регламента). При этом в градостроительном плане земельного участка, за исключением случаев предоставления земельного участка для государственных или муниципальных нужд, должна содержаться информация о всех предусмотренных градостроительным регламентом видах разрешенного использования земельного участка; 5) информация о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке (в случаях, если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или для земельного участка не устанавливается градостроительный регламент); 6) информация о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства, объектах культурного наследия; 7) информация о технических условиях подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - технические условия); 8) границы зоны планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд.

Таким образом, подготовка и выдача градостроительного плана осуществляется только применительно к застроенным или предназначенным для строительства либо реконструкции объектов капитального строительства земельным участкам.

В соответствии с частью 17 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае, если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, проведение процедур, предусмотренных частями 1 - 16 настоящей статьи, не требуется. Орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его. Орган местного самоуправления предоставляет заявителю градостроительный план земельного участка без взимания платы.

В градостроительном кодексе Российской Федерации не предусмотрены основания для отказа в выдаче градостроительного плана.

В соответствии с пунктом 2.9 "Административного регламента предоставления муниципальной услуги по подготовке и выдаче градостроительного плана земельного участка на территории муниципального образования "Город Ульяновск", утвержденного постановлением мэрии г. Ульяновска от 19.10.2010 N 5554, основания для отказа в предоставлении муниципальной услуги не предусмотрены.

Пунктом 2.8 административного регламента основаниями для приостановления предоставления муниципальной услуги, являются: непредставление хотя бы одного из документов, указанных в подпункте 2.6.1 пункта 2.6 настоящего административного регламента; отсутствие нормативных расстояний (противопожарных, санитарных и других) при размещении объектов капитального строительства на земельном участке; отсутствие согласия сособственника здания, строения, сооружения (при реконструкции) или земельного участка, если земельный участок находится в долевой собственности; документы поданы лицом, не уполномоченным заявителем на осуществление таких действий; в представленных документах имеются серьезные повреждения, наличие которых не позволяет однозначно истолковать их содержание, тексты документов написаны неразборчиво, в документах имеются подчистки, приписки, зачеркнутые слова и иные, неоговоренные исправления; представленные сведения на электронных носителях не воспроизводятся в электронной системе Комитета; планируемый объект капитального строительства (реконструкции) на земельном участке не соответствует требованиям генерального плана города Ульяновска; планируемый объект капитального строительства (реконструкции) на земельном участке не соответствует требованиям градостроительных регламентов, установленных Правилами землепользования и застройки муниципального образования "Город Ульяновск", утвержденных решением Ульяновской Городской Думы от 13.10.2004 N 90; планируемый объект капитального строительства (реконструкции) не соответствует требованиям технических регламентов, строительным, санитарным, пожарным, экологическим нормам и правилам. Этот перечень оснований является исчерпывающим.

В случае устранения заявителем обстоятельств, послуживших основаниями для приостановления предоставления муниципальной услуги, Комитетом архитектуры возобновляются действия по предоставлению муниципальной услуги в срок, указанный в пункте 2.4 настоящего административного регламента.

В соответствии с пунктами 1.3.1 и 2.2 административного регламента отраслевым (функциональным) органом управления администрации города Ульяновска, ответственным за предоставление муниципальной услуги, является Комитет архитектуры.

Материалами дела установлено, что заявитель пользуется земельным участком с кадастровым номером 73:24:020835:68 на праве собственности.

15.11.2012 заявитель обратился в Комитет архитектуры за градостроительным планом указанного земельного участка.

Отказывая в выдаче градостроительного плана, ответчик указал о невозможности выдачи градостроительного плана на земельный участок в связи с нахождением на вышеуказанном земельном участке многолетних насаждений.

Подобного основания для приостановления или отказа в предоставлении муниципальной услуги не содержится ни в административном регламенте, ни в Градостроительном кодексе Российской Федерации, в связи с чем суды предыдущих инстанций обоснованно признали отказ Комитета архитектуры в выдаче градостроительного плана земельного участка от 20.12.2012 N 01-12/4481 не соответствующим закону и нарушающим права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.

Остальные доводы, приведенные в кассационной жалобе, аналогичны ранее приведенным доводам, надлежащая оценка которым дана судами первой и апелляционной инстанций.

С учетом того, что нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судами предыдущих инстанций применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Ульяновской области от 05.04.2013 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.06.2013 по делу N А72-791/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

 

Председательствующий судья

И.Н. Афанасьев

 

Судьи

Ф.В. Хайруллина
В.А. Карпова

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.