Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 5 марта 2018 г. N Ф06-30110/18 по делу N А06-3162/2017

Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 5 марта 2018 г. N Ф06-30110/18 по делу N А06-3162/2017

 

г. Казань

 

05 марта 2018 г.

Дело N А06-3162/2017

 

Резолютивная часть постановления объявлена 01 марта 2018 года.

Полный текст постановления изготовлен 05 марта 2018 года.

 

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Хабибуллина Л.Ф.,

судей Егоровой М.В., Мухаметшина Р.Р.,

в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Астраханской области

на решение Арбитражного суда Астраханской области от 20.09.2017 (судья Плеханова Г.А.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.11.2017 (председательствующий судья Землянникова В.В., судей Комнатная Ю.А., Кузьмичев С.А.)

по делу N А06-3162/2017

по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ГидроТранс" (ОГРН 1123023001067, ИНН 3023003370) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Астраханской области о признании недействительным и отмене решения и обязании устранить допущенные нарушения, заинтересованные лица: учредитель общества с ограниченной ответственностью "ГидроТранс" Пашаев Джамалдин Эмирмагомедович; Управление Федеральной налоговой службы по Астраханской области, третье лицо - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Астраханской области,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью "ГидроТранс" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с заявлением признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Астраханской области (далее - инспекция) от 22.12.2016 N 8633А и обязании устранить допущенные нарушения прав.

Решением Арбитражного суда Астраханской области от 30.03.2017 заявленные требования удовлетворены.

Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.11.2017 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

В кассационной жалобе инспекция просит отменить принятые судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.

Проверив законность обжалуемых актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.

Как усматривается из материалов дела, 15.12.2016 в регистрирующий орган поданы документы о государственной регистрации изменений в учредительные документы по форме N Р13001 в части юридического адреса общества.

В данной форме заявления Р13001 общество указало, что адресом постоянного действующего исполнительного органа юридического лица, по которому осуществляется связь с юридическим лицом, является: 416425, Лиманский район, с. Оля, ул. Чкалова, дом 27.

Инспекцией вынесено решение от 22.12.2016 N 8633А об отказе в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы общества на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ), мотивировав тем, что в заявлении нечетко определен адрес юридического лица - не содержится информация о литере строения.

Решением Управления Федеральной налоговой службы по Астраханской области от 09.02.2017 N 17-Г, принятым по результатам рассмотрения апелляционной жалобы общества, решение инспекции оставлено без изменений.

Не согласившись с вынесенным решением инспекции, общество обратилось в арбитражный суд.

Удовлетворяя заявленные требования, суды правомерно исходили из следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 51 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, определяемом законом о государственной регистрации юридических лиц. Согласно части 2 статьи 4 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон N 14-ФЗ) место нахождения общества определяется местом его государственной регистрации.

Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при внесении изменений в их учредительные документы, а также в связи с ведением государственных реестров - Единого государственного реестра юридических лиц и Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей регулируются Законом N 129-ФЗ.

Согласно пункту 2 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункту 2 статьи 8 Закона N 129-ФЗ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования). Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа.

В соответствии с подпунктом "в" пункта 1 статьи 5 Закона N 129-ФЗ в едином государственном реестре юридических лиц содержатся следующие сведения и документы о юридическом лице: адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом.

Согласно пункту 1 статьи 17 названного Закона для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в единый государственный реестр юридических лиц по форме N Р13001, решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица, изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, документ об уплате государственной пошлины.

В данном случае основанием для отказа регистрирующего органа во внесении изменений в Единый государственный реестр юридических лиц в отношении местонахождения общества явилась установленная инспекцией недостоверность сведений об адресе общества, так как в заявлении общества не указан конкретный литер объекта недвижимости, в котором будет размещаться соответствующее юридическое лицо, то есть указан неполный адрес, тогда как форма N Р13001 заявления предусматривает такую возможность детализации адреса.

Подпунктом "р" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ предусмотрено, что отказ в государственной регистрации допускается при наличии у регистрирующего органа подтвержденной информации о недостоверности содержащихся в представленных в регистрирующий орган документах сведений, предусмотренных подпунктом "в" пункта 1 статьи 5 Закона N 129-ФЗ.

Вместе с тем судами при рассмотрении данного дела установлено, что документы, представленные обществом на государственную регистрацию, отвечают требованиям законности и достоверности содержащейся в ней информации. Инспекцией не представлено доказательств присвоения в установленном с. Оля Астраханской области порядке отдельных адресов зданиям, расположенным по адресу Астраханская область, Лиманский район, с. Оля, ул. Чкалова, дом 27 соответствующих литерных обозначений. Как указали суды "Литер" не является адресообразующим элементом либо дополнением к обязательным адресообразующим элементам. "Литер" - это буквенное обозначение зданий, строений, сооружений в инвентаризационно-технической документации и необходим исключительно для технического учета объекта, является элементом технического описания объекта и не составной частью почтового адреса.

При этом суды сослались также на письмо администрации муниципального образования "Олинский сельсовет" от 29.05.2017 N 349, из которого следует, что адрес общества с ограниченной ответственностью "ТрансМорПорт" (далее - общество "ТрансМорПорт"), по которому будет располагаться заявитель по договору аренды от 30.08.2016 N 2, представляет следующую структуру: 416425 (индекс), Астраханская область (субъект Российской Федерации), Лиманский район (муниципальный район), с. Оля (наименование населенного пункта), ул. Чкалова (наименование улицы), д. 27 (номер дома). Таким образом, номерная часть адреса состоит лишь из цифр. Литера строений обществом "ТрансМорПорт" использованы для целей технического учета в ФГУП "Ростехинвентаризация" Астраханский филиал Лиманское отделение и в структуру адреса не входит

Из представленных заявителем на регистрацию документов на нежилое помещение, в котором будет располагаться заявитель, усматривается адрес: 416425, Лиманский район, с. Оля, ул. Чкалова, д. 27.

В соответствии с пунктом 1.1 договора аренды от 30.08.2016 N 2 арендодатель (общество "ТрансМорПорт") передает, а арендатор (общество) принимает во временное владение и пользование часть нежилого помещения в административном здании, расположенном по адресу: 416425, Лиманский район, с. Оля, ул. Чкалова, дом. 27, общей площадью 12,0 кв.м, для использования в качестве офиса сроком на 11 месяцев.

Письмом от 02.12.2016 N 37 общество "ТрансМорПорт" подтвердило, что 30.08.2016 между обществом "ТрансМорПорт" и заявителем заключен договор аренды нежилого помещения от 30.08.2016 N 2 по 416425, Лиманский район, с. Оля, ул. Чкалова, дом. 27, общей площадью 12,0 кв.м.

Из протокола осмотра объекта недвижимости от 19.12.2016 установлено, что осматриваемое помещение находится на первом этаже осматриваемого двухэтажного административного строения. Собственником данного строения является общество "ТрансМорПорт" (свидетельство о государственной регистрации права от 28.10.2005 N 30 АА 023190). На входе имеется вывеска с наименованием организации общество "ГидроТранс". На момент осмотра в помещении находится представитель общества "ГидроТранс". В помещении имеется два рабочих стола, компьютер и оргтехника, три шкафа и сейф. В ходе осмотра данная организация находится по осматриваемому адресу и осуществляет свою деятельность.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 61 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица" при рассмотрении споров, связанных с отказом в государственной регистрации юридического лица, арбитражным судам необходимо принимать во внимание, что регистрирующий орган на основании подпункта "р" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ вправе отказать в государственной регистрации при наличии подтвержденной информации о недостоверности представленных сведений об адресе юридического лица, то есть о том, что такой адрес был указан без намерения использовать его для осуществления связи с юридическим лицом.

Инспекцией в ходе проверки установлено, что по указанному адресу находятся 10 организаций, а именно, общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Олинский", "СП-Шиппинг", "ТрансМорПорт", "Оля-Лес-Экспорт", "Астерия", "Оля-Техсервис" ВУДЭКСПОРТ", закрытые акционерные общества "Порт Оля", "Олинский навалочный терминал", открытое акционерное общество "Олинский нефтехимический терминал".

Однако доказательств того, что связь с ними по этому адресу невозможна, в частности, наличие возвращенной корреспонденции, регистрирующим органом в материалы дела не представлено.

Кроме того, из письма начальника Оля ОПС Платицина Г.А. следует, что в почтовом отделении связи Оля по доверенностям получают почтовые отправления следующие юридические лица: общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Олинский", "СП-Шиппинг", "ТрансМорПорт", "Оля-Лес-Экспорт", "Оля-Техсервис", "ВУДЭКСПОРТ", открытое акционерное общество "Олинский нефтехимический терминал".

Суды, оценив совокупность всех обстоятельств, установленных в ходе судебного разбирательства, пришли к выводу о том, что адресом объекта недвижимости, в котором расположено общество, является адрес: Российская Федерация, Астраханская область, Лиманский район, с. Оля, ул. Чкалова, д 27. При этом общество фактически располагается по заявленному им юридическому адресу.

Кроме того, в соответствии с приказом Федеральной налоговой службы от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@, почтовые и иные данные о юридическом лице, необходимые для контакта с ним, включают в себя следующие реквизиты: субъект России, районное деление, город (иной населенный пункт), улица (ее тип: проспект, переулок, бульвар, шоссе и тому подобное), номер дома (владения, строения), номер офиса (квартиры), а также контактный телефон.

Согласно приложению 20 к данному приказу, пункту 5.6 раздела V (требования к оформлению формы N Р13001) в листе "Б" заявления "Сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом" заполняется с учетом положений пункта 2.3 настоящих Требований.

В соответствии с пунктом 2.3 Требований в пунктах 2.3-2.9 заявления (район, город, населенный пункт, улица, дом, корпус, квартира (офис) показатели заполняются при наличии в адресе сведений о соответствующем элементе путем обязательного заполнения двух полей. В первом указывается тип адресного объекта, во втором, соответственно, наименование или номер адресного объекта.

Таким образом, приказ не содержит положений, обязывающих заполнять заявителем сведения о литере адреса.

При таких обстоятельствах достаточных правовых оснований полагать, что обществом представлены в налоговый орган недостоверные сведения или не представлены сведения, необходимые для внесения изменений, не имеется.

Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, судебной коллегией рассмотрены и отклоняются, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм права, а сводятся лишь к переоценке установленных по делу обстоятельств. Все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судами установлены, все доказательства исследованы и оценены. Переоценка исследованных судами доказательств в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции. Поэтому оснований для удовлетворения жалобы и отмены обжалуемых судебных актов не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Астраханской области от 20.09.2017 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.11.2017 по делу N А06-3162/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Астраханской области - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

 

Председательствующий судья

Л.Ф. Хабибуллин

 

Судьи

М.В. Егорова
Р.Р. Мухаметшин

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Налоговый орган отказал в госрегистрации изменения юридического адреса организации. Причина - в заявлении не указана литера строения.

Суд округа согласился с предыдущими инстанциями, посчитавшими такой отказ неправомерным.

Литера - это буквенное обозначение, которое необходимо исключительно для технического учета и не является составной частью почтового адреса.

В ходе осмотра было установлено, что юрлицо фактически располагается по заявленному адресу.

При таких обстоятельствах нет достаточных оснований полагать, что заявителем представлены недостоверные данные или не представлены сведения, необходимые для внесения изменений.