г. Казань |
|
17 марта 2020 г. |
Дело N А65-21243/2019 |
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Кормакова Г.А.,
судей Хакимова И.А., Ольховикова А.Н.,
при участии представителей:
общества с ограниченной ответственностью "Эндоскан-центр хирургии" - Мощенко И.А. (доверенность от 01.07.2019)
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Республике Татарстан - Кадермятовой Э.Ф. (доверенность от 15.01.2020)
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Эндоскан-центр хирургии"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 15.10.2019 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.12.2019
по делу N А65-21243/2019
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Эндоскан-центр хирургии" (ОГРН 1061686065363, ИНН 1660089663) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Республике Татарстан о признании недействительным решения от 09.04.2019 N 2.11-0-19/2380 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, третье лицо: Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан, г. Казань,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Эндоскан-центр хирургии" (далее - ООО "Эндоскан-центр хирургии", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Республике Татарстан (далее - МИФНС N6 по РТ, налоговый орган) о признании незаконным решения от 09.04.2019 N 2.11-0-19/2380 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в виде штрафа в размере 26 673 руб. 20 коп., доначисления налога на добавленную стоимость (далее - НДС) в размере 172 476 руб., пени в размере 18 506 руб. 67 коп.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 15.10.2019, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.12.2019 9 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ООО "Эндоскан-центр хирургии" обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, просит обжалуемые судебные акты отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В предоставленном отзыве на кассационную жалобу МИФНС N 6 по РТ полагая, что судебные акты судов первой и апелляционной инстанций являются обоснованными и законными, просит оставить их без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационных жалоб, заслушав явившихся в судебное заседание представителей налогового органа, общества, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, не находит оснований для их отмены.
Как установлено судами и следует из материалов дела, МИФНС N 6 по РТ была проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации ООО "Эндоскан-центр хирургии" по НДС за 2 квартал 2018 года, по итогам которой составлен акт от 09.11.2018 N 2.11-0-19/19671 и вынесено решение от 09.04.2019 N2.11-0-19/2380 о привлечении общества к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 НК РФ, в виде штрафа в размере 26 673 руб. 20 коп., также указанным решением обществу доначислен НДС в сумме 172 476 руб. и соответствующие пени в размере 18 506 руб. 67 коп.
Основанием для принятия указанного решения послужил вывод налогового органа о том, что общество неправомерно применило налоговую ставку НДС в размере 10% вместо 18% при реализации изделий медицинского назначения - сеток для имплантации, производства HERNIAMESH SRL, Италия.
Не согласившись с решением налогового органа, ООО "Эндоскан-центр хирургии" обратилось в вышестоящий налоговый орган с апелляционной жалобой. Решением Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан от 18.06.2019 N 2.8-18/017005@ жалоба оставлена без удовлетворения.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения общества в суд с рассматриваемыми требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды нижестоящих инстанций правомерно руководствовались следующим.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 150 НК РФ, не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) ввоз на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией товаров, указанных в подпункте 1 пункта 2 статьи 149 настоящего Кодекса.
Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации медицинских товаров отечественного и зарубежного производства по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации, в том числе важнейших и жизненно необходимых медицинских изделий.
Коды видов медицинских товаров, перечисленных в подпункте 1 пункта 2 статьи 149 НК РФ до 1 января 2017 года определялись Правительством Российской Федерации в соответствии с Общероссийским классификатором продукции (ОКП) ОК 005-93, а с 1 января 2017 года - в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014.
Перечень кодов видов медицинских товаров в соответствии с ОКПД2, освобождаемых от НДС при реализации, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2015 N 1042 (далее - Постановление N 1042).
Согласно подпункту 4 пункта 2 статьи 164 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 10% при ввозе на территорию Российской Федерации следующих медицинских товаров отечественного и зарубежного производства:
- лекарственные средства, включая фармацевтические субстанции; лекарственные средства, предназначенные для проведения клинических исследований лекарственных препаратов; лекарственные препараты, изготовленные аптечными организациями;
- медицинские изделия, за исключением важнейших и жизненно необходимых медицинских изделий, операции по реализации которых освобождаются от налогообложения в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 149 НК РФ.
В пункте 2 статьи 164 НК РФ также установлено, что коды видов продукции, перечисленных в данном пункте в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности, а также Единой товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.09.2008 N 688 (далее - Постановление N 688) утверждены Перечень кодов медицинских товаров в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов при их реализации и Перечень кодов медицинских товаров в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов при их ввозе в Российскую Федерацию.
В целях определения с 1 января 2017 года соответствия ОКП к ОКПД2 Минэкономразвития России были разработаны и размещены на официальном сайте министерства прямые и обратные ключи интерпретации.
Судами установлено, что во 2 квартале 2018 года общество осуществляло деятельность по оптовой и розничной продаже изделий медицинского назначения - сеток для имплантации производства HERNIAMESH SRL Италия по налоговой ставке НДС 10 %.
Согласно регистрационному удостоверению от 05.04.2011 N ФСЗ 2011/09537 (срок действия - не ограничен) на медицинское изделие - сетка для имплантации производства HERNIAMESH SRL Италия, присвоен ОКП 93 9818 (Изделия для внутреннего протезирования) - ОКПД2 32.50.22.190 (Протезы органов человека, не включенные в другие группировки).
Исходя из того, что в Перечне кодов медицинских товаров, облагаемых НДС по ставке 10 %, утвержденном Постановлением N 688, медицинские товары с кодом ОКП 93 9818, соответствующие по ОКПД2 коду 32.50.22.190 не поименованы, суды указали, что к ввезенному обществом виду медицинских товаров налоговая ставка НДС при реализации в размере 10 % не применяется.
Кроме того, суды также установили, что освобождение от налогообложения по НДС при реализации медицинских товаров с кодом ОКП 93 9818, соответствующих по ОКПД2 коду 32.50.22.190 нормами права, действовавшими в спорный период, также не предусмотрено, поскольку в Перечне кодов видов медицинских товаров, освобождаемых от НДС на основании Постановления N 1042, медицинские товары с кодом 93 9818, соответствующие по ОКПД2 коду 32.50.22.190 также отсутствуют.
Как верно указали суды, изделия травматологические с кодом 32.50.22.190 по ОКПД-2 были включены в Перечень N 1042 постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2019 N 1054 и применяются в целях налогообложения только с 01.10.2019.
Таким образом, суды нижестоящих инстанций установив, что реализуемые обществом во втором квартале 2018 года медицинские изделия не подпадали под действие подпункта 4 пунктом 2 статьи 164 НК РФ и подпункта 1 пункта 2 статьи 149 НК РФ, поскольку не были включены в Перечни, утвержденные Постановлением N 1042 и Постановлением N 688, пришли к выводу, что обжалуемое решение налогового органа является законным и основанным на нормах действующего законодательства.
Довод ООО "Эндоскан-центр хирургии о том, что при принятии обжалуемых судебных актов судами не был учтен присвоенный ввозимому обществом товару код ТН ВЭД ЕАЭС 902190 900 0, подлежит отклонению судом кассационной инстанции.
В силу подпункта 1 пункта 2 статьи 149 НК РФ освобождению от налогообложения по НДС подлежат медицинские изделия при представлении в налоговый орган регистрационного удостоверения на них.
Согласно регистрационному удостоверению от 05.04.2011 N ФСЗ 2011/09537 (срок действия - не ограничен) медицинскому изделию - сетке для имплантации производства HERNIAMESH SRL Италия присвоен ОКПД2 32.50.22.190, а в соответствии с Перечнем, утвержденным Постановлением N 1042, для освобождения от налогообложения по НДС необходимо совпадение кода ТН ВЭД, и кода по ОКПД2, которое в данном случае не установлено.
Ссылка общества на письмо Министерства финансов Российской Федерации от 10.07.2019 N 03-07-07/50956 также подлежит отклонению, поскольку данное письмо в силу требований статьи 13 АПК РФ не относится к числу нормативных правовых актов и содержащиеся в нем положения не подлежат обязательному применению.
На основании изложенного, Арбитражный суд Поволжского округа соглашается с выводами судов нижестоящих инстанций, полагает, что оценка доказательств произведена судами с соблюдением положений статьи 71 АПК РФ, сделанные выводы о наличии в действиях общества состава вменяемого налогового правонарушения основаны на правильном применении норм материального права и соответствуют обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, в связи с чем, оснований для отмены обжалуемых судебных актов по изложенным в кассационной жалобе доводам не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 15.10.2019 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.12.2019 по делу N А65-21243/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Г.А. Кормаков |
Судьи |
И.А. Хакимов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как верно указали суды, изделия травматологические с кодом 32.50.22.190 по ОКПД-2 были включены в Перечень N 1042 постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2019 N 1054 и применяются в целях налогообложения только с 01.10.2019.
Таким образом, суды нижестоящих инстанций установив, что реализуемые обществом во втором квартале 2018 года медицинские изделия не подпадали под действие подпункта 4 пунктом 2 статьи 164 НК РФ и подпункта 1 пункта 2 статьи 149 НК РФ, поскольку не были включены в Перечни, утвержденные Постановлением N 1042 и Постановлением N 688, пришли к выводу, что обжалуемое решение налогового органа является законным и основанным на нормах действующего законодательства.
...
В силу подпункта 1 пункта 2 статьи 149 НК РФ освобождению от налогообложения по НДС подлежат медицинские изделия при представлении в налоговый орган регистрационного удостоверения на них.
Согласно регистрационному удостоверению от 05.04.2011 N ФСЗ 2011/09537 (срок действия - не ограничен) медицинскому изделию - сетке для имплантации производства HERNIAMESH SRL Италия присвоен ОКПД2 32.50.22.190, а в соответствии с Перечнем, утвержденным Постановлением N 1042, для освобождения от налогообложения по НДС необходимо совпадение кода ТН ВЭД, и кода по ОКПД2, которое в данном случае не установлено."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 17 марта 2020 г. N Ф06-59582/20 по делу N А65-21243/2019