Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 7 сентября 2016 г. N Ф06-12020/16 по делу N А06-9075/2015

 

г. Казань

 

07 сентября 2016 г.

Дело N А06-9075/2015

 

Резолютивная часть постановления объявлена 31 августа 2016 года.

Полный текст постановления изготовлен 07 сентября 2016 года.

 

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Петрушкина В.А.,

судей Муравьева С.Ю., Хайруллиной Ф.В.,

при ведении протокола судебного заседания с использованием системы видео-конференц-связи помощником суди Пашиной Ж.А.,

при участии в судебном заседании с использованием системы видео-конференц-связи присутствующих в Арбитражном суде Астраханской области:

от заявителя - Балаев С.А.(глава МО), Данилов А.Г. (представитель по доверенности от 30.03.2016),

от ответчика - Морозова М.Ф. (представитель по доверенности от 23.10.2015), Душатова Ж.Д. (представитель по доверенности от 23.10.2015),

от третьего лица (Зикеев Дмитрий Анатольевич) - Чуманова Н.П. (представитель по доверенности от 10.12.2015),

в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании путем использования системы видео-конференц-связи с Арбитражным судом Астраханской области кассационную жалобу администрации Муниципального образования "Яксатовский сельсовет"

на постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.05.2016 (председательствующий судья Кузьмичев С.А., судьи Комнатная Ю.А., Цуцкова М.Г.)

по делу N А06-9075/2015

по исковому заявлению администрации Муниципального образования "Яксатовский сельсовет" (ОГРН 1053001688178, ИНН 3009013828) к филиалу Федерального Государственного Бюджетного Учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Астраханской области" (ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340) о признании незаконными действия по постановке на государственный кадастровый учет земельного участка, при участии третьих лиц: Зикеева Дмитрия Анатольевича, Тажиева Дамира Ибрагимовича, Сафаралиева Юсупа Хажмукминовича,

УСТАНОВИЛ:

администрация муниципального образования "Яксатовский сельсовет" (далее - администрация МО "Яксатовский сельсовет", администрация) обратилась в Арбитражный суд Астраханской области с заявлением к филиалу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Астраханской области (далее - филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Астраханской области, кадастровая палата) о признании незаконными действия по постановке на государственный кадастровый учет изменений в части установления границ земельного участка с кадастровым номером 30:09:140103:943, расположенного по адресу: Астраханская область, Приволжский район, село Яксатово, ул. Кирова, д. 24, и об обязании в пятидневный срок с момента вступления в законную силу соответствующего судебного решения отменить государственную регистрацию изменений в части установления границ земельного участка с кадастровым номером 30:09:140103:943, расположенного по адресу: Астраханская область, Приволжский район, село Яксатово, ул. Кирова, д. 24, а также исключить соответствующую информацию из государственного кадастра недвижимости.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, привлечены Зикеев Дмитрий Анатольевич (далее - Зикеев Д.А.), Тажиев Дамир Ибрагимович, Сафаралиев Юсуп Хажмукминович.

Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 26.02.2016 заявленные требования удовлетворены.

Судебная инстанция исходила из того, что при наличии сведений о государственном кадастровом учете объекта недвижимости (здания) с кадастровым номером 30:09:000000:599, действия кадастровой палаты по учету изменений объекта недвижимости (земельного участка) с кадастровым номером 30:09:140103:943, в результате которых здание оказалось в границах указанного земельного участка, являются незаконными.

Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.95.2016 отменено, в удовлетворении заявленных требований отказано.

Повторно рассматривая дело, судом апелляционной инстанции сделан вывод о том, что в данном конкретном случае фактические притязания заявителя касаются спора с правообладателем Зикеевым Д.А. относительно спорного земельного участка, что свидетельствует о наличии спора о праве на земельный участок или его часть, разрешение которого невозможно в рамках настоящего спора, рассматриваемого в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В кассационной жалобе администрации муниципального образования "Яксатовский сельсовет", поданной в Арбитражный суд Поволжского округа, постановление суда апелляционной инстанции предлагается отменить как принятое с нарушением норм действующего законодательства.

Заявитель кассационной жалобы считает, что право собственности Зикеева Д.А. на земельный участок не зарегистрировано в установленном законом порядке, поскольку свидетельство о праве собственности на земельный участок Зикееву Д.А. выдано 22.10.1998, то есть после вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о государственной регистрации), соответственно, спора о праве не имеется, кроме того, в определении Астраханского областного суда от 23.05.2016 по делу N 33-1976/2016 сделан вывод о том, что Зикеев Д.А. не является собственником ни земельного участка, ни нежилого здания площадью 273,4 кв. м, право последнего не могут считаться нарушенными.

В отзыве на кассационную жалобу филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Астраханской области просит оставить оспариваемый судебный акт без изменения как соответствующие действующему законодательству.

В судебном заседании представитель администрации муниципального образования "Яксатовский сельсовет" поддержал доводы кассационной жалобы по изложенным в ней мотивам, а представитель филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Астраханской области, указывая на законность и обоснованность судебного постановления, просил оставить его в силе.

Представитель Зикеева Д.А. просил оставить оспариваемый судебный акт без изменения.

В соответствии со статьей 153 - 1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено с использованием систем видео-конференц-связи при содействии Арбитражного суда Астраханской области.

Проверив обоснованность доводов, содержащихся в кассационной жалобе, отзыве на нее и в выступлениях представителей лиц, участвующих в деле, Арбитражный суд Поволжского округа считает, что постановление суда апелляционной инстанции подлежит отмене по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела и установлено судом апелляционной инстанции, на основании постановлением администрации Яксатовского сельсовета Приволжского районного самоуправления Астраханской области от 21.10.1998 N 102 гражданину Зикееву Д.А. предоставлен в собственность земельный участок площадью 1070 кв. м для ведения личного подсобного хозяйства и строительства индивидуального жилого дома в с. Яксатово, ул. Кирова, д. 20а, что подтверждается свидетельством на право собственности на землю от 22.10.1998 за N 14056.

Согласно кадастровому паспорту земельного участка от 11.09.2009 N 3009/202/09-4418 земельный участок с кадастровым номером 30:09:140103:943 общей площадью 1010 кв. м, расположенный по адресу: с. Яксатово, ул. Кирова, д. 24, имеет разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства и строительства индивидуального жилого дома, дата внесения номера в государственный кадастр недвижимости - 22.10.1998, правообладателем земельного участка значится Зикеев Д.А.

Зикеев Д.А. обратился в филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Астраханской области с заявлением от 16.05.2014 о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости с кадастровым номером 30:09:140103:943 в части изменения описания местоположения границ земельного участка.

26.05.2014 филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Астраханской области принято решение N 3015/116/2014-24561 о проведении государственный кадастровый учет изменений объекта недвижимости с 30:09:140103:943 в части адреса, уточнения местоположения границ, площади, кадастровой стоимости земельного участка.

В свою очередь, администрация муниципального образования "Яксатовский сельсовет" обратилась в филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Астраханской области с заявлением от 28.02.2014 о проведении государственного кадастрового учета объекта недвижимости (здания), кадастровый номер 30:09:000000:599, расположенного по адресу Астраханская область, Приволжский район, с. Яксатово, ул. Кирова, д. 25 "в".

Филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Астраханской области принято решение от 11.04.2014 N 3015/116/2014-17140 о проведении государственного кадастрового учета объекта недвижимости (здания), кадастровый номер 30:09:000000:599, расположенного по адресу Астраханская область, Приволжский район, с.Яксатово, ул.Кирова, 25 "в".

Одновременно муниципальное образование "Яксатовский сельсовет" в порядке статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации обратилось в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Астраханской области с заявлением о принятии на учет как бесхозяйной недвижимой вещи - нежилого здания площадью 273,4 кв. с кадастровым номером 30:09:000000:599, которое принято управлением на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимого имущества, о чем 06.06.2014 в ЕГРП сделана соответствующая запись.

Впоследствии администрация МО "Яксатовский сельсовет" обратилось в муниципальное бюджетное учреждение муниципального образования "Приволжский район" Приволжское БТИ" с заявлением от 15.09.2015 по изготовлению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, в целях предоставления земельного участка для эксплуатации нежилого здания площадью 273,4 кв. м, с кадастровым номером 30:09:000000:599, расположенного по адресу Астраханская область, Приволжский район, с. Яксатово, ул. Кирова, д. 25"в".

Муниципальное бюджетное учреждение муниципального образования "Приволжский район" Приволжское БТИ" письмом от 18.09.2015 N 212/1 сообщило администрации о том, что подготовить схему не представляется возможным связи с тем, что на испрашиваемом земельном участке уточнены границы земельного участка с кадастровым номером 30:09:140103:943.

Вместе с тем решением Приволжского районного суда Астраханской области от 29.06.2015 за муниципальным образованием "Яксатовский сельсовет" признано право муниципальной собственности на нежилое здание общей площадью 273,4 кв. м, кадастровый номер 30:09:000000:599, расположенное по адресу: Астраханская область, с. Яксатово, ул. Кирова, д. 25 "в".

Данные обстоятельства и послужили основанием для обращения заявителя в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Оспариваемое постановление суда апелляционной инстанции не основано на имеющихся в деле доказательствах и правильном толковании норм, регулирующих спорые правоотношения.

Администрация обратилась с настоящим заявлением в арбитражный суд в соответствии с главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения прав и законных интересов заявителя.

В пункте 56 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" зарегистрированное право на недвижимое имущество не подлежит оспариванию путем заявления требований, подлежащих рассмотрению по правилам главы 25 ГПК РФ или главы 24 АПК РФ, поскольку в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, не может разрешаться спор о праве на недвижимое имущество.

В этом случае установив, что заявитель избрал способ защиты не соответствующий характеру нарушенных прав, требования удовлетворению не подлежат.

На основании решения Приволжского районного суда Астраханской области от 29.06.2015 за муниципальным образованием "Яксатовский сельсовет" на нежилое здание общей площадью 273,4 кв. м, кадастровый номер 30:09:000000:599, было зарегистрировано право собственности, постановка на кадастровый учет объекта недвижимости (здания) осуществлена 11.04.2014 по решения органа кадастрового учета за N 3015/116/2014-17140.

Из имеющегося в кадастровом деле объекта недвижимости (здания) технического плана здания с его схемой расположения следует, что объект находится на земельном участке, который располагается в границах двух кварталов (30:09:140103 и 30:09:140104).

Согласно части 3 статьи 20 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (в редакции, действовавшей на момент спорных правоотношений) С заявлениями об учете изменений объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или в случаях, предусмотренных федеральным законом, иные лица. С заявлениями об учете изменений земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования или аренды (если соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет), вправе обратиться лица, обладающие этими земельными участками на указанном праве. С заявлениями об учете изменений зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных на праве оперативного управления, хозяйственного ведения, доверительного управления или аренды (если соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет), вправе обратиться лица, обладающие этими зданиями, сооружениями, помещениями, объектами незавершенного строительства на указанном праве.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) в государственный кадастр недвижимости вносятся следующие сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости, в том числе описание местоположения границ объекта недвижимости в объеме сведений, определенных порядком ведения государственного кадастра недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок.

В силу статей 22, 38 Закона о кадастре для учета изменений уникальных характеристик земельного участка требуется межевой план, а также сведения о согласовании местоположения границ земельного участка либо разрешение земельного спора.

С учетом положений части 14 статьи 45 Закона о кадастре орган кадастрового учета вправе уточнять местоположение границ ранее учтенного земельного участка, в связи с чем в процессе государственного кадастрового учета допускается изменение, уточнение границ объекта учета - ранее учтенного земельного участка.

Оспаривая действия органа кадастрового учета, администрация ссылалась на обстоятельства о принадлежности здания и земельного участка муниципальной собственности, вследствие чего Закиеев Д.А. не является лицом, которое вправе обращаться с заявлением об учете изменении земельного участка; межевой план, предоставленный последним для учета изменения границ, не отвечает требованиям законодательства о кадастровом учете; порядок согласования границ нарушен и содержит недостоверные сведения, в частности, не отражено наличие на земельном участке здания, которое было поставлено на кадастровый учет, в связи с чем заключения кадастрового инженера не могли быть приняты при совершении действий по кадастровому учету.

Данные обстоятельства, указанные в основании требования администрации, также были отмечены в постановлении УМВОД России по г. Астрахани от 15.02.2016, принятом по результатам сообщения администрации по факту внесения заведомо ложных сведений в межевой план земельного участка.

По смыслу Закона о кадастре право на уточнение границ земельного участка предоставлено лицам, имеющим полномочия по распоряжению земельным участком.

Из разъяснений, содержащихся в пунктах 52, 53, 56 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" следует, что требование, направленное на оспаривание правомерности установления границы либо в целом кадастрового учета смежного (пересекающегося) участка, должно рассматриваться в исковом порядке.

Однако в данном конкретном случае анализ всех юридически значимых событий свидетельствует об отсутствии спора о праве.

Применительно к спорному случаю администрация оспаривает именно действия органа кадастрового учета, допустившего, по его мнению, нарушения при принятии решения об учете изменений в части установления границ, принятого на основании обращения неуполномоченного лица, предоставившего межевой план с недостоверными и неполными данными (отсутствие материалов, подтверждающих фактическое местоположение границ на местности), а также с нарушением порядка согласования местоположения границ.

Не учтено судом апелляционной инстанции, что по смыслу Закона о кадастре установление в судебном порядке описания границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ не приводит к изменению уникальных характеристик земельного участка, в этом случае суд не изменяет ни качественных, ни количественных характеристик учета правообладателя, а приводит существующий объект прав в соответствие с действующим земельным законодательством.

В связи с чем действия по установлению границ земельного участка, на котором расположено здание, принадлежащее муниципальному образованию, с нарушением процедуры и согласования границ подлежит рассмотрению в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при этом администрация, являясь собственником здания, вправе оспорить решение кадастрового органа, поскольку строение расположено на земельном участке, в отношении которого осуществлялось определение координат характерных точек границ земельного объекта.

Согласно статье 215 Гражданского кодекса Российской Федерации и положению подпункта 5 пункта 1 статьи 1, пункта 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации признание права муниципальной собственности на объект (здание) по общим правилам определяет отнесение земельного участка к той же публичной собственности.

Следует отметить, что в данном конкретном случае принадлежность здания также определяет статус земельного участка, на котором оно расположено, спора о праве собственности на здание (1954 года постройки) не имеется, указанное строение Зикеевым Д.А. не приобреталось.

Учитывая нахождение строения и земельного участка в составе муниципальной собственности, передача публичным собственником такого участка без здания не допускается, такие действия противоречат основным принципам земельного законодательства и публичному порядку предоставления земельного участка, собственность на который разграничена.

В нарушение требовании статей 8, 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 6 Закона о государственной регистрации Зикеев Д.А. не представил доказательств государственной регистрации права на здание и земельный участок либо сведения о ранее возникших правах на указанные объекты.

Кроме того, определением Астраханского областного суда от 23.05.2016 по делу N 33-1976/2016 было установлено, что Зикеев Д.А. не является собственником земельного участка, поскольку права последнего не были зарегистрированы, также не является и собственником здания общей площадью 273,4 кв. м, которое расположено на земельном участке с кадастровым номером 30:09:140103:943.

При таких обстоятельствах, учитывая, что муниципальное образование является собственником здания, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 30:09:140103:943, и этот факт Зикеевым Д.А. не оспаривается, вывод суда апелляционной инстанции о наличии спора о праве следует признать ошибочным.

Факт существования здания как объект недвижимости на земельном участке подтвержден кадастровым учетом строения.

При таких обстоятельствах следует признать, что оспариваемый судебный акт вынесен по неполно исследованным обстоятельствам и поэтому подлежит отмене.

Учитывая, что суд апелляционной инстанции при повторном рассмотрении дела не проверял обоснованность и законность судебного решения в части выводов о допущенных кадастровым органом нарушений Закона о кадастре, дело подлежит направлению в указанную инстанцию.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.05.2016 по делу N А06-9075/2015 отменить.

Дело направить на новое рассмотрение в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные законом.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

 

Председательствующий судья

В.А. Петрушкин

 

Судьи

С.Ю. Муравьев
Ф.В. Хайруллина

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

"Не учтено судом апелляционной инстанции, что по смыслу Закона о кадастре установление в судебном порядке описания границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ не приводит к изменению уникальных характеристик земельного участка, в этом случае суд не изменяет ни качественных, ни количественных характеристик учета правообладателя, а приводит существующий объект прав в соответствие с действующим земельным законодательством.

...

Согласно статье 215 Гражданского кодекса Российской Федерации и положению подпункта 5 пункта 1 статьи 1, пункта 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации признание права муниципальной собственности на объект (здание) по общим правилам определяет отнесение земельного участка к той же публичной собственности.

...

В нарушение требовании статей 8, 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 6 Закона о государственной регистрации Зикеев Д.А. не представил доказательств государственной регистрации права на здание и земельный участок либо сведения о ранее возникших правах на указанные объекты.

...

Учитывая, что суд апелляционной инстанции при повторном рассмотрении дела не проверял обоснованность и законность судебного решения в части выводов о допущенных кадастровым органом нарушений Закона о кадастре, дело подлежит направлению в указанную инстанцию."