Система социального партнерства

Глава 2. Система социального партнерства


Статья 5. Задачи системы социального партнерства

Задачами системы социального партнерства являются:

1) содействие проведению социально ориентированных экономических преобразований;

2) обеспечение эффективного механизма регулирования социально-трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений;

3) обеспечение стабильного развития гражданского общества;

4) проведение коллективных переговоров, взаимных консультаций сторон соглашений;

5) участие в разработке и обсуждении проектов законов и иных нормативных правовых актов;

6) разработка и заключение соглашений, коллективных договоров в соответствии с федеральным законодательством и настоящим Законом;

7) предотвращение коллективных трудовых споров и содействие разрешению связанных с ними конфликтов.


Статья 6. Формы социального партнерства

Социальное партнерство осуществляется в следующих формах:

1) коллективные переговоры по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и их заключения;

2) взаимные консультации сторон соглашений по вопросам регулирования социально-трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений;

3) участие работников, их представителей в управлении организацией;

4) участие представителей работников, работодателей и органов исполнительной власти города Москвы в различных формах досудебного разрешения коллективных трудовых споров.


Статья 7. Уровни системы социального партнерства

Система социального партнерства в городе Москве включает следующие уровни:

1) региональный (городской);

2) отраслевой (межотраслевой) городской;

3) территориальный (окружной и районный);

4) локальный (уровень организации).


Статья 8. Двусторонние и трехсторонние органы системы социального партнерства

В городе Москве стороны социального партнерства на основе взаимной договоренности и совместно определенных правил могут формировать другие двусторонние, трехсторонние органы, способствующие развитию социального партнерства в регулировании социально-трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений по отдельным направлениям.


Статья 9. Элементы системы социального партнерства

В городе Москве система социального партнерства включает в себя следующие элементы:

1) Московская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений;

2) специализированные организации по досудебному рассмотрению коллективных трудовых споров, созданные сторонами социального партнерства;

3) специализированные организации по оказанию консультационно-правовых услуг, созданные сторонами социального партнерства;

4) Координационный комитет содействия занятости населения города Москвы;

5) территориальные трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений;

6) отраслевые (межотраслевые) трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений;

7) комиссии по подготовке, заключению, контролю исполнения коллективных договоров в организациях;

8) иные двусторонние, трехсторонние органы, формируемые представителями работников, представителями работодателей, органов исполнительной власти города Москвы в целях регулирования социально-трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений на различных уровнях;

9) коллективные договоры и соглашения;

10) правовые акты по вопросам взаимодействия сторон и заключения коллективных договоров и соглашений, принимаемые на различных уровнях системы социального партнерства.


Статья 10. Московская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений

1. Московская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений (далее - Московская трехсторонняя комиссия) создается для обеспечения регулирования социально-трудовых отношений, ведения коллективных переговоров и подготовки проектов соглашений, заключения соглашений, а также для организации контроля за их выполнением на равноправной основе.

ГАРАНТ:

См. Состав представителей Правительства Москвы в Московской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, утвержденный распоряжением Правительства Москвы от 30 апреля 2013 г. N 229-РП

2. Московская трехсторонняя комиссия формируется Правительством Москвы, объединениями профсоюзов города Москвы, объединениями работодателей города Москвы на принципах согласия из равного количества представителей каждой из сторон, не превышающего 15 человек, уполномоченных Правительством Москвы, объединениями профсоюзов города Москвы, объединениями работодателей города Москвы.

3. Московская трехсторонняя комиссия руководствуется в своей деятельности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы, а также Положением и Регламентом, которые утверждаются Правительством Москвы, полномочными органами объединений профсоюзов города Москвы, объединений работодателей города Москвы.

4. К полномочиям Московской трехсторонней комиссии относятся:

1) выработка мер социально ориентированных экономических преобразований в городе Москве и их реализация, регулирование социально-трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений, ведение коллективных переговоров, подготовка проекта, обсуждение и заключение Московского трехстороннего соглашения и Соглашения о минимальной заработной плате в городе Москве;

2) практическое и методическое содействие заключению коллективных договоров, городских отраслевых (межотраслевых) соглашений, территориальных (окружных и районных) соглашений;

3) принятие решений о создании на городском уровне системы социального партнерства двусторонних, трехсторонних органов для регулирования отдельных проблем социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений, определение порядка их формирования и взаимодействия;

4) проведение экспертизы городских отраслевых (межотраслевых) соглашений, территориальных (окружных и районных) соглашений в целях обеспечения координации в регулировании социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений с учетом специфики отраслей, профессий, административных округов города Москвы и общегородских интересов;

5) участие в разработке городских отраслевых (межотраслевых) соглашений, территориальных (окружных и районных) соглашений;

6) принятие решений о дате подписания Московского трехстороннего соглашения и по другим вопросам, входящим в ее компетенцию, которые обязательны для рассмотрения органами исполнительной власти города Москвы, объединениями профсоюзов города Москвы, объединениями работодателей города Москвы, действующими на территории города Москвы;

7) осуществление контроля за выполнением соглашений в сфере социального партнерства;

8) принятие решений в рамках системы социального партнерства о привлечении к ответственности лиц, не выполняющих соглашения, коллективные договоры;

9) содействие своевременному предотвращению коллективных трудовых споров, конфликтных ситуаций;

10) содействие разрешению разногласий по поводу заключения и реализации соглашений, коллективных договоров, заключаемых в системе социального партнерства;

11) внесение предложений о принятии законов и иных нормативных правовых актов города Москвы по вопросам социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений;

12) участие в разработке и обсуждении проектов законов и иных нормативных правовых актов города Москвы по вопросам социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений;

13) принятие решений о создании специализированных организаций по досудебному рассмотрению коллективных трудовых споров и оказанию консультационно-правовых услуг;

14) принятие иных решений.

5. Разногласия между сторонами, возникающие в ходе работы Московской трехсторонней комиссии, разрешаются на основе взаимных консультаций в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.


Статья 11. Координационный комитет содействия занятости населения города Москвы

Координационный комитет содействия занятости населения города Москвы формируется Правительством Москвы, объединениями профсоюзов города Москвы, объединениями работодателей города Москвы при участии других заинтересованных организаций для выработки согласованных решений по определению и реализации политики занятости и обеспечения взаимодействия социальных партнеров в данной области.


Статья 12. Московское трехстороннее соглашение и Соглашение о минимальной заработной плате в городе Москве

1. Московское трехстороннее соглашение разрабатывается на основе переговоров и заключается Правительством Москвы, объединениями профсоюзов города Москвы, объединениями работодателей города Москвы.

2. Московское трехстороннее соглашение распространяется на работников, работодателей, органы исполнительной власти города Москвы, которые уполномочили своих представителей заключить соглашение от их имени.

3. Условия, содержащиеся в Московском трехстороннем соглашении, не могут ухудшать положение работников по сравнению с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы, Генеральным соглашением, общероссийскими отраслевыми (межотраслевыми) соглашениями, межрегиональными соглашениями с участием города Москвы, межрегиональными отраслевыми (межотраслевыми) соглашениями с участием города Москвы на соответствующий период.

4. Условия, содержащиеся в Московском трехстороннем соглашении, учитываются при принятии законов и иных нормативных правовых актов города Москвы по вопросам социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений.

5. Разработка, согласование, принятие и утверждение Московского трехстороннего соглашения осуществляется в следующем порядке:

1) проект Московского трехстороннего соглашения разрабатывается на основе переговоров между полномочными представителями сторон социального партнерства в городе Москве в соответствии с федеральным законодательством, настоящим Законом и решениями Московской трехсторонней комиссии;

2) регулирование разногласий в ходе переговоров при заключении и исполнении Московского трехстороннего соглашения осуществляется в соответствии с федеральным законодательством и законодательством города Москвы;

3) дата принятия Московского трехстороннего соглашения Московской трехсторонней комиссией является моментом окончания коллективных переговоров по его заключению;

4) в принятый Московской трехсторонней комиссией проект Московского трехстороннего соглашения внесение дополнений и изменений в одностороннем порядке не допускается;

5) Московское трехстороннее соглашение подлежит подписанию до истечения срока действия ранее заключенного соглашения, после принятия полномочными органами всех сторон решения о подписании соглашения.

Информация об изменениях:

Законом г. Москвы от 15 февраля 2017 г. N 1 в часть 6 статьи 12 настоящего Закона внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

6. Московское трехстороннее соглашение не позднее 15 дней после его подписания публикуется в официальном издании Мэра и Правительства Москвы - журнале "Вестник Мэра и Правительства Москвы" и размещается на официальном сайте Правительства Москвы.

7. Московское трехстороннее соглашение вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования.

8. Работники и работодатели, не участвовавшие в заключении Московского трехстороннего соглашения, имеют право присоединиться к нему после его подписания.

9. Действие Московского трехстороннего соглашения распространяется на все организации в городе Москве, не подавшие в Московскую трехстороннюю комиссию в течение 30 календарных дней после официального опубликования текста соглашения письменное мотивированное заявление о своем несогласии с данным соглашением в целом или его конкретными обязательствами.

10. Московское трехстороннее соглашение действует также в отношении работодателей - федеральных государственных учреждений, муниципальных учреждений и других организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов в случае, когда оно заключено от их имени соответствующим органом государственной власти.

11. При внесении в соответствии с частью 9 настоящей статьи мотивированного заявления о своем несогласии с содержанием Московского трехстороннего соглашения указанное соглашение действует в отношении организации, за исключением конкретных обязательств, по которым было внесено мотивированное заявление о несогласии.

12. Срок действия Московского трехстороннего соглашения определяется сторонами в соглашении и не может превышать трех лет.

13. Соглашение о минимальной заработной плате в городе Москве разрабатывается и заключается Московской трехсторонней комиссией на основе переговоров между Правительством Москвы, объединениями профсоюзов города Москвы, объединениями работодателей города Москвы.

14. Соглашение о минимальной заработной плате в городе Москве распространяется на работодателей, осуществляющих деятельность на территории города Москвы, присоединившихся к данному соглашению в порядке, предусмотренном статьей 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации, за исключением работников организаций, финансируемых из федерального бюджета.

15. Размер минимальной заработной платы в городе Москве устанавливается с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в городе Москве и не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.

Информация об изменениях:

Законом г. Москвы от 15 февраля 2017 г. N 1 в часть 16 статьи 12 настоящего Закона внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

16. Соглашение о минимальной заработной плате в городе Москве вместе с обращением к работодателям, осуществляющим деятельность на территории города Москвы, не позднее 15 дней после его подписания публикуются в официальном издании Мэра и Правительства Москвы - журнале "Вестник Мэра и Правительства Москвы" - и размещаются на официальном сайте Правительства Москвы.

17. Действие Соглашения о минимальной заработной плате в городе Москве распространяется на все организации в городе Москве, не подавшие в Московскую трехстороннюю комиссию в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к данному Соглашению письменный мотивированный отказ присоединиться к нему с приложением протокола консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, в случае его наличия, и предложения по срокам повышения минимальной заработной платы работников до размера, предусмотренного указанным Соглашением.


Статья 13. Специализированные организации по досудебному рассмотрению коллективных трудовых споров и оказанию консультационно-правовых услуг

По решению Московской трехсторонней комиссии могут создаваться специализированные организации:

1) по досудебному рассмотрению коллективных трудовых споров;

2) по оказанию консультационно-правовых услуг в сфере социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений.


Статья 14. Городские отраслевые (межотраслевые) соглашения

1. Городские отраслевые (межотраслевые) соглашения:

1) разрабатываются на основе переговоров и заключаются Правительством Москвы в лице уполномоченных отраслевых и функциональных органов исполнительной власти города Москвы, соответствующими отраслевыми профсоюзами города Москвы и соответствующими отраслевыми объединениями работодателей города Москвы;

2) принимаются после принятия Московского трехстороннего соглашения;

3) распространяются на работников и работодателей, органы исполнительной власти города Москвы, которые уполномочили своих представителей заключать такие соглашения от их имени, а также на работников и работодателей, присоединившихся к соглашению после его заключения.

2. Условия, содержащиеся в городских отраслевых (межотраслевых) соглашениях, не могут ухудшать положение работников по сравнению с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы, Генеральным соглашением, общероссийскими отраслевыми (межотраслевыми) соглашениями, межрегиональными соглашениями с участием города Москвы, межрегиональными отраслевыми (межотраслевыми) соглашениями с участием города Москвы, Московским трехсторонним соглашением на соответствующий период.

3. Городские отраслевые (межотраслевые) соглашения должны учитываться при принятии соответствующих нормативных правовых актов города Москвы.

4. Регулирование разногласий в ходе переговоров, при заключении и исполнении городских отраслевых (межотраслевых) соглашений осуществляется в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

5. Одобренный сторонами проект городского отраслевого (межотраслевого) соглашения подлежит обязательной экспертизе в Московской трехсторонней комиссии в соответствии с порядком регистрации коллективных договоров и соглашений в городе Москве, утвержденным Московской трехсторонней комиссией, после чего в трехдневный срок подлежит подписанию.

6. Дата принятия городского отраслевого (межотраслевого) соглашения является моментом окончания коллективных переговоров по его заключению.

7. Представитель Правительства Москвы, подписавший городское отраслевое (межотраслевое) соглашение, имеет право предложить работодателям и работникам организаций, по тем или иным причинам не участвовавшим в заключении городского отраслевого (межотраслевого) соглашения, но в организациях которых не менее 50 процентов работников принадлежит к отрасли, профессии, в рамках которых заключено соглашение, присоединиться к данному соглашению.

8. Если работодатели или соответствующие представители работников в течение 30 календарных дней с момента получения предложения в соответствии с частью 7 настоящей статьи не представили письменное мотивированное заявление о своем несогласии с данным соглашением в целом или его конкретными обязательствами, то указанное соглашение распространяется на данных работодателей и работников с момента получения предложения.

9. При внесении в соответствии с частью 8 настоящей статьи мотивированного заявления о своем несогласии с содержанием городского отраслевого (межотраслевого) соглашения указанное соглашение действует в отношении организации, за исключением конкретных обязательств, по которым было внесено мотивированное заявление о несогласии.

10. Срок действия городского отраслевого (межотраслевого) соглашения определяется сторонами в соглашении и не может превышать трех лет.


Статья 15. Территориальные (окружные и районные) соглашения

1. Территориальные (окружные и районные) соглашения:

1) разрабатываются на основе переговоров и заключаются территориальными органами исполнительной власти города Москвы, объединениями профсоюзов города Москвы в лице полномочных представителей в административных округах и районах города Москвы, территориальными (окружными и районными) объединениями работодателей города Москвы;

2) принимаются после принятия Московского трехстороннего соглашения;

3) распространяются на работников, работодателей, территориальный орган исполнительной власти города Москвы, которые уполномочили своих представителей разрабатывать и заключать такие соглашения от их имени.

2. Условия, содержащиеся в территориальных (окружных и районных) соглашениях, не могут ухудшать положение работников по сравнению с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы, Генеральным соглашением, общероссийскими отраслевыми (межотраслевыми) соглашениями, межрегиональными соглашениями с участием города Москвы, межрегиональными отраслевыми (межотраслевыми) соглашениями с участием города Москвы, Московским трехсторонним соглашением, городскими отраслевыми (межотраслевыми) соглашениями на соответствующий период.

3. Условия, содержащиеся в территориальных (окружных и районных) соглашениях, учитываются при принятии правовых актов сторонами соглашения.

4. Регулирование разногласий в ходе переговоров при заключении и выполнении территориальных (окружных, районных) соглашений осуществляется в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

5. Одобренный сторонами проект территориального (окружного и районного) соглашения подлежит обязательной экспертизе в Московской трехсторонней комиссии в соответствии с порядком регистрации коллективных договоров и соглашений в городе Москве, утвержденным Московской трехсторонней комиссией, после чего в трехдневный срок подлежит подписанию.

6. Дата принятия территориального (окружного и районного) соглашения является моментом окончания коллективных переговоров по его заключению.

7. Представитель территориального органа исполнительной власти города Москвы, подписавший территориальное (окружное и районное) соглашение, имеет право предложить работодателям, не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к нему.

8. Если работодатели или соответствующие представители работников в течение 30 календарных дней с момента получения предложения в соответствии с частью 7 настоящей статьи не представили письменное мотивированное заявление о своем несогласии с данным соглашением в целом или его конкретными обязательствами, то указанное соглашение распространяется на данных работодателей и работников с момента получения предложения.

9. При внесении в соответствии с частью 8 настоящей статьи мотивированного заявления о своем несогласии с содержанием территориального (окружного и районного) соглашения указанное соглашение действует в отношении организации, за исключением обязательств, по которым было внесено мотивированное заявление о несогласии.

10. Срок действия территориального (окружного и районного) соглашения определяется сторонами в соглашении и не может превышать трех лет.


Статья 16. Коллективный договор

1. Коллективный договор - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей.

2. Организации, заключившие коллективные договоры, обладают по представлению Московской трехсторонней комиссии и других органов социального партнерства при прочих равных условиях преимущественным правом на рассмотрение вопросов обеспечения социальной и экономической деятельности, социальной защиты работников в Правительстве Москвы, отраслевых, функциональных и территориальных органах исполнительной власти города Москвы, объединениях профсоюзов города Москвы, объединениях работодателей города Москвы.


Статья 17. Вступление в коллективные переговоры

1. Представители сторон, получившие предложение в письменной форме о начале коллективных переговоров, обязаны вступить в переговоры в течение семи календарных дней со дня получения указанного предложения, направив инициатору проведения коллективных переговоров ответ с указанием своих представителей для участия в работе комиссии по ведению коллективных переговоров и их полномочий.

2. Неполучение инициатором проведения коллективных переговоров ответа в соответствии с частью 1 настоящей статьи расценивается как отказ от вступления в коллективные переговоры.


Статья 18. Распространение действия соглашений, присоединение к соглашениям

1. В случае если на работников одновременно распространяются несколько соглашений, действуют условия соглашения, наиболее благоприятные для работников.

2. Организации профсоюзов города Москвы и их объединения, объединения работодателей города Москвы, не участвовавшие в переговорах по заключению Московского трехстороннего, городского отраслевого (межотраслевого) и территориального (окружного и районного) соглашений, могут присоединиться к ним, направив каждой из сторон письменное уведомление об этом и принятии на себя обязательств соответствующей стороны.


Статья 19. Порядок подписания, уведомительной регистрации соглашений, коллективных договоров в городе Москве

1. Порядок подписания соглашений, коллективных договоров определяется их сторонами.

2. Порядок уведомительной регистрации соглашений, коллективных договоров, а также внесения в них изменений утверждается Московской трехсторонней комиссией.

3. Вступление соглашений, коллективных договоров в силу не зависит от факта уведомительной регистрации.


Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.