Постановление Правительства Москвы от 8 сентября 2009 г. N 945-ПП "О дополнительных мерах по профилактике ксенофобии и этнополитического экстремизма в молодежной среде города Москвы"

Постановление Правительства Москвы от 8 сентября 2009 г. N 945-ПП
"О дополнительных мерах по профилактике ксенофобии и этнополитического экстремизма в молодежной среде города Москвы"


В Правительстве Москвы предпринимаются комплексные меры по поддержанию социальной стабильности в сфере межэтнических отношений. Реализуются городские целевые программы "Столица многонациональной России" на 2008-2010 гг., утвержденная постановлением Правительства Москвы от 4 декабря 2007 г. N 1050-ПП, "Молодежь Москвы" (2007-2009 гг.), утвержденная постановлением Правительства Москвы от 11 сентября 2007 г. N 778-ПП, в которых предусмотрены разделы и мероприятия по профилактике ксенофобии и экстремизма в молодежной среде.

Вместе с тем реалии экономической и социально-политической ситуации в городе Москве оказывают негативное влияние на состояние социальной стабильности в сфере межэтнических отношений и обусловливают необходимость корректировки в расстановке приоритетов и дополнительных мер по поддержанию гражданского мира в городе Москве.

В целях повышения эффективности деятельности органов исполнительной власти города Москвы по достижению целей государственной национальной политики в молодежной среде Правительство Москвы постановляет:

1. Создать постоянно действующие межведомственные рабочие группы при префектурах административных округов города Москвы по вопросам межэтнических отношений, формирования гражданской солидарности, противодействия экстремизму в молодежной среде (далее - Рабочие группы).

2. Утвердить Положение о постоянно действующих межведомственных рабочих группах при префектурах административных округов города Москвы по вопросам межэтнических отношений, формирования гражданской солидарности, противодействия экстремизму в молодежной среде (приложение).

3. Установить, что финансирование расходов на деятельность Рабочих групп осуществляется в пределах текущих расходов префектур административных округов города Москвы и средств, выделяемых Комитету межрегиональных связей и национальной политики города Москвы на реализацию пункта 1 раздела 5 Городской целевой программы "Столица многонациональной России" на 2008-2010 гг.

4. Признать целесообразным участие в деятельности Рабочих групп на постоянной основе национальных и межнациональных общественных объединений, а также Департамента семейной и молодежной политики города Москвы, Департамента культуры города Москвы, Департамента образования города Москвы, Департамента труда и занятости населения города Москвы, Департамента физической культуры и спорта города Москвы, Комитета общественных связей города Москвы, Главного управления внутренних дел по городу Москве, Управления Федеральной миграционной службы по г. Москве.

5. Руководителям правоохранительных органов, органов исполнительной власти города Москвы (п. 4) в течение месяца определить уполномоченных представителей для работы в составе Рабочих групп и представить предложения префектам административных округов города Москвы.

6. Комитету межрегиональных связей и национальной политики города Москвы до 25 сентября 2009 г. создать на базе Государственного учреждения города Москвы "Московский дом национальностей" в рамках штатного расписания и в качестве структурного подразделения Московский центр интеграции вместо Московского городского общественного центра культуры мира.

7. Возложить на Московский центр интеграции функции организационно-методического, материально-технического обеспечения деятельности Рабочих групп. 

8. Признать утратившими силу пункты 3, 4, 5 постановления Правительства Москвы от 30 ноября 1999 г. N 1100 "Об утверждении Комплексной городской программы "Москва на пути к культуре мира (основные направления)" и создании Московского городского общественного центра культуры мира".

9. Префектурам административных округов города Москвы:

9.1. Определить состав Рабочих групп. 

9.2. Возложить функции по руководству и контролю за деятельностью Рабочих групп на заместителей префектов административных округов города Москвы.

9.3. Совместно с Комитетом межрегиональных связей и национальной политики города Москвы:

- провести мониторинг этноконтактной ситуации по каждому району;

- разработать окружные программы противодействия ксенофобии и этнополитическому экстремизму с учетом специфики этноконтактной ситуации.

9.4. Ежеквартально начиная с IV квартала 2009 г. направлять в Комитет межрегиональных связей и национальной политики города Москвы информацию о проведении в округе мероприятий по профилактике ксенофобии и развитию межэтнического взаимопонимания.

10. Комитету межрегиональных связей и национальной политики города Москвы:

10.1. Разработать и представить в первом полугодии 2010 г. в установленном порядке в Правительство Москвы проект концепции реализации государственной национальной политики в городе Москве.

10.2. Обеспечить взаимодействие Рабочих групп с органами исполнительной власти города Москвы, Московским центром интеграции, Советом по делам национальностей при Правительстве Москвы, Союзом студенческих землячеств и координацию их совместной работы.

10.3. Обеспечить широкое обсуждение в обществе, в том числе в сети Интернет, нравственных ориентиров и моральных основ московского городского сообщества с целью выработки и последующего распространения рекомендательного свода общественных нормативов повседневного поведения в городе Москве.

10.4. Осуществлять взаимодействие с изданиями, ориентированными на молодежную среду, с целью способствования утверждению в молодежном сообществе принципов гражданской солидарности и межнационального согласия.

10.5. Совместно с Департаментом семейной и молодежной политики города Москвы и Комитетом общественных связей города Москвы организовать и провести форум общественных объединений молодежи, приуроченный ко Дню народного единства, с целью выработки и принятия документа о сотрудничестве институтов гражданского общества в деле укрепления гражданского мира и межнационального согласия.

10.6. Совместно с Комитетом по телекоммуникациям и средствам массовой информации города Москвы проводить регулярный мониторинг средств массовой информации на предмет наличия ксенофобии для принятия мер в установленном законодательством порядке.

10.7. Совместно с Комитетом по связям с религиозными организациями города Москвы привлекать представителей основных конфессий к участию в мероприятиях, связанных с профилактикой ксенофобии и экстремизма.

11. Департаменту образования города Москвы:

11.1. В организации работы органов ученического самоуправления уделять особое внимание формированию среди детей и учащейся молодежи идей межнационального согласия и гражданской солидарности через школьные службы примирения, деятельность которых направлена на профилактику конфликтных ситуаций, в том числе на этнической почве.

11.2. Совместно с Государственным учреждением города Москвы "Московский дом национальностей" обеспечить проведение в общеобразовательных учреждениях системы Департамента образования города Москвы вечеров, фестивалей, смотров национальных культур, способствующих развитию межэтнической толерантности, с участием представителей родительской общественности, национальных общественных объединений.

11.3. Организовать проведение на регулярной основе в образовательных учреждениях системы Департамента образования города Москвы уроков интернационального воспитания.

11.4. Совместно с Общественной палатой по образованию в городе Москве, Городским советом молодых педагогов, Советом родительской общественности г. Москвы обсудить и разработать меры по профилактике проявлений ксенофобии и экстремизма среди учащихся города Москвы.

11.5. Совместно с Комитетом межрегиональных связей и национальной политики города Москвы:

- разработать методическое пособие "Формы и методы противодействия ксенофобии и этнополитическому экстремизму" для координаторов работы с молодежью органов исполнительной власти города Москвы и городских организаций;

- обеспечить проведение курсов для педагогических работников общеобразовательных учреждений системы Департамента образования города Москвы по теме интернационального воспитания.

12. Департаменту семейной и молодежной политики города Москвы совместно с Комитетом межрегиональных связей и национальной политики города Москвы, префектурами административных округов города Москвы провести комплексную и системную работу по предупреждению конфликтных ситуаций на территории студенческих общежитий.

13. Предложить ректорам высших учебных заведений, входящих в Совет ректоров вузов Москвы и Московской области, ввести в штатное расписание администраций студенческих общежитий должность специалиста по воспитательной работе.

14. Комитету по телекоммуникациям и средствам массовой информации города Москвы:

14.1. При формировании Городской целевой программы создания отечественных телефильмов на 2011-2013 гг. предусмотреть возможность производства телевизионного художественного фильма, посвященного теме межэтнического согласия.

14.2. При рассмотрении сценариев на производство телевизионных художественных фильмов учитывать наличие в них примеров позитивного межэтнического взаимодействия.

15. Департаменту культуры города Москвы при проведении общегородских мероприятий предусматривать акции, направленные на популяризацию национально-культурных традиций народов Российской Федерации.

16. Просить ГУВД по г. Москве, УФМС России по г. Москве:

16.1. Оказывать содействие Рабочим группам и направить для участия в них своих представителей.

16.2. Провести разъяснительную работу с личным составом с целью недопущения со стороны сотрудников милиции в общении высказываний и действий дискриминационного характера по признакам пола, возраста, расы, национальности, языка, гражданства, социального, имущественного или семейного положения, политических или религиозных предпочтений.

17. Просить Прокуратуру г. Москвы:

17.1. Усилить меры надзора за соблюдением прав и свобод человека, принимать оперативные меры прокурорского реагирования в случае выявления ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

17.2. Ориентировать органы предварительного следствия на объективное и всестороннее расследование обстоятельств совершения преступлений, обращая особое внимание на соответствие квалификации виновных в противоправных действиях фактическим обстоятельствам уголовного дела.

18. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам межрегионального сотрудничества, спорта и туризма Байдакова С.Л.


Мэр Москвы

Ю.М. Лужков


Приложение
к постановлению Правительства Москвы
от 8 сентября 2009 г. N 945-ПП


Положение
о постоянно действующих межведомственных рабочих группах при префектурах административных округов города Москвы по вопросам межэтнических отношений, формирования гражданской солидарности, противодействия экстремизму в молодежной среде


1. Общие положения


1.1. Положение о постоянно действующих межведомственных рабочих группах при префектурах административных округов города Москвы по вопросам межэтнических отношений, формирования гражданской солидарности, противодействия экстремизму в молодежной среде (далее - Положение) разработано во исполнение постановления Правительства Москвы от 4 декабря 2007 г. N 1050-ПП "О городской целевой программе "Столица многонациональной России" на 2008-2010 гг.".

1.2. Настоящее Положение определяет правовые и организационные основы деятельности межведомственных рабочих групп при префектурах административных округов города Москвы по вопросам межэтнических отношений, формирования гражданской солидарности, противодействия экстремизму в молодежной среде города Москвы (далее - Рабочие группы), а также в целях содействия процессам межэтнической интеграции, утверждения межнационального согласия и межконфессиональной толерантности в молодежной среде на территории административных округов города Москвы.

1.3. Рабочие группы осуществляют подготовку и проведение на территории административных округов города Москвы мероприятий по содействию процессам межэтнической интеграции, утверждению межнационального согласия и межконфессиональной толерантности, а также по профилактике локальных межэтнических конфликтов в молодежной среде.


2. Основные понятия, используемые в Положении


2.1. Межэтнические отношения - межгрупповые или межличностные отношения, определяемые принадлежностью их участников к той или иной национальности.

2.2. Межэтнический конфликт - социальный межгрупповой конфликт, в котором хотя бы одна из сторон самоорганизуется или мобилизуется по этническому принципу или от имени этнической общности.

2.3. Проявления ксенофобии (в сфере межэтнических отношений) - нетерпимость, враждебность или неприязнь к кому-либо или чему-либо инокультурному, инонациональному.

2.4. Проявления экстремизма (в сфере межэтнических отношений):

- возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни;

- пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;

- нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;

- совершение преступлений по мотивам, указанным в пункте "е" части первой статьи 63 Уголовного кодекса Российской Федерации;

- пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения;

- публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения;

- организация и подготовка указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению;

- финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в том числе путем предоставления учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг;

- действия организаций либо физических лиц по планированию, организации, подготовке и совершению действий, направленных на возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды.

2.5. Гражданская солидарность - осознание гражданами России общей государственной и культурно-исторической общности вне зависимости от языковой, религиозной и этнической принадлежности на основе уважения прав и свобод человека и гражданина. Может пониматься как антоним ксенофобии, которая проявляется в агрессивном поведении, неприязни на бытовом уровне людей по отношению к представителям иных этнических общностей.

2.6. Национальные общественные объединения - общественные объединения, созданные в соответствии с федеральным законодательством, в том числе федеральными законами от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях", от 17 июня 1996 г. N 74-ФЗ "О национально-культурной автономии", от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", и зарегистрированные в установленном порядке в качестве юридических лиц, а также общественные объединения, действующие на территории города Москвы без регистрации в качестве юридического лица и осуществляющие свою деятельность по защите интересов и прав своих членов в национальной, культурной и социальной сферах, а также иную деятельность, имеющую национально-культурную направленность.


3. Организация работы Рабочих групп


3.1. Рабочая группа формируется на основании распоряжения префектуры административного округа города Москвы и обеспечивает координацию работы на территории административного округа города Москвы.

3.2. Распоряжением префектуры утверждается состав Рабочей группы, ее руководитель, порядок работы горячей линии (номер контактного телефона, почтовый адрес и адрес электронной почты) для приема обращений граждан и организаций по вопросам межэтнических отношений, определяется механизм по информированию населения о деятельности Рабочей группы через окружные и районные средства массовой информации.

3.3. В состав Рабочей группы входят:

- члены экспертной группы при Комитете межрегиональных связей и национальной политики города Москвы (профильные специалисты в сфере этноконфликтологии и социологии, имеющие опыт решения межэтнических конфликтов);

- представители Департамента семейной и молодежной политики города Москвы, Департамента образования города Москвы, Департамента труда и занятости города Москвы, Комитета межрегиональных связей и национальной политики города Москвы, Комитета общественных связей города Москвы;

- члены Совета по делам национальностей при Правительстве Москвы;

- представители Общественного совета административного округа города Москвы, профильных общественных организаций и объединений, осуществляющих свою деятельность на территории административного округа города Москвы;

- представители органов местного самоуправления;

- представители религиозных организаций;

- ответственные работники префектур и управ районов административного округа города Москвы;

- специалисты органов исполнительной власти города Москвы, курирующих работу организаций, привлекающих трудовых мигрантов;

- представители окружных отделений УФМС России по г. Москве;

- представители окружных подразделений ГУВД по г. Москве;

- представители других органов, учреждений и организаций по согласованию.

3.4. Организационно-техническое обеспечение деятельности Рабочей группы осуществляется префектурой административного округа города Москвы при содействии Московского центра интеграции.

3.5. Место и дата проведения заседаний Рабочей группы определяются ее руководителем.

3.6. Заседания Рабочей группы проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал.

3.7. Заседание Рабочей группы считается правомочным, если на нем присутствует не менее 2/3 от числа ее членов.

3.8. Заседания Рабочей группы оформляются протоколом, в котором отражается решение Рабочей группы по рассматриваемому вопросу. Протокол подписывается секретарем Рабочей группы, утверждается руководителем Рабочей группы или его заместителем.

3.9. Решение Рабочей группы принимается большинством голосов от числа присутствующих на заседании членов Рабочей группы.

3.10. Повестка дня очередного заседания Рабочей группы утверждается на текущем заседании.


4. Основные задачи Рабочей группы


4.1. Мониторинг этноконтактной ситуации в административном округе города Москвы.

4.2. Обобщение информации от граждан и организаций по вопросам этноконтактной ситуации в молодежной среде.

4.3. Разработка предложений по содержательному наполнению мероприятий на районном, окружном, межрайонном, межокружном и городском уровнях, направленных на содействие процессам межэтнической интеграции, утверждения межнационального согласия, межконфессиональной толерантности и профилактику локальных межэтнических конфликтов в молодежной среде на территории административного округа города Москвы, в том числе:

- на формирование у различных групп единого представления об общих позитивных подходах к решению насущных проблем общественного взаимодействия в городском сообществе и совместных действиях по их решению (в сфере организации досуга, развития социальной инфраструктуры, обеспечения общественного порядка и т.п.);

- на привлечение к участию в мероприятиях представителей неформальных общинных структур этнических групп и групп, подверженных идеям агрессивного национализма, представителей разных сообществ, живущих в рамках единого территориального образования, с целью создания канала обмена двусторонней объективной благожелательной информацией, формирования сближающих целей в решении вопросов межэтнического взаимопонимания;

- на организацию волонтерского корпуса (добровольческого актива) в интересах реализации задач государственной национальной политики в городе Москве в различных районах административного округа города Москвы.

4.4. Оперативное взаимодействие со средствами массовой информации в целях объективного описания проводимых мероприятий и изложения достоверных фактов о ситуации.

4.5. Оперативное реагирование на конфликтную ситуацию с целью предотвращения ее эскалации.


5. Права Рабочей группы


Рабочая группа в соответствии со своими задачами имеет право:

5.1. Анализировать информацию правоохранительных органов о правонарушениях на этнической почве на территории административного округа города Москвы.

5.2. Запрашивать информацию у руководителей учебных заведений, находящихся на территории административного округа города Москвы, о работе по снижению уровня этноконтактной напряженности среди учащейся молодежи.

5.3. Проводить опросы жителей города Москвы и лиц, временно пребывающих на территории города Москвы, по вопросам межэтнического взаимодействия.


6. Меры ответственности и контроль


6.1. Рабочие группы ежеквартально направляют отчет о проделанной работе, включая копии протоколов заседаний, в Комитет межрегиональных связей и национальной политики города Москвы.

6.2. Члены Рабочих групп несут ответственность за нарушение конфиденциальности полученных служебных сведений, в том числе по степени социальной напряженности, согласно действующему законодательству.


При префектурах административных округов созданы постоянно действующие межведомственные рабочие группы по вопросам межэтнических отношений, формирования гражданской солидарности, противодействия экстремизму в молодежной среде.

Группы разрабатывают предложения по мероприятиям, направленным на содействие межэтнической интеграции, межконфессиональной толерантности, профилактику локальных межэтнических конфликтов в молодежной среде. Кроме того, межведомственные рабочие группы взаимодействуют со СМИ в целях описания проводимых мероприятий.

В городе предполагается организовать работу по утверждению в молодежной среде гражданской солидарности и межнационального согласия.


Постановление Правительства Москвы от 8 сентября 2009 г. N 945-ПП "О дополнительных мерах по профилактике ксенофобии и этнополитического экстремизма в молодежной среде города Москвы"


Текст постановления опубликован в "Вестнике Мэра и Правительства Москвы", сентябрь 2009 г., N 53 (дата выхода номера в свет 22.09.09)


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение

Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.