Приказ Департамента здравоохранения г. Москвы от 26 февраля 2009 г. N 180 "О Постановлении Правительства Москвы "О распределении полномочий по государственному контролю за осуществлением органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве отдельных полномочий города Москвы в сфере опеки и попечительства"

Приказ Департамента здравоохранения г. Москвы от 26 февраля 2009 г. N 180
"О Постановлении Правительства Москвы "О распределении полномочий по государственному контролю за осуществлением органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве отдельных полномочий города Москвы в сфере опеки и попечительства"


В целях реализации Постановления Правительства Москвы от 26.08.2008 г. N 760-ПП "О распределении полномочий по государственному контролю за осуществлением органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве отдельных полномочий города Москвы в сфере опеки и попечительства" (прилагается) приказываю:

1. Утвердить:

1.1. Регламент и рекомендации по взаимодействию органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований и органов здравоохранения при осуществлении государственных полномочий в сфере опеки и попечительства над совершеннолетними гражданами признанными недееспособными и ограниченными в дееспособности в городе Москве (приложение 1);

1.2. форму ежеквартального отчета органа местного самоуправления внутригородского муниципального образования в городе Москве в отношении совершеннолетних лиц, признанных судом недееспособными вследствие психического расстройства (приложение 2);

1.3. форму ежеквартального отчета органа местного самоуправления внутригородского муниципального образования в городе Москве в отношении совершеннолетних лиц, признанных судом ограниченно дееспособными вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими веществами (приложение 2).

ГАРАНТ:

По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду приложение 3


2. Начальникам Управлений здравоохранения административных округов, главным врачам учреждений здравоохранения психоневрологического и наркологического профиля:

2.1. организовать работу по опеке и попечительству в части касающейся в строгом соответствии с законодательством Российской Федерации и города Москвы;

2.2. обеспечить представление в управление организации медицинской помощи Департамента здравоохранения города Москвы ежеквартального, в срок до 10 числа месяца, следующего за отчетным, информацию о реализации органами местного самоуправления внутригородского муниципального образования переданных государственных полномочий в сфере опеки и попечительства в соответствии с приложениями 2 и 3 к настоящему приказу;

2.3. Заместителю руководителя Департамента здравоохранения В.Н. Галкину обеспечить ежеквартально, в срок до 15 числа месяца, следующего за отчетным, подготовку обобщенной информации о реализации органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве государственных полномочий в сфере опеке и попечительства для представления в Комплекс социальной сферы города Москвы.

3. Главному психиатру и наркологу Департамента здравоохранения В.Н. Козыреву обеспечить методическое руководство деятельности органов опеки и попечительства в отношении совершеннолетних лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими веществами.

4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя руководителя Департамента здравоохранения города Москвы С.В. Полякова.


Руководитель
Департамента здравоохранения

А.П. Сельцовский


Приложение 1
к приказу Департамента
здравоохранения г. Москвы
от 26 февраля 2009 г. N 180


Регламент и рекомендации
по взаимодействию органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований и органов здравоохранения при осуществлении государственных полномочий в сфере опеки и попечительства над совершеннолетними гражданами признанными недееспособными и ограниченными в дееспособности в городе Москве


Нормативные правовые акты регулирующие вопросы опеки и попечительства


Основными нормативными правовыми актами регулирующими организацию работы по опеке и попечительству являются:

4. Гражданско-процессуальный кодекс РФ (ГПК РФ от 2002 г. м# изменениями и дополнениями внесенными Федеральными законами);

5. Закон РФ "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" от 02.07.1992 г.

6. Закон г. Москвы от 04.06.1997 г. N 16 с изменениями от 27.06.2001 г., 29.09.2004 г. "Об организации работы по опеке, попечительству и патронажу в городе Москве";

ГАРАНТ:

См. Закон г. Москвы от 14 апреля 2010 г. N 12 "Об организации опеки, попечительства и патронажа в городе Москве"


7. Закон г. Москвы от 26.12.2007 г. N 51 "О наделении органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве отдельными полномочиями города Москвы в сфере опеки и попечительства);

8. Закон РФ от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите граждан в Российской Федерации";

9. Закон РФ от 24.04.2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве".


Общие положения


1. Опека устанавливается над гражданами, которые вследствие психического расстройства не могут понимать значение своих действий или руководить ими, признанные судом недееспособными в порядке установленным гражданско-процессуальным законодательством (ст. 29 ГК РФ).

2. Попечительство устанавливается над гражданами, которые вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами ограниченны судом в дееспособности в порядке, установленным гражданско-процессуальным законодательством (ст.ст. 30, 31, 32, 33 ГК РФ).

3. Органами опеки и попечительства в городе Москве в части переданных полномочий являются органы местного самоуправления внутригородских муниципальных образований, наделенных отдельными полномочиями города Москвы в сфере опеки и попечительства (ст. 2 Закона г. Москвы N 51 от 2007 г.).

4. Государственный контроль за осуществлением органами местного самоуправления отдельных полномочий г. Москвы осуществляет уполномоченный орган г. Москвы в сфере здравоохранения (п. 4, ст. 7, ст.ст. 8, 9 Закона г. Москвы N 51 от 2007 г.).

ГАРАНТ:

По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "п. 4, ст. 7" следует читать "п. 4 ч. 1 ст. 7"


5. Издание распорядительных документов по вопросам опеки и попечительства находится в компетенции органов местного самоуправления г. Москвы в сфере опеки и попечительства (ст. 1 Закона г. Москвы N 51 от 2007 г.).


Установление опеки и попечительства


1. Психоневрологические диспансеры, в процессе оказания психиатрической помощи, обязаны своевременно выявлять лиц, которые в связи со стойкими и выраженными психическими расстройствами нуждаются в установлении над ними опеки (ст. 16 Закона РФ "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании").

2. Наркологические диспансеры в процессе оказания наркологической помощи выявляют лиц, которые нуждаются в установлении над ними попечительства.

3. При выявлении таких лиц врач представляет их на клинико-экспертную комиссию (ВК) диспансера, которая при наличии показаний дает мотивированное заключение о необходимости определения недееспособности больного, для последующего оформления над ним опеки или попечительства, а также для направления в психоневрологический интернат на постоянное проживание (ст. 41 Закона РФ "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании").

4. Дело об ограничении гражданина в дееспособности или признания гражданина недееспособным возбуждается в суде в соответствии со ст. 281 ГПК РФ, рассматривается с участием самого гражданина, заявителя, прокурора, представителей органов опеки и попечительства.

5. Гражданин, в отношении которого рассматривается дело об определении его недееспособным, должен быть вызван на судебное заседание, если это возможно по состоянию его психического здоровья (ст. 284 ГПК РФ).

6. Участие прокурора и представителя органа опеки и попечительства обязательно при рассмотрении данного дела.

7. Судья, в порядке подготовки к судебному разбирательству дела о признании гражданина недееспособным, при наличии достаточных данных о психическом расстройстве гражданина, назначает для определения его психического состояния судебно-психиатрическую экспертизу. При уклонении гражданина от прохождения судебно-психиатрической экспертизы суд в порядке ст. 283 ГПК РФ может вынести определение о принудительном направлении гражданина на судебно-психиатрическую экспертизу.

8. Решение суда в котором гражданин ограничен в дееспособности является основанием для назначения ему попечителя, а гражданина признанного решением суда недееспособным является основание для назначения ему опекуна (ст. 285 ГПК РФ).

9. Суд в течение 3-х дней со времени вступления в законную силу решения о признании гражданина недееспособным или решения об ограничении в дееспособности, сообщает об этом в органы опеки и попечительства по месту жительства такого гражданина для установления над ним опеки и попечительства (ст. 34 ГК РФ).

10. Органами опеки и попечительству по месту жительства лица, нуждающегося в опеке или попечительстве, в течение месяца с момента, когда стало известно о необходимости установления опеки или попечительства, назначается опекун или попечитель.

11. Если лицу, нуждающемуся в опеке или попечительстве, в течение месяца не назначен опекун или попечитель, исполнение обязанностей опекуна или попечителя возлагаются временно на органы опеки и попечительства (п. 1 ст. 35 ГК РФ).

12. Опекунами и попечителями граждан, нуждающихся в опеке или попечительстве, находящиеся в лечебных учреждениях, являются данные учреждения (п. 4 ст. 35 ГК РФ).

13. Подбор кандидатов в опекуны или попечители, а также подготовка соответствующих материалов для предоставления в органы местного самоуправления внутригородских муниципальных образований наделенными отдельными полномочиями в сфере опеки и попечительства, осуществляется психоневрологическими или наркологическими диспансерами.

14. Опекуном или попечителем могут быть назначены только совершеннолетние дееспособные граждане с согласия гражданина. Не могут быть назначены опекунами или попечителями граждане, лишенные родительских прав. При этом должны учитываться его нравственные и иные личные качества, способность к выполнению обязанностей опекуна или попечителя, отношения, существующие между ним и лицом, нуждающимся в опеке или попечительстве, а если это возможно - желание подопечного (п.п. 2, 3 ст. 35 ГК РФ).

15. После подбора кандидата в опекуны или попечители психоневрологический или наркологический диспансер представляет в орган местного самоуправления пакет документов. На основании представленных документов руководитель органа местного самоуправления выносит распоряжение об установлении опеки или попечительства. Исполнение опекуном или попечителем своих обязанностей, в т.ч. и по распоряжению имуществом подопечного, осуществляется в соответствии со ст.ст. 36, 37 ГК РФ. При необходимости постоянного управления недвижимым и ценным движимым имуществом подопечного, органом опеки и попечительства с управляющим, определенным этим органом, заключается договор о доверительном управлении таким имуществом (ст. 38 ГК РФ).


Освобождение и отстранение опекунов и попечителей от исполнения ими своих обязанностей


1. Освобождение и отстранение опекунов или попечителей от исполнения ими своих обязанностей производится в соответствии со ст. 39 ГК РФ.

2. Прекращение опеки и попечительства над совершеннолетними гражданами прекращается в случаях вынесения судом решения о признании подопечного дееспособным или отмены ограничений его дееспособности по заявлению опекуна, попечителя или органа опеки и попечительства, а также в случае помещения подопечного в соответствующее учреждение на полное государственное обеспечение на постоянное проживание (п. 1 ст. 40 ГК РФ).

3. Отстранение опекуна или попечителя от исполнении возложенных на него обязанностей может производиться в случаях их ненадлежащего выполнения, в т.ч.:

- при уклонении от выполнения обязанностей;

- при злоупотреблении своими правами;

- при использовании своих полномочий в корыстных целях;

- при оставлении подопечного без надзора и необходимой помощи.

4. При помещении подопечного в психоневрологический интернат для временного проживания (до 6 месяцев), освобождение опекуна от исполнения опекунских обязанностей не требуется.


Основание и порядок помещения недееспособных лиц в психоневрологические интернаты


1. Основанием для помещении в психоневрологический интернат лица, признанного в установленном порядке недееспособным, является решение органа опеки и попечительства, принятое на основании заключения клинико-экспертной комиссии психиатрического учреждения. Заключение должно содержать сведения о наличии у лица психического расстройства, лишающего его возможности находиться в неспециализированном учреждении (ст. 41 Закона РФ "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании").

2. Пакет документов для оформления недееспособного гражданина в психоневрологический интернат готовит психоневрологический диспансер и направляет руководителю органа местного самоуправления. По получению распоряжения руководителя органа местного самоуправления психоневрологический диспансер направляет данное распоряжение в районное управление социальной защиты населения по месту регистрации лица для получения путевки в психоневрологический интернат.

3. Опекунами и попечителями граждан, нуждающихся в опеке или попечительстве и находящихся или помещенных в соответствующие учреждения на полное государственное обеспечение, являются данные учреждения (ст. 35 ГК РФ). В этом случае ранее назначенный опекун или попечитель освобождается от выполнения им своих обязанностей, если это не противоречит интересам подопечного.

4. Распоряжение о помещении недееспособного лица в стационарное учреждение издается руководителем органа местного самоуправления после предварительного решения имущественных вопросов недееспособного. Решение данных вопросов осуществляется путем заключения Договора доверительного управления имуществом подопечного (ст. 38 ГК РФ).

5. В случае, если подопечным ранее, до момента лишения его дееспособности, был заключен договор ренты с пожизненным содержанием подопечного, то сведения о наличии данного договора также необходимо отразить в данном распоряжении.


Защита имущественных интересов подопечного


1. При необходимости постоянного управления недвижимым и ценным движимым имуществом подопечного орган опеки и попечительства заключает с управляющим определенным этим органом, договор о доверительном управлении таким имуществом (ст. 38 ГК РФ).

2. При осуществлении управляющим полномочий по управлению имуществом подопечного на управляющего распространяется действие правил, предусмотренных п.п. 2, 3 ст. 37 ГК РФ.


Взаимодействие органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве, наделенных отдельными полномочиями в сфере опеки и попечительства, и органов здравоохранения по реализации переданных государственных полномочий в сфере опеки и попечительства над совершеннолетними гражданами, признанными судом недееспособными вследствие психического расстройства, а также ограниченных судом в дееспособности


1. В соответствии с ч. 5, ст. 6 Закона г. Москвы N 51 от 26.12.07 г. копии постановлений органов местного самоуправления в 3-х дневный срок со дня их принятия направляются в уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы в сфере здравоохранения (Управление здравоохранения административного округа) по месту жительства подопечного.

2. Органы местного самоуправления представляют в Управление здравоохранения административного округа ежеквартально, в срок до 5-го числа месяца следующим за отчетным периодом, отчеты о реализации государственных полномочий в сфере опеки и попечительства над совершеннолетними гражданами признанными недееспособными или ограниченными в дееспособности по форме предусмотренной приложением к данному Регламенту.

3. Управления здравоохранения административных округов, в случае необходимости, имеют право запрашивать органы местного самоуправления данную информацию об осуществлении отдельных полномочий города Москвы по вопросам опеки и попечительства над несовершеннолетними недееспособными гражданами и ограниченных в дееспособности (ст. 8 Закона г. Москвы N 51 от 26.12.07 г.).

4. Ежеквартально до 10-го числа месяца следующего за отчетным периодом Управления здравоохранения административных округов передают принятые отчеты органов местного самоуправления в Департамент здравоохранения города Москвы.

5. При выявлении допущенных органами местного самоуправления фактов нарушений при осуществлении государственных полномочий в сфере опеки и попечительства над недееспособными или ограниченных в дееспособности граждан, Управление здравоохранения административного округа направляет в Департамент здравоохранения города Москвы информацию для последующей выдачи органу местного самоуправления предписания об устранении выявленных нарушений.

6. Органы местного самоуправления обязаны в месячный срок или в срок, указанный в предписании, принять меры к устранению выявленных нарушений и сообщать о принятых мерах в Департамент здравоохранения города Москвы (копии в Управление здравоохранения административного округа).


Заместитель руководителя
Департамента здравоохранения
города Москвы

И.А. Лешкевич


Председатель
Совета муниципальных образований
города Москвы

Т.И. Поподько


Приложение 2
к приказу Департамента
здравоохранения г. Москвы
от 26 февраля 2009 г. N 180


Форма ежеквартального отчета
органа местного самоуправления внутригородского муниципального образования в городе Москве в отношении совершеннолетних лиц, признанных судом недееспособными вследствие психического расстройства


Общее количество недееспособных

Кол-во недееспособных, имеющих опекуна на конец отчетного периода

Кол-во опекунов, получивших разрешение на сделку с имуществом недееспособного в отчетном периоде

Кол-во назначенных доверительных управляющих в отчетном периоде

Кол-во недееспособных, признанных судом дееспособными в отчетном периоде

Кол-во опекунов, отстраненных от выполнения опекунских обязанностей в отчетном периоде

Кол-во недееспособных, не имеющих опекуна на конец отчетного периода

Всего на начало отчетного периода

Признано судом недееспособными за отчетный период

Выбыло*

Всего на конец отчетного периода

всего

в т.ч. опекун назначен в отчетном периоде





**













     * Всего -
     в т.ч.:
     - перевод в ПНИ -
     - перемена места жительства -
     - в связи со смертью -
     - другие причины -
     ** Всего -
     в т.ч.
     - опека в стадии оформления -
     - подготовка документов к переводу в ПНИ -
     - другие причины -

М.П.

Подпись руководителя
органа местного самоуправления
внутригородского муниципального образования   ___________________________
                                                  "__" __________ 200_ г.

     Отчет представляется в Управление здравоохранения  административного
округа ежеквартально в срок до 5 числа месяца, следующего за отчетным

Приложение 3
к приказу Департамента
здравоохранения г. Москвы
от 26 февраля 2009 г. N 180


Форма ежеквартального отчета
органа местного самоуправления внутригородского муниципального образования в городе Москве в отношении совершеннолетних лиц, признанных судом ограниченно дееспособными вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими веществами


Общее количество ограниченно дееспособных

Количество ограниченно дееспособных, имеющих попечителя на конец отчетного периода

Количество ограниченно дееспособных, не имеющих попечителя на конец отчетного периода

Количество ограниченно дееспособных, признанных судом дееспособным и в отчетном периоде

Всего на начало отчетного периода

Признано судом ограниченно дееспособными за отчетный период

Выбыло*

Всего на конец отчетного периода

Всего

в т.ч. попечитель назначен в отчетном периоде

Всего

в т.ч.


Попечительство находится в стадии оформления

Ограниченно дееспособный готовится к переводу в ПНИ

Другие причины
























     * Всего -
     в т.ч.:
     - перевод в ПНИ -
     - перемена места жительства -
     - в связи со смертью -
     - другие причины -

М.П.

Подпись руководителя
органа местного самоуправления
внутригородского муниципального образования   ___________________________
                                                  "__" __________ 200_ г.

     Отчет представляется в Управление здравоохранения  административного
округа ежеквартально в срок до 5 числа месяца, следующего за отчетным


Приказ Департамента здравоохранения г. Москвы от 26 февраля 2009 г. N 180 "О Постановлении Правительства Москвы "О распределении полномочий по государственному контролю за осуществлением органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве отдельных полномочий города Москвы в сфере опеки и попечительства"


Текст приказа официально опубликован не был


Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.