Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 9 апреля 2015 г. N Ф06-21931/13 по делу N А65-19795/2014

Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 9 апреля 2015 г. N Ф06-21931/13 по делу N А65-19795/2014

 

г. Казань

 

09 апреля 2015 г.

Дело N А65-19795/2014

 

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Баширова Э.Г.,

судей Сафина Н.Н., Савкиной М.А.,

при участии представителей:

заявителя - Мухутдиновой Г.Я. (доверенность от 08.04.2015),

ответчика - Бочкаревой О.В. (доверенность от 12.01.2015 N 11Д),

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу временного управляющего общества с ограниченной ответственностью "НУРан-Пласт" Шакирова Ирека Махмутовича

на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 30.10.2014 (судья Ситдиков Б.Ш.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2015 (председательствующий судья Кувшинов В.Е., судьи Корнилов А.Б., Кузнецов В.В.)

по делу N А65-19795/2014

по заявлению временного управляющего общества с ограниченной ответственностью "НУРан-Пласт" (ОГРН 1071690042192, ИНН 1616017437) Шакирова И.М. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, г. Казань, о признании незаконным отказа в выдаче документов,

УСТАНОВИЛ:

временный управляющий общества с ограниченной ответственностью "НУРан-Пласт" Шакиров И.М. (далее - ООО "НУРан-Пласт", временный управляющий, Шакиров И.М.) обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Управлению службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан (далее - Управление Росреестра, Росреестр) о признании незаконным отказа в выдаче копии акта внесения имущества в счет уставного капитала от 02.07.2007, копии протокола общего собрания от 30.05.2011 N 1/11, копии протокола общего собрания от 30.05.2011 N 2/11, об обязании выдать временному управляющему копию акта внесения имущества в счет уставного капитала от 02.07.2007, копии протокола общего собрания от 30.05.2011 N 1/11, копии протокола общего собрания от 30.05.2011 N 2/11.

Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 30.10.2014, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2015, в удовлетворении заявления отказано.

Не согласившись с принятыми судебными актами, временный управляющий обратился в арбитражный суд с кассационной жалобой, в которой просит данные судебные акты отменить, заявленные требования удовлетворить.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы кассационной жалобы в полном объеме.

Представитель ответчика просил оставить судебные акты без изменения.

Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм права, установила следующее.

Как усматривается из материалов дела, определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 30.05.2014 по делу N А65-7198/2014 в отношении ООО "НУРан-Пласт" введена процедура наблюдения, временным управляющим утвержден Шакиров И.М.

Временный управляющий обратился в Высокогорский отдел Управления Росреестра по РТ с запросом о предоставлении документов, являющихся основанием для государственной регистрации права собственности ООО "НУРан-Пласт" на объекты недвижимости, отраженные в выписке ЕГРП от 25.06.2014.

Росреестром выдана копия договора купли-продажи земельного участка и нежилого помещения от 15.10.2007, в выдаче копии акта внесения имущества в счет уставного капитала от 02.07.2007, протокола общего собрания от 30.05.2011 N 2/11, протокола общего собрания от 30.05.2011 N 1/11 отказано.

В обоснование отказа Росреестр указал, что запрашиваемые документы, а именно: акт внесения имущества в счет уставного капитала от 02.07.2007, протокол общего собрания от 30.05.2011 N 2/11, протокол общего собрания от 30.05.2011 N 1/11 не являются договором или иными документами, выражающими содержание односторонней сделки, тогда как орган по государственной регистрации прав выдает правообладателям по их заявлениям в письменной форме копии договоров и иных документов, выражающих содержание односторонних сделок, совершенных в простой письменной форме.

Не согласившись с отказом, Шакиров И.М. обратился с жалобой в Управление Росреестра, по результатам жалобы вынесено решение от 25.07.2014 N п-081 об отказе в удовлетворении жалобы.

При этом регистрирующий орган указал, что выдача копии с копий документов, помещенных в дело правоустанавливающих документов, не предусмотрена действующим федеральным законодательством.

В связи с тем, что в дело правоустанавливающих документов на интересующие заявителя объекты недвижимости, в соответствии с установленными требованиями, были помещены копии правоустанавливающих документов, выдать копии с копий этих документов не представляется возможным.

Временный управляющий, не согласившись с указанными отказами в выдаче документов, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Временный управляющий указывает, что согласно пункту 1 статьи 20.3 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Федеральный закон N 1217-ФЗ) арбитражный управляющий в деле о банкротстве имеет право, в том числе запрашивать сведения о должнике, принадлежащем ему имуществе, в том числе об имущественных правах, и об обязательствах должника у физических лиц, юридических лиц, государственных органов и органов местного самоуправления. Физические лица, юридические лица, государственные органы и органы местного самоуправления предоставляют запрошенные арбитражным управляющим сведения в течение семи дней со дня получения запроса без взимания платы. Положения статьи 20.3 Федерального закона N 127-ФЗ наделяют арбитражного управляющего правом - получать от регистрирующего органа любые сведения о должнике, в том числе сведения, в отношении которых не установлен порядок их предоставления.

В соответствии с пунктом 1 статьи 66 Федерального закона N 127-ФЗ временный управляющий вправе получать любую информацию и документы, касающиеся деятельности должника.

Согласно пункту 2 статьи 8 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Федеральный закон N 122-ФЗ) орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, предоставляет бесплатно информацию о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделках с ним по запросам арбитражного управляющего в деле о банкротстве в отношении принадлежащих соответствующему должнику объектов недвижимого имущества.

Ссылка Росреестра на то, что запрашиваемые арбитражным управляющим документы не подпадают под перечень документов, указанных в пункте 3 статьи 9 Федерального закона N 122-ФЗ не соответствует действительности.

В силу статьи 153 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. В соответствии с вышеуказанной нормой ГК РФ внесение недвижимого имущества в уставный капитал общества является сделкой, совершенной в простой письменной форме и оформленной в виде акта внесения имущества в уставной капитал и протокола общего собрания участников общества, поскольку данная сделка влечет возникновение права собственности общества на вносимое в уставный капитал недвижимое имущество.

Шакиров И.М. считает, что запрашиваемые документы не являются договорами или иными документами, выражающими содержание односторонней сделки, что доводы Росреестра являются несостоятельными.

В силу положений статей 8, 9 Федерального закона N 122-ФЗ регистрирующий орган обязан по заявлению арбитражного управляющего выдавать документы, выражающие содержание сделок должника, отказ Управления Росреестра в выдаче запрашиваемых арбитражным управляющим документов, является незаконным.

Шакиров И.М. указывает, что незаконный отказ Росреестра в предоставлении запрашиваемых документов препятствует арбитражному управляющему в осуществлении полномочий, предусмотренных Федеральным законом N 127-ФЗ, в том числе полномочий по оспариванию сделок должника с недвижимым имуществом.

Согласно положениям части 5 статьи 18 Федерального закона N 122-ФЗ необходимые для государственной регистрации прав документы в форме документов на бумажном носителе, выражающие содержание сделок, совершенных в простой письменной форме, и являющиеся основанием для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав, представляются, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, не менее чем в двух экземплярах-подлинниках, один из которых после государственной регистрации прав должен быть возвращен правообладателю, второй - помещается в дело правоустанавливающих документов.

Таким образом, отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды правильно применили нормы материального права.

Отсутствие предусмотренной статьей 198 АПК РФ совокупности условий, необходимой для оспаривания ненормативного правового акта, действия, решения, влечет в силу части 3 статьи 201 АПК РФ отказ в удовлетворении заявленных требований.

В соответствии со статьей 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

Росреестр обязан по ходатайству правообладателя удостоверить произведенную регистрацию путем выдачи документа о зарегистрированном праве или сделке либо совершением надписи на документе, представленном для регистрации.

В силу пункта 1 статьи 7 Федерального закона N 122-ФЗ сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре прав, являются общедоступными (за исключением сведений, доступ к которым ограничен федеральным законом) и предоставляются органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, по запросам любых лиц, в том числе посредством почтового отправления, использования сетей связи общего пользования или иных технических средств связи, посредством обеспечения доступа к информационному ресурсу, содержащему сведения Единого государственного реестра прав. Сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре прав, предоставляются в виде выписки из Единого государственного реестра прав или в ином виде, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере государственной регистрации прав.

В пункте 2 названной статьи указано, что в случае, если предоставление запрашиваемых сведений не допускается в соответствии с федеральным законом или в Едином государственном реестре прав отсутствуют запрашиваемые сведения, орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, в срок, предусмотренный абзацем первым настоящего пункта, выдает или направляет обоснованное решение об отказе в предоставлении запрашиваемых сведений либо уведомление об отсутствии в Едином государственном реестре прав запрашиваемых сведений.

Таким образом, решение об отказе в предоставлении запрашиваемых сведений может быть обжаловано в судебном порядке.

Согласно пункту 3 статьи 9 Федерального закона N 122-ФЗ к компетенции органов по государственной регистрации относится помимо прочего также выдача в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере государственной регистрации прав, правообладателям, их законным представителям, лицам, получившим доверенность от правообладателей или их законных представителей, по их заявлениям в письменной форме копий договоров и иных документов, выражающих содержание односторонних сделок, совершенных в простой письменной форме.

Федеральным законом N 122-ФЗ установлено два вида сведений, содержащихся в Едином государственном реестре прав, а именно: общедоступные сведения и сведения ограниченного доступа. Общедоступные сведения предоставляются в виде выписки из Единого государственного реестра прав или ином виде, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере государственной регистрации прав, по запросам любых лиц.

Федеральный закон N 122-ФЗ ограничил перечень лиц, которым могут быть выданы копии договоров и иных документов, выражающих содержание односторонних сделок, совершенных в простой письменной форме: нотариусы в связи с истребованием сведений и документов, необходимых для совершения нотариального действия, правообладатель, его законный представитель, лицо, получившее доверенность от правообладателя или его законного представителя.

В соответствии с пунктом 1 статьи 20.3 Федерального закона N 127-ФЗ арбитражный управляющий в деле о банкротстве имеет право запрашивать необходимые сведения о должнике, принадлежащем ему имуществе, в том числе об имущественных правах, и об обязательствах должника у физических лиц, юридических лиц, государственных органов и органов местного самоуправления. Физические лица, юридические лица, государственные органы и органы местного самоуправления представляют запрошенные арбитражным управляющим сведения в течение семи дней со дня получения запроса без взимания платы.

Пунктами 1, 2 статьи 66 Федерального закона N 127-ФЗ предусмотрено, что временный управляющий вправе получать любую информацию и документы, касающиеся деятельности должника. Сведения о должнике, принадлежащем ему имуществе, в том числе имущественных правах, и об обязательствах, запрошенные временным управляющим у физических лиц, юридических лиц, в государственных органах, органах местного самоуправления, предоставляются указанными лицами и органами временному управляющему в течение семи дней со дня получения запроса арбитражного управляющего без взимания платы.

Указанные нормы законодательства не ограничивают права временного управляющего на получение от регистрирующего органа сведений и информации о принадлежащем должнику имуществе, в том числе имущественных правах.

Запрошенные временным управляющим документы не являются договорами или иными документами, выражающими содержание односторонней сделки.

Вышеуказанные документы, предусмотренные статьей 19 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Федеральный закон N 14-ФЗ), в силу статьи 37 Закона являются актами органа управления обществом, которые наряду со сделками признаются статьей 8 ГК РФ самостоятельным основанием возникновения гражданских прав и обязанностей.

К таким документам при их предоставлении на государственную регистрацию в качестве оснований возникновения права применяются требования, определенные абзацем 4 пункта 18 Федерального закона N 122-ФЗ, согласно которому необходимые для государственной регистрации прав иные документы в форме документов на бумажном носителе (за исключением актов органов государственной власти и актов органов местного самоуправления, а также актов судов, установивших права на недвижимое имущество), представляются не менее чем в двух экземплярах, один из которых подлинник после государственной регистрации прав должен быть возвращен правообладателю.

При указанных условиях судом правильно установлено, что выдача копий с копий документов, помещенных в дело правоустанавливающих документов, не предусмотрено действующим федеральным законодательством.

В связи с тем, что в дело правоустанавливающих документов на интересующие заявителя объекты недвижимости в соответствии с установленными требованиями были помещены копии правоустанавливающих документов, регистрирующий орган обоснованно отказал заявителю в выдаче документов.

Государственный орган отвечает за достоверность документов, с которых изготавливаются копии.

В рассматриваемом случае регистратору представлены обществом копии документов, с которых заявитель просил изготовить копии.

Регистратор не может отвечать за достоверность представленных обществом копий документов.

Согласно абзацу 2 статьи 1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон N 129-ФЗ) государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - это акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона N 129-ФЗ в Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие соответственно сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иные сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях и соответствующие документы.

В силу пункта 4 статьи 5 Федерального закона N 129-ФЗ записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации. Каждой записи присваивается государственный регистрационный номер, для каждой записи указывается дата внесения ее в соответствующий государственный реестр. Основанием для внесения записи в государственный реестр является решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом (пункт 1 статьи 11). Моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в соответствующий государственный реестр.

В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506, Федеральная налоговая служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц.

Пунктом 4 названного Положения предусмотрено, что Федеральная налоговая служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы - управления по субъектам Российской Федерации, межрегиональные инспекции, инспекции по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции межрайонного уровня составляют единую централизованную систему налоговых органов.

Из истребованного у Инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Республики Татарстан регистрационного дела ООО "НУРан-Пласт" усматривается, что в нем имеются подлинники затребованных заявителем документов.

Таки образом, временный управляющий не обращался в налоговый орган за предоставлением данных документов.

Принимая во внимание изложенное, выводы суда первой и апелляционной инстанций являются правильными, соответствующими материалам дела и действующему законодательству, оснований для отмены или изменения состоявшихся по делу судебных актов кассационная инстанция не находит.

Поскольку при принятии кассационной жалобы заявителю была предоставлена отсрочка в уплате государственной пошлины, государственная пошлина подлежит взысканию с него в доход федерального бюджета в соответствии со статьей 110 АПК РФ.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 АПК РФ, Арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 30.10.2014 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2015 по делу N А65-19795/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Взыскать с временного управляющего общества с ограниченной ответственностью "НУРан-Пласт" Шакирова Ирека Махмутовича в доход федерального бюджета государственную пошлину за рассмотрение дела в суде кассационной инстанции в размере 1500 руб.

В соответствии с частью 2 статьи 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Арбитражному суду Республики Татарстан выдать исполнительный лист.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

 

Председательствующий судья

Э.Г. Баширов

 

Судьи

Н.Н. Сафин
М.А. Савкина

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

"В соответствии со статьей 4 Федерального закона N 129-ФЗ в Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие соответственно сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иные сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях и соответствующие документы.

В силу пункта 4 статьи 5 Федерального закона N 129-ФЗ записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации. Каждой записи присваивается государственный регистрационный номер, для каждой записи указывается дата внесения ее в соответствующий государственный реестр. Основанием для внесения записи в государственный реестр является решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом (пункт 1 статьи 11). Моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в соответствующий государственный реестр.

В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506, Федеральная налоговая служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц."