Свод правил по проектированию и строительству СП 35-106-2003 "Расчет и размещение учреждений социального обслуживания пожилых людей" (одобрен и рекомендован к применению постановлением Госстроя РФ от 22 сентября 2003 г. N 166)

Свод правил по проектированию и строительству
СП 35-106-2003
"Расчет и размещение учреждений социального обслуживания пожилых людей"
(одобрен и рекомендован к применению постановлением Госстроя РФ от 22 сентября 2003 г. N 166)

 

Calculation and allocation of sozial service establishments the elderly people

 

Введен впервые

ГАРАНТ:

См. также санитарно-эпидемиологические правила СП 2.1.2.3358-16 "Санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию, санитарно-гигиеническому и противоэпидемическому режиму работы организаций социального обслуживания", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 27 мая 2016 г. N 69

Введение

 

Настоящий свод правил выполнен в развитие СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", а также в дополнение к положениям СНиП 2.07.01-89* "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений", касающимся формирования нормативной базы и методики расчета, размеров участков и принципов размещения объектов системы социального обслуживания пожилых людей.

Потребность в нормативном и подзаконном обеспечении проблемы обслуживания пожилых людей обусловлена отсутствием единого подхода к нормированию, оценке эффективности учреждений социального назначения. Действующие нормативы СНиП 2.07.01-89* практически не учитывают интересы пожилых людей и ориентированы преимущественно на социально активную часть населения. В СП 35-105-2002 "Реконструкция городской застройки с учетом доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения" речь идет об обслуживании в традиционных учреждениях и зданиях. Однако для выполнения требований федеральных законов "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации [2], "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" [1], постановления Правительства РФ "Федеральный перечень гарантированных государством социальных услуг..." [3] необходима конкретизация градостроительных норм и правил применительно к образу жизни пожилых людей.

Основными функциями социального обслуживания согласно федеральным законам и отраслевым нормативным документам являются:

оказание материальной и социально-бытовой помощи;

организация питания;

содействие в получении медицинской и реабилитационной помощи;

оказание социально-психологической, правовой и консультативной поддержки;

помощь в организации досуга.

Основой содержания СП 35-106 является система формирования и размещения типов учреждений социального обслуживания с учетом потребностей пожилых людей в различных формах обслуживания и частоте получения услуг, сформулированных бывшим ЦИЭТИН (ныне ФЦЭРИ) Минтруда России в 1989 г. на базе репрезентативных обследований 10 областей России [10].

Работа выполнена авторским коллективом в составе: научный руководитель по разделу III ФЦП "Старшее поколение" и научный редактор - канд.архит. A.M. Гарнец (ФГУП "Институт общественных зданий") (ИОЗ), руководитель разработки и ответственный исполнитель - канд. архит. A.M. Базилевич (ИОЗ), при участии д-ра мед. наук Н.Ф. Дементьевой (ФЦЭРИ), инж. Л.В. Сигачевой (ИОЗ). Компьютерная графика - канд. техн. наук, д-р философии А.И. Цыганов (ЭНИО комитет).

Внесен Департаментом по делам ветеранов, пожилых людей и приема населения Минтруда России (Н.Е. Ускова, И.Н. Бондаренко).

Представлен к утверждению Управлением технического нормирования, стандартизации и сертификации в строительстве и ЖКХ (В.В. Тишенко, С.Ю. Сопоцько) и Управлением архитектуры Госстроя России (Э.А. Шевченко, Н.Н. Якимова).

Согласован Минтрудом России, Государственной противопожарной службой МЧС России, СЭС Минздрава России, Главгосэкспертизой России (отдел градостроительства; отдел общественных зданий и архитектуры), Федеральным центром сертификации в строительстве Госстроя России (Л.А. Викторова).

Одобрен секцией "Архитектура" Научно-технического совета Госстроя России (протокол от 6 декабря 2001 г. N 01-НС-16/1).

 

1 Область применения

 

1.1 Документ распространяется на проектирование системы учреждений социального обслуживания лиц старших возрастных групп (далее - ЛСВГ, список принятых сокращений приведен в приложении А) и может учитываться при формировании структуры сети, при определении вместимости и размещении стационарных, полустационарных и нестационарных социальных учреждений, при расчете размеров их участков.

Положения настоящего Свода правил распространяются на проектирование следующих учреждений системы социального обслуживания: дома-интернаты, дома (отделения) сестринского ухода, хосписы, геронтологические центры и кабинеты при учреждениях здравоохранения, другие учреждения медико-социального назначения; оздоровительные и реабилитационные учреждения; территориальные центры социального обслуживания; учреждения надомого# и дневного обслуживания ЛСВГ; специальные жилые дома, учреждения досугового назначения для ЛСВГ; учреждения для ЛСВГ без определенного места жительства и т.п.

Полный перечень учреждений дан в приложениях Б и В (таблица В.1).

1.2 Свод правил СП 35-106 является развитием и детализацией СНиП 35-01 и СНиП 2.07.01. Требования настоящего СП рекомендуется учитывать при разработке документации о градостроительном планировании развития территорий и поселений; в проектах планировки и застройки поселений, а также при разработке отраслевых (ведомственных) схем развития и размещения объектов социальной инфраструктуры.

СП 35-106 рекомендуется использовать при разработке комплексных схем обслуживания нуждающихся в социальной поддержке групп населения.

1.3 Документ предназначен для использования в работе органов социальной защиты, органов архитектуры и градостроительства, экспертизы, проектировщиков, заказчиков, а также других участников инвестиционно-градостроительной деятельности - федерального и муниципального уровней управления развитием территорий.

 

2 Нормативные ссылки

 

В настоящем Своде правил сделаны ссылки на следующие нормативные документы:

СНиП 35-01-2001. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения

СНиП 2.07.01-89*. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений

СНиП 11-04-2003. Инструкция о составе, порядке разработки, согласования и утверждения градостроительной документации

СП 35-105-2002. Реконструкция городской застройки с учетом доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения

СП 35-107-2003. Здания учреждений временного пребывания лиц без определенного места жительства.

 

3 Общие положения

 

3.1 При расчете системы социального обслуживания и размещении учреждений следует учитывать:

специфические требования городских или сельских ЛСВГ;

наличие сети учреждений социального обслуживания, степень соответствия рекомендуемому составу, показателям обеспеченности;

ресурсные возможности развития сети и функционирования учреждений;

градостроительные условия размещения учреждений социального обслуживания - плотность, завершенность жилой застройки;

возможность объединения учреждений в центры и комплексы или, наоборот, расчленения учреждений на блоки, модули для более эффективного решения функциональных, отраслевых и градостроительных задач;

наличие у существующих учреждений земельных участков.

3.2 При разработке планов социального обслуживания ЛСВГ в рамках единой системы обслуживания всех категорий населения решаются типологические вопросы (определение структуры и типов учреждений), формы включения учреждений в комплексы, центры, а также градостроительные задачи (размещение объектов, резервирование территорий).

3.3 При проектировании системы учреждений социального обслуживания должны быть учтены как объективные потребности лиц старших возрастных групп, так и особенности учреждений, предоставляющих услуги. Нормы расчета учреждений обслуживания в настоящем документе комплексно учитывают:

особенности демографической и физиологической структуры ЛСВГ;

существующие и перспективные виды услуг и формы обслуживания;

основные типы поселений и иерархические уровни обслуживания.

3.4 Норма расчета вместимости учреждений социального обслуживания устанавливается на 1000 лиц старших возрастных групп.

Расчетные единицы в зависимости от вида обслуживания выражаются либо натурально (места, койки, посты, посадочные места, квартиры), либо в виде посещений и обращений ЛСВГ, либо в численности обслуживающего персонала (социальные работники, консультанты).

3.5 Расчет сети учреждений социального обслуживания ЛСВГ рекомендуется производить на трех уровнях градостроительной деятельности:

для территории Российской Федерации или ее частей (два и более субъектов РФ); для территорий субъектов РФ (республик, краев, областей, автономных областей, автономных округов) и их частей - определяется вместимость систем социального обслуживания (в целом и отдельно - для городских и сельских поселений), а также формируется перечень учреждений обслуживания федерального уровня и уровня субъектов РФ;

для агломераций, пригородных зон, для территорий районов (уездов), сельских округов (волостей, сельсоветов) - выявляются пропорции в развитии сети учреждений центра (агломерации, пригородной зоны, района, сельского округа) и остальных поселений. Здесь же формируется перечень стационарных учреждений;

для городских поселений - определяются перечни, специализация, вместимость, тип здания, размер территории, местоположение социальных учреждений в пределах административных единиц (районов) и элементов планировочной структуры (квартал, микрорайон и др.).

3.6 При формировании системы и типов учреждений, кроме дифференцированного учета потребностей в социальном обслуживании, необходимо также учитывать способность пожилого населения к самообслуживанию. Группы людей по способности к самообслуживанию принимаются раздельно для городских и сельских поселений согласно таблице 3.1.

3.7 Лица старших возрастных групп по семейному статусу разделяются на две основные группы:

"одинокие" - ЛСВГ, не имеющие родственников или отдельно проживающие, а также семьи из двух пенсионеров. Процент данной группы ЛСВГ составляет в среднем в городских поселениях 45, в сельских - 70;

"семейные" - ЛСВГ, проживающие совместно с другими родственниками и имеющие возможность получать от них частичную социальную поддержку.

 

Таблица 3.1

 

Индекс Характеристика пожилых людей по степени
самообслуживания
% к итогу
в городских
поселениях
в сельских
поселениях
Ппс

Пчс

Пнс
Способные к полному самообслуживанию

Способные к частичному самообслуживанию

Не способные к самообслуживанию (из них
- на постельном режиме)
55

37

8
(1.8)
35

54

11
(2.5)

3.8 Потенциальными клиентами системы социального обслуживания, при отсутствии конкретных обследований, согласно данным ЦИЭТИН (ныне ФЦЭРИ) [10] и ФГУП ИОЗ можно считать 70% ЛСВГ в городских поселениях и 55% ЛСВГ - в сельских.

3.9 Лица старших возрастных групп с различной способностью самообслуживания и различным семейным статусом формируют шесть расчетных подгрупп:

П(о)пс - одинокие, с полным самообслуживанием;

П(с)пс - семейные, с полным самообслуживанием;

П(о)чс - одинокие, с частичным самообслуживанием;

П(с)чс - семейные, с частичным самообслуживанием;

П(о)нс - одинокие, не способные к самообслуживанию;

П(с)нс - семейные, не способные к самообслуживанию.

Примечание - В подгруппах П(о)нс и П(с)нс следует отдельно учитывать лиц, находящихся на постоянном постельном режиме.

 

Расчетная численность нуждающихся в социальном обслуживании по указанным шести подгруппам принимается согласно таблице В.2 приложения В.

3.10 Предлагается единый (для городских и сельских поселений) принцип базовой обеспеченности учреждениями: 100 %-ный охват одиноких лиц, не способных к самообслуживанию, 50 %-ный охват семейных, не способных к самообслуживанию, и 50%-ный охват частично самообслуживаемых одиноких лиц.

Численность клиентов, подлежащих обслуживанию при базовой и полной (100%-ный охват желающих) обеспеченности на каждую 1000 ЛСВГ, приведена в таблице 3.2.

 

Таблица 3.2

 

Лица старших возрастных
групп, проживающие
Базовая обеспеченность Полная
обеспеченность
% охвата чел. % охвата чел.
В городских поселениях 20 140 100 700
В сельских поселениях 50 280 100 550

3.11 Критерием выбора расчетной обеспеченности (между базовой и полной) являются бюджетные инвестиционные возможности субъектов Российской Федерации, поселений, а также уровень фактически сложившегося обеспечения ЛСВГ учреждениями социального обслуживания.

При достигнутом уровне базовой обеспеченности территории учреждениями социального обслуживания рекомендуется принимать для расчета полную 100%-ную обеспеченность.

 

4. Расчет учреждений социального обслуживания лиц старших возрастных групп

 

Общие принципы и нормы расчета

 

4.1 Сеть учреждений социального обслуживания имеет иерархическую структуру: высший федеральный уровень; уровень субъектов Федерации (области, края и пр.); низший (муниципальный) - в районах (уездах), сельских округах, в городах.

Расчет учреждений следует проводить "сверху", т.е. начиная с субъекта Федерации, что обеспечит связь всех видов сетей социального обслуживания.

4.2 Для расчета учреждений социального обслуживания пожилых людей требуются следующие исходные материалы:

удельный вес лиц старших возрастных групп от численности населения - для принятия решения о соотношении надомных и дневных нестационарных форм обслуживания (представляют органы статистики);

группировка лиц старших возрастных групп по способности самообслуживания и семейному статусу - для определения приоритетов форм обслуживания (органы здравоохранения и соцзащиты);

сведения о ЛСВГ прилегающих (к расчетной) территорий - для обеспечения полноты расчета учреждений (органы архитектуры и статистики);

перечень и перспективы сохранения существующих учреждений, состав оказываемых ими услуг и штатные расписания, а также характер использования учреждений - для установления эффективности сети учреждений социального обслуживания (органы соцзащиты);

территориальная дислокация учреждений социального обслуживания, удаленность от жилых комплексов, от остановок общественного транспорта и улично-дорожной сети - для соблюдения их доступности (органы соцзащиты и архитектуры);

величина доходов ЛСВГ - для установления соотношения платных и бесплатных услуг (органы экономики);

объемы ежегодных вводов учреждений за последние пять лет - для принятия тактики обеспечения ЛСВГ учреждениями социального обслуживания (органы бюджетной политики).

4.3 При расчете сети учреждений социального обслуживания рекомендуется учитывать сроки пребывания в них клиентов, применяя - коэффициент пребывания лиц старших возрастных групп в j-ом учреждении в течение года.

По продолжительности обслуживания ЛСВГ учреждения социального обслуживания делятся на:

учреждения долгосрочного обслуживания - пребывание ЛСВГ от 3 до 12 месяцев в году ();

учреждения среднесрочного обслуживания - пребывание ЛСВГ от 1 до 3 месяцев в году ();

учреждения краткосрочного обслуживания - обслуживание менее 1 раза в месяц ().

Примечание - Особую группу составляют учреждения специального обслуживания (ЛСВГ без определенного места жительства) со сроком пребывания от 1 раза в сутки до 6 месяцев в году, .

4.4 Нормы расчета учреждений обслуживания определяются по формуле

 

, (4.1)

 

где - расчетная норма j-го учреждения, выражения j-ой единицей вместимости на 1 тыс. ЛСВГ;

- потребность в j-ых учреждениях, чел/1 тыс. ЛСВГ;

- коэффициент пребывания клиента в учреждении.

Потребность лиц старших возрастных групп в услугах учреждений социального обслуживания следует принимать согласно "Методическим рекомендациям по определению потребностей в учреждениях социального обслуживания граждан пожилого возраста" (научный отчет ЦИЭТИН, 1998).

Коэффициент пребывания ЛСВГ в учреждениях принимается на основе отраслевых стандартов или статистики фактической оборачиваемости единиц вместимости учреждений.

4.5 Нормы расчета при базовой и полной обеспеченности учреждениями социального обслуживания для городских и сельских поселений рекомендуется принимать по таблице Г.1 приложения Г.

4.6 Для расчета потребности в кадрах административного аппарата и методического отдела центров социального обслуживания рекомендуется использовать действующие ведомственные нормы согласно [6], часть из которых приведена в таблице Д.1 приложения Д.

4.7 В СП 35-106 приводятся средние по России значения расчетных показателей для формирования сети и типов учреждений социального обслуживания. Для регионов с резко выраженными отличиями (по демографии, условиям быта, экономики) возможна дополнительная коррекция этих показателей.

4.8 В зависимости от задач и вида градостроительной документации применяется один из двух методов расчета сети учреждений социального обслуживания.

метод сетевого расчета - определение полной (расчетной) вместимости учреждений (на стадии разработки территориальной комплексной схемы, генерального плана);

метод пообъектного расчета - определение полного перечня и размещение учреждений (на стадии проекта планировки и проекта застройки).

 

Сетевой расчет учреждений социального обслуживания

 

4.9 При сетевом расчете определяется потребность по следующим видам обслуживания:

социально-бытовое и социально-медицинское обслуживание;

медико-социальное обслуживание (на базе системы здравоохранения);

социально-реабилитационное оздоровительное и досуговое обслуживание;

социально-консультативное обслуживание;

специальное жилище;

специализированное обслуживание (лиц без определенного места жительства).

4.10 После расчета сети целесообразно сгруппировать часть учреждений в:

1) геронтологические, гериатрические, социально-оздоровительные центры - на базе стационарных учреждений;

2) центры территориального (дневного) социального обслуживания (пожилых людей) и комплексные центры (обслуживание всех нуждающих# в социальной поддержке слоев населения) - на базе нестационарных учреждений.

4.11 Социальное обслуживание может осуществляться:

а) в специализированных учреждениях, предназначенных специально для пожилых людей;

б) в комплексных учреждениях, предназначенных для всех категорий нуждающихся в социальной поддержке слоев населения (многодетные, инвалиды, лица без определенного места жительства и пр.). Настоящим СП определяется лишь та доля вместимости, которая приходится на лиц старших возрастных групп;

в) в учреждениях общего пользования, предназначенных для всех групп населения, в том числе и для ЛСВГ. Доля вместимости этих учреждений, относящаяся к лицам старших возрастных групп, определяется в [18].

4.12 Расчет сети учреждений социального обслуживания выполняется для двух типов территорий градостроительного планирования:

1) территория Российской Федерации или ее часть (два и более субъектов РФ), территория субъекта РФ (область, край и пр.) или ее часть - агломерация, пригородная зона, район, сельский округ;

2) городское поселение, административная единица или элемент планировочной структуры (крупного, крупнейшего, сверхкрупного) города.

4.13 Расчет системы учреждений социального обслуживания территории субъектов РФ включает:

определение вместимости сетей учреждений двух типов поселений - городских и сельских;

определение системы учреждений и центров межселенного социального обслуживания;

размещение главных центров и подцентров.

Пример расчета системы учреждений социального обслуживания территории субъекта РФ приведен в таблице Г.3 приложения Г.

4.14 Ориентировочный набор и вместимость учреждений социального обслуживания применительно для центров разного ранга приведены в табл. Г.4 приложения Г.

4.15 Расчет системы обслуживания в районе (сельском округе) рекомендуется проводить с учетом:

разновременной доступности учреждений центра района (округа);

функционально-технологической и отраслевой специфики различных групп учреждений.

4.16 Система социального обслуживания в районе (сельском округе) зависит от размера и конфигурации территории, от степени развития транспортной системы. В случае превышения расстояния 50 км от поселений до центрального поселения территории, что соответствует зоне 2-часовой транспортной доступности, необходимо (за пределами этой зоны) на основе существующих поселений предусмотреть размещение в них филиалов центров социального обслуживания.

4.17 Вместимость учреждений центра района (сельского округа) и подцентров рассчитывается с охватом всего населения района. Так как центральное поселение района обычно является самым крупным населенным пунктом в районе и обслуживает наибольшее количество населения, в нем располагается основной комплекс стационарных учреждений и система управления социальным обслуживанием.

4.18 Вместимость сети стационарных учреждений (домов-интернатов, учреждений медико-социального обслуживания, социально-оздоровительных центров), а также полустационарных учреждений (отделений пятидневного пребывания) подсчитывается по формуле

 

, (4.2)

 

где - вместимость стационарных учреждений;

Л - общая численность лиц старших возрастных групп района, тыс. чел.;

а - расчетный показатель обеспеченности учреждениями на 1 тыс.

ЛСВГ согласно таблице Г.1 приложения Г.

 

4.19 Вместимость сети нестационарных учреждений надомного обслуживания (включая социально-медицинское и индивидуально-договорное) следует определять по формуле

 

, (4.3)

 

где - вместимость нестационарных учреждений надомного обслуживания;

- численность лиц старших возрастных групп, проживающих в центральном поселении района (округа), и ЛСВГ, проживающих в зоне 30-минутной транспортной доступности центрального поселения;

- численность ЛСВГ, проживающих в пределах зон 30-60-минутной транспортной доступности;

- доля расчетного показателя обеспеченности учреждением социального обслуживания для , , проживающих в соответствующих зонах транспортной доступности;

- численность лиц старших возрастных групп, проживающих за пределами 60-минутной транспортной доступности;

- доля расчетного показателя обеспеченности учреждениями социального обслуживания для .

 

4.20 Вместимость сети нестационарных учреждений дневных форм обслуживания (включая срочного и консультационного), а также учреждений медико-социального обслуживания (гериатрические кабинеты) при амбулаторно-поликлинической системе здравоохранения подсчитывается по формуле

 

, (4.4)

 

 

где - вместимость нестационарных учреждений дневного обслуживания.

4.21 Вместимость прочих учреждений социального обслуживания (специальное жилище, досуг и столовые) следует определять по формуле

 

, (4.5)

 

Пример расчета системы социального обслуживания ЛСВГ сельских поселений приведен в таблице Г.5 приложения Г.

4.22 Расчет системы учреждений социального обслуживания города осуществляется в два этапа:

первый этап - расчет стационарной и полустационарной сети учреждений;

второй этап - расчет нестационарной сети.

Стационарные объекты рекомендуется определять на стадии разработки территориальных комплексных схем градостроительного планирования развития территорий субъектов РФ.

4.23 Нестационарные учреждения рассчитываются одним из двух вариантов:

по нормативам полной обеспеченности, с определением необходимого числа центров социального обслуживания - в новых жилых районах и в периферийных районах с низкой плотностью жилой застройки;

в виде мини-центров и комплексов с неполным набором учреждений (так называемым блок-модульным способом) дневного и надомного обслуживания - в исторических и других частях городов с плотной застройкой.

4.24 Для городов различной величины (классификация и численность населения - по Градостроительному кодексу) число центров социального обслуживания составляет:

 

     малые города (до 50 тыс. чел.)............................1-3
     средние города (50-100 тыс. чел.) ........................3-6
     большие города (100-250 тыс. чел.)........................6-9
     крупные города (250-1000 тыс. чел.).......................9-16
     крупнейшие города (1,0-3,0 млн. чел.).....................16-24
     сверхкрупные (свыше 3 млн. чел.)..........................более 24

 

Ориентировочное число ЦСО и состав их отделений приведены в таблице Г.6 приложения Г. При этом численность обслуживаемых ЛСВГ одним центром составляет:

1-5 тыс. ЛСВГ - для малых и средних городов;

10-30 тыс. ЛСВГ - для больших, крупных, крупнейших и сверхкрупных городов.

4.25 Для анализа эффективности центров социального обслуживания (ЦСО) можно применять качественно-количественную оценку по числу отделений, количеству предоставляемых услуг, используя методику, приведенную в таблице Г.7 приложения Г.

Пример расчета сети учреждений социального обслуживания в городе на примере района-новостройки с использованием ЦСО приведен в таблице Г.8 приложения Г.

 

Пообъектный расчет учреждений социального обслуживания

 

Традиционный способ расчета

 

4.26 Пообъектный расчет учреждений осуществляется в соответствии с результатами сетевого расчета (4.9-4.25) и предельной вместимостью учреждений, установленной в таблице В.1 приложения В.

4.27 Учреждения, входящие в состав центров ЦСО, учитываются на стадии сетевого расчета согласно таблице Г.6, а не входящие в состав ЦСО, - согласно таблице Г.9 приложения Г.

 

Блок-модульный способ расчета

 

4.28 Блок-модульный метод рекомендуется применять в малых городах и в сельских поселениях или при высокоплотной застройке с достаточно сформировавшейся системой социального обслуживания.

Блок-модульный метод характеризуется специализацией социальных работников по родственным видам услуг (бытового-доставочного, бытового-хозяйственного, досугового, оздоровительного, консультативно-правового), учетом сопоставимой частоты спроса, равной территориальной доступностью и сходными затратами времени на оказание услуг.

4.29 Типы блоков надомного обслуживания (БНО) и радиус обслуживания применяются в соответствии с таблицей 4.1.

 

Таблица 4.1

 

Тип блока Назначение блока Радиус
обслуживания
поселений, км,
городских/сельских
БНО.0 Для административных работников и
методического аппарата (руководителей,
заведующих отделениями, инструкторов
социальных работников)
До 3/5
БНО.1 Для социальных работников, обеспечивающих
доставку товаров и услуг в жилище ЛСВГ
До 1,5/3
БНО.2 Для социальных работников, оказывающих
помощь ЛСВГ по домашнему хозяйству
До 0,5/1
БНО.3 Для социальных работников, осуществляющих
сервисные услуги (написание писем,
прогулки, консультации и пр.)
До 1,5/3
БНО.4 Для услуг посреднического характера
(медицинских работников, правоведов,
психологов, педагогов)
До 0,5/1

4.30 Блок БНО.0 формируется согласно таблице Д.2 приложения Д. Выполнение персоналом блока БНО.0 преимущественно административных обязанностей позволяет размещать его безотносительно к зоне обслуживания.

Расчетные показатели для блоков БНО.1 - БНО.4 приведены в таблице Г.10 приложения Г. Размещение блоков БНО.1 и БНО.З, работники которых используют специальный транспорт, также не регламентируется. Необходимость, как минимум, двукратного ежедневного посещения блока БНО.2 его работниками обуславливает его доступность в пределах до 500 м.

4.31 Типы блоков дневного обслуживания (БДО) и радиус обслуживания рекомендуются в соответствии с таблицей 4.2.

 

Таблица 4.2

 

Тип блока Назначение блока Радиус
обслуживания, м
БДО.1 Для занятия досугом (любительская и
просветительская деятельность,
физкультура, активный и спокойный отдых и
т.п.)
До 1500
БДО.2 Для культурно-бытовых мероприятий,
медико-реабилитационных консультаций,
медицинских процедур
До 500
БДО.3 Для бытового и медико-оздоровительного
обслуживания
До 250

 

Нормы расчета блоков дневного обслуживания приведены в таблице Г.10 приложения Г.

4.32 С учетом примерно равной частоты посещений отдельных блоков дневных учреждений (отделений) и блоков надомных услуг клиентами целесообразно их объединение в следующие модули:

Модуль административно-организационного обеспечения сети учреждений надомно-дневного обслуживания - = БНО.0.

Модуль сервисного и досугового обслуживания - = БНО.3 + БДО.1. Радиус доступности - до 1,5 км.

Модуль доставочного и дневного обслуживания - = БНО.1 + БДО.2. Радиус обслуживания - до 500 м. Возможно кооперирование модуля с домами-интернатами, расположенными в селитебной зоне города.

Модуль медико-посреднических услуг - = БНО.4 + БДО.3. Радиус доступности - до 250 м. Возможна кооперация с учреждениями здравоохранения профилактического типа.

Модуль хозяйственно-бытовых услуг - = БНО.2. Радиус доступности - до 500 м.

 

5. Определение вместимости, полезной площади и мощности системы социального обслуживания

 

5.1 По итогам расчета сети учреждений социального обслуживания определяется общая численность обслуживаемых клиентов.

Одновременно выявляется вместимость учреждений системы, выраженная в различных единицах измерения - места, койки, посты, социальные работники, посадочные места и пр.

5.2 Общая полезная площадь системы обслуживания определяется суммой общих площадей помещений учреждений. При базовой обеспеченности общая площадь может быть определена с использованием показателей таблицы Г.2 приложения Г.

Удельный показатель общей площади на 1 тыс. ЛСВГ для города и села с учетом социальных, административных, хозяйственных и методических функций системы обслуживания приведен в таблице 5.1.

 

Таблица 5.1

 

Структура системы обслуживания Общая площадь, м2,
учреждений социального
обслуживания (при базовой
обеспеченности) на 1 тыс.
ЛСВГ
Городские
поселения
Сельские
поселения
Учреждения социального обслуживания 291 234
Административно-хозяйственные и
методические подразделения центра
социального обслуживания (аппарат ЦСО)
26 25
Здание органов социальной защиты населения 10 5
Всего 327 264

5.3 Для определения мощности системы социального обслуживания рекомендуется применять показатель (технологического) ресурса системы, выраженный численностью занятых работников социальной службы.

Перечень кадров обслуживающего персонала учреждений обслуживания приведен в таблице Д.1 приложения Д.

5.4 Удельный показатель мощности системы социального обслуживания ориентировочно составляет:

20/30 работников социальных служб на 1 тыс. ЛСВГ городских поселений соответственно при минимальной и полной обеспеченности учреждениями;

40/60 работника# социальных служб на 1 тыс. ЛСВГ сельских поселений.

5.5 При базовой (минимальной) обеспеченности учреждениями для каждой типологической группы поселений (при 17-25% ЛСВГ от численности населения) предлагается численность работников социальной службы на 1 тыс. ЛСВГ согласно таблице Д.2 приложения Д.

5.6 Состав работников социальной службы выражается наличием двух групп:

основные специалисты - социальные работники и специалисты по социальной работе; медицинские работники (врачи и сестры); консультанты в области психологии, юриспруденции; инструкторы по лечебной физкультуре, трудотерапии;

дополнительные работники - по организации питания, культработники, подсобные рабочие; административный аппарат.

Структура кадров работников учреждений социального обслуживания приведена в таблице Д.3 приложения Д, а структура групп специалистов при базовой обеспеченности учреждениями социального обслуживания - в таблице Д.4 приложения Д.

6. Размещение учреждений социального обслуживания

 

Общие требования

 

6.1 Размещение учреждений социального обслуживания следует осуществлять по итогам расчета, приведенного в 4.1-4.32 настоящего СП. Местоположение и зона обслуживания учреждений зависят от специализации, вместимости, частоты посещения и времени пребывания (обслуживания) в нем клиентов. При размещении учреждений следует учитывать:

а) для стационарных учреждений: необходимость укрупнения их в связи с оснащением сложным современным оборудованием и привлечением квалифицированных обслуживающих кадров; зависимость от сети медицинских стационарных учреждений;

б) для нестационарных учреждений надомного обслуживания: развитие сети торгово-бытового обслуживания и транспортной системы; плотность расселения, наличие амбулаторно-поликлинической сети;

в) для нестационарных учреждений дневного обслуживания и специального жилища: степень развития культурно-просветительных учреждений; природные и планировочные факторы; удельный вес пожилых людей с сохранившейся двигательной активностью.

6.2 К размещению учреждений социального обслуживания рекомендуется обращаться на трех последовательных этапах проектирования: градостроительного планирования развития территорий; разработки проекта планировки; составления проекта застройки.

6.3 На этапе градостроительного планирования развития территорий размещают суммарную вместимость специализированных учреждений по видам поселений (городскому и сельскому), по главным центрам частей территорий субъектов РФ.

К учреждениям обслуживания федерального уровня относятся:

специализированные центры лечебной профилактики (диагностики, реабилитации, лечения и отдыха);

научно-исследовательские и экспериментальные центры по проблемам геронтологии;

учебные заведения для подготовки и повышения квалификации кадров - специалистов социальной службы.

Перечисленные учреждения размещают с учетом сложившейся сети объектов.

Учреждения для лечения и отдыха размещают на территориях с наиболее благоприятными микроклиматическими, ландшафтными и санитарно-гигиеническими условиями.

В целях расширения зоны обслуживания учреждений федерального уровня целесообразно создание сети филиалов - консультативных центров с применением телекоммуникационных и электронных технологий.

К учреждениям территорий и частей субъектов Федерации относятся:

лечебно-профилактические центры, госпитали и больницы;

центры реабилитации, санатории и дома отдыха;

дома ветеранов профессиональных и творческих объединений;

многопрофильные культурно-информационные центры.

6.4 На этапе разработки проекта планировки - учреждения социального обслуживания распределяют по зонам города - жилой, рекреационной, а также по территории пригородной зоны города или в пределах территорий районов, сельских округов.

К учреждениям, распределяемым по функциональным зонам относятся:

специальные жилые дома;

дома-интернаты;

хосписы;

лечебно-профилактические и физкультурно-оздоровительные центры;

центры реабилитации;

центры социального обслуживания;

комплексы домов для лиц, не имеющих постоянного места жительства;

досуговые центры и центры занятости;

учреждения органов соцзащиты, включая органы областного и федерального уровней.

Параметры удаленности учреждений городского значения принимаются по СНиП 2.07.01.

6.5 В проектах застройки окончательно закрепляются участки учреждений социального обслуживания и их отделов, филиалов, а также предлагается объединение учреждений в комплексы и центры.

6.6 При выборе радиуса доступности учреждения обслуживания учитываются следующие правила:

для уникальных геронтологических центров - удаленность не регламентируется;

для стационарной сети (дома-интернаты, учреждения медико-социального обслуживания) - временная удаленность - не более 2 часов;

для нестационарной сети:

а) для учреждений надомного обслуживания - до 1,5 км в городских поселениях и до 10 км в сельских;

б) для учреждений дневного обслуживания - до 0,5 км и до 3 км соответственно;

в) для культурно-досуговых учреждений - до 1,5 км и до 3 км соответственно.

6.7 При блок-модульной организации надомно-дневного обслуживания следует придерживаться радиусов доступности, рекомендованных в таблицах 4.1 и 4.2.

6.8 На завершающей стадии проектного размещения учреждений следует дать предложения по комплексному формированию среды жизнедеятельности: выделение и благоустройство территорий общего пользования и пешеходных зон; размещение мест отдыха и площадок для занятий лечебной физкультурой; приспособление пешеходно-транспортных связей к потребностям маломобильных пожилых людей; размещение автостоянок; размещение системы общественных туалетов.

Размещение учреждений, центров и блоков социального обслуживания

 

6.9 При определении места размещения учреждений социального обслуживания следует учитывать дислокацию существующих и планируемых лечебно-профилактических учреждений, так как в стационарной сети учреждений социального обслуживания постоянно существует потребность в оказании консультативной помощи и проведении профилактических осмотров ЛСВГ специалистами лечебно-профилактических учреждений. В нестационарной сети рассредоточенность постов надомного (социально-медицинского) обслуживания требует минимизации передвижений социальных работников в системе "квартира (пост) - учреждение социального обслуживания - лечебное учреждение".

6.10 Центры социального обслуживания (ЦСО) следует размещать на жилых территориях, требующих полного предоставления социальных услуг надомного и дневного типа в объеме, предусмотренном постановлением Минтруда России [5].

Пример размещения ЦСО в новом развивающемся городском районе показан на рисунке 6.1.

Примечание - Расчет сети учреждений социального обслуживания приведен в таблице Г.8 приложения Г (район N 1 на 24 тыс. ЛСВГ).

 

6.11 Для сельских поселений рекомендуется (мини) ЦСО-V, рассчитанный на обслуживание 0,5-1 тыс. ЛСВГ, с числом постов надомного обслуживания 50-100 единиц, с малыми отделениями дневного обслуживания (10-25 мест), с комплексным отделением срочной помощи и консультаций.

6.12 Специальные жилые дома для ЛСВГ следует размещать в жилой застройке, с соблюдением принципов, изложенных в [9]:

расстояние до предприятий торгово-бытового назначения, а также до остановок общественного транспорта не должно превышать 500 м;

на пути к ним, как правило, не должно быть наземных переходов улиц с интенсивным движением транспорта.

 

РИС. 6.1. К СП 35-106-2003

 

6.13 Дома-интернаты для лиц старших возрастных групп следует размещать на жилой территории населенных мест.

Дома-интернаты для ветеранов труда допускается размещать при медико-санитарных частях производственных объектов.

Дома-интернаты для лиц творческих профессий и пансионаты рекомендуется размещать за городом при условии хорошей транспортной связи с городом.

6.14 Организацию поселка для персонала, обслуживающего дом-интернат, следует решать в соответствии с СНиП 2.07.01.

6.15 При размещении геронтологического центра следует учитывать его связь с научно-методическими учреждениями, поэтому его размещение в пригородной зоне возможно только при хорошем транспортном сообщении.

При размещении геронтологического центра в черте города в его составе можно предусматривать отделение дневного пребывания и отделение 5-дневного пребывания в соответствии с правилами, изложенными в [13].

6.16 Хосписы следует размещать в жилой или рекреационной зоне на участках, наиболее благоприятных по санитарно-гигиеническим условиям. При выборе участков необходимо обеспечить доступность проезда к хосписам больных и их родственников, близость к действующим больницам.

6.17 Дома сестринского ухода согласно [20] следует размещать на участках, наиболее благоприятных по санитарно-гигиеническим условиям, а также на территориях многопрофильных больниц.

Для домов сестринского ухода, размещаемых вне территории больниц, при выборе участков рекомендуется предусматривать транспортную доступность и близость к действующим больницам.

ГАРАНТ:

Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником

6.19 Для реконструируемых сложившихся жилых микрорайонов рекомендуется использовать блок-модульный метод размещения учреждений, расчет по которому приведен в 4.28-4.32.

Пример размещения блок-модулей нестационарных учреждений обслуживания в районе со сложившейся застройкой и системой общественного обслуживания приведен на рисунке 6.2.

Примечание - Расчет сети учреждений социального обслуживания приведен в таблице Г.8 приложения Г (район N 2 на 13,7 тыс. ЛСВГ).

 

Земельные участки учреждений социального обслуживания

 

6.20 Площадь земельных участков домов-интернатов, территориальных центров социального обслуживания рекомендуется принимать не менее установленной в таблице 6.1.

6.21 Размеры земельных участков хосписов и домов (отделений) сестринского ухода следует принимать в соответствии с таблицей 6.2.

 

Таблица 6.1

 

Типы зданий Площадь территории, м2 на 1
место, не менее
для
городского
поселения
для сельского
поселения
Дом-интернат общего типа и пансионат для
лиц старших возрастных групп
60 80
Психоневрологический дом-интернат 50 60
Дом-интернат для лиц, вышедших из мест
заключения
60 70
Территориальный центр социального
обслуживания
40 50

 

Таблица 6.2

 

Типы зданий Расчетный
норматив, м2
на 1 койку,
не менее
Площадь
земельного
участка, га
Хоспис 500 0,8-1,5
Геронтологический центр 100 2,0
Геронтопсихиатрический центр 100 2,0
Дом сестринского ухода 60 0,6-1,2

6.22 Размеры земельных участков медико-социальных, лечебно-консультативных центров без стационара следует принимать из расчета 0,1 га на 100 посещений в смену, но не менее 0,5 га на 1 объект.

Размеры земельных участков гериатрических центров, в структуре которых есть стационары и лечебно-консультативные отделения, следует принимать:

1) при расположении стационара и лечебно-консультативного отделения в одном здании - 150  на 1 койку;

2) при расположении лечебно-консультативного отделения в отдельностоящих зданиях - из расчета 0,1 га на 100 посещений в смену, но не менее 0,3 га на объект.

6.23 Размеры земельных участков специального жилища следует принимать в соответствии с таблицей 6.3.

Требования к обустройству территорий вблизи специальных жилых домов изложены в [18].

 

РИС. 6.2. К СП 35-106-2003

 

Таблица 6.3

 

Тип специализированного жилища Расчетный
норматив, м2 на
1 чел.
Площадь
земельного
участка, га
Специальный жилой дом с обслуживанием 125

100

125
0,6

0,5-1,0

1,25-1,5
Жилой комплекс для лиц старших
возрастных групп
125 2,5

6.24 Площадь участка для учреждений временного пребывания лиц без определенного места жительства следует принимать согласно СП 35-107 и по таблице 6.4.

 

Таблица 6.4

 

Показатель Учреждения обслуживания бездомных
Социальная
гостиница
Приют Дом ночного
пребывания
Центр
социальной
адаптации
Общая площадь,
м2/место
9,9 8,1 9,0 10,7

 


Свод правил по проектированию и строительству СП 35-106-2003 "Расчет и размещение учреждений социального обслуживания пожилых людей" (одобрен и рекомендован к применению постановлением Госстроя РФ от 22 сентября 2003 г. N 166)


Текст документа приводится по официальному изданию Госстроя России (Москва, 2003 г.)


1 Разработан ФГУП "Научно-проектный институт учебно-воспитательных, торгово-бытовых и досуговых зданий" (ФГУП "Институт общественных зданий") Госстроя России


2 Внесен Департаментом по делам ветеранов, пожилых людей и приема населения Минтруда России


3 Представлен Управлением архитектуры и Управлением технического нормирования, стандартизации и сертификации в строительстве и ЖКХ Госстроя России


4 Одобрен и рекомендован к применению в качестве нормативного документа Системы нормативных документов в строительстве постановлением Госстроя России от 22 сентября 2003 г. N 166


5 Введен впервые


Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.