Резолютивная часть постановления объявлена 20.11.2012.
Постановление изготовлено в полном объеме 22.11.2012.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Шутиковой Т.В.,
судей Бердникова О.Е., Чижова И.В.
при участии представителя от заявителя: Гончаровой Г.А. (паспорт),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Котельничском районе Кировской области на решение Арбитражного суда Кировской области от 24.04.2012, принятое судьей Шмыриным С.Ю., и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 13.07.2012, принятое судьями Черных Л.И., Караваевой А.В., Немчаниновой М.В., по делу N А28-705/2012 по заявлению главы крестьянского хозяйства Гончаровой Галины Васильевны о признании недействительным постановления от 31.08.2011 N 05301790009568 Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Котельничском районе Кировской области,
третье лицо - Котельничский межрайонный отдел Управления Федеральной службы судебных приставов по Кировской области, и установил:
глава крестьянского хозяйства "Вятчанка" Гончарова Г.В. (далее - Глава КХ "Вятчанка", Гончарова Г.В.) обратилась в Арбитражный суд Кировской области с заявлением о признании недействительным постановления от 31.08.2011 N 05301790009568 Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Котельничском районе Кировской области (далее - Управление, Пенсионный фонд) о взыскании страховых взносов и пеней за счет имущества плательщика страховых взносов.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Котельничский межрайонный отдел Управления Федеральной службы судебных приставов по Кировской области.
Решением Арбитражного суда Кировской области от 24.04.2012 заявленное требование удовлетворено.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 13.07.2012 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Управление не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили статью 14 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ). По мнению Управления, независимо от того, в какой форме зарегистрировано крестьянское хозяйство, глава крестьянского хозяйства признается плательщиком страховых взносов после 01.01.2010 в порядке, определенном Законом N 212-ФЗ. Позиция суда относительно того, что требование от 10.06.2011 и оспариваемое постановление от 31.08.2011 вынесены в отношении крестьянского хозяйства, которое не является плательщиком страховых взносов в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, является неверной.
Кроме того, Управление не согласно с выводом суда о нарушении обязательной процедуры взыскания недоимки по страховым взносам за счет денежных средств на счетах плательщика страховых взносов в банках. Положения Закона N 212-ФЗ не предусматривают обязанности органа контроля за уплатой страховых взносов по выявлению у страхователей счетов, находящихся в кредитных учреждениях. Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе.
Пенсионный фонд заявил ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие представителя.
Глава КХ "Вятчанка" Гончарова Г.В. в отзыве на кассационную жалобу не согласилась с доводами кассационной жалобы и просила оставить ее без удовлетворения. К отзыву на кассационную жалобу Гончарова Г.В. приложила дополнительные документы.
Суд округа с учетом его компетенции, установленной в статье 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не принял дополнительно представленные документы, в связи с чем они подлежат возврату Гончаровой Г.В.
Котельничский межрайонный отдел Управления Федеральной службы судебных приставов по Кировской области, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, представителя в судебное заседание не направил.
Законность решения Арбитражного суда Кировской области и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Управление направило в адрес крестьянского хозяйства "Вятчанка" требование от 10.06.2011 N 05301740026157 об уплате в срок до 02.07.2011 страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 10 392 рублей и пеней в размере 444 рублей 51 копейки; страховых взносов на обязательное медицинское страхование в размере 1610 рублей 76 копеек и пеней в размере 68 рублей 90 копеек за 2010 год, исходя из стоимости страхового года.
Неисполнение указанного требования послужило основанием для принятия Управлением постановления от 31.08.2011 N 05301790009568 о взыскании страховых взносов и пеней за счет имущества плательщика страховых взносов - крестьянского хозяйства "Вятчанка".
Не согласившись с указанным постановлением, Глава КХ "Вятчанка" обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Руководствуясь частью 1 статьи 5, статьей 14, частью 2 статьи 18, частями 1 - 3, 5, 6 и 14 статьи 19, частями 1 и 2 статьи 20 Закона N 212-ФЗ, суд первой инстанции удовлетворил заявленное требование. Суд пришел к выводам, что организации не являются плательщиками страховых взносов в виде фиксированного платежа; процедура взыскания недоимки по страховым взносам и пеней предусматривает обязательное принятие органом контроля за уплатой страховых взносов до постановления о взыскании страховых взносов и пеней за счет имущества плательщика страховых взносов решения о взыскании недоимки по страховым взносам и пеней за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика страховых взносов в банках.
Второй арбитражный апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой (далее - плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам), если в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования не предусмотрено иное, являются плательщиками страховых взносов.
На основании частей 1 и 2 статьи 14 Закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов, указанные в пункте 2 части 1 статьи 5 данного Федерального закона, а также главы крестьянских (фермерских) хозяйств уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года (главы крестьянских (фермерских) хозяйств - за себя и за каждого члена крестьянского (фермерского) хозяйства). При этом общий размер страховых взносов по каждому соответствующему виду обязательного социального страхования определяется как произведение стоимости страхового года и количества всех членов крестьянского (фермерского) хозяйства, включая главу крестьянского (фермерского) хозяйства.
Приведенные нормы предусматривают обязанность уплаты страховых взносов, исходя из стоимости страхового года, плательщиками страховых взносов, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, в том числе главой крестьянского хозяйства за себя и за каждого члена крестьянского хозяйства, и не могут применяться к организациям (юридическим лицам).
Из материалов дела следует, что крестьянское фермерское хозяйство "Вятчанка" 19.03.1993 зарегистрировано в качестве юридического лица и поставлено на учет в качестве страхователя в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации по обязательному пенсионному страхованию (регистрационный номер 053-017-003319) и в территориальном фонде обязательного медицинского страхования (регистрационный номер 332190700163473).
Постановление от 31.08.2011 N 05301790009568 вынесено в отношении юридического лица - крестьянского хозяйства.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 19 Закона N 212-ФЗ в случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок обязанность по уплате страховых взносов исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя в банках.
В силу части 14 статьи 19 Закона N 212-ФЗ при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя или при отсутствии информации о счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя орган контроля за уплатой страховых взносов вправе взыскать страховые взносы за счет иного имущества плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя в соответствии со статьей 20 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 20 Закона N 212-ФЗ в случае, предусмотренном частью 14 статьи 19 настоящего Федерального закона, орган контроля за уплатой страховых взносов вправе взыскать страховые взносы за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона.
Таким образом, законодательством установлена определенная последовательность осуществления органом Пенсионного фонда действий по принудительному взысканию со страхователя недоимок по уплате страховых взносов, а также пеней и штрафов - процедура принудительного бесспорного (внесудебного) взыскания, одним из этапов которой является обязательное вынесение решения о взыскании недоимки за счет денежных средств на счетах плательщика страховых взносов в банках в случае неисполнения в установленный срок требования об уплате этой недоимки.
Суды установили и материалами дела подтверждается, что Пенсионным фондом не принимались решения о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет денежных средств на счетах страхователя.
При таких обстоятельствах суды правомерно признали оспариваемое постановление Управления недействительным.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено. Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине с кассационной жалобы не рассматривался, поскольку заявитель на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
решение Арбитражного суда Кировской области от 24.04.2012 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 13.07.2012 по делу N А28-705/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Котельничском районе Кировской области - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.В. Шутикова |
Судьи |
О.Е. Бердников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу части 14 статьи 19 Закона N 212-ФЗ при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя или при отсутствии информации о счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя орган контроля за уплатой страховых взносов вправе взыскать страховые взносы за счет иного имущества плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя в соответствии со статьей 20 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 20 Закона N 212-ФЗ в случае, предусмотренном частью 14 статьи 19 настоящего Федерального закона, орган контроля за уплатой страховых взносов вправе взыскать страховые взносы за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона."
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 22 ноября 2012 г. N Ф01-4810/12 по делу N А28-705/2012