г. Казань |
|
08 апреля 2021 г. |
Дело N А65-12200/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 апреля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 апреля 2021 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Мухаметшина Р.Р.,
судей Хакимова И.А., Ольховикова А.Н.,
при участии представителей:
Муниципального казенного учреждения "Комитет жилищно-коммунального хозяйства Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" - Стахеевой К.Ю., доверенность от 17.12.2020,
Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г.Казань - Беляковой С.А., доверенность от 11.01.2021,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Муниципального казенного учреждения "Комитет жилищно-коммунального хозяйства Исполнительного комитета муниципального образования города Казани"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 19.11.2020 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2021
по делу N А65-12200/2020
по заявлению Муниципального казенного учреждения "Комитет жилищно-коммунального хозяйства Исполнительного комитета муниципального образования города Казани", г.Казань (ОГРН 1061655000054, ИНН 1655065579) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г.Казань (ОГРН 1021602866405, ИНН 1653003714), с привлечением к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора - ООО "Ветдом", А.Р. Гараева, управляющей компании ООО "Логин" о признании решения УФАС по РТ по делу N 016/01/16-1871-2019 от 19.05.2020 г., в части признания МКУ "Комитет жилищно-коммунального хозяйства Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" нарушившими требования ч.4 ст.16 ФЗ от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" незаконным
УСТАНОВИЛ:
МКУ "Комитет жилищно-коммунального хозяйства Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" (далее - Комитет, Заявитель) обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с иском к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - УФАС, ответчик) о признании незаконным решения по делу N 016/01/16-1871/2020.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, судом были привлечены ООО "ВетДом", А.Р. Гараева, управляющая компания ООО "Логин".
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 19.11.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2021 решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 19.11.2020 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе заявитель просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представитель антимонопольного органа в судебном заседании отклонил кассационную жалобу по основаниям, изложенным в отзыве.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание своих представителей не направили, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьями 156, 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) судебная коллегия рассмотрела кассационную жалобу без участия указанных лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалоб, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, Комиссия Татарстанского УФАС России, рассмотрев дело N 016/01/16-1871/2019 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении Комитета и ООО "ВетДом" по признакам нарушения пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции (далее - Закон о защите конкуренции), решила:
1. Признать МКУ "Комитет жилищно-коммунального хозяйства Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани" и ООО "ВетДом" нарушившими требования части 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в части достижения антиконкурентного соглашения, реализация которого привела или могла привести к ограничению доступа хозяйствующих субъектов на товарный рынок оказания услуг по отлову, содержанию и регулированию численности безнадзорных животных на территории муниципального образования г. Казани, как нарушение части 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции";
2. Передать материалы настоящего дела должностному лицу, уполномоченному рассматривать дела об административных правонарушениях, для возбуждения административного производства по фактам, указанным в решении по настоящему делу;
3. Основания для принятия иных мер по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.
Не согласившись с вынесенным решением, в частности с пунктами 1,2, Комитет обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан.
Статьей 15 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Так, в соответствии с пунктом 15 статьи 16.1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон о местном самоуправлении) органы местного самоуправления муниципального округа, городского округа, городского округа с внутригородским делением имеют право на осуществление деятельности по обращению с животными без владельцев, обитающими на территориях муниципального округа, городского округа.
Законом Республики Татарстан от 13.01.2012 N 9-ЗРТ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов отдельными государственными полномочиями Республики Татарстан в сфере организации проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, а также в области обращения с животными" органам местного самоуправления Республики Татарстан делегированы полномочия, связанные с обращением с безнадзорными животными.
В соответствии с указанным законом Республики Татарстан органы местного самоуправления наделены полномочиями по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев.
Уполномоченным органом по осуществлению деятельности по обращению с безнадзорными животными на территории г. Казани определено Муниципальное казенное учреждение "Комитет жилищно-коммунального хозяйства Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" (далее также - Комитет ЖКХ).
Согласно пункту 3.1.50 Положения о МКУ "Комитет жилищно-коммунального хозяйства Исполнительного комитета муниципального образования города Казани", утвержденного решением Казанской городской Думы от 29.12.2010 N 17-3, к полномочиям комитета отнесена организация отлова и содержания безнадзорных животных в пункте временного содержания, регулирования численности безнадзорных животных (стерилизация (кастрация) безнадзорных животных, умерщвление повышено агрессивных безнадзорных животных и безнадзорных животных, у которых обнаружены болезни, общие для человека и животных, или неизлечимые болезни, вызывающие чрезмерные страдания).
Также в силу подпункта 3 пункта 1 статьи 17 Федерального закона "Об общих принципах местного самоуправления" от 06.10.2003 N 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями на осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
Кроме того, в силу пункта 3.1.45 Положения к полномочиям Комитета ЖКХ отнесено участие в качестве муниципального заказчика по контрактам, заключаемым на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для муниципальных нужд в целях решения вопросов местного значения в сфере жилищно-коммунального хозяйства и для собственных нужд.
В этой связи суды признали, что для обеспечения муниципальных нужд в виде отлова, содержания и регулирования численности безнадзорных животных на территории муниципального образования г. Казани должен привлекаться исполнитель муниципального задания путем проведения закупки.
При этом в ходе рассмотрения дела антимонопольным органом установлено, что в период с 2017 по 2019 гг. на основании постановления Исполнительного комитета от 22.02.2017 N 450 МКУ "Комитет жилищно-коммунального хозяйства Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани" предоставлены субсидии ООО "ВетДом" в размере 33 559 339,55 рублей в целях возмещения расходов, возникающих в результате отлова безнадзорных животных, их содержания в пункте временного содержания (включая чипирование или клеймение, питание, дезинфекцию мест содержания, вакцинацию работников), регулирования их численности (стерилизация (кастрация) безнадзорных животных (включая медикаменты и расходные материалы), умерщвление повышено агрессивных безнадзорных животных и безнадзорных животных, у которых обнаружены болезни, общие для человека и животных, или неизлечимые болезни, вызывающие чрезмерные страдания) в отсутствие договорных отношений.
На основании вышеуказанных норм издано постановление Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани от 22.02.2017 N 450, которым утвержден порядок предоставления из бюджета муниципального образования г. Казань субсидий организациям, осуществляющим отлов безнадзорных животных, их содержание в пункте временного содержание, регулирование их численности (далее также - Порядок).
Согласно пункту 2 вышеуказанного постановления, уполномоченным органом Исполнительного комитета по предоставлению из бюджета муниципального образования г. Казани субсидий организациям, осуществляющим отлов безнадзорных животных, их содержание в пункте временного содержания, регулирование их численности, в пределах средств, предусмотренных в сводной бюджетной росписи г. Казани на данные цели в 2017 г. определен Комитет жилищно-коммунального хозяйства Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани (далее также - Уполномоченный орган).
На основании представленных представителями ответчиков устных и письменных пояснений, а также Порядка, утвержденного постановлением Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани от 22.02.2017 N 450, антимонопольным органом установлена следующая процедура предоставления субсидий в целях возмещения расходов, возникающих в связи с оказанием Услуг.
Согласно пункту 4 Порядка, субсидии предоставляются организациям, которые соответствуют следующим критериям:
- организация оказывает Услуги на территории муниципального образования г. Казани в соответствии с Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 22.02.2013 N 126 "Об утверждении порядка отлова, содержания и регулирования численности безнадзорных животных в Республике Татарстан";
- у организации отсутствует задолженность по налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджет бюджетной системы Российской Федерации, срок исполнения по которым наступил в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- у организации отсутствует просроченная задолженность по возврату в бюджет муниципального образования г. Казани субсидий, бюджетных инвестиций, предоставленных, в том числе, в соответствии с иными правовыми актами, и иная просроченная задолженность перед бюджетом муниципального образования г. Казани;
- организация не находится в процессе реорганизации, ликвидации, банкротства и не имеет ограничений на осуществление хозяйственной деятельности;
- организация не является иностранным юридическим лицом, а также российским юридическим лицом, в уставном (складочном) капитале которого доля участия иностранных юридических лиц, местом регистрации которых является государство или территория, включенные в утверждаемый Министерством финансов Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (оффшорные зоны) в отношении таких юридических лиц, в совокупности превышает 50 процентов;
- организация не получает средств из бюджета муниципального образования г. Казани в соответствии с иными муниципальными правовыми актами на цели, указанные в п. 3 Порядка.
Согласно пункту 5 Порядка, основаниями для предоставления субсидий являются решение Комиссии по предоставлению субсидий из бюджета муниципального образования города Казани, созданной Исполнительным комитетом муниципального образования г. Казани, и соглашение (договор), заключаемое на основании решения вышеуказанной комиссии между Уполномоченным органом и организацией.
Как следует из письменных пояснений Комитета ЖКХ (исх. N исх2070/17 от 27.11.2019), любая организация (в том числе одновременно несколько организаций) может за счет бюджетных средств компенсировать затраты, возникшие при осуществлении деятельности по отлову, содержанию и регулированию численности безнадзорных животных на территории г. Казани, при соблюдении обязательных требований, установленных постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 22.02.2013 N 126.
В свою очередь постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 22.02.2013 г. N 126 утвержден порядок отлова, содержания и регулирования численности безнадзорных животных в Республике Татарстан (далее - Порядок отлова).
Порядок отлова устанавливает требования к осуществлению мероприятий по отлову, транспортировке, содержанию, учету безнадзорных животных, а также по регулированию их численности на территории Республики Татарстан.
В соответствии с пунктом 1.2 Порядка отлова мероприятия по отлову, транспортировке, содержанию, учету, регулированию численности безнадзорных животных осуществляются организациями, укомплектованными работниками, оборудованием и средствами, необходимыми для осуществления соответствующей деятельности (далее - специализированная организация), определяемыми органом, уполномоченным на решение вопросов отлова, содержания и регулирования численности безнадзорных животных (далее - уполномоченный орган), в порядке, установленном законодательством Республики Татарстан.
Пунктом 2.2 Порядка отлова предусмотрено, что отлов безнадзорных животных производится на основании заказа-наряда на выполнение работ по отлову безнадзорных животных, выданного уполномоченным органом, на основании письменных обращений физических и юридических лиц (далее - заявитель), а также в соответствии с плановыми мероприятиями по отлову безнадзорных животных в соответствии с условиями контрактов (договоров), заключенных с уполномоченным органом.
Таким образом, положения Порядка отлова предусматривают необходимость заключения уполномоченным органом контракта (договора) со специализированной организацией.
Из материалов дела следует, что закупки для муниципальных нужд на выполнение работ по отлову, содержанию и регулированию численности безнадзорных животных, за период с 2017 г. и по дату получения настоящего запроса Комитетом жилищно-коммунального хозяйства г. Казани не проводились; договоры (контракты) с ООО "ВетДом" на выполнение работ (оказание услуг) по отлову, содержанию и регулированию численности безнадзорных животных, за период с 2017 г. и по дату получения запроса Комитетом жилищно-коммунального хозяйства г. Казани не заключались.
Согласно пункту 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Таким образом, субсидии не могут быть предоставлены юридическому лицу вне связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, то есть из определения понятия предоставления субсидии следует, что она может быть предоставлена только в связи с производством (реализацией) товаров, оказанием услуг, выполнением работ.
При этом из материалов дела следует, что возмещение затрат, возникших в результате оказания услуг по отлову, содержанию и регулированию численности безнадзорных животных на территории муниципального образования г. Казани, фактически являлось оплатой со стороны органа местного самоуправления оказанных для муниципальных нужд услуг конкретному хозяйствующему субъекту. Услуги выполнялись ООО "ВетДом" по заказу муниципального образования города для муниципальных нужд, результаты оказанных услуг потребляются неограниченным количеством лиц и контролируются названным муниципальным органом.
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, регулируются Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
В силу пункта 3 статьи 3 Закона о контрактной системе закупкой товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд признается совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд.
Целями осуществления закупок, среди прочего, являются достижение целей и реализация мероприятий, предусмотренных государственными программами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальными программами; выполнение функций и полномочий государственных органов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных органов (пункты 1, 3 статьи 13 Закона о контрактной системе).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.
В части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе содержится законодательный запрет совершения заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Положениями частей 1, 2 статьи 24 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки (часть 5 статьи 24 Закона о контрактной системе).
Таким образом, размещение заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд по общему правилу осуществляется путем проведения торгов.
Применение норм законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд является обязательным в ситуации использования средств бюджета, которые направляются на оплату работ (услуг) для государственных и муниципальных нужд.
В тех случаях, когда требуется проведение торгов, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, их непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию. Только лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие поставлять товары, выполнять работы, оказывать услуги, получив доступ к соответствующему товарному рынку.
Данная правовая позиция содержится в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 24.06.2015 N 307-КГ15-1408, Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.11.2011 N 8799/11.
Судами установлено, что ООО "ВетДом" в свою очередь был выбран исполнителем Услуг на основании направленного обществом письма в адрес Комитета ЖКХ (исх. N 58 от 29.12.2015) о готовности проведения работ по ограничению численности безнадзорных животных в г. Казани с 1 января 2016 г.
При этом, за период с 2017 по 2019 г. конкурентные процедуры Уполномоченным органом не проводились, в открытых источниках информация о необходимости осуществления услуг по отлову, содержанию и регулированию численности безнадзорных животных не размещалась.
Таким образом, определение ООО "ВетДом" в качестве исполнителя услуг по отлову, содержанию и регулированию численности безнадзорных животных носило закрытый, непубличный характер, без учета положений, предусмотренных Законом о контрактной системе. Не проведение торгов Комитетом привело к ограничению, устранению, недопущению конкуренции на рынке по отлову, содержанию и регулированию численности безнадзорных животных.
Как указывает антимонопольный орган, ни один из ранее приведённых нормативно-правовых актов о выделении субсидий на финансовое обеспечение (возмещение) затрат организациям, осуществляющим отлов, содержание и регулирование численности безнадзорных животных, не закрепляет способ определения исполнителя необходимых услуг.
При этом, учитывая, что в целях надлежащего выполнения услуг, связанных с безнадзорными животными, выделяются бюджетные средства, а, в соответствии с его положением и действующим законодательством Российской Федерации Комитет ЖКХ является участником контрактной системы, органом местного самоуправления за исследуемый период 2017-2019 гг. не предпринята попытка проведения конкурентных процедур в установленном законом порядке.
Также суды учитывали, что антимонопольным органом был проведен мониторинг информации, содержащейся в Единой информационной системе в сфере закупок (сайт zakupki.gov.ru), в ходе проведения которого установлено, что органы местного самоуправления муниципальных районов Республики Татарстан осуществляют закупки в целях определения исполнителя по оказанию услуг по отлову содержанию и регулированию численности безнадзорных животных в порядке, установленном Законом о контрактной системе, на конкурентной основе.
Комиссией Татарстанского УФАС России установлено, что органами местного самоуправления Республики Татарстан в целях решения вопросов местного значения по отлову безнадзорных животных, их содержанию в пункте временного содержания, регулированию их численности заключаются муниципальные контракты по результатам проведения конкурентных процедур. Информация о проводимых органами местного самоуправления Республики Татарстан конкурентных процедурах в 2019 г. представлена в соответствующей таблице в решении антимонопольного органа.
Судами отмечено, что рынок оказания услуг по отлову, содержанию и регулированию численности безнадзорных животных на территории Республики Татарстан является конкурентным. При этом среди участников вышеуказанных аукционов присутствуют хозяйствующие субъекты, юридическим адресом которых является г. Казань, но которые готовы оказывать услуги на территории различных муниципальных районов Республики Татарстан (например, ООО "Альянс").
Однозначно, что выбор подрядчика на выполнение работ по отлову и содержанию безнадзорных животных на основании направленного ООО "ВетДом" в адрес Комитета письма (исх. N 58 от 29.12.2015), о котором упоминалось выше, при наличии конкурентного рынка недопустим.
Таким образом, Комитет ограничил доступ хозяйствующих субъектов к выполнению работ по отлову и содержанию безнадзорных животных, тем самым обеспечив ООО "ВетДом" необоснованно выгодные условия ведения предпринимательской деятельности, что не соответствует целям антимонопольного законодательства и приводит к нарушению пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции.
Также в ходе рассмотрения дела Комиссией выявлены признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в действиях Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани, выразившиеся в непринятии мер по отмене Порядка предоставления субсидий, утвержденного Постановлением Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани от 22.01.2017 N 450 (с учетом изменений), который создает реальную возможность финансирования работ и услуг для муниципальных нужд без учета положений Закона о контрактной системе и даёт возможность для предоставления необоснованных преимуществ отдельным хозяйствующим субъектам при осуществлении ими предпринимательской деятельности в сфере обращения с безнадзорными животными.
Комиссией Татарстанского УФАС России было выдано предупреждение Исполнительному комитету о прекращении нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции путем отмены указанного постановления.
Предупреждение Исполнительным комитетом муниципального образования г. Казани было исполнено, принято постановление Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани от 29.01.2020 N 228 "О признании утратившим силу постановления Исполнительного комитета г. Казани от 22.02.2017 N 450 "Об утверждении Порядка предоставления из бюджета муниципального образования г. Казани субсидий организациям, осуществляющим отлов безнадзорных животных, их содержание в пункте временного содержания, регулирование их численности" (с учетом изменений, внесенных в него постановлениями Исполнительного комитета г. Казани от 30.09.2019 N 3479, от 23.10.2019 N 3826 и от 21.11.2019 N 4157), что может служить подтверждением изложенных доводов Комиссии Татарстанского УФАС России.
Также суды учитывали, что заключению каждого договора на предоставление из бюджета города Казань ООО "ВетДом" субсидии предшествовали следующие обстоятельства:
1) Фактическое выполнение в отчётном периоде ООО "ВетДом" работ по отлову безнадзорных животных и их содержанию. Отчётным периодом в большинстве случаев был календарный месяц;
2) Предоставление ООО "ВетДом" Комитету расчёта на получение Субсидии за выполнение работ в отчётном периоде, который утверждался Комитетом, предоставление ООО "ВетДом" иных документов, предусмотренных пунктом 6 Порядка предоставления из бюджета муниципального образования города Казани субсидии организациям, осуществляющим отлов безнадзорных животных, их содержание в пункте временного содержания, регулирование их численности, утверждённого постановлением Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 22.02.2017 N 450 (далее - Местный порядок предоставления субсидии);
3) Подписание Комитетом и ООО "ВетДом" акта о выполненных работах и отчёта о выполненных работах;
4) Заседание Комиссии по представлению Субсидии;
5) Заключение на основании протокола заседания Комиссии по представлению Субсидии договора на предоставление из бюджета города Казани ООО "ВетДом" Субсидии.
В период с 07.03.2017 по 19.11.2019 между Комитетом и ООО "ВетДом" не было заключено договоров на выполнение работ по отлову безнадзорных животных и их содержанию. ООО "ВетДом" выполняло указанные работы без договорных отношений с Комитетом. Выполнение указанных работ ООО "ВетДом" происходило на основании заявок Комитета.
Учитывая, что между Комитетом и ООО "ВетДом" каких-либо договорных отношений на выполнение работ по отлову безнадзорных животных и их содержанию не было, в силу которых у Комитета возникла бы обязанность по оплате работ, заключение договоров на предоставление Субсидии являлось способом оплаты за фактически выполненные работы.
Суды учитывали вышеизложенные обстоятельства и правомерно заключили, что вышеуказанная ситуация, при которой орган местного самоуправления допускает выполнение каких-либо работ хозяйствующим субъектом без договорных отношений с ним на основании конкурентных процедур, ограничивает доступ иным хозяйствующим субъектам к выполнению тех или иных работ, что фактически является незаконным препятствованием в осуществлении предпринимательской деятельности.
Также материалы дела содержат доказательства того, что Комитет целенаправленно предоставлял конкурентные преимущества именно ООО "ВетДом":
1) В соответствии с пунктом 2.3 Порядка отлова, содержания и регулирования численности безнадзорных животных в Республике Татарстан, утверждённого Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 22.02.2013 N 126 обращение заявителя об отлове безнадзорных животных регистрируется уполномоченным органом в день поступления обращения в специальном журнале с указанием сведений о заявителе (Ф.И.О., наименование организации, адрес места жительства гражданина или места нахождения организации, контактный телефон). Следовательно, именно Комитет должен вести журнал заявок на отлов животных. Однако, несмотря на прямое указание Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан, Комитет журнал заявок не вёл. Данный журнал вело ООО "ВетДом". То есть фактически Комитет передал свои полномочия по ведению журнала заявок ООО "ВетДом", что свидетельствует о доверительных отношениях между Комитетом и ООО "ВетДом";
2) направление Комитетом заявок и графиков планового выполнения работ исключительно ООО "ВетДом";
Довод Комитета о том, что направление заявок в адрес ООО "ВетДом" объясняется тем, что другие организации не изъявили желания заниматься отловом безнадзорных животных, был рассмотрен судами и обоснованно отклонен, поскольку Комитет не проводил торги на отлов безнадзорных животных, а, следовательно, не мог знать, имеются ли иные хозяйствующие субъекты, желающие выполнить указанные работы.
3) непроведение Комитетом конкурентных процедур в соответствии с Законом о контрактной системе;
4) Направление ООО "ВетДом" в адрес Комитета письма (исх. N 58 от 29.12.2015) о готовности проведения работ по ограничению численности безнадзорных животных в городе Казань с 1.01.2016.
Как указывалось выше, отлов и содержание безнадзорных животных является муниципальной нуждой, удовлетворение которой происходит путём заключения муниципального контракта, в котором орган местного самоуправления является заказчиком работ, а хозяйствующий субъект-исполнителем.
До направления заказчиком информации о необходимости выполнения тех или иных работ, исполнитель не может знать, есть ли у заказчика необходимость в выполнении таких работ, а также в каких объёмах необходимо выполнить работы.
Однако, несмотря на отсутствие информации о необходимости выполнения работ по отлову и содержанию безнадзорных животных, у ООО "ВетДом" была информация о необходимости их выполнения, что подтверждается направлением ООО "ВетДом" вышеуказанного письма в адрес Комитета.
Таким образом, письмо (исх. N 58 от 29.12.2015) является прямым доказательством наличия договорённости между Комитетом и ООО "ВетДом". Указанное свидетельствует о том, что Комитет в приоритетном порядке направил информацию о необходимости выполнения работ на отлов безнадзорных животных в адрес ООО "ВетДом"
Более того, проверкой установлено, что умерщвление животных производилось препаратом "Адилин супер", относящегося к курареподобным миорелаксантам, что свидетельствует о несоблюдении ООО "ВетДом" требований, установленных пунктом 1.3 Порядка отлова, утверждённого Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 22.02.2013 N 126, в соответствии с которым осуществление мероприятий по отлову, транспортировке, содержанию, учету и регулированию численности безнадзорных животных основывается на принципах гуманного отношения к животным и соблюдения норм общественной нравственности, а также пунктом 5.8, которым определено, что умерщвление животного должно производится быстро и безболезненно, не вызывать у него ощущения тревоги или страха.
Запрещается применение жестоких методов умерщвления:
- утопление, удушение, отравление;
- болезненные инъекции, использование курареподобных препаратов, отравление ядами;
- перегрев, использование электрического тока, остановка дыхания; другие жестокие методы.
Указанные нарушения отражены в акте проверки Контрольно-счетной палаты города Казань от 23.07.2019. Изложенное свидетельствует о наличии договорённости между Комитетом и ООО "ВетДом".
Таким образом, Татарстанское УФАС России установило все юридически значимые обстоятельства для признания Комитета и ООО "ВетДом" нарушившими пункт 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции, а именно:
- нарушение федерального закона (а именно Закона о контрактной системе);
- негативные последствия для конкуренции;
-доказательства запрещённого антимонопольным законодательством соглашения между хозяйствующим субъектом и органом власти.
При таких обстоятельствах суды пришли к выводу об отсутствии совокупности оснований для признания оспариваемого решения антимонопольного органа недействительным.
Положенные в основу кассационной жалобы доводы заявителя, не опровергают обстоятельств, установленных судами предыдущих инстанций и, соответственно, не влияют на законность принятых судебных актов.
Переоценка установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых ими доказательств в кассационной инстанции недопустима в силу требований, предусмотренных статьей 286, частью 2 статьи 287 АПК РФ.
Нормы права при разрешении спора применены судами правильно. Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену судебных актов (статья 288 АПК РФ), не установлено.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 19.11.2020 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2021 по делу N А65-12200/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Р.Р. Мухаметшин |
Судьи |
И.А. Хакимов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Однозначно, что выбор подрядчика на выполнение работ по отлову и содержанию безнадзорных животных на основании направленного ООО "ВетДом" в адрес Комитета письма (исх. N 58 от 29.12.2015), о котором упоминалось выше, при наличии конкурентного рынка недопустим.
Таким образом, Комитет ограничил доступ хозяйствующих субъектов к выполнению работ по отлову и содержанию безнадзорных животных, тем самым обеспечив ООО "ВетДом" необоснованно выгодные условия ведения предпринимательской деятельности, что не соответствует целям антимонопольного законодательства и приводит к нарушению пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции.
Также в ходе рассмотрения дела Комиссией выявлены признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в действиях Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани, выразившиеся в непринятии мер по отмене Порядка предоставления субсидий, утвержденного Постановлением Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани от 22.01.2017 N 450 (с учетом изменений), который создает реальную возможность финансирования работ и услуг для муниципальных нужд без учета положений Закона о контрактной системе и даёт возможность для предоставления необоснованных преимуществ отдельным хозяйствующим субъектам при осуществлении ими предпринимательской деятельности в сфере обращения с безнадзорными животными.
Комиссией Татарстанского УФАС России было выдано предупреждение Исполнительному комитету о прекращении нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции путем отмены указанного постановления.
...
Запрещается применение жестоких методов умерщвления:
- утопление, удушение, отравление;
- болезненные инъекции, использование курареподобных препаратов, отравление ядами;
- перегрев, использование электрического тока, остановка дыхания; другие жестокие методы.
Указанные нарушения отражены в акте проверки Контрольно-счетной палаты города Казань от 23.07.2019. Изложенное свидетельствует о наличии договорённости между Комитетом и ООО "ВетДом".
Таким образом, Татарстанское УФАС России установило все юридически значимые обстоятельства для признания Комитета и ООО "ВетДом" нарушившими пункт 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции, а именно:"
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 8 апреля 2021 г. N Ф06-1760/21 по делу N А65-12200/2020