Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 5 декабря 2013 г. N Ф06-11004/13 по делу N А72-681/2012

Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 5 декабря 2013 г. N Ф06-11004/13 по делу N А72-681/2012

 

г. Казань

 

05 декабря 2013 г.

Дело N А72-681/2012

 

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Гатауллиной Л.Р.

судей Хабибуллина Л.Ф., Мухаметшина Р.Р.,

при участии представителей:

заявителя - Шапирова В.А., доверенность от 01.12.2012 б/н,

ответчика - Прониной М.Г., доверенность от 10.01.2013 N 16-03-11/00125,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федерального государственного унитарного предприятия "Новоникулинское" Российской академии сельскохозяйственных наук

на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 21.05.2013 (судья Пиотровская Ю.Г.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.08.2013 (председательствующий судья Марчик Н.Ю., судьи Холодная С.Т., Засыпкина Т.С.) по делу N А72-681/2012

по заявлению Федерального государственного унитарного предприятия "Новоникулинское" Российской академии сельскохозяйственных наук (ИНН 73220004000, ОГРН 1027301055759) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Ульяновской области о признании незаконными действий налогового органа,

УСТАНОВИЛ:

Федеральное государственное унитарное предприятие "Новоникулинское" Российской академии сельскохозяйственных наук (далее - предприятие) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о признании незаконными действий Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Ульяновской области (далее - инспекция) по взысканию налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках, а также электронных денежных средств, выразившихся в принятии решения от 20.01.2012 N 14884 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов за счет денежных средств налогоплательщика, решений от 20.01.2012 N 15029 и N 15030 о приостановлении операций по счетам, а также переводов денежных средств и обязании налоговый орган устранить допущенные нарушения прав и законных предприятия (с учетом уточнения заявленных требований, принятых судом первой инстанции).

Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 05.05.2012, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.08.2012, заявленные требования удовлетворены.

Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 04.12.2012 принятые по делу судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ульяновской области. При новом рассмотрении суду указано на необходимость полного, всестороннего исследования и оценки доводов налогового органа и установления всех обстоятельств, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора.

Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 21.05.2013 заявленные требования удовлетворены частично, признаны незаконными действия инспекции по взысканию пеней, штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика, выразившиеся в принятии решения от 20.01.2012 N 14884 по взысканию за счет денежных средств предприятия 236 874 рублей пени и 16 рублей штрафа; в остальной части требования заявителя оставлены без удовлетворения.

Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.08.2013 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

В кассационной жалобе предприятие просит отменить судебные акты в части отказа в удовлетворении заявления, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.

Проверив законность обжалуемых актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.

Между заявителем и Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службой N 9 по Ульяновскому, Цильнинскому районам (правопредшественник налогового органа по данному делу) подписано соглашение от 12.03.2004 о реструктуризации задолженности перед кредиторами по основному долгу и начисленным процентам по состоянию на 01.02.2004 (далее - соглашение о реструктуризации, соглашение) в сумме 3 608 900 рублей.

Пунктом 2 указанного соглашения предусмотрено, что реструктуризация осуществляется путем отсрочки и рассрочки погашения задолженности до 2016 года, начиная с 2010 года.

05.04.2004 между сторонами подписано измененное соглашение о реструктуризации задолженности перед кредиторами по основному долгу и начисленным процентам по состоянию на 01.02.2004 в сумме 3 684 076 рублей 82 копеек, в котором также содержатся условия о том, что налогоплательщику предоставляется рассрочка погашения долга до 2016 года с погашением, начиная с 2010 года.

В пунктах 3 указанных соглашений отражено, что платежи в счет погашения долгов осуществляются в соответствии с графиком погашения долгов по форме согласно приложению один раз в год, не позднее 15 декабря, при ежеквартальном мониторинге.

В связи с тем, что платеж рассроченной задолженности по сроку 15.12.2011 налогоплательщиком не был осуществлен, налоговый орган 21.12.2011 в порядке статей 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) направил заявителю требование N 171406 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 21.12.2011 в обшей сумме 848 286 рублей, в том числе налог в сумме 611 396 рублей, пени в сумме 236 874 рублей и штраф в сумме 16 рублей со сроком для добровольной уплаты до 18.01.2012.

Требование в установленный срок налогоплательщиком исполнено не было.

В связи с неисполнением требования инспекцией вынесено решение от 20.01.2012 N 14884 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов за счет денежных средств налогоплательщика в общей сумме 831 287 рублей.

В тот же день налоговым органом вынесены решения N 15029 и N 15030 о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке, а также переводов электронных денежных средств.

Как следует из содержания принятых по делу судебных актов, отказывая в удовлетворении требований предприятия в части, суды правомерно исходили из следующего.

На основании решения Территориальной комиссии по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей Ульяновской области налогоплательщик включен в программу финансового оздоровления.

В соответствии со статьей 20 Федерального закона от 09.07.2002 N 83-ФЗ "О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей" реструктуризация долгов предусматривает полное списание сумм пеней и штрафов, предоставление отсрочек и рассрочек на сумму основного долга и начисленных процентов, а также списание сумм основного долга и начисленных процентов.

Пунктом 11 Базовых условий реструктуризации долгов сельскохозяйственных товаропроизводителей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.01.2003 N 52, предусмотрено, что если у сельскохозяйственных товаропроизводителей на первое число месяца, следующего за истекшим кварталом, имеется задолженность по текущим налоговым платежам в бюджеты всех уровней, включая авансовые платежи (взносы) по налогам с налоговым периодом, превышающим один месяц, либо просроченная задолженность по денежным обязательствам со сроком образования, превышающим один месяц, либо задолженность по платежам, установленным графиком погашения долгов, право на реструктуризацию приостанавливается.

В материалах дела имеется выписка из протокола заседания Территориальной комиссии по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей Ульяновской области от 23.12.2011 N 42, согласно которой право на реструктуризацию долгов предприятия было приостановлено.

После приостановления права на реструктуризацию погашение реструктурированных платежей по сроку 15.12.2011 налогоплательщиком также не произведено.

Доказательств принятия уполномоченным органом решения о расторжении соглашения о реструктуризации долгов в материалах дела отсутствуют. Напротив, 06.04.2012 на заседании Территориальной комиссии по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей Ульяновской области принято решение о сохранении права на реструктуризацию долгов организациям, допустившим по состоянию на 01.01.2012 задолженность по налогам и платежам во внебюджетные фонды, в том числе заявителю, о чем составлен протокол N 43.

Следовательно, за налогоплательщиком сохранено право на реструктуризацию долгов, при этом налоговый орган не обладает соответствующими полномочиями по приостановлению или расторжению соглашения о реструктуризации.

Предметом выставленного в адрес налогоплательщика требования, и в последующем принятых налоговым органом решений, явилось зафиксированная в соглашении о реструктуризации задолженность заявителя, не уплаченная до 15.12.2011, то есть в срок, предусмотренный соглашением о реструктуризации.

При этом судами принято во внимание измененное соглашение от 05.04.2004, где зафиксирована сумма задолженности по налогам и взносам в сумме 3 684 076 рублей 82 копеек, и отражено, что рассрочка погашения долга и начисленных процентов осуществляется до 2016 года с погашением начиная с 2010 года, платеж осуществляется один раз в год, не позднее 15 декабря. Как установлено судами сумма ежегодного платежа за период с 2010 по 2016 год составляет 614 012 рублей 80 копеек.

Оценив представленные графики, суды указали на то, что они составлены без учета положений соглашения как основного, так и измененного в части периода рассрочки. Однако данное обстоятельство не свидетельствует о неправомерности действий налогового органа по взысканию реструктуризированной задолженности по сроку 15.12.2011, поскольку представленные графики не препятствуют исполнению соглашения на тех условиях, которые в нем оговорены.

Согласно положениям статьи 44 Кодекса обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.

Реструктуризация является разновидностью рассрочки по уплате налога, которая в соответствии со статьей 64 Кодекса представляет собой изменение срока уплаты налога.

Заявитель, подписав соглашение о реструктуризации и приняв на себя обязательство по его исполнению в срок, в том числе 15.12.2011, может считаться исполнившим обязательство по уплате реструктуризированных налогов и взносов только с момента их уплаты.

Неисполнение обязанности по оплате предусмотренной соглашением о реструктуризации задолженности свидетельствует об уклонении налогоплательщика от исполнения обязанности по уплате законно установленных налогов и является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Как установлено судами, требование от 21.12.2011 N 171406, выставленное налоговым органом на взыскание очередного платежа реструктуризированной задолженности по сроку 15.11.2011, содержит сумму налогов и взносов к взысканию в размере 611 396 рублей, что соответствует сумме платежа, рассчитанной с учетом условий измененного соглашения (614 012 рублей 80 копеек). Согласно пояснением налогового органа от 05.02.2013, сумма в требовании меньше суммы, рассчитанной исходя из условий соглашения, поскольку частично сумма транспортного налога оплачена.

Таким образом, существенных и не устранимых нарушений положений статьи 69 Кодекса, не позволяющих установить обоснованность взыскиваемых сумм налогов и взносов, судами не установлено.

Принимая во внимание то, что налогоплательщиком условия реструктуризации в части уплаты ежегодных платежей не выполнены, уполномоченным органом не принято решения о расторжении соглашения, (обстоятельствам заключения соглашения дана оценка в судебных актах по делу Арбитражного суда Ульяновской области N 72-5222/2012) в требовании налогоплательщику предлагается уплатить задолженность по налогам и взносам по сроку платежа 15.12.2011, доказательством наличия которой у налогоплательщика является действующее соглашение о реструктуризации, который согласован сторонами при подписании соглашения, суды пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требования налогоплательщика в части признания незаконными действий налогового органа по взысканию реструктуризированной задолженности по налогам, взносам в размере, заявленном налоговым органом в требовании от 21.12.2011 N 171406 и в решении от 20.01.2012 N 14884. Вывод налогоплательщика об отсутствии у него задолженности судами признан несостоятельным, поскольку, как установлено судами, в материалах дела имеются судебные акты, которые подтверждают сохранение за ним права на реструктуризацию долгов.

Кассационная инстанция, поддерживая выводы арбитражных судов первой и апелляционной инстанций, исходит из положений норм материального права, указанных в судебных актах, и обстоятельств, установленных судами.

Переоценка фактических обстоятельств дела, установленных судами в ходе рассмотрения дела, в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.

При названных условиях судебная коллегия оснований для отмены обжалуемых актов не находит.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Ульяновской области от 21.05.2013 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.08.2013 по делу N А72-681/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу Федерального государственного унитарного предприятия "Новоникулинское" Российской академии сельскохозяйственных наук - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

 

Председательствующий судья

Л.Р. Гатауллина

 

Судьи

Л.Ф. Хабибуллин
Р.Р. Мухаметшин

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

"Согласно положениям статьи 44 Кодекса обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.

Реструктуризация является разновидностью рассрочки по уплате налога, которая в соответствии со статьей 64 Кодекса представляет собой изменение срока уплаты налога.

...

Как установлено судами, требование от 21.12.2011 N 171406, выставленное налоговым органом на взыскание очередного платежа реструктуризированной задолженности по сроку 15.11.2011, содержит сумму налогов и взносов к взысканию в размере 611 396 рублей, что соответствует сумме платежа, рассчитанной с учетом условий измененного соглашения (614 012 рублей 80 копеек). Согласно пояснением налогового органа от 05.02.2013, сумма в требовании меньше суммы, рассчитанной исходя из условий соглашения, поскольку частично сумма транспортного налога оплачена.

Таким образом, существенных и не устранимых нарушений положений статьи 69 Кодекса, не позволяющих установить обоснованность взыскиваемых сумм налогов и взносов, судами не установлено."