Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 1 июля 2014 г. N Ф01-1915/14 по делу N А79-4405/2013

Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 1 июля 2014 г. N Ф01-1915/14 по делу N А79-4405/2013

 

Нижний Новгород

 

01 июля 2014 г.

Дело N А79-4405/2013

 

Резолютивная часть постановления объявлена 27.06.2014.

Постановление изготовлено в полном объеме 01.07.2014.

 

Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:

председательствующего Чигракова А.И.,

судей Александровой О.В., Башевой Н.Ю.

при участии представителей

от дачного некоммерческого партнерства "Нагорное": Мустафина И.Р. (председатель правления);

от администрации Вурман-Сюктерского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики: Кудряшова А.В. (доверенность от 22.01.2014 N 48), Яковлева Е.А. (доверенность от 14.03.2014 N 182)

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу дачного некоммерческого партнерства "Нагорное" на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 20.03.2014, принятое судьями Цветковой С.А., Афанасьевым А.А., Павловой О.Л.,

по заявлениям дачного некоммерческого партнерства "Лесные зори", дачного некоммерческого партнерства "Нагорное"

к Собранию депутатов Вурман-Сюктерского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики, администрации Вурман-Сюктерского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики, комиссии по подготовке Правил землепользования и застройки Вурман-Сюктерского сельского поселения, обществу с ограниченной ответственностью "Арконпроект"

о признании недействующим нормативно правового акта, с участием прокуратуры Чувашской Республики,

и у с т а н о в и л :

дачное некоммерческое партнерство "Лесные зори" (далее - ДНП "Лесные зори") обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики с заявлением к Собранию депутатов Вурман-Сюктерского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействующими Правил землепользования и застройки Вурман-Сюктерского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики, утвержденных решением Собрания депутатов Вурман-Сюктерского сельского поселения от 05.04.2013 N 24-01 (далее - Правила землепользования), в части отнесения земельных участков с кадастровыми номерами: 21:21:102102:82, 21:21:102102:281, 21:21:102102:282, 21:21:102102:283, 21:21:102102:284, 21:21:102102:285, 21:21:102102:286, 21:21:102102:287, 21:21:102102:288, 21:21:102102:289, 21:21:102102:290, 21:21:102102:291, 21:21:102102:292, 21:21:102102:293, 21:21:102102:294, 21:21:102102:295, 21:21:102102:296, 21:21:102102:297, 21:21:102102:298, 21:21:102102:299, 21:21:102102:300, 21:21:102102:301, 21:21:102102:302, 21:21:102102:303, 21:21:102102:304 к территориальной зоне СХ1 "Зона сельскохозяйственных угодий".

Дачное некоммерческое партнерство "Нагорное" (далее - ДНП "Нагорное") обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики с заявлением к администрации Вурман-Сюктерского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики (далее - Администрация), Собранию депутатов Вурман-Сюктерского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики (далее - Собрание депутатов), комиссии по подготовке Правил землепользования и застройки Вурман-Сюктерского сельского поселения (далее - Комиссия), обществу с ограниченной ответственностью "Арконпроект" (далее - ООО "Арконпроект") о признании недействующим муниципального нормативного правового акта - Правил землепользования.

Определением суда от 15.08.2013 дело N А79-4405/2013 по заявлению ДНП "Лесные зори" объединено с делом N А79-5494/2013 по заявлению ДНП "Нагорное", объединенному делу присвоен N А79-4405/2013.

Решением суда первой инстанции от 18.10.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.

На указанное решение ДНП "Лесные Зори", ДНП "Нагорное" и Ефиторова Елена Александровна подали кассационные жалобы.

Постановлением Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 28.01.2014 кассационная жалоба ДНП "Лесные Зори" удовлетворена, решение Арбитражного суда Чувашской республики от 18.10.2013 по делу N А79-4405/2013 отменено, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Чувашской Республики. Кассационные жалобы Ефиторовой Елены Александровны и ДНП "Нагорное" оставлены без удовлетворения.

Решением суда первой инстанции от 20.03.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.

ДНП "Нагорное" не согласилось с принятым судебным актом и обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить его.

Заявитель жалобы считает, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. По мнению ДНП "Нагорное", Правила землепользования приняты с нарушением порядка их подготовки и утверждения, установленных статьями 31, 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), содержат ошибки, которые влекут нарушение прав и законных интересов как заявителя, так и иных жителей Вурман-Сюктерского поселения. Кроме того, ДНП "Нагорное" утверждает, что решение суда не содержит оценки и выводов о результатах исследования документов, указанных в заявлении о фальсификации доказательств.

Подробно позиции заявителя изложена в кассационной жалобе и поддержана его представителем в судебном заседании.

Администрация в отзыве на кассационную жалобу и ее представители в судебном заседании относительно доводов заявителя возразили.

Остальные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, представителей в судебное заседание не направили, отзывы на кассационные жалобы не представили.

Законность принятого Арбитражным судом Чувашской Республики решения проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, согласно решению Собрания депутатов Вурман-Сюктерского сельского поселения от 23.05.2006 N 06-16 и статье 6 Устава официальным печатным изданием для опубликования муниципальных правовых актов определена газета "Ведомости Чебоксарского района", утвержденная на основании решения Собрания депутатов Чебоксарского района от 02.03.2006 N 04-09 "Об утверждении печатного средства массовой информации - газеты "Ведомости Чебоксарского района".

Главой Вурман-Сюктерского сельского поселения принято постановление от 24.08.2012 N 74 "О подготовке проекта Правил землепользования и застройки Вурман-Сюктерского сельского поселения", которое опубликовано в газете "Ведомости Чебоксарского района" от 24.08.2012 N 24 (197).

В связи с изменением состава Комиссии 28.09.2012 главой Вурман-Сюктерского сельского поселения принято постановление N 97 "О подготовке проекта Правил землепользования и застройки Вурман-Сюктерского сельского поселения", которое опубликовано в газете "Ведомости Чебоксарского района" от 28.09.2012 N 26 (199). Приложением N 1 к постановлению определен состав комиссии по подготовке проекта Правил землепользования, приложением N 2 - порядок и сроки проведения работ.

ООО "Арконпроект" и Администрация 01.10.2012 заключили дополнительное соглашение к договору от 12.05.2011 N 293 на разработку Правил землепользования.

В газете "Ведомости Чебоксарского района" от 13.12.2012 N 29-1 (202-1) опубликован проект Правил землепользования.

Главой Вурман-Сюктерского сельского поселения принято постановление от 14.12.2012 N 21 "О проведении публичных слушаний по проекту решения Собрания депутатов Вурман-Сюктерского сельского поселения "О Правилах землепользования и застройки Вурман-Сюктерского сельского поселения", опубликованное в газете "Ведомости Чебоксарского района от 18.12.2012 N 30 (203) вместе с проектом Правил землепользования.

Публичные слушания проведены с 14.02.2013 по 17.02.2013, что подтверждается имеющимися в материалах дела протоколами. Результаты публичных слушаний комиссией по подготовке проекта Правил землепользования признаны состоявшимися, опубликованы в газете "Ведомости Чебоксарского района" от 22.02.2013 N 2 (206).

Проект изучен членами комиссии по подготовке проекта Правил землепользования 13.03.2013, что следует из протокола заседания комиссии.

Главой Администрации на основании распоряжения от 26.03.2013 N 4 направлен проект Правил землепользования на рассмотрение Собрания депутатов с приложением протоколов публичных слушаний и заключения по их итогам.

Прокуратурой Чебоксарского района 04.04.2013 выдано письмо N 01-20-2013 о соответствии проекта Правил землепользования федеральному и региональному законодательствам.

Правила землепользования утверждены решением Собрания депутатов от 05.04.2013 N 24-01 и опубликованы в газете "Ведомости Чебоксарского района" от 05.04.2013 N 10 (214).

ДНП "Нагорное" полагает, что при принятии Правил землепользования нарушен порядок их подготовки и утверждения, установленный нормами Градостроительного кодекса Российской Федерации, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим муниципального нормативного правового акта.

Руководствуясь частями 2, 5 статьи 49, пунктом 4 части 1 статьи 150, частью 2 статьи 161, частью 1 статьи 192, частями 4, 8 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 2, пунктом 4 статьи 7, пунктом 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N131-ФЗ), статьями 8, 31, 32 ГрК РФ, статьей 11 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), пунктом 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 58 "О некоторых вопросах, возникающих в судебном практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативно правовых актов",суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемый нормативный акт соответствует действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы заявителей, в связи с чем отказал ДНП "Нагорное" в удовлетворении заявленных требований.

Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятого судебного акта.

Согласно части 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

При рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт (часть 4 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

На основании статьи 2 Закона N 131-ФЗ муниципальный правовой акт - решение, принятое непосредственно населением муниципального образования по вопросам местного значения, либо решение, принятое органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления по вопросам местного значения, по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также по иным вопросам, отнесенным уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления и (или) должностных лиц местного самоуправления, документально оформленные, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающие либо изменяющие общеобязательные правила или имеющие индивидуальный характер.

В пункте 4 статьи 7 Закона N 131-ФЗ определено, что муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 8 ГрК РФ и статьей 11 ЗК РФ вопрос установления правил землепользования и застройки территорий муниципальных образований отнесен к исключительной компетенции органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности и земельных отношений.

Порядок подготовки проекта землепользования и застройки определен статьей 31 ГрК РФ, исходя из содержания которой подготовка проекта правил землепользования и застройки может осуществляться применительно ко всем территориям поселений, городских округов, а также к частям территорий поселений, городских округов с последующим внесением в правила землепользования и застройки изменений, относящихся к другим частям территорий поселений, городских округов (пункт 1 статьи 31 ГрК РФ). Подготовка проекта правил землепользования и застройки осуществляется с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования, с учетом требований технических регламентов, результатов публичных слушаний и предложений заинтересованных лиц (пункт 3 статьи 31 ГрК РФ).

В пункте 5 статьи 31 ГрК РФ установлено, что решение о подготовке проекта правил землепользования и застройки принимается главой местной администрации с установлением этапов градостроительного зонирования применительно ко всем территориям поселения, городского округа или межселенной территории либо к различным частям территорий поселения или городского округа (в случае подготовки проекта правил землепользования и застройки применительно к частям территорий поселения или городского округа), порядка и сроков проведения работ по подготовке

Одновременно с принятием решения о подготовке проекта правил землепользования и застройки главой местной администрации утверждаются состав и порядок деятельности комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки (пункт 4 статьи 31 ГрК РФ).

Глава местной администрации не позднее чем по истечении десяти дней с даты принятия решения о подготовке проекта правил землепользования и застройки обеспечивает опубликование сообщения о принятии такого решения в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещение указанного сообщения на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет" (пункт 7 статьи 31 ГрК РФ).

Согласно положениям пунктов 9, 10 статьи 31 ГрК РФ орган местного самоуправления осуществляет проверку проекта правил землепользования и застройки, представленного комиссией, на соответствие требованиям технических регламентов, генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схемам территориального планирования муниципальных районов, схемам территориального планирования субъектов Российской Федерации, схемам территориального планирования Российской Федерации, по результатам которой направляет проект правил землепользования и застройки главе муниципального образования или в случае обнаружения его несоответствия установленным требованиям в комиссию на доработку.

Глава местной администрации в течение десяти дней после представления ему проекта правил землепользования и застройки и обязательных приложений должен принять решение о направлении указанного проекта в представительный орган местного самоуправления или об отклонении проекта правил землепользования и застройки и о направлении его на доработку с указанием даты его повторного представления (пункт 16 статьи 31 ГрК РФ).

Суд установил, что обжалуемые Правила землепользования приняты уполномоченным органом - Собранием депутатов и опубликованы в газете "Ведомости Чебоксарского района" от 05.04.2013 N 10 (214).

Кроме того в рассматриваемом случае суд сделал правильный вывод о том, что оспариваемые Правила землепользования отвечают признакам муниципального нормативного правового акта, приняты компетентным органом в пределах предоставленных ему полномочий, опубликованы в установленном порядке, содержат правовые нормы, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и направленные на урегулирование общественных отношений, и правомерно рассмотрел дело по правилам главы 23 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Довод ДНП "Нагорное" о фальсификации документов по делу, которые не могут быть доказательствами, подтверждающие законность принятия оспариваемых Правил землепользования, правомерно отклонен судом.

В соответствии с частью 1 статьи 161 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации если лицо, участвующее в деле, обратится в арбитражный суд с заявлением в письменной форме о фальсификации доказательства, представленного другим лицом, участвующим в деле, суд: разъясняет уголовно-правовые последствия такого заявления; исключает оспариваемое доказательство с согласия лица, его представившего, из числа доказательств по делу; проверяет обоснованность заявления о фальсификации доказательства, если лицо, представившее это доказательство, заявило возражения относительно его исключения из числа доказательств по делу. В этом случае арбитражный суд принимает предусмотренные федеральным законом меры для проверки достоверности заявления о фальсификации доказательства, в том числе назначает экспертизу, истребует другие доказательства или принимает иные меры.

Согласно части 2 статьи 161 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации результаты рассмотрения заявления о фальсификации доказательства арбитражный суд отражает в протоколе судебного заседания.

Следовательно, заявление о фальсификации доказательства имеет своей целью исключение соответствующего доказательства из числа доказательства по делу и фактическое понуждение стороны, представившей доказательство, основывать свои доводы и возражения относительно предмета и основания иска на иных доказательствах.

Уголовно-правовые последствия заявителя о фальсификации сторонами ранее в ходе рассмотрения дела разъяснялись. Представители ответчиков от исключения указанных заявителем доказательств отказались.

Кроме того определением суда, внесенным в протокол судебного заседания, в удовлетворении заявления о фальсификации отказано, поскольку приведенные заявителем доводы не свидетельствуют о подложности оспариваемых документов, а направлены на их оценку в качестве письменных доказательств соблюдения порядка принятия нормативного правового акта, что не влечет последствий, предусмотренных статьей 161 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, суд пришел к верному выводу о соблюдении при принятии оспариваемых Правил землепользования и застройки процедуры, установленной ГрК РФ и Законом N 131-ФЗ.

Доводы, приведенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения суда первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку; не опровергают выводов суда и направлены на переоценку доказательств и установленных судом фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.

С учетом изложенного кассационная жалоба ДНП "Нагорное" не подлежит удовлетворению.

Нормы материального права применены Арбитражным судом Чувашской Республики - Чувашии правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом кассационной инстанции не установлено.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 20.03.2014 по делу N А79-4405/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу дачного некоммерческого партнерства "Нагорное" - без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

 

Председательствующий

А.И. Чиграков

 

Судьи

О.В. Александрова
Н.Ю. Башева

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

"Согласно положениям пунктов 9, 10 статьи 31 ГрК РФ орган местного самоуправления осуществляет проверку проекта правил землепользования и застройки, представленного комиссией, на соответствие требованиям технических регламентов, генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схемам территориального планирования муниципальных районов, схемам территориального планирования субъектов Российской Федерации, схемам территориального планирования Российской Федерации, по результатам которой направляет проект правил землепользования и застройки главе муниципального образования или в случае обнаружения его несоответствия установленным требованиям в комиссию на доработку.

Глава местной администрации в течение десяти дней после представления ему проекта правил землепользования и застройки и обязательных приложений должен принять решение о направлении указанного проекта в представительный орган местного самоуправления или об отклонении проекта правил землепользования и застройки и о направлении его на доработку с указанием даты его повторного представления (пункт 16 статьи 31 ГрК РФ).

...

Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, суд пришел к верному выводу о соблюдении при принятии оспариваемых Правил землепользования и застройки процедуры, установленной ГрК РФ и Законом N 131-ФЗ."