Экспертиза проектов правовых актов и ее виды

Глава 4. Экспертиза проектов правовых актов и ее виды


Статья 13. Понятие экспертизы проектов правовых актов и ее виды

1. Экспертиза проектов правовых актов - исследование, проводимое лицами, обладающими специальными познаниями, в целях оценки качества проектов правовых актов и определения возможных последствий их принятия (издания) и реализации.

2. В зависимости от предмета исследования могут проводиться правовая, лингвистическая, антикоррупционная, экологическая, финансовая, криминологическая и иные виды экспертиз проектов правовых актов, а также комплексная экспертиза проектов правовых актов с участием лиц, обладающих познаниями в различных областях научного знания.

3. В органах государственной власти по всем проектам правовых актов проводятся лингвистическая и правовая экспертизы. Антикоррупционная экспертиза проводится в случаях, установленных федеральным законодательством и настоящим Законом. Иные виды экспертиз проводятся в порядке и случаях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы, а также по решению органа государственной власти (должностного лица).

4. Органы государственной власти вправе за счет средств бюджета города Москвы в соответствии с федеральным законодательством привлекать независимых экспертов, научные учреждения, высшие учебные заведения, иные организации для проведения внешней, в том числе научной, экспертизы проектов правовых актов. Внешнюю экспертизу проектов правовых актов проводят эксперты, не принимавшие участия в их разработке.


Статья 14. Лингвистическая и правовая экспертизы проектов правовых актов

1. Лингвистическая экспертиза проектов правовых актов - исследование, направленное на оценку текстов проектов правовых актов на предмет их соответствия нормам современного русского литературного языка с учетом функционально-стилистических особенностей юридических текстов, устранение орфографических, пунктуационных ошибок.

2. Правовая экспертиза проектов правовых актов - исследование, направленное на определение соответствия проектов правовых актов общепризнанным принципам и нормам международного права, международным договорам Российской Федерации, Конституции Российской Федерации, федеральному законодательству, правовым актам более высокой юридической силы, требованиям юридической техники.

3. Лингвистическая и правовая экспертизы внесенных в Московскую городскую Думу проектов законов города Москвы, проектов постановлений Московской городской Думы, поправок к ним проводятся в порядке, установленном Московской городской Думой.

Информация об изменениях:

Законом г. Москвы от 1 июня 2011 г. N 23 в часть 4 статьи 14 настоящего Закона внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

4. Лингвистическая и правовая экспертизы проектов правовых актов Мэра Москвы, Правительства Москвы, заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы - руководителя Аппарата Мэра и Правительства Москвы, органов исполнительной власти города Москвы проводятся в порядке, установленном Правительством Москвы.


Статья 15. Независимая экспертиза проектов правовых актов

1. Независимая экспертиза проектов правовых актов - исследование проектов правовых актов, обнародованных через средства массовой информации либо официальные сайты органов государственной власти, проводимое гражданами, их объединениями, юридическими лицами за счет собственных и (или) привлеченных средств.

2. Заключение, подготовленное по результатам проведения независимой экспертизы проекта правового акта и направленное в орган государственной власти (должностному лицу), который разработал проект правового акта и (или) уполномочен на его принятие (издание), подлежит рассмотрению, если оно поступило в орган государственной власти (должностному лицу) до принятия (издания) соответствующего правового акта.

3. Результаты рассмотрения заключения, подготовленного по результатам проведения независимой экспертизы проекта правового акта, в том числе неучтенные замечания с обоснованием их отклонения, излагаются в пояснительной записке к проекту соответствующего правового акта либо в иных материалах, прилагаемых к нему.

4. Независимая антикоррупционная экспертиза проектов нормативных правовых актов проводится в порядке, установленном статьей 17 настоящего Закона.

Информация об изменениях:

Законом г. Москвы от 1 июня 2011 г. N 23 статья 15 настоящего Закона дополнена часть 5

5. В целях учета общественного мнения в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы, может проводиться независимая общественная экспертиза проектов нормативных правовых актов.


Статья 16. Антикоррупционная экспертиза проектов нормативных правовых актов

ГАРАНТ:

См. Порядок проведения в Московской городской Думе антикоррупционной экспертизы проектов правовых актов г. Москвы и поправок к ним, утвержденный постановлением Московской городской Думы от 7 октября 2009 г. N 333

См. Правила проведения антикоррупционной экспертизы проектов правовых актов в органах исполнительной власти г. Москвы, утвержденные постановлением Правительства Москвы от 2 июня 2009 г. N 513-ПП


1. Антикоррупционная экспертиза проектов нормативных правовых актов (далее - антикоррупционная экспертиза) - исследование, направленное на выявление и устранение в проектах нормативных правовых актов положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции.

Информация об изменениях:

Законом г. Москвы от 1 июня 2011 г. N 23 в часть 2 статьи 16 настоящего Закона внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

2. Антикоррупционная экспертиза проводится в порядке, определяемом Московской городской Думой, в отношении внесенных в Московскую городскую Думу:

1) проектов законов города Москвы;

2) проектов постановлений Московской городской Думы, предусматривающих внесение проектов федеральных законов на рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в порядке законодательной инициативы;

3) поправок к проектам законов города Москвы, а также к проектам постановлений Московской городской Думы, указанным в пункте 2 настоящей части.

Информация об изменениях:

Законом г. Москвы от 1 июня 2011 г. N 23 в часть 3 статьи 16 настоящего Закона внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

3. Антикоррупционная экспертиза проводится уполномоченным структурным подразделением Аппарата Мэра и Правительства Москвы в отношении проектов нормативных правовых актов Мэра Москвы и Правительства Москвы в порядке, установленном Правительством Москвы. Антикоррупционная экспертиза проектов иных правовых актов может проводиться органами исполнительной власти города Москвы и (или) структурными подразделениями Аппарата Мэра и Правительства Москвы в порядке, установленном Правительством Москвы.

4. Антикоррупционная экспертиза в органах государственной власти проводится в соответствии с методикой, утвержденной Правительством Российской Федерации.

5. Заключение, составленное по результатам проведения антикоррупционной экспертизы, должно содержать указания на наличие или отсутствие в проекте нормативного правового акта положений, которые могут способствовать созданию условий для проявлений коррупции, с соответствующими обоснованиями, а также рекомендации по их устранению.

6. Заключение, составленное по результатам проведения антикоррупционной экспертизы, может являться частью заключения, подготовленного по результатам проведения правовой экспертизы соответствующего проекта нормативного правового акта.

7. Положения проекта нормативного правового акта, которые могут способствовать созданию условий для проявлений коррупции, до его принятия (издания) устраняются органом государственной власти (должностным лицом), который разработал проект нормативного правового акта и (или) уполномочен на его принятие (издание).

8. К проекту нормативного правового акта, вносимому на рассмотрение органа государственной власти (должностного лица), уполномоченного на его принятие (издание), прилагаются все заключения, подготовленные по результатам проведения антикоррупционных экспертиз данного проекта нормативного правового акта, в том числе независимых антикоррупционных экспертиз. Неучтенные замечания с обоснованием их отклонения указываются в пояснительной записке к проекту нормативного правового акта либо в иных материалах, прилагаемых к нему.


Статья 17. Независимая антикоррупционная экспертиза

ГАРАНТ:

См. Правила проведения независимой антикоррупционной экспертизы проектов правовых актов органов и должностных лиц исполнительной власти г. Москвы, утвержденные постановлением Правительства Москвы от 2 июня 2009 г. N 513-ПП


1. Независимая антикоррупционная экспертиза проводится физическими и юридическими лицами, аккредитованными в установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации порядке за счет собственных и (или) привлеченных средств.

2. Независимая антикоррупционная экспертиза проводится в отношении:

1) проектов законов города Москвы;

2) проектов постановлений Московской городской Думы, предусматривающих внесение проектов федеральных законов на рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в порядке законодательной инициативы;

3) поправок к проектам законов города Москвы, а также к проектам постановлений Московской городской Думы, указанным в пункте 2 настоящей части;

Информация об изменениях:

Законом г. Москвы от 1 июня 2011 г. N 23 в пункт 4 части 2 статьи 17 настоящего Закона внесены изменения

См. текст пункта в предыдущей редакции

4) проектов нормативных правовых актов Мэра Москвы, Правительства Москвы, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций.

3. Независимая антикоррупционная экспертиза не проводится в отношении проектов нормативных правовых актов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.

4. Независимую антикоррупционную экспертизу не могут проводить физические и юридические лица, принимавшие участие в разработке проекта нормативного правового акта, а также организации, находящиеся в ведении органа государственной власти, который разработал соответствующий проект.

Информация об изменениях:

Законом г. Москвы от 1 июня 2011 г. N 23 в часть 5 статьи 17 настоящего Закона внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

5. В целях проведения независимой антикоррупционной экспертизы проекты нормативных правовых актов, указанные в пунктах 1-3 части 2 настоящей статьи, размещаются на официальном сайте Московской городской Думы в день внесения соответствующего проекта в Московскую городскую Думу, а проекты нормативных правовых актов, указанные в пункте 4 части 2 настоящей статьи, - на официальном сайте Правительства Москвы либо на официальном сайте органа исполнительной власти города Москвы, разработавшего соответствующий проект, в порядке, установленном Правительством Москвы.

6. Срок, в течение которого принимаются заключения, подготовленные по результатам независимой антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов, указанных в пунктах 1-3 части 2 настоящей статьи, определяется Московской городской Думой, но не может быть меньше установленного Московской городской Думой срока представления поправок к соответствующему проекту.

Информация об изменениях:

Законом г. Москвы от 1 июня 2011 г. N 23 часть 7 статьи 17 настоящего Закона изложена в новой редакции

См. текст части в предыдущей редакции

7. Срок, в течение которого принимаются заключения, подготовленные по результатам независимой антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов, указанных в пункте 4 части 2 настоящей статьи, определяется в соответствии с порядком, установленным Правительством Москвы.

8. По результатам проведения независимой антикоррупционной экспертизы составляется заключение в соответствии с требованиями части 5 статьи 16 настоящего Закона.

9. Заключения, подготовленные по результатам независимой антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов, указанных в пунктах 1-3 части 2 настоящей статьи, направляются в Московскую городскую Думу. Заключения, подготовленные по результатам независимой антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов, указанных в пункте 4 части 2 настоящей статьи, направляются в орган исполнительной власти города Москвы (структурное подразделение Аппарата Мэра и Правительства Москвы), который разработал соответствующий проект. Заключения могут быть направлены по почте либо в виде электронного документа или переданы курьерским способом.

Информация об изменениях:

Законом г. Москвы от 1 июня 2011 г. N 23 часть 10 статьи 17 настоящего Закона изложена в новой редакции

См. текст части в предыдущей редакции

10. Заключения, подготовленные по результатам независимой антикоррупционной экспертизы, рассматриваются в порядке, установленном федеральным законодательством, настоящим Законом и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами города Москвы, и размещаются в открытом доступе на официальном сайте Правительства Москвы, официальном сайте органа исполнительной власти города Москвы, разработавшего соответствующий проект, или официальном сайте Московской городской Думы.

Информация об изменениях:

Законом г. Москвы от 1 июня 2011 г. N 23 в часть 11 статьи 17 настоящего Закона внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

11. Заключения, подготовленные по результатам антикоррупционной экспертизы физическими и юридическими лицами, не аккредитованными в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также заключения, не соответствующие требованиям части 5 статьи 16 настоящего Закона, и заключения, поступившие после истечения сроков, установленных в соответствии с частями 6 и 7 настоящей статьи, рассматриваются в соответствии с федеральным законодательством о порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации.


Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.