Распоряжение Департамента потребительского рынка и услуг г. Москвы от 24 ноября 2009 г. N 390 "Об организации в Департаменте потребительского рынка и услуг города Москвы работы по проведению антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов города Москвы и проектов приказов и распоряжений Департамента"

Распоряжение Департамента потребительского рынка и услуг г. Москвы
от 24 ноября 2009 г. N 390
"Об организации в Департаменте потребительского рынка и услуг города Москвы работы по проведению антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов города Москвы и проектов приказов и распоряжений Департамента"


В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 2 июня 2009 года N 513 "Об антикоррупционной экспертизе проектов правовых актов органов и должностных лиц исполнительной власти города Москвы":

ГАРАНТ:

По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер названного постановления следует читать как "513-ПП"


1. Утвердить Порядок проведения в Департаменте потребительского рынка и услуг города Москвы (далее - Департамент) антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов города Москвы и проектов приказов и распоряжений Департамента (приложение).

2. Управлению имущества, инфраструктурных преобразований и информатизации создать на официальном портале Департамента в сети Интернет раздел "Проекты нормативных правовых актов г. Москвы в сфере потребительского рынка, проекты приказов и распоряжений Департамента и заключения к ним по результатам независимой антикоррупционной экспертизы".

3. Структурным подразделениям Департамента с 1 декабря 2009 г. осуществлять публикацию проектов нормативных правовых актов Мэра Москвы, Правительства Москвы и заключений к ним по результатам независимой антикоррупционной экспертизы на официальном портале Департамента (www.dpru.mos.ru) в порядке, установленном настоящим распоряжением (п. 1).

4. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на первого заместителя руководителя Департамента Смолеевского Г.В.


Министр
Правительства Москвы,
руководитель Департамента
потребительского рынка
и услуг города Москвы

В.И. Малышков


Приложение
к распоряжению Департамента
потребительского рынка
и услуг г. Москвы
от 24 ноября 2009 г. N 390


Порядок
проведения в Департаменте антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актах города Москвы и проектов приказов и распоряжений Департамента


1. Общие положения


1.1. Антикоррупционной экспертизе в Департаменте потребительского рынка и услуг города Москвы подлежат проекты:

- указов и распоряжений Мэра Москвы;

- постановлений и распоряжений Правительства Москвы;

- распоряжений первых заместителей и заместителей Мэра Москвы в Правительстве Москвы;

- приказов и распоряжений Департамента.

1.2. Антикоррупционной экспертизе подлежат все проекты правовых актов, указанные в п. 1.1 настоящего Порядка, которые разрабатываются Департаментом, а также которые поступают в Департамент на согласование.

1.3. Проведение антикоррупционной экспертизы осуществляется в соответствии с федеральными законами от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и от 17.07.2009 N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", Законом города Москвы от 08.07.2009 N 25 "О правовых актах в городе Москве", постановлениями Правительства РФ от 05.03.2009 N 195 "Об утверждении Правил проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции" и от 05.03.2009 N 196 "Об утверждении методики проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции", постановлениями Правительства Москвы от 02.06.2009 N 513-ПП "Об антикоррупционной экспертизе проектов правовых актов органов и должностных лиц исполнительной власти города Москвы" и от 13.10.2009 N 1115-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 2 июня 2009 г. N 513-ПП и дальнейших мерах по его реализации".

1.4. Коррупционными факторами признаются положения проектов документов, которые могут способствовать проявлениям коррупции при применении документов, в том числе могут стать непосредственной основой коррупционной практики либо создавать условия легитимности коррупционных деяний, а также допускать или провоцировать их.

1.5. Коррупционными факторами являются:

1.5.1. Факторы, связанные с реализацией полномочий органа государственной власти или органа местного самоуправления, которые выражаются в:

а) широте дискреционных полномочий - отсутствии или неопределенности сроков, условий или оснований принятия решения, наличии дублирующих полномочий органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц);

б) определении компетенции по формуле "вправе" - диспозитивном установлении возможности совершения органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) действий в отношении граждан и организаций;

в) наличии завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, - установлении неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям;

г) злоупотреблении правом заявителя органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) - отсутствии четкой регламентации прав граждан и организаций;

д) выборочном изменении объема прав - возможности необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц);

е) чрезмерной свободе подзаконного нормотворчества - наличии бланкетных и отсылочных норм, приводящем к принятию подзаконных актов, вторгающихся в компетенцию органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего первоначальный нормативный правовой акт;

ж) принятии нормативного правового акта сверх компетенции - нарушении компетенции органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц) при принятии нормативных правовых актов;

з) заполнении законодательных пробелов при помощи подзаконных актов в отсутствие законодательной делегации соответствующих полномочий - установлении общеобязательных правил поведения в подзаконном акте в условиях отсутствия закона;

и) юридико-лингвистической неопределенности - употреблении неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера.

1.5.2. Факторы, связанные с наличием правовых пробелов, которые выражаются в:

а) существовании собственно пробела в правовом регулировании - отсутствии в проекте документа нормы, регулирующей определенные правоотношения, виды деятельности и так далее;

б) отсутствии административных процедур - отсутствии порядка совершения органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка;

в) отказе от конкурсных (аукционных) процедур - закреплении административного порядка предоставления права (блага);

г) отсутствии запретов и ограничений для органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц) - отсутствии превентивных антикоррупционных норм, определяющих статус государственных (муниципальных) служащих в коррупциогенных отраслях;

д) отсутствии мер ответственности органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц) - отсутствии норм о юридической ответственности служащих, а также норм об обжаловании их действий (бездействия) и решений;

е) отсутствии указания на формы, виды контроля за органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) - отсутствии норм, обеспечивающих возможность осуществления контроля, в том числе общественного, за действиями органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц, государственных и муниципальных служащих);

ж) нарушении режима прозрачности информации - отсутствии норм, предусматривающих раскрытие информации о деятельности органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц), и порядка получения информации по запросам граждан и организаций.

1.5.3. Факторами системного характера являются факторы, обнаружить которые можно при комплексном анализе проекта документа, - нормативные коллизии.

Нормативные коллизии - противоречия, в том числе внутренние, между нормами, создающие для органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц) возможность произвольного выбора норм, подлежащих применению в конкретном случае.

На наличие такого коррупционного фактора указывает любой вид коллизии, если возможность ее разрешения зависит от усмотрения органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц).

1.6. Антикоррупционная экспертиза подразделяется на два вида:

- антикоррупционная экспертиза в составе правовой экспертизы проектов;

- независимая антикоррупционная экспертиза.

1.7. Антикоррупционную экспертизу указанных в п.п. 1.1. настоящего Порядка проектов правовых актов проводит Управление нормативного регулирования и защиты прав потребителей в составе правовой экспертизы проектов правовых актов.

По результатам проведения антикоррупционной экспертизы готовится заключение, которое прилагается к проекту правового акта.

Проект правового акта, в котором выявлены коррупциогенные нормы, подлежит доработке с учетом заключения.

1.8. Независимая антикоррупционная экспертиза проводится юридическими и физическими лицами, аккредитованными в установленном порядке.

Порядок проведения независимой антикоррупционной экспертизы установлен в разделе 2 настоящего Порядка.

1.9. В случае несогласия структурного подразделения Департамента, подготовившего проект правового акта либо ответственного за согласование Департаментом правового акта, с результатами антикоррупционной экспертизы, в том числе независимой экспертизы, структурное подразделение представляет указанный проект Министру Правительства Москвы, руководителю Департамента с приложением пояснительной записки с обоснованием своего несогласия.


2. Порядок проведения независимой антикоррупционной экспертизы


2.1. Независимой антикоррупционной экспертизе подлежат проекты нормативных правовых актов Мэра Москвы, Правительства Москвы, подготовленные и вносимые Департаментом.

2.2. Существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются:

- издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом,

- наличие в нем норм права (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

2.3. В отношении проектов нормативных правовых актов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, независимая антикоррупционная экспертиза не проводится.

Перечень сведений, составляющих государственную тайну установлен в статье 5 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5485-1 "О государственной тайне".

Перечень сведений конфиденциального характера установлен Указом Президента Российской Федерации от 6 марта 1997 года N 188 "Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера".

2.4. Структурное подразделение Департамента, ответственное за подготовку нормативного правового акта, подлежащего независимой антикоррупционной экспертизе, согласует его размещение с Организационно-распорядительным управлением и кадров и передает проект в электронном виде с сопроводительной запиской начальника структурного подразделения в Управление имущества, инфраструктурных преобразований и информатизации для размещения проекта документа на портале Департамента в течение рабочего дня, соответствующего дню его направления на согласование.

2.5. При направлении проекта нормативного правового акта для размещения его на портале Департамента указываются реквизиты согласно приложению к настоящему Порядку.

2.6. Аккредитация юридических и физических лиц, проводимых независимую антикоррупционную экспертизу, осуществляется в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2009 г. N 195 "Об утверждении Правил проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции".

2.7. Проведение независимой антикоррупционной экспертизы проекта нормативного правового акта осуществляется в течение 20 календарных дней (не считая нерабочих праздничных дней) со дня размещения проекта нормативного правового акта на официальном портале Департамента в сети Интернет.

2.8. Экспертное заключение, составленное по результатам независимой антикоррупционной экспертизы и оформленное в соответствии с Методикой проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2009 г. N 196, принимается по почте, курьерским способом либо в виде электронного документа.

2.9. Полученные экспертные заключения размещаются на официальном портале Департамента в сети Интернет с указанием даты их поступления.

2.10. После окончания установленного срока проведения независимой антикоррупционной экспертизы проекты нормативных правовых актов и экспертные заключения с соответствующими реквизитами переносятся Управлением имущества, инфраструктурных преобразований и информатизации из раздела "Проекты нормативных правовых актов Мэра Москвы, Правительства Москвы и заключения к ним по результатам независимой антикоррупционной экспертизы" в подраздел "Архив проектов нормативных правовых актов Мэра Москвы, Правительства Москвы и заключений к ним по результатам независимой антикоррупционной экспертизы".

2.11. Заключения, отправленные позже установленного срока или лицами, не аккредитованными в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2009 г. N 195 "Об утверждении Правил проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции", рассматриваются структурным подразделением Департамента, подготовившим проект нормативного правового акта, в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".

2.12. Структурное подразделение Департамента, осуществляющее подготовку проекта нормативного правового акта, в течение 30 календарных дней с момента регистрации экспертного заключения направляет независимому эксперту (экспертной организации) мотивированный ответ о результатах рассмотрения указанного заключения, за исключением случаев, когда в заключении отсутствует предложение о способе устранения выявленных коррупционных факторов.

2.13. Проекты нормативных правовых актов, подлежащие независимой антикоррупционной экспертизе, представляются в порядке, установленном Регламентом Правительства Москвы, в Правовое управление Правительства Москвы со справкой о полученных заключениях независимых экспертов с приложением их текстов или об их отсутствии, с отражением факта учета результатов каждой независимой антикоррупционной экспертизы либо с обоснованными возражениями.

2.14. Проекты нормативных правовых актов и заключения к ним хранятся в подразделе "Архив проектов нормативных правовых актов Мэра Москвы, Правительства Москвы и заключений к ним по результатам независимой антикоррупционной экспертизы" официального портала Департамента в сети Интернет в течение 1 года с момента принятия соответствующего правового акта либо прекращения его выпуска.


Приложение
к Порядку


Реквизиты, необходимые для размещения на портале Департамента проектов нормативных правовых актов и заключений к ним по результатам независимой антикоррупционной экспертизы


Вид, название и текст проекта нормативного правового акта (активная ссылка на текст проекта)

Дата опубликования проекта нормативного правового акта на портале

Дата окончания срока проведения независимой антикоррупционной экспертизы

Дата поступления и текст заключения независимой антикоррупционной экспертизы (активная ссылка на текст)

Почтовый адрес и адрес электронной почты для направления заключений по результатам проведения независимой антикоррупционной экспертизы

1

2

3

4

5


Примечание:

При первоначальном размещении проекта нормативного правового акта на портале структурное подразделение Департамента заполняет поля 1, 2, 3, 5.

Заполнение поля 5 осуществляется следующим образом:

- почтовый адрес: ул. Тверская, д. 19, стр. 2, Москва, 125009.

- адрес электронной почты: указывается адрес электронной почты специалиста Департамента, подготовившего проект нормативного правового акта (реквизит "Исполнитель" на листе согласования проекта).

После получения заключения независимой антикоррупционной экспертизы структурное подразделение Департамента заполняет поле 4 и направляет его в электронном виде вместе с сопроводительной запиской начальника структурного подразделения в Управление имущества, инфраструктурных преобразований и информатизации для размещения на портале Департамента.



Распоряжение Департамента потребительского рынка и услуг г. Москвы от 24 ноября 2009 г. N 390 "Об организации в Департаменте потребительского рынка и услуг города Москвы работы по проведению антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов города Москвы и проектов приказов и распоряжений Департамента"


Текст распоряжения официально опубликован не был


Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.