Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары

Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 3 апреля 2015 г. N Ф06-22340/13 по делу N А57-21946/2014

 

г. Казань

 

03 апреля 2015 г.

Дело N А57-21946/2014

 

Резолютивная часть постановления объявлена 02 апреля 2015 года.

Полный текст постановления изготовлен 03 апреля 2015 года.

 

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Логинова О.В.,

судей Гариповой Ф.Г., Гатауллиной Л.Р.,

при участии представителей: заявителя - Андреева М.В., доверенность от 01.01.2015, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Саратовской области - Нестеровой Е.Д., доверенность от 20.08.2014, Управления Федеральной налоговой службы по Саратовской области - Нестеровой Е.Д., доверенность от 20.08.2014,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Саратовской области на решение Арбитражного суда Саратовской области от 12.12.2014 (судья Лескина Т.А.) по делу N А57-21946/2014

по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Саратов", г. Саратов (ИНН 6450068585 ОГРН 1036405021047), заинтересованные лица: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Саратовской области, г. Саратов (ИНН 6450604892 ОГРН 1046405041891),

Управление Федеральной налоговой службы по Саратовской области, г. Саратов (ИНН 6454071860, ОГРН 1046415400338) об отмене решения от 29.05.2014 N 04/07 в части,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Саратов" (далее - ООО "Газпром межрегионгаз Саратов", общество, заявитель, налогоплательщик) обратилось с заявлением (с учетом уточнения) о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Саратовской области (инспекция, налоговый орган, Межрайонная ИНФС по крупнейшим налогоплательщикам по Саратовской области) от 29.05.2014 N 04/07 в части привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), в виде штрафа в сумме 357 182 руб. за неполную уплату в бюджет налога на добавленную стоимость (далее - НДС); начисления пени в сумме 120 010,69 руб. за несвоевременную уплату НДС; доначисления НДС в сумме 229 592 руб. в результате занижения налоговой базы по НДС в сумме 8 103 694 руб.; доначисления НДС в сумме 1 229 073 руб. в результате завышения НДС, излишне возмещенного из бюджета за 1 квартал 2011 года; занижения налоговой базы по налогу на прибыль за 2001 года на сумму 6 638 701,19 руб.

Решением Арбитражного суда Саратовской области от 12.12.2014 заявленные требования общества удовлетворены, решение Межрайонной ИНФС по крупнейшим налогоплательщикам по Саратовской области от 29.05.2014 N 04/07 о привлечении ООО "Газпром межрегионгаз Саратов" к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления НДС в сумме 1 458 665 руб., соответствующих сумм пени и налоговых санкций по пункту 1 статьи 122 НК РФ, обязанности уменьшить убытки за 2011 год на сумму 6 638 701,19 руб.

Инспекция, не согласившись с решением суда первой инстанции, обратилась в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить вышеуказанный судебный акт, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требований ООО "Газпром межрегионгаз Саратов" отказать.

Представитель инспекции и Управления Федеральной налоговой службы по Саратовской области в судебном заседании поддержала доводы, изложенные в кассационной жалобе.

Представитель общества в судебном заседании отклонил кассационную жалобу по основаниям, изложенным в отзыве.

Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, заслушав явившихся в судебное заседание представителей общества, инспекции и Управления Федеральной налоговой службы по Саратовской области, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность обжалуемого судебного акта, не находит оснований для его отмены.

Как следует из материалов дела, Межрайонной ИФНС по крупнейшим налогоплательщикам по Саратовской области проведена выездная налоговая проверка ООО "Газпром межрегионгаз Саратов", по результатам рассмотрения которой инспекцией принято решение от 29.05.2014 N 04/07 о привлечении ООО "Газпром межрегионгаз Саратов" к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, обществу доначислены НДС в сумме 1 458 665 руб. и соответствующие суммы пени.

Решением Управления Федеральной налоговой службы по Саратовской области от 11.09.2014 апелляционная жалоба налогоплательщика оставлена без удовлетворения.

Не согласившись с решением инспекции в части, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

Основанием для начисления оспариваемых сумм налога, пени и штрафа послужили выводы инспекции о занижении обществом налоговой базы в результате не включения в нее денежных сумм, полученных от контрагентов за невыполнение условий договоров по количеству поставленного газа.

Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, правомерно исходил из следующего.

Как следует из материалов выездной налоговой проверки, согласно договорам поставки газа ООО "Газпром межрегионгаз Саратов" обязуется осуществлять поставку газа, а юридические лица, индивидуальные предприниматели получать (выбирать) и оплачивать газ.

В силу статьи 8 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации в области газоснабжения осуществляет полномочия в соответствии с Федеральным законом "О Правительстве Российской Федерации", в том числе:

устанавливает порядок формирования и утверждения перспективного баланса добычи и реализации газа в Российской Федерации, исходя из ресурсов газа, технических возможностей систем газоснабжения и прогноза потребности в энергетических ресурсах;

утверждает правила поставки газа, правила пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению, федеральную программу газификации в Российской Федерации;

определяет ценовую политику, устанавливает принципы формирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке по газотранспортным и газораспределительным сетям, порядок компенсации убытков, понесенных газораспределительными организациями при поставках газа населению в соответствии с льготами, предусмотренными законодательством Российской Федерации.

Договорами установлен ежегодный объем поставки газа, а также суточный договорный объем с разбивкой по каждому месяцу для каждого покупателя в соответствии с пунктом 13 Правил поставки газ в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.02.1998 N 162.

В соответствии с пунктом 3.5 раздела "Режим и порядок поставки газа, способы выборки газа покупателем, штрафные санкции" указанных договоров предусмотрена оплата за суммарный объем газа, выбранный покупателем сверх суточного договорного объема, за все сутки месяца поставки, рассчитанная с применением повышающих коэффициентов. Коэффициенты за превышение суточного договорного объема за отдельные сутки поставки устанавливаются в период с 15 апреля по 15 сентября в размере 1,09 к стоимости газа, выбранного сверх суточного договорного объема.

Кроме того, вышеуказанным пунктом договоров общество дополнительно установило применение коэффициентов за превышение договорного месячного объема за месяц поставки: в период с 15 апреля по 15 сентября - 1,5, в период с 16 сентября по 14 апреля - 3.

Стоимость газа, определенная с учетом повышенных коэффициентов, предусмотренных пунктом 17 Правил, отражалась заявителем в товарных накладных на отпуск газа и счетах-фактурах и учитывалась в соответствии со статьей 249 НК РФ в доходах от реализации.

Сумма начисленных штрафных санкций за перерасход газа потребителями сверх установленных норм, не предусмотренных пунктом 17 Правил, но указанных в договорах, заявителем в товарных накладных на отпуск газа и счетах-фактурах не отражалась, а указывались в актах начисления штрафных санкций, которые являлись основанием для оплаты штрафа потребителями. Сумма штрафных санкций, уплаченная организациями, учитывалась ООО "Газпром межрегионгаз Саратов" в составе внереализационных доходов.

Судом установлено, что по вышеперечисленным договорам налогоплательщиком в 2011 году в состав внереализационных доходов учтены штрафные санкции за нарушение договорных обязательств в сумме 1 620 560,91 руб.

Обществом представлены письма ОАО "Совхоз-Весна", в которых потребитель газа просит снизить размер штрафных санкций в связи с тяжелым материальным положением.

Начисленные и уплаченные ОАО "Совхоз-Весна" в соответствии с катами штрафные санкции в размере 240 000 руб. за январь-август 2011 года отражены налогоплательщиком в составе внереализационных доходов.

Судом установлено, и налоговый орган не отрицает, что при перерасходе покупателями объема поставляемого газа заявитель включал в налоговую базу по налогу стоимость газа, поставленного в пределах нормы, и суммы, начисленные сверх нормы по коэффициентам, предусмотренным пунктом 17 Правил поставки газа.

Между тем Правила поставки газа не ограничивают право сторон предусмотреть в договоре поставки имущественную ответственность (неустойку) за нарушение режима поставки газа, согласованного в договоре.

Разделом 3 "Режим и порядок поставки и транспортировки газа, способы выборки газа покупателем, штрафные санкции" договора предусмотрена имущественная ответственность поставщика за недопоставку газа (пункт 3.9) и покупателя за нарушение режима поставки газа (пункты 3.3 и 3.6), уплата которой является следствием нарушения сторонами условий договора, не связана с оплатой реализованного товара и не увеличивает его стоимость.

Судебная коллегия признает правильными выводы суда о том, что исходя из положений статей 329, 330 Гражданского кодекса Российской Федерации и статей 40, 154, 162 Кодекса, суммы неустойки, полученной налогоплательщиком от контрагента по договору, не связаны с оплатой реализуемых товаров и, соответственно, не подлежат обложению НДС.

С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что общество правомерно не включало в налоговую базу по НДС суммы неустойки, полученной от покупателей за перерасход газа.

Доводы инспекции, изложенные в кассационной жалобе, тождественны тем доводам, которые являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, основания для ее непринятия у кассационной инстанции отсутствуют.

По существу доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке выводов суда первой инстанции, что в силу положений статьи 286 и 287 АПК РФ не допускается в суде кассационной инстанции.

Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 288 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятого по делу судебного акта, судом кассационной инстанции не установлено.

При таких обстоятельствах, коллегия считает доводы кассационной жалобы необоснованными и не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Саратовской области от 12.12.2014 по делу N А57-21946/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

 

Председательствующий судья

О.В. Логинов

 

Судьи

Ф.Г. Гарипова
Л.Р. Гатауллина

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

"Как следует из материалов дела, Межрайонной ИФНС по крупнейшим налогоплательщикам по Саратовской области проведена выездная налоговая проверка ООО "Газпром межрегионгаз Саратов", по результатам рассмотрения которой инспекцией принято решение от 29.05.2014 N 04/07 о привлечении ООО "Газпром межрегионгаз Саратов" к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, обществу доначислены НДС в сумме 1 458 665 руб. и соответствующие суммы пени.

...

В силу статьи 8 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации в области газоснабжения осуществляет полномочия в соответствии с Федеральным законом "О Правительстве Российской Федерации", в том числе:

...

Стоимость газа, определенная с учетом повышенных коэффициентов, предусмотренных пунктом 17 Правил, отражалась заявителем в товарных накладных на отпуск газа и счетах-фактурах и учитывалась в соответствии со статьей 249 НК РФ в доходах от реализации.

...

Судебная коллегия признает правильными выводы суда о том, что исходя из положений статей 329, 330 Гражданского кодекса Российской Федерации и статей 40, 154, 162 Кодекса, суммы неустойки, полученной налогоплательщиком от контрагента по договору, не связаны с оплатой реализуемых товаров и, соответственно, не подлежат обложению НДС."