Проект федерального закона N 16427-3 "О лицензировании телевизионного вещания, радиовещания и вещания дополнительной информации в Российской Федерации" (внесен депутатами ГД Булавиновым В.Е., Ветровым К.В., Комиссаровым В.Я., Лебедевым И.В., Кравцом А.А., Астраханкиной Т.А., Коваленко П.И.) (утратил силу)

Проект федерального закона N 16427-3
"О лицензировании телевизионного вещания, радиовещания и вещания дополнительной информации в Российской Федерации"

 

Досье на проект федерального закона

 

См. пояснительную записку
    финансово-экономическое обоснование

 

 Глава I.      Общие положения                                         
 Глава II.     Порядок  выдачи  лицензии  и  продления срока действия  
               лицензии                                                
 Глава III.    Конкурс на получение лицензии на вещание                
 Глава IV.     Переоформление документов                               
 Глава V.      Телерадиовещание без лицензии на вещание                
 Глава VI.     Контроль и надзор                                       
 Глава VII.    Государственный реестр                                  
 Глава VII.    Порядок взимания  платы  за  рассмотрение  заявлений о  
               выдаче, переоформлении, внесении изменений в лицензии   
 Глава VIII.   Заключительные положения                                

 

Глава I. Общие положения

 

Статья 1. Сфера применения настоящего Федерального закона

 

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с лицензированием телевизионного вещания, радиовещания и вещания дополнительной информации в Российской Федерации, порядок и условия выдачи и отказа в выдаче, продлении срока действия, переоформления, признания аннулированным и аннулирования лицензии на осуществление телевизионного вещания, радиовещания или вещания дополнительной информации в Российской Федерации, а также контроля и надзора за соблюдением лицензионных требований и условий.

 

Статья 2. Основные понятия

Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:

лицензия - решение (право) на осуществление телевизионного вещания, радиовещания и вещания дополнительной информации при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выдаваемое лицензирующим органом, на бланке, имеющем степень защищенности на уровне ценной бумаги, учетную серию и номер и являющимся документом строгой отчетности;

лицензионные требования и условия - совокупность установленных настоящим Федеральным законом требований и условий, включенных в лицензию и нашедших свое отражение в документе, подтверждающем наличие лицензии, выполнение которых обязательно при осуществлении телевизионного вещания, радиовещания и вещания дополнительной информации;

телерадиовещание - распространение с использованием электромагнитных волн телевизионных программ (телевизионное вещание), звуковых программ (радиовещание) и дополнительной информации, осуществляемое по эфиру (наземным или спутниковым передатчиком) или по кабельным (проводным, цифровым компьютерным и иным) сетям в открытой или закодированной форме, предназначенное для индивидуального приема неограниченным кругом лиц;

вещание дополнительной информации - распространение с использованием электромагнитных волн буквенной, цифровой, графической, звуковой информации, не связанной с содержанием основной программы, передаваемая в составе телерадиовещательного сигнала и предназначенная для индивидуального приема неограниченным кругом лиц;

радиочастотный канал - полоса частот, существующая независимо от использования, имеющая свои характеристики (несущая частота, нелинейное искажение и т.д.), предназначенная для распространения теле- или радиопрограмм, теле- или радиопередач, дополнительной информации;

лицензиат - юридическое лицо (вне зависимо от форм собственности) или физическое лицо, зарегистрированное в качестве предпринимателя, получившее в установленном порядке лицензию и осуществляющее телевизионное вещание, радиовещание или вещание дополнительной информации;

территория, покрываемая вещанием - территория, на которой расчет уровень распространяемого сигнала соответствующим требованиям действующих стандартов и норм и на которой при осуществлении вещания обеспечивается уверенный прием теле-, радиопрограмм, теле- или радиопередач, дополнительной информации, распространяемых вещателем.

телепередача или радиопередача - отдельная законченная в творческом и тематическом отношении часть телевизионной программ (телепрограммы) или радиовещательной программы (радиопрограммы), содержащая сообщения и (или) материалы, подготовленная и предназначенная для телевизионного вещания или радиовещания:

ретрансляция вещания - прием и неизменная, независимо от используемых технических средств, передача теле- или радиопрограмм, теле- или радиопередач или

дополнительной информации не собственного производства, передаваемых вещателем для неограниченного круга лиц на основании договора с правообладателем теле- или радиопрограмм, теле- или радиопередач или дополнительной информации.

 

Статья 3. Лицензирование телерадиовещания

 

Лицензирование телерадиовещания осуществляется Правительством Российской Федерации в лице федерального органа исполнительной власти по государственному регулированию и контролю в области телерадиовещания (лицензирующий орган) в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании и положениями настоящего Федерального закона, устанавливающими особенности лицензирования в области телерадиовещания.

 

Статья 4. Право на обладание лицензией на вещание

 

Держателями лицензий на вещание не могут быть коммерческие и некоммерческие организации контролируемые иностранными юридическими или физическими лицами. При этом, в данном случае, под контролем понимается определяющее влияние на принятие решений. Возможность такого контроля устанавливает суд.

 

Статья 5. Гарантии прав вещателей

 

1. Лицензия на вещание является единственным необходимым законным основанием для использования частот, кабельной или проводной сети на территории Российской Федерации для целей телерадиовещания, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

2. Лицензии на вещание, дающие право на использование частот для целей эфирного телерадиовещания (радиочастот), предоставляются в соответствии с Перечнем частот телерадиовещания.

3. Граждане, общественные объединения, федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, юридические лица независимо от их организационно-правовой формы и форм собственности не вправе ограничивать вещателя в осуществлении прав, приобретенных ею в соответствии с лицензией на вещание.

4. Лицензия на вещание является основанием для заключения договора аренды средств связи для целей телерадиовещания между вещателем и собственником средств связи либо государственным или муниципальным унитарным предприятием, владеющим указанными средствами связи на правах хозяйственного ведения или оперативного управления, либо для приобретения вещателем права собственности на средства связи для целей телерадиовещания.

 

Статья 6. Перечень частот телерадиовещания.

 

1. Перечень частот телерадиовещания составляется федеральными органами исполнительной власти по государственному регулированию и контролю в области связи и в области телерадиовещания на основе списка используемых и планируемых к использованию частот для целей эфирного (радиочастоты) телерадиовещания на территории Российской Федерации с учетом федеральной таблицы распределения полос частот между радиослужбами Российской Федерации.

2. В Перечень частот телерадиовещания для наземного эфирного, кабельного и проводного телерадиовещания на территории Российской Федерации включаются сведения о месторасположении работающих или планируемых и предполагаемых к работе на частотах средств связи, с указанием вещателя и операторов связи в области телерадиовещания, номеров лицензий и потенциальной зоны обслуживания.

3. В Перечень частот телерадиовещания для непосредственного спутникового телерадиовещания на территорию Российской Федерации включаются сведения о позициях спутников на орбите и частотах, закрепленных за Российской Федерацией, с указанием вещателей и операторов связи в области телерадиовещания, номеров лицензий и потенциальной зоны обслуживания;

4. Федеральные органы исполнительной власти по государственному регулированию и контролю в области телерадиовещания и связи ежегодно публикуют Перечень частот телерадиовещания.

 

Статья 7. Лицензии на вещание

 

1. Лицензии на телевизионное вещание, радиовещание и вещание дополнительной информации (далее - лицензии на вещание) на территории Российской Федерации выдается лицензирующим органом.

2. В случае, если при осуществлении телевизионного вещания, радиовещания или вещания дополнительной информации территория, покрываемая вещанием, включает в себя как территорию Российской Федерации, так и зарубежных стран, то лицензия на вещание выдается по согласованию с Министерством иностранных дел Российской Федерации.

 

Статья 8. Ретрансляция

 

Ретрансляция допускается только на основании договора с правообладателем на ретранслируемые теле- или радиопрограммы, теле- или радиопередачи или дополнительной информации и при наличии лицензии на вещание, полученной в установленном порядке вещателем.

 

Статья 9. Формы документов, подтверждающих наличие лицензии

 

1. Формы документов, подтверждающих наличие лицензии, устанавливаются лицензирующим органом по каждому лицензируемому виду деятельности и содержат:

- наименование лицензирующего органа;

- серию документа, подтверждающего наличие лицензии;

- дату регистрации лицензии;

- наименование юридического лица;

- местонахождение (юридический адрес) и почтовый адрес;

- вид вещания;

- наименование средств массовой информации, распространяемых на основании выданной лицензии;

- идентификационный номер налогоплательщика;

- язык вещания;

- территорию, покрываемую вещанием;

- периодичность, объем и время вещания;

- технические характеристики вещания (частота вещания, номер канала, мощность передатчика, местонахождение передатчика);

- срок действия лицензии.

2. Неотъемлемой частью лицензии является программная концепция вещания, составленная на основе утвержденного лицензирующим органом классификатора программ.

 

Статья 10. Ограничение на использование эфирных частот

 

Федеральным законом Российской Федерации могут быть установлены ограничения на использование эфирных частот в целях предотвращения монополизации и концентрации средств массовой информации, если заявитель намеревается получить лицензию на вещание, дающую право на использование:

- более чем одной индивидуальной лицензией на вещание, осуществляемое на территории более половины субъектов Российской Федерации и фактически охватывает более 15 процентов аудитории;

- более чем одной индивидуальной лицензией на вещание, осуществляемое на территории одного из субъектов Российской Федерации и фактически охватывает более 15 процентов аудитории;

- более чем одной индивидуальной лицензией на вещание, осуществляемое в каждом восьмом субъекте Российской Федерации и фактически охватывает более 15 процентов аудитории:

- более чем тремя индивидуальными лицензиями на спутниковое телевизионное вещание;

- более чем одной лицензией на кабельное телевизионное вещание в каждом пятом муниципальном образовании каждого восьмого субъекте Российской Федерации.

 

Статья 11. Право на распространение дополнительной информации

 

1. Вешатель может осуществлять вещание (распространение) дополнительной информации, включая теле- и видеотекст, с соблюдением требований настоящего Федерального закона.

2. Вещание дополнительной информации, передаваемой в составе телерадиовещательного сигнала и не связанной с содержанием основной программы, осуществляется на основании лицензии на вещание, получаемой в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности и настоящим федеральным законом.

3. Лицензия на вещание дополнительной информации может быть выдана только после получения соискателем лицензии на теле- или радиовещание на этом радиочастотном канале.

4. На основании лицензии на вещание ее владельцу по его заявлению или наличии технических средств связи, собственных и арендованных. Министерством Российской Федерации по связи и информатизации в месячный срок оформляется лицензия на деятельность в области связи, срок действия лицензии в области связи не может превышать срока действия лицензии на вещание.

На основании лицензии на вещание ее владельцу по его заявлению при соблюдении установленного порядка получения лицензии в течении 30 дней оформляется лицензия на вещание дополнительной информации.

5. С письменного согласия вещателя основных программ, лицензию на вещание дополнительной информации может получить иное лицо при соблюдении установленного порядка получения лицензии; при этом срок действия лицензии на вещание дополнительной информации не может быть больше срока действия лицензии на телерадиовещание, выданной вещателю основных программ.

 

Статья 12. Лицензионные требования и условия

 

1. Лицензионными требованиями и условиями являются:

- соблюдение экологических, санитарно-эпидемиологических, гигиенических, противопожарных норм и правил;

- соблюдение конкурсных условий, если право на вещание было предоставлено в результате признания лицензиата победителем конкурса;

- дата начала вещания;

- территория, покрываемая вещание;

- язык вещания;

- срок действия лицензии, объем и время вещания;

- соблюдение программной концепции вещания;

- распространение средств массовой информации и иных программных продуктов, указанных в лицензии на вещание;

2. Лицензиат несет предусмотренную действующим законодательством Российской Федерации ответственность за осуществление вещательной деятельности в строгом соответствии с лицензионными требованиями и условиями.

3. Действие лицензии не распространяется на правопреемников (за исключением случаев преобразования лицензиата - юридического лица) или физическому лицу.

 

Глава II. Порядок выдачи лицензии
и продления срока действия лицензии

 

Статья 13. Заявления о выдаче лицензии

 

1. Заявления о выдаче лицензии или продлении срока действия лицензии подаются юридическими и физическими лицами, зарегистрированными в установленном порядке на территории Российской Федерации, непосредственно в лицензирующий орган. Формы заявлений устанавливаются лицензирующим органом. Датой подачи заявления считается дата поступления его в лицензирующий орган.

2. К заявлению о выдаче прилагаются:

- заверенные в установленном порядке копии учредительных документов и копия государственной регистрации соискателя лицензии в качестве юридического лица (для юридических лиц) либо копия о государственной регистрации предпринимателя без образования юридического лица (для физических лиц);

- справка о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе;

- заверенные в установленном порядке копии свидетельств о регистрации средства массовой информации, распространение которых будет осуществлять соискатель лицензии;

- документ, подтверждающий внесение соискателем лицензии платы на рассмотрение заявления о выдачи лицензии;

- документ, подтверждающий наличие технической возможности вещания по заявленным характеристикам;

- концепция вещания по установленной форме;

- справка о профессиональной подготовке ведущих специалистов соискателя лицензии;

- расчет территории, покрываемой вещателем, с указанием численности населения, проживающего на указанной территории;

- сведения об основных технико-экономических показателях средств подготовки и формирования программ.

3. При подаче заявления о продлении срока действия лицензии на вещание лицензиат, помимо указанных документов, дополнительно представляет документ, подтверждающий наличие технических средств вещания (в случае аренды технических средств - договор с оператором связи и копию лицензии на деятельность в области связи для целей телерадиовещания).

4. При подаче заявления на оформление лицензии на вещание по результатам проведения конкурса на вещание, соискатель лицензии дополнительно указывает в заявлении номер протокола и дату его составления Комиссией, согласно которому он признается победителем конкурса.

 

Статья 14. Заявление на получение лицензии на вещание

 

1. В заявлении на получение лицензии на вещание указываются:

- способ распространения информации;

- примерная тематика и специализация телерадиовещания;

- периодичность и максимальный объем телерадиовещания;

- языки телерадиовещания;

- предполагаемая зона обслуживания;

- сведения о наличии у заявителя ранее выданных лицензий на вещание и об учрежденных им средствах массовой информации, а также перечень средств массовой информации, производством или распространением которых занимается заявитель;

- свидетельство о регистрации средства массовой информации.

2. Заявления на получение лицензии на вещание подаются в соответствии с Перечнем частот телерадиовещания. Заявления на получение лицензии на вещание с использованием частот, не вошедших в Перечень частот телерадиовещания должны содержать также сведения о возможности использования этих частот для целей телерадиовещания и квалифицированные сведения о предлагаемом заявителем техническом обеспечении использования этих частот. Федеральные органы исполнительной власти по государственному регулированию и контролю в области связи и в области телерадиовещания согласовывают возможность использования этих частот для целей телерадиовещания и вносят соответствующие изменения в Перечень частот телерадиовещания, с последующим опубликованием этих изменений.

3. Заявления на получение лицензий на вещание, поданные с нарушением требований, установленных настоящим Федеральным законом, не подлежат рассмотрению.

Отклонение заявления на получение лицензии на вещание по причине нарушения требований к данному заявлению не лишает заявителя возможности подать повторное заявление после исправления указанных нарушений, при этом повторная уплата государственной пошлины не требуется.

 

Статья 14. Срок рассмотрения заявлений и отказа в выдаче лицензии или продлении срока действия

 

1. Заявления о выдаче лицензии или о продлении срока действия лицензии рассматриваются лицензирующим органом в 30-дневный срок с даты поступления.

2. Уведомление об отказе в выдаче лицензии или продлении срока действия лицензии направляется (вручается) соискателю лицензии в письменной форме с указанием причин отказа.

Плата за рассмотрение заявления соискателя лицензии возврату не подлежит.

3. Соискатель лицензии имеет право обжаловать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, отказ в выдаче или продлении срока действия лицензии.

 

Статья 15. Независимая экспертиза

 

1. При обжаловании соискателем лицензии отказа лицензирующего органа в выдаче или продлении срока действия лицензии соискатель лицензии вправе требовать проведения независимой экспертизы с привлечением специалистов в области телерадиовещания.

2. Для проведения независимой экспертизы лицензирующий орган привлекает независимых экспертов - юридических и физических лиц по согласованию с соискателем лицензии.

3. Все расходы, связанные с проведением экспертизы, несет соискатель лицензии.

 

Статья 16. Предоставление лицензии на вещание

 

1. При предоставлении лицензии на вещание учитываются:

- интересы телезрителей или радиослушателей и интересы государства;

- соответствие условий заявителя конкурсным условиям;

- профессиональные, технические и финансовые возможности заявителя осуществлять телерадиовещание с заявленными характеристиками;

- результаты открытого заслушивания представителей заявителей и иных конкурсных процедур.

2. Соискатель, претендующий на получение лицензии на вещание, дающей право на использование кабельной или проводной сети для целей телерадиовещания, должен представить техническое предложение создания кабельной или проводной сети, согласованное с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в пределах их компетенции.

3. Согласование с заявителем необходимых условий лицензии на вещание и выбор вещателя должны быть осуществлены не позднее чем через шестьдесят дней после регистрации заявления в лицензионном органе или не позднее чем через тридцать дней после истечения срока, установленного для подачи заявлений на получение лицензии на вещание в соответствии с Перечнем частот телерадиовещания.

4. Лицензирующий орган выдает лицензию на вещание после представления соискателем лицензии документа, подтверждающего оплату лицензионного сбора, при этом некоммерческие организации освобождаются от уплаты лицензионного сбора.

 

Статья 17. Основания для отказа в выдаче лицензии

 

1. Основаниями для отказа в выдаче лицензии является несоответствие лицензиата лицензионным требованиям и условиям, в том числе:

- несоответствие представленных соискателем лицензии документов требованиям настоящего Федерального закона;

- наличие в документах, представленных соискателем лицензии, неполной, недостоверной или искаженной информации;

- отсутствие технической возможности осуществлять вещание с заявленными характеристиками;

- если заявление на получение лицензии на вещание подано лицом, которое в соответствии с настоящим Федеральным законом не может являться держателем лицензии на вещание;

- если в результате конкурса заявитель не выбран.

- несоответствие содержащихся в документах сведений действующим стандартам, нормам и правилам.

2. Отказ в выдаче лицензии на вещание может быть обжалован в суд.

 

Статья 18. Основаниями для отказа в продлении лицензии

 

1. В продлении действия лицензии лицензиату может быть отказано в следующих случаях:

- при несоответствии представляемых лицензиатом документов требованиям настоящего Федерального закона;

- при представлении неполных, недостоверных или искаженных сведений;

- при несоответствии содержащихся в заявлении сведений о продлении действия лицензии и представляемых документах сведений действующим стандартам, нормам и правилам;

- при наличии фактов нарушения лицензиатом, ранее осуществлявшим вещание, лицензионных требований и условий, о чем лицензирующим органом выносилось письменной предупреждение;

- если заявление о выдаче лицензии или продлении срока ее действия подписаны неуполномоченным лицом;

- при подаче заявления о продлении срока действия лицензии и прилагаемых к нему документов после истечения срока действия лицензии.

2. При отказе в рассмотрении заявления представленные документы возвращаются соискателю лицензии. Плата за рассмотрение лицензии возврату не подлежит.

 

Статья 19. Содержание лицензии на вещание

 

1. Лицензия на вещание содержит следующие данные, сообщаемые заявителем:

- вид вещателя;

- способ распространения массовой информации;

2. Лицензия на вещание содержит следующие данные, включаемые лицензионным органом:

- зона обслуживания;

- время телерадиовещания;

- сведения об ответственности за нарушение условий лицензии на вещание;

3. Лицензия на вещание содержит следующие условия, согласуемые заявителем и лицензионным органом:

- частота (частоты) телерадиовещания;

- месторасположение средств связи, используемых для целей телерадиовещания, в том числе являющихся источниками электромагнитного излучения;

- предполагаемая аудитория;

- языки вещания;

- список каналов кабельных или проводных сетей, предоставляемых держателем лицензии на вещание по договору для распространения программ общефедерального и общерегионального значения (для лицензии на вещание, дающей право на использование кабельной или проводной сети для целей телерадиовещания);

- особые условия деятельности государственных вещателей;

- дата начала вещания.

 

Статья 20. Срок действия лицензии на вещание

 

1. Первоначальный срок действия лицензии на вещание составляет:

- двенадцать лет - на использование кабельных или проводных сетей;

- шесть лет - на использование частот для эфирного телевещания (радиочастот):

- пять лет - на использование частот для эфирного радиовещания (радиочастот).

2. Продление действия лицензии на вещание на новый срок производится в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании.

 

Глава III. Конкурс на получение лицензии на вещание

 

Статья 21. Проведение конкурса

 

1. В случае подачи заявления на получение лицензии на вещание на организацию телерадиовещания с использованием одной и той же частоты из Перечня частот телерадиовещания, либо в случае сходных условий телерадиовещания, предложенных несколькими заявителями, в пределах одной зоны обслуживания, лицензии на вещание выдаются на конкурсной основе.

Предпочтение отдается заявителю, предложившему максимальную сумму за эксплуатацию радиочастотного канала.

В случае, если два и более заявителей предложат равную суммы предпочтение отдается заявителю, победившему в творческом конкурсе.

2. В определенных случаях может быть объявлен открытый конкурс на получение лицензии на вещание. Данный конкурс может проводится как на творческой основе, так и на основе максимального финансового предложения.

3. Конкурсы проводятся лицензионным органом при содействии Федеральной комиссии по телерадиовещанию. Лицензионный орган осуществляет окончательный выбор претендента с учетом рекомендации Федеральной комиссии по телерадиовещанию.

4. В конкурсе могут принимать участие юридические лица любой организационно-правовой формы, а также физические лица, зарегистрированные в качестве предпринимателей без образования юридического лица.

5. Заявители, изъявившие желание участвовать в конкурсе, должны внести единовременный сбор, в размере, определяемом Правительством Российской Федерации.

6. Государственным вещателям, с целью создания и (или) расширения ими своих сетей телевизионного вещания и радиовещания, лицензии на вещание оформляются без проведения конкурса.

 

Статья 22. Решение о поведении конкурса

 

1. Решение о поведении конкурса принимается лицензирующим органом.

2. Лицензирующий орган образует Федеральную конкурсную комиссию по телерадиовещанию (далее - Комиссия) в составе до 9 человек в порядке, определенном лицензирующим органом, утверждает Положение о Комиссии. Регламент Комиссии, ее персональный состав и обеспечивает ее работу.

При проведении конкурса на конкретном радиочастотном канале одного субъекта РФ состав указанной Комиссии могут привлекаться представители субъектов Российской Федерации.

Председателем Федеральной конкурсной комиссии по телерадиовещанию по должности является Министр Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и массовых коммуникаций.

Организатором конкурса выступает лицензирующий орган или уполномоченная им специализированная организация.

 

Статья 23. Информационное сообщение

 

1. Организатор конкурса на основании решения о проведении конкурса публикует в средствах массовой информации информационное сообщение о проведении конкурса.

2. Информационное сообщение включает в себя следующие сведения:

- время и место проведения конкурса;

- данные о радиочастотном канал, выделяемом для организации телевизионного вещания или радиовещания, условия его использования;

- срок начала и окончания приема заявлений;

- адрес, по которому подаются заявления и необходимые документы;

- размер единовременной платы за получение права на телевизионное вещание и радиовещание, определяемый Комиссией;

- сумма конкурсного взноса в размере не более 2 процентов от установленного размера единовременной платы за получение права на телевизионное и радиовещание;

- срок, на которые предоставляется право на телевизионное вещание или радиовещание, являющееся предметом конкурса;

- сведения о реквизитах расчетного счета для перечисления конкурсного взноса;

2. Информационное сообщение распространяется в средствах массовой информации не менее чем за девяносто дней до даты проведения конкурса.

3. Срок приема документов заканчивается за две недели до даты проведения конкурса.

4. После рассмотрения поступивших заявлений и прилагаемых к ним документов для участия в конкурсе всем участникам конкурса выдается (направляется) уведомление об участии в конкурсе.

 

Статья 24. Определение победителя конкурса

 

1. Итоги конкурса подводятся Комиссией, которая определяет победителя конкурса.

2. Победителем конкурса признается участник, наилучшим образом соответствующий критериям конкурса.

3. Результаты конкурса могут быть обжалованы в судебном порядке.

 

Статья 25. Протокол о результатах конкурса

 

1. По результатам проведения конкурса по каждому радиочастотному каналу составляется протокол о результатах конкурса, который подписывается победителем конкурса, председательствующим и секретарем Комиссии.

В протоколе фиксируется: дата, место и время проведения конкурса, состав Комиссии, сведения об участниках конкурса и победителе конкурса, концепция вещания и ее технико-экономическое обоснование, размер единовременной платы за получение права на телевизионное вещание или радиовещание, характеристика выделяемого радиочастотного канала.

2. Протокол служит основанием для оформления в установленном порядке лицензии победителю конкурса при условии соблюдения последним всех условий конкурса.

Одновременно Комиссией составляется итоговый протокол о результатах конкурса по всем радиочастотным каналам, по которым проводился конкурс с указанием даты, места и времени проведения конкурса, состава Комиссии, данных о каждом радиочастотном канале, сведений об участниках и победителях конкурса по каждому радиочастотному каналу.

3. Состав участников конкурса и его результаты публикуются в средствах массовой информации.

 

Статья 26. Повторный конкурс и признание конкурса несостоявшимся

 

1. В случае, если в установленный срок для приема заявлений на участие в конкурсе поступило заявление только одного соискателя, Комиссия принимает решение о выдаче лицензии единственному соискателю. На основании этого решения лицензирующий орган оформляет лицензию в установленном порядке.

2. В случае, если представленные единственным соискателем лицензии документы признаны Комиссией не соответствующими объявленным условиям конкурса, Комиссия принимает решение о повторном проведении конкурса.

3. Комиссия принимает решение о поведении повторного конкурса и в случае, если все из участники конкурса признан несоответствующим критериям конкурса.

4. При отсутствии заявлений на участие в конкурсе на получение права на телерадиовещание на каком-либо радиочастотном канале Комиссия принимает решение о признании конкурса несостоявшимся и определяет дальнейшим порядок предоставления права использования этого радиочастотного канала для целей радиовещания.

 

Статья 27. Конкурсные взносы

 

1. Конкурсные взносы участников конкурса, непризнанных победителями конкурса, возвращаются участникам в 15-дневный срок момента определения победителя конкурса в следующих размерах:

- соискателям, принявшим непосредственное участие в конкурсе, но не признанными победителями - в полном объеме;

- соискателям, заявившим об отказе в участии в конкурсе в срок от 7 до 3 дней до даты проведения конкурса - в размере 50 процентов конкурсного взноса;

- соискателям, заявившим об отказе в участии в конкурсе в срок менее чем за 3 дня до даты проведения конкурса конкурсные взносы не возвращаются.

Суммы невозвращенных конкурсных взносов направляются на возмещение затрат по обеспечению работы Комиссии и проведению конкурса.

2. Соискатель, признанный победителем конкурса обязан в течение 10 банковских дней с даты подведения результатов конкурса перечислить сумму единовременной платы за получение права на наземное эфирное телерадиовещание на банковский счет лицензирующего конкурса.

Не перечисление победителем конкурса единовременной платы является основанием для признания результатов конкурса аннулированным и проведения повторного конкурса. При этом конкурсный взнос возврату не подлежит.

 

Статья 28. Оформление лицензии победителю конкурса

 

1. Лицензирующий орган оформляет победителю конкурса в установленном настоящим Федеральным законом порядке лицензию на право телерадиовещания.

2. Министерство Российской Федерации по связи и информатизации выдается победителю конкурса лицензию на деятельность по связи для целей радиовещания.

 

Глава IV. Переоформление документов,
подтверждающих наличие лицензии

 

Статья 29. Основания переоформления лицензии

 

1. Лицензиат обязан подать в лицензирующий орган заявление о переоформлении лицензии с приложением документа, подтверждающего внесение платы за рассмотрение заявления в случае: преобразования юридического лиц, изменения фамилии, имени, отчества предпринимателя без образования юридического лица либо наименования юридического лица, а также при намерении изменения при осуществлении вещательной деятельности даты начала вещания, территории, покрываемой вещанием, языка, периодичности, времени вещания, программной концепции вещания, распространяемого средства массовой информации и других программных продуктов, указанных в лицензии на вещание, мощности передатчика или пункта установки передатчика.

2. Переоформление лицензии осуществляется в течение 10 дней с момента получения соответствующего заявления лицензиата при условии внесения лицензиатом платы за переоформление лицензии.

 

Статья 30. Документы, прилагаемые к заявлению о переоформлении юридическими лицами

 

В случае преобразования юридического лица, преобразованное юридическое лицо обязано в 30-дневный срок с момента государственной регистрации подать заявление по форме, установленной лицензирующим органом, о переоформлении лицензии с приложением:

- свидетельство о государственной регистрации, устава преобразованного юридического лица;

- справки из налогового органа о постановке на учет преобразованного юридического лица;

- документа, свидетельствующего о регистрации изменений учредителей (соучредителей) средства массовой информации, если его учредителем (соучредителем) выступало преобразуемое юридическое лицо.

 

Статья 31. Документы, прилагаемые к заявлению о переоформлении физическими лицами

 

1. В случае изменения фамилии, имени, отчества лицензиат-предприниматель без образования юридического лица обязан в 30-дневный срок с момента государственной регистрации изменений подать заявление по форме, установленной лицензирующим органом, о переоформлении лицензии с приложением:

- свидетельство о государственной регистрации изменений лицензиата-предпринимателя без образования юридического лица;

- справки из налогового органа о постановке на налоговый учет лицензиата-предпринимателя без образования юридического лица;

- документа, свидетельствующего о регистрации изменений в составе учредителей (соучредителей) средства массовой информации, если его учредителем (соучредителем) выступал лицензиат - предприниматель без образования юридического лица.

2. В случае намерения лицензиата изменить дату начала вещания, язык, периодичность, время вещания, программную концепцию лицензиат обязан подать лицензирующему органу заявление о внесение соответствующих изменений в лицензию.

3. В случае, намерения лицензиата изменить территорию, покрываемую вещанием, распространяемое средство массовой информации, либо мощность передатчика или пункт его установки лицензиат обязан при подаче заявления представить лицензирующему органу соответствующие документы, подтверждающие наличие возможности и обоснованность внесения изменений.

 

Статья 32. Отказ в переоформлении лицензии

 

1. В переоформлении лицензии может быть отказано в случае:

- если лицензиат не внес плату за переоформление лицензии;

- непредставление лицензиатом документов, требуемых для переоформление лицензии;

- если при увеличении мощности передатчика либо в результате иных причин предполагаемая территория вещания охватывает территории столиц и административных центров субъектов Российской Федерации, или территорию с численностью населения свыше 200 000 (двухсот тысяч) человек.

2. В случае изменений состава учредителей (соучредителей) лицензиата - юридического лица, банковские реквизиты лицензиата, юридического лица или почтового адреса лицензиата - предпринимателя без образования юридического лица, номер телефона и (или) телефакса незамедлительно обязан уведомить об этом лицензирующий орган.

3. В случае изменения даты начала вещания, территории, покрываемой вещанием, языка, периодичности, времени вещания, программной концепции вещания, распространяемого средства массовой информации и других программных продуктов, указанных в лицензии на вещание, мощности передатчика или пункта установки передатчика лицензиат имеет право осуществлять вещательную деятельность в соответствии с измененными условиями только после оформления документа, подтверждающего внесение изменений, о которых просит лицензиат.

4. Переоформление лицензии осуществляется путем выдачи лицензиату нового документа, подтверждающего наличие лицензии. При этом ранее выданная лицензия подлежит возврату в лицензирующий органу. Срок окончания лицензии при переоформлении лицензии не изменяется.

 

Глава V. Телерадиовещание без лицензии на вещание

 

Статья 33. Условия телерадиовещания без лицензии на вещание

 

1. Для использования кабельной или проводной сети не требуется лицензия на вещание, если:

- число приемных устройств сети не превышает десяти;

- зона обслуживания ограничена помещениями зданий и территорией, на которой находится одно юридическое лицо, за исключением гостиниц, гостиничных комплексов, домов отдыха и иных юридических лиц, использующих собственные либо арендуемые помещения для временного пребывания физических лиц за плату.

2. Не требуется лицензия на вещание, если телерадиовещание предполагается осуществлять в течение срока, не превышающего сорока пяти дней, в связи с проведением массовых, спортивных мероприятий или торжеств на основании временного разрешения (упрощенной формы лицензии на вещание), выдаваемого лицензионным органом.

3. Экстренное телерадиовещание осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом без лицензии на вещание.

4. Телерадиовещание без лицензии на вещание не должно приводить к ухудшению качества индивидуального приема населением теле- или радиопрограмм иных вещателей в зоне обслуживания телерадиовещания без лицензии, а также создавать помехи иным радиопередающим и (или) радиоприемным средствам связи.

5. Телерадиовещание без лицензии на вещание, осуществляемое с нарушением требований настоящего Федерального закона, не допускается и подлежит немедленному прекращению.

 

Статья 34. Уведомление о телерадиовещании без лицензии на вещание

 

1. Лицо, ответственное за осуществление телерадиовещания без лицензии на вещание, обязано направить в лицензионный орган уведомление в письменной форме об организации такого телерадиовещания в срок не позднее сорока дней до начала вещания.

2. Указанное уведомление должно содержать сведения о:

- лице, ответственном за осуществление такого телерадиовещания;

- зоне обслуживания;

- предполагаемом максимальном числе телезрителей или радиослушателей;

- примерной тематике и специализации телерадиовещания;

- времени телерадиовещания.

 

Глава VI. Контроль и надзор

 

Статья 35. Органы, осуществляющие контроль и надзор

 

1. Контроль и надзор за осуществлением лицензиатами вещательной деятельности осуществляется лицензирующим органом и его территориальными органами в соответствии с их компетенцией, установленной настоящим Федеральным законом.

2. Любые действия государственных контролирующих органов либо органов государственной власти и органов местного самоуправления, препятствующие осуществлению лицензиатом своих прав на вещание в случае, если лицензирующий орган не принял решения о приостановлении действия лицензии, не допускаются.

3. Лицензирующий орган обязан принят все доступные меры по защите лицензиатов от неправомерных действий государственных контролирующих органов либо органов государственной власти и органов местного самоуправления.

 

Статья 36. Компетенция контролирующих и надзорных органов.

 

Органы, осуществляющие надзор и контроль в области телерадиовещания имею право:

- требовать от лицензиатов предоставления сведений и документов, связанных с осуществлением вещательной деятельности, а также проводить проверки этой деятельности на местах на предмет соответствия ее лицензионным требованиям и условиям;

- требовать от лицензиатов соблюдения лицензионных требований и условий, а также действующего законодательства Российской Федерации при осуществлении лицензиатами вещательной;

- составлять на основании результатов проверок акты (протоколы) с указанием конкретных нарушений;

- выносить решения, обязывающие лицензиата устранить выявленные нарушения: устанавливать сроки устранения таких нарушений;

- выносить предупреждения;

- выносить предписания;

- приостанавливать действие лицензии на срок до шести месяцев;

- в судебном аннулировать лицензии на вещание.

 

Статья 37. Приостановление действия лицензии

 

1. Право приостанавливать действие лицензии обладает только лицензирующий орган, который выносит решение о приостановлении действия лицензии. Основанием для приостановления действия лицензии является нарушение лицензиатом лицензионных требований и условий. Иные государственные контролирующие органы, а также органы государственной власти и органы местного самоуправления при выявлении нарушений обязаны сообщить о них в лицензирующий орган.

2. В случае приостановления действия лицензии лицензиат представляет в лицензирующий орган акт (протокол), составленный государственным надзорным или контрольным органом, а также иным органом государственной власти, выявившим нарушение лицензионных требований и условий, подтверждающий устранение лицензиатом в установленные сроки обстоятельств, повлекших приостановление действия лицензии.

 

Статья 38. Основания приостановления лицензии

 

Приостановление действия лицензии производится в случаях:

- неустранения выявленных нарушений в срок, определенный лицензирующим органом, либо не предоставления в срок документов, подтверждающих устранения выявленных нарушений;

- вынесения повторного предупреждения за аналогичное нарушение в течение полугода со дня вынесения первого предупреждения;

- наличия неоднократных нарушений лицензионных требований и условий, факты которых зафиксированы государственными контрольными и надзорными органами в соответствии с их компетенцией).

 

Статья 39. Срок приостановления лицензии

 

1. Срок, на который приостанавливается действие лицензии, определяется лицензирующим органом индивидуально в зависимости от объема работ, которые необходимо выполнить для устранения выявленных нарушений, но не может превышать шести месяцев.

2. Приостановление действия лицензии на срок до шести месяцев может производится лицензирующим органом также на основании письменной просьбы лицензиата по обстоятельствам, препятствующим осуществление лицензиатом своих прав по вещанию. При приостановлении действия лицензии срок ее действия не увеличивается.

 

Статья 40. Возобновление действия лицензии

 

Решение о возобновлении действия лицензии при подтверждении устранения лицензиатом обстоятельств, повлекших за собой приостановление действия лицензии, принимается лицензирующим органом в 10 дневный срок с момента получения соответствующих документов.

 

Статья 41. Аннулирование лицензии

 

Лицензия теряет считается аннулированной после принятия лицензирующим органом решения в следующих случаях:

- после окончания срока действия, указанного в лицензии;

- при принятии решения о прекращении действия лицензии, если лицензиат отказался от дальнейшего осуществления вещательной деятельности и уведомил об этом лицензирующий орган в письменной форме;

- после вступления в законную силу решения суда, которым лицензия признана утратившей силу в связи с признанием действующей лицензии, выданной лицензиату, ранее осуществлявшему вещание на том же радиочастотном канале в том же регионе;

- если лицензиат в течение одного месяца с момента вынесения решения о выдаче лицензии не оплатил лицензионный сбор;

- с момента ликвидации лицензиата - юридического лица или прекращения его деятельности в результате реорганизации (за исключением преобразования);

- с момента прекращения действия свидетельства о государственной регистрации лицензиата - предпринимателя без образования юридического лица.

 

Статья 42. Основания аннулирования лицензии

 

1. Лицензия может быть аннулирована решением лицензирующего органа в случаях:

- обнаружения недостоверных или искаженных сведений в документах, представленных для получения лицензии:

- наличия вступившего в законную силу решения суда о незаконности выдачи лицензии:

- неоднократного нарушения лицензиатом лицензионных требований и условий, по поводу чего лицензиату выносились письменные предупреждения, а также в случае невыполнения лицензиатом решения лицензирующего органа обязывающего его устранить выявленные нарушения:

- грубого нарушения лицензиатом лицензионных требований и условий, в том числе:

- если лицензия была получена обманным путем;

- если лицензиат в пределах срока осуществления вещания после даты начала вещания в течение трех или более месяцев не осуществлял вещание:

- систематического распространения средства массовой информации с нарушением законодательства об авторском праве и смежных правах при наличии вступившего в силу решения суда, подтверждающего факт нарушения законодательства об авторском праве и смежных правах.

2. Решение лицензирующего органа об аннулировании лицензии может быть обжаловано в установленном законом порядке.

3. Лицензиат уведомляет о вынесении решения о приостановлении действия лицензии в письменной форме с мотивированным обоснованием не позднее, чем через три дня со дня принятия решения.

 

Глава VII. Государственный реестр

 

Статья 43. Ведение единого государственного реестра лицензий в области телерадиовещания

 

1. В целях обеспечения единого учета выдаваемых лицензий на телевещание, радиовещание и вещание дополнительной информации; создания единых банков данных об указанных лицензиях и внесенных в них изменениях, хранения информации и обеспечения оперативного доступа к ней ведутся единые государственные реестры (далее реестры).

2. Единые государственные реестры лицензий в области телерадиовещания представляет собой совокупность комплектов документов и автоматизированных баз данных, которые действуют на единых методологических и программно-технологических принципах.

 

Статья 44. Держатель Реестра

 

1. Держателем Регистров является лицензирующий орган.

2. Лицензирующий орган самостоятельно определяет порядок обеспечения ведения Реестров, осуществляет нормативно-методологическое обеспечение процесса ведения Реестров; руководство и координацию работ по вопросам создания и ведения Реестров, разработки его программно-технологического обеспечения; приема и обработки информации, содержащейся в Реестрах, проверки идентичности сведений, содержащихся в электронных базах данных Реестров, соответствующим сведениям, имеющимся в архиве комплектов документов; разработку инструктивно-методологических, аналитических и справочных материалов с использованием данных Реестров; обеспечение защиты информации, содержащейся в Реестрах от несанкционированного доступа, соблюдения условий доступа к данным Реестров; осуществление учета пользователей Реестров; предоставления в установленном порядке информации, содержащейся в Реестрах.

 

Статья 45. Информация, содержащаяся в Реестрах

 

Информация в Реестрах включает в себя следующие сведения:

- серия и номер документа, подтверждающего наличие лицензии;

- регистрационный номер лицензии;

- дату регистрации лицензии;

- наименование юридического лица;

- юридический и почтовый адрес;

- вид вещания;

- наименование средств массовой информации, распространяемых на основании данной лицензии;

- идентификационный номер налогоплательщика;

- язык вещания;

- территория, покрываемая вещанием;

- периодичность, объем и время вещания;

- технические характеристики вещания;

- срок действия лицензии;

- сведения о наличии предупреждений, приостановлении действия лицензии, признании аннулированной или аннулировании лицензии.

 

Статья 46. Пользователи Реестра

 

1. Пользователями Реестров могут быть юридические и физические лица, заинтересованные в получении информации. Информация, содержащаяся в Реестрах, является открытой для ознакомления с ней пользователей. Пользователи вправе получать за плату информацию у держателя Реестров в виде выписок о лицензиях и лицензиатах.

 

Статья 47. Предоставление выписки из Реестров

 

1. За предоставление выписки из Реестра устанавливается плата в размере одного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.

2. Держатель Реестров безвозмездно предоставляет информацию из Реестров государственным органам.

3. Срок предоставления информации из Реестров составляет не более десяти дней с момента поступления запроса.

 

Глава VII. Порядок взимания платы за рассмотрение заявлений
о выдаче, переоформлении, внесении изменений в лицензии

 

Статья 48. Возмездность предоставления лицензий

 

1. Действия лицензирующего органа, связанные с осуществлением лицензирования телевизионного вещания, радиовещания и вещания дополнительной информации, осуществляются за счет средств федерального бюджета, выделяемых центральному аппарату лицензирующего органа на эти цели из средств, поступающих в федеральный бюджет от всех видов платежей от лицензионной деятельности.

2. За рассмотрение заявлений о выдаче лицензии, переоформлении, внесении изменений, продлении срока действия лицензий на вещание лицензирующим органом с соискателя лицензии взимается плата в сумме, кратной трем минимальным размерам оплаты труда, установленного федеральным законом.

3. Суммы платы за рассмотрение указанных в ч.2 настоящей статьи заявлений не возвращаются и подлежат зачислению в федеральный бюджет.

 

Статья 49. Лицензионный сбор

 

1. За выдачу лицензии на вещание, а также за продление срока действия лицензии с соискателя лицензии взимается лицензионный сбор в суммах, кратных установленному действующим законодательством Российской Федерации минимальному размеру оплаты труда, в следующих размерах:

Лицензии на вещание на зарубежные страны с территории Российской Федерации - 100.

Лицензии на осуществление вещания на территории нескольких субъектов Российской Федерации - 100

Лицензии на вещание на территории субъекта Российской Федерации или муниципального образования либо их части - 50

Лицензии на телевизионное вещание по кабельным сетям и радиовещание по проводным сетям на территории субъекта Российской Федерации или муниципального образования или его части - 10

Суммы лицензионных сборов за выдачу лицензий зачисляются в федеральный бюджет.

2. В случае переоформления лицензии, внесении в нее изменений взимается лицензионный сбор в размере 50 процентов от размера сбора, установленного статьей ___ настоящего федерального закона.

3. При утрате лицензии на вещание, по заявлению лицензиата выдается дубликат. При этом на бланке лицензии делается отметка "Дубликат".

Плата за выдачу дубликата взимается в сумме, кратной 50 минимальных размеров оплаты труда и зачисляется на счет лицензирующего органа.

Сумма указанной платы зачисляется в федеральный бюджет.

4. Суммы платы за рассмотрение заявлений и лицензионного сбора за выдачу, переоформление и внесение изменений в лицензии должны быть внесены до подачи соответствующего заявления и подтверждены платежными документами.

5. В случае обоснованного отказа в выдаче лицензии либо отказа заявителя от оформления лицензии лицензирующим органом в месячный срок принимается решение о возврате лицензионного сбора. Основание для возврата лицензионного сбора является письменное обращение заявителя и документ, подтверждающий внесение лицензионного сбора.

6. Соискатель лицензии, признанный победителем конкурса, помимо лицензионного сбора, уплачивает единовременную плату в размере, определенном по итогам конкурса.

 

Глава VIII. Заключительные положения

 

Статья 50. О вступлении настоящего Федерального закона в силу

 

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

 

Статья 51. Переходные положения

 

Лицензии на вещание, выданные до вступления настоящего Федерального закона в силу, действительны до определенного в них срока действия.

 

Статья 52. О приведении правовых актов в соответствие с настоящим федеральным законом

 

Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации привести свои правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

 

Президент Российской Федерации

В.Путин

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.