г. Казань |
|
14 сентября 2015 г. |
Дело N А55-30115/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 сентября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 сентября 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Савкиной М.А., Сафина Н.Н.,
при участии представителя:
заявителя - Пинегина А.А. (доверенность от 19.01.2015 N 1),
в отсутствие:
иных лиц, участвующих в деле - извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "СГС" на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2015 (председательствующий судья Юдкин А.А., судьи Попова Е.Г., Филиппова Е.Г.) по делу N А55-30115/2014
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "СГС" (ОГРН 1026301985676; ИНН 6321079571) к государственной инспекции строительного надзора Самарской области, г. Самара, о признании незаконным и отмене постановления о привлечении общества к административной ответственности.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "СГС" (далее - заявитель, ООО "СГС") обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственной инспекции строительного надзора Самарской области (далее - Инспекция) от 27.11.2014 N 03-24/27 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде административного штрафа в размере 500 000 рублей.
Арбитражный суд Самарской области решением от 23.03.2015 заявленные требования удовлетворил, постановление Инспекции от 27.11.2014 N 03-24/27 признал незаконным и отменил, мотивировав тем, что в действиях ООО "СГС" отсутствует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.5 КоАП РФ.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда 20.05.2015 решение Арбитражного суда Самарской области от 23.03.2015 отменено, по делу принят новый судебный акт, в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО "СГС", не согласившись с принятым судебным актом апелляционной инстанции, обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда 20.05.2015 отменить, оставить в силе решение Арбитражного суда Самарской области от 23.03.2015. По мнению заявителя кассационной жалобы данный объект не является объектом капитального строительства, для возведения которого требуется получение соответствующего разрешения. Свои доводы заявитель поддержал в полном объеме в судебном заседании.
В отзыве на кассационную жалобу Инспекция просит оставить в силе постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2015. Считает, что доводы заявителя являются ошибочными, а судебный акт апелляционной инстанции является законным и обоснованным.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, приходит к следующему.
В ходе осмотра территории данного объекта должностным лицом Инспекции с участием директора ООО "СГС" Алиева Салама Алхас оглы было установлено, что на Южном шоссе, 20 квартал, Автозаводский район, г. Тольятти ведется строительство здания размерами 15 м х 23 м, площадью застройки 345 кв. м. На площадке сооружены бетонные фундаменты, установлен 2-х уровневый каркас из сварных металлических конструкций и ведутся работы по монтажу утепленных сэндвич-панелей. Кроме того, к зданию прокладываются тепловые сети от городских централизованных сетей - смонтированы ж. б. лотки и уложены трубы
Земельный участок с кадастровым номером 63:09:01 01 005:009 площадью 366 кв. м., в том числе: 164 кв. м - под павильон модульного типа, 93 кв. м - сезонное кафе, 109 кв. м - санитарного содержания, по вышеуказанному адресу принадлежит ООО "СГС" на праве аренды в соответствии с договором аренды земельного участка N 2267 от 01.08.2002, заключенным между администрацией Автозаводского района г. Тольятти и ООО "СГС"). Из письма мэрии городского округа Тольятти от 21.10.2007 N 31-05/5276/07 следует, что указанный договор аренды действует на неопределенный срок на тех же условиях.
Выявленные в ходе проверки нарушения зафиксированы в акте от 18.11.2014 N 03-22/316.
В соответствии со статьей 54 Градостроительного кодекса РФ, с учетом положений Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и на основании Распоряжения от 23.10.2014 N 1058-рп руководителя Инспекции была проведена внеплановая документарная проверка объекта капитального строительства, находящегося по адресу: Южном шоссе, 20 квартал, Автозаводский район, г. Тольятти. Застройщиком данного объекта является ООО "СГС".
О месте и времени проведения проверки ООО "СГС" было надлежащим образом извещено путем вручения 10.11.2014 копии распоряжения от 23.10.2014 N 1058-рп директору ООО "СГС" Алиеву Саламу Алхас оглы.
Исходя из наличия в действиях ООО "СГС" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.5 КоАП РФ, должностное лицо Инспекции 18.11.2014 составило в отношении общества протокол об административном правонарушении N 34. Директор ООО "СГС", не согласившись с данным протоколом, пояснил, что здание не является объектом капитального строительства, документы будут получены в ближайшие 2-3 месяца, однако в дальнейшем так и не представил их.
На основании вышеуказанного протокола и иных материалов административного производства руководителем Северо-Западного управления по надзору за строительством объектов гражданского и производственного назначения государственной инспекции строительного надзора Самарской области 27.11.2014 вынесено постановление N 03-24/27 по делу об административном правонарушении о привлечении ООО "СГС" к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.5 КоАП РФ в виде штрафа в размере 500 000 руб.
Частью 1 статьи 9.5 КоАП РФ предусмотрено, что строительство, реконструкция объектов капитального строительства без разрешения на строительство в случае, если для осуществления строительства, реконструкции объектов капитального строительства предусмотрено получение разрешений на строительство, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии с пунктом 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Понятие объекта капитального строительства содержится в пункте 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым объект капитального строительства - это здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.
Согласно части 2 статьи 2 Федерального закона 384-ФЗ от 30.12.2009 "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" здание - результат строительства, представляющий собой объемную строительную систему, имеющую надземную и (или) подземную части, включающую в себя помещения, сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения и предназначенную для проживания и (или) деятельности людей, размещения производства, хранения продукции или содержания животных (пункт 6), сооружение - результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов (пункт 23).
По смыслу приведенных норм не являются объектами капитального строительства сооружения временного характера, что подразумевает отсутствие у таких объектов фундаментов и неразборных стен.
Учитывая наличие у строящегося объекта бетонных фундаментов, 2-х уровневого каркаса из сварных металлических конструкций, утепляемых сэндвич-панелями, а также наличие смонтированных железобетонных лотков и уложенных труб для подключения тепловых сетей к городским централизованным сетям, и принимая во внимание, что перемещение объекта невозможно без причинения ему несоразмерного ущерба, Инспекция, руководствуясь пунктом 10 статьи 1, статьей 51 Градостроительного кодекса РФ, статьей 130 Гражданского кодекса РФ, пришла к выводу о том, что данный объект по своим характеристикам отвечает признакам объекта капитального строительства, для строительства которого требуется получение разрешения на строительство, которое в нарушение статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации при проверке, при составлении протокола и в ходе рассмотрения дела отсутствует.
Согласно положениям частей 1 и 2 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных данным Кодексом. Строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляется на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей.
Такое исключение содержится в пункте 3 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ, в соответствии с которым разрешение на строительство не требуется в случае строительства, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства (киосков, навесов и других подобных построек).
В ходе рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции директор ООО "СГС" Алиев Салам Алхас оглы пояснил, что считает строящийся объект не капитальным. Указал, что на данном земельном участке ранее было построено сезонное кафе 160 м, в данное время строится новое двухуровневое кафе размерами 15 м х 23 м, площадью около 345 кв. м, кафе располагается на углу Южного шоссе и ул. Тополиной и никому не создает неудобств. Также отметил, что к городским сетям водо-, тепло- и канализационным кафе подключено давно. Директор ООО "СГС" сдал документы на заключение договора аренды большего участка земли. Предписание ГИСН не строить объект до получения разрешения на строительство он получил.
Кроме того, в ходе судебного разбирательства Инспекция указало на то, что при строительстве данного объекта не соблюдены градостроительные и строительные нормы и правила, а также санитарные правила и нормативы, в частности, СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", требования которых распространяются на размещение, проектирование, строительство и эксплуатацию вновь строящихся, реконструируемых промышленных объектов и производств, объектов транспорта, связи, сельского хозяйства, энергетики, опытно-экспериментальных производств, объектов коммунального назначения, спорта, торговли, общественного питания и других, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека. В нарушении вышеуказанного порядка строительства объектов капитального строительства, ООО "СГС" обеспечил строительство объекта капитального строительства, расположенного в г. Тольятти, Автозаводский район, квартал 20, Южное шоссе, без разрешения на строительство.
За строительство, реконструкцию объектов капитального строительства без разрешения на строительство в случае, если для осуществления строительства, реконструкции объектов капитального строительства предусмотрено получение разрешений на строительство, юридические лица привлекаются к административной ответственности по части 1 статьи 9.5 КоАП РФ.
Как правомерно отметил суд апелляционной инстанции, возводимое в период проверки здание размерами 15 м. х 23 м. в районе квартал 20, Южное шоссе, Автозаводский район, г. Тольятти, в силу своей прочной связи с землей, наличием подземной и наземной частей, взаимной целостности конструктивных элементов и их прочной связи с фундаментом и землей, невозможного перемещения строения целиком и путем демонтажа без нанесения несоразмерного ущерба функциональному назначению строения, не может быть отнесено к временным постройкам типа навеса, киоска. Сооружение не носит характер вспомогательного, не является временным, установлен стационарно. Строение отвечает критериям объекта капитального строительства, для осуществления которого необходимо получение разрешения на строительства.
Доказательства, опровергающие данные обстоятельства в материалах дела отсутствуют.
Ссылка ООО "СГС" на то, что данный объект является временным противоречит установленным по делу фактическим обстоятельствам.
При этом сама по себе возможность осуществления демонтажа объекта, на которую ссылается заявитель, в рассматриваемом случае значения не имеет.
Заключение по обследованию несущих и ограждающих конструкций обследуемого сооружения от 04.12.2014, составленное ООО "Центральная строительная лаборатория" и предоставленное ООО "СГС" в качестве доказательства, не является экспертным заключением, которое может иметь приоритетное значение среди других доказательств по делу, в связи с тем, что не обладает признаками допустимого и достаточного доказательства отсутствия признаков объекта капитального строительства в силу следующего.
На страницах 1-4 данного заключения ООО "Центральная строительная лаборатория" указано, что данная организация обследовала несущие и ограждающие конструкции сооружения, расположенного в г. Тольятти на Южном шоссе д. 45.
По сведениям сайта 2gis.ru по адресу: г. Тольятти, Южное шоссе, д. 45 располагается 9-этажный жилой дом.
Согласно пункту 4.1 Свода правил по проектированию и строительству СП 13-102-2003 "Правила обследования несущих строительных конструкций зданий и сооружений" от 21.08.2003 к проведению работ по обследованию несущих конструкций зданий и сооружений допускают организации, оснащенные необходимой приборной и инструментальной базой, имеющие в своем составе квалифицированных специалистов, однако квалификация специалистов ООО "Центральная строительная лаборатория" в заключении не указана. Обследование строительных конструкций зданий и сооружений проводится, как правило, в три связанных между собой этапа: подготовка к проведению обследования, предварительное обследование и детальное обследование. Детальное обследование в зависимости от поставленных задач, наличия и полноты технической документации, характера и степени дефектов и повреждений может быть сплошным и выборочным. Сплошное обследование проводится при отсутствии проектной документации, при проведении реконструкции здания с увеличением нагрузок и в иных случаях (пункты 5.1.-8.1.1 Правил СП 13-102-2003). Таким образом, для подготовки заключения о техническом состоянии конструкций объекта недвижимого имущества и его соответствия требованиям градостроительных и строительных норм и правил, необходимо проведение сплошного детального инструментального обследования. Однако в нарушение указанных правовых норм представленное заявителем заключение не содержит сведений о проведении сплошного детального инструментального обследования объекта при отсутствии проектной документации. Кроме того, как следует из данного заключения (стр. 8) обследование проводилось на основании отмененного ГОСТ Р 53778-2010 "Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния". Однако данный ГОСТ был отменен Приказом Росстандарта от 27.12.2012 N 1984-ст в связи с принятием и введением с 01.01.2014 нового ГОСТ 31937-2011 "Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния". Данные недостатки свидетельствуют о наличии в данном заключении противоречивых и недостоверных сведений.
Суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что административным органом правомерно доказано наличие в действиях общества события вмененного административного правонарушения, что также подтверждается представленными в материалах дела доказательствами: актом осмотра территории (объекта) от 17.11.2014, актом проверки от 18.11.2014 N 03-22/316, протоколом об административном правонарушении от 18.11.2014 N 34. Указанные документы в силу части 2 статьи 26.2 КоАП РФ являются надлежащими доказательствами по делу об административном правонарушении.
Более того, ООО "СГС" могло принять необходимые меры для соблюдения норм действующего градостроительного законодательства и не обеспечивать строительные работы в отсутствие соответствующего разрешения. Доказательств невозможности соблюдения ООО "СГС" требований, предъявляемых к строительству нормативными правовыми актами РФ, в силу чрезвычайных событий, обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить, или других непреодолимых препятствий, находящихся вне контроля ООО "СГС", при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется.
Все изложенные выше обстоятельства свидетельствуют о том, что в действиях общества имеются событие и состав административного правонарушения, предусмотренного части 1 статьи 9.5 КоАП РФ.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, полно и всесторонне исследованы судебной коллегией, но в соответствии со статьями 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отклонению, поскольку основаны на ошибочном толковании закона, не опровергают обстоятельств, установленных судами при рассмотрении настоящего дела, не влияют на законность обжалуемых судебных актов, не подтверждены надлежащими доказательствами и направлены на переоценку доказательств, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Поскольку нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению обжалуемых судебных актов, не установлено, коллегия считает необходимым постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Э.Г. Баширов |
Судьи |
М.А. Савкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что административным органом правомерно доказано наличие в действиях общества события вмененного административного правонарушения, что также подтверждается представленными в материалах дела доказательствами: актом осмотра территории (объекта) от 17.11.2014, актом проверки от 18.11.2014 N 03-22/316, протоколом об административном правонарушении от 18.11.2014 N 34. Указанные документы в силу части 2 статьи 26.2 КоАП РФ являются надлежащими доказательствами по делу об административном правонарушении.
...
Все изложенные выше обстоятельства свидетельствуют о том, что в действиях общества имеются событие и состав административного правонарушения, предусмотренного части 1 статьи 9.5 КоАП РФ.
...
Поскольку нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению обжалуемых судебных актов, не установлено, коллегия считает необходимым постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 14 сентября 2015 г. N Ф06-25818/15 по делу N А55-30115/2014