Постановление Правительства Москвы от 16 февраля 2010 г. N 132-ПП "О Концепции межрегионального сотрудничества города Москвы в новых экономических условиях"

Постановление Правительства Москвы от 16 февраля 2010 г. N 132-ПП
"О Концепции межрегионального сотрудничества города Москвы в новых экономических условиях"


В целях дальнейшего углубления интеграции города Москвы и субъектов Российской Федерации, диверсификации и оптимизации межрегиональных связей города Москвы в новых экономических условиях Правительство Москвы постановляет:

1. Одобрить Концепцию межрегионального сотрудничества города Москвы в новых экономических условиях (далее - Концепция) согласно приложению к настоящему постановлению.

2. Комитету межрегиональных связей и национальной политики города Москвы:

2.1. В соответствии с Концепцией разработать и представить в IV квартале 2010 г. на утверждение Правительства Москвы Комплексные мероприятия по межрегиональному сотрудничеству города Москвы с субъектами Российской Федерации на период до 2013 года (далее - Мероприятия).

2.2. Обеспечить проведение мониторинга за ходом реализации отраслевых программ, мероприятий и совместных проектов межрегионального характера, осуществляемых органами исполнительной власти города Москвы в регионах Российской Федерации.

3. Органам исполнительной власти города Москвы до 1 июня 2010 г. представить в Комитет межрегиональных связей и национальной политики города Москвы конкретные предложения по межрегиональному сотрудничеству с регионами Российской Федерации с учетом положений Концепции для формирования Мероприятий на период до 2013 года.

4. Признать с 1 марта 2010 г. утратившим силу постановление Правительства Москвы от 25 декабря 2007 г. N 1160-ПП "О Комплексных мероприятиях по дальнейшей интеграции города Москвы и субъектов Российской Федерации и оптимизации межрегиональных связей города Москвы на период до 2010 года".

5. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам межрегионального сотрудничества, спорта и туризма Байдакова С.Л.


Мэр Москвы

Ю.М. Лужков


Приложение
к постановлению Правительства Москвы
от 16 февраля 2010 г. N 132-ПП


Концепция
межрегионального сотрудничества города Москвы в новых экономических условиях


I. Роль и значение сотрудничества города Москвы и регионов Российской Федерации в условиях кризиса


Современный мир представляет собой пространство постоянно прогрессирующей интеграции и глобализации всех процессов. Российская Федерация, Союзное государство Российской Федерации и Республики Беларусь, сопредельные страны постсоветского пространства представляют собой огромный сегмент глобального мира, в котором происходит интенсивная реинтеграция общих рынков, производственных цепочек, социокультурной и гуманитарной коммуникаций.

Москва играла и играет роль модератора текущих контактов и долгосрочных связей между регионами Российской Федерации, Республикой Беларусь и другими странами СНГ.

Межрегиональное сотрудничество для Москвы - одно из ключевых и приоритетных направлений управленческой работы Правительства Москвы.

Москва осуществляет свои контакты с другими регионами страны:

- в качестве политического центра страны - столицы;

- в качестве самого мощного экономического субъекта Российской Федерации;

- в качестве общероссийского финансового центра;

- в качестве передового в социальном, культурном и инновационном плане города-мегаполиса;

- в качестве главного центра Центрального федерального округа, и шире - всей европейской части нашей страны.

Москва является генератором нововведений во всех областях, а также городом, который аккумулирует лучшие достижения своих партнеров и внедряет их в повседневную практику.

Сегодня в Москве концентрируется "человеческий капитал" страны, что делает ее центром учебно-научной коммуникации, образования, повышения квалификации, обмена опытом, что является необходимым условием научно-технического прогресса.

Политика в сфере межрегионального взаимодействия города Москвы является неотделимой интегральной составляющей частью проводимой Правительством Москвы экономической и социальной политики. Этой работой в настоящее время занимаются практически все органы исполнительной власти города Москвы. Вопросы укрепления межрегиональных связей регулярно выносятся на обсуждения Правительства Москвы, Комиссии Правительства Москвы по развитию и координации межрегионального сотрудничества с субъектами Российской Федерации, коллегий департаментов, комитетов и префектур административных округов города Москвы.

Все эти действия направлены на достижение стратегической цели Правительства Москвы - повышение качества жизни населения города на основе устойчивого социально-экономического развития.

Москва оказывает экономическую помощь другим регионам. При этом межрегиональное сотрудничество (в отличие от шефской помощи) всегда полностью строилось на принципах взаимной выгоды и достижения максимального социально-экономического эффекта для всех участников.

Москва в сложные 90-е годы сыграла значительную роль в сохранении политического единства страны, выступала первопроходцем в восстановлении политических связей, производственных цепочек и социокультурной реинтеграции на постсоветском пространстве. Но и сейчас, в эпоху политической стабильности, горизонтальные социально-экономические и социогуманитарные связи между регионами нашей страны гармонично дополняют и укрепляют государственную федеральную вертикаль власти.

Глобальный социально-экономический кризис мирового характера сказался и на Москве, и на ее постоянных партнерах - регионах России. Учитывая, что по оценкам экономистов кризис в перспективе может иметь затяжной характер, а его последствия кардинально изменят социально-экономическую и политическую конъюнктуру, оптимальное использование ресурсов всех регионов Российской Федерации, укрепление и создание новых производственных цепочек на основе разделения труда, укрепление постоянных торговых связей, взаимная поддержка и обмен опытом решения экономических проблем - приобретают жизненно-важную актуальность.

Кризис усугубляет опасность неадекватного усиления межрегиональной конкуренции, которая грозит превратиться из нормального и естественного рыночного соревнования бизнеса в "торговые войны без правил", спровоцировать попытку регионов отгородиться от общероссийских тенденций.

В новых экономических условиях межрегиональное сотрудничество, постоянный диалог регионов между собой, сохранение деловых и общественных связей - необходимое "лекарство" от таких неблагоприятных последствий кризиса. Ответом на угрозы и вызовы глобального кризиса должны быть совершенствование инфраструктуры межрегиональных связей, прогресс в планировании и логистике экономических отношений, рационализация экономического разделения труда между регионами, интенсификация технологического развития промышленных, торговых, коммуникационных и гуманитарных проектов. Межрегиональное сотрудничество - залог сохранения эффективности, прозрачности, предсказуемости внутреннего рынка России.

В Концепции проанализированы стратегические и ключевые тактические шаги и мероприятия межрегионального характера, которые предлагается завершить, продолжить или начать органам исполнительной власти города Москвы в регионах Российской Федерации.

Разработанная Концепция базируется на концептуальных положениях и принципах, заложенных в Основных направлениях стратегии развития города Москвы на период до 2025 года, одобренных постановлением Правительства Москвы от 26 июня 2007 года N 513-ПП "О стратегии развития города Москвы на период до 2025 года" с учетом раздела "Интеграция города Москвы и субъектов Российской Федерации. Развитие межрегионального сотрудничества", которое рассматривается как инструмент работы по формированию потенциала устойчивого долгосрочного социально-экономического развития города Москвы.

Концепция формирует стратегическую перспективу, дает методические ориентиры, ставит глобальные задачи. Только ориентируясь на эти концептуальные основы можно планировать тактические ходы и решать тактические задачи.


II. Современное состояние межрегиональных связей города Москвы


Работа в сфере межрегионального сотрудничества всех органов исполнительной власти города Москвы позволила создать единую систему внешних связей столицы с другими субъектами Российской Федерации. Межрегиональные связи - один из ключевых сегментов системы внешних контактов столицы, формирующий отношения Москвы с окружающим город миром внутри страны. Они рассчитаны на взаимовыгодное использование потенциала регионов России, дальнейшее углубление интеграции столицы и субъектов Российской Федерации, диверсификацию и оптимизацию межрегиональных связей в целях повышения благосостояния населения и укрепления территориальной целостности, экономической устойчивости и безопасности России.

В настоящее время город имеет договорные отношения с 74 субъектами Российской Федерации.

Существующая договорная база позволила реализовать в 2008-2009 гг. крупные взаимовыгодные инвестиционные проекты на территории практически всех регионов Российской Федерации в области жилищного строительства, промышленной кооперации, транспорта, агропромышленного комплекса, малого и среднего предпринимательства (приложение к Концепции "Показатели сотрудничества города Москвы с субъектами Российской Федерации"). Сейчас межрегиональные контакты Москвы выстроены практически со всеми локальными промышленными и хозяйственными центрами России. Партнерами столицы являются также почти все крупные и ряд малых городов России. В постоянном режиме проводится работа по подготовке, ратификации и пролонгации практически всех договорных документов.

По итогам работы над системой межрегионального сотрудничества в рамках установления договорных отношений с субъектами Российской Федерации на 1 декабря 2009 г. заключено 80 соглашений, 56 протоколов (планов мероприятий). Установлены договорные отношения с 18 органами местного самоуправления субъектов Российской Федерации. Отраслевые органы исполнительной власти города Москвы заключили 232 соглашения (программ и протоколов) межрегионального характера, территориальные органы - 90. Этот юридический базис является основой работы с регионами.

Сложившаяся на практике оптимальная модель межрегиональных контактов включает в себя:

1. Базовое соглашение - отражает насущные текущие задачи и перспективу на будущее.

2. Комплекс сопутствующих юридических документов: протоколы совместных действий на среднесрочную перспективу, планы мероприятий и т.п.

3. Проекты по приоритетным направлениям экономического сотрудничества - агропромышленный комплекс, строительство, промышленность и инновации.

4. Создание одной из двух устоявшихся моделей торгово-экономических отношений. Первая - моноотраслевая - торговля идет по одной группе торговой номенклатуры, но в больших объемах. Вторая - диверсифицированная - поставки идут небольшими партиями, но по широкому кругу торговой номенклатуры.

5. Наличие широкого спектра гуманитарных связей.

За весь период осуществления межрегионального сотрудничества ни один договор города Москвы с регионами не был расторгнут, все документы успешно проходят процедуру продления, создаются новые форматы договорных отношений, отвечающие современным социально-экономическим реалиям и задачам.

В 2009 году обновлены договорные документы с 11 регионами России: Республиками Карелия, Тыва, Бурятия, Северная Осетия-Алания, Волгоградской, Воронежской, Курской, Новгородской, Тверской, Тульской и Ярославской областями. Подписано Соглашение между Правительством Москвы и администрацией города Хабаровска о торгово-экономическом, научно-техническом и социально-культурном сотрудничестве.

Координацию действий по реализации договорных документов, контроль за ходом выполнения обязательств сторон, определение приоритетных направлений двустороннего сотрудничества в настоящее время осуществляет Комиссия Правительства Москвы по развитию и координации межрегионального сотрудничества с субъектами Российской Федерации, на заседании которой в 2008-2009 гг. рассмотрены вопросы взаимодействия с Республикой Карелия, Вологодской, Тульской, Ульяновской и Курской областями, а также с областями Республики Беларусь.

В настоящее время общий контур структуры межрегионального сотрудничества вполне определился, очевидны и сферы, которые де-факто стали основами связей Москвы с регионами. Данные приоритеты сформированы, исходя из прагматизма экономических задач.

Значимым и показательным итогом экономического сотрудничества города Москвы и субъектов Российской Федерации стал рост товарооборота. В 2007 году он составил 1,45 трлн. рублей, по итогам 2008 года - 1,73 трлн. рублей.

Одним из основных направлений деятельности города Москвы по обеспечению продовольственной безопасности города является сотрудничество с субъектами Российской Федерации на основе межправительственных и отраслевых соглашений.

С администрациями регионов подписаны 5 отраслевых соглашений о сотрудничестве в агропромышленной сфере и 29 протоколов об информационном сотрудничестве.

В рамках межправительственных и отраслевых соглашений о сотрудничестве осуществляются поставки сельскохозяйственного сырья и продовольствия из 70 субъектов Российской Федерации. При этом на долю поставщиков из регионов Центрального федерального округа приходится порядка 75% от объема поставленной продукции, Южного федерального округа - 13%, Северо-Западного федерального округа - 5%, Приволжского федерального округа - 4%, остальных округов - по 1%.

В 90-е годы обеспечение города продовольствием строилось на организации разовых поставок продукции в город Москву. В последние годы в целях обеспечения продовольственной безопасности города используется программно-целевой метод поставок продовольствия в город Москву. При этом проводится политика на установление долгосрочных партнерских отношений между сельскохозяйственными товаропроизводителями субъектов Российской Федерации и организациями оптово-продовольственного комплекса города Москвы, что гарантирует Москве стабильность поставок, а поставщикам продовольствия - соответственно стабильность закупок и возможность дальнейшего развития данных сельскохозяйственных организаций.

В последние годы город Москва взяла курс на поддержку региональных сельхозтоваропроизводителей и агрохолдингов, осуществляющих поставки продовольствия в стационарные розничные торговые структуры города. Региональным сельскохозяйственным товаропроизводителям, имеющим гарантированный рынок сбыта продукции в организациях розничной торговли и заключившим Генеральное соглашение о сотрудничестве в области обеспечения продовольственной безопасности города Москвы, предоставляются субсидии на поставку в город Москву продовольствия.

В 2009 году к уровню 2007 года увеличились поставки в Москву отечественной рыбы - на 72%, масла животного - на 45%, молока натурального - на 23%, мяса - на 10%. Полностью обеспечиваются потребности города в молоке натуральном и яйцепродуктах за счет отечественных поставок.

Курс, взятый Правительством Москвы на развитие кооперации и интеграции московских организаций с производителями сельхозпродукции субъектов Российской Федерации, способствовал увеличению поставок отечественного продовольствия на рынок города и, прежде всего, за счет продукции московских агрохолдингов.

Правительство Москвы оказывает организационную, методологическую и финансовую поддержку московским агрохолдингам, реализующим свои инвестиционные проекты в регионах России. Принцип частно-государственного партнерства позволяет агрохолдингам создавать мощную производственную базу, применять новейшие современные технологии и оборудование, закупать высокопродуктивный скот и в итоге создавать в субъектах Российской Федерации эффективно работающие предприятия, дополнительные рабочие места и повышать уровень жизни работников села.

В настоящее время на московском рынке работают 25 агрохолдингов, которые инвестируют деятельность 147 сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий в 26 субъектах Российской Федерации.

Доля продукции из региональных интегрированных предприятий московских агрохолдингов на продовольственном рынке города Москвы составляет 50% от поставок отечественной продукции в целом.

За период 2003-2008 гг. при бюджетной поддержке Правительства Москвы, которая составила 2,8 млрд. рублей, московские агрохолдинги инвестировали в создание и развитие региональных интегрированных предприятий 50 млрд. рублей собственных и привлеченных средств.

Московские агрохолдинги активно включились в реализацию приоритетного национального проекта "Развитие АПК", федеральной "Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы". В результате в отдельных субъектах Российской Федерации возросли объемы свободных товарно-сырьевых ресурсов для поставки в город Москву.

Главным результатом взаимодействия является количественное и качественное улучшение рациона питания москвичей. Например, по потреблению растительного масла, крупы, сахара, цельного молока, рыбной продукции в расчете на одного жителя город Москва вышла на уровень норм, рекомендованных Российской академией медицинских наук. В 2008 году среднесуточное потребление продовольствия в городе Москве увеличилось по сравнению с 2004 годом на 18,5%.

В 2008 году в целях насыщения московского рынка качественной продукцией отечественного производства на территориях административных округов города Москвы было организовано и проведено более 5000 "ярмарок выходного дня" с участием товаропроизводителей из 37 субъектов Российской Федерации.

Таким образом, создан и работает канал гарантированных поставок в Москву продовольствия. Замещение импортной продукции на товары отечественных производителей - важнейший практический результат межрегионального сотрудничества в области экономики и производства.

Московский строительный комплекс стал одним из локомотивов производственного и экономического роста России, двигатель и мультипликатор развития целого комплекса различных отраслей, один из важнейших "работодателей" для населения в субъектах Российской Федерации. В 2008 году строительство велось в 54 городах Центрального, Северо-Западного, Южного, Приволжского, Сибирского федеральных округов Российской Федерации. Ввод жилья и объектов соцкультбыта в субъектах Российской Федерации при участии московских инвестиционно-строительных компаний составил в 2008 году 1 млн. 250 тыс. кв. метров. Планируемый объем ввода в 2009 году - 1 млн. кв. метров.

Проводится работа по формированию и улучшению инвестиционной среды, обмену опытом в сфере строительства, внедрению новых строительных технологий и материалов, подготовке и переподготовке специалистов, а также реконструкции и модернизации предприятий стройиндустрии. Город Москва активно взаимодействует с регионами в области разработки генеральных планов городов и населенных пунктов.

Московским строительным комплексом реализуются проекты по созданию и реконструкции рекреационных и туристических территорий. Прежде всего, проекты проектирования и строительства гостиниц в городах "Золотого кольца" России (Ярославль, Переславль Залесский, Рыбинск Ярославской области), а также "олимпийских объектов" в рамках подготовки инфраструктуры для Олимпиады 2014 г. в городе Сочи.

По этому направлению важно произвести полный учет уже на практике стартовавших работ, курировать их обязательное доведение до финала с целью получения реальной отдачи вложенных средств и ресурсов.

Реализован комплекс мер по расширению кооперационных, производственных и торговых связей малых и средних предприятий города Москвы с партнерами в субъектах Российской Федерации. Регулярно организуются деловые миссии в регионы Российской Федерации, проводятся маркетинговые исследования, обеспечена информационная и рекламная поддержка малых и средних предприятий города Москвы и деловых партнеров в субъектах Российской Федерации.

Одним из основных инструментов помощи малым производственным и инновационным предприятиям в продвижении продукции на новые региональные рынки субъектов Российской Федерации является ежегодная актуализация и адресная рассылка "Реестра конкурентоспособных малых предприятий столицы". Реестр насчитывает более 1400 компаний и рассылается в 3000 адресов заинтересованных организаций. Стартовал "пилотный проект" по созданию и продвижению отраслевых коллективных брендов малого бизнеса города Москвы. Успешно работает проект "Системы информационного обеспечения малого предпринимательства города Москвы" (СИОМП). Общее количество посещений Интернет-ресурсов СИОМП составляет свыше 100 тысяч обращений в день.

Органами исполнительной власти города Москвы проводится многосторонняя работа по взаимодействию с администрациями субъектов Российской Федерации по вопросам транспорта, энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и природопользования. Осуществляется внедрение передового опыта города Москвы в субъектах Российской Федерации, поиск и продвижение инновационных технологий в региональных научно-производственных центрах для внедрения в городское хозяйство города Москвы, подготовка и повышение квалификации специалистов из регионов на базе московских учебных комплексов.

Город Москва непосредственно и активно участвует (идеями, разработками, инвестициями и пр.) в развитии промышленного потенциала страны, осуществляется развитие промышленных зон на территории города Москвы с размещением высокотехнологичных, наукоемких производств. В этом направлении город Москва активно взаимодействует с Московской областью, а также соседними областями - Калужской, Смоленской, Тверской, Ивановской, Владимирской, Тульской, Рязанской.

Комплекс значимых мероприятий проведен органами исполнительной власти города Москвы, отвечающих за развитие социальной сферы. Успешно реализуются с регионами совместные культурные, образовательные и спортивные проекты, осуществляется обмен делегациями.

Значительно активизировал свою деятельность, направленную на дальнейшее развитие и углубление контактов с субъектами Российской Федерации, Департамент культуры города Москвы и его подведомственные организации. В настоящее время департаментом подписано 30 договорных документов по культурному сотрудничеству межрегионального характера. Учреждения культуры принимают активное участие в межрегиональных проектах, фестивалях, конкурсах, проводимых в субъектах Российской Федерации. В административных округах города Москвы реализуются значительное количество инициатив и начинаний в области культуры, разрабатываются программы, проводятся фестивали, выставки, конкурсы, на которые приглашаются участники из субъектов Российской Федерации.

Департаментом культуры города Москвы в сотрудничестве с другими органами исполнительной власти города Москвы были организованы и проведены культурные программы в рамках крупных городских акций Дней Москвы в регионах России и ответных мероприятий в Москве. В течение 2008-2009 гг. в городе Москве и субъектах Российской Федерации было проведено более 300 общественно значимых культурно-просветительских и событийно-имиджевых мероприятий межрегионального характера.

Открыты "Дома Москвы" в городах Санкт-Петербурге, Балахна Нижегородской области, Минске, которые выполняют в настоящее время функции культурных и деловых центров.

В рамках реализации федеральной программы "Образование" Департаментом образования города Москвы проводится многосторонняя работа по взаимодействию и установлению партнерских связей с образовательными учреждениями субъектов Российской Федерации. Изучается и распространяется опыт работы лучших учебных заведений города Москвы и субъектов Российской Федерации в области передовых образовательных технологий, осуществляется обмен методическими материалами и разработками, проводятся совместные мероприятия. Традиционным для педагогов из субъектов Российской Федерации стало участие в ежегодно проводимых в столице выставке "Московское образование на ВВЦ", Форуме регионов "Страна детства", научно-практической конференции "Школа будущего", августовских совещаниях учителей.

Активную работу с регионами проводит Департамент физической культуры и спорта города Москвы. За последние годы значительно увеличилось количество регионов, с которыми установлены прямые контакты, в том числе и на уровне спортивных организаций. Реализуется комплекс мероприятий по проведению совместных учебно-тренировочных сборов, соревнований, спортивных праздников, обмену спортивными делегациями и командами.

Департаментом здравоохранения города Москвы заключено 66 отраслевых соглашений о сотрудничестве с органами управления здравоохранением субъектов Российской Федерации. В 2008 году в стационарных учреждениях здравоохранения города Москвы медицинскую помощь получили более 220 тыс., а за 6 месяцев 2009 года - более 115 тысяч больных из субъектов Российской Федерации. На базе московских учреждений здравоохранения повышают свою квалификацию медицинские работники более чем из 40 регионов.

Налажено сотрудничество с центрами рекреации, туризма и отдыха в субъектах Российской Федерации - в них провели отдых по социальным программам столицы порядка 100 тыс. москвичей. Организована работа Координационного совета по развитию индустрии туризма "Регионы России - Московское Соглашение", объединившего государственные органы управления туризмом 63 субъектов Российской Федерации для выработки согласованных позиций и взаимодействия в развитии въездного и внутреннего туризма. 80 субъектов Российской Федерации приняли участие в Московской международной туристской ярмарке "МITF-2008".

Разработана мультимедийная презентация "Туристические возможности субъектов Российской Федерации", включающая информацию о туристском потенциале 30 субъектов Российской Федерации. Осуществляется ведение в "Туристском информационном центре города Москвы" информационного банка данных туристских ресурсов и инвестиционных проектов в сфере туризма субъектов Российской Федерации. В настоящее время размещена информация о 46 субъектах Российской Федерации и 23 инвестиционных предложениях.

Комплекс мероприятий, направленных на укрепление и развитие межрегиональных связей на взаимовыгодной основе с субъектами Российской Федерации проводится территориальными органами исполнительной власти города Москвы. В настоящее время действует 90 договорных документов между префектурами административных округов города Москвы и администрациями субъектов Российской Федерации, управами районов города Москвы и муниципальными образованиями субъектов Российской Федерации.

В целях укрепления межрегиональных связей учрежден Московский координационный совет региональных землячеств, объединяющий земляческое движение города Москвы, и являющийся объединяющей платформой для диалога и принятия решений по вопросам взаимоотношений города Москвы с субъектами Российской Федерации.

Сегодня более 65 земляческих объединений представляют интересы около 50 тысяч жителей или каждого 200-го москвича.

Опыт работы Правительства Москвы с региональными землячествами положительно оценивается и используется во многих субъектах Российской Федерации, все больше заинтересовывает и обращает внимание губернаторов и постоянных представительств.

Городом Москвой совместно с Государственным учреждением города Москвы "Межрегиональный информационно-деловой центр" (МИЦ) проводится ежеквартальный мониторинг всех действующих договоров и соглашений (протоколов), ход реализации отраслевых городских программ, мероприятий и совместных проектов межрегионального характера, осуществляемых органами исполнительной власти города Москвы в субъектах Российской Федерации. Проводится работа по развитию информационных и коммуникационных технологий, обеспечивающих интенсификацию движения товаров и услуг, обновление информации по важнейшим направлениям социально-экономического характера, связанным с межрегиональным сотрудничеством, а также анализ сложившихся тенденций в социально-экономическом поле межрегионального сотрудничества.

Таким образом, межрегиональные связи города Москвы были и остаются вложением, инвестицией в будущее, они рассчитаны на всестороннее социальное партнерство территорий нашей страны и стран СНГ. Прочные межрегиональные связи - это именно та форма глобализации, которая необходима современной России.

В результате долговременной и последовательной работы отраслевых и территориальных органов исполнительной власти города Москвы межрегиональные связи сложились в единый комплекс, в рамках которого успешно решаются базовые задачи.

Вместе с тем в новых экономических условиях существует необходимость сформулировать новые цели на будущее, обозначить спектр задач, которые требуют решения, выявить и устранить "недоработки" в сложившейся модели межрегиональных контактов.


III. Стратегические цели и приоритетные задачи в условиях кризиса


Межрегиональное сотрудничество Москвы - вклад в государственное строительство и укрепление базисных основ Российской Федерации. Концепция развития межрегионального сотрудничества строится исходя из этой ключевой задачи развития и укрепления федеративных отношений в стране, формирования единого социально-политического, экономического и культурного пространства. Государственное единство Российской Федерации - главная цель, непременный ориентир межрегионального сотрудничества города Москвы.

Межрегиональное сотрудничество должно способствовать переводу экономики на инновационный путь развития за счет модернизации, упрочнению позиций Москвы в качестве экономического, финансово-инвестиционного, производственного, научно-образовательного и культурного центра Российской Федерации. В частности, способствовать превращению города Москвы в системообразующий центр Московской агломерации, объединяющий город и область. Развитие сотрудничества города Москвы и Московской области - не административная и политическая проблема - это насущная необходимость практического взаимодействия двух неразрывно территориально и технологически связанных субъектов Российской Федерации.

Углубление межрегионального сотрудничества еще одна предпосылка для становления города Москвы в качестве международного финансового Центра.

На основе этих базовых установок сформирован спектр первоочередных задач на перспективу в области развития межрегионального сотрудничества в условиях кризиса:

1. Постоянное обновление уже заключенных и действующих договоров с учетом новых социально-экономических условий, достигнутых результатов, выявленных проблем. Смежная задача - разработка протоколов и планов мероприятий ко всем действующим соглашениям.

Исходя из принципа открытости и готовности к расширению межрегиональных связей при наличии встречных инициатив от потенциальных партнеров, задачей на перспективу является обновление, совершенствование и расширение существующей договорной базы с субъектами Российской Федерации, а также готовность к заключению новых договоров с субъектами Российской Федерации, не связанными договорными отношениями с городом Москвой.

2. Поддержание в рабочем состоянии всех действующих межрегиональных программ, завершение приоритетных для города Москвы и региональных партнеров межрегиональных проектов. Максимальное содействие безусловному выполнению договоров и обязательств является задачей и принципом межрегионального сотрудничества города Москвы.

В целях сохранения условий для роста экономики города Москвы необходимо работать в приоритетном порядке именно с субъектами Российской Федерации, где в настоящее время реализуются значимые для города Москвы инвестиционные проекты в промышленности, строительстве жилья и объектов соцкультбыта, дорожно-транспортной инфраструктуры, сельском хозяйстве, транспорте, торговле, сфере туризма, в том числе по развитию туристического маршрута "Золотое кольцо России".

Важнейшее направление сотрудничества - повышение энергоэффективности использования топливно-энергетических ресурсов и создание на этой основе условий для устойчивого обеспечения населения и экономики города Москвы энергоносителями.

Актуальной остается задача развития взаимодействия города Москвы и субъектов Российской Федерации в сфере экологии и природопользования, в том числе по реализации Концепции городской целевой программы "Чистая вода Москвы" на период 2010-2012 гг. и на перспективу до 2020 года.

Расширение межрегиональных контактов города Москвы должно быть взаимовыгодным и строиться на экономически-обоснованных прогнозах.

Необходимо подготовить индивидуальные планы стратегического развития взаимоотношений города Москвы с субъектами Российской Федерации, сотрудничество с которыми является приоритетным для города, или же по прогнозам специалистов может дать высокий коэффициент полезного действия в социально-экономической и гуманитарной сферах.

3. Системное развитие гуманитарных связей на территории страны является особо значимым направлением-задачей межрегионального сотрудничества. Здесь ключевыми составляющими являются:

- научно-техническое взаимодействие - обмен опытом, поддержка специалистов и новаторов, поиск и поддержка инноваций;

- взаимодействие в области образования - прием абитуриентов и учащихся из субъектов Российской Федерации, студенческий обмен, повышение квалификации преподавателей из провинциальных вузов и школьных учителей. Поиск и поддержка талантливой молодежи для вовлечения в учебный процесс и научную работу. В качестве образовательного центра город Москва может создать специальную программу повышения квалификации врачей, учителей, агрономов, специалистов коммунальных служб, рабочих кадров, используя такую современную форму как дистанционное обучение;

- взаимодействие в области культуры - формирование каналов межкультурной коммуникации между субъектами Российской Федерации, сохранение и презентация в масштабе страны достижений традиционной культуры разных народов, сохранение и развитие русского языка и российских традиций искусства (например, продвижение уникальных театральных и музыкальных школ и коллективов). Для этого используются все современные формы презентации результатов художественного творчества. Ведется работа по приобщению молодежи к традициям, нравственным ценностям, культурным достижениям народов Российской Федерации;

- молодежное сотрудничество - обмен информацией и опытом работы по активному участию в развитии демократического, экономического и общественного потенциалов субъектов Российской Федерации, воспитанию подрастающего поколения. Необходимо формировать у молодежи толерантное поведение, уважение к правам человека, непримиримость к проявлению расизма, ксенофобии и экстремизма на этнической и религиозной почве.

В рамках развития гуманитарных связей важной перспективной задачей является открытие культурных и деловых центров - "Домов Москвы" в крупнейших городах Российской Федерации. А также создание единой сети представительств города Москвы во всех центрах федеральных округов.

4. Повышение эффективности межрегионального сотрудничества за счет реализации потенциала глубокой межрегиональной экономической интеграции, сохранение конструктивного диалога с региональными администрациями для объединения усилий по преодолению кризисных процессов в стране, сохранение всех сложившихся межрегиональных контактов торгового, промышленного и социального характера в условиях неблагоприятной экономической конъюнктуры. Необходимо развивать и корректировать торгово-экономические отношения города Москвы на основе тщательного анализа структуры товарооборота (вывоза и ввоза) с целью реализации системного подхода к постепенному импортозамещению, в том числе по потребительским товарам и товарам народного потребления.

В условиях рыночной экономики ключевой задачей продовольственной политики города Москвы является сохранение стабильности на продовольственном рынке города, создание условий для удовлетворения растущих потребностей населения в качественных, доступных в ценовом отношении продуктах питания и других потребительских товарах. Базовым основанием решения задачи импортозамещения является сотрудничество с аграрными субъектами Российской Федерации и расширение сети московских агрохолдингов.

Сейчас в условиях кризиса агропромышленный комплекс является самой уязвимой (и при этом социально-значимой) отраслью. От него зависит стабильность рынка продовольствия и смежного рынка товаров повседневного потребительского спроса. Необходимо в постоянном режиме отслеживать и анализировать ситуацию в сельском хозяйстве и пищевой промышленности в субъектах-партнерах Российской Федерации с целью оказания индивидуальной материальной и технологической поддержки поставщикам.

В целях сохранения стабильности на продовольственном рынке, снижения импортной зависимости, необходимо оказывать содействие процессам формирования межрегиональных агропродовольственных рынков в Российской Федерации, обеспечивающих условия для тесной агропромышленной кооперации предприятий города Москвы и отечественных сельскохозяйственных производителей.

Следует продолжить работу по созданию с участием города Москвы отраслевых холдингов в пищевой промышленности, в частности в сфере рыболовства и переработки рыбной продукции.

Перспективной задачей остается расширение технологической и кадровой помощи аграриям. Агрокомплекс Российской Федерации остро нуждается в современной технике, квалифицированных кадрах, технических инновациях. Город Москва - был и остается одним из главных инвесторов сельского хозяйства Российской Федерации.

Необходимо усилить и совершенствовать маркетинговую и рекламно-информационную поддержку московских программ сотрудничества в области малого и среднего предпринимательства. Наряду с хорошо зарекомендовавшими себя механизмами продвижения московской продукции (выставки, ярмарки, проведение Дней Москвы в субъектах Российской Федерации и за рубежом), следует использовать современные инструменты - такие, как создание и продвижение отраслевых коллективных брэндов малого и среднего бизнеса города Москвы, а также организацию деловых миссий в субъекты Российской Федерации с предварительной маркетинговой подготовкой. Совместно с администрациями регионов необходимо проработать возможность размещения социальной рекламы для продвижения продукции московских предпринимателей.

Новым импульсом к развитию кооперации с сельхозтоваропроизводителями субъектов России послужит создание единого информационного пространства в сфере агропромышленного комплекса, а в дальнейшем - формирование межрегиональных продовольственных рынков. Основные этапы работы по реализации этой задачи отражены в "Соглашении между Правительством Москвы и Министерством сельского хозяйства Российской Федерации об информационном сотрудничестве в сфере агропромышленного рынка", подписанном в июле 2009 года.

Развитие информационного сотрудничества с субъектами России позволит создать систему прямого обмена информационными ресурсами между региональными сельхозпроизводителями и московскими покупателями сырья и продовольствия в лице предприятий оптового продовольственного комплекса города, а также необходимые условия для формирования межрегиональных агропродовольственных рынков. С этой целью в субъектах Российской Федерации создаются региональные и муниципальные информационные центры для формирования к концу 2010 года Министерством сельского хозяйства Российской Федерации региональных балансов производства, потребления и наличия свободных товарных ресурсов.

Проблема защиты национального рынка труда и обеспечения приоритетного порядка использования национальных трудовых ресурсов требует развития программ межрегионального трудового обмена, направленных на повышение трудовой мобильности населения. Учитывая вызванный неблагоприятной ситуацией в экономики рост безработицы во многих субъектах Российской Федерации, для отношений города Москвы с другими субъектами Российской Федерации все более актуальной становится задача привлечения работников из субъектов Российской Федерации с целью замещения вакантных рабочих мест, планируемых работодателями для использования иностранной рабочей силы.

5. Приоритетное значение имеют задачи эффективного взаимодействия с регионами при разработке совместных проектов в области высоких технологий и наукоемкой продукции, продвижении и внедрении новейших инновационных достижений; расширения сотрудничества с региональными научно-производственными центрами; подготовки и повышения квалификации специалистов из субъектов Российской Федерации.

В условиях кризиса в субъектах Российской Федерации катастрофически падает спрос на инновации, венчурные проекты, новаторские разработки. Город Москва готова выступить в качестве центра поиска и аккумуляции таких инноваций в регионах для использования в промышленности и городском хозяйстве, оказать помощь талантливым инноваторам и изобретателям, а также передавать региональным центрам свой позитивный опыт в создании новых технологий и оборудования, развитии научно-промышленных, инновационных производств, нормативные и технологические наработки для внедрения в различных областях экономики.

В условиях социально-экономического кризиса страдает научная сфера жизни страны, которая иногда воспринимается как вторичная, финансируется и обеспечивается по остаточному признаку. Как показывает опыт кризисов 90-х годов, такой подход ведет к растрате человеческого интеллектуального и духовного капитала, разрыве гуманитарных традиций, мешает отбору одаренной молодежи в субъектах Российской Федерации для приобщения к университетской и академической работе. Поэтому, важно предусмотреть способы сохранения двусторонних связей столичных московских университетов и подразделений РАН с региональными вузами и школами. Разработка такой программы должна быть произведена в контакте с ректоратами и "Союзом ректоров Российской Федерации".

Следует инициировать программу поиска талантливых и перспективных работников из региональных "научных школ" и производственных центров с целью их поддержки и привлечения к работе в московских проектах и программах.

Необходимо разрабатывать конкретные проекты по развитию инновационной экономики, организации новых научно-производственных и научно-образовательных центров, технопарков, бизнес-инкубаторов, повышению качества высшего и среднего специального образования.

6. Дальнейшее развитие города Москвы во многом зависит от эффективности взаимодействия с Московской областью, которая является стратегически важным партнером города Москвы. Необходимо развивать московский транспортный узел (железнодорожный, автомобильный), который затрагивает не только Московскую область, но и соседние регионы Центрального федерального округа, организовать совместную работу по созданию московского авиационного хаба с целью использования потенциала всех аэропортов региона.

Важными направлениями взаимодействия являются оптимизация энергетической схемы, создание Единой энергетической стратегии развития московского региона, взаимодействие по вопросам экологической безопасности и природопользования.

7. Необходимо интенсифицировать информационную работу, подготовить предложения и рассмотреть возможность создания печатного издания, освещающего деятельность города Москвы в области межрегиональных связей, подготовить сборник материалов "Паспорта регионов" с подробным анализом ситуации на местах и выводами относительно новых перспектив сотрудничества. Особое внимание следует уделить сотрудничеству в развитии информационных технологий, широкому распространению и внедрению в субъектах Российской Федерации лучших проектов и технологий, работающих в городе Москве например: "Социальная карта москвича", Единая автоматизированная информационная система торгов, система контроля за исполнением государственного заказа и другие.

В целом необходимо интенсифицировать работу по выпуску печатной справочно-информационной и аналитической продукции по проблемам межрегионального сотрудничества с субъектами Российской Федерации. В частности, подготовить предложения по более эффективному использованию информационного портала Комитета межрегиональных связей и национальной политики города Москвы (ведение базы данных договоров, контроль их выполнения) с учетом наработок отраслевых органов исполнительной власти города Москвы.

В этой связи возрастает роль и ответственность Государственного учреждения города Москвы "Межрегиональный информационно-деловой центр" (МИЦ), который помимо аналитических, должен решать и практические задачи информационного освещения межрегионального сотрудничества, такие как: проведение тематических мероприятий в городе Москве и субъектах Российской Федерации, организация рекламных и коммуникационных кампаний при проведении данных мероприятий, публикация результатов мониторинга межрегионального сотрудничества, осуществляемого отраслевыми и территориальными органами исполнительной власти города Москвы.

Работа по достижению стратегических целей позволит вывести межрегиональное сотрудничество на качественно новый уровень, что является залогом формирования потенциала устойчивого долгосрочного социально-экономического развития города Москвы.


IV. Показатели эффективности межрегионального сотрудничества города Москвы с субъектами Российской Федерации


Межрегиональное сотрудничество - сфера разносторонняя и требующая комплексных решений и разнообразных технологий. В процессе работы над развитием контактов с регионами органы исполнительной власти города Москвы сталкиваются с самыми разнообразными, разнопрофильными задачами.

Между тем, ряд ориентиров при анализе результатов сотрудничества могут служить показателями адекватности решений и стать критериями оценки межрегиональных проектов.

1. Экономический эффект - город Москва исходит из принципа взаимовыгодности всех межрегиональных соглашений и проектов, при этом, расчет экономической пользы исходит из широкого понимания общероссийских задач - решения задачи импортозамещения, поддержки отечественного производителя, создания рабочих мест, формирования цивилизованного общероссийского рынка, защиты социальных интересов и прав потребителей.

2. Обязательный социальный эффект (социальная составляющая), т.е. итоговый результат, напрямую затрагивающий общественные потребности населения, улучшающий качество жизни и жителей города Москвы, и жителей субъектов Российской Федерации-партнеров.

3. Инновационная составляющая: расчет на качественные сдвиги и модернизационный эффект. Приоритет качественных показателей над количественными. Привлечение широкого круга ученых, экспертов, практиков-консультантов.

4. Коммуникационная составляющая проекта: его "открытость" к участию самых широких слоев населения, доступность для участия всех заинтересованных и конструктивно настроенных лиц, "прозрачность" финансового обоснования, широкий общественный резонанс, открытость для освещения электронными и печатными СМИ и Интернет-ресурсами, включая "блогосферу".

5. Гуманитарная составляющая: направленность на сохранение социально-культурного и национально-исторического пространства страны, укрепление государственной идеологии в политической сфере регионального взаимодействия.

Конкретные показатели эффективности межрегионального сотрудничества следующие:

- наличие базового (рамочного) Соглашения между городом Москвой и субъектом Российской Федерации;

- наличие Протокола совместных действий по приоритетным направлениям двустороннего сотрудничества на среднесрочную перспективу;

- наличие отраслевого Соглашения по конкретному направлению сотрудничества;

- наличие договорных документов межрегионального характера с территориальными органами исполнительной власти города Москвы (с префектурами, управами);

- показатели объема товарооборота города Москвы с субъектом Российской Федерации;

- наличие и реализация инвестиционных проектов в сфере строительства жилья и объектов соцкультбыта в субъекте Российской Федерации;

- реализация инвестиционных проектов в сфере строительства и реконструкции объектов агропромышленного комплекса (животноводческие комплексы, фермы, селекционные центры, перерабатывающие предприятия (цеха);

- работа московских агрохолдингов в субъекте Российской Федерации;

- реализация совместных с субъектом Российской Федерации инвестиционных проектов в сфере транспорта (аэропорты, подвижной пассажирский состав и т.д.);

- сотрудничество по линии развития промышленности;

- участие субъекта Российской Федерации в ярмарках "выходного дня" в административных округах города Москвы, городских выставках и ярмарках;

- рассмотрение хода реализации договорных документов и проектов на Комиссии Правительства Москвы по развитию и координации межрегионального сотрудничества с субъектами Российской Федерации;

- проведение Дней Москвы в субъекте Российской Федерации и ответных мероприятий в городе Москве;

- проведение деловых миссий московских малых и средних предприятий в субъекте Российской Федерации (количество участников, количество заключенных соглашений о сотрудничестве);

- использование субъектом Российской Федерации интернет-ресурсов Системы информационного обеспечения малого предпринимательства города Москвы (количество размещенных коммерческих предложений);

- количество новых рабочих мест, созданных в субъекте Российской Федерации в результате реализации городом Москвой отраслевых программ и инвестиционных проектов (в строительстве, промышленности, АПК, на транспорте и др.);

- количество рабочих мест, замещенных работниками из регионов Российской Федерации, привлеченными работодателями города Москвы в рамках реализации отраслевых соглашений (протоколов) об организации межрегионального трудового обмена (в том числе в строительстве, промышленности, транспорте и связи, торговле и бытовом обслуживании и др.).

Используя бальную шкалу оценок по каждому вышеперечисленному направлению работы определяется сводный индекс развития и эффективности межрегионального сотрудничества города Москвы с субъектом Российской Федерации (активный (высокий), средний, низкий).


V. Инструменты межрегионального сотрудничества города Москвы и субъектов Российской Федерации


1. Непосредственная двусторонняя работа отраслевых и территориальных органов исполнительной власти города Москвы с руководством субъектов Российской Федерации-партнеров: встречи, визиты, советы, пресс-конференции. Заключение рамочных и отраслевых соглашений и протоколов (планов мероприятий). Разработка перспективных стратегических программ и технических обоснований проектов сотрудничества.

2. Работа Комиссии Правительства Москвы по развитию и координации межрегионального сотрудничества с субъектами Российской Федерации.

3. Проведение регулярных встреч (совещаний, консультаций) руководителей Комитета межрегиональных связей и национальной политики города Москвы с руководителями постоянных представительств субъектов Российской Федерации при Президенте и Правительстве Российской Федерации. Заключение с представительствами Соглашений об информационном сотрудничестве.

4. Регулярное размещение в средствах массовой информации и на объектах наружной рекламы города информации о сотрудничестве города Москвы с другими субъектами Российской Федерации.

5. Непосредственная организационная, юридическая и исследовательская работа Комитета межрегиональных связей и национальной политики города Москвы, который осуществляет функцию координатора межрегионального сотрудничества, а также оперативный контроль соблюдения всех межрегиональных договоров, выполнения соглашений, сохранения базовых принципов сотрудничества. В этих целях Комитет ведет самостоятельную экспертную работу и при необходимости привлекает внешних специалистов.

Обеспечение полной автоматизации информационной работы и открытого публичного доступа к материалам по межрегиональному сотрудничеству города Москвы в сети Интернет.

Проведение при участии МИЦ встреч, семинаров, "круглых столов" с участием руководителей представительств субъектов Российской Федерации в городе Москве, Мэров городов и муниципальных образований, региональных общественных объединений землячеств, отраслевых и территориальных органов исполнительной власти города Москвы по актуальным проблемам межрегионального сотрудничества.

6. Разработка методических материалов по межрегиональному сотрудничеству для территориальных органов исполнительной власти города Москвы. Взаимодействие префектур административных округов и управ районов города Москвы с Комитетом межрегиональных связей и национальной политики города Москвы по вопросам организации прямых отраслевых связей с субъектами Российской Федерации.


Выводы


Реализация принципов Концепции позволит усовершенствовать сложившуюся систему управленческих технологий межрегионального сотрудничества - перейти к методам программно-целевого планирования в сфере межрегиональных контактов.

Это позволит включить в программы, планы мероприятий и проекты все направления деятельности: производственно-техническую, торгово-экономическую, социально-культурную, научно-техническую, гуманитарную и т.п., а также сбалансировать и увязать потребности и ресурсы, необходимые для реализации межрегиональных проектов, обеспечить пропорциональность и согласованность развития всех элементов межрегионального сотрудничества с обозначенными долгосрочными целевыми установками.

Дальнейшая разработка конкретных программ и мероприятий межрегионального характера будет сориентирована на приоритетные направления межрегионального сотрудничества, изложенные в Концепции, с учетом предложений отраслевых и территориальных органов исполнительной власти города Москвы и экспертных оценок.

На основе определения сводных индексов развития и эффективности межрегионального сотрудничества с субъектами Российской Федерации, предложенных в Концепции, будут совершенствоваться методы мониторинга и прогнозирования моделей межрегиональных связей, что позволит отслеживать возможное отклонение от заданной стратегии межрегионального сотрудничества, своевременно выявлять их причины и принимать необходимые меры.

В рамках реализации Концепции будет развиваться научно-информационное обеспечение стратегического планирования и прогнозирования на базе МИЦ, разработаны индивидуальные планы сотрудничества города Москвы с субъектами Российской Федерации.

На основе Концепции в IV квартале 2010 году будут разработаны и представлены на утверждение Правительства Москвы Комплексные мероприятия межрегионального сотрудничества города Москвы на период до 2013 года.


Приложение
к Концепции межрегионального
сотрудничества города Москвы
в новых экономических условиях


Показатели
сотрудничества города Москвы с регионами Российской Федерации


Москва как крупнейший экономический, научно-технический и культурный центр занимает лидирующие позиции в Российской Федерации в системе межрегионального сотрудничества. В настоящее время город Москва имеет договорные отношения с 74 субъектами Российской Федерации.

Классифицируя итоговые результаты межрегионального сотрудничества города Москвы, следует констатировать, что:

У 8 субъектов Российской Федерации с городом Москвой отсутствуют договорные отношения: Республика Калмыкия, Красноярский край, Приморский край, Амурская и Псковская области, Еврейская АО, Чукотский АО, Ямало-Ненецкий АО.

С 20 субъектами Российской Федерации осуществляется максимально активное сотрудничество. Основу сотрудничества представляют собой отрасли - строительство, агропромышленный комплекс (АПК), промышленность и наука, малый бизнес, торговля, транспорт, жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ), топливно-энергетический комплекс (ТЭК), информационные технологии (IТ), туризм и рекреация, культура, образование, социальная сфера.

Астраханская область (строительство, АПК, туризм и рекреация, культура)

Волгоградская область (строительство, АПК, малый бизнес, туризм и рекреация, культура)

Вологодская область (строительство, АПК, промышленность и наука, малый бизнес, социальная сфера, культура)

Ивановская область (строительство, АПК, транспорт, ЖКХ, туризм)

Калининградская область (строительство, АПК, наука, туризм, культура и образование)

Калужская область (строительство, АПК, транспорт, малый бизнес, туризм, социальная сфера, культура и образование)

Краснодарский край (строительство, АПК, туризм и рекреация)

Липецкая область (АПК, промышленность, строительство, малый бизнес, культура)

Московская область (строительство, АПК, транспорт, экология)

Нижегородская область (строительство, транспорт, АПК, промышленность)

Республика Башкортостан (торговля, АПК, культура)

Республика Карелия (промышленность, строительство, малый бизнес, туризм, социальная сфера, культура)

Республика Татарстан (строительство, АПК, промышленность, ТЭК, транспорт)

Ростовская область (строительство, АПК, промышленность, культура)

Свердловская область (торговля: поставки продукции технического назначения, строительство, транспорт, АПК, культура)

Смоленская область (промышленность, АПК, строительство, IT, социальная сфера)

Ставропольский край (строительство, АПК, туризм, рекреация)

Тульская область (АПК, строительство, наука, IT, малый бизнес, социальная сфера)

Ульяновская область (АПК, ЖКХ, строительство)

Ярославская область (строительство, АПК, малый бизнес, культура и образование)

С 28 субъектами Российской Федерации отношения требуют дальнейшего углубления, обновления или расширения.

Алтайский край (туризм)

Архангельская область (АПК, промышленность, культура)

Белгородская область (строительство, АПК, транспорт)

Брянская область (наука, АПК)

Камчатский край (АПК, торговля: поставки морепродуктов, здравоохранение, туризм и рекреация)

Кемеровская область (АПК, промышленность, малый бизнес, здравоохранение)

Костромская область (торговля: поставки строительных материалов, АПК, социальная сфера)

Мурманская область (строительство, АПК)

Оренбургская область (АПК)

Пензенская область (АПК, промышленность)

Республика Алтай (строительство, туризм)

Республика Бурятия (строительство, туризм)

Республика Кабардино-Балкария (строительство, торговля)

Республика Карачаево-Черкессия (АПК, промышленность, спорт)

Республика Саха (Якутия) (строительство, промышленность, торговля)

Республика Мордовия (АПК, ЖКХ, транспорт)

Республика Северная Осетия-Алания (строительство, торговля, социальная сфера)

Республика Чувашия (АПК, промышленность, ЖКХ, культура)

Самарская область (АПК)

Санкт-Петербург (строительство, наука, культура)

Саратовская область (АПК, промышленность, транспорт, строительство)

Тамбовская область (АПК, строительство, социальная сфера)

Тверская область (строительство, АПК, транспорт, культура, образование, туризм)

Томская область (торговля: поставки металлургической продукции, промышленность, образование, культура)

Тюменская область (торговля: поставки нефтепродуктов, товаров легкой промышленности, автомобилей)

Ханты-мансийский автономный округ (торговля: поставки нефтепродуктов, природного газа, продовольственных товаров, ТЭК, ЖКХ, культура)

Челябинская область (торговля: поставки металлургической, строительной продукции, автомобилей, спецтехники)

Чеченская Республика (строительство)

С 26 субъектами Российской Федерации договорные отношения определены на базовом уровне, по объему отраслей сотрудничества сохраняются резервы для дальнейшего роста, укрепления контактов и расширения форм взаимодействия.

Владимирская область (строительство, АПК, туризм, культура)

Воронежская область (АПК)

Забайкальский край (торговля: поставки в регион оборудования)

Иркутская область (торговля: поставки промышленной продукции, потребительских товаров, культура)

Кировская область (АПК, строительство, туризм)

Курганская область (торговля: поставки в регион автотехники и комплектующих)

Курская область (строительство, промышленность, АПК, культура)

Ленинградская область (АПК, транспорт, ЖКХ, строительство)

Магаданская область (торговля: поставки морепродуктов)

Ненецкий автономный округ (практически не осуществляется)

Новгородская область (торговля)

Новосибирская область (строительство, АПК, малый бизнес)

Омская область (строительство, АПК)

Орловская область (АПК, строительство, транспорт)

Пермский край (строительство)

Республика Адыгея (практически не осуществляется)

Республика Дагестан (здравоохранение, АПК)

Республика Ингушетия (практически не осуществляется)

Республика Коми (торговля)

Республика Марий Эл (строительство)

Республика Тыва (торговля: поставки угля, здравоохранение, культура)

Республика Хакасия (промышленность: разработка месторождений сырья, строительство)

Рязанская область (строительство, АПК, малый бизнес)

Сахалинская область (торговля: поставки морепродуктов, формирование торговой инфраструктуры в Москве)

Удмуртская Республика (практически не осуществляется)

Хабаровский край (культура).



Постановление Правительства Москвы от 16 февраля 2010 г. N 132-ПП "О Концепции межрегионального сотрудничества города Москвы в новых экономических условиях"


Текст постановления опубликован в "Вестнике Мэра и Правительства Москвы", март 2010 г., N 14 (дата выхода номера в свет 02.03.2010)


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение