Письмо Департамента здравоохранения г. Москвы от 24 мая 2010 г. N 41-18-489 О направлении Протокола заседания Московской городской межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав от 22 апреля 2010 г. N 01-10

Письмо Департамента здравоохранения г. Москвы от 24 мая 2010 г. N 41-18-489


Департамент здравоохранения города Москвы направляет Протокол N 01-10 заседания Московской городской межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав от 22.04.2010 г. и поручает до 01.06.2010 г. довести данный Протокол до подведомственных лечебно-профилактических учреждений, а также до 01.07.2010 г. разобрать с сотрудниками на врачебно-сестринских конференциях. Об исполнении доложить в Управление организации медицинской помощи детям и матерям по тел/факс: 251-60-00 до 10.07.2010 г.


Заместитель руководителя
Департамента здравоохранения

И.А. Лешкевич


Протокол N 01-10
заседания Московской городской межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав


от 22 апреля 2010 г.


Присутствовали:

Члены комиссии: Швецова Л.И., Котов Ю.Б., Волкова С.В., Голощапова Ю.Н., Гримальская Ю.В., Крошонкина А.Л., Лешкевич И.А., Потяева Т.А., Руденко И.Ю., Рябова А.П., Умрихина М.Е., Филатов М.Ю.

Приглашенные: Абашина И.С., Бондаренко B.C., Бусыгин К.Д., Васильев В.А., Гагин С.И., Заботина В.А., Кичатов В.Н., Краснов Г.В., Кукушкин А.О., Литошин А.В., Мартьянова Л.А., Петрова Е.В., Петрунина И.А., Пильщиков О.Е., Пристенцкий П.А., Рахимжанова В.А., Серёгин И.В., Стоянов С.Л., Хуторная Т.П., Шаламов В.Н., Широкалов В.Г., Юсипов С.Р.


Вопрос 1. О работе подразделений Главного управления внутренних дел по городу Москве по выявлению несовершеннолетних, склонных к совершению противоправных деяний, и неблагополучных семей, а также по розыску детей, самовольно оставивших семьи, детские дома, школы-интернаты и иные государственные учреждения.


Выступили: Швецова Л.И., Краснов Г.В., Петрунина И.А., Котов Ю.Б., Потяева Т.А.

Органы внутренних дел в пределах своей компетенции осуществляют деятельность по предупреждению правонарушений несовершеннолетних в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. N 1026-1 "О милиции", Федеральным законом от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", нормативными актами Министерства внутренних дел Российской Федерации:

- приказ N 569 от 26 мая 2000 г. "Об утверждении инструкции по организации работы подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел";

- приказ N 900 от 16 сентября 2002 г. "О мерах по совершенствованию деятельности участковых уполномоченных милиции";

- приказ N 147/481 от 20 июня 2003 г. "О взаимодействии органов и учреждений социальной защиты населения и органов внутренних дел в организации профилактической работы с беспризорными и безнадзорными несовершеннолетними";

- приказ N 414/633 от 20 августа 2003 г. "О взаимодействии учреждений здравоохранения и органов внутренних дел в оказании медицинской помощи несовершеннолетним, доставленным в органы внутренних дел";

- приказ N 323-ДСП от 13 мая 2003 г. "Об утверждении Наставления о порядке взаимодействия сотрудников подразделений криминальной милиции, милиции общественной безопасности, следствия, дознания и дежурных частей органов внутренних дел по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав и законных интересов";

- приказ N 215 от 02 апреля 2003 г. "О мерах по совершенствованию деятельности центров временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел";

ГАРАНТ:

По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного приказа следует читать как "2 апреля 2004 г."


- приказ N 19 от 17 января 2006 г. "О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений" (в ред. приказа МВД РФ от 29.01.2009 N 60)

- приказ N 248 от 01 апреля 2009 г. "Об утверждении наставления о порядке исполнения обязанностей и реализации прав милиции в дежурной части органа внутренних дел Российской Федерации после доставления граждан".

Указанные нормативно-правовые акты определяют основные формы, методы и порядок взаимодействия сотрудников подразделений криминальной милиции, милиции общественной безопасности, следствия, дознания органов внутренних дел в пределах, установленных законодательством Российской Федерации полномочий, общих задач и функций, связанных с предупреждением, раскрытием и расследованием преступлений несовершеннолетних, профилактикой безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защитой их прав и законных интересов.

Сотрудники подразделений органов внутренних дел:

- выявляют несовершеннолетних, совершивших преступления и административные правонарушения;

- выявляют лиц, вовлекающих несовершеннолетних в совершение преступлений и административных правонарушений, и принимают предусмотренные законодательством Российской Федерации меры;

- осуществляют профилактическое воздействие на несовершеннолетних правонарушителей;

- выявляют заблудившихся детей и подростков, в том числе находящихся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, передают их родителям или лицам, их заменяющим;

- выявляют и анализируют причины и условия, способствующие совершению несовершеннолетними правонарушений, проводят мероприятия по устранению таких причин и условий;

- устанавливают и пресекают факты приготовления к преступлению и покушения на преступление;

- принимают меры к своевременному раскрытию и расследованию преступлений;

- выявляют родителей или лиц, их заменяющих, не исполняющих обязанности по воспитанию, содержанию и обучению детей, а также работников образовательных, воспитательных, лечебных либо иных учреждений, нарушающих права и интересы несовершеннолетних, совершающих в отношении их противоправные действия, и принимают к ним меры в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Обязанности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних возложены на следующие подразделения милиции:

- подразделения по делам несовершеннолетних;

- центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей;

- участковые уполномоченные милиции;

- подразделения криминальной милиции;

- подразделения дознания;

- следственные подразделения;

- дежурные части органов внутренних дел;

- патрульно-постовую службу милиции;

- подразделения Государственной инспекции безопасности дорожного движения;

- подразделения органов внутренних дел на транспорте.

Основная роль в профилактической деятельности органов внутренних дел возложена на подразделения по делам несовершеннолетних (ПДН).

В зоне профилактического воздействия сотрудников ПДН в 2009 г. находилось почти 24 тысячи несовершеннолетних.

Особое внимание в профилактике детской безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних сотрудниками ПДН уделяется работе с родителями.

По состоянию на 01.03.2010 г. на профилактическом учёте в ПДН органов внутренних дел состоит 10991 несовершеннолетний и 5960 родителей, не уделяющих должного внимания воспитанию своих детей.

Вместе с тем, по-прежнему не достаточно отработан механизм взаимодействия между районными комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав и подразделениями по делам несовершеннолетних органов внутренних дел. Об этом свидетельствует существенное расхождение учетных данных в отчетах ГУВД по городу Москве и комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав города Москвы о численности несовершеннолетних и их родителей, с которыми должна проводиться профилактическая работа.

Так, например, по данным ГУВД по г. Москве по состоянию на 01.01.10 г. на учете в ПДН состоит 10278 несовершеннолетних, по данным же комиссий на учете в комиссиях состоит 8682 несовершеннолетних. По данным ГУВД к административной ответственности за невыполнение родительских обязанностей привлечено более 24 тысяч родителей, а по данным комиссий привлечено к ответственности - 8261 родитель. По данным ГУВД за различные правонарушения привлечено 31282 несовершеннолетних, а в комиссию поступило всего лишь 13077 административных протоколов. Таким образом, разница в отчетных данных не сопоставима, даже если принимать во внимание то, что часть материалов составлена в отношении несовершеннолетних, проживающих вне города Москвы, а часть - возвращена комиссиями (750 шт.) для устранения имеющихся недостатков.

В 2009 году участковыми уполномоченными милиции выявлено:

- 76 несовершеннолетних, совершивших уголовные преступления;

- 5760 несовершеннолетних, совершивших административные правонарушения;

- 949 беспризорных и безнадзорных несовершеннолетних.

- 24 несовершеннолетних, совершивших общественно опасные деяния до достижения возраста уголовной ответственности;

- 639 неблагополучных родителей.

По информации участковых уполномоченных милиции поставлено на профилактический учет 99 групп несовершеннолетних с антиобщественной направленностью.

В течение 2007-2009 годов сотрудниками уголовного розыска раскрыт целый ряд преступлений сексуального характера в отношении детей и подростков.

За этот период общее количество преступлений против половой свободы и половой неприкосновенности несовершеннолетних (статьи 131-135, 240 ч. 3, 241 ч. 2 п. "в", 242-1 УК РФ), совершенных на территории г. Москвы, снизилось на 24% (с 282 до 216), при этом удельный вес направленных в суд уголовных дел по преступлениям данной категории вырос с 80% до 86%.

Постатейный анализ указанных преступлений показывает, что среднее число наиболее опасных видов - изнасилований и насильственных действий сексуального характера (ст.ст. 131 и 132 УК РФ) - на протяжении трех последних лет остается на одном и том же уровне - около 60 преступлений в год.

Одновременно с этим количество ненасильственных половых преступлений имеет тенденцию к снижению - с 32 преступлений, квалифицирующихся статьей 134 УК РФ (половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим 16-летнего возраста), в 2007 году до 24 в 2009 году и со 162 случаев развратных действий (статья 135 УК РФ) в 2007 году до 100 в 2009 году.

Преступлений, квалифицирующихся статьей 133 УК РФ (понуждение к действиям сексуального характера) за весь рассматриваемый период зарегистрировано всего 4.

Около половины преступлений совершено в квартирах, куда преступники под различными предлогами заманивают свою жертву. Более 30% преступлений совершено в подъездах, лифтах и парковых зонах.

Прослеживается тенденция к изменению количества половых преступлений, где потерпевшими являются несовершеннолетние лица мужского пола. Так, за последние три года доля подобных преступлений в отношении мальчиков возросла с 25% до 40% (по совокупности преступлений, предусмотренных п. "д" ч. 2 ст. 132 и статьями 134 и 135 УК РФ).

Уровень вовлечения несовершеннолетних в занятие проституцией (ч. 3 ст. 240 УК РФ) близок к среднегодовому значению - около 10 преступлений в год. При этом количество случаев организации занятия проституцией с использованием несовершеннолетних (п. "в" ч. 2 ст. 241 УК РФ) за последние три года сократилось с 10 до 8.

Количество выявленных преступлений по статье 242-1 УК РФ (изготовление и оборот материалов или предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних) несколько увеличилось - с 13 в 2007 году до 18 в 2009 году. Это связано, прежде всего, с развитием сети Интернет и увеличением количества лиц, имеющих к ней доступ, т.к. распространение подобных материалов происходит, в основном, в Интернет-пространстве.

В 2009 году к уголовной ответственности в соответствии со статьёй 156 УК РФ (неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего) привлечено 27 родителей (2007 год - 34). В определённой степени данное снижение связано с тем, что для возбуждения дела по ст. 156 УК РФ требуется наличие 2-х и более подтвержденных медицинскими документами фактов избиения ребенка. По одному факту избиения и свидетельским показаниям, что подобное было и ранее, уголовные дела не возбуждаются или впоследствии прекращаются.

Питательной средой для совершения преступлений против несовершеннолетних, в том числе сексуального характера, и их вовлечения в противоправную деятельность являются беспризорность и безнадзорность детей и подростков.

С каждым годом число детей, ушедших из дома и государственных учреждений, остаётся стабильно высоким:

- 2007 год - 559 (разыскано - 436);

- 2008 год - 667 (разыскано - 519);

- 2009 год - 627 (разыскано - 464);

- за 2 месяца 2010 года - 48 (разыскано 20).

Основная возрастная категория без вести пропавших несовершеннолетних 14 до 18 лет.

К наиболее серьёзным проблемам в осуществлении розыска несовершеннолетних относится равнодушие окружающих к бродяжничающим детям. Сложности связаны, в том числе, с отсутствием у них документов, удостоверяющих личность (паспортов), а также с минимумом идентификационных материалов и естественными возрастными изменениями внешности. При осуществлении мероприятий по установлению местонахождения ребёнка возникает необходимость опроса его одноклассников и друзей, который проводится в присутствии родителя или педагога, в связи с этим не всегда возможно установить истинную причину ухода из дома.

Из детских учреждений регулярно поступают заявления об объявлении в розыск несовершеннолетних, чьи анкетные данные не установлены либо записаны со слов и не подтверждены. Отсутствуют также фотографии пропавших. Без указанных данных объявить розыск несовершеннолетнего не представляется возможным.

Анализ розыскных дел по данной категории, а также материалов об отказе в возбуждении уголовного дела показал, что местонахождение многих детей устанавливалось по адресу проживания родственников. Большой процент несовершеннолетних - воспитанников детских домов и школ-интернатов, оставляют их неоднократно.

Основными причинами ухода несовершеннолетних из детских учреждений - желание жить с родителями или родственниками, а также нежелание находиться в конкретном учреждении.

Основными причинами ухода несовершеннолетних из семьи являются ссоры с родителями, отсутствие взаимопонимания по вопросам учебы, проблемы переходного возраста.

Вместе с тем, проверки, проведенные общественными инспекторами Московской городской межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в декабре 2009 г. - марте 2010 г. показали, что сотрудниками уголовного розыска и подразделений по делам несовершеннолетних не в полной мере выясняются места нахождения в период розыска несовершеннолетних самовольно оставивших государственные учреждения, их связи и отношения со взрослыми (за исключением родителей, лишенных родительских прав и родственников) у которых проживают подростки, находящиеся "в бегах".

Практически не ведется работа по психологической реабилитации несовершеннолетних жертв преступлений, особенно нуждающихся в этом в следствии совершенного в отношении них сексуального насилия.

Имели место случаи, когда администрация детских домов и школ-интернатов отказывались принять от сотрудников милиции доставленных и разысканных несовершеннолетних, перекладывая на органы внутренних дел несвойственные им функции по медицинскому обследованию подростков.

Продолжается тенденция к увеличению детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 14 до 17 лет, направляемых в детские дома и школы-интернаты.

При этом социальный состав воспитанников практически не меняется, круглых сирот из них насчитывается лишь 20%, остальные дети - социальные сироты.

Дети данной категории отличаются педагогической запущенностью, имеют длительный перерыв в учебе. Основными причинами, затрудняющими их адаптацию к условиям проживания в образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются:

- тяжелая форма социально-педагогической запущенности;

- асоциальный опыт жизни, приобретенный в своих семьях;

- отсутствие мотивации к учебной, трудовой деятельности;

- демонстрация асоциального поведения.

Результаты проведенной в 2009 году диспансеризации воспитанников показали, что каждый из них состоит на медицинском учете по 2-м и более соматическим заболеваниям, чаще всего отягощенным нервно-психическими расстройствами.


Социальный состав воспитанников

Учебный год (по состоянию на 1 января каждого года)

2006-2007

2007-2008

2008-2009

2009-2010

Количество воспитанников, из них:

3049

2774

2674

2379

Дети-сироты

580

566

507

472

Дети, оставшиеся без попечения родителей - всего, из них:

2469

2208

2167

1907

Отказные

59

68

71

72

Оставленные

76

83

97

63

Подкидыши

112

85

60

74

Помещены временно

-

-

-

26

Родители лишены родительских прав

1970

1741

1687

1434

Родители ограничены в правах

167

170

182

160

Родители (мать/отец в заключении)

33

29

28

33

Родители, признанные безвестно отсутствующими

37

13

16

34

Родители - недееспособные

15

19

26

11


Учитывая изложенное, комиссия постановляет:

1. Утвердить Инструкцию о межведомственном взаимодействии органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, при розыске детей самовольно оставивших семьи, организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, иные организации с круглосуточным пребыванием несовершеннолетних, установлению причин и условий, способствующих побегам (приложение N 1).

2. Главному управлению внутренних дел по городу Москве (далее - ГУВД по городу Москве):

2.1. До 01.06.2010 г. довести Инструкцию, указанную в пункте 1 настоящего постановления до соответствующих подразделений органов внутренних дел и организовать её выполнение в части, касающейся ГУВД по городу Москве.

2.2. Начиная с 01.07.2010 г. и в дальнейшем постоянно обеспечивать ежедневное направление в Московскую городскую межведомственную комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав информации о преступлениях, совершаемых несовершеннолетними и о преступлениях, совершаемых в отношении них, а также о ходе розыскных мероприятий в соответствии с Инструкцией указанной в пункте 1 настоящего постановления.

2.3. Совместно с Московской городской межведомственной комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав и Департаментом образования города Москвы проанализировать деятельность "школьных" инспекторов милиции и до 01.08.2010 г. внести предложения председателю Московской городской межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав о повышении эффективности и оптимизации их деятельности в условиях сокращения численности сотрудников органов внутренних дел.

2.4. Совместно с департаментами здравоохранения, семейной и молодёжной политики города Москвы проанализировать качество отработки сотрудниками органов внутренних дел за период 2009 г. - первое полугодие 2010 г. информации, поступающей из учреждений здравоохранения, о фактах насилия в семье (со стороны близких родственников) в отношении несовершеннолетних. Итоги - направить до 15.07.2010 г. в Московскую городскую межведомственную комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав.

2.5. Обеспечить сбор отчетов о работе окружных ПДН в разрезе районов, а также с учетом показателей отчетов окружных и районных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.

2.6. По итогам учебного года проанализировать эффективность организации охраны зданий государственных учреждений для детей с круглосуточным пребыванием. Итоги направить в Московскую городскую межведомственную комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав до 01.07.2010 г.

3. Департаменту здравоохранения города Москвы:

3.1. До 01.06.2010 г. определить конкретные лечебно-профилактические учреждения, в которые организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, иных организаций с круглосуточным пребыванием несовершеннолетних, могли бы направлять воспитанников, совершающих самовольные уходы, при необходимости обследования их состояния здоровья.

3.2. Приказ об определении лечебно-профилактических учреждений указанных в пункте 3.1. настоящего постановления довести до сведения организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в течение 3-х дней с момента его издания.

4. Департаменту образования города Москвы:

4.1. Совместно с Московской городской межведомственной комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав и ГУВД по городу Москве провести во 2 квартале 2010 г. общегородское совещание руководителей организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на котором обсудить информацию о ситуации сложившейся в школе-интернате N 2 г. Ижевска (Удмуртская республика) и выработать меры по не допущению условий, способствующих самовольному оставлению несовершеннолетними государственных учреждений.

4.2. По итогам учебного 2009-2010 учебного года проанализировать случаи побегов из организаций и мер, принятых по их недопущению, а также мер принимавшихся по розыску несовершеннолетних. Перечень проблем, выявленных в организации данной работы представить в Московскую городскую межведомственную комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав до 01.07.2010 г.

4.3. Начиная с 01.06.2010 г., и в дальнейшем регулярно, составлять индивидуальные планы по реабилитации и социальной адаптации для каждого воспитанника, совершающего самовольное оставление организации и (или) противоправные деяния.

4.4. Совместно с психологическими службами города и ГУВД по городу Москве провести во втором полугодии 2010 г. обучение директоров и сотрудников образовательных учреждений методам работы по выявлению "криминальных лидеров" в подростковой среде и организации работы с ними.

4.5. Провести по окончании учебного года родительские собрания по недопущению жестокого обращения с детьми в образовательных учреждениях, как со стороны педагогических работников, так и со стороны детей по отношению друг к другу. До 01.07.2010 г. по итогам родительских собраний проинформировать председателя Московской городской межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

4.6. Не позднее 01.09.2010 г. и в дальнейшем систематически организовать освещение в средствах массовой информации кампании по пропаганде передового опыта работы организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также информирование москвичей о судьбе успешных воспитанников названных учреждений. Обзор соответствующих публикации# в СМИ ежеквартально направлять председателю Московской городской межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

5. Департаменту семейной и молодежной политики города Москвы совместно с ГУВД по городу Москве и Департаментом социальной защиты населения города Москвы подготовить и до 01.07.2010 г. представить председателю Московской городской межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав:

5.1. Проект обращения в Правительство Российской Федерации с обоснованием необходимости принятия на федеральном уровне постановления Правительства РФ об утверждении Положения о порядке обмена информацией и об организации работы с неблагополучными семьями и родителями, мигрирующими по территории России.

5.2. Предложения в Правительственную комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав по внесению изменений:

- в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, позволяющих рассматривать дела в отношении иногородних несовершеннолетних и их родителей не только по месту их жительства, но и по месту фактического совершения противоправного деяния;

- в Гражданско-процессуальный кодекс РФ, позволяющих судам рассматривать дела об ограничении и лишении родителей родительских прав по месту отобрания детей при наличии угрозы их жизни и здоровью;

- в Федеральный закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", в части изменения (совершенствования юридической техники) категорий несовершеннолетних, помещаемых в Центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей.

6. Департаментам образования, социальной защиты населения и семейной и молодежной политики города Москвы:

6.1. До 01.06.2010 г. довести Инструкцию, указанную в пункте 1 настоящего постановления до подведомственных учреждений и внести необходимые коррективы в ведомственные инструкции, памятки для сотрудников и иные документы, регламентирующие действия специалистов организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и иных организаций для детей с круглосуточным пребыванием.

6.2. Провести во 2 квартале 2010 г. изучение Инструкции и порядка её применения специалистами подведомственных учреждений.

7. Департаменту семейной и молодёжной политики города Москвы совместно с департаментами социальной защиты населения и образования города Москвы проанализировать адаптацию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей к самостоятельной жизни после достижения ими 18 лет, а также использование ими квартир, предоставленных городом (сколько детей в них проживают самостоятельно; сколько и где сдают другим лицам, где живут в период сдачи квартир и т.п., сколько из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, привлечено к уголовной ответственности).

Итоги представить до 01.09.2010 г. председателю Московской городской межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

8. Просить Московский городской суд провести:

8.1. Совместно с ГУВД по городу Москве и Московской городской межведомственной комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав совещание судей города Москвы по вопросам направления несовершеннолетних в спецшколу закрытого типа "Шанс" и помещения в Центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей;

8.2. Совместно с департаментами семейной и молодежной политики и жилищной политики и жилищного фонда города Москвы по вопросам лишения и ограничения родительских прав и выселения родителей, лишенных родительских прав, из занимаемых ими жилых помещений.

9. Окружным и районным комиссиям по делам несовершеннолетних и защите их прав провести:

9.1. До 15.06.2010 г. проверку деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в детских-домах и школах-интернатах, расположенных на их территориях.

График проверок представить до 10.06.2010 г. в Московскую городскую межведомственную комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, итоги проверки представить - до 01.08.2010 г.

9.2. С отделами внутренних дел до 01.02.2011 г. сверку однотипных отчетных данных за 2009 и 2010 годы и внести соответствующие коррективы в отчеты комиссий по итогам 2009 и 2010 годов.

Форму сверки утвердить (приложение N 2). Указанную сверку проводить:

- районным комиссиям - ежемесячно;

- окружным комиссиям - ежеквартально.

10. Московской городской психологической службе совместно с центрами "Дети улиц", департаментами образования и социальной защиты населения города Москвы, ГУВД по городу Москве внести до 01.07.2010 г. в Московскую городскую межведомственную комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав предложения по организации работы (алгоритм действий) по психологической реабилитации несовершеннолетних жертв преступлений.

11. Ответственному секретарю Московской городской межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Ю.Б. Котову ежемесячно, начиная с 01.08.2010 г., представлять председателю комиссии информацию о проводимой в городе работе по розыску несовершеннолетних, устранению причин и условий, способствующих побегам.


Вопрос 2. О работе по межведомственному взаимодействию государственных учреждений центров занятости населения административных округов города Москвы и комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав по профессиональной ориентации, профессиональной подготовке и содействию в трудоустройстве несовершеннолетних граждан, нуждающихся в помощи государства, на примере Северо-Западного и Западного административных округов города Москвы.


Выступили: Швецова Л.И., Стоянов С.Л., Котов Ю.Б., Широкалов В.Г., Хуторная Т.П., Васильев В.А.

Одним из важнейших направлений государственной политики в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних является решение проблем в сфере занятости и трудоустройства.

С целью содействия в решении проблем молодых граждан, возникающих в социально-трудовой сфере, Департаментом труда и занятости населения города Москвы в рамках программ содействия занятости населения реализуются следующие мероприятия:

1. Организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет (в 2009 году заключено 147 договоров, работодателями предоставлено 12386 рабочих мест).

2. Организация общественных работ (в 2009 году приняли участие 1795 чел. из числа несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 17 лет).

Основные виды работ, на которых работают подростки:

- благоустройство и озеленение территорий города;

- восстановление и реставрация культурно-исторических памятников;

- мелкие ремонтные и подсобные работы;

- уход за сельскохозяйственными культурами и сбор урожая;

- заливка и обслуживание катков;

- обслуживание культурно-массовых мероприятий;

- социально-бытовое обслуживание;

- типографские работы;

- журналистика;

- курьерские работы.

Участвуя в мероприятиях временной занятости, организованных государственной службой занятости населения города Москвы, молодые люди имеют возможность получать не только заработную плату, установленную и выплачиваемую работодателем за фактически выполненную работу в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации, но и материальную поддержку из средств федерального бюджета и бюджета города Москвы, что в сумме на основании Московского трехстороннего соглашения между Правительством Москвы, Московской федерацией профсоюзов и Московской конфедерацией промышленников и предпринимателей (работодателей) с 1 января 2010 г. составляет 9500 рублей.

ГАРАНТ:

См. Московское трехстороннее соглашение на 2013-2015 гг. между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей

ГУ ЦЗН АО города Москвы в сотрудничестве с префектурами административных округов, управами районов, управлениями образования участвуют в организации временного трудоустройства подростков в трудовых объединениях молодежи (ТОМ).

В 2009 г. было организованно 3067 рабочих мест в выездных и городских ТОМ. Ребята принимали участие в работах по благоустройству и озеленению территорий в Северо-Западном, Северо-Восточном и Северном административных округах, а также проводили работы по подготовке школьных территорий и помещений к новому учебному году. В 2009 г. в летних выездных трудовых объединениях молодёжи 2227 подростков работали в агрофирмах Московской области, Иосифо-Волоцком монастыре, в заповеднике Озерского района Московской области, Коломенском и Рузском районах Московской области.

Всего в 2009 г. обратилось за содействием в поиске подходящей работы подростков в возрасте:

- от 14 до 15 лет - 8171 чел.;

- от 16 до 17 лет - 16809 чел.

Нашли работу в возрасте:

- от 14 до 15 лет - 7178 чел. (87,8% от обратившихся);

- от 16 до 17 лет - 14878 чел. (88,5% от обратившихся).

Численность безработных граждан в возрасте 16-17 лет, зарегистрированных в Службе занятости, на 31.12.2009 г. составила 134 чел.

Вместе с тем, в 2009 г. в ГУ ЦЗН АО города Москвы по направлениям районных КДНиЗП обратилось только 60 подростков, тогда как на учете в комиссиях состоит 189 ни где не работающих и не учащихся несовершеннолетних. Трудоустроено из числа подростков направленных комиссиями только 8 подростков.

Программой содействия занятости населения города Москвы на 2010 г., утвержденной постановлением Правительства Москвы от 03.11.2009 г. N 1199-ПП "О Программе содействия занятости населения города Москвы на 2010 год", предусматривается оказать содействие в трудоустройстве 9918 несовершеннолетним гражданам.

ГАРАНТ:

См. Программу содействия занятости населения г. Москвы на 2011 г., утвержденную постановлением Правительства Москвы от 17 января 2011 г. N 2-ПП


Об инновационных методах работы по трудоустройству несовершеннолетних на территории Северо-Западного административного округа.

С 1993 г. на территории округа работает муниципальное учреждение Центр трудовой адаптации подростков и молодежи внутригородского муниципального образования Южное Тушино.

Основная задача Центра - вовлечение подростков и молодежи 15-18 лет из числа "группы риска" в трудовую деятельность, создание рабочих мест и обучение рабочим специальностям.

Центр располагается в четырех помещениях, в которых оборудованы для занятия и работы с подростками 45 рабочих мест по различным специальностям: (столяр, обойщик мебели, сборщик мебели, швея, портной легкого платья, фотохудожник, дизайнер). Действует цех по изготовлению корпусной мебели, детской мебели, студия по пошиву театральных костюмов и фотостудия. Программа трудовой адаптации рассчитана на 6 месяцев. За это время ребята приобретают необходимые трудовые навыки, получают заработную плату по сдельной оплате труда. В течение года на производстве обеспечивается трудовая занятость порядка 100 подростков.

В 2009 г. в Центре, по направлению комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав района Южное Тушино, прошли трудовую адаптацию 40 человек.

Также стоит отметить работу Центра занятости населения с подростками, нуждающимися в государственной поддержке и помощи, которая осуществляется во взаимодействии с социально-реабилитационным центром "Хорошево-Мневники". В результате совместной работы разработан и реализован проект "Территория красоты", в рамках которого в июне 2009 г. на базе социально-реабилитационного центра функционировал летний трудовой лагерь. Во время работы лагеря ребята занимались благоустройством территории, сельскохозяйственными работами (выращивание и уход за цветами и садом). Подобная работа проводилась в детском доме N 12.

Для несовершеннолетних, вернувшихся из специальных учреждений закрытого типа, осужденных к мерам наказания, не связанным с лишением свободы, из числа неработающих, в отделах Центра занятости два раза в месяц организуются дополнительные консультации по вопросам трудоустройства и возможности обучения от служб занятости для получения специальности, за 2009 год проведено 50 консультаций для 130 несовершеннолетних.

Об инновационных методах работы по трудоустройству несовершеннолетних на территории Западного административного округа.

Для повышения эффективности работы по трудоустройству несовершеннолетних Центр развития предпринимательства совместно с окружным Управлением образования и при участии Московской Финансово-промышленной академии с марта 2009 года организовал в школах округа занятия по программам профориентации (уроки предпринимательства), необходимые для старшеклассников в выборе профессии.

В рамках межведомственного взаимодействия депутатами муниципального Собрания Кунцево ежегодно выделяются денежные средства для создания рабочих мест в МУ "ЦД Кунцево", где несовершеннолетние работают в качестве курьеров и уборщиков помещений.

Заслуживает внимания совместный опыт работы комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Можайского района, которая на протяжении последних лет активно сотрудничает с рестораном "Макдоналдс". За 2009 г. комиссией в данный ресторан трудоустроен 61 человек.

Вместе с тем, несмотря на проводимую работу, проблемы трудоустройства несовершеннолетних в настоящее время остаются актуальными. Это обусловлено рядом причин:

- несовершеннолетние, состоящие на учете в комиссиях, не имеют мотивации к учебе и труду;

- работодатели не хотят брать на работу несовершеннолетних граждан, особенно из "группы риска";

- подростковый труд неконкурентоспособен, работодателям приходится соблюдать целый ряд мер, направленных на защиту прав несовершеннолетних (сокращенный рабочий день, запрет на тяжелую физическую работу и т.п.);

- низкая заработная плата.

Учитывая вышеизложенное, комиссия постановляет:

1. Департаменту труда и занятости населения города Москвы:

1.1. Совместно с окружными комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав организовать и провести до 01.10.2010 г. обучающие семинары-практикумы для специалистов районных комиссий по вопросам межведомственного взаимодействия и организации работы по временному трудоустройству несовершеннолетних граждан.

1.2. Организовать ежемесячное (до 5 числа каждого месяца) направление в районные комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав сведений об имеющихся вакансиях для несовершеннолетних.

1.3. Обязать ГУ Центры занятости населения административных округов города Москвы издать и довести до сведения районных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их права приказы о закреплении конкретных работников центров, ответственных за работу с подростками направляемыми комиссиями.

1.4. Обеспечить участие специалистов ГУ ЦЗН АО города Москвы в мероприятиях, организуемых окружными и районными комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав в части, касающейся вопросов труда и занятости.

2. Департаменту труда и занятости населения города Москвы совместно с Департаментом социальной защиты населения города Москвы проработать и внести до 01.09.2010 г. председателю Московской городской межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав предложения по организации в рамках программы временной занятости на одном (в порядке эксперимента) из предприятий города работы наставников из числа пенсионеров над "трудными" подростками, в т.ч. проработать возможность и целесообразность разработки соответствующей Целевой городской программы.

3. Департаменту образования города Москвы:

3.1. Развивать систему городских и выездных лагерей труда и отдыха (ЛТО) для подростков, состоящих на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав.

3.2. До 15.05.2010 г. провести опрос учащихся, состоящих на учете в комиссиях и внутришкольном учете, с целью выяснения их желаний по работе в ЛТО. Итоги опроса направить в районные комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав с целью организации занятости подростков, не выразивших желание по работе в ЛТО в летнее время.

3.3. Проработать и до 01.09.2010 г. представить председателю Московской городской межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав информацию о возможности закрепления учащихся колледжей за конкретными предприятиями города.

4. Департаменту семейной и молодежной политики города Москвы:

4.1. Закрепить за каждой окружной комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав конкретные Молодежно-студенческие отряды (МСО).

4.2. Установить для каждого Молодежно-студенческого отряда квоты для участия в их работе несовершеннолетних (14-18 лет), состоящих на учете в районных комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав.

4.3. Совместно с окружными комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, начиная с 01.06.2010 г., обеспечить участие в работе МСО несовершеннолетних, состоящих на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав.

4.4. Совместно с Комитетом общественных связей города Москвы предусмотреть организацию летом 2010 г. лагерей труда и отдыха для подростков "группы риска" и проинформировать председателя Московской городской межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав по итогам летней оздоровительной кампании.

4.5. Совместно с префектурами административных округов города Москвы предусмотреть организацию и расширение в 2011 г. сети лагерей труда и отдыха для "трудных" подростков.

4.6. Совместно с окружными комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав организовать в 2011 г. лагерь труда и отдыха для "трудных" подростков на базе ГУВУ "Социальный приют для детей и подростков "Ступино".

4.7. Подготовить и до 01.06.2010 г. довести до сведения внутригородских муниципальных образований в городе Москве информационные и методические материалы по распространению опыта работы муниципалитетов ВМО Кунцево и Южное Тушино по созданию рабочих мест для несовершеннолетних в муниципальных учреждениях.

4.8. Совместно с комиссией по делам несовершеннолетних Северо-Западного административного округа города Москвы проработать и до 30.07.2010 г. внести председателю Московской городской межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав предложения по развитию деятельности Центра трудовой адаптации подростков и молодёжи внутригородского муниципального образования Южное Тушино в городе Москве.

5. Районным комиссиям по делам несовершеннолетних и защите их прав:

5.1. Во 2 квартале 2010 г. проанализировать причины, по которым несовершеннолетние, состоящие на учете в комиссиях, не работают и не учатся, и принять меры по их трудоустройству и получению общего образования.

5.2. Разработать и заключить с Центрами труда и занятости совместные планы работы на 2011 г. (опыт внутригородского муниципального образования Левобережное в городе Москве).

6. Районным комиссиям по делам несовершеннолетних и защите их прав совместно с Управами районов и Центрами занятости населения:

6.1. До 01.09.2010 г. составить список расположенных на территориях районов организаций, предприятий и учреждений в которых возможно использование труда несовершеннолетних.

6.2. До 01.12.2010 г. провести с руководителями организаций, указанных в пункте 6.1 настоящего постановления совещания по вопросам трудоустройства несовершеннолетних, в первую очередь состоящих на учете в комиссиях.

6.3. До 15 декабря 2010 г. проанализировать продолжительность работы на одном месте несовершеннолетних направляемых центрами занятости населения.

7. Рекомендовать Управам районов и муниципалитетам внутригородских муниципальных образований в городе Москве при размещении заказов на благоустройство территории и проведение праздничных мероприятий предусматривать в технических заданиях организацию временных мест для трудоустройства несовершеннолетних.

8. Рекомендовать органам местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве использовать опыт муниципалитетов ВМО Кунцево и Южное Тушино по созданию рабочих мест для несовершеннолетних в подведомственных муниципальных учреждениях.

9. Окружным комиссиям по делам несовершеннолетних и защите их прав по итогам 2010 года проинформировать Московскую городскую межведомственную комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав о выполнении настоящего постановления в части, касающейся комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.


Вопрос 3. Об образовании на территории района Ховрино второй комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.


Выступили: Швецова Л.И., Юсипов С.Р.

Территория района Ховрино Северного административного округа г. Москвы имеет площадь 437 га, население - 80,9 тысяч человек, из них 12,5 тысяч - несовершеннолетние, количество учреждений (служб) профилактики безнадзорности несовершеннолетних - 51.

В районе работают:

- 29 государственных образовательных учреждений: 6 школ, Центр образования, гимназия, прогимназия, 15 детских дошкольных учреждений, 2 колледжа, 1 музыкальная школа и 2 высших учебных заведения;

- 1 негосударственное образовательное учреждение;

- Муниципальное учреждение для работы с молодежью по месту жительства,

- 3 негосударственные организации, ведущие работу в помещениях, выделенных для работы с молодежью в соответствии с Законом г. Москвы N 53,

- Социальный приют для детей и подростков "Ховрино";

- 3 библиотеки, клуб "Огонек";

- поликлиники: 2 - взрослые и 2 -детские;

- детский психоневрологический санаторий N 30,

- Детская юношеская спортивная школа N 1,

- 3 спортивных клуба.

В соответствии с программой комплексной реконструкции на территории района до 2012 планируется строительство трех школ, двух блоков начальных классов, пяти детских садов.

В 2010 году планируется строительство жилых домов общей площадью 23,2 тыс.кв.м., и в 2011 и 2012 - общей площадью 51,7 тыс.кв.м.

Для улучшения качества обслуживания населения района (семей с детьми) в 2010-2011 году планируется открытие Центра социальной помощи семье и детям "Ховрино".

Для решения комплекса стоящих перед комиссией задач по профилактике безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, на территории района одной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав недостаточно.

Учитывая изложенное, Комиссия постановляет:

1. В соответствии с пунктом 4 статьи 6 Закона города Москвы от 13.04.2005 г. N 12 "Об организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав" создать с 01 июля 2010 г. на территории района Ховрино вторую комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав.

2. Руководителю муниципалитета внутригородского муниципального образования Ховрино в городе Москве утвердить составы комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, провести за ними закрепление обслуживаемой территории и направить составы комиссий в установленном порядке на согласование председателю Московской городской межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

3. Просить Департамент финансов города Москвы учесть настоящее постановление при корректировке показателей бюджета города Москвы на 2010 г.


Вопрос 4. Об образовании на территории района Коньково второй комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.


Выступили: Швецова Л.И., Шаламов В.Н.

Рассмотрев обращение муниципалитета внутригородского муниципального образования Коньково в городе Москве, комиссия отмечает, территория района Коньково занимает площадь около 471 тыс. кв.м. В районе проживает 145,7 тыс. человек, из них 22,8 тысяч несовершеннолетних. На территории района располагается 4 поликлиники (2 детских, 2 взрослых), 16 общеобразовательных школ, 3 негосударственных школы, центр дополнительного образования "Эврика", центр диагностики и консультирования "Коньково", 18 детских дошкольных учреждений, 2 муниципальных учреждения, 3 библиотеки, более 300 различных организаций, предприятий и учреждений, в том числе 2 промышленных предприятия, 5 транспортных и 6 строительных организаций, 9 научно-исследовательских институтов и проектных научно-производственных объединений, где работают несовершеннолетние.

На рассмотрение комиссии района Коньково ежегодно поступает около 300 материалов в отношении несовершеннолетних и их родителей, прослеживается тенденция к росту объемов поступающих материалов, в 2009 г. вынесено свыше 350 постановлений. По итогам 2009 г. на учете комиссии состоит 155 несовершеннолетних (2008 г. - 139, 2007 г. - 93) и 52 семьи, в которых родители не уделяют должного внимания воспитанию своих детей (2008 г. - 45, 2007 г. - 31).

Учитывая изложенное, Комиссия постановляет:

1. В соответствии с пунктом 4 статьи 6 Закона города Москвы от 13.04.2005 г. N 12 "Об организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав" создать с 01 июля 2010 г. на территории района Коньково вторую комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав.

2. Руководителю муниципалитета внутригородского муниципального образования Коньково в городе Москве утвердить составы комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, провести за ними закрепление обслуживаемой территории и направить составы комиссий в установленном порядке на согласование председателю Московской городской межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

3. Просить Департамент финансов города Москвы учесть настоящее постановление при корректировке показателей бюджета города Москвы на 2010 г.


Вопрос 5. Об образовании на территории района Вешняки второй комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.


Выступили: Швецова Л.И., Рахимжанова В.А.

Рассмотрев обращение муниципалитета внутригородского муниципального образования Вешняки в городе Москве, комиссия отмечает, что территория района составляет 1072,4 га, на которой расположено 210 жилых домов, станция метро "Выхино", 5 железнодорожных станций Московской железной дороги. Население района насчитывает 122,8 тыс. человек, из них 20500 несовершеннолетних. В районе работает 78 учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: 21 дошкольное общеобразовательное учреждение, 14 государственных и 3 негосударственных общеобразовательных учреждений, вечерняя сменная школа N 36, 2 школы-интерната, 2 Детских дома, Дом ребенка, 2 музыкальные школы, Московский гуманитарный университет, колледж, городская клиническая больница N 15 имени О.М. Филатова с родильным домом, кожно-венерологический диспансер, 4 городские поликлиники, из них 2 детские, 1 Комплексный центр социального обслуживания населения, муниципальное учреждение "Спортивно-досуговый центр Вешняки", АНО "Мир знаний", региональная детско-юношеская общественная организация "Образование. Спорт. Реабилитация", 1 детская библиотека, Специализированная детско-юношеская школа, кинотеатр "Энтузиаст", Дом культуры "Новогиреево", Центр творчества детей и юношества, 28 объектов физкультуры и спорта.

На рассмотрение комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав района Вешняки ежегодно поступают материалы в отношении несовершеннолетних и их родителей:

- в 2008 году - 139 материалов, состояло на профилактическом контроле 69 несовершеннолетних, 31 родитель;

- в 2009 году - 174 материала, состояло на профилактическом контроле 100 несовершеннолетних, 52 родителя;

- за 1 квартал 2010 года поступило 39 материалов, состоит на профилактическом контроле 86 несовершеннолетних, 35 родителей.

Для решения комплекса состоящих задач по профилактике безнадзорности, беспризорности, правонарушений и преступлений несовершеннолетних в районе Вешняки, а также для совершенствования работы районной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав по координации деятельности субъектов профилактики и повышения эффективности проводимой профилактической работы с несовершеннолетними и их родителями, не достаточно одной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Учитывая изложенное, Комиссия постановляет:

1. В соответствии с пунктом 4 статьи 6 Закона города Москвы от 13.04.2005 г. N 12 "Об организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав" создать с 01 июля 2010 г. на территории района Вешняки вторую комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав.

2. Руководителю муниципалитета внутригородского муниципального образования Вешняки в городе Москве утвердить составы комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, провести за ними закрепление обслуживаемой территории и направить составы комиссий в установленном порядке на согласование председателю Московской городской межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

3. Просить Департамент финансов города Москвы учесть настоящее постановление при корректировке показателей бюджета города Москвы на 2010 г.

Контроль за исполнением поручений возложить на ответственного секретаря Московской городской межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Ю.Б. Котова.


Ответственный секретарь

Ю.Б. Котов


Приложение N 1
к протоколу
от 22 апреля 2010 г. N 1-10
заседания Московской городской
межведомственной комиссии
по делам несовершеннолетних
и защите их прав


Инструкция
о межведомственном взаимодействии органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, при розыске детей самовольно оставивших семьи, организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, иных организаций с круглосуточным пребыванием несовершеннолетних, установлению причин и условий, способствующих побегам


Настоящая инструкция о межведомственном взаимодействии органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, при розыске детей самовольно оставивших семьи, организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, иных организаций с круглосуточным пребыванием несовершеннолетних, установлению причин и условий, способствующих побегам (далее - Инструкция), определяет действия должностных лиц органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в городе Москве (далее - органы и организации системы профилактики).


I. Выявление факта самовольного оставления несовершеннолетним организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, иных организаций с круглосуточным пребыванием несовершеннолетних, или семьи


1.1. Выявление факта самовольного оставления несовершеннолетним организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, иных организаций с круглосуточным пребыванием несовершеннолетних.

1.1.1. Руководители организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, иных организаций с круглосуточным пребыванием детей организуют во вверенных им организациях работу по учету пребывания несовершеннолетних воспитанников.

Каждый воспитанник имеет право выбыть за пределы организации только по разрешению администрации организации. О выбытии несовершеннолетнего и предполагаемом времени его возвращении делается запись в специальном журнале, находящемся на посту охраны.

1.1.2. Факт самовольного оставления организации считается установленным в случае, если несовершеннолетний не вернулся в неё после 23.00 или по истечении 3-х часов с момента наступления оговорённого для возвращения времени (но не позже 23.00).

О факте самовольного оставления ребёнком организации сотрудник охраны составляет служебную записку и в течение 15 мин. после установления факта самовольного ухода передаёт её дежурному администратору.

1.1.3. Дежурный администратор в течение часа с момента получения служебной записки о факте самовольного оставления несовершеннолетним организации обязан направить:

- письменное заявление в дежурную часть отдела внутренних дел по месту нахождения организации о розыске несовершеннолетнего. К заявлению прилагается фотография несовершеннолетнего и иные необходимые сведения.


Примечание:

1. После регистрации заявления о розыске несовершеннолетнего необходимо получить от дежурного, принявшего заявление, талон-уведомление с указанием даты принятия заявления и номера его регистрации в книге учета сообщений о происшествиях;

2. В случае отказа дежурного органа внутренних дел в приеме заявления о розыске несовершеннолетнего информация незамедлительно (в течение часа) направляется в межрайонную прокуратуру, в Управление уголовного розыска ГУВД по городу Москве по факсу: 698-66-20 и в Московскую городскую межведомственную комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав по факсу: 620-29-95.


- информацию в районную комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав и специалистам в сфере опеки и попечительства по месту нахождения организации, а в случае нахождения организации за пределами города Москвы - в окружную комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав по месту нахождения вышестоящей организации (в соответствии с ведомственной подчинённостью), для выяснения причин самовольного оставления несовершеннолетним организации;

- информацию в районную комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав и специалистам в сфере опеки и попечительства по месту, где принималось постановление о помещении ребёнка в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для ведения работы с родственниками, в т.ч. с родителями лишенными родительских прав, для выяснения возможных причин самовольного оставления организации;

- информацию в Московскую городскую межведомственную комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав по факсу: 620-29-95 для осуществления контроля за организацией взаимодействия между органами и организациями системы профилактики и в Департамент семейной и молодежной политики города Москвы, являющимся уполномоченным органом в сфере опеки, попечительства и патронажа.

1.1.4. После подачи заявления руководитель организации должен:

- в течение одного часа с момента установления самовольного ухода воспитанника создать и утвердить своим приказом группу по оказанию помощи органам внутренних дел в проведении розыска воспитанника (далее - группа содействия розыску), в которую должны входить: заместитель директора по воспитательной работе, заместитель директора по обеспечению безопасности, социальный педагог, психолог, воспитатель группы;

- распределить обязанности и ответственность каждого члена группы содействия розыску, возложив руководство группой на заместителя руководителя организации по воспитательной работе;

- организовать опрос детей, по выяснению обстоятельств ухода воспитанника.


Примечание: Группа содействия розыску может быть создана приказом руководителя организации как постоянно действующая.

1.2. Выявление факта самовольного оставления несовершеннолетним семьи (опекуна, попечителя, патронатного воспитателя, приёмного родителя).

Факт оставления несовершеннолетними семьи (опекуна, попечителя, патронатного воспитателя, приёмного родителя), считается установленным:

- с момента подачи родителями, одним из них (законными представителями) заявления о розыске несовершеннолетнего;

- с момента составления акта о выявлении беспризорного несовершеннолетнего в соответствии с Порядком взаимодействия органов внутренних дел, здравоохранения и социальной защиты населения Москвы по выявлению несовершеннолетних беспризорных детей, оказанию им медицинской и социальной помощи, утвержденным Мэром Москвы 11.02.2002 г. (прилагается).


II. Принятие мер по розыску, возвращению несовершеннолетнего в семью, организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, иных организаций с круглосуточным пребыванием несовершеннолетних


2.1. Отдел внутренних дел по месту нахождения организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, иных организаций с круглосуточным пребыванием несовершеннолетних, подачи родителями (опекуном, попечителем, патронатным воспитателем, приёмным родителем) заявления о розыске в соответствии с требованиями ст.ст. 144, 145 УПК РФ и Инструкции "Об организации и тактике розыскной работы органов внутренних дел", утверждённой приказом МВД РФ от 05.05.1993 г. N 213дсп с изменениями и дополнениями, внесёнными приказом МВД РФ от 13.11.1998 г. N 744, проводит проверку, по результатам которой принимает решение о территориальности розыска.

2.2. Подразделение органа внутренних дел, на которое возложен розыск несовершеннолетнего, в течение суток заводит розыскное дело, о чём информирует по факсу: 620-29-95 Московскую городскую межведомственную комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав и направляет информацию о начале розыска с указанием номера розыскного дела в организацию, подавшую заявление о розыске.

2.3. При выявлении несовершеннолетнего, отдел внутренних дел (по месту выявления) передаёт разыскиваемого в дежурную часть отдела внутренних дел, объявившего розыск, а последний, в свою очередь, информирует организацию, из которой сбежал несовершеннолетний, или его родителей (опекуна, попечителя, патронатного воспитателя, приёмного родителя), на которых возлагается обязанность самостоятельно забрать несовершеннолетнего из отдела внутренних дел.


Примечание:

1. Администрация организации обязана забрать несовершеннолетнего и, при необходимости, обеспечить его помещение о соответствующее медицинское учреждение.

2. Не допускается отказ в принятии несовершеннолетнего в организацию и возложение на сотрудников органов внутренних дел обязанностей по его медицинскому обследованию

3. В случае отказа родителей (опекунов, попечителей, приемных родителей) от приема ребёнка или не установления их местонахождения, несовершеннолетний направляется в лечебно-профилактическое учреждение в соответствии с Порядком взаимодействия органов внутренних дел, здравоохранения и социальной защиты населения Москвы по выявлению несовершеннолетних беспризорных детей, оказанию им медицинской и социальной помощи, утвержденным Мэром Москвы 11.02.2002 г.;

4. Об отказе родителей (опекунов, попечителей, приемных родителей) в приёме ребёнка информация направляется в отдел внутренних дел и районную комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав по месту жительства несовершеннолетнего.

5. Районная комиссия по делам несовершеннолетних совместно со специалистами в сфере опеки и попечительства и отдела внутренних дел по месту жительства несовершеннолетнего выяснеет причину отказа и, при необходимости, принимает меры по привлечению виновных к административной ответственности, а также вносит специалистам опеки и попечительства предложения по дальнейшему жизнеустройству ребёнка.

6. В случае отказа патронатного воспитателя от приема несовершеннолетнего, он доставляется в организацию, с которой был заключён договор о патронатном воспитании.

7. Администрация организации обязана принять меры по проверке исполнения патронатным воспитателем договора о передаче ребёнка и принять меры, при необходимости, о его расторжении.

2.4. Подразделение органа внутренних дел, на которое возложен розыск несовершеннолетнего, при его доставлении, информирует Московскую городскую межведомственную комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав по факсу: 620-29-95 и Управление опеки и попечительства Департамента семейной и молодёжной политики города Москвы по факсу: 633-98-30 о прекращении розыска и дальнейшей судьбе ребёнка.

2.5. В случае выявления сотрудниками органов внутренних дел несовершеннолетнего самовольно покинувшего организацию и отсутствия возбуждённого дела о его розыске, отдел внутренних дел по месту выявления беспризорного (безнадзорного) ребёнка незамедлительно (в течение трёх часов после доставления несовершеннолетнего в дежурную часть) информирует администрацию названной организации, а также направляет соответствующую информацию по факсу: 620-29-95 в Московскую городскую межведомственную комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав.

2.6. В случае возвращения несовершеннолетнего в организацию, руководитель группы содействия розыску незамедлительно обращается в отдел внутренних дел по месту нахождения организации с заявлением о прекращении розыска и информирует об этом по факсу: 620-29-95 Московскую городскую межведомственную комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав.

2.7. Администрация организации (приют, социально-реабилитационный центр, иная организация, оказывающая помощь детям, находящимся в социально-опасном положении), в которую самостоятельно обратился несовершеннолетний с просьбой о помещении в данную организацию в связи с невозможностью возвращения в семью, организацию, где он ранее находился, обязана принять меры (в рамках своей компетенции) по устройству несовершеннолетнего и незамедлительно проинформировать о таком обращении отдел внутренних дел по месту жительства несовершеннолетнего (нахождения организации, откуда ушёл несовершеннолетний) и по факсу: 620-29-95 Московскую городскую межведомственную комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав.


III. Установление и устранение причин и условий, способствовавших самовольному оставлению несовершеннолетними семей, детских домов, школ-интернатов, иных организаций с круглосуточным пребыванием несовершеннолетних


3.1. Районная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав совместно со специалистами в сфере опеки и попечительства по месту, где принималось постановление о помещении ребёнка в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по месту подачи заявления родителями (опекуном, попечителем, патронатным воспитателем, приёмным родителем), организует выход специалистов на место проживания для организации работы с родственниками, в т.ч. с родителями лишенными родительских прав, по выяснению возможных причин самовольного оставления организации, семьи.

3.2. Районная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав совместно со специалистам# в сфере опеки и попечительства по месту нахождения организации, а в случае нахождения организации за пределами города Москвы - окружная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав по месту нахождения вышестоящей организации, совместно со специалистами Департамента семейной и молодежной политики города Москвы (уполномоченный орган в сфере опеки, попечительства и патронажа) и специалистами вышестоящего органа управления (в соответствии с ведомственной подчинённостью) для организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, иной организации с круглосуточным пребыванием детей, организует проверку по выяснению причин самовольного оставления ребёнком названной организации.

3.3. Районная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав совместно со специалистами в сфере опеки и попечительства и отделом внутренних дел по месту нахождения организации, подачи заявления о розыске родителями (опекуном, попечителем, патронатным воспитателем, приёмным родителем):

3.3.1. Проводит анализ причин и условий побега несовершеннолетнего;

3.3.2. Обобщает информацию о местах нахождения несовершеннолетнего в период побега и о лицах, располагающих такими сведениями;

3.3.3. В случае установления признаков возможных нарушений прав несовершеннолетнего, его сексуальной неприкосновенности, жестокого обращения с ним, направляет необходимую информацию в соответствующую межрайонную прокуратуру;

3.3.4. Обобщенную информацию по пунктам 3.3.1-3.3.3 направляет в Московскую городскую межведомственную комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав и в Департамент семейной и молодёжной политики города Москвы, в том числе по факсу: 620-29-95.

3.4. Московская городская межведомственная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав направляет, поступившие материалы, в Городской Центр "Дети улиц".

3.5. Городской Центр "Дети улиц" обобщает и анализирует, поступившие материалы, и вносит в Московскую городскую межведомственную комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав и в Департамент семейной и молодежной политики города Москва сводную информацию по итогам каждого месяца.


Порядок
взаимодействия органов внутренних дел, здравоохранения и социальной защиты населения города Москвы по выявлению несовершеннолетних беспризорных детей, оказанию им медицинской и социальной помощи
(утв. Мэром Москвы Ю.М. Лужковым от 11 февраля 2002 г.)


1. Органы внутренних дел:

1.1. Во взаимодействии с другими органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности выявляют несовершеннолетних беспризорных детей и доставляют их в территориальные дежурные части подразделений органов внутренних дел.

1.2. Оформляют акт о выявлении беспризорного ребенка, карточку индивидуального учета и вызывают специализированную выездную бригаду детской больницы для доставки в стационарное лечебно-профилактическое учреждение. Карточка индивидуального учета направляется вместе с ребенком.

1.3. Силами вневедомственной охраны (милиции) по договорам с учреждениями здравоохранения и социальной защиты населения:

- обеспечивают безопасность сотрудников, осуществляющих доставку беспризорных детей в больницы и учреждения социальной защиты (по 1 сотруднику вневедомственной охраны на автомашину);

- организуют круглосуточное дежурство в больницах и социальных приютах и обеспечивают безопасные условия исполнения обязанностей медицинскими и социальными работниками.

1.4. Силами милиции организуют патрулирование территорий, прилегающих к больницам и социальным приютам.

1.5. При поступлении вызовов из больниц и социальных приютов по фактам совершения беспризорными детьми противоправных действий обеспечивают оперативный выезд сотрудников органов внутренних дел для выяснения обстоятельств на месте и привлечения виновных к ответственности, установленной законом.

1.6. Организуют работу оперативных сотрудников по выявлению лиц, пытающихся организовать побег детей из лечебных и социальных учреждений с целью вовлечения несовершеннолетних в совершение противоправных действий.

1.7. Устанавливают личность беспризорных детей, находящихся в детских больницах, социальных приютах, Центре социальной адаптации "Филимонки" и Городском Центре профилактики бродяжничества, попрошайничества и правонарушений среди иногородних несовершеннолетних.

2. Органы здравоохранения:

2.1. Обеспечивают выезд специализированных бригад детских больниц в подразделения органов внутренних дел для доставки беспризорных детей в следующие больницы:

- Тушинскую больницу, ул. Героев Панфиловцев, д. 28, тел. 486-91-00 (из Северного, Северо-Западного и Зеленоградского административных округов);

- Морозовскую больницу, 4-й Добрынинский пер., д. 1, тел. 236-24-02 (из Центрального, Южного и Юго-Западного административных округов);

- Детскую больницу N 21, ул. Ивовая, д. 3, тел. 186-83-37 (из Северо-Восточного, Восточного и Юго-Восточного административных округов).

2.2. В детских больницах проводят санобработку беспризорных детей, медицинское обследование на наличие инфекционных заболеваний, заполняют медицинскую карту с отражением психолого-педагогической характеристики. Медицинское заключение вносится в карточку индивидуального учета.

2.3. По итогам анализов при отсутствии необходимости в дальнейшем лечении или после проведения курса лечения информируют органы социальной защиты населения по тел. 291-06-65 о необходимости доставки детей в учреждения социальной защиты.

3. Органы социальной защиты населения:

3.1. Доставляют детей из лечебных учреждений в социальные приюты, Центр социальной адаптации "Филимонки" или Городской центр профилактики бродяжничества, попрошайничества и правонарушений среди иногородних несовершеннолетних.

3.2. Оформляют акт о помещении несовершеннолетнего в учреждение социальной защиты, размещают детей, организуют их питание, обеспечивают одеждой и обувью по сезону.

3.3. Составляют обращения в адрес руководителей органов исполнительной власти регионов России и посольств стран СНГ с предложением забрать детей в места постоянного проживания, контролируют их реагирование и оказывают содействие в отправке детей. Сопровождение детей, убывающих в регионы, осуществляют прибывшие из мест их проживания представители органов социальной защиты населения и органов внутренних дел (по согласованию с Минтрудом России и МВД РФ).

4. Учет беспризорных детей, выявляемых на территории города Москвы, осуществляется путем заполнения индивидуальных карточек учета органами внутренних дел, здравоохранения и социальной защиты населения. Карточки индивидуального учета с ребенком или без него (в случае побега) для обобщения направляются в органы социальной защиты населения.


Приложение N 2
к протоколу
от 22 апреля 2010 г. N 1-10
заседания Московской городской
межведомственной комиссии
по делам несовершеннолетних
и защите их прав


Сверка протоколов об административных правонарушениях по итогам (месяца, квартала, года)


NN п/п

Наименование показателя

Количество

I. Информация органа внутренних дел

1.1.

В орган внутренних дел доставлено несовершеннолетних, всего


1.2.

Кол-во несовершеннолетних, на которых составлены протоколы об административных правонарушениях


1.3.

Кол-во родителей, на которых составлены протоколы по ст. 20.22 КоАП РФ


1.4.

Направлено протоколов в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, всего



в т.ч.:


1.5.

Протоколов, составленных в отношении несовершеннолетних и по ст. 20.22 КоАП РФ



из них:


1.6.

Направлено в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, всего


1.6.1.

- своего района


1.6.2.

- других районов города Москвы


1.6.3.

- в комиссии Московской области


1.6.4.

- в иные регионы России


1.7.

Кол-во протоколов, составленных по ст. 5.35 КоАП РФ



из них:


1.8.

Направлено в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, всего


1.8.1.

- своего района


1.8.2.

- других районов города Москвы


1.8.3.

- в комиссии Московской области


1.8.4.

- в иные регионы России


1.9.

Кол-во протоколов, составленных по ст. 6.10 КоАП РФ



из них:


1.10.

Направлено протоколов в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, всего


1.10.1.

- своего района


1.10.2.

- других районов города Москвы


1.10.3.

- в комиссии Московской области


1.10.4.

- в иные регионы России


II. Информация районной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав

2.

В комиссию поступило протоколов об административных правонарушениях, всего:



Из них:


2.1.

Протоколы, составленные на несовершеннолетних в возрасте от 16 до 18 лет



из них, поступили из ОВД:


2.1.1.

- своего района


2.1.2.

- других районов города Москвы


2.1.3.

- Московской области


2.1.4.

- иных регионов России


2.1.5.

- транспортной милиции


2.2.

Протоколы, составленные на родителей по ст. 20.22 КоАП РФ



из них, поступили из ОВД:


2.2.1.

- своего района


2.2.2.

- других районов города Москвы


2.2.3.

- Московской области


2.2.4.

- иных регионов России


2.2.5.

- транспортной милиции


2.3.

Протоколы, составленные на родителей по ст. 5.35 КоАП РФ



из них, поступили из ОВД:


2.3.1.

- своего района


2.3.2.

- других районов города Москвы


2.3.3.

- Московской области


2.3.4.

- иных регионов России


2.3.5.

- транспортной милиции


2.4.

Протоколы, составленные по ст. 6.10 КоАП РФ



из них, поступили из ОВД:


2.4.1.

- своего района


2.4.2.

- других районов города Москвы


2.4.3.

- Московской области


2.4.4.

- иных регионов России


2.4.5.

- транспортной милиции



Примечание:

1. В связи с тем, что в органы внутренних дел могут быть доставлены не только несовершеннолетние, совершившие деяния, имеющие признаки административного правонарушения, но и иные категории несовершеннолетних:

пункт 1.1. >/= пункт 1.2 + 1.3

2. п. 1.4 = п. 1.6 + п. 1.8 + n.1.10

3. п. 1.5 = п. 1.2 + п. 1.3

4. п. 1.5 = п. 1.6

5. п. 1.7 = п. 1.8

6. п. 1.9 = п. 1.10

7. п. 2 = п. 2.1 + п. 2.2 + п. 2.3 + п. 2.4

8. п. 2.1.1 + п. 2.2.1 = п. 1.6.1

9. п. 1.6.1 + п. 1.8.1 + п. 1.10.1 = п. 2.1.1 + п. 2.2.1 + п. 2.3.1 + п. 2.4.1


Наименование показателя

По данным ОВД

По данным КДНиЗП

+/-

Количество протоколов, составленных на несовершеннолетних и по ст. 20.22 КоАП РФ

п. 1.6.1

п. 2.1.1 + п. 2.2.1


Количество протоколов, составленных по ст. 5.35 КоАП РФ

п. 1.8.1

п. 2.3.1


Количество протоколов, составленных по ст. 6.10 КоАП РФ

п. 1.10.1

п. 2.4.1



Сверка учета несовершеннолетних и их родителей в подразделениях по делам несовершеннолетних органов внутренних дел и комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав по итогам (месяца, квартала, года)


Наименование показателя

По данным КДНиЗП

По данным ОВД

+/-

На учете состоят:




1. Несовершеннолетние (всего):




1.1. По занятости:




- учащиеся школ




- учащиеся учреждений профессионального образования




- учащиеся высших учебных заведений




- работающие




- не работающие, не учащиеся




- другие



1

1.2. По категориям:




- освобожденные из учреждений уголовно-исполнительной системы




- осуждённые условно или с отсрочкой приговора




- осужденные к исправительным работам




- осужденные к обязательным работам




- вернувшиеся из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа




- употребляющие алкогольную и спиртосодержащую продукцию




- употребляющие пиво




- употребляющие наркотические вещества




- употребляющие токсические вещества




- совершившие административные правонарушения при проведении массовых спортивных мероприятий




- совершившие иные административные правонарушения




- в связи с отказом в возбуждении уголовного дела по не достижению возраста уголовной ответственности




- членов неформальных объединений,

в том числе:




- экстремистской направленности




- тоталитарных религиозных, сатанистких и т.п. организаций




- совершившие самовольные уходы из дома (бродяжничество)




- беспризорные




2. Родители, не обеспечивающие надлежащие условия для воспитания детей






Письмо Департамента здравоохранения г. Москвы от 24 мая 2010 г. N 41-18-489


Текст письма официально опубликован не был


Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.