Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 99046639-2 "О внесении изменения в статью 83 Конституции Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
В соответствии с пунктом "к" статьи 83 Конституции Российской Федерации в компетенцию Президента Российской Федерации входит назначение и освобождение полномочных представителей Президента Российской Федерации.
Однако, из содержания статей 84 - 89 Конституции Российской Федерации не вытекает возможность делегирования Президентом Российской Федерации своих полномочий каким-либо органам или отдельным должностным лицам. Делегирование полномочий в любом случае основывается на прямом указании Конституции или закона.
Представленное Указом Президента Российской Федерации N 696 от 09.07.97 право полномочным представителям Президента Российской Федерации в субъектах Российской Федерации согласовывать кандидатуры для назначения на должность руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, находящихся в соответствующих регионах, участвовать в работе региональных коллегий федеральных органов исполнительной власти в регионах, согласовывать направляемые в федеральные органы исполнительной власти органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации представления о награждении государственными наградами Российской Федерации, об объявлении благодарности Президента, а также о присвоении почетных званий Российской Федерации, высших воинских званий и высших специальных званий, не предусмотрено федеральным законодательством.
Наделение Президентом Российской Федерации своих представителей в субъектах Российской Федерации полномочиями контроля за исполнением указов и распоряжений Президента Российской Федерации, федеральных законов, использованием средств федерального бюджета дублирует функции Прокуратуры Российской Федерации и Федерального Казначейства Министерства финансов Российской Федерации, на которых указанные функции возложены Федеральными законами.
Представленное Указом Президента Российской Федерации его полномочным представителям в регионах право вносить в законодательные органы государственной власти субъектов Российской Федерации представления в случае противоречия принятых ими нормативных правовых актов Конституции Российской Федерации и Федеральным законам также относится к компетенции прокуратуры и противоречит принципу разделения властей.
Участие полномочных представителей Президента Российской Федерации в процедуре подготовки договоров (соглашений) о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации не предусмотрено, установленным Президентом Российской Федерации, порядком согласования указанных процедур.
Вмешательством в деятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации является представление Президентом Российской Федерации в одностороннем порядке своим полномочным представителям права участия в согласительных процедурах по разрешению разногласий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Для устранения изложенных противоречий и в целях повышения самостоятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации представляется необходимым исключить из Конституции Российской Федерации пункт "к" статьи 83, дающий возможность постоянного функционирования не предусмотренного Конституцией и Федеральными законами института полномочных представителей Президента Российской Федерации в субъектах Российской Федерации. Внесение указанного изменения в Конституцию Российской Федерации не лишает права Президента Российской Федерации возможности использовать в необходимых случаях юридическое представительство в Государственной Думе, Совете Федерации, Конституционном Суде Российской Федерации в рамках выполнения поручения Президента Российской Федерации.
О нормативных федеральных актах, подлежащих отмене, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменения в статью 83 Конституции Российской Федерации"
Считать утратившими силу все федеральные нормативные акты, регулирующие деятельность института полномочного представителя Президента Российской Федерации в субъектах Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 83 Конституции Российской Федерации"
Принятие настоящего федерального закона позволит сократить затраты из федерального бюджета, направляемые на финансовое обеспечение деятельности института Президента в Российской Федерации.
Председатель Волгоградской |
В.И.Приписнов |