Нижний Новгород |
|
26 декабря 2018 г. |
Дело N А29-1744/2018 |
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Чигракова А.И.,
судей Башевой Н.Ю., Забурдаевой И.Л.,
без участия представителей
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "Рекавери"
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 13.04.2018,
принятое судьей Тарасовым Д.А., и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 03.09.2018,
принятое судьями Кононовым П.И., Минаевой Е.В., Черных Л.И.,
по делу N А29-1744/2018
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Рекавери"
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Коми
о признании незаконными акта и предписаний
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Рекавери" (далее - ООО "Рекавери", Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Коми (далее - Управление, административный орган) о признании незаконными акта от 06.06.2017 N 03/17-06, предписаний от 06.06.2017 N 03-17/УВС-02 и N 03-17/УВС-03.
Общество уточнило заявленные требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и просило признать незаконными и отменить
акт от 18.05.2016 N 03-44-07/16-06 и предписания от 18.05.2016 N 03/16-06-1 и 03/16-06-2, а также акт от 28.10.2016 N 03/16-20 и предписания от 28.10.2016 N 03-16/УВС-07 и 03-16/УВС-08.
Арбитражный суд Республики Коми не принял названные уточнения в связи с нарушением ООО "Рекавери" требований части 1 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением суда первой инстанции от 13.04.2018 производство по делу в части признания незаконным акта проверки Управления от 06.06.2017 N 03/17-06 прекращено. В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением апелляционного суда от 03.09.2018 решение суда оставлено без изменения.
Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит признать незаконным отказ в принятии уточненных требований, отменить судебные акты и удовлетворить требования Общества в полном объеме.
Заявитель считает, что суды неправильно применили часть 1 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, сделали неправильный вывод об изменении Обществом основания заявленных требований. Суды неправомерно отказали Обществу в принятии уточненных исковых требований, так как без оценки проведения первоначальной проверки от 18.05.2016 и составленных на ее основе предписаний невозможно дать оценку законности проведения дальнейших проверок. По мнению ООО "Рекавери", в рассмотренном случае внеплановая документарная проверка проведена с нарушением порядка, установленного действующим законодательством, оснований для ее проведения (неисполнение ранее выданных предписаний) не было, в связи с чем акт проверки от 06.06.2017 и выданные на его основе предписания являются незаконными. Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе.
ООО "Рекавери", надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, представителей в судебное заседание не направило.
Управление в отзыве возразило относительно доводов заявителя, представило ходатайство о рассмотрении спора в его отсутствие.
Законность принятых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Управление на основании приказа от 27.03.2017 N 196 в период с 10.05.2017 по 06.06.2017 в отношении ООО "Рекавери" провело внеплановую документарную проверку с целью контроля за исполнением Обществом предписаний уполномоченного органа от 28.10.2016 N 03-16/УВС-07 и 03-16/УВС-08 об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований, а также проверки исполнения Обществом уведомления Департамента по недропользованию по Северо-Западному федеральному округу по Республике Коми (от 23.12.2016 N 01-09-23/546 "О допущенных ООО "Рекавери" нарушениях условий пользования недрами по лицензии СЫК 01666НЭ".
Результаты проверки зафиксированы в акте от 06.06.2017 N 03-17/УВС-03.
Управление вынесло в адрес ООО "Рекавери" предписания от 06.06.2017 N 03-17/УВС-02 и 03-17/УВС-03 об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований в срок до 06.06.2018.
Согласно предписанию от 06.06.2017 N 03-17/УВС-02 на Общество возложена обязанность погасить задолженность по уплате текущих платежей за пользование недрами и на добычу полезных ископаемых (нефть).
На основании предписания от 06.06.2017 N 03-17/УВС-02 и 03-17/УВС-03 Общество обязано предоставить статистическую отчетность за 2012 - 2015 годы в отдел геологии и лицензирования Департамента по недропользованию по Северо-Западному федеральному округу по Республике Коми.
Не согласившись с действиями административного органа по осуществлению проверочных мероприятий, актом проверки от 06.06.2017 N 03-17/УВС-03 и предписаниями от 06.06.2017, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующими требованиями.
Руководствуясь статьями 51, 190 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), статьями 54, 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 61 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица", суд не нашел оснований для удовлетворения заявленных требований.
Апелляционный суд оставил решение суда без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
На основании части 1 статьи 198 и части 4 статьи 200 АПРК РФ действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 65 АПК РФ обязанность по обоснованию и доказыванию фактов нарушения прав и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в арбитражный суд в порядке главы 24 АПК РФ.
Общество полагает, что акт проверки от 06.06.2017 N 03/17-06 является неотъемлемой частью проверки и прекращение производства в связи с непризнанием акта ненормативным правовым актом является незаконным.
В части 1 статьи 27 АПК РФ определено, что арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности Подведомственность экономических споров и других дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, определена статьей 29 АПК РФ.
Таким образом, заинтересованные лица, указанные в АПК РФ, имеют право обжаловать в арбитражном суде только те документы, которые обладают признаками ненормативных правовых актов и при этом не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан или юридических лиц.
Оспариваемый акт должен быть юридически властным волеизъявлением полномочного органа (должностного лица), обращенным к конкретному лицу, направленным на возникновение, изменение или прекращение определенных правовых последствий, а также нарушать права заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Оценив акт проверки от 06.06.2017 N 03/17-06, суды обоснованно посчитали, что данный документ не обладал признаками ненормативного правового акта, поскольку не содержал каких-либо обязательных для заявителя предписаний или распоряжений и сам по себе не повлек для него юридических последствий в виде установления, изменения или отмены прав и обязанностей в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в связи с чем не может быть оспорен самостоятельно в порядке, предусмотренном АПК РФ.
Производство по делу в части требования о признании акта проверки от 06.06.2017 N 03/17-06 недействительным обоснованно прекращено судом на основании пункта 1 части 1 статьи 150 АПК РФ.
В силу части 4 статьи 198 АПК РФ заявление о признании недействительным ненормативного правового акта может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 18.11.2004 N 367-О разъяснил, что установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений, действий (бездействия) незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту, поскольку несоблюдение установленного срока, в силу соответствующих норм АПК РФ, не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, то есть в судебном заседании. Заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, и, если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом.
Лицо должно доказать, что оно обратилось в суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов в установленный законом срок с момента, когда ему стало известно о нарушении его прав и законных интересов, а в случае пропуска такого срока - ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока с обоснованием причин уважительности пропуска срока. При этом пропуск трехмесячного срока на обжалование ненормативного акта государственного органа является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Суды сделали вывод о том, что в данном случае с заявлением в Арбитражный суд Республики Коми об оспаривании предписаний Управления от 06.06.2017 N 03-17/УВС-02 и 03-17/УВС-03 Общество обратилось 06.02.2018 со значительным пропуском установленного частью 4 статьи 198 АПК РФ процессуального срока на обжалование. Доказательств наличия уважительных причин пропуска срока обращения в суд первой инстанции Общество не представило.
При этом суды правомерно исходили из следующего.
Согласно пункту 2 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации заявления (далее - ГК РФ) место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.
Пунктом 1 статьи 165.1 ГК РФ установлено, что заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
В соответствии с пунктом 3 статьи 54 ГК РФ юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений (статья 165.1), доставленных по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя. Сообщения, доставленные по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по указанному адресу.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ по состоянию на 06.06.2017 местом нахождения ООО "Рекавери" является: Республика Коми, город Усинск, улица Молодежная, дом 25, квартира 60.
Направление Управлением в адрес Общества предписаний от 06.06.2017 N 03-17/УВС-02 и 03-17/УВС-03 по его юридическому адресу: Республика Коми, город Усинск, улица Молодежная, дом 25, квартира 60, подтверждается представленными в материалы дела доказательствами: списком внутренних почтовых отправлений от 09.06.2017 N 101 (том 3, лист дела 57); письмом от 08.06.2017 (том 3, лист дела 61); копией почтового уведомления с номером почтового идентификатора с отметкой об истечении срока хранения (том 1, лист дела 186). Указанная почтовая корреспонденция вернулась Управлению без вручения Обществу по причине истечения срока хранения (том 3, листы дела 67 - 73).
В соответствии с частью 2 статьи 9 АПК РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
В пункте 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 61 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица" указано, что юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, поступивших по его адресу, указанному в ЕГРЮЛ, а также риск отсутствия по этому адресу своего представителя.
Таким образом, суды правильно посчитали, что оспариваемые предписания направлены Управлением по юридическому адресу Общества (том 3, лист дела 23) и считаются полученными не позднее конца июля 2017 года, заявление о признании оспариваемых предписаний недействительными направлено в суд 06.02.2018 со значительным пропуском установленного процессуального срока.
С учетом изложенного доводы ООО "Рекавери" о том, что только с момента получения письма Севзапнедра от 15.12.2017 N 01-09-28/6156 ему впервые стало известно о фактах проведения Управлением в отношении Общества проверки, а также о том, что о наличии всех обжалуемых актов и предписаний Общество узнало из письма Росприроднадзора от 20.12.2018 N 03-11/5542, являются несостоятельными.
В связи с пропуском Обществом предусмотренного частью 4 статьи 198 АПК РФ срока у судов имелись безусловные основания для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Довод заявителя кассационной жалобы о нарушении судом первой инстанции части 1 статьи 49 АПК РФ отклоняется, поскольку при уточнении требований в части признания незаконными и отмене акта от 18.05.2016 N 03-44-07/16-06 и предписаний от 18.05.2016 N 03/16-06-1 и 03/16-06-2, а также акта от 28.10.2016 N 03/16-20 и предписаний от 28.10.2016 N 03-16/УВС-07 и 03-16/УВС-08 были одновременно изменены предмет и основание заявленного требования.
Суды правильно указали, что оспариваемые акты и предписания от 18.05.2016, от 28.10.2016 и от 06.06.2017 составлены и вынесены по результатам различных проведенных ответчиком проверок, на основании разных приказов об их проведении. В то же время отказ в принятии дополнительных требований не препятствует Обществу обратиться в суд с самостоятельным требованием об оспаривании актов и предписаний ответчика от 18.05.2016 и от 28.10.2016.
С учетом изложенного у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены обжалуемых судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в судебных инстанциях, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводов судов и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Арбитражный суд Республики Коми и Второй арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кассационная жалоба Общества не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по кассационной жалобе подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 13.04.2018 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 03.09.2018 по делу N А29-1744/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Рекавери" - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы отнести на общество с ограниченной ответственностью "Рекавери".
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.И. Чиграков |
Судьи |
Н.Ю. Башева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 1 статьи 165.1 ГК РФ установлено, что заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
В соответствии с пунктом 3 статьи 54 ГК РФ юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений (статья 165.1), доставленных по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя. Сообщения, доставленные по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по указанному адресу.
...
В пункте 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 61 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица" указано, что юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, поступивших по его адресу, указанному в ЕГРЮЛ, а также риск отсутствия по этому адресу своего представителя."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 26 декабря 2018 г. N Ф01-6286/18 по делу N А29-1744/2018