Постановление Правительства Москвы от 7 сентября 2010 г. N 776-ПП "О мерах по формированию у молодежи города Москвы навыков безопасности жизнедеятельности"

Постановление Правительства Москвы от 7 сентября 2010 г. N 776-ПП
"О мерах по формированию у молодежи города Москвы навыков безопасности жизнедеятельности"


В целях повышения эффективности проведения государственной молодежной политики в городе Москве, определения стратегии города по формированию у молодежи города Москвы навыков безопасности жизнедеятельности, а также обеспечения организации деятельности общественных аварийно-спасательных формирований и резервистов в городе Москве Правительство Москвы постановляет:

1. Утвердить Основные направления по формированию у молодежи города Москвы навыков безопасности жизнедеятельности до 2015 года (приложение 1).

2. Утвердить План мероприятий по формированию у молодежи города Москвы навыков безопасности жизнедеятельности на 2010-2015 гг. (далее - План) (приложение 2).

3. Одобрить Концепцию проекта закона города Москвы "Об общественных аварийно-спасательных формированиях города Москвы и статусе резервистов" (приложение 3).

4. Просить Главное управление МЧС России по г. Москве до 30 августа 2011 г. разработать проект закона города Москвы "Об общественных аварийно-спасательных формированиях города Москвы и статусе резервистов" и представить Мэру Москвы для внесения его на рассмотрение Московской городской Думы в установленном порядке.

5. Просить Управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по г. Москве и Московской области, Главное управление внутренних дел по городу Москве, Главное управление МЧС России по г. Москве, Управление Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по г. Москве, Московское городское отделение Общероссийской общественной организации "Всероссийское добровольное пожарное общество", Совет ректоров вузов Москвы и Московской области принять участие в реализации мероприятий Плана по соответствующим направлениям.

6. Просить Главное управление МЧС России по г. Москве осуществлять функции координатора по реализации Плана.

7. Органам исполнительной власти города Москвы обеспечить выполнение мероприятий Плана за счет и в пределах средств, предусмотренных в бюджете города Москвы по соответствующим направлениям.

8. Департаменту образования города Москвы совместно с Департаментом семейной и молодежной политики города Москвы, Департаментом транспорта и связи города Москвы, Главным управлением внутренних дел по городу Москве до 27 мая 2011 г. разработать и внедрить четырехступенчатую систему обучения безопасности на дорогах детей и подростков города Москвы дошкольного, младшего, среднего и старшего школьного возраста.

9. Департаменту образования города Москвы в IV квартале 2010 г. подготовить и представить в Правительство Москвы предложения о введении с 2011 учебного года предмета "Основы безопасности жизнедеятельности" в качестве самостоятельной дисциплины в средних и старших классах государственных общеобразовательных учреждений города Москвы.

10. Комитету общественных связей города Москвы обеспечить участие городских, молодежных и детских общественных объединений в реализации комплекса мероприятий Плана в установленном порядке.

11. Комитету рекламы, информации и оформления города Москвы, Комитету по телекоммуникациям и средствам массовой информации города Москвы совместно с префектурами административных округов города Москвы в течении двух месяцев разработать программу проведения эффективной социально-ориентированной рекламной кампании о пропаганде навыков безопасности жизнедеятельности и популяризации общественных аварийно-спасательных формирований.

12. Комитету по телекоммуникациям и средствам массовой информации города Москвы оказать содействие в освещении в средствах массовой информации, в том числе регулярной трансляции на телевизионных каналах "ТВ Центр", "Доверие" и "ТВ Столица", сюжетов и информационных материалов, направленных на получение навыков безопасности жизнедеятельности.

13. Комитету рекламы, информации и оформления города Москвы в установленном порядке вносить на рассмотрение Межведомственной комиссии Правительства Москвы по вопросам распространения рекламы заявки организатора о размещении рекламы о проводимых мероприятиях в области безопасности жизнедеятельности молодежи в городе Москве.

14. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Бирюкова П.П.

О ходе выполнения постановления докладывать Мэру Москвы ежегодно в I квартале.


И.о. Мэра Москвы

В.И. Ресин


Приложение 1
к постановлению Правительства Москвы
от 7 сентября 2010 г. N 776-ПП


Основные направления по формированию у молодежи города Москвы навыков безопасности жизнедеятельности до 2015 года


I. Общие положения


Основные направления по формированию у молодежи города Москвы навыков безопасности жизнедеятельности до 2015 года определяют цели, задачи и систему мер, направленных на улучшение состояния здоровья, физического и морально-психологического состояния молодежи, повышение качества подготовки в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, совершенствование экологического образования и воспитания, уменьшение травматизма в сфере дорожного движения, осуществление патриотического воспитания молодежи.

Основные направления по формированию у молодежи города Москвы навыков безопасности жизнедеятельности разработаны в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Законом Российской Федерации от 5 марта 1992 г. N 2446-1 "О безопасности", постановлением Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2000 г. N 841 "Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны", постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2003 г. N 547 "О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Законом города Москвы от 30 сентября 2009 г. N 39 "О молодежи", другими федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы.

Реализация основных направлений формирования у молодежи города Москвы навыков безопасности жизнедеятельности связана с активным привлечением молодежи к организации проведения мероприятий в этой области и будет способствовать осуществлению в городе Москве выполнения социально-экономических задач, а также решению проблем сохранения и укрепления здоровья, безопасного поведения в чрезвычайных и опасных ситуациях, организации физкультурно-оздоровительной работы, сохранения благоприятной окружающей среды и природно-ресурсного потенциала в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений жителей города Москвы.


II. Характеристика и оценка сложившейся ситуации


Одним из важных направлений, обеспечивающих реализацию государственной молодежной политики по созданию условий и возможностей для успешной и эффективной социализации и самореализации молодежи, является деятельность органов государственной власти города Москвы по обеспечению комплексной безопасности жизнедеятельности.

Специфика города Москвы, обладающего развитой промышленной, транспортной, коммунальной, социальной, культурной инфраструктурой, объективно создает ситуацию возникновения для молодежи широкого круга специфических опасностей и угроз, характерных для крупного мегаполиса. Недостаточность жизненного опыта, высокий темп жизни, лавинообразный объем разноплановой информации создают условия для замедленного формирования у молодых людей социальных приоритетов и в то же время вызывают притупление естественного чувства опасности.

Вместе с тем единого мнения среди ученых и практиков по структуре и направлениям формирования навыков безопасности жизнедеятельности пока нет. В большинстве случаев в ходе практической работы реализуются их составные части, посвященные вопросам безопасности в чрезвычайных ситуациях и экологической безопасности. При этом не учитываются многие аспекты безопасности и не в полном объеме скоординированы действия органов государственной власти города Москвы по формированию навыков безопасности жизнедеятельности.

В целях формирования навыков безопасности жизнедеятельности создана система подготовки молодежи в области защиты от чрезвычайных ситуаций, реализованная в образовательных учреждениях города Москвы в рамках курсов "Основы безопасности жизнедеятельности" и дисциплины "Безопасность жизнедеятельности", в развитии кружков, секций и полевых лагерей "Юный спасатель", центров "Юный пожарный", организации деятельности Всероссийского детско-юношеского общественного движения "Школа безопасности", Всероссийского добровольного пожарного общества, Всероссийского студенческого корпуса спасателей, ведется работа по развитию движения по подготовке резервистов города Москвы.

В настоящее время в городе функционируют 56 кружков, секций, центров, специализированных классов и учреждений дополнительного образования "Юный спасатель", "Юный пожарный" и "Юный водник", в которых обучается 6051 человек.

В соответствии с Государственной программой "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2005 г. N 422, Комплексной городской целевой программой профилактики правонарушений, борьбы с преступностью и обеспечения безопасности граждан в городе Москве на 2006-2010 гг., утвержденной Законом города Москвы от 19 апреля 2006 г. N 16, ежегодно с марта по май проводятся школьные, районные и окружные соревнования "Школа безопасности", в которых принимают участие около 70 тыс. обучающихся государственных образовательных учреждений города Москвы.

За последние 5 лет (период 2005-2009 гг.) было проведено 6663 школьных, 617 районных, 50 окружных слетов-соревнований "Школа безопасности" с общим количеством участников 482560 чел.

В целом за период проведения соревнований и полевых лагерей в них участвовало свыше 1000000 школьников и более 1000 общеобразовательных учреждений Москвы.

Эта деятельность приносит свои результаты, но гибель людей и материальный ущерб, связанные с опасностями, возникающими в мегаполисе, в том числе несоблюдением норм здорового образа жизни, во многом превышают потери от чрезвычайных ситуаций. Только за 2009 год на территории города Москвы зарегистрировано 26198 аварий и происшествий, из них 28 чрезвычайных ситуаций. В результате пострадали 19231 человек, в том числе погибло 1382 человека, травмировано 17849 человек, из которых около 7 процентов - молодежь.

Большая часть потерь связана с низкой культурой поведения в ходе учебной, трудовой и повседневной деятельности.

Сложившаяся в настоящее время ситуация в сфере формирования навыков безопасности жизнедеятельности характеризуется рядом проблем. К основным из них можно отнести:

- отсутствие регулирующего органа, обеспечивающего координацию деятельности органов исполнительной власти города Москвы, муниципальных образований и общественных организаций по формированию навыков безопасности жизнедеятельности;

- узковедомственный подход к изучению учебного курса "Основы безопасности жизнедеятельности" (ОБЖ) за счет регионального и школьного компонентов. Отсутствие работы по совершенствованию содержания программ обучения по учебному курсу "Основы безопасности жизнедеятельности" и дисциплине "Безопасность жизнедеятельности", которые перегружены, преемственность соблюдена не полностью, имеется дублирование;

- снижение показателей состояния здоровья и физического развития большей части подрастающего поколения;

- отсутствие единого перечня требований к физической, психологической и интеллектуальной подготовленности гражданина;

- отсутствие общего подхода к направлениям по формированию культуры безопасности жизнедеятельности;

- распространение негативной информации с помощью информационных технологий. Это прежде всего сайты с элементами пропаганды насилия, наркотиков и алкоголя, компьютерные игры, вовлекающие детей в различные неформальные группировки.

Ключевым звеном формирования навыков безопасности жизнедеятельности является обучение, которое наиболее эффективно в детском и юношеском возрасте. Обучение неразрывно связано с воспитанием и проводится оно наиболее интенсивно в образовательных учреждениях дошкольного, общего и профессионального образования, деятельность которых подведомственна Департаменту образования города Москвы.

Решение этих проблем требует координации усилий всех организаций и ведомств по принятию дополнительных эффективных мер по совершенствованию работы в области обеспечения безопасности жизнедеятельности молодежи города Москвы.


III. Цель, задачи, принципы и основные направления по формированию у молодежи города Москвы навыков безопасности жизнедеятельности


Целью формирования у молодежи города Москвы навыков безопасности жизнедеятельности является создание условий для формирования системы приоритетов и ценностей в области безопасности жизнедеятельности, развитие врожденных и формирование приобретенных качеств личности, обеспечивающих возможность действенного предупреждения угроз и опасностей, а также защиты от них, привитие знаний, умений и навыков обеспечения безопасности во всех сферах жизнедеятельности, мотивирование у молодежи безопасной жизнедеятельности.

Основными задачами по формированию у молодежи города Москвы навыков безопасности жизнедеятельности являются:

- совершенствование форм, методов и средств подготовки и воспитания молодежи в области безопасности жизнедеятельности;

- развитие системы морально-психологической подготовки молодежи;

- активизация пропаганды знаний и развитие социальной рекламы в области безопасности жизнедеятельности;

- систематическое информирование молодежи о правилах поведения в чрезвычайных ситуациях и при угрозе их возникновения;

- совершенствование учебно-материальной базы в области безопасности жизнедеятельности;

- создание эффективной системы межведомственного взаимодействия по вопросам совершенствования деятельности в области обеспечения безопасности жизнедеятельности;

- совершенствование нормативной правовой базы.

Основные направления по формированию у молодежи города Москвы навыков безопасности жизнедеятельности должны основываться на следующих принципах:

- массовость - система подготовки в области обеспечения безопасности жизнедеятельности должна охватывать подрастающее поколение, начиная с дошкольного возраста;

- системность - подготовка молодежи к безопасной жизнедеятельности должна строиться на целостной системе мер, направленных на специальную физическую, нравственную и морально-психологическую подготовку подрастающего поколения;

- активное вовлечение общественных организаций в деятельность по обеспечению безопасности жизнедеятельности молодежи;

- скоординированность - объединение действий органов государственной власти города Москвы и общественных организаций;

- оперативность - своевременное реагирование на изменения, выявляемые в ходе мониторинга состояния работы по формированию у молодежи города Москвы навыков безопасности жизнедеятельности.

В настоящее время с учетом достижения целостности взаимодействия компонентов, составляющих систему навыков безопасности жизнедеятельности, наличия определенных взаимосвязей между ними, а также практической значимости свойств и закономерностей, присущих этой совокупности, целесообразно считать основными направлениями по формированию у молодежи города Москвы навыков безопасности жизнедеятельности:

- формирование навыков здорового и безопасного образа жизни;

- формирование навыков обеспечения безопасности в области защиты от чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности;

- формирование навыков обеспечения безопасности дорожного движения;

- формирование навыков обеспечения экологической безопасности;

- формирование навыков обеспечения информационной безопасности молодежи.

Перечень направлений уточняется по результатам мониторинга состояния процесса формирования у молодежи города Москвы навыков безопасности жизнедеятельности.


IV. Механизмы реализации основных направлений по формированию у молодежи города Москвы навыков безопасности жизнедеятельности и ожидаемые результаты


Ведущая роль по организации формирования культуры безопасности жизнедеятельности в соответствующих сферах возлагается на органы исполнительной власти города Москвы, а также территориальные органы федеральных органов исполнительной власти. По направлению формирования навыков здорового и безопасного образа жизни - на Департамент здравоохранения города Москвы, по направлению формирования навыков обеспечения безопасности в области защиты от чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности - на Главное управление МЧС России по г. Москве и Управление по обеспечению мероприятий гражданской защиты города Москвы, по направлению формирования навыков обеспечения безопасности дорожного движения - на ГУВД по г. Москве, по направлению формирования навыков обеспечения экологической безопасности - на Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы, по направлению формирования навыков обеспечения информационной безопасности молодежи - на Комитет по телекоммуникациям и средствам массовой информации города Москвы. При этом решающий вклад в формирование культуры безопасности жизнедеятельности призван внести Департамент образования города Москвы.

Деятельность органов исполнительной власти города Москвы по формированию культуры безопасности жизнедеятельности молодежи сосредоточена на:

- совершенствовании политики Правительства Москвы в этой области;

- обучении молодежи в области безопасности жизнедеятельности;

- духовно-нравственном, патриотическом и психологическом воспитании;

- контроле в области безопасности жизнедеятельности молодежи.

Основные мероприятия, проводимые в интересах формирования культуры безопасности жизнедеятельности молодежи:

- совершенствование нормативной правовой базы;

- организация и проведение научных исследований в этой области;

- обучение в рамках курса "Основы безопасности жизнедеятельности" и дисциплины "Безопасность жизнедеятельности";

- пропаганда знаний, духовных и патриотических ценностей с использованием средств массовой информации и возможностей Общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения (ОКСИОН);

- совершенствование деятельности Всероссийского детско-юношеского общественного движения "Школа безопасности" и других общественных объединений;

- активизация деятельности музеев и библиотек в области обеспечения безопасности жизнедеятельности;

- организация контроля и мониторинга состояния формирования культуры безопасности жизнедеятельности подрастающего поколения.

Таким образом, комплексное и системное развитие у молодежи города Москвы навыков безопасности жизнедеятельности позволит повысить уровень образованности молодежи не только в области безопасности жизнедеятельности, но и в других смежных областях знаний, повысить уровень духовно-нравственного и патриотического воспитания.

Реализация мероприятий должна привести к следующим результатам:

- оздоровление обстановки на улицах и в других общественных местах на 40%;

- снижение возможности проведения террористических актов и их негативных последствий на 30%;

- повышение эффективности государственной системы социальной профилактики правонарушений, привлечение к организации деятельности по предупреждению правонарушений организаций всех форм собственности, а также общественных объединений на 50%;

- улучшение информационного обеспечения деятельности органов государственной власти города Москвы и общественных объединений по вопросам комплексной безопасности молодежи на территории города Москвы на 50%;

- повышение эффективности работы органов исполнительной власти города Москвы, местного самоуправления и правоохранительных органов по обеспечению безопасности молодежи на 50%;

- сокращение средств, выделяемых на локализацию и ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций в городе Москве, на 35%;

- оптимизация бюджетных затрат на обеспечение комплексной безопасности города Москвы на 35%.


V. Финансирование мероприятий по формированию у молодежи города Москвы навыков безопасности жизнедеятельности


Финансирование мероприятий по формированию у молодежи города Москвы навыков безопасности жизнедеятельности осуществляется за счет и в пределах средств, предусмотренных отраслевым органам исполнительной власти города Москвы в бюджете на соответствующий год.


Приложение 2
к постановлению Правительства Москвы
от 7 сентября 2010 г. N 776-ПП


План
мероприятий по формированию у молодежи города Москвы навыков безопасности жизнедеятельности на 2010-2015 гг.


N
п/п

Мероприятия

Ответственные исполнители

Срок проведения

1

2

3

4

Создание эффективной системы межведомственного взаимодействия

1.

Создание межведомственной рабочей группы по координации планирования и реализации мероприятий по формированию у молодежи города Москвы навыков безопасности жизнедеятельности

Главное управление МЧС России по г. Москве, Управление по обеспечению мероприятий гражданской защиты города Москвы, Департамент образования города Москвы, Департамент семейной и молодежной политики города Москвы, Департамент здравоохранения города Москвы, Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы, Комитет общественных связей города Москвы, Комитет по телекоммуникациям и средствам массовой информации города Москвы, Главное управление внутренних дел по городу Москве, Управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по г. Москве и Московской области, Управление ФСКН России по г. Москве

ноябрь 2010 г.

2.

Проведение заседаний коллегий префектур по вопросу реализации мероприятий по формированию у молодежи города Москвы навыков безопасности жизнедеятельности

Префектуры административных округов города Москвы

I квартал ежегодно

3.

Создание на базе Московского городского психолого-педагогического университета Межведомственного ресурсного Центра мониторинга и экспертизы безопасности образовательной среды

Департамент образования города Москвы, Главное управление МЧС России по г. Москве, Управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по г. Москве и Московской области, Управление ФСКН России по г. Москве, Московский городской психолого-педагогический университет

март 2011 г.

4.

Организация взаимодействия системы профессионального образования с Московским городским отделением Общероссийской общественной организации "Всероссийское добровольное пожарное общество" и другими общественными патриотическими организациями города Москвы по развитию пожарно-прикладного и спасательного спорта

Департамент образования города Москвы, Управление по обеспечению мероприятий гражданской защиты города Москвы, Комитет общественных связей города Москвы, Главное управление МЧС России по г. Москве, Московское городское отделение Общероссийской общественной организации "Всероссийское добровольное пожарное общество"

I-II квартал ежегодно

5.

Осуществление контроля за подготовкой обучающихся по предмету "Основы безопасности жизнедеятельности" и дисциплине "Безопасность жизнедеятельности" в государственных общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования

Главное управление МЧС России по г. Москве, Управление по обеспечению мероприятий гражданской защиты города Москвы, Департамент образования города Москвы

2010-2015 гг.

6.

Осуществление контроля за информированием молодежи по вопросам гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, пожарной безопасности и безопасности на водных объектах

Главное управление МЧС России по г. Москве, Управление по обеспечению мероприятий гражданской защиты города Москвы, Департамент образования города Москвы, Департамент семейной и молодежной политики города Москвы, Комитет общественных связей города Москвы

2010-2015 гг.

Совершенствование форм, методов и средств подготовки и обучения молодежи в области безопасности жизнедеятельности

7.

Разработка новых и совершенствование действующих программ и методик подготовки и повышения квалификации педагогических кадров для организации в образовательных учреждениях занятий по курсу "Основы безопасности жизнедеятельности" и дисциплине "Безопасность жизнедеятельности"

Департамент образования города Москвы

IV квартал 2011-2012 гг.

8.

Выполнение работ по дополнительному экологическому образованию учащихся, повышение квалификации педагогических работников учреждений образования города Москвы: информационно-методическое обеспечение экологического образования

Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы

I-IV квартал ежегодно

9.

Подготовка учителей - организаторов экологического образования для школ города Москвы

Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы

I-IV квартал ежегодно

10.

Создание в образовательных учреждениях города Москвы "Уголков безопасности"

Департамент образования города Москвы, Главное управление МЧС России по г. Москве, Департамент здравоохранения города Москвы, Главное управление внутренних дел по городу Москве, Управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по г. Москве и Московской области, Управление ФСКН России по г. Москве

2011-2012 гг.

11.

Внедрение активных форм и методов обучения в учебный процесс по формированию у молодежи города Москвы навыков безопасности жизнедеятельности

Департамент образования города Москвы, Главное управление МЧС России по г. Москве

III квартал ежегодно

12.

Разработка и создание для детей серии компьютерных виртуальных интерактивных игровых тренажеров по отработке навыков безопасного поведения с учетом возрастных категорий, в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья

Департамент образования города Москвы, Департамент здравоохранения города Москвы, Управление по обеспечению мероприятий гражданской защиты города Москвы, Главное управление МЧС России по г. Москве, Управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по г. Москве и Московской области, Управление ФСКН России по г. Москве

III-IV квартал ежегодно

13.

Организация учебных тренировок по гражданской обороне и в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера с привлечением молодежи города через общественные поисково-спасательные формирования в качестве резервистов

Главное управление МЧС России по г. Москве, Управление по обеспечению мероприятий гражданской защиты города Москвы, Департамент образования города Москвы, Департамент семейной и молодежной политики города Москвы, Департамент здравоохранения города Москвы

III квартал ежегодно

14.

Проведение мастер-класса по безопасности

Главное управление МЧС России по г. Москве, Управление по обеспечению мероприятий гражданской защиты города Москвы, Департамент образования города Москвы

II-III квартал ежегодно

15.

Организация и проведение окружных и городского этапов Всероссийской олимпиады по основам безопасности жизнедеятельности

Департамент образования города Москвы, Главное управление МЧС России по г. Москве, Управление по обеспечению мероприятий гражданской защиты города Москвы

I-III квартал ежегодно

Активизация пропаганды знаний и развитие социальной рекламы в области безопасности жизнедеятельности

16.

Радиотрансляция в образовательных учреждениях города Москвы правил безопасного поведения в экстремальных ситуациях

Департамент образования города Москвы, Департамент здравоохранения города Москвы, Главное управление МЧС России по г. Москве, Главное управление внутренних дел по городу Москве, Управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по г. Москве и Московской области, Управление ФСКН России по г. Москве

2011-2015 гг.

17.

Создание в сети интернет виртуального музея истории гражданской обороны, пожарной охраны в городе Москве

Главное управление МЧС России по г. Москве

II квартал 2012 г.

18.

Размещение на школьных принадлежностях (учебниках, школьных тетрадях и т.п.) тематических материалов по правилам безопасного поведения

Департамент образования города Москвы, Департамент здравоохранения города Москвы, Главное управление МЧС России по г. Москве, Управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по г. Москве и Московской области, Управление ФСКН России по г. Москве

II-IV квартал 2011-2015 гг.

19.

Создание видеоматериалов по пропаганде правил безопасного поведения

Главное управление МЧС России по г. Москве, Управление по обеспечению мероприятий гражданской защиты города Москвы, Департамент образования города Москвы, Департамент здравоохранения города Москвы, Главное управление внутренних дел по городу Москве, Управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по г. Москве и Московской области, Управление ФСКН России по г. Москве

III квартал 2011-2015 гг.

20.

Организация и проведение конкурсов и других массовых мероприятий по пропаганде правил безопасного поведения

Департамент семейной и молодежной политики города Москвы, Департамент образования города Москвы, Департамент здравоохранения города Москвы, Комитет общественных связей города Москвы, Главное управление МЧС России по г. Москве, Управление по обеспечению мероприятий гражданской защиты города Москвы, Главное управление внутренних дел по городу Москве, Управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по г. Москве и Московской области, Управление ФСКН России по г. Москве

II-IV квартал 2011-2015 гг.

21.

Проведение конкурсов творческих работ среди учащихся государственных общеобразовательных учреждений системы Департамента образования города Москвы и студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования в области безопасности жизнедеятельности

Главное управление МЧС России по г. Москве, Управление по обеспечению мероприятий гражданской защиты города Москвы, Департамент семейной и молодежной политики города Москвы, Департамент образования города Москвы, Департамент здравоохранения города Москвы, Комитет общественных связей города Москвы, Управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по г. Москве и Московской области, Управление ФСКН России по г. Москве

III-IV квартал 2011-2015 гг.

22.

Проведение профилактических мероприятий с участием молодежи города Москвы:

- по противопожарной безопасности;

- по безопасности молодежи на водных объектах;

- в области экологической безопасности;

- в области безопасности дорожного движения

Главное управление МЧС России по г. Москве, Управление по обеспечению мероприятий гражданской защиты города Москвы, Департамент семейной и молодежной политики города Москвы, Департамент образования города Москвы, Департамент здравоохранения города Москвы, Комитет общественных связей города Москвы, Главное управление внутренних дел по городу Москве

II квартал ежегодно

23.

Проведение молодежных акций в защиту окружающей среды

Департамент семейной и молодежной политики города Москвы, Департамент образования города Москвы, Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы, Комитет общественных связей города Москвы

III квартал 2012 г.

24.

Организация и проведение мероприятий, направленных на противодействие проявлениям политического, национального и религиозного экстремизма в молодежной среде

Департамент семейной и молодежной политики города Москвы, Департамент образования города Москвы, Комитет общественных связей города Москвы, Главное управление внутренних дел по городу Москве, Управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по г. Москве и Московской области

ежегодно

25.

Проведение городского конкурса "Преподаватель ОБЖ"

Департамент образования города Москвы, Главное управление МЧС России по г. Москве, Управление по обеспечению мероприятий гражданской защиты города Москвы

II квартал ежегодно

26.

Проведение городского конкурса "Лучший кабинет ОБЖ"

Департамент образования города Москвы, Главное управление МЧС России по г. Москве, Управление по обеспечению мероприятий гражданской защиты города Москвы

IV квартал ежегодно

Морально-психологическая подготовка молодежи в области безопасности жизнедеятельности

27.

Организация и проведение тематических конкурсов, викторин, олимпиад, соревнований в области культуры безопасности среди детей различных возрастов и детей с ограниченными физическими возможностями

Департамент образования города Москвы, Департамент здравоохранения города Москвы, Главное управление МЧС России по г. Москве, Управление по обеспечению мероприятий гражданской защиты города Москвы, Управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по г. Москве и Московской области, Управление ФСКН России по г. Москве

III-IV квартал 2011-2015 гг.

28.

Проведение социологических опросов среди детей, родителей, преподавателей о состоянии культуры безопасности жизнедеятельности детей и подростков, потребности в популярных изданиях, пропагандирующих правила безопасного поведения, для использования в рамках семейного воспитания

Департамент образования города Москвы, Московский городской психолого-педагогический университет

2011 г.

29.

Проведение ежегодных мероприятий противопожарной направленности с участием молодежи города Москвы:

- "Первенство среди юношей по пожарно-спасательному спорту";

- "Московская городская игра на противопожарную тематику "Клуб веселых и находчивых";

- "Московский городской фестиваль сценического творчества "Таланты и поклонники";

- "Московский смотр-конкурс художественно-изобразительного, прикладного и технического видов творчества "Огонь-друг, огонь-враг"

Департамент образования города Москвы, Управление по обеспечению мероприятий гражданской защиты города Москвы, Главное управление МЧС России по г. Москве, Московское городское отделение Общероссийской общественной организации "Всероссийское добровольное пожарное общество"

2011-2015 гг.

30.

Создание на базе образовательных учреждений города Москвы кружков, клубов и секций "Юный пожарный", "Юный водник", "Юный спасатель"

Департамент образования города Москвы, Главное управление МЧС России по г. Москве, Московское городское отделение Общероссийской общественной организации "Всероссийское добровольное пожарное общество"

2011-2015 гг.

31.,

Проведение общегородской юношеской спартакиады на Кубок Мэра Москвы по пожарно-спасательному спорту

Департамент образования города Москвы, Управление по обеспечению мероприятий гражданской защиты города Москвы, Главное управление МЧС России по г. Москве, Департамент физической культуры и спорта города Москвы

II квартал 2011 г.

32.

Организация и проведение школьных, районных, окружных и городских соревнований "Школа безопасности" и полевых лагерей "Юный спасатель", "Юный водник", "Юный пожарный"

Департамент образования города Москвы, Управление по обеспечению мероприятий гражданской защиты города Москвы, Главное управление МЧС России по г. Москве, Департамент физической культуры и спорта города Москвы

II квартал ежегодно

33.

Проведение всероссийских соревнований "Школа безопасности" и полевых лагерей "Юный спасатель", "Юный водник", "Юный пожарный" с участием команд города Москвы

Департамент образования города Москвы, Управление по обеспечению мероприятий гражданской защиты города Москвы, Главное управление МЧС России по г. Москве, Департамент физической культуры и спорта города Москвы

III квартал ежегодно

34.

Проведение городского фестиваля "Азбука безопасности"

Главное управление МЧС России по г. Москве, Управление по обеспечению мероприятий гражданской защиты города Москвы, Департамент семейной и молодежной политики города Москвы, Департамент образования города Москвы, Комитет общественных связей города Москвы, Московское городское отделение Общероссийской общественной организации "Всероссийское добровольное пожарное общество"

III квартал ежегодно

35.

Оказание содействия в развитии Региональной общественной организации "Спортивная федерация пожарных и спасателей"

Департамент физической культуры и спорта города Москвы, Главное управление МЧС России по г. Москве

2011-2015 гг.

36.

Проведение мероприятий по пожарной безопасности на базе городских летних лагерей Департамента образования города Москвы

Главное управление МЧС России по г. Москве, Управление по обеспечению мероприятий гражданской защиты города Москвы, Департамент образования города Москвы

III квартал 2011-2015 гг.

Совершенствование системы подготовки молодежи в области безопасности жизнедеятельности

37.

Создание базовых школ по курсу "Основы безопасности жизнедеятельности" в каждом районе города Москвы

Департамент образования города Москвы, Главное управление МЧС России по г. Москве

IV квартал 2011-2015 гг.

38.

Создание методических пособий и наглядных материалов по пропаганде правил безопасного поведения детей дошкольного возраста и детей с ограниченными физическими возможностями

Департамент образования города Москвы, Департамент здравоохранения города Москвы, Управление по обеспечению мероприятий гражданской защиты города Москвы, Главное управление МЧС России по г. Москве, Управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по г. Москве и Московской области, Управление ФСКН России по г. Москве

III квартал 2011-2015 гг.

39.

Разработка методических пособий для преподавателей дополнительного образования по проведению тематических мероприятий в области безопасности жизнедеятельности с детьми разных возрастов, в том числе с ограниченными физическими возможностями

Департамент образования города Москвы, Департамент здравоохранения города Москвы, Управление по обеспечению мероприятий гражданской защиты города Москвы, Главное управление МЧС России по г. Москве, Управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по г. Москве и Московской области, Управление ФСКН России по г. Москве

IV квартал 2011-2015 гг.

40.

Разработка, издание и тиражирование пособий по популяризации в рамках семейного воспитания, правил безопасного поведения (игры настольные, компьютерные, виртуальные аттракционы, комиксы, видеоролики и т.п.)

Департамент образования города Москвы, Управление по обеспечению мероприятий гражданской защиты города Москвы, Главное управление МЧС России по г. Москве, Управление ФСКН России по г. Москве

2011-2015 гг.

41.

Подготовка общественных студенческих спасательных отрядов по программе первоначальной подготовки спасателей МЧС России и подготовка (переподготовка) резервистов из состава общественных студенческих формирований Московского городского отделения Всероссийской общественной молодежной организации "Всероссийский студенческий корпус спасателей"

Главное управление МЧС России по г. Москве, Управление по обеспечению мероприятий гражданской защиты города Москвы, Департамент семейной и молодежной политики города Москвы, Департамент образования города Москвы, Комитет общественных связей города Москвы

II-III квартал 2011-2015 гг.

42.

Создание учебно-тренировочных (тренажерных) площадок по месту учебы для развития служебно-прикладных видов спорта, физкультурно-спортивной деятельности и массового привлечения детей, подростков и молодежи к профориентированным занятиям и проведению соревнований

Главное управление МЧС России по г. Москве, Департамент образования города Москвы, Департамент физической культуры и спорта города Москвы

IV квартал 2011-2015 гг.

Оперативное информирование молодежи об угрозе возникновения и правилах поведения в ЧС

43.

Оказание содействия редакциям печатных изданий в публикации материалов по пропаганде правил безопасного поведения

Комитет по телекоммуникациям и средствам массовой информации города Москвы, Главное управление МЧС России по г. Москве, Управление по обеспечению мероприятий гражданской защиты города Москвы

III квартал 2011 г.

44.

Оказание содействия в освещении на телеканалах "ТВ-Центр", "ТВ Столица", "Доверие" деятельности детско-юношеского движения "Школа безопасности"

Комитет по телекоммуникациям и средствам массовой информации города Москвы, Главное управление МЧС России по г. Москве, Управление по обеспечению мероприятий гражданской защиты города Москвы

II квартал 2011-2015 гг.

45.

Освещение мероприятий в области безопасности жизнедеятельности в программах московских теле-, радиоканалов, в городских печатных изданиях и в Общероссийской комплексной системе информирования и оповещения населения (ОКСИОН)

Главное управление МЧС России по г. Москве, Управление по обеспечению мероприятий гражданской защиты города Москвы

2011-2015 гг.

46.

Размещение информации о проводимых мероприятиях с использованием объектов наружной рекламы и информации в рамках решений Межведомственной комиссии Правительства Москвы по вопросам распространения рекламы

Комитет рекламы, информации и оформления города Москвы, Главное управление МЧС России по г. Москве

2011-2015 гг.

47.

Организация и проведение тематических пресс-конференций в информационном центре Правительства Москвы по заявкам органов исполнительной власти города Москвы

Комитет по телекоммуникациям и средствам массовой информации города Москвы, Главное управление МЧС России по г. Москве

2011-2015 гг.

Нормативная правовая работа

48.

Разработка закона города Москвы "Об общественных аварийно-спасательных формированиях города Москвы и статусе резервистов"

Главное управление МЧС России по г. Москве

III квартал 2011 г.

49.

Разработка организационно-методических указаний о порядке проведения городских спортивных и творческих мероприятий с детьми и подростками по теме "Пожарная безопасность"

Главное управление МЧС России по г. Москве, Управление по обеспечению мероприятий гражданской защиты города Москвы, Комитет общественных связей города Москвы, Московское городское отделение Общероссийской общественной организации "Всероссийское добровольное пожарное общество"

III квартал 2011 г.

50.

Разработка плана мероприятий в административных округах города Москвы по развитию и поддержке профилактических мероприятий по безопасности жизнедеятельности молодежи

Префектуры административных округов города Москвы, межрайонные отделения административных округов города Москвы Московского городского отделения Общероссийской общественной организации "Всероссийское добровольное пожарное общество"

IV квартал 2011 г.


Приложение 3
к постановлению Правительства Москвы
от 7 сентября 2010 г. N 776-ПП


Концепция
проекта закона города Москвы "Об общественных аварийно-спасательных формированиях города Москвы и статусе резервистов"


Правовое регулирование создания и деятельности общественных аварийно-спасательных формирований и статуса резервистов


Правовую основу создания и деятельности общественных аварийно-спасательных формирований и деятельности резервистов в настоящее время составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях", от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", от 22 августа 1995 г. N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей", от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", а также законы города Москвы от 5 ноября 1997 г. N 46 "О защите населения и территорий города от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", от 12 марта 2008 г. N 13 "О пожарной безопасности в городе Москве", от 12 марта 2008 г. N 12 "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей города Москвы" и иные нормативные правовые акты Российской Федерации и города Москвы.


Цели и предмет регулирования закона города Москвы "Об общественных аварийно-спасательных формированиях города Москвы и статусе резервистов"


Город Москва как субъект Российской Федерации характеризуется рядом специфических особенностей, наличие которых требует специального правового регулирования вопросов, связанных с деятельностью аварийно-спасательных служб на территории города. Современная жизнь характеризуется наличием угроз и опасностей для человека: чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, пожары, происшествия на воде, ДТП, терроризм и т.п. В таком крупном мегаполисе, как Москва, ежесуточно происходят крупные аварии и происшествия, сопровождающиеся гибелью или травмами людей.

Необходимость и целесообразность разработки и принятия закона города Москвы "Об общественных аварийно-спасательных формированиях города Москвы и статусе резервистов" обусловлена тем, что существующее правовое регулирование отношений в рассматриваемой сфере носит общий характер. Закон города Москвы от 12 марта 2008 г. N 12 "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей города Москвы" устанавливает организационно-правовые и экономические основы деятельности общественных аварийно-спасательных формирований, вводит понятие "резервист". Возможность привлечения общественных аварийно-спасательных формирований и резервистов к работам по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, оказанию помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях является принципиально новым подходом в решении задач по оперативному наращиванию сил и средств спасения.

С момента принятия указанного закона прошло два года, которые показали, что лишь малая доля граждан в состоянии самостоятельно реализовать себя в качестве резервиста. Сохраняется значительное пространство правовой неопределенности в сфере общественных отношений. Основной проблемой является то, что данная сфера деятельности не регулируется отдельным законом, который бы определял понятия, сущность, принципы данного вида деятельности, остаются неразрешенными правовые основы взаимоотношения органов государственной власти города Москвы с общественными аварийно-спасательными формированиями и резервистами. Не определен механизм привлечения общественных аварийно-спасательных формирований к ликвидации чрезвычайных ситуаций, не определены конкретные права, обязанности и ответственность резервистов, порядок выплаты компенсаций и обеспечения гарантий социальной защиты резервистов, участвующих в ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Главная цель законопроекта состоит в установлении правовых, экономических и организационных основ деятельности общественных аварийно-спасательных формирований города Москвы и в законодательном регулировании правового статуса резервистов.

При сохранении ведущей роли органов государственной власти города Москвы в обеспечении защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, безопасности граждан на водных объектах важно создать условия для активного участия в этом деле общественных объединений, опираться на поддержку граждан. Учитывая положительный опыт работы Московской городской народной дружины, общественных пунктов охраны порядка в Москве, целесообразно организовать Московскую городскую систему государственно-общественных объединений и определить единую методологию ее функционирования.

Предполагается, что Московская городская система государственно-общественных объединений должна состоять из самостоятельных общественных аварийно-спасательных формирований, коллегиальных органов управления и центра общественных аварийно-спасательных формирований города Москвы, призванного осуществлять общее руководство, координировать деятельность, осуществлять информационно-правовое и методическое обеспечение общественных аварийно-спасательных формирований.

Предметом регулирования закона города Москвы "Об общественных аварийно-спасательных формированиях и статусе резервистов" являются отношения, определяющие организационные, правовые и экономические основы создания и деятельности общественных аварийно-спасательных формирований и устанавливающие правовой статус резервистов, участвующих в профилактике и предупреждении чрезвычайных ситуаций, аварий и происшествий, а также в работах по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.


Предполагаемые последствия реализации закона города Москвы "Об общественных аварийно-спасательных формированиях города Москвы и статусе резервистов"


Принятие указанного закона позволит осуществить правовую регламентацию отношений между общественными аварийно-спасательными формированиями города Москвы и органами государственной власти города Москвы, организациями, общественными объединениями и гражданами по вопросам создания и деятельности на территории города Москвы общественных аварийно-спасательных формирований, а также правовых основ участия резервистов в составе общественных аварийно-спасательных формирований в работах по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и происшествий.

Развитие существующей системы учебно-методической и практической работы по подготовке молодежи и социально активных слоев населения к действиям при чрезвычайных ситуациях, а также кадрового резерва профессиональных аварийно-спасательных формирований будет способствовать снижению ущерба от последствий чрезвычайных ситуаций. Привлечение резервистов к работам по ликвидации чрезвычайных ситуаций и происшествий позволит в минимальные сроки значительно наращивать численность аварийно-спасательных формирований, задействованных в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, без ущерба для обеспечения готовности к реагированию на иные внезапно возникшие аварии и происшествия в городе.

Кроме того, закрепление в законе основных направлений, порядка деятельности общественных аварийно-спасательных формирований города Москвы, выполняемых на добровольной основе, позволит частично сократить затраты финансовых средств бюджета города Москвы, выделяемых на создание и деятельность профессиональных аварийно-спасательных служб.


Структура проекта закона города Москвы "Об общественных аварийно-спасательных формированиях города Москвы и статусе резервистов"


Предлагается следующая примерная структура проекта закона города Москвы:

Преамбула.

В преамбуле закона будет отражен предмет правового регулирования и сфера его применения.

Отдельные статьи закона.

Статьи закона должны содержать:

- основные понятия, используемые в законе;

- задачи общественных аварийно-спасательных формирований по участию в профилактике и предупреждении чрезвычайных ситуаций, аварий и происшествий, а также в работах по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

- порядок создания и ликвидации общественных аварийно-спасательных формирований;

- основные принципы деятельности общественных аварийно-спасательных формирований;

- порядок взаимодействия органов государственной власти города Москвы с общественными аварийно-спасательными формированиями;

- порядок привлечения общественных аварийно-спасательных формирований к ликвидации чрезвычайных ситуаций;

- права и обязанности общественных аварийно-спасательных формирований;

- положения об ответственности общественных аварийно-спасательных формирований;

- положения о материально-техническом и финансовом обеспечении деятельности общественных аварийно-спасательных формирований города Москвы;

- порядок осуществления контроля за деятельностью общественных аварийно-спасательных формирований;

- порядок приобретения статуса резервиста;

- порядок ведения реестра резервистов;

- порядок проведения аттестации резервистов;

- порядок приостановления и прекращения статуса резервиста;

- права и обязанности резервистов;

- положения о компенсациях и гарантиях социальной защиты резервистов;

- положения об ответственности резервистов.

В соответствии с существующей правотворческой техникой закон должен включать в себя статьи, устанавливающие порядок и сроки вступления закона в силу.


Утверждены Основные направления по формированию у молодежи города навыков безопасности жизнедеятельности до 2015 г.

Предусмотрены мероприятия по улучшению состояния здоровья, физического и морально-психологического состояния молодежи, повышению качества подготовки в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, уменьшению травматизма в сфере дорожного движения.

Мероприятия по формированию у молодежи навыков безопасности жизнедеятельности финансируются за счет средств бюджета города.


Постановление Правительства Москвы от 7 сентября 2010 г. N 776-ПП "О мерах по формированию у молодежи города Москвы навыков безопасности жизнедеятельности"


Текст постановления опубликован в "Вестнике Мэра и Правительства Москвы", сентябрь 2010 г., N 52 (дата выхода номера в свет 21.09.2010)


Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.