Пояснительная записка
к проекту федерального конституционного закона N 95068950-1 "О внесении дополнения в статью 73 Конституции Российской Федерации"
Досье на проект федерального конституционного закона
Органы государственной власти края, областей и входящих в их состав автономных округов согласно Федеративному Договору с Российской Федерацией и Конституции Российской Федерации обладают совпадающими по форме предметами ведения и соответствующими им полномочиями.
Вместе с тем, предметы ведения и полномочия государственных органов власти края, области, включающих в свой состав автономные округа, как единые субъекты Российской Федерации распространяются на всю территорию, включая автономные округа.
В то же время органы государственной власти автономных округов также являются субъектами Российской Федерации, распространяют свои полномочия и обладают соответствующими предметами ведения на территории автономных округов.
В связи с этим при реализации статьи 73 Конституции Российской Федерации неизбежно возникает поле дублирующихся и накладывающихся друг на друга предметов ведения и, соответственно, конкурирующих полномочий по их осуществлению органами государственной власти края, области и автономных округов.
Следовательно, разграничение полномочий между органами государственной власти края, области и автономных округов по дублирующим предметам ведения является необходимым условием согласованной политики органов государственной власти всех субъектов Российской Федерации на территории данного края, области.
Настоящее разграничение предполагает констатацию всеми органами государственной власти на территории края, области того факта, что органы государственной власти края, области и автономных округов по всему перечню предметов совместного ведения, зафиксированному в статье 72 Конституции Российской Федерации и Федеративном Договоре, должны разграничить свои полномочия, исходя, как минимум, из обязательного условия осуществления полномочий на принципах "кооперативного федерализма", то есть осуществления полномочий органами государственной власти Российской Федерации, края, области и автономных округов, находящихся в их составе, совместно.
И так по каждому из предметов ведения. Это достаточно скрупулезная и трудоемкая, но необходимая работа, если органы государственной власти края, области и автономных округов стремятся построить определенные и цивилизованные отношения по всему спектру имеющихся у них предметов ведения и необходимых для их осуществления полномочий.
Очевидно, что часть полномочий может находиться в исключительной компетенции Российской Федерации, часть - в компетенции края, области, часть - в компетенции автономных округов, по которым они осуществляют собственное правовое регулирование в пределах соответствующих территорий (как, например, это закреплено в федеральном законе "О недрах" в статье 42). Для края, области они включают и территории автономных округов. Но при этом не должно быть ни одного предмета ведения, по которым край, область не имели бы тех или иных полномочий для реализации собственного предмета ведения. В тоже время автономные округа вполне могут делегировать свои полномочия органам государственной власти края, области в полном объеме по своему конкретному предмету ведения, не теряя при этом конституционного права защиты своих интересов как субъектов Российской Федерации в федеральных органах государственной власти. В то время как край, область не может передать свои предметы ведения автономным округам, так как в этом случае автономные округа должны будут распространять свои полномочия по данным предметом ведения на территорию всей области, что противоречило бы Конституции Российской Федерации и Федеративному Договору.
Необходимо отметить, что позиция автономных округов, входящих в состав края, области во многих случаях иная. Во-первых, не признаются права края, области на ту часть их территории, где расположены автономные округа, отрицается необходимость разграничения полномочий между органами государственной власти края, области и автономного округа, находящегося в их составе. В отдельных случаях органами государственной власти автономных округов ставится под сомнение нормативная правовая база, закрепляющая единство сложнопостроенных субъектов Российской Федерации (Указ Президиума Верховного Совета Российской Федерации от 14 августа 1944 года "Об образовании Тюменской области", Указ Президента Российской Федерации N 1765 1993 г., говорящий о том, что в крае, области, имеющих в своем составе автономные округа, выборы в органы государственной власти края, области проводятся на всей территории края, области, включая автономные округа), а также принимаемые с учетом этих нормативных актов законы края, области. Такая позиция автономных округов фактически приводит к ущемлению прав края, области, в составе которых они находятся и интересов населения.
Считаем, что дополнение к статье 73 Конституции Российской Федерации в редакции, внесенной Тюменской областной Думой в качестве законодательной инициативы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации (см. постановление областной Думы от 31.10.95 N 297): "В сложнопостроенных субъектах Российской Федерации - крае, области с находящимися в их составе автономными округами полномочия по предметам ведения, предусмотренным статьей 72 Конституции Российской Федерации, осуществляются органами государственной власти Российской Федерации, края, области и находящегося в их составе автономного округа совместно", позволяет получить ту конституционную основу, которая обеспечила бы развитие принципа федерализма на уровне сложнопостроенных субъектов Российской Федерации. Принятие настоящего дополнения одновременно закладывает также и механизм реализации положений статьи 76 части 2 Конституции Российской Федерации в отношении края, областей и автономных округов, находящихся в их составе.