г. Казань |
|
10 июля 2015 г. |
Дело N А12-37147/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 июля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 июля 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хабибуллина Л.Ф.,
судей Гариповой Ф.Г., Мухаметшина Р.Р.,
в отсутствие:
заявителя - извещен надлежащим образом,
ответчика - извещен надлежащим образом,
третьего лица - извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Волжскому Волгоградской области
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 05.12.2014 (судья Пронина И.И.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2015 (председательствующий судья Кузьмичев С.А., судья Пригарова Н.Н., Цуцкова М.Г.)
по делу N А12-37147/2014
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом "АгроАхтуба" (ИНН 3435099914 ОГРН 1093435001880) к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Волжскому Волгоградской области о признании недействительным ненормативного правового акта, третье лицо - Управление Федеральной налоговой службы по Волгоградской области,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Торговый дом "АгроАхтуба" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Волжскому Волгоградской области (далее - инспекция) от 11.07.2014 N 14-30/80 о привлечении к ответственности, предусмотренной пунктом 2 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), в виде 5000 рублей штрафа.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 05.12.2014 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2015 решение суда первой инстанции оставлено без изменений.
В кассационной жалобе инспекция просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
Проверив законность обжалуемых актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Инспекцией на основании поручений Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Волгоградской области об истребовании документов и информации от 14.02.2014 N 05-387 и от 18.02.2014 N 05-33/424, заявителю направлены требования от 24.02.2014 N 14-27/18616 и от 25.02.2014 N 14-27/18652 о представлении документов и информации общества. Срок исполнения требования - в течение 5 дней со дня его получения.
По данным налогового органа, истребованные документы и информация должны были быть представлены в инспекцию по требованию от 24.02.2014 N 14-27/18616 не позднее 14.03.2014, по требованию от 25.02.2014 N 14-27/18652 не позднее 17.03.2014, однако истребованные документы и информация на требования были представлены нарочно только 15.05.2014.
В связи с тем, что в установленный срок общество не представило запрашиваемые документы и информацию, налоговый орган составил акт от 16.05.2014 N 14-30/85 и вынес решение от 11.07.2014 N 14-30/80, которым заявитель привлечен к ответственности по пункту 1 статьи 129.1 Кодекса в виде 2500 рублей штрафа, по пункту 2 статьи 126 Кодекса в виде 5000 рублей штрафа.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Волгоградской области от 29.09.2014 N 758, принятым по результатам рассмотрения апелляционной жалобы общества, решение инспекции отменено в части привлечения к ответственности в виде 2500 рублей штрафа по пункту 1 статьи 129.1 Кодекса, в остальной части решение оставлено без изменения.
Не согласившись с вынесенным решением инспекции, общество обратилось в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суды правомерно исходили из следующего.
Пунктом 1 статьи 82 Кодекса установлено, что налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном настоящим Кодексом. Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных настоящим Кодексом.
В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 93.1 Кодекса должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), эти документы (информацию).
Налоговый орган, осуществляющий налоговые проверки или иные мероприятия налогового контроля, направляет поручение об истребовании документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), в налоговый орган по месту учета лица, у которого должны быть истребованы указанные документы (информация).
Согласно пункту 4 статьи 93.1 Кодекса в течение пяти дней со дня получения поручения налоговый орган по месту учета лица, у которого истребуются документы (информация), направляет этому лицу требование о представлении документов (информации). К данному требованию прилагается копия поручения об истребовании документов (информации). Требование о представлении документов (информации) направляется с учетом положений, предусмотренных пунктом 1 статьи 93 Кодекса.
В соответствии с абзацем 2 пункта 4 статьи 31 Кодекса документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, могут быть переданы налоговым органом лицу, которому они адресованы, или его представителю непосредственно под расписку, направлены по почте заказным письмом или переданы в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота, если порядок их передачи прямо не предусмотрен Кодексом.
Согласно пункту 2 статьи 93 Кодекса порядок направления требования о представлении документов и порядок представления документов по требованию налогового органа в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Порядок направления требования о представлении документов (информации) и порядок представления документов (информации) по требованию налогового органа в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи утверждены Приказом Федеральной налоговой службы от 17.02.2011 N ММВ-7-2/168@ (далее - Порядок).
В силу пункта 11 Порядка датой направления налогоплательщику требования о представлении документов или датой представления налоговому органу истребуемого документа в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи считается дата, зафиксированная в подтверждении даты отправки.
В соответствии с пунктом 12 Порядка требование о представлении документов считается принятым налогоплательщиком, если налоговому органу поступила квитанция о приеме, подписанная ЭЦП налогоплательщика.
Согласно пункту 2 статьи 126 Кодекса непредставление в установленный срок налоговому органу сведений о налогоплательщике, отказ лица представить имеющиеся у него документы, предусмотренные настоящим Кодексом, со сведениями о налогоплательщике по запросу налогового органа либо представление документов с заведомо недостоверными сведениями, если такое деяние не содержит признаков нарушения законодательства о налогах и сборах, предусмотренного статьей 135.1 настоящего Кодекса, влечет взыскание штрафа с организации или индивидуального предпринимателя в размере десяти тысяч рублей, с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, - в размере одной тысячи рублей.
В соответствии со статьей 129.1. Кодекса неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с настоящим Кодексом это лицо должно сообщить налоговому органу, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного статьей 126 настоящего Кодекса, влечет взыскание штрафа в размере 5000 рублей.
Как усматривается из материалов дела, инспекцией направлены требования от 24.02.2014 N 14-27/18616, от 25.02.2014 N 14-27/18652 о представлении обществом документов и информации.
Вышеуказанные требования направлялись обществу по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота.
Однако, как установлено судами, квитанция о приеме или уведомление, об отказе в приеме, подписанные ЭЦП налогоплательщика, в инспекцию не поступили.
Представленные в материалы дела, в подтверждение направления требований N 1427/18652 и N 14-27/18616 по телекоммуникационным каналам связи распечатки с экрана монитора от 10.11.2014, обоснованно не приняты в качестве доказательств, поскольку не являются надлежащими доказательствами, свидетельствующими об отказе или получения требований обществом.
В связи с чем судебная коллегия признает правомерным вывод судов о не представлении инспекцией доказательств, подтверждающих направление и получение обществом требований по телекоммуникационным каналам связи.
Суды отклонили довод инспекции о том, что иза неисправности системы налоговый орган не смог сформировать требования в адрес налогоплательщика и указанные требования были направлены по почте в бумажном носителе курьерской службой общества с ограниченной ответственностью "Ваша газета - Волжский" (далее - общество "Ваша газета - Волжский").
Как указали суды, согласно ответу курьерской службы общества "Ваша газета-Волжский" от 16.07.2014 N 26к, заказные письма с уведомлением N18616 и N18652 были возвращены в инспекцию с реестром по возврату заказных почтовых отправлений с уведомлением от 28.03.2014 N 118 по истечению срока хранения.
При этом в вышеназванных требованиях от 24.02.2014 N 14-27/18616, от 25.02.2014 N 14-27/18652 инспекцией указано неверное наименование юридического лица. ("ООО "АгроАхтуба", правильное наименование "ООО "ТД "АгроАхтуба").
Кроме того, в материалах дела имеются доказательства получения требований 07.05.2014, что было известно налоговому органу.
В силу статьи 106 Кодекса налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое Кодексом установлена ответственность.
В соответствии со статьей 109 Кодекса лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения при отсутствии вины лица в совершении налогового правонарушения.
Поскольку требования по телекоммуникационным каналам связи налоговым органом не направлялись, курьерской службой не вручались и были получены налогоплательщиком только 07.05.2014, а ответ на требования представлен в инспекцию 15.05.2014, срок, установленный статьей 93.1 Кодекса, обществом не пропущен.
Таким образом, в данном случае вина общества в совершении налогового правонарушения отсутствует, также как и состав вменяемого нарушения.
С учетом изложенного, судебная коллегия не усматривает правовых оснований для отмены обжалуемых актов и удовлетворении кассационной жалобы.
Суд кассационной инстанции считает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судами установлены, все доказательства исследованы и оценены.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, судебной коллегией рассмотрены и отклоняются, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм права, а сводятся лишь к переоценке установленных по делу обстоятельств. Все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судами установлены, все доказательства исследованы и оценены. Оснований для их переоценки в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации у суда кассационной инстанции не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 05.12.2014 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2015 по делу N А12-37147/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Волжскому Волгоградской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Л.Ф. Хабибуллин |
Судьи |
Ф.Г. Гарипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со статьей 129.1. Кодекса неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с настоящим Кодексом это лицо должно сообщить налоговому органу, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного статьей 126 настоящего Кодекса, влечет взыскание штрафа в размере 5000 рублей.
...
В силу статьи 106 Кодекса налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое Кодексом установлена ответственность.
В соответствии со статьей 109 Кодекса лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения при отсутствии вины лица в совершении налогового правонарушения.
Поскольку требования по телекоммуникационным каналам связи налоговым органом не направлялись, курьерской службой не вручались и были получены налогоплательщиком только 07.05.2014, а ответ на требования представлен в инспекцию 15.05.2014, срок, установленный статьей 93.1 Кодекса, обществом не пропущен."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 10 июля 2015 г. N Ф06-24975/15 по делу N А12-37147/2014