Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 27 мая 2015 г. N Ф06-23849/15 по делу N А55-15990/2014 (ключевые темы: землепользование - генеральные планы городских округов - городская дума - правила землепользования и застройки - градостроительный регламент)

Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 27 мая 2015 г. N Ф06-23849/15 по делу N А55-15990/2014

 

г. Казань

 

27 мая 2015 г.

Дело N А55-15990/2014

 

Резолютивная часть постановления объявлена 21 мая 2015 года.

Полный текст постановления изготовлен 27 мая 2015 года.

 

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Хайруллиной Ф.В.,

судей Коноплевой М.В., Фатхутдиновой А.Ф.,

при участии представителя:

истца - Кузнецовой О.С., доверенность от 27.12.2013 N 1,

в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Голден Чериот Самара"

на решение Арбитражного суда Самарской области от 28.11.2014 (судья Медведев А.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2015 (председательствующий судья Холодная С.Т., судьи Кузнецов В.В., Кувшинов В.Е.)

по делу N А55-15990/2014

по иску общества с ограниченной ответственностью "Голден Чериот Самара", г. Самара, к администрации городского округа Самара, Главе городского округа Самара, Департаменту строительства и архитектуры городского округа Самара о признании незаконным решения,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью "Голден Чериот Самара" (далее - ООО "Голден Чериот Самара", заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в котором просит признать незаконным решение главы городского округа Самара, администрации городского округа Самара, Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара:

об отклонении предложения ООО "Голден Чериот Самара" о внесении изменения в Генеральный план городского округа Самара, выраженное в письме Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара от 10.04.2014 N 38-Д05-05-01/2294;

об отклонении предложения ООО "Голден Чериот Самара" о внесении изменения в правила застройки и землепользования в городе Самара, утв. постановлением Самарской Городской Думы от 26.04.2001 N 61, выраженное в письме Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара от 10.04.2014 N 38-Д05-05-01/2294 и постановлении администрации городского округа Самара от 02.10.2014 N 1471 "О подготовке проекта о внесении изменений в Правила застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденные постановлением Самарской Городской Думы от 26.04.2001 N 61".

Обязать главу городского округа Самара, администрацию городского округа Самара, Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара принять решение о подготовке проекта о внесении изменений в правила застройки и землепользования в городе Самара, утв. постановлением Самарской Городской Думы от 26.04.2001 N 61, а именно изменений в приложение 3 "Карта правового зонирования города Самары" к правилам застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденным постановлением Самарской Городской Думы от 26.04.2001 N 61 в части:

1. Изменения Целевого назначение земельного участка с кадастровым номером 63:01:0505003:507, имеющего целевое назначение по Карге правового зонирования - Р-2 (Зона парков, бульваров, набережных) путем изменения территориальной зоны Р-2 (Зона парков, бульваров, набережных) на зону Ц-1 (Зона деловых и коммерческих предприятий в границах исторической части центрального района) в отношении земельного участка с кадастровым номером 63:01:0505003:507, площадью 1677,10 кв. м, по адресу: г. Самара, Ленинский район, улица Маяковского угловая проспект Волжский;

2. Изменения Целевого назначения земельного участка с кадастровым номером 63:01:0505003:4, имеющего по Карте правового зонирования - Р-2 (Зона парков, бульваров, набережных) путем изменения территориальной зоны Р-2 (Зона парков, бульваров, набережных) на зону Ц-1 (Зона деловых и коммерческих предприятий в границах исторической части центрального района) в отношении земельного участка с кадастровым номером 63:01:0505003:4, площадью 1394,88 кв. м, по адресу: г. Самара, Ленинский район, улица Маяковского (под монументом "Славы").

Обязать главу городского округа Самара, администрацию городского округа Самара, Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара принять решение о подготовке предложений о внесении в Генеральный план городского округа Самары изменений, в части включения земельных участков с кадастровыми номерами 63:01:0505003:507 и 63:01:0505003:4 к функциональной зоне, допускающей осуществление строительства на этих земельных участках административно-делового центра".

Решением суда первой инстанции от 28.11.2014, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2015, в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с решением суда первой и постановлением апелляционной инстанций, общество обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального, а также на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в порядке, предусмотренном главой 35 АПК РФ по доводам, изложенным в кассационной жалобе.

Изучив материалы дела, выслушав представителя истца, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения исходя из нижеследующего.

Как установлено судом, заявителю на основании договоров купли-продажи недвижимого имущества от 01.10.2008 на праве собственности принадлежат земельные участки, расположенные по ул. Маяковского в Ленинском районе г. Самары:

- кадастровый номер 63:01:0505003:507, назначение: земли населенных пунктов, под автостоянку N 1, площадью 1677,10 кв. м, расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Ленинский район, улица Маяковского угловая проспект Волжский, кадастровый номер 63:01:0505003:0507, что подтверждено свидетельством о государственной регистрации права от 14.10.2008 серии 63-АГ N 222790.

На данном участке расположена автостоянка, принадлежащая заявителю на праве собственности, о чем имеется свидетельство о государственной регистрации права серии 63-АГ N 222791.

- кадастровый номер 63:01:0505003:4, назначение: земли населенных пунктов, под автостоянку N 3, площадью 1394, 88 кв. м, расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Ленинский район, улица Маяковского, кадастровый номер 63:01:0505003:0004, что подтверждено Свидетельством о государственной регистрации права от 15.10.2008 серии 63-АГ N 222785.

На данном участке расположена автостоянка N 3, принадлежащая заявителю на праве собственности, о чем имеется свидетельство о государственной регистрации права от 15.10.2008 серии 63-АГ N 222787.

В целях проектирования и строительства административно-гостиничного комплекса на принадлежащих ему земельных участках в соответствии со статьей 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации, заявитель обратился в Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара за выдачей градостроительного плана земельного участка (далее - ГПЗУ).

На основании обращения заявителя в соответствии с действовавшими на тот период правилами застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденными постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2001 N 61 (с изменениями от 24.04.2003, от 25.12.2003) подготовлены: ГПЗУ N RU63301000-0000000000000922, утвержденный распоряжением Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара от 05.02.2010 N РД-59, и ГПЗУ N RU63301000-0000000000000923, утвержденный распоряжением Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара от 05.02.2010 N РД-60.

В соответствии с данными документами для земельных участков предусмотрен градостроительный регламент, соответствующий территориальной зоне Ц-1 (зона деловых и коммерческих предприятий в границах исторической части центрального района).

В соответствии с градостроительными планами земельных участков, подготовленными в январе 2010 года на основании Правил застройки и землепользования в городе Самаре, утв. постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2001 N 61, для указанных земельных участков был предусмотрен градостроительный регламент, соответствующий территориальной зоне Ц-1, "зона деловых и коммерческих предприятий в границах исторической части центрального района", в соответствии с которым заявитель осуществлял разработку инвестиционного проекта по строительству административно-гостиничного комплекса, понеся определенные финансовые затраты, однако не успел его реализовать в связи с внесением изменений в документы градостроительного зонирования городского округа Самара.

Думой городского округа Самара от 08.04.2010 было принято решение N 885 "О внесении изменений в Правила застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденных постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2001 г. N 61", согласно которому внесены изменения в карту правового зонирования: зоны Ж-3 и Ц-1 ("зона деловых и коммерческих предприятий в границах исторической части центрального района") изменены на зону Р-2, в связи с чем, принадлежащие заявителю земельные участки стали располагаться в территориальной зоне Р-2 ("зона парков, бульваров и набережных"), не допускающей строительство объектов капитального значения.

ООО "Голден Чериот Самара" обратилось к главе городского округа Самара с заявлениями о внесении изменений в генеральный план городского округа Самара от 13.12.2013 N 2/12-13 и в правила застройки и землепользования в городе Самара, утв. постановлением Самарской Городской Думы от 26.04.2001 N 61, от 13.12.2013 N 1/12-13, в которых просило отнести земельные участки, принадлежащие ему на праве собственности, к функциональной зоне, допускающей осуществление строительства на этих земельных участках административно-делового (гостиничного) центра, то есть, перевести земельные участки из зоны Р-2 ("зона парков, бульваров и набережных") в зону Ц-1 ("зона деловых и коммерческих предприятий в границах исторической части центрального района"), в которой земельные участки находились на протяжении многих лет и использовались для коммерческих целей.

По результатам рассмотрения вышеуказанных заявлений ООО "Голден Чериот Самара" было отказано во внесении изменений в действующие Генеральный план и Правила землепользования и застройки городского округа Самара письмом Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара от 10.04.2014 N 38-Д05-05-01/2294.

Постановлением администрации городского округа Самара от 02.10.2014 N 1471 "О подготовке проекта о внесении изменений в Правила застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденные постановлением Самарской Городской Думы от 26.04.2001 г. N 61" предложение ООО "Голден Чериот Самара" от 13.12.2013 N 1/12-13 о внесении изменения в правила застройки и землепользования в городе Самара, утв. постановлением Самарской Городской Думы от 26.04.2001 N 61, отклонено.

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения ООО "Голден Чериот Самара" в Арбитражный суд Самарской области с настоящими требованиями.

Согласно части 3 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проекта генерального плана осуществляется в соответствии с требованиями статьи 9 данного кодекса и с учетом региональных и местных нормативов градостроительного проектирования, результатов публичных слушаний по проекту генерального плана, а также с учетом предложений заинтересованных лиц.

В силу части 6 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка документов территориального планирования осуществляется с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования Российской Федерации, документах территориального планирования субъектов Российской Федерации, документах территориального планирования муниципальных образований, а также с учетом предложений заинтересованных лиц.

Частью 10 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации заинтересованные лица вправе представить свои предложения по проекту генерального плана.

Судом установлено, что решение главой городского округа Самара о подготовке предложений о внесении изменений в Генеральный план городского округа Самара в части земельных участков заявителя не принималось, следовательно, предложение ООО "Голден Чериот Самара" не подлежит учету органами местного самоуправления городского округа Самара.

Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, заинтересованные физические и юридические лица вправе обращаться к главе местной администрации поселения, главе местной администрации городского округа с предложениями о внесении изменений в генеральный план (часть 16 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Однако данная норма не возлагает на органы местного самоуправления обязанность в связи с поступившим обращением юридического лица о внесении изменений в генеральный план городского округа Самара принять решение о подготовке предложений о внесении изменений в него.

Заявитель обратился в администрацию городского округа Самара 18.12.2013 с обращением о внесении изменений в генеральный план городского округа Самара, на которое Департаментом строительства и архитектуры городского округа Самара по поручению главы городского округа Самара 10.04.2014 дан ответ о нецелесообразности внесения изменений в генеральный план городского округа Самара, в связи со сложившейся судебной практикой, общественным мнением и активной позицией жителей Ленинского района городского округа Самара за сохранение сложившегося землепользования.

В соответствии с частью 2 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации решение о подготовке проекта генерального плана, а также решения о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений принимаются соответственно главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа.

В соответствии со статей 28 Устава городского округа Самара Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара является органом местного самоуправления городского округа Самара, наделяемый настоящим Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения в сфере градостроительной деятельности.

Для решения вопросов местного значения в сфере градостроительной деятельности Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара Уставом городского округа Самара наделен, в том числе следующими полномочиями: готовит документы территориального планирования городского округа Самара; осуществляет в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации полномочия заинтересованного органа местного самоуправления городского округа по вопросам градостроительной деятельности.

Согласно статье 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации документом территориального планирования муниципального образования является генеральный план городских округов.

Департаментом строительства и архитектуры городского округа Самара по поручению главы городского округа Самара были рассмотрены предложения заявителя о внесении изменений в генеральный план городского округа Самара и, установив отсутствие целесообразности и необходимости подготовки предложений о внесении изменений в генеральный план городского округа Самара, дан ответ об их нецелесообразности

Пунктом 1 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлены цели, в которых разрабатываются правила землепользования и застройки, а именно:

- создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия;

- создания условий для планировки территорий муниципальных образований;

- обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства;

- создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Таким образом, задача органов муниципальных образований при разработке правил землепользования и застройки состоит не в обеспечении приоритета прав собственников земельных участков в ущерб иным интересам, а в согласовании этих прав и интересов, в установлении между ними разумного и справедливого баланса.

При разработке генерального плана городского округа Самара и Правил застройки и землепользования в городе Самара, утвержденных постановлением Самарской Городской Думы от 26.04.2001 N 61, органами местного самоуправления городского округа Самара были организованы и проведены публичные слушания, на которых большинством голосов лиц, участвовавших в них, поддержаны данные документы в существующей редакции.

Исходя из части 8 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.

Таким образом, суды пришли к обоснованному выводу о том, что органами местного самоуправления городского округа Самара не нарушены положения Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также права заявителя в сфере предпринимательской и экономической деятельности.

В силу частей 2 и 3 статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации основаниями для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки являются:

- несоответствие правил землепользования и застройки генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схеме территориального планирования муниципального района, возникшее в результате внесения в такие генеральные планы или схему территориального планирования муниципального района изменений;

- поступление предложений об изменении границ территориальных зон, изменении градостроительных регламентов.

Предложения о внесении изменений в правила землепользования и застройки в комиссию направляются:

- федеральными органами исполнительной власти в случаях, если правила землепользования и застройки могут воспрепятствовать функционированию, размещению объектов капитального строительства федерального значения;

- органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случаях, если правила землепользования и застройки могут воспрепятствовать функционированию, размещению объектов капитального строительства регионального значения;

- органами местного самоуправления муниципального района в случаях, если правила землепользования и застройки могут воспрепятствовать функционированию, размещению объектов капитального строительства местного значения;

- органами местного самоуправления в случаях, если необходимо совершенствовать порядок регулирования землепользования и застройки на соответствующих территории поселения, территории городского округа, межселенных территориях;

- физическими или юридическими лицами в инициативном порядке либо в случаях, если в результате применения правил землепользования и застройки земельные участки и объекты капитального строительства не используются эффективно, причиняется вред их правообладателям, снижается стоимость земельных участков и объектов капитального строительства, не реализуются права и законные интересы граждан и их объединений.

В силу частей 4 и 5 статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации комиссия в течение тридцати дней со дня поступления предложения о внесении изменения в правила землепользования и застройки осуществляет подготовку заключения, в котором содержатся рекомендации о внесении в соответствии с поступившим предложением изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении такого предложения с указанием причин отклонения, и направляет это заключение главе местной администрации.

Глава местной администрации с учетом рекомендаций, содержащихся в заключении комиссии, в течение тридцати дней принимает решение о подготовке проекта о внесении изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении предложения о внесении изменения в данные правила с указанием причин отклонения и направляет копию такого решения заявителю.

Заявление ООО "Голден Чериот Самара" о внесении изменений в Правила застройки и землепользования городского округа Самара было рассмотрено 05.09.2014 на заседании Комиссии по застройки и землепользования при главе городского округа Самара, которая приняла решение рекомендовать главе городского округа Самара не выносить предложение заявителя на публичные слушания, ввиду несоответствия предложения генеральному плану городского округа Самара.

Постановлением администрации городского округа Самара от 02.10.2014 N 1471 "О подготовке проекта о внесении изменений в Правила застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденные постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2001 г. N 61" отказано в рассмотрении на публичных слушаниях заявления ООО "Голден Чериот Самара" в связи с несоответствием генеральному плану городского округа Самара.

Довод общества о возможности использования земельных участков под строительство административно-делового комплекса, со ссылкой на градостроительные планы, правомерно признан судом апелляционной инстанции несостоятельным, поскольку исходя из статей 44, 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что градостроительный план является документом, отображающим информацию о действующем градостроительном регламенте и иную информацию о характеристиках участка, которая необходима для рассмотрения уполномоченным органом вопроса о выдаче разрешения на строительство.

В настоящее время в отношении земельных участков заявителя действует иной градостроительный регламент, чем указанный в градостроительных планах, в связи с чем, они являются недействующими.

Необоснован и довод заявителя относительно нарушения его прав на осуществление строительства на принадлежащих ему земельных участках административно-делового комплекса.

Заявитель полагает, что земельные участки не могут использоваться в качестве парка и территории общего пользования, поскольку не изменялся их вид фактического использования и они находятся в частной собственности.

Однако отсутствие непосредственно на земельных участках заявителя зеленых насаждений не свидетельствует о невозможности отнесения их к зоне рекреации, поскольку они находятся в границах территорий, занятых объектами рекреации, находятся в вблизи набережной реки Волга. Информация о данных обстоятельствах является общедоступной.

Более того, земельные участки, находящиеся в собственности заявителя, не выделялись из государственной собственности для целей строительства, а были приобретены заявителем по договору купли-продажи, и фактически использовались, как автостоянки.

Установление для земельного участка соответствующего правового режима, не соответствующего планам собственника, не является нарушением его прав, поскольку самим градостроительным регламентом и определяются границы осуществления прав собственника земельного участка.

Согласно части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ для признания ненормативного акта (решения), действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц недействительными (незаконными) необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствия их закону и иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 АПК РФ всесторонне, полно и объективно фактические обстоятельства и представленные в дело доказательства, суды пришли к правомерному выводу о том, что заявителем не соблюдены условия для признания недействительными оспариваемых обществом решений органов местного самоуправления и обязании их совершить определенные действия, поскольку они приняты в соответствии с действующим законодательством, в пределах имеющихся полномочий, и не нарушают права и законные интересы заявителя.

Указанные в кассационной жалобе доводы противоречат приведенным правовым нормам и не опровергают выводов судов, свидетельствуют о несогласии заявителя с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судами доказательств. Переоценка доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела в силу статьи 286 и части 2 статьи 287 АПК не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.

Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену обжалуемых судебных актов (статья 288 АПК РФ), не установлены.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Самарской области от 28.11.2014 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2015 по делу N А55-15990/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные законом.

 

Председательствующий судья

Ф.В. Хайруллина

 

Судьи

М.В. Коноплева
А.Ф. Фатхутдинова

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

"В силу частей 4 и 5 статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации комиссия в течение тридцати дней со дня поступления предложения о внесении изменения в правила землепользования и застройки осуществляет подготовку заключения, в котором содержатся рекомендации о внесении в соответствии с поступившим предложением изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении такого предложения с указанием причин отклонения, и направляет это заключение главе местной администрации.

...

Довод общества о возможности использования земельных участков под строительство административно-делового комплекса, со ссылкой на градостроительные планы, правомерно признан судом апелляционной инстанции несостоятельным, поскольку исходя из статей 44, 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что градостроительный план является документом, отображающим информацию о действующем градостроительном регламенте и иную информацию о характеристиках участка, которая необходима для рассмотрения уполномоченным органом вопроса о выдаче разрешения на строительство."